СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитательной деятельности "Основы финансовой грамотности"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа воспительной деятельности предназначена для обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной деятельности "Основы финансовой грамотности"»

Министерство образования Нижегородской области


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Нижегородский автомеханический техникум»













ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ программа

«оСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»



Для обучающихся ГБПОУ «НАМТ»

Срок реализации: 1 по 4 курс

















г.Нижний Новгород, 2017

ОДОБРЕНА

на заседании методического

объединения классных руководителей


Протокол № ___________

От «____» _____________ 2017 г.



Заместитель директора по

воспитательной работе


________________ О.В. Тихонова





Автор: Мазунина А.А. классный руководитель































Содержание


1 Паспорт программы 3


2 Пояснительная записка 6


3 Тематическое планирование 13


4 Планирование работы с родителями 14


5 Список использованных источников 15


































1 Паспорт программы


Наименование программы

«Основы финансовой грамотности»

Разработчик

программы

Классный руководитель:

Мазунина Анна Александровна

Цель программы

  • формирование базовых навыков финансовой грамотности и принятия финансовых решений в области управления личными финансами у обучающихся ГБПОУ «НАМТ»

Задачи программы

  • приобретение знаний о существующих в России финансовых институтах и финансовых продуктах, а также о способах получения информации об этих продуктах и институтах из различных источников

  • развитие умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора;

  • формирование знания о таких способах повышения благосостояния, как инвестирование денежных средств, использование пенсионных фондов, создание собственного бизнеса.

Срок реализации программы

1 – 4 курс обучения

Ожидаемые конечные результаты

Личностное развитие – сформированность гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, к саморазвитию и личностному самоопределению, к образованию, в том числе самообразованию на протяжении всей жизни; выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования; осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Профессиональное развитие – умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы на примере материалов данного курса; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач данного курса.

Коммуникативное развитие – осуществление деловой коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми (внутри образовательной организации, а также за ее пределами), подбор партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационых технологий (ИКТ-компетенции), навыков работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией; координация и выполнение работы в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия.






2 Пояснительная записка


«Если ты думаешь на год вперед, посади семя, если ты думаешь на десятилетие, посади дерево, если ты думаешь на век вперед, воспитай человека» Восточная мудрость.



Нормативные документы, использованные при разработке программы

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 с изменениями от 06.04.2015 № 68-ФЗ (ред. 19.12.2016);

  2. Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.»;

  3. Методические указания по включению основ финансовой грамотности в образовательные программы среднего профессионального образования, разработанные Центральным банком РФ и Министерством образования и науки Российской Федерации.

Основная цель и задачи программы


Цель: формирование базовых навыков финансовой грамотности и принятия финансовых решений в области управления личными финансами у обучающихся ГБПОУ «НАМТ»


Задачи воспитательной программы:

  • приобретение знаний о существующих в России финансовых институтах и финансовых продуктах, а также о способах получения информации об этих продуктах и институтах из различных источников

  • развитие умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора;

  • формирование знания о таких способах повышения благосостояния, как инвестирование денежных средств, использование пенсионных фондов, создание собственного бизнеса.


Актуальность и новизна программы

Актуальность данной тематики обусловлена принятием Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. №2039-р), а также особенностями развития финансового рынка на современном этапе: с одной стороны, широкое внедрение информационных технологий привело к расширению охвата населения финансовыми продуктами и услугами, с другой стороны, - легкость доступа к финансовому рынку для неподготовленного потребителя приводит к дезориентации по вопросам собственной ответственности за принятие решений.

Это, приводит к завышенной кредитной нагрузке, жизни «не по средствам», отсутствию перспективного финансового планирования с помощью накопительных, страховых, пенсионных программ. Важно отметить, что решение социальных проблем трудоспособного населения в области жилищного и пенсионного обеспечения, страхования, образования все больше переходит из сферы ответственности государства в сферу личных интересов самих граждан.

Финансовая грамотность населения, как набор специальных компетенций для анализа услуг финансового рынка и использования финансовых инструментов, сегодня становится необходимым условием для успешного решения государством социально-экономических задач.



Ожидаемые результаты

В результате реализации воспитательной программы обучающийся

должен знать:

- экономические явления и процессы общественной жизни;

- структуру семейного бюджета и экономику семьи;

- депозит и кредит. Накопления и инфляция, роль депозита в личном финансовом плане, понятия о кредите, его виды, основные характеристики кредита, роль кредита в личном финансовом плане;

- расчетно–кассовые операции. Хранение, обмен и перевод денег, различные виды платежных средств, формы дистанционного банковского обслуживания;

- пенсионное обеспечение: государственная пенсионная система, формирование личных пенсионных накоплений;

- виды ценных бумаг;

- сферы применения различных форм денег;

- основные элементы банковской системы;

- виды платежных средств;

- страхование и его виды;

- налоги (понятие, виды налогов, налоговые вычеты, налоговая декларация);

- правовые нормы для защиты прав потребителей финансовых услуг;

- признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц.

В результате реализации воспитательной программы обучающийся должен уметь:

- анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;

- применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;

- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распре делять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;

- грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;

- анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов, из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

- оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;

- использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;

- определять влияние факторов, воздействующих на валютный курс;

- применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;

- применять полученные знания о хранении, обмене и переводе денег; использовать банковские карты, электронные деньги; пользоваться банкоматом, мобильным банкингом, онлайн-банкингом;

- применять полученные знания о страховании в повседневной жизни; выбор страховой компании, сравнивать и выбирать наиболее выгодные условия личного страхования, страхования имущества и ответственности;

- применять знания о депозите, управления рисками при депозите; о кредите, сравнение кредитных предложений, учет кредита в личном финансовом плане, уменьшении стоимости кредита;

- определять назначение видов налогов, характеризовать права и обязанности налогоплательщиков, рассчитывать НДФЛ, применять налоговые вычеты, заполнять налоговую декларацию;

- оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и возможные последствии для себя, своего окружения и общества в целом.


Содержание курса

Тема

Основные понятия

Количество часов

Форма проведения

Личное финансовое планирование

Человеческий капитал, деньги, финансы, финансовые цели, финансовое планирование, горизонт планирования, активы, пассивы, доходы (номинальные, реальные), расходы, личный бюджет, семейный бюджет, дефицит, профицит, баланс.

2

Классный час, мини-проекты

Банки

Банковская система России, коммерческие банки, Центральный банк, Система страхования вкладов (ССВ), дебетовая карта, пин-код, овердрафт, текущий счёт, сберегательный вклад, ставка процента, капитализация процентов, валюта, банковский кредит, эффективная ставка процента по кредиту, микрокредит, виды кредитов для физических лиц, ипотека, рефинансирование кредита, сберегательные сертификаты, паевые инвестиционные фонды (ПИФы), кредитная карта.

8

Классный час в форме решения кейсов, экскурсии в ГУ ЦБ по Нижегородской области.

Фондовый рынок

Фондовый рынок, неопределённость, финансовый риск, инвестиционный портфель, диверсификация, облигация, дисконтирование, корпоративные облигации, номинал, купон, дефолт, государственные и муниципальные облигации, акция, дивиденд, IPO, фондовая биржа, биржевой индекс, брокер, управляющая компания, доверительное управление, пассивное и активное инвестирование, валютный курс, рынок FOREX, валютная интервенция, спред.

6

Классный час в форме деловой игры, симпозиума.

Страхование

Страховой случай, страховая премия, страховая выплата, страхование имущества, договор страхования, страхование гражданской ответственности, обязательное страхование, доброволь-

ное страхование, ОСАГО, КАСКО, франшиза, личное страхование, обязательное медицинское страхование (ОМС), полис ОМС, добровольное медицинское страхование, страхование жизни, страховая компания.

4

Классный час в форме практикума, дискуссии

Налоги

Налоги, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговый резидент, налоговая ставка, налог на имущество, земельный

налог, транспортный налог, пропорциональный и прогрессивный налог, налоговый агент, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), налоговая декларация, налоговые вычеты, пеня.

5

Классный час в форме практикума, решения кейсов.

Пенсия

Пенсия, страховой стаж, обязательное пенсионное страхование, Пенсионный фонд РФ (ПФР), добровольные (дополнительные) пенсионные накопления, негосударственные пенсионные фонды (НПФ), корпоративные пенсионные планы, альтернативные способы накопления на пенсию.

3

Классный час в форме дискуссии.

Трудоустройство

Резюме, испытательный срок, заработная плата, премии и бонусы, неденежные бонусы, лист нетрудоспособности, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребёнком, выходное

пособие, выручка, издержки и прибыль фирмы, инвестиции в развитие бизнеса, финансовый менеджмент, банкротство фирмы, спрос на труд, профсоюз, безработица, пособие по безработице.

2

Классный час в форме лекции, практикум, дистанционное обучение

Предпринимательство

Предпринимательство, предприниматель, показатели эффективности фирмы, факторы, влияющие на прибыль компании, рыночная стоимость компании, метод приведённых денежных потоков, метод бережливого производства, бизнес-идея, бизнес-ангелы, венчурные фонды, бизнес-инкубаторы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, общество с ограниченной ответственностью (ООО), закрытое акционерное общество (ЗАО), бизнес-план,

лизинг.

4

Классный час в форме дискуссии, практикум, мини-проекты.

Финансовые риски

Инфляция, валютный риск, кредитный риск, ценовой риск, физический риск, предпринимательский риск, экономический цикл, валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВВП, экономический кризис, финансовое мошенничество, фальшивомонетчики, фальшивые банки, кредит на ваше имя, финансовая пирамида, способы сокращения финансовых рисков

4

Классный час в форме симпозиума, практикум.

Итого

39

















3 Тематическое планирование


Тема занятия

Кол-во часов

1 курс

Сентябрь

Личный и семейный бюджет. Личный финансовый план: цели и пути достижения

1

Октябрь

Составляем личный финансовый план (мини-проекты)

1

Ноябрь

История и виды денег

1

Декабрь

Банковская система Российской Федерации

1

Январь

Текущие счета и дебетовые карты

1

Февраль

Сберегательные вклады: как они работают и как их выбирать

1

Март

Кредиты: когда их брать и как выбирать

1

Апрель

Виды кредитов

1

Май

Прочие услуги банков

1

Июнь

Проверочная работа


2 курс

Сентябрь

Как работает фондовая биржа, и кто может на ней торговать

1

Октябрь

Риск и доходность

1

Ноябрь

Облигации и акции

1

Декабрь

Индивидуальный инвестиционный счет

1

Январь

Рынок Forex

1

Февраль

Деловая игра «Фондовая биржа»

1

Март

Страхование имущества: как это работает

1

Апрель

Страхование жизни и здоровья

1

Май

Страхование ответственности

1

Июнь

Контрольная работа

1

3 курс

Сентябрь

Октябрь

Зачем нужны налоги и их виды

2

Ноябрь

Налоговые вычеты: порядок их получения

1

Декабрь

Подача налоговой декларации

1

Январь

Деловая игра «Возвращаем НДФЛ»

1

Февраль

Обязательное пенсионное страхование

1

Март

Добровольное пенсионное страхование

1

Апрель

Индивидуальный проект «Моя пенсионная стратегия»

1

Май

Трудоустройство: сложные вопросы

1

Июнь

Взаимоотношения с работодателем

1

4 курс

Сентябрь

Что такое предпринимательство

1

Октябрь

Как создать свой бизнес?

1

Ноябрь

Декабрь

Написание бизнес-плана

2

Январь

Экономические кризисы

1

Февраль Март

Финансовое мошенничество

2

Апрель

Как защитить свои права в сфере финансов

1

Май

Зачетная работа

1

Июнь

Разбор зачетной работы





4 Планирование работы с родителями

Ещё одним элементом курса «Финансовая грамотность» является привлечение к его изучению родителей студентов, развитие у них заинтересованности в повышении собственной финансовой грамотности. Работа с родителями включает в себя мероприятия, направленные на развитие у родителей практических навыков деятельности в финансовой сфере и выполняют информационно-просветительскую функцию.

В рамках реализации программы предусмотрено 2 направления:

- родительские собрания, посвященные финансовым вопросам;

- блок практических заданий, которые родители должны выполнять совместно с обучающимися.

Эти меры должны не только повысить уровень финансовой грамотности родителей, но и мотивировать их к привлечению детей к участию в обсуждении вопросов, связанных с разработкой накопительных, страховых и других стратегий.
















5 Список используемых источников


1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 с изменениями от 06.04.2015 № 68-ФЗ (ред. 19.12.2016).

2. Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.»

3. Методические указания по включению основ финансовой грамотности в образовательные программы среднего профессионального образования, разработанные Центральным банком РФ и Министерством образования и науки Российской Федерации.

4. Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. СПО / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 192 с., ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

5. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. СПО / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 400 с., ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

6. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. СПО / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 32 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).


10