СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитания "Шаг за шагом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа вомпитания "Шаг за шагом" разработана для учащихся 1-4 классов.

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитания "Шаг за шагом"»

МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 2»















Программа воспитания

«Шаг за шагом»

Период реализации: 2015 - 2019г.

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

____________ Калашникова Н.Г.

«___» ______________ 2015 г.

«Утверждаю»

Директор школы

___________Хохлова В.Н.

«___» ___________2015 г.



Учитель начальных классов Мурзина Светлана Николаевна















Мухоршибирь, 2015

Содержание:

  1. Пояснительная записка.

  2. Информационная карта программы воспитания.

  3. Аналитическая справка о классном коллективе.

  4. Ведущие направления деятельности.

  5. Содержание работы по направлениям.

  6. Формы работы.

  7. Социальные партнёры.

  8. Сотрудничество с родителями.

  9. Практическая значимость воспитательной системы класса «Шаг за шагом».

10. Список используемой литературы.

























1. Пояснительная записка.

Данная программа адресована учащимся 1-4 классов МБОУ «Мухоршибирская СОШ №2». Она не противоречит воспитательной программе школы, перекликается с её основными направлениями, целями и задачами.

Актуальность.

По концепции ФГОС НОО, становление личностных характеристик выпускника начальной школы отражает его ценностные ориентации: «любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни».

Целью создания воспитательной программы класса стала необходимость организации непрерывного воспитательного процесса в отдельно взятом классе в соответствии с требованиями нового стандарта ФГОС НОО к достижению личностных результатов в освоении образовательной программы начального общего образования. В основу данной системы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, обеспечивающие формирование у обучающихся гражданской идентичности.

2. Информационная карта программы воспитания

Название программы

«Шаг за шагом»

Автор

Мурзина Светлана Николаевна, МБОУ «Мухоршибирская СОШ №2», первая кв. категория

Период реализации системы

2015 – 2019 годы

Сроки этапов реализации системы

2015 – 2016уч.год: 1 класс

2016 – 2017уч.год: 2 класс

2017 – 2018уч.год: 3 класс

2018 – 2019уч.год: 4 класс

Участники

Администрация школы; классный руководитель; учащиеся класса и их родители; педагоги дополнительного образования, представители социума.

Цель


Создание психолого-педагогических условий для формирования личности ученика, ориентированной на устойчивое развитие и самосовершенствование.

Задачи

  • создать условия для системной и многоаспектной деятельности обучающихся класса, включающей построение межличностных отношений, выбор форм общественного поведения, формирование побуждающих мотивов, как потребности действовать в соответствии с нравственными образцами;

  • создать условия для развития и реализации творческого и интеллектуального потенциалов личности каждого обучающегося;

  • создать условия для формирования активной позиции по каждому из реализуемых направлений деятельности.

Ожидаемые результаты

  • Приобретение и присвоение каждым обучающимся социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе нравственных категориях и т.д.);

  • Получение каждым обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям российского общества;

  • Получение каждым обучающимся опыта самостоятельного общественного действия.



3. Аналитическая справка о классном коллективе.
(По состоянию на 1.10.2015г)

Дети 1 «а» класса поступили в МБОУ «Мухоршибирская СОШ №2» 1 сентября 2015 года в составе 23 человек. Из них 8 девочек и 15мальчиков.
Большинство детей воспитывается в полных семьях, в доброжелательной атмосфере. В классе 3 многодетные семьи. Трое детей проживают в неполной семье, но их воспитанию уделяется большое внимание. Имеется семья, требующая особого внимания, как многодетная и малообеспеченная.
Все родители обеспечили детей необходимыми принадлежностями для учебы, регулярно интересуются жизнью класса и достижениями своих детей.
Учащиеся имеют хорошие успехи в освоении учебных дисциплин. Большая часть класса имеет положительную мотивацию учения. Есть дети, которые испытывают трудности, хотя, все имеют неплохой потенциал и способны добиться хороших результатов в освоении образовательной программы.
Некоторые учащиеся обладают хорошими творческими способностями, имеют опыт публичных выступлений, участия в различных конкурсах ДОУ.
Взаимоотношения между учащимися дружеские, доброжелательные, т.к. многие были знакомы друг с другом ещё до школы, посещали одно и то же дошкольное учреждение. Проблемы во взаимоотношениях между мальчиками и девочками не выявлены. Но были случаи проявления немотивированной агрессии в отношении друг к другу, однако это не имеет систематического характера и не связано с антипатией по отношению к одноклассникам. Дисциплина на уроках удовлетворительная. Но есть серьёзные проблемы в поведении некоторых учащихся вне уроков, культура поведения требует серьёзной корректировки.
Состояние здоровья учащихся – находящихся на инд.обучении нет, инвалидов нет. 87% детей имеют основную группу здоровья.

Вывод: необходимы мероприятия, направленные на

  • Поддержание и укрепление здоровья;

  • сплочение детского коллектива;формирование уровня культуры класса;

  • духовно-нравственное воспитание учащихся с целью формирования у них системы ценностей, с позиции которых они будут оценивать свои действия и поступки, воспринимать окружающий мир.

  • выявление умственного и творческого потенциала детей;

  • организацию эффективной работы с родителями.

4. Ведущие направления деятельности

В работе с классом выделено5 приоритетных направлений:

  1. «Здоровье»

  2. «Духовно-нравственное воспитание»

  3. «Мои способности»

  4. «Культура»

  5. «Семья»

Цель: создание психолого-педагогических условий для формирования личности ученика, ориентированной на устойчивое развитие и самосовершенствование.
Каждое из направлений призвано решать свои задачи:

  • « Здоровье»

Формировать физически здоровую личность через: участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях школы и класса, экскурсии, походы, клубы выходного дня. Прививать гигиенические навыки. Направить работу на воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся.

  • «Духовно-нравственное воспитание»

Использовать различные формы работы для воспитания гражданского чувства школьников: уважения к своей семье, своему народу, интерес духовным ценностям современного мира, формирования нравственного отношения к человеку, труду, природе, Родине, развития коммуникативных качеств личности.

  • «Мои способности»

Создавать условия для продвижения каждого ребенка в интеллектуальном развитии, через сотрудничество с внешкольными учреждениями (ЦДОД, РДК, ДЮСШ, библиотеки села). Расширять круг знаний и интересов путем вовлечения во внеклассную работу, обогащать представления детей об окружающем мире, выявлять индивидуальные творческие способности детей.

  • «Культура»

Создавать условия для сплочения детского коллектива. Строить отношения в классе на принципах доброжелательности, ответственности, взаимном уважении. Прививать этические нормы поведения и общения.

  • «Семья»

Организация психолого – педагогического просвещения родителей через родительские собрания, тематические и индивидуальные консультации и беседы.Создание благоприятной атмосферы на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик - родитель». Организация внеклассной работы и совместного досуга.

Воспитательная работа построена по принципу концентричности:   по выбранным направлениям ученикам предлагаются мероприятия и виды работ от простых -1 класс к более сложным    по содержанию во 2-м, 3-м, 4-м

1 класс. Образовательный уровень начально-адаптивный. Основа его познавательная деятельность. Учащиеся приобретают знания умения и навыки о себе, о своих товарищах, о сохранности здоровья, о своей стране, селе, семье, и т.д. Уровень коммуникации в образовательном процессе - демонстративный: смотри, как делаю я.

2 класс. Образовательный уровень: поисковый. Основа его практическая деятельность. Уровень коммуникации репродуктивный, частично-поисковый: делай как я. Накапливается опыт исполнительной деятельности, который вместе с практикой приводит к мастерству.

3 класс. Образовательный уровень лабораторно-исследовательский. Уровень коммуникации продуктивный: делай сам. Учащиеся накапливают опыт творческой деятельности. Идет коррекция развития интересов и способностей.

4 класс. Уровень коммуникации креативный. В образовательном процессе ведущая роль отводится сотворчеству, прослеживается выражение собственного «Я». Идет подготовка к адаптации в 5 классе.

Вся работа соотносится с общешкольным воспитательным планом. В течение учебного года воспитательная работа  может корректироваться с учетом школьных, районных, региональных мероприятий и рекомендаций Министерства образованияи науки РФ, Министерства образования и науки Республики Бурятия.









5. Содержание работы по направлениям.


«Здоровье»

Месяц

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

В течение всего года

Гигиена каждый день. Опрятный внешний вид. Чередование труда и отдыха. Правила безопасного поведения. Инструктажи по технике безопасности.

Сентябрь

Общешкольный поход.

День здоровья. Конкурс букетов.

Общешкольный поход.

День здоровья. Конкурс

Общешкольный поход.

День здоровья. Конкурс фотографий «Золотая осень».

Общешкольный поход.

День здоровья. Кулинарный конкурс.

Октябрь

Праздник

«В гостях у Мойдодыра»

Встреча с работниками ЦРБ

«Болезни грязных рук»

Интерактивная игра

«Если хочешь быть здоров»

Стенгазета

«Здоровье – это здорово!»

Ноябрь

Беседа «Осторожно, гололёд»


Азбука безопасности. Тематическая подборка сюжетов про обращение с электроприборами.

Нужные и ненужные тебе лекарства. Поговорим о домашней аптечке.

Проект

Азбука безопасности

(лэпбук)

Декабрь.

Классный час

«Некультурные автомобили»

Беседа

«Что такое перекрёсток»

Классный час

«Как рождаются опасные ситуации на дороге»


Экскурсия по селу


Январь

Классный час.

Пожарная безопасность в школе и дома.

Урок-презентация

«Когда огонь друг»

Классный час.

«Детские шалости с огнём»

Проект

«Огонь – друг,

огонь - враг»

Февраль

Зимние забавы.

Час здоровья, катание на лыжах, санках.

Вредные привычки.

Взросление без курения.

Эстафета

«А, ну-ка, мальчики!»

Спортивные состязания

«Богатырская наша сила»

Участие в мероприятиях месячника патриотического воспитания.

Участие в мероприятиях месячника патриотического воспитания.

Март

Игра-путешествие с Карлсоном

«Наше питание»

Проект

«Что мы знаем о вредных продуктах»

Экскурсия

на предприятие

(отв. Родители)

Встреча с медсестрой «Генномодифицирован

ные продукты и их влияние на организм человека»

Апрель

Весёлый урок здоровья.

Что вокруг нас может быть опасным.

Путешествие в страну здоровья.

Устный журнал

«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

Май

Игры на свежем воздухе «Весёлые старты»

Урок-практикум

Мы – водители (управление велосипедом)

Беседа

На водоёме, в лесу, в горах.


Природа и безопасность.


«Духовно-нравственное воспитание»


Месяц

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Сентябрь

Классный час

«Мы школьниками стали»

Классный час

«Мои права и обязанности»

Классный час

«Учёба-наш главный труд»

Единый классный час

«Начинаем учебный год»

Октябрь

«День добра и уважения»

открытка для бабушки

Классный час с приглашением бабушек, дедушек.

Акция «Согрей теплом своей души»

Неделя добрых дел

«Спешите делать добро»

Ноябрь

День народного единства

Конкурс рисунков

«Портрет моей мамы»


Праздник

«День матери»


Праздник для мам. Концерт, подарки. Чаепитие.



Письмо маме.


Декабрь.

Классный час

Россия – Родина моя

Классный час

12 декабря – день конституции РФ

Классный час

«Люби и знай свой край»


Наш край. Живём в мире и согласии.

Январь

Классный час

«Друг – это слово большое»

Викторина

Мои четвероногие друзья

Классный час
«О дружбе и друзьях»

Тренинг

«Мир мальчишек и девчонок»

Февраль

Праздник

«День защитника отечества»

Традиции нашего народа

«Сагаалган», «Масленица».

«Широкая Масленица»

участие в школьной ярмарке.

Март

Конкурс чтецов

Стихотворения о маме.

Поздравление девочек и мам с праздником. Чаепитие.

Конкурс

«А, ну-ка.девочки!»

Стенгазета

«Маме с любовью».


Апрель

Беседа

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Экскурсия в Центральную детскую библиотеку.

Классный час

От добрых слов к добрым делам.

Доверительный разговор

«Хочу» и «Надо»

Май

Классный час

«Детям о Великой Отечественной войне»

Тематическая презентация

Юные герои сороковых

Герои нашего села.

Заочная экскурсия «Памятники землякам»

Классный час.

Герои Республики Бурятия



«Мои способности»


Месяц

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

В течение всего года

Запись в кружки по интересам в ДК, ЦДОД, ДЮСШ, МСОШ №2, Школы искусств. Участие в школьных конкурсах. олимпиадах, занятия на учебном портале Учи.ру,

Сентябрь

Общешкольный праздник «Осенний калейдоскоп» - конкурсы поделок, букетов.

Сентябрь

Викторина

«В гостях у сказки»

Выставка поделок

«Ах, какая осень!»

Викторина

«Её величество природа»

Операция «Листопад»

(трудовые дела)

Октябрь

Проект «Моя малая родина»

(с помощью родителей)

Экскурсия в школьную библиотеку «Как хорошо уметь читать»


Интерактивная игра

«Своя игра»

Проект «Моё село»

Ноябрь

Конкурс рисунков «Зимушка-зима»


Интеллектуальная игра

Путешествие в страну Снежной королевы

Изготовление кормушек

Каждой пичужке наша кормушка

Час логики «Эрудит»


Декабрь.

Разучивание стихов, песен и игр к празднику

Классный час

«Новый год в разных странах»

Конкурс новогодних украшений.


«Новогодняя мишура»
подготовка к празднованию Нового года

Январь


Конкурс загадок о профессиях.

Проект

«Большая книга профессий»

Классный час

«В мире профессий»

Экскурсия на предприятия села

«Все работы хороши»


Февраль

Изготовление сувениров для пап.

Посещение библиотеки.

Знакомство с выставкой книг.

Конкурс рисунков

«Честь и слава защитникам Отечества»

Беседа с мальчиками «Настоящие мужчины»

Презентация

Моя земля-

земля отцов и дедов

Март

Беседа

«Я мамин помощник»

Чтение книг о маме

«Милым мамам»
выставка творческих работ

Выпуск стенгазеты

«Легко ли быть мамой»

Апрель

12 апреля – День Космонавтики

Мы рисуем космос.

Классный час

«Полёт в космос»

Викторина

«Что я знаю о космосе»

Подготовка презентаций«Покорители космоса»

Май

Путешествие в

«Книжкино царство»

Читаем книги

о родном крае

Познавательная игра «Возникновение фамилий на Руси»

Конкурс

«Я талантлив»




«Культура»


Месяц

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Сентябрь

Тренинг

Как мы приветствуем друг друга.

Беседа

Культура поведения на перемене

«Вежливость помогает или мешает жить?»
(чтение-рассуждение)


День добрых дел

Октябрь

Беседа

Такое нужное слово «спасибо»

Классный час

Путешествие по городу вежливости и доброты

Игра-практикум

«Будь внимательным к тем, кто рядом»

Классный час«Добро не должно быть с кулаками»

Ноябрь

Ролевая игра

«Школа вежливых наук»

Классный час

«От улыбки хмурый день светлей»

Беседа

«Что такое честность?»

Классный час

Я и общество. Как мы общаемся.

Декабрь.

Неделя хороших манер. Маленькие леди и джентльмены.

Классный час

«Культура речи»

Правила содержания учебных вещей-конкурсная проверка «Говорящий портфель»

«Особенный мир»

(ко дню инвалида)

Январь

Тренинг общения.

Давайте говорить друг другу добрые слова

Весёлые перемены.

Игры для сплочения коллектива.

Доверительный разговор

«Чем опасно сквернословие»

Тренинг

«Умение владеть собой»

Февраль

Беседа

«Нет друга – ищи»

Беседа

«Уважай старших»

Час общения

«Интернет в моей семье»

Выпуск стенгазеты.

Мой класс-моя семья

Март

«Учимся правильно жить и дружить»

(Практические игры)

Круговая беседа

«За что дразнят?»

Конкурс

«Сказка о вежливости»

Виртуальная экскурсия

«Встреча с прекрасным»

Апрель

Конкурсная программа

«Приключения в стране доброго волшебника»

Игровое занятие

«С другом веселее»

Классный час «Возьмёмся за руки.друзья»

Презентация

«Мы-одноклассники»


Май

Игровая программа

Вот и стали мы на год взрослее.

Классный час

«Пойми меня правильно»

(язык жестов)

Экскурсия на предприятие (организуют родители)

Прощание с начальной школой «Парад Звёзд»




Направление «Семья» рассмотрено в разделе «Сотрудничество с родителями»

  1. Формы работы.


Во  внеклассной деятельности используются  различные формы работы, такие как:

  • Классный час

  • беседа

  • творческие  конкурсы

  • экскурсии

  • спортивные игры и соревнования

  • общешкольные мероприятия

  • олимпиады

  • интерактивные игры

  • ролевые игры

  • трудовые десанты

  • занятия внеурочной деятельности

  • проектная деятельность


Это позволяет глубоко рассматривать обозначенные вопросы, вызывать интерес у младших школьников,  находить разнообразные подходы к достижению поставленных воспитательных и образовательных  целей и задач.

  1. Социальные партнёры.


Для всестороннего развития личности школьников, для получения учениками возможности реализовать свои интересы и потребности, предполагается использовать другие ресурсы, внутренние и внешние связи.
















  1. Сотрудничество с родителями

Включает три основных направления:

  • психолого-педагогическое просвещение родителей;

  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

  • участие в управлении учебно-воспитательным процессом.

Основные направления

Формы работы с семьёй


психолого - педагогическое просвещение родителей

индивидуальные и тематические консультации

тренинги

родительские собрания


вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

творческие конкурсы

открытые уроки и внеклассные мероприятия

помощь в организации и проведении внеклассных дел

шефская помощь

участие в управлении учебно-воспитательным процессом

участие родителей класса в работе родительского комитета

участие в работе общественного совета школы (Управляющий совет, родительский комитет школы.)





Родительские собрания.



Срок проведения

Тема собрания

Подготовительный период


с 1 февраля.

Условия приёма детей в 1 класс.

1 класс

I четверть

В семье ребёнок первоклассник. Что меняется?

Трудности адаптации первоклассников.

II четверть

Родителям о внимании и внимательности.

III четверть

Эмоциональные состояния взрослого и ребёнка. Что стоит за ними?

IV четверть

Перелистывая страницы учебного года.

2 класс


I четверть

Особенности обучения во 2 классе.

II четверть

Давайте начнём с себя.

III четверть

Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка.

IV четверть

Трудовое воспитание в семье.

3 класс

I четверть

Развиваем самостоятельность школьников при подготовке домашних заданий.

II четверть

Как не отбить у детей желание учиться.

III четверть

Формирование у детей ответственности.

IV четверть

Плохие слова.

4 класс

I четверть

Ваш ребёнок взрослеет. Половое воспитание в семье.

II четверть

Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника.

III четверть

Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей.

IV четверть

Школе мы не говорим: "Прощай!", мы говорим: "До новой встречи!"



    1. Практическая значимость воспитательной системы класса «Шаг за шагом».

В данной воспитательной системе прослеживается системный подход к формированию личности. Прослеживается культурный рост и самосовершенствование, воспитание личностных и ценностно-ориентационных качеств учащихся.

Ожидаемые результаты:

  • Приобретение и присвоение каждым обучающимся социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе нравственных категориях и т.д.);

  • Получение каждым обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям российского общества;

  • Получение каждым обучающимся опыта самостоятельного общественного действия.

Критерии оценки эффективностивоспитательной системы:

  • Уровень сформированности классного коллектива.

  • Результаты коллективных и индивидуальных психолого-педагогических диагностик, наблюдения, тестирования.

  • Уровень вовлеченности учащихся в коллективно-творческую деятельность.

  • Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся.

  • Уровень удовлетворенности учащихся и их родителей.

Литература.


  1. Архарова Л.И. . Гребенкина Л.К./Сценарии классных часов для начальной школы/. - М.: Центр «Педагогический поиск»

  2. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя. / Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко. – М.: «ВАКО», 2015.

  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.

  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

  5. Посошенко Е.В. /Сборник занятий по воспитанию гражданских качеств у младших школьников/- М: АРКТИ, 2011.

  6. Интернет-ресурсы.


























Диагностика детского коллектива.Приложение 1.

Мониторинг формирования коммуникативных УУД.

1 класс.

Методика «Рукавички»(Г.Л. Цукерман)

Цель:выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществле­ния сотрудничества (кооперация).

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.

Метод оценивания:наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.

Критерии оценивания:

— продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

  • умение детей прийти к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;

  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

  • взаимопомощь по ходу рисования;

  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровни оценивания:


Низкий уровень

(не пытались договориться, каждый сделал своё)

Средний уровень

( частичное сходство)

Высокий уровень

(рисунок одинаковый или очень похож)

Трухан М. и Павлов М.,

Щербаков М. и Казарян А.,

Марданова Г. и Багаева П.,

Антонов Т. и Дульский С.

Мальцев Д. и Путинцев Д.

Головачева С. и Симухина Н,

Фёдоров С. и Нимав А.


Соловьёва Н. и Томилов Г.



Сажин Ю. и Гусляков Д.



Богомазов А. и Евхузин А.



Брылёва р. И Варфоломеева А.

6

4

12

Приложение №2

Диагностика изучения детского коллектива «Аукцион»

2 класс (конец года)

Цель: изучение социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых написаны группы слов.

Из этих слов ребята должны выбрать такие, которые лучше всего характеризуют их класс.
Примерный список слов: дружный, недружный, хороший, плохой, добрый, злой, веселый, грустный, организованный, неорганизованный, ответственный и безответственный, активный, неактивный.
Если ребята класса не до конца понимают значение какого-либо слова, учитель должен разъяснить его. Опыт подсказывает, что ребята вполне понимают каждое слово и адекватно их применяют в своих ответах.
Если многие учащиеся выбирают для характеристики класса слова, характеризующие класс с отрицательной стороны, то это говорит о том, что классному руководителю есть над чем поработать.


Результат: 2 а класс, 22 учащихся.

Дружный

недружный

хороший

плохой

добрый

злой

весёлый

грустный

организованный

неорганизованный

ответственный

безответственный

активный

неактивный

20

2

18

1

19

0

22

0

17

4

17

4

21

1





Преобладает положительная характеристика класса.




Приложение 3.

Методика для выявления школьной мотивации Н. Г. Лускановой

«Анкетирование» 3 класс

1. Тебе нравится в школе или не очень?

- не очень

- нравится

- не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

- чаще хочется остаться дома

- бывает по-разному

- иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?

- не знаю

- остался бы дома

- пошёл бы в школу

4. Тебе нравится. Когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?

- не нравится

- бывает по-разному

- нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел бы

- не хотел бы

- не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- не знаю

- не хотел бы

- хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?

- часто

- редко

- не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?

- точно не знаю

- хотел бы

- не хотел бы

9. У тебя много друзей в твоём классе?

- мало

- много

- нет друзей

10. Тебе нравится твой класс?

- нравится - не очень - не нравится.

Ключ для анализа анкеты:

Вопросы        Оценка за 1ответ      за 2 ответ  за 3 ответ

1          1          3          0

2          0          1          3

3          1          0          3

4          3          1          0

5          0          3          1

Кол-во

баллов

Уровень

Характеристика

Ведущий мотив

25 - 30

баллов

Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявленные школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сольно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал.

Познавательный мотив.

20 – 24

балла

Хорошая школьная мотивация

Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень является средней нормой

Социальный мотив

15 -19

баллов

Положи-

тельное

отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебны-

ми сторонами

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети, как правило, изображают школьные, но не учебные ситуации

Позиционный мотив

10 – 14 баллов

Низкая школьная мотивация

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе

Игровой мотив

Ниже 10 баллов

Негативное отношение к школе, школьнаядезадаптация

Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью. Дети испытывают трудности в общении с одноклассниками, во взаимодей-ствии с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой невыносимо. Среди школьников 3 – 4-го классов это, прежде всего дети, находившиеся в ситуации хронического неуспеха в учёбе

Игровой мотив







«Анкетирование» 3 класс(начало года)

Ф.И.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Кол-во баллов

Багаева Полина

3

3

3

1

3

3

3

3

3

3

28

Богомазов Андрей

1

0

0

0

0

0

0

3

3

3

10

Брылёва Руслана

3

1

3

0

3

3

0

3

3

3

22

Варфоломеева Арина

3

1

3

3

1

3

1

3

3

3

24

Головачева Александра

3

1

3

0

3

3

1

3

3

3

23

Гусляков Дима

3

1

1

3

1

3

3

3

3

3

24

Дульский Саша

3

1

3

3

3

3

1

3

1

3

24

Евхузин Артём

1

1

3

1

1

1

3

1

3

1

16

Казарян Артём

1

0

0

0

3

0

3

3

3

1

14

Мальцев Данил

3

3

0

0

1

3

1

3

3

3

20

НимаевАмгалан

3

1

3

0

0

0

3

3

3

3

19

Павлов Максим

3

1

3

1

1

3

3

3

1

3

22

Путинцев Дмитрий

1

0

1

0

1

1

1

3

0

3

11

Сажин Юрий

3

1

3

1

1

3

3

3

3

0

21

Симухина Анастасия

3

0

0

0

0

0

3

3

3

3

15

Соловьёва Анастасия

3

3

3

1

3

3

1

3

1

3

24

Томилов Глеб

3

3

3

3

0

3

3

3

1

3

25

Фёдоров Сергей

1

1

0

0

0

0

1

3

3

3

12

Фёдорова Ангелина

3

3

3

3

3

3

3

3

1

3

28

Хомяков Георгий

3

1

3

0

0

3

3

3

3

3

22

Щербаков Максим

3

1

3

3

3

3

0

3

3

3

25














25-30

4 учащихся

но среди них есть дети, которые не соответствуют харатеристике прилежного и успешного ученика.

20-24

10 учащихся


15-19

4 учащихся


10-14

3 учащихся

но эти дети занятия не пропускают и даже вполне успешно учатся (Казарян А., Фёдоров С.)

Меньше 10

0



Но не все учащиеся, имеющие хорошую школьную мотивацию, являются успешными учениками и не все успешные ученики имеют хорошую школьную мотивацию.