СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитательной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной деятельности»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение







РАССМОТРЕНО

и принято на педагогическом совете

Протокол №___от


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________

Приказ № __________

от «___»




ПРОГРАММА

воспитательной деятельности с 10 «Б» классом

«Лидеры XXI века»






Классный руководитель: Ю.А. Назарова






















Содержание:

  1. Актуальность ……………………………………………………………………………3

  2. Пояснительная записка…………………………………………………………………4

  3. Психолого-педагогическая характеристика 10 «Б» класса…………………………...5

  4. Цели и задачи ……………………………………………………………………………6

  5. Направления деятельности ………………………………………………………… ..7-8

  6. Механизм реализации программы ………………………………………………….9-10

  7. Содержание, виды деятельности и формы занятий с учащимися………………11-14

  8. Планируемые результаты……………………………………………………………...14

  9. Список литературы …………………………………………………………………….15

Приложения…………………………………………………………………………………16-20

















































  1. Актуальность.

Проблемы воспитания молодого поколения в XXI веке настоятельно продвигают нас к анализу и осмыслению того, что наработано в прошлом и настоящем опыте воспитательной деятельности и выбору всего значимого и позитивного. Личностно ориентированная направленность современного воспитания нацеливает учителя на создание оригинальных программ работы с ученическим коллективом. Детство – фундамент, на котором воздвигается «здание общества». Политическая и экономическая обстановка в стране создает потребность в новом типе молодого человека-будущего члена общества, его строителя, организатора, руководителя. Жизнь делает запрос на человека, имеющего «опыт успеха», уверенного в себе, умеющего брать на себя ответственность, принимать решения, анализировать результаты, знающего, чего он хочет от жизни и способного изменить ее к лучшему. Поэтому актуальной становится задача отбора и подготовки социально перспективной молодежи, потенциальных лидеров, которые должны обладать определенным набором знаний и умений, способных выдвинуть их в будущем на ступени общественного управления:

-умением общаться, понимать механизмы взаимодействия между людьми;

-умением вызывать к себе симпатию окружающих и понимать ценность находящихся рядом людей;

-умением четко и доходчиво излагать свои мысли;

- умением быть внимательным, не просто слушать, но слышать окружающих, понимать те мысли, которые они высказывают или хотят высказать;

-умением нестандартно мыслить и находить выходы из сложных ситуаций, и т. д.

Для будущего России важен не только профессионализм людей, которые будут создавать богатство страны, но и то, какими будут их мировоззрение, гражданская, нравственная позиция. Каковы наши дети сегодня, таким будет общество завтра. Если нам небезразлично, кто будет управлять нашей страной, то этих людей надо готовить уже сегодня. На это и рассчитана программа воспитательной деятельности « Лидеры XXI века». Системный подход к воспитанию учащихся позволяет сделать этот процесс более целенаправленным, управляемым и эффективным. Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности – это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно-ориентированном подходе. Дети в школе должны учиться жить, то есть осваивать нормы и правила жизни, затем учиться быть с людьми и быть для людей, ибо ничего нет более ценного и значимого в жизни, чем быть полезным, интересным, значимым, ценным. Дети должны уносить из школы не только багаж знаний, но и воспоминания о личных и совместных делах, образцы и идеалы. Вся работа педагога должна быть ориентирована на развитие индивидуальности и самобытности каждого ученика.













3

  1. Пояснительная записка.

Создавая модель воспитательной программы для старшеклассников, нужно, прежде всего, увидеть модель самого выпускника современной средней общеобразовательной школы, то есть ясно представлять себе ожидаемый результат. Согласно разработанного в воспитательной системе нашей школы образа выпускника «Школы образовательной успешности», к окончанию школы должна быть сформирована личность:

- физически и духовно здоровая;

- творчески мыслящая;

- способная к самосовершенствованию, к поиску своего предназначения,

- способная к конструктивному взаимодействию и диалогу, позволяющая формировать корпоративную культуру;

- обладающая культурой мыслей, чувств, речи, готовая к продолжению образования.



МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА:


ВЫПУСКНИК


Имеет развитые трудовые, художественно-эстетические навыки и умения.

Имеет сформированные навыки самостоятельности.


Несет ответственность за конечные результаты любой деятельности.



Поддерживает свое здоровье





Имеет расширенный круг интересов.


Не испытывает трудности подросткового периода.







Насколько мои воспитанники приближаются к описанной модели, я с помощью психолога школы выясняю в процессе аналитико-диагностической деятельности: тестирования, анкетирования, микроисследования, наблюдения, опроса родителей, изучения медицинских карт (приложение 2 и 3).

Направления диагностики:

Изучение индивидуальных особенностей личности учащихся:

  • общие сведения;

  • способности;

  • темперамент;

  • тип личности в общении;

  • самооценка;

  • успешность в деятельности;

  • уровень воспитанности.

Изучение межличностных отношений:

  • социометрия;

  • социально- психологический климат в классе.

4


3. Психолого-педагогическая характеристика 10 «Б» класса.

На начало года в 10 «Б» классе 13 учащихся (6 девочек и 7 мальчиков). 8 учащихся 2001 года рождения, 4 – 2002 года рождения и 1- 2000 года рождения. Физическое состояние учащихся соответствует возрастным требованиям.

Дети группы риска: …..

По состоянию здоровья дети распределены в основную группу. В системе отношений ученик-учитель отношения с большинством учителей строятся на взаимном уважении и доверии. Желание и умение учиться присутствует у каждого из учащихся в той или иной степени.

У обучающихся на достаточном уровне сформирована познавательная и учебная мотивация. К урокам и учебным занятиям с ответственностью относятся не все. Все учащиеся 10 «Б» класса очень любят уроки русского языка, литературы, физкультуры, ОБЖ. Однако в классе есть учащиеся, которые недостаточно хорошо подготовлены к обучению в старшей школе и имеют низкий уровень познавательной активности. У них слабо развиты навыки самостоятельной работы, им нужна помощь учителя при выполнении заданий. Эти учащиеся с одной стороны не готовы были уйти из школы после 9 класса, так как не определились с выбором профессии, или не смогли поступить, а с другой стороны пока еще не осознали степень серьезности обучения в 10 классе.

Класс дружный, друг к другу относятся доброжелательно, прислушиваются к мнениям

друзей. Есть в классе лидер, она направляет класс при проведении

различных мероприятий.

Актив класса работает добросовестно. Учащиеся сами следят за выполнением поручений.

Во всех семьях родители занимаются воспитанием детей. В них созданы условия для выполнения домашних учебных заданий. Родители интересуются школьной жизнью своих детей, с уважением относятся к школе, к учителям; помогают классу в проведении различных мероприятий и всегда с вопросами и за помощью обращаются к классному руководителю. В системе отношений школа-семья между требованиями школы и семьи нет противоречий, взрослые члены семьи признают авторитет педагога. Со всеми родителями установлен добрый контакт, основанный на взаимопонимании и поддержке. Сотрудничество с родителями позволяет усилить воспитательное воздействие на детей, а значит, повысить результативность.


















5


4. Цели и задачи.

Цель программы: воспитание личности, обладающей интеллектуальной культурой, творческой, трудовой и социальной активностью, способной к постоянному жизненному самосовершенствованию.

Чтобы обеспечить формирование такого человека, необходимо решить следующие задачи.

Задачи:

  1. Формировать познавательный потенциал учащихся: развитость мышления, познавательная активность, навыки исследовательской деятельности.

  2. Формировать у учащихся внутреннюю потребность к самосовершенствованию и саморазвитию, развивать навыки управления собой: своими эмоциями, мыслями, поступками. Формировать и развивать лидерские качества.

  3. Готовить учащихся к профессиональному и жизненному самоопределению.

  4. Развивать нравственные и гражданские качества личности.

  5. Способствовать развитию умений пользоваться знаниями о здоровом образе жизни, жить по принципу: «В здоровом теле – здоровый дух».

Воспитательные задачи невозможно решить без привлечения семьи. Можно выделить пять основных функций работы классного руководителя с семьей.

  1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса.

  2. Психолого-педагогическое просвещение.

  3. Вовлечение родителей в совместную работу с детьми.

  4. Корректировка воспитания в отдельных семьях учащихся.

  5. Взаимодействие с общественными организациями родителей: родительскими комитетами школы и класса, школьными Советами, Советами и клубами по месту жительства.

Все перечисленные функции классного руководителя способствуют созданию благоприятной воспитывающей среды для организации школьного воспитательного процесса.



Планируемые мероприятия класса

  • Работа по организации дежурства в классе и в школе.

  • Проведение пятиминуток по мониторингу поведенческих функций учащихся и по психологической разгрузке.

  • Проведение бесед на правовую тему.

  • Проведение тематических классных часов.

  • Экскурсии.










6


5.Направления деятельности.

На третьей ступени обучения доминирующим видом является учебно-профессиональная деятельность, которая играет роль системообразующего фактора в воспитании старшеклассников. Участие школьников в той деятельности не только способствует обогащению их представлений об окружающем социальном и природном мире, но и содействует профессионально-личностному самоопределению. Воспитательная работа ведется по пяти направлениям, рекомендованным О.С. Газманом и его коллегами. Разработаны целевые подпрограммы: «Учение», «Общение», «Образ жизни», «Досуг», «Здоровье». Функционирование воспитательной программы осуществляется за счет комплексного взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребенка в различных сферах.

Основные направления воспитательной работы:

учение

общение

образ жизни

досуг

здоровье

«Учение»

Цель: обеспечение высокого уровня интеллектуального развития учащихся.

Задачи:

  1. создание условий для получения детьми качественного образования;

  2. развитие эрудиции учащихся;

  3. формирование потребности в самообразовании.

Формы внеклассной работы:

  • участие в научном обществе учащихся;

  • олимпиады по предметам;

  • мероприятия во время предметных недель;

  • интеллектуальные игры: «Крестики-нолики», «Чтогдекогдайка»;

  • дискуссии, дебаты;

  • индивидуальная помощь отстающим ученикам.

Ожидаемые результаты:

-развитые способности учащихся;

-устойчивые естественно научные взгляды на природу и общество;

-самостоятельное и критическое мышление;

-готовность к самореализации.

«Общение»

Цель: развитие коммуникативных качеств, формирование человека как стратега по отношению к прошлому, настоящему и будущему.

Задачи:

  1. установление и регулирование межличностных отношений в среде старшеклассников;

  2. построение оптимальных взаимоотношений: учитель-ученик, учитель - родители, родители-ученик, ученик-ученик;

  3. содействие установлению и поддержанию благоприятного психологического климата коллектива;

  4. формирование лидерских качеств.

Формы внеклассной работы:

  • тематические классные часы;

  • дискуссии и ролевые игры;

  • Совместная работа классного руководителя, родителей и психолога по различным вопросам диагностики и коррекции личностных качеств.

  • Встречи с интересными людьми.


7

Ожидаемые результаты:

-сформированы умения и навыки в сфере общения;

-активное участие всех в совместной деятельности;

- сформировано понимание того, что человек – стратег настоящей и будущей жизни.

«Образ жизни».

Цель: формирование жизненной позиции, развитие способностей к индивидуальному жизненному выбору, то есть к самоопределению.

Задачи:

  1. развитие навыков анализа жизненных ситуаций;

  2. формирование специальных знаний - экономических, юридических, психологических;

  3. формирование социальной компетентности учащихся.

  4. профессиональная ориентация.

Формы внеклассной работы:

  • тематические классные часы;

  • встречи с интересными людьми;

  • дискуссии, ролевые игры.

Ожидаемые результаты:

-умение ориентироваться в новых жизненных обстоятельствах;

-формирование адекватных профессиональных притязаний.

«Досуг».

Цель: развитие нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности.

Задачи:

  1. Формировать ценностные ориентиры личности.

  2. Ориентировать учащихся на ответственность перед обществом, государством, семьей.

Формы внеклассной работы:

  • участие в работе кружков и секций;

  • празднование памятных дат календаря;

  • участие в концертах, посвященных Дню учителя, Дню матери;

  • участие в новогодней конкурсной программе;

  • дискотеки.

Ожидаемые результаты:

-сформированность понятий «жизненные ценности», «культурный человек»

-сознательное соблюдение школьниками этических норм;

-формирование чувства гордости и любви к Родине.

«Здоровье».

Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

  1. сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся;

  2. обучение их осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим самосовершенствованием;

  3. формирование устойчивого отрицательного отношения к вредным привычкам.

Формы внеклассной работы:

  • лекции и беседы;

  • конкурсы плакатов и газет по здоровому образу жизни;

  • спортивные соревнования;

  • диспуты, ролевые игры.

Ожидаемые результаты:

-сформированы знания о здоровом образе жизни, рациональной организации труда и отдыха;

-осознание учащимися необходимости соблюдения здорового образа жизни.


8

6. Механизм реализации программы.

Этапы реализации:

I этап – организационный. Комплексное изучение состояния, проблем и определение перспектив в воспитании, обучении и развитии учащихся класса.

II этап – деятельностный. Обеспечение системы организационной работы, направленной на реализацию основного содержания программы.

III этап – итоговый. Систематизация полученных результатов.


Структура взаимодействия

Для успешного решения процессов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо взаимодействие всех участников образовательного процесса.

  1. В процессе своей деятельности классный руководитель в первую очередь опирается на учителей-предметников, привлекает учителей к работе с родителями.

  2. Совместно с педагогом-психологом изучает индивидуальность своих учеников, координирует работу психолога с родителями.

  3. Тесное взаимодействие с социальным педагогом помогает классному руководителю в решении личностных проблем обучающихся.

  4. Проявляя заботу о жизни и о здоровье воспитанников, классный руководитель сотрудничает с медицинскими работниками, родителями.

  5. Сотрудничество с библиотекарем.


Ученическое самоуправление в классе.

Ученическое самоуправление является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Самоуправление влияет на формирование коллектива в целом, так как дети учатся взаимодействовать друг с другом, подчиняясь какой-либо задаче, самостоятельно распределяют обязанности и определяют меру ответственности за выполняемое дело.


Самоуправление


Класс:


Девиз: Мы мобильные ребята,
Мы из класса МТС!
МТС – высший класс,
В мире лучше нету нас!

Актив класса:

Староста
Министр образования
Министр обороны и спорта
Министр культуры
Министр печати
Главный дежурный -


Министр образования: Предназначен для развития познавательных интересов учащихся, творческого подхода и активной позиции в образовательном процессе.

Функции:

  1. Организует и планирует совместно с классным руководителем и школьным министерством познавательные дела;

  2. Помогает педагогам в подготовке и проведении олимпиад, интеллектуальных марафонов, предметных недель;

  3. Ведет учет и разрабатывает систему поощрений лучших учащихся;


9

  1. Ведет учет пропусков уроков;

  2. Организует помощь в учебе нуждающимся учащимся;

  3. Совместно с классным руководителем проводит на классных часах пятиминутки «Мир вокруг нас».

Министр обороны и спорта: Предназначен для формирования у учащихся здорового образа жизни, приобщения к спорту и физкультуре, развития уважения к себе, своему здоровью, здоровью окружающих.

  1. Функции:

  2. Планирует, организует и проводит классные спортивные мероприятия;

  3. Помогает в подготовке и проведении школьных спортивных соревнований, праздников, Дней здоровья; отвечает за комплектование команд;

  4. Ведет учет и пропаганду спортивных достижений учащихся класса;

  5. Совместно с комитетом печати выпускает стенгазету «Наши достижения»;

  6. Заботится о проведении физкультминуток на уроках;

  7. Совместно с классным руководителем проводит беседы и классные часы о пропаганде здорового образа жизни;

  8. Ведет учет и разрабатывает систему поощрений учащихся, активно участвующих в спортивной жизни класса и школы.

Министр культуры: Предназначен для приобщения учащихся к эстетическому восприятию окружающего мира, к общечеловеческим культурным и нравственным ценностям; для координации действий при проведении действий при проведении классных и школьных мероприятий.

Функции:

  1. Планирует, организует и проводит классные досуговые мероприятия;

  2. Ведет подготовительную работу и отвечает за участие класса в школьных мероприятиях;

  3. Предоставляет информацию о проводимых в городе выставках, концертах, организует посещение музеев;

  4. Организует поздравления учащихся с днем рождения, с призовыми местами на конкурсах, соревнованиях;

  5. Проводит совместно с классным руководителем классные часы о культуре общения (поведения, внешнего вида, речи, быта и т.д.);

  6. Помогает классному руководителю в проведении бесед, диспутов по нравственным вопросам и вопросам эстета и гуманизма;

Министр печати: Предназначен для обеспечения гласности в жизни класса, сообщения информации о проводимых мероприятиях и участия в них учащихся класса.

  1. Функции:

  2. Выпускает газеты к праздникам, различные плакаты, боевые листки;

  3. Готовит фотогазету об увлечениях, спортивных достижениях учащихся класса;

  4. Отвечает за оформление газет к предметным олимпиадам;

  5. Оформляет класс, школу к различным праздникам, мероприятиям;

  6. Ведет фотоальбом «Наш класс»;

  7. Обеспечивает наличие на мероприятиях фотоаппарата и отвечает за печатание фотографий;

  8. Предоставляет возможность каждому учащемуся из класса высказывать свою точку зрения по различным вопросам.










10

  1. Содержание, виды деятельности и формы занятий с учащимися.

Работа с подростками.

План мероприятий (10 класс)

Направления

Мероприятия

Форма

проведения

Сроки

Ответственные

Учение

«Урок Конституции»

Классный час

1 сентября

Классный руководитель

«Устав школы – это закон нашей жизни»

Классный час

Сентябрь

Классный руководитель





Школьные олимпиады

участие

октябрь

Классный руководитель, учителя-предметники

« Я, конечно вернусь…»

Классный час по творчеству Л.В. Кокышева

январь

Классный руководитель совместно с библиотекарем

Участие в НОУ

Защита рефератов

февраль

Классный руководитель, учителя-предметники

Общение




«Символика нашего класса»

Творческий мини-проект

сентябрь

Классный руководитель

«Есть контакт»

Кл.час-игра

октябрь

Классный руководитель

Разработка сценария новогоднего праздника

Заседание актива

декабрь

Актив класса

«Поговорим друг с другом»

Кл. час-беседа

февраль

Классный руководитель


Образ жизни

«Мы вместе»

Выборы органов самоуправления

сентябрь

Классный руководитель

«Твои увлечения»

анкетирование

сентябрь

Классный руководитель

Оценка тревожности, напряженности

Анкетирование, беседа

октябрь

Школьный психолог

«Каким мне быть?»

Кл. час

ноябрь

Классный руководитель

Средства и методы самовоспитания

Консультация

11

декабрь

Школьный психолог

«К чему стремятся люди»

Кл. час

январь

Классный руководитель

«Ты и твой класс»

Анкетирование

апрель

Классный руководитель

Досуг





«День учителя»

Поздравление учителей

октябрь

совет по культуре

«Овеянные славой флаг наш и герб»

Конкурс творческих работ

сентябрь

Классный руководитель

«Новогодний серпантин»

Праздник

декабрь

совет по культуре

Акция «Сын, отец, отечество»

Конкурс творческих работ

февраль

Классный руководитель

«Российская армия на все времена»

Классный час. час

февраль

Классный руководитель

«Славный день 8 марта»

Праздник

март

Совет по культуре

«Я б с песни начал свой рассказ»

Патриотический классный час

май

Классный руководитель

Здоровье

«Будь здоров»

Беседа

сентябрь

Классный руководитель, школьный медработник

Профилактика травматизма, ПДД, ППБ

беседы

в течение года

Классный руководитель

«Свет мой зеркальце, скажи»

Познавательная программа

октябрь

Классный руководитель совместно с родителями

«Мы за ЗОЖ»

Конкурс плакатов

ноябрь

«Пресс-центр»

«Ура! Каникулы»

Катание на коньках, лыжные прогулки

январь

Классный руководитель, родители







12

Работа с родителями.

Изучение семей учащихся

Действия

Предполагаемый результат

  1. Изучение семей учащихся.

  2. Ежегодное составление социального паспорта.

  3. Сочинение «Моя семья».

Создание банка данных.

Выявление кризисных семей.

Своевременное выявление детей, требующих внимания.

Работа с родителями.

Действия

Предполагаемый результат

Создание условий для участия семей в воспитательном процессе школы и класса:

  1. Дни открытых дверей для родителей.

  2. Привлечение родителей школы для сохранения и умножения школьных традиций.

  3. Привлечение родителей для организации внеклассных мероприятий.

Вовлечение родителей в воспитательный процесс школы и класса.

Педагогическое и психологическое просвещение родителей.

  1. Тематические собрания с привлечением специалистов.

  2. Совместные родительские и ученические собрания с приглашением учителей-предметников.

  3. Собрания-практикумы для родителей.

  4. Индивидуальная работа с родителями.

  5. Итоговые четвертные собрания.

Улучшение микроклимата в семье.



Тематика родительских собраний.

10 класс.

  1. «Жизненные ценности подростков».

  2. «Семья и образование».

  3. «Ответственность, самооценка, самоконтроль. Как их в себе развить».

  4. Итоги прошедшего года.


Работа с проблемными семьями.

Действия

Предполагаемый результат

  1. Регулярное посещение проблемных семей.

  2. Индивидуальные беседы с родителями.

  3. Совместная работа классного руководителя, родителей и учителей-предметников.

  4. Составление индивидуальных программ воспитания.

Оказание помощи проблемным семьям.

13

Сотрудничество учителей и родителей в организации воспитательной работы в классе.

Действия

Предполагаемый результат

  1. Работа родительского комитета.

  2. Помощь родителей в организации классных праздников.

  3. Посещение членами родительского комитета проблемных семей.

Создание единого воспитательного пространства «родители-дети-учителя»



8. Планируемые результаты.

  1. Сформированность познавательного потенциала учащихся: развитость мышления, познавательная активность, навыки исследовательской деятельности.

  2. Сформированность коммуникативного потенциала учащихся: способность устанавливать и поддерживать контакты, умение выполнять лидирующую роль в коллективе, умение слушать, понимать внутренний мир собеседника, уважать иные вкусы, обычаи и привычки, владение правилами культуры общения.

  3. Сформированность мотивации в профессиональном и жизненном самоопределении.

  4. Сформированность нравственных и гражданских качеств личности.

  5. Сформированность физического потенциала учащихся: сохранение и укрепление здоровья, развитие физических качеств.


























14



Список литературы

  1. Конвенция ООН о правах ребенка. 1989.

  2. Конституция Российской Федерации. 1993.

  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» с изменениями и дополнениями. 1996.

  4. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». 1998.

  5. Акутина С.П. Воспитание = семья и школа // Классный руководитель. – 2006, №7.

  6. Барбитова А.Д. Программа классных часов «Основы здорового образа жизни старшеклассников» // Классный руководитель. – 2009, №2.

  7. Беспалова Г.М. Диагностика компетентностей учащихся // Справочник классного руководителя. - 2009, №1.

  8. Бухтинова Н.С. Концепция воспитательной системы класса// Классный руководитель. – 2006, №4.

  9. Воспитательная система класса: теория и практика / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2005.

  10. Вильченская Л.Н. Сотворите свое будущее (практикум для школьников старших классов по подготовке к успешному вхождению в реальную послешкольную жизнь) // Классный руководитель. – 2001, №6.

  11. В интересах семьи и детей г. Нижнего Новгорода. Комплексная программа развития семейного воспитания до 2010 года. - Н.Новгород, 2008.

  12. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/ Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2000.

  13. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя).- М., 1992.

  14. Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы.- М.,2002.

  15. Герасимова Е.В. Школьная демократическая Республика «МИР» // Классный руководитель. – 2008, №4.

  16. Грехнева М.В., Ердикова Н.А. Программа воспитания учащихся гимназии «По ступеням взросления» // Заместитель директора школы по воспитательной работе. – 2006, №6.

  17. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя (10 – 11 класс). – М., 2005

  18. Закирова И.Г. Программа классных часов по культуре общения// Классный руководитель. – 2009, №2.

  19. Занох Л.Ф., Киреева И.В., Лысова Л.В. Программа воспитательной работы классного руководителя// Классный руководитель. – 2005, №3.

  20. Зеленкова С.М., Черняк Т.Г., Усачева Н.А. Создание семейного портфолио // Справочник классного руководителя. - 2009, №1.

  21. Классный руководитель в школе. – Н.Новгород, 2007.














15

Приложения.

Приложение 1

Данные об учащихся

п/п

Ф. И. О. учащихся

Родители учащихся

1



2



3



4



5



6



7



8



9



10



11



12



13





































16


Приложение 2

Диагностические материалы, используемые в работе.


Методика определения психологического комфорта в классном коллективе.

Методика определения привлекательности для школьника группы одноклассников.

Учащимся предлагается три вопроса:

а) Всегда ли учеников вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга в учебе?

б) Всегда ли вы оказываете помощь друг другу в различных делах?

в) Все ли ответственно относятся к делу (учебному, внеклассному)?

Оцените свой класс по пятибалльной шкале по каждому вопросу:

5 – всегда волнует;

4 – чаще волнует;

3 – волнует в половине случаев;

2 – чаще не волнует;

1 – совсем не волнует.

Обработка результатов.

Вычислить средний балл группы

Х = ( а + б + в ) : 3N,

где а, б, в – балльные оценки по вопросам; N – число испытуемых.

Критерии оценки.

Если Х ≥ 4,5 балла – показатель психологического комфорта в классе – высокий. Если 3,5



Познавательная потребность подростков.

Цель анкетирования: установить интенсивность познавательных потребностей подростков.

  1. Как часто Вы подолгу занимаетесь какой-нибудь умственной работой?

  • Часто (5 баллов).

  • Иногда (3).

  • Редко (1).

  1. Что Вы предпочитаете делать, когда задан вопрос на сообразительность?

  • Потрудиться, но самому найти ответ (5).

  • Когда как (3).

  • Получить готовый ответ от других (1).

  1. Много ли Вы читаете дополнительной литературы?

  • Много, постоянно (5).

  • Иногда много, иногда совсем не читаю (3).

  • Мало или совсем не читаю (1).

  1. Часто ли Вы задаете вопросы учителям?

  • Часто (5).

  • Иногда (3).

  • Редко (1).

  1. Насколько эмоционально Вы относитесь к интересному для Вас делу?

  • Очень эмоционально (5).

  • Когда как (3).

  • Эмоции неярко выражены (1).

Обработка результатов.

Подсчитать сумму баллов каждого подростка и разделить ее на 5 (5 – это показатель интенсивности познавательных потребностей). Интенсивность можно считать сильно выраженной, если показатель больше 3,5; умеренной – если результат от2,5 до3,5; слабой – если результат меньше 2,5.




17


АНКЕТА УЧАЩЕГОСЯ «ГЫ И ТВОЙ КЛАСС»
(СОСТАВЛЕНА Е.Н. СТЕПАНОВЫМ И Л.А. АНДРЕЕВЫМ)

Цель: выяснить представления учащихся о своем классе, их оценочные суждения о деятельности и отношениях в классном сообществе.

1. Правится ли тебе самому твой класс?

да;

больше да. чем нет:

трудно скачать (и да, и нет):

больше нет, чем да;

нет.

2. Что больше всего тебе нравится в классе? ____________

3. Что тебе не нравится в твоем классе?

4. Если бы ты стал классным руководителем, то какие изменения ты внес бы с жизнь класса? _________________________
5. Оцени, пожалуйста, отношения между учащимися в твоем классе. С этой целью подчеркни один из предложенных ответов:

наш класс дружный и сплоченный;

наш класс дружный;

в нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе;

в нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя:

наш класс недружный, часто возникают ссоры;

наш класс очень недружный, трудно учиться в таком классе

А теперь подумай еще над таким вопросом: кто твои друзья? Ими могут быть отец, мать, брат, сестра, бабушка, дедушка, другой родственник. сосед, знакомый юноша, знакомая девушка, одноклассник, одноклассница, товарищ по кружку, секции, клубу, приятель из твоей компании, классный руководитель, другой учитель, руководитель кружка, секции и т.д. Большой список, но друзей, как правило, бывает немного. Пожалуйста, подумай и ответь на следующие вопросы:

6. Кто умеет правильно оценивать твои поступки? ________

7. Кто может указать на твои недостатки, кого ты больше послушаешь?

8. Ты хочешь принять какое-то важное для тебя решение. С кем ты прежде всего посоветуешься? ________________________

9. Как ты думаешь, кто из твоих друзей мог бы стать другом нашего класса? ___________________________________

10. На кого тебе хотелось быть похожим(ей) в своей жизни? __

11. Чем ты увлекаешься в свободное от учебы время?

12. Охарактеризуй, пожалуйста, свои отношения с родителями:

очень хорошие:

хорошие;

когда как;

плохие;

очень плохие.

13. Как ты сам(а) определил(а) бы свое положение в семье''

как человека, которого понимают и уважают

как человека, которого постоянно опекают;

как человека, вынужденного подчиняться;

как человека, которого никто не понимает и не любит;

как человека, который тиранит всех остальных;

как человека, который помогает решать семейные проблемы;

как постороннего человека, который не желает участвовать в жизни семьи;

какое еще __________________________________

14. Считаешь ли ты, что твои родители до конца откровенны с тобой?

да;

нет;

18

трудно сказать

15. Назови самые большие свои желания:

1 желание____________________

2 желание____________________

3 желание____________________

Обработка и анализ результатов: полученные данные позволяют выяснить представления учащихся о своем классе, положительных и отрицательных сторонах жизнедеятельности классного сообщества. Полезную информацию получает классный руководитель о родителях идрузьях учащихся, об интересах и увлечениях своих воспитанников. Анализ ответов на вопросы № 6,7,8 помогает определить круг наиболее авторитетных и значимых лиц, оказывающих решающее влияние на формирование личности.

Приложение 3

Структура и содержание программы по индивидуальной поддержке учащихся на основе взаимодействия «классный руководитель-ученик-родители».

  1. Диагностико-коррекционный этап

Качества, необходимые для саморазвития

Самооценка

Классный руководитель

Родители

1

Инициативность.

Охотно ли берешься за дела, которые необходимо сделать (в школе, дома).

Можешь сказать о себе, что ты «активный».

Закончив одно дело, включаешься в другое или ждешь, когда тебя попросят.

Часто участвуешь в общешкольных классных делах.

Предлагаешь свои варианты выполнения дела, задания.




2

Заинтересованность.

Ты с интересом ходишь в школу.

Тебе интересно учиться, внеклассная жизнь или просто общение с друзьями.

Тебе в школе не интересно и ты ходишь потому, что надо.




3

Самостоятельность.

У тебя есть обязанности по дому.

Ты всегда сам начинаешь выполнять учебную и домашнюю работу.

Если сталкиваешься с трудностями, преодолеваешь их самостоятельно.

Критически сам оцениваешь свои результаты.




4

Ответственность.

Ты умеешь разумно планировать свое время на уроки, отдых.

Ты сам отвечаешь за своевременный приход в школу, за выполнение порученных тебе дел.

Ты отвечаешь за свои слова, действия, поступки.

Ты отвечаешь за результативность своей работы на уроках.

Ты осознаешь необходимость дополнительной работы по учебным предметам.




5

Взаимодействие с другими.

Ты доброжелателен в общении со своими сверстниками, взрослыми.

19

Ты можешь быть терпеливым, умеешь помогать другим, желаешь достижения хороших результатов для всех.

Если кому-то рядом плохо, ты придешь на помощь.




6

Требовательность.

Ты всегда стараешься добиться хороших результатов в учебе, общественных делах.

Ты справедливо оцениваешь результаты своей работы и других.

Если тебе нужно выполнить какое-либо задание, а тебе не хочется, ты можешь преодолеть свою лень.




7






  1. Результативный этап (в конце II полугодия).

Качества, необходимые для саморазвития

Самооценка

Классный руководитель

Родители


1


2



3



4



5



1


2


3



4



5




6

Учебная деятельность.

Изменилось ли твое отношение к обучению к концу учебного года?

По каким предметам заметно улучшились результаты, а на каких ты еще чувствуешь себя неуверенно?

По каким личностным качествам тобой достигнуты хорошие результаты, назови их?

В каком внеклассном или внешкольном деле, в котором ты участвовал, ты больше всего сам себе понравился?

В каких трудовых делах ты принимал активное участие?

Сделай выводы.

Над какими личностными качествами еще надо серьезно поработать.

По каким предметам в знаниях подтянуться.

Какие умения необходимо еще развить (красиво говорить, сравнивать, делать выводы и т.д.).

Что изменить в своих взаимоотношениях со сверстниками, учителями, друзьями, родителями.

Какие творческие способности ты в себе обнаружил и хотел бы развить (музыкальные, художественные, изобразительные, литературные и т.д.).

Над подготовкой к какой профессии тебе следует задуматься.







20


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!