Выступление на педагогическом совете
Рыбакова Лариса Владимировна
Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка допускает лишь своих.
(Н.А. Калиман)
Основания для разработки программы воспитания
31 июля 2020 года принят закон N 304-ФЗ
О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в российской федерации»
по вопросам воспитания обучающихся.
ЧТО НОВОГО…
Расширение направлений воспитательной работы, а именно включение в него направлений по формированию у обучающихся:
- Чувства патриотизма и гражданственности;
- уважения к памятникам защитников Отечества и подвигов героев Отечества;
- уважения к закону и правопорядку;
- уважения к человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения;
- бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации;
- бережного отношения к природе и окружающей среде.
ЧТО НОВОГО …
Введение таких документов по организации воспитательной работы, как:
- «рабочая программа воспитания»
- «календарный план воспитательной работы».
Они должны быть включены в основную образовательную программу!
Закрепление за образовательными организациями права на самостоятельную разработку этих документов.
Программа воспитания
Единые разделы:
- «Особенности организуемого в Центре воспитательного процесса».
- «Цель и задачи воспитания».
- «Виды, формы и содержание деятельности».
- «Основные направления самоанализа воспитательной работы».
Особенные приложения:
Календарные планы воспитательной работы
Раздел 1. «Особенности организуемого в Центре воспитательного процесса»
Это краткая информация о:
- специфике расположения Центра;
- источниках положительного или отрицательного влияния на детей;
- значимых партнерах Центра;
- особенностях контингента учащихся;
- оригинальных воспитательных находках;
- важных для Центра традициях воспитания.
Раздел 2. «Цель и задачи воспитания»
Общая цель воспитания – личностное развитие школьников, проявляющееся:
- 1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
- 2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
- 3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Раздел 2. «Цель и задачи воспитания»
- Реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации и проведения;
- реализовывать потенциал классного руководства в воспитании младших школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы; создание актива класса;
- вовлекать школьников в кружки, творческие объединения и курсы внеурочной деятельности, работающие по школьным программам дополнительного образования, реализовывать их воспитательные возможности;
- использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
- инициировать и поддерживать ученическое самоуправление на уровне классных сообществ;
- организовывать профориентационную работу со школьниками;
- организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями;
- организовывать для школьников экскурсии, пешие прогулки и походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
- развивать предметно-эстетическую среду Центра и реализовывать ее воспитательные возможности.
Раздел 3. «Виды, формы и содержание деятельности»
Инвариантные (обязательные) модули :
- «Классное руководство».
- «Школьный урок».
- «Курсы внеурочной деятельности».
- «Работа с родителями».
- «Самоуправление».
- «Профориентация».
Раздел 3. «Виды, формы и содержание деятельности»
Вариативные модули :
- «Ключевые общешкольные дела».
- «Волонтерство».
- «Экскурсии, экспедиции, походы».
- «Организация предметно-эстетической среды».
Раздел 4. «Основные направления самоанализа воспитательной работы»
- Критерием является динамика личностного развития школьников каждого класса.
- Осуществляется анализ классными руководителями совместно с педагогом-организатором с последующим обсуждением его результатов.
- Способом получения информации о результатах воспитания школьников является педагогическое наблюдение.
- Внимание уделяется следующим вопросам:
- какие проблемы личностного развития школьников удалось решить, какие не удалось и почему;
- какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать.
Раздел 4. «Основные направления самоанализа воспитательной работы»
2. Состояние организуемой в Центре совместной деятельности детей и взрослых.
- Критерием является наличие в Центре интересной , событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
- Осуществляется анализ педагогом-организатором, классными руководителями, родителями .
- Способами получения информации о совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей.
Раздел 4. «Основные направления самоанализа воспитательной работы»
Сосредотачиваемся на вопросах, связанных с качеством:
- проводимых общешкольных ключевых дел;
- совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- организуемой в Центре внеурочной деятельности;
- реализации личностно - развивающего потенциала школьных уроков;
- проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
- профориентационной работы школы;
- организации предметно-эстетической среды школы;
- взаимодействия Центра и семей школьников.
Итогом самоанализа ВР является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.
«Современные воспитательные технологии, их применение в работе классного руководителя»
- Технология – это система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких-либо проблем.
- Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
- Выбору современной технологии воспитания предшествует такой важный фактор, как диагностика.
«Современные воспитательные технологии, их применение в работе классного руководителя»
Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
• Диагностирование;
• целеполагание;
• проектирование;
• конструирование;
• организационно – деятельностный компонент;
• контрольно – управленческий компонент;
• содержательный компонент.
«Современные воспитательные технологии, их применение в работе классного руководителя»
Все технологии условно можно разделить на две группы: традиционные и современные .
Много лет используются с большим успехом традиционные технологии:
- Технология организации и проведения группового воспитательного дела.
- Педагогика сотрудничества.
- Гуманно – личностная технология.
- Технология коллективного творческого воспитания.
- Технология гуманного коллективного воспитания.
«Современные воспитательные технологии, их применение в работе классного руководителя»
В последнее время большое распространение получили также современные воспитательные технологии:
- здоровьесберегающая технология;
- технология проектов;
- технология личностно-развивающего диалога;
- технология педагогического разрешения конфликта;
- информационно-коммуникативная технология;
- социальное проектирование;
- арт-технология.
«Современные воспитательные технологии, их применение в работе классного руководителя»
Но все современные технологии воспитания осуществляются по определенному эффективному алгоритму:
1) подготовительный этап (диагностирование);
2) пробуждение интереса к знаниям у ребёнка;
3) психологический настрой (вступительное слово);
4) содержательная часть (подробное описание предметной деятельности);
5) завершающий этап;
6) планы на будущее.
Технология Коллективное творческое дело Игоря Петровича Иванова
Постулаты КТД:
- коллективное творчество;
- единое дело и добровольное участие в нем;
- свобода выбора форм деятельности;
- содружество взрослых и детей;
- развитие коллектива.
Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности.
Виды коллективных дел: Трудовые КТД (пример: «Трудовой десант»).
Виды коллективных дел: Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг»).
Виды коллективных дел: Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество).
Виды коллективных дел: Спортивные КТД (пример: «Спартакиада»).
Виды коллективных дел: Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы).
Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно–ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание педагога.
Становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы.
Современный французский ученый Эрнест Легуве так определил науку воспитания: «Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас».
От себя позволю продолжить эту мысль – потому что нас когда-то не станет, но мир останется, и каким он будет – добрым или злым – во многом будет зависеть от того, что мы заложим в души наших детей.