МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 2»
Программа воспитания
«Шаг за шагом»
Период реализации: 2015 - 2019г.
«Согласовано» Заместитель директора по ВР ____________ Калашникова Н.Г. «___» ______________ 2015 г. | «Утверждаю» Директор школы ___________Хохлова В.Н. «___» ___________2015 г. |
Учитель начальных классов Мурзина Светлана Николаевна
Мухоршибирь, 2015
Содержание:
Пояснительная записка.
Информационная карта программы воспитания.
Аналитическая справка о классном коллективе.
Ведущие направления деятельности.
Содержание работы по направлениям.
Формы работы.
Социальные партнёры.
Сотрудничество с родителями.
Практическая значимость воспитательной системы класса «Шаг за шагом».
10. Список используемой литературы.
1. Пояснительная записка.
Данная программа адресована учащимся 1-4 классов МБОУ «Мухоршибирская СОШ №2». Она не противоречит воспитательной программе школы, перекликается с её основными направлениями, целями и задачами.
Актуальность.
По концепции ФГОС НОО, становление личностных характеристик выпускника начальной школы отражает его ценностные ориентации: «любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни».
Целью создания воспитательной программы класса стала необходимость организации непрерывного воспитательного процесса в отдельно взятом классе в соответствии с требованиями нового стандарта ФГОС НОО к достижению личностных результатов в освоении образовательной программы начального общего образования. В основу данной системы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, обеспечивающие формирование у обучающихся гражданской идентичности.
2. Информационная карта программы воспитания
Название программы | «Шаг за шагом» |
Автор | Мурзина Светлана Николаевна, МБОУ «Мухоршибирская СОШ №2», первая кв. категория |
Период реализации системы | 2015 – 2019 годы |
Сроки этапов реализации системы | 2015 – 2016уч.год: 1 класс 2016 – 2017уч.год: 2 класс 2017 – 2018уч.год: 3 класс 2018 – 2019уч.год: 4 класс |
Участники | Администрация школы; классный руководитель; учащиеся класса и их родители; педагоги дополнительного образования, представители социума. |
Цель | Создание психолого-педагогических условий для формирования личности ученика, ориентированной на устойчивое развитие и самосовершенствование. |
Задачи | создать условия для системной и многоаспектной деятельности обучающихся класса, включающей построение межличностных отношений, выбор форм общественного поведения, формирование побуждающих мотивов, как потребности действовать в соответствии с нравственными образцами; создать условия для развития и реализации творческого и интеллектуального потенциалов личности каждого обучающегося; создать условия для формирования активной позиции по каждому из реализуемых направлений деятельности. |
Ожидаемые результаты | Приобретение и присвоение каждым обучающимся социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе нравственных категориях и т.д.); Получение каждым обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям российского общества; Получение каждым обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. |
3. Аналитическая справка о классном коллективе.
(По состоянию на 1.10.2015г)
Дети 1 «а» класса поступили в МБОУ «Мухоршибирская СОШ №2» 1 сентября 2015 года в составе 23 человек. Из них 8 девочек и 15мальчиков.
Большинство детей воспитывается в полных семьях, в доброжелательной атмосфере. В классе 3 многодетные семьи. Трое детей проживают в неполной семье, но их воспитанию уделяется большое внимание. Имеется семья, требующая особого внимания, как многодетная и малообеспеченная.
Все родители обеспечили детей необходимыми принадлежностями для учебы, регулярно интересуются жизнью класса и достижениями своих детей.
Учащиеся имеют хорошие успехи в освоении учебных дисциплин. Большая часть класса имеет положительную мотивацию учения. Есть дети, которые испытывают трудности, хотя, все имеют неплохой потенциал и способны добиться хороших результатов в освоении образовательной программы.
Некоторые учащиеся обладают хорошими творческими способностями, имеют опыт публичных выступлений, участия в различных конкурсах ДОУ.
Взаимоотношения между учащимися дружеские, доброжелательные, т.к. многие были знакомы друг с другом ещё до школы, посещали одно и то же дошкольное учреждение. Проблемы во взаимоотношениях между мальчиками и девочками не выявлены. Но были случаи проявления немотивированной агрессии в отношении друг к другу, однако это не имеет систематического характера и не связано с антипатией по отношению к одноклассникам. Дисциплина на уроках удовлетворительная. Но есть серьёзные проблемы в поведении некоторых учащихся вне уроков, культура поведения требует серьёзной корректировки.
Состояние здоровья учащихся – находящихся на инд.обучении нет, инвалидов нет. 87% детей имеют основную группу здоровья.
Вывод: необходимы мероприятия, направленные на
Поддержание и укрепление здоровья;
сплочение детского коллектива;формирование уровня культуры класса;
духовно-нравственное воспитание учащихся с целью формирования у них системы ценностей, с позиции которых они будут оценивать свои действия и поступки, воспринимать окружающий мир.
выявление умственного и творческого потенциала детей;
организацию эффективной работы с родителями.
4. Ведущие направления деятельности
В работе с классом выделено5 приоритетных направлений:
«Здоровье»
«Духовно-нравственное воспитание»
«Мои способности»
«Культура»
«Семья»
Цель: создание психолого-педагогических условий для формирования личности ученика, ориентированной на устойчивое развитие и самосовершенствование.
Каждое из направлений призвано решать свои задачи:
Формировать физически здоровую личность через: участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях школы и класса, экскурсии, походы, клубы выходного дня. Прививать гигиенические навыки. Направить работу на воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся.
Использовать различные формы работы для воспитания гражданского чувства школьников: уважения к своей семье, своему народу, интерес духовным ценностям современного мира, формирования нравственного отношения к человеку, труду, природе, Родине, развития коммуникативных качеств личности.
Создавать условия для продвижения каждого ребенка в интеллектуальном развитии, через сотрудничество с внешкольными учреждениями (ЦДОД, РДК, ДЮСШ, библиотеки села). Расширять круг знаний и интересов путем вовлечения во внеклассную работу, обогащать представления детей об окружающем мире, выявлять индивидуальные творческие способности детей.
Создавать условия для сплочения детского коллектива. Строить отношения в классе на принципах доброжелательности, ответственности, взаимном уважении. Прививать этические нормы поведения и общения.
Организация психолого – педагогического просвещения родителей через родительские собрания, тематические и индивидуальные консультации и беседы.Создание благоприятной атмосферы на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик - родитель». Организация внеклассной работы и совместного досуга.
Воспитательная работа построена по принципу концентричности: по выбранным направлениям ученикам предлагаются мероприятия и виды работ от простых -1 класс к более сложным по содержанию во 2-м, 3-м, 4-м
1 класс. Образовательный уровень начально-адаптивный. Основа его познавательная деятельность. Учащиеся приобретают знания умения и навыки о себе, о своих товарищах, о сохранности здоровья, о своей стране, селе, семье, и т.д. Уровень коммуникации в образовательном процессе - демонстративный: смотри, как делаю я.
2 класс. Образовательный уровень: поисковый. Основа его практическая деятельность. Уровень коммуникации репродуктивный, частично-поисковый: делай как я. Накапливается опыт исполнительной деятельности, который вместе с практикой приводит к мастерству.
3 класс. Образовательный уровень лабораторно-исследовательский. Уровень коммуникации продуктивный: делай сам. Учащиеся накапливают опыт творческой деятельности. Идет коррекция развития интересов и способностей.
4 класс. Уровень коммуникации креативный. В образовательном процессе ведущая роль отводится сотворчеству, прослеживается выражение собственного «Я». Идет подготовка к адаптации в 5 классе.
Вся работа соотносится с общешкольным воспитательным планом. В течение учебного года воспитательная работа может корректироваться с учетом школьных, районных, региональных мероприятий и рекомендаций Министерства образованияи науки РФ, Министерства образования и науки Республики Бурятия.
5. Содержание работы по направлениям. |
«Здоровье» |
Месяц | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
В течение всего года | Гигиена каждый день. Опрятный внешний вид. Чередование труда и отдыха. Правила безопасного поведения. Инструктажи по технике безопасности. |
Сентябрь | Общешкольный поход. День здоровья. Конкурс букетов. | Общешкольный поход. День здоровья. Конкурс | Общешкольный поход. День здоровья. Конкурс фотографий «Золотая осень». | Общешкольный поход. День здоровья. Кулинарный конкурс. |
Октябрь | Праздник «В гостях у Мойдодыра» | Встреча с работниками ЦРБ «Болезни грязных рук» | Интерактивная игра «Если хочешь быть здоров» | Стенгазета «Здоровье – это здорово!» |
Ноябрь | Беседа «Осторожно, гололёд» | Азбука безопасности. Тематическая подборка сюжетов про обращение с электроприборами. | Нужные и ненужные тебе лекарства. Поговорим о домашней аптечке. | Проект Азбука безопасности (лэпбук) |
Декабрь. | Классный час «Некультурные автомобили» | Беседа «Что такое перекрёсток» | Классный час «Как рождаются опасные ситуации на дороге» | Экскурсия по селу |
Январь | Классный час. Пожарная безопасность в школе и дома. | Урок-презентация «Когда огонь друг» | Классный час. «Детские шалости с огнём» | Проект «Огонь – друг, огонь - враг» |
Февраль | Зимние забавы. | Час здоровья, катание на лыжах, санках. | Вредные привычки. | Взросление без курения. |
Эстафета «А, ну-ка, мальчики!» | Спортивные состязания «Богатырская наша сила» | Участие в мероприятиях месячника патриотического воспитания. | Участие в мероприятиях месячника патриотического воспитания. |
Март | Игра-путешествие с Карлсоном «Наше питание» | Проект «Что мы знаем о вредных продуктах» | Экскурсия на предприятие (отв. Родители) | Встреча с медсестрой «Генномодифицирован ные продукты и их влияние на организм человека» |
Апрель | Весёлый урок здоровья. | Что вокруг нас может быть опасным. | Путешествие в страну здоровья. | Устный журнал «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» |
Май | Игры на свежем воздухе «Весёлые старты» | Урок-практикум Мы – водители (управление велосипедом) | Беседа На водоёме, в лесу, в горах. | Природа и безопасность. |
|
«Духовно-нравственное воспитание» |
Месяц | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Сентябрь | Классный час «Мы школьниками стали» | Классный час «Мои права и обязанности» | Классный час «Учёба-наш главный труд» | Единый классный час «Начинаем учебный год» |
Октябрь | «День добра и уважения» открытка для бабушки | Классный час с приглашением бабушек, дедушек. | Акция «Согрей теплом своей души» | Неделя добрых дел «Спешите делать добро» |
Ноябрь | День народного единства |
Конкурс рисунков «Портрет моей мамы» | Праздник «День матери» | Праздник для мам. Концерт, подарки. Чаепитие. | Письмо маме. |
Декабрь. | Классный час Россия – Родина моя | Классный час 12 декабря – день конституции РФ | Классный час «Люби и знай свой край» | Наш край. Живём в мире и согласии. |
Январь | Классный час «Друг – это слово большое» | Викторина Мои четвероногие друзья | Классный час «О дружбе и друзьях» | Тренинг «Мир мальчишек и девчонок» |
Февраль | Праздник «День защитника отечества» | Традиции нашего народа «Сагаалган», «Масленица». | «Широкая Масленица» участие в школьной ярмарке. |
Март | Конкурс чтецов Стихотворения о маме. | Поздравление девочек и мам с праздником. Чаепитие. | Конкурс «А, ну-ка.девочки!» | Стенгазета «Маме с любовью». |
Апрель | Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо» | Экскурсия в Центральную детскую библиотеку. | Классный час От добрых слов к добрым делам. | Доверительный разговор «Хочу» и «Надо» |
Май | Классный час «Детям о Великой Отечественной войне» | Тематическая презентация Юные герои сороковых | Герои нашего села. Заочная экскурсия «Памятники землякам» | Классный час. Герои Республики Бурятия |
«Мои способности» |
Месяц | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
В течение всего года | Запись в кружки по интересам в ДК, ЦДОД, ДЮСШ, МСОШ №2, Школы искусств. Участие в школьных конкурсах. олимпиадах, занятия на учебном портале Учи.ру, |
Сентябрь | Общешкольный праздник «Осенний калейдоскоп» - конкурсы поделок, букетов. |
Сентябрь | Викторина «В гостях у сказки» | Выставка поделок «Ах, какая осень!» | Викторина «Её величество природа» | Операция «Листопад» (трудовые дела) |
Октябрь | Проект «Моя малая родина» (с помощью родителей) | Экскурсия в школьную библиотеку «Как хорошо уметь читать» | Интерактивная игра «Своя игра» | Проект «Моё село» |
Ноябрь | Конкурс рисунков «Зимушка-зима» | Интеллектуальная игра Путешествие в страну Снежной королевы | Изготовление кормушек Каждой пичужке наша кормушка | Час логики «Эрудит» |
Декабрь. | Разучивание стихов, песен и игр к празднику | Классный час «Новый год в разных странах» | Конкурс новогодних украшений. | «Новогодняя мишура» подготовка к празднованию Нового года |
Январь | Конкурс загадок о профессиях. | Проект «Большая книга профессий» | Классный час «В мире профессий» | Экскурсия на предприятия села «Все работы хороши» |
Февраль | Изготовление сувениров для пап. |
Посещение библиотеки. Знакомство с выставкой книг. | Конкурс рисунков «Честь и слава защитникам Отечества» | Беседа с мальчиками «Настоящие мужчины» | Презентация Моя земля- земля отцов и дедов |
Март | Беседа «Я мамин помощник» | Чтение книг о маме | «Милым мамам» выставка творческих работ | Выпуск стенгазеты «Легко ли быть мамой» |
Апрель | 12 апреля – День Космонавтики Мы рисуем космос. | Классный час «Полёт в космос» | Викторина «Что я знаю о космосе» | Подготовка презентаций«Покорители космоса» |
Май | Путешествие в «Книжкино царство» | Читаем книги о родном крае | Познавательная игра «Возникновение фамилий на Руси» | Конкурс «Я талантлив» |
«Культура» |
Месяц | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Сентябрь | Тренинг Как мы приветствуем друг друга. | Беседа Культура поведения на перемене | «Вежливость помогает или мешает жить?» (чтение-рассуждение) | День добрых дел |
Октябрь | Беседа Такое нужное слово «спасибо» | Классный час Путешествие по городу вежливости и доброты | Игра-практикум «Будь внимательным к тем, кто рядом» | Классный час«Добро не должно быть с кулаками» |
Ноябрь | Ролевая игра «Школа вежливых наук» | Классный час «От улыбки хмурый день светлей» | Беседа «Что такое честность?» | Классный час Я и общество. Как мы общаемся. |
Декабрь. | Неделя хороших манер. Маленькие леди и джентльмены. | Классный час «Культура речи» | Правила содержания учебных вещей-конкурсная проверка «Говорящий портфель» | «Особенный мир» (ко дню инвалида) |
Январь | Тренинг общения. Давайте говорить друг другу добрые слова | Весёлые перемены. Игры для сплочения коллектива. | Доверительный разговор «Чем опасно сквернословие» | Тренинг «Умение владеть собой» |
Февраль | Беседа «Нет друга – ищи» | Беседа «Уважай старших» | Час общения «Интернет в моей семье» | Выпуск стенгазеты. Мой класс-моя семья |
Март | «Учимся правильно жить и дружить» (Практические игры) | Круговая беседа «За что дразнят?» | Конкурс «Сказка о вежливости» | Виртуальная экскурсия «Встреча с прекрасным» |
Апрель | Конкурсная программа «Приключения в стране доброго волшебника» | Игровое занятие «С другом веселее» | Классный час «Возьмёмся за руки.друзья» | Презентация «Мы-одноклассники» |
Май | Игровая программа Вот и стали мы на год взрослее. | Классный час «Пойми меня правильно» (язык жестов) | Экскурсия на предприятие (организуют родители) | Прощание с начальной школой «Парад Звёзд» |
Направление «Семья» рассмотрено в разделе «Сотрудничество с родителями»
Формы работы.
Во внеклассной деятельности используются различные формы работы, такие как:
Это позволяет глубоко рассматривать обозначенные вопросы, вызывать интерес у младших школьников, находить разнообразные подходы к достижению поставленных воспитательных и образовательных целей и задач.
Социальные партнёры.
Для всестороннего развития личности школьников, для получения учениками возможности реализовать свои интересы и потребности, предполагается использовать другие ресурсы, внутренние и внешние связи.

Сотрудничество с родителями
Включает три основных направления:
психолого-педагогическое просвещение родителей;
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
участие в управлении учебно-воспитательным процессом.
Основные направления | Формы работы с семьёй |
психолого - педагогическое просвещение родителей | индивидуальные и тематические консультации |
тренинги |
родительские собрания |
|
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс | творческие конкурсы |
открытые уроки и внеклассные мероприятия |
помощь в организации и проведении внеклассных дел |
шефская помощь |
участие в управлении учебно-воспитательным процессом | участие родителей класса в работе родительского комитета |
участие в работе общественного совета школы (Управляющий совет, родительский комитет школы.) |
Родительские собрания.
Срок проведения | Тема собрания |
Подготовительный период |
с 1 февраля. | Условия приёма детей в 1 класс. |
1 класс |
I четверть | В семье ребёнок первоклассник. Что меняется? |
Трудности адаптации первоклассников. |
II четверть | Родителям о внимании и внимательности. |
III четверть | Эмоциональные состояния взрослого и ребёнка. Что стоит за ними? |
IV четверть | Перелистывая страницы учебного года. |
2 класс |
I четверть | Особенности обучения во 2 классе. |
II четверть | Давайте начнём с себя. |
III четверть | Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка. |
IV четверть | Трудовое воспитание в семье. |
3 класс |
I четверть | Развиваем самостоятельность школьников при подготовке домашних заданий. |
II четверть | Как не отбить у детей желание учиться. |
III четверть | Формирование у детей ответственности. |
IV четверть | Плохие слова. |
4 класс |
I четверть | Ваш ребёнок взрослеет. Половое воспитание в семье. |
II четверть | Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника. |
III четверть | Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей. |
IV четверть | Школе мы не говорим: "Прощай!", мы говорим: "До новой встречи!" |
Практическая значимость воспитательной системы класса «Шаг за шагом».
В данной воспитательной системе прослеживается системный подход к формированию личности. Прослеживается культурный рост и самосовершенствование, воспитание личностных и ценностно-ориентационных качеств учащихся.
Ожидаемые результаты:
Приобретение и присвоение каждым обучающимся социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе нравственных категориях и т.д.);
Получение каждым обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям российского общества;
Получение каждым обучающимся опыта самостоятельного общественного действия.
Критерии оценки эффективностивоспитательной системы:
Уровень сформированности классного коллектива.
Результаты коллективных и индивидуальных психолого-педагогических диагностик, наблюдения, тестирования.
Уровень вовлеченности учащихся в коллективно-творческую деятельность.
Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся.
Уровень удовлетворенности учащихся и их родителей.
Литература.
Архарова Л.И. . Гребенкина Л.К./Сценарии классных часов для начальной школы/. - М.: Центр «Педагогический поиск»
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя. / Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко. – М.: «ВАКО», 2015.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
Посошенко Е.В. /Сборник занятий по воспитанию гражданских качеств у младших школьников/- М: АРКТИ, 2011.
Интернет-ресурсы.
Диагностика детского коллектива.Приложение 1.
Мониторинг формирования коммуникативных УУД.
1 класс.
Методика «Рукавички»(Г.Л. Цукерман)
Цель:выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.
Метод оценивания:наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.
Критерии оценивания:
— продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
умение детей прийти к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;
взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
взаимопомощь по ходу рисования;
эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Уровни оценивания:
Низкий уровень (не пытались договориться, каждый сделал своё) | Средний уровень ( частичное сходство) | Высокий уровень (рисунок одинаковый или очень похож) |
Трухан М. и Павлов М., | Щербаков М. и Казарян А., | Марданова Г. и Багаева П., |
Антонов Т. и Дульский С. | Мальцев Д. и Путинцев Д. | Головачева С. и Симухина Н, |
Фёдоров С. и Нимав А. | | Соловьёва Н. и Томилов Г. |
| | Сажин Ю. и Гусляков Д. |
| | Богомазов А. и Евхузин А. |
| | Брылёва р. И Варфоломеева А. |
6 | 4 | 12 |
Приложение №2
Диагностика изучения детского коллектива «Аукцион»
2 класс (конец года)
Цель: изучение социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых написаны группы слов.
Из этих слов ребята должны выбрать такие, которые лучше всего характеризуют их класс.
Примерный список слов: дружный, недружный, хороший, плохой, добрый, злой, веселый, грустный, организованный, неорганизованный, ответственный и безответственный, активный, неактивный.
Если ребята класса не до конца понимают значение какого-либо слова, учитель должен разъяснить его. Опыт подсказывает, что ребята вполне понимают каждое слово и адекватно их применяют в своих ответах.
Если многие учащиеся выбирают для характеристики класса слова, характеризующие класс с отрицательной стороны, то это говорит о том, что классному руководителю есть над чем поработать.
Результат: 2 а класс, 22 учащихся.
Дружный | недружный | хороший | плохой | добрый | злой | весёлый | грустный | организованный | неорганизованный | ответственный | безответственный | активный | неактивный |
20 | 2 | 18 | 1 | 19 | 0 | 22 | 0 | 17 | 4 | 17 | 4 | 21 | 1 |
Преобладает положительная характеристика класса.
Приложение 3.
Методика для выявления школьной мотивации Н. Г. Лускановой
«Анкетирование» 3 класс
1. Тебе нравится в школе или не очень?
- не очень
- нравится
- не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома
- бывает по-разному
- иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?
- не знаю
- остался бы дома
- пошёл бы в школу
4. Тебе нравится. Когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?
- не нравится
- бывает по-разному
- нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы
- не хотел бы
- не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю
- не хотел бы
- хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?
- часто
- редко
- не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?
- точно не знаю
- хотел бы
- не хотел бы
9. У тебя много друзей в твоём классе?
- мало
- много
- нет друзей
10. Тебе нравится твой класс?
- нравится - не очень - не нравится.
Ключ для анализа анкеты:
Вопросы Оценка за 1ответ за 2 ответ за 3 ответ
1 1 3 0
2 0 1 3
3 1 0 3
4 3 1 0
5 0 3 1
Кол-во баллов | Уровень | Характеристика | Ведущий мотив |
25 - 30 баллов | Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности | Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявленные школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сольно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал. | Познавательный мотив. |
20 – 24 балла | Хорошая школьная мотивация | Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень является средней нормой | Социальный мотив |
15 -19 баллов | Положи- тельное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебны- ми сторонами | Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети, как правило, изображают школьные, но не учебные ситуации | Позиционный мотив |
10 – 14 баллов | Низкая школьная мотивация | Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе | Игровой мотив |
Ниже 10 баллов | Негативное отношение к школе, школьнаядезадаптация | Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью. Дети испытывают трудности в общении с одноклассниками, во взаимодей-ствии с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой невыносимо. Среди школьников 3 – 4-го классов это, прежде всего дети, находившиеся в ситуации хронического неуспеха в учёбе | Игровой мотив |
«Анкетирование» 3 класс(начало года)
№ | Ф.И. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Кол-во баллов |
-
| Багаева Полина | 3 | 3 | 3 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 28 |
-
| Богомазов Андрей | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 3 | 3 | 10 |
-
| Брылёва Руслана | 3 | 1 | 3 | 0 | 3 | 3 | 0 | 3 | 3 | 3 | 22 |
-
| Варфоломеева Арина | 3 | 1 | 3 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 3 | 3 | 24 |
-
| Головачева Александра | 3 | 1 | 3 | 0 | 3 | 3 | 1 | 3 | 3 | 3 | 23 |
-
| Гусляков Дима | 3 | 1 | 1 | 3 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 24 |
-
| Дульский Саша | 3 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 24 |
-
| Евхузин Артём | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 16 |
-
| Казарян Артём | 1 | 0 | 0 | 0 | 3 | 0 | 3 | 3 | 3 | 1 | 14 |
-
| Мальцев Данил | 3 | 3 | 0 | 0 | 1 | 3 | 1 | 3 | 3 | 3 | 20 |
-
| НимаевАмгалан | 3 | 1 | 3 | 0 | 0 | 0 | 3 | 3 | 3 | 3 | 19 |
-
| Павлов Максим | 3 | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 | 3 | 3 | 1 | 3 | 22 |
-
| Путинцев Дмитрий | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 3 | 0 | 3 | 11 |
-
| Сажин Юрий | 3 | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 0 | 21 |
-
| Симухина Анастасия | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 |
-
| Соловьёва Анастасия | 3 | 3 | 3 | 1 | 3 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 24 |
-
| Томилов Глеб | 3 | 3 | 3 | 3 | 0 | 3 | 3 | 3 | 1 | 3 | 25 |
-
| Фёдоров Сергей | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 3 | 3 | 3 | 12 |
-
| Фёдорова Ангелина | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 3 | 28 |
-
| Хомяков Георгий | 3 | 1 | 3 | 0 | 0 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 22 |
-
| Щербаков Максим | 3 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 0 | 3 | 3 | 3 | 25 |
| | | | | | | | | | | | |
25-30 | 4 учащихся но среди них есть дети, которые не соответствуют харатеристике прилежного и успешного ученика. |
20-24 | 10 учащихся |
15-19 | 4 учащихся |
10-14 | 3 учащихся но эти дети занятия не пропускают и даже вполне успешно учатся (Казарян А., Фёдоров С.) |
Меньше 10 | 0 |
Но не все учащиеся, имеющие хорошую школьную мотивацию, являются успешными учениками и не все успешные ученики имеют хорошую школьную мотивацию.