СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Программа воспитания как основа проектирования воспитательной деятельности в образовательной организации»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общая цель воспитания – личностное развитие школьников, проявляющееся:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Просмотр содержимого документа
««Программа воспитания как основа проектирования воспитательной деятельности в образовательной организации»»

Выступление на педагогическом совете            Рыбакова Лариса Владимировна

Выступление на педагогическом совете

Рыбакова Лариса Владимировна

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив. Мир «особого» ребенка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребенка допускает лишь своих.  (Н.А. Калиман)

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка допускает лишь своих.

(Н.А. Калиман)

Основания для разработки программы воспитания   31 июля 2020 года принят закон N 304-ФЗ  О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в российской федерации»  по вопросам воспитания обучающихся.

Основания для разработки программы воспитания

31 июля 2020 года принят закон N 304-ФЗ

О внесении изменений в Федеральный закон

«Об образовании в российской федерации»

по вопросам воспитания обучающихся.

ЧТО НОВОГО… Расширение направлений воспитательной работы, а именно включение в него направлений по формированию у обучающихся: Чувства патриотизма и гражданственности; уважения к памятникам защитников Отечества и подвигов героев Отечества; уважения к закону и правопорядку;  уважения к человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения; бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации; бережного отношения к природе и окружающей среде.

ЧТО НОВОГО…

Расширение направлений воспитательной работы, а именно включение в него направлений по формированию у обучающихся:

  • Чувства патриотизма и гражданственности;
  • уважения к памятникам защитников Отечества и подвигов героев Отечества;
  • уважения к закону и правопорядку; 
  • уважения к человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения;
  • бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации;
  • бережного отношения к природе и окружающей среде.
ЧТО НОВОГО … Введение таких документов по организации воспитательной работы, как: «рабочая программа воспитания» «календарный план воспитательной работы». Они должны быть включены в основную образовательную программу!  Закрепление за образовательными организациями права на самостоятельную разработку этих документов.

ЧТО НОВОГО

Введение таких документов по организации воспитательной работы, как:

  • «рабочая программа воспитания»
  • «календарный план воспитательной работы».

Они должны быть включены в основную образовательную программу!

Закрепление за образовательными организациями права на самостоятельную разработку этих документов.

Программа воспитания Единые разделы: «Особенности организуемого в Центре воспитательного процесса». «Цель и задачи воспитания». «Виды, формы и содержание деятельности». «Основные направления самоанализа воспитательной работы». Особенные приложения: Календарные планы воспитательной работы

Программа воспитания

Единые разделы:

  • «Особенности организуемого в Центре воспитательного процесса».
  • «Цель и задачи воспитания».
  • «Виды, формы и содержание деятельности».
  • «Основные направления самоанализа воспитательной работы».

Особенные приложения:

Календарные планы воспитательной работы

Раздел 1. «Особенности организуемого в  Центре воспитательного процесса» Это краткая информация о: специфике расположения Центра; источниках положительного или отрицательного влияния на детей;  значимых партнерах Центра; особенностях контингента учащихся; оригинальных воспитательных находках; важных для Центра традициях воспитания.

Раздел 1. «Особенности организуемого в Центре воспитательного процесса»

Это краткая информация о:

  • специфике расположения Центра;
  • источниках положительного или отрицательного влияния на детей;
  • значимых партнерах Центра;
  • особенностях контингента учащихся;
  • оригинальных воспитательных находках;
  • важных для Центра традициях воспитания.
Раздел 2. «Цель и задачи воспитания» Общая цель  воспитания – личностное развитие школьников, проявляющееся: 1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); 2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); 3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Раздел 2. «Цель и задачи воспитания»

Общая цель воспитания – личностное развитие школьников, проявляющееся:

  • 1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
  • 2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
  • 3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Раздел 2. «Цель и задачи воспитания»

  • Реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации и проведения;
  • реализовывать потенциал классного руководства в воспитании младших школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы; создание актива класса;
  • вовлекать школьников в кружки, творческие объединения и курсы внеурочной деятельности, работающие по школьным программам дополнительного образования, реализовывать их воспитательные возможности;
  • использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
  • инициировать и поддерживать ученическое самоуправление на уровне классных сообществ;
  • организовывать профориентационную работу со школьниками;
  • организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями;
  • организовывать для школьников экскурсии, пешие прогулки и походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
  • развивать предметно-эстетическую среду Центра и реализовывать ее воспитательные возможности.

Раздел 3. «Виды, формы и содержание деятельности» Инвариантные (обязательные) модули :  «Классное руководство».  «Школьный урок».  «Курсы внеурочной деятельности».  «Работа с родителями».  «Самоуправление».  «Профориентация».

Раздел 3. «Виды, формы и содержание деятельности»

Инвариантные (обязательные) модули :

  • «Классное руководство».
  • «Школьный урок».
  • «Курсы внеурочной деятельности».
  • «Работа с родителями».
  • «Самоуправление».
  • «Профориентация».

Раздел 3. «Виды, формы и содержание деятельности» Вариативные модули :  «Ключевые общешкольные дела».  «Волонтерство».  «Экскурсии, экспедиции, походы».  «Организация предметно-эстетической среды».

Раздел 3. «Виды, формы и содержание деятельности»

Вариативные модули :

  • «Ключевые общешкольные дела».
  • «Волонтерство».
  • «Экскурсии, экспедиции, походы».
  • «Организация предметно-эстетической среды».
Раздел 4. «Основные направления самоанализа воспитательной работы» Результаты воспитания: Критерием является динамика личностного развития школьников каждого класса. Осуществляется анализ классными руководителями совместно с педагогом-организатором с последующим обсуждением его результатов. Способом получения информации о результатах воспитания школьников является педагогическое наблюдение. Внимание уделяется следующим вопросам: какие проблемы личностного развития школьников удалось решить, какие не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать.

Раздел 4. «Основные направления самоанализа воспитательной работы»

  • Результаты воспитания:
  • Критерием является динамика личностного развития школьников каждого класса.
  • Осуществляется анализ классными руководителями совместно с педагогом-организатором с последующим обсуждением его результатов.
  • Способом получения информации о результатах воспитания школьников является педагогическое наблюдение.
  • Внимание уделяется следующим вопросам:
  • какие проблемы личностного развития школьников удалось решить, какие не удалось и почему;
  • какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать.
Раздел 4. «Основные направления самоанализа воспитательной работы» 2. Состояние организуемой в Центре совместной деятельности детей и взрослых. Критерием является наличие в Центре интересной , событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ педагогом-организатором, классными руководителями, родителями . Способами получения информации о совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей.

Раздел 4. «Основные направления самоанализа воспитательной работы»

2. Состояние организуемой в Центре совместной деятельности детей и взрослых.

  • Критерием является наличие в Центре интересной , событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
  • Осуществляется анализ педагогом-организатором, классными руководителями, родителями .
  • Способами получения информации о совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей.
Раздел 4. «Основные направления самоанализа  воспитательной работы» Сосредотачиваемся на вопросах, связанных с качеством: проводимых общешкольных ключевых дел; совместной деятельности классных руководителей и их классов; организуемой в Центре внеурочной деятельности; реализации личностно - развивающего потенциала школьных уроков; проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов; профориентационной работы школы; организации предметно-эстетической среды школы; взаимодействия Центра и семей школьников.  Итогом самоанализа ВР является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.

Раздел 4. «Основные направления самоанализа воспитательной работы»

Сосредотачиваемся на вопросах, связанных с качеством:

  • проводимых общешкольных ключевых дел;
  • совместной деятельности классных руководителей и их классов;
  • организуемой в Центре внеурочной деятельности;
  • реализации личностно - развивающего потенциала школьных уроков;
  • проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
  • профориентационной работы школы;
  • организации предметно-эстетической среды школы;
  • взаимодействия Центра и семей школьников.

Итогом самоанализа ВР является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.

«Современные воспитательные технологии, их применение в работе классного руководителя» Технология – это система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких-либо проблем. Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям. Выбору современной технологии воспитания предшествует такой важный фактор, как диагностика.

«Современные воспитательные технологии, их применение в работе классного руководителя»

  • Технология – это система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких-либо проблем.
  • Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
  • Выбору современной технологии воспитания предшествует такой важный фактор, как диагностика.
«Современные воспитательные технологии, их применение в работе классного руководителя» Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.  Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты: • Диагностирование; • целеполагание; • проектирование; • конструирование; • организационно – деятельностный компонент; • контрольно – управленческий компонент; • содержательный компонент.

«Современные воспитательные технологии, их применение в работе классного руководителя»

Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:

• Диагностирование;

• целеполагание;

• проектирование;

• конструирование;

• организационно – деятельностный компонент;

• контрольно – управленческий компонент;

• содержательный компонент.

«Современные воспитательные технологии, их применение в работе классного руководителя» Все технологии условно можно разделить на две группы: традиционные и современные . Много лет используются с большим успехом традиционные технологии: Технология организации и проведения группового воспитательного дела. Педагогика сотрудничества. Гуманно – личностная технология. Технология коллективного творческого воспитания. Технология гуманного коллективного воспитания.

«Современные воспитательные технологии, их применение в работе классного руководителя»

Все технологии условно можно разделить на две группы: традиционные и современные .

Много лет используются с большим успехом традиционные технологии:

  • Технология организации и проведения группового воспитательного дела.
  • Педагогика сотрудничества.
  • Гуманно – личностная технология.
  • Технология коллективного творческого воспитания.
  • Технология гуманного коллективного воспитания.
«Современные воспитательные технологии, их применение в работе классного руководителя» В последнее время большое распространение получили также современные воспитательные технологии: здоровьесберегающая технология; технология проектов; технология личностно-развивающего диалога; технология педагогического разрешения конфликта; информационно-коммуникативная технология; социальное проектирование; арт-технология.

«Современные воспитательные технологии, их применение в работе классного руководителя»

В последнее время большое распространение получили также современные воспитательные технологии:

  • здоровьесберегающая технология;
  • технология проектов;
  • технология личностно-развивающего диалога;
  • технология педагогического разрешения конфликта;
  • информационно-коммуникативная технология;
  • социальное проектирование;
  • арт-технология.
«Современные воспитательные технологии, их применение в работе классного руководителя» Но все современные технологии воспитания осуществляются по определенному эффективному алгоритму:  1) подготовительный этап (диагностирование); 2) пробуждение интереса к знаниям у ребёнка; 3) психологический настрой (вступительное слово); 4) содержательная часть (подробное описание предметной деятельности); 5) завершающий этап; 6) планы на будущее.

«Современные воспитательные технологии, их применение в работе классного руководителя»

Но все современные технологии воспитания осуществляются по определенному эффективному алгоритму:

1) подготовительный этап (диагностирование);

2) пробуждение интереса к знаниям у ребёнка;

3) психологический настрой (вступительное слово);

4) содержательная часть (подробное описание предметной деятельности);

5) завершающий этап;

6) планы на будущее.

Технология Коллективное творческое дело  Игоря Петровича Иванова Постулаты КТД: коллективное творчество; единое дело и добровольное участие в нем; свобода выбора форм деятельности; содружество взрослых и детей; развитие коллектива. Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности.

Технология Коллективное творческое дело Игоря Петровича Иванова

Постулаты КТД:

  • коллективное творчество;
  • единое дело и добровольное участие в нем;
  • свобода выбора форм деятельности;
  • содружество взрослых и детей;
  • развитие коллектива.

Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности.

 Виды коллективных дел:  Трудовые КТД (пример: «Трудовой десант»).

Виды коллективных дел: Трудовые КТД (пример: «Трудовой десант»).

Виды коллективных дел:  Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг»).

Виды коллективных дел: Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг»).

Виды коллективных дел:  Художественные КТД  (пример: художественно-эстетическое творчество).

Виды коллективных дел: Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество).

Виды коллективных дел:  Спортивные КТД (пример: «Спартакиада»).

Виды коллективных дел: Спортивные КТД (пример: «Спартакиада»).

Виды коллективных дел:  Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы).

Виды коллективных дел: Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы).

Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно–ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание педагога. Становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы.

Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно–ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание педагога.

Становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы.

Современный французский ученый Эрнест Легуве так определил науку воспитания: «Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас». От себя позволю продолжить эту мысль – потому что нас когда-то не станет, но мир останется, и каким он будет – добрым или злым – во многом будет зависеть от того, что мы заложим в души наших детей.

Современный французский ученый Эрнест Легуве так определил науку воспитания: «Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас».

От себя позволю продолжить эту мысль – потому что нас когда-то не станет, но мир останется, и каким он будет – добрым или злым – во многом будет зависеть от того, что мы заложим в души наших детей.