СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа воспитательной работы «Я – личность и я расту»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Усть-Заостровская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области"
Программа воспитательной работы
«Я – личность и я расту»
(для обучающихся 5-9 класса)
Классный руководитель
Ноженко Ольга Владимировна
Паспорт программы
Название программы: | «Я – личность и я расту» |
Срок реализации программы: | 2017г. – 2022г. |
Цель программы :
| создание благополучной образовательной среды, способствующей формированию сплочённого коллектива, духовно-нравственному становлению толерантной личности и активной гражданской позиции школьников на основе общечеловеческих ценностей и культурно-исторических традиций страны. |
Перечень основных направлений:
| -Гражданско-патриотическое - «Я и Родина» -Духовно - нравственное - «Я и окружающие люди» -Интеллектуально-познавательное - «Я и мир знаний» -Экологическое и трудовое - «Я и моя планета» |
Направленность :
| Данная программа может быть использована в общеобразовательных учреждениях. |
Автор программы: | Ноженко Ольга Владимировна |
Пояснительная записка
В каждом человеке природа всходит
либо злаками, либо сорной травой;
пусть он своевременно поливает
первое и истребляет второе
Фрэнсис Бэкон
Одними из самых актуальных и приоритетных в любом обществе и в любую эпоху являлись вопросы образования, развития и воспитания подрастающего поколения всегда являлись А так как этот процесс начинается с самого раннего возраста, то основная ответственность за его успешную реализацию возлагается на школу, учителя, классного руководителя.
Каждый ребенок в жизни сталкивается с положительными и отрицательными примерами. Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы выбор был сделан в пользу первого, что необходимо будет не только для школы, но и для дальнейшей жизни, сделает наше общество лучше. А приобретение положительных качеств сделает его успешным в дальнейшем.
«Каждый ребёнок уникален и неповторим, и задача педагогов состоит, прежде всего в том, чтобы, применив все свои знания, проявив такт и терпение, сориентировать маленького человека на то, что действительно ценно и значимо в жизни, что позволит ему стать полноценной личностью, а главное, индивидуальностью.
Но процесс воспитания не может быть эффективным, если он заключается только в передаче учителем опыта предыдущих поколений. Эта деятельность должна предусматривать совместное, равноправное, активное взаимодействие и учащихся, и классного руководителя.
Согласно требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования процесс взаимодействия школы и детей должен быть направлен на «воспитание, социализацию и духовно-нравственное развитие обучающихся, их самоидентификацию и гражданское становление».
Таким образом, современные тенденции в образовании подчёркивают актуальность создания системы воспитательной работы в классе, направленной на решение наиболее важных педагогических проблем и позволяющей целенаправленно, обоснованно и максимально эффективно использовать способности и возможности каждого ребёнка для его всестороннего развития. Это требует поиска новых методических направлений и форм организации воспитательного процесса, что и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя.
Одним из основополагающих аспектов реализации программы «Я –личность и я расту» является изучение творческого наследия академика Д.С. Лихачёва. Опыт российского философа и общественного деятеля, замечательные произведения с глубокомысленными рассуждениями о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о нравственном и эстетическом воспитании являются руководством для воспитания молодого поколения.
Важным элементом реализации данной программы является также экскурсионная деятельность. Она позволяет ребёнку глубже познать окружающий мир, давая новые знания о природе, обществе, исторических событиях. Воспитывает сам изучаемый материал, нравственно и эстетически влияя на сознание детей. Таким образом, экскурсия становится частью педагогического процесса, принимая на себя функции образования и воспитания человека, формирования его мировоззрения.
Программой предусмотрены различные формы работы - классные часы, беседы, диспуты, клубные часы, конференции, викторины, конкурсы, КТД.
Необходимым условием успешной реализации данной программы является привлечение родителей к более тесному сотрудничеству с классными руководителям и школой. Это осуществляется за счёт привлечения родителей к организации и активному участию в классных мероприятиях, организации общественно значимой деятельности родителей и обучающихся, проведения совместных встреч детей и родителей, вечеров отдыха, праздников.
Когда-нибудь придёт новая эпоха. Люди будут стремиться к другим идеалам, станут руководствоваться иными мотивами и приоритетами. Но наша задача — помочь детям сохранить своё культурное наследие, духовность и красоту человеческих взаимоотношений, так как эти ценности будут вечны всегда.
Цель программы:
создание образовательной среды, способствующей формированию дружного, сплочённого коллектива, духовно-нравственному становлению толерантной личности и активной гражданской позиции школьников на основе общечеловеческих ценностей и культурно-исторических традиций страны.
Задачи воспитательной деятельности:
- Создание психологически комфортной обстановки в классе;
-Формирование у учащихся межличностных отношений, гражданско-патриотического сознания, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей;
- Воспитание толерантности, чувства уважения друг к другу, взаимопомощи и взаимопонимания;
- Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного, духовного и эстетического развития детей;
- Повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива;
- Воспитание общей культуры школьников через приобщение к культуре, обычаям и традициям страны.
Принцип общественной направленности: Школа не может являться самостоятельным механизмом, изолированным от общества. Деятельность педагога должна соответствовать задачам воспитания подрастающего поколения в интеграции с государственной стратегией воспитания и направлена на формирование социально необходимого типа личности.
Принцип гуманистической направленности – уважительное отношение к ребёнку, к его мнению, позиции; соблюдение прав и свобод школьников; ненасильственного формирования требуемых качеств.
Принцип природосообразности и учёта возрастных особенностей– осуществление процесса воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии;
Принцип ориентации на ценностное отношение - постоянство профессионального внимания педагога на разворачивающиеся в действиях, эмоциональных реакциях, словах и интонационной окраске отношения воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию. и ценностным основам жизни, достойной человека, — добру, истине, красоте.
Принцип субъектности - максимальное содействие развитию способности ребенка осознавать свое "Я" в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно.
Принцип социального взаимодействия – придать воспитанию диалогический характер; способствовать сотрудничеству всех участников воспитательного процесса; создание условий для профессионального самоопределения школьников, формирования навыков общения в социуме.
Принцип систематичности, последовательности и непрерывности - соблюдение преемственности в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков; опора на жизненный опыт детей; формированию основ научного мировоззрения, высоких моральных качеств, навыков и привычек поведения.
Принцип сотрудничества - воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей; развитие потребности школьников в соучастии и содействии.
Принцип успешности — в процессе коллективной творческой деятельности развиваются индивидуальные особенности учащихся, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности; создание ситуации «успеха» в разных видах деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулируется стремление ребёнка к самосовершенствованию.
Реализация данных принципов базируется на использовании следующих подходов в процессе воспитания:
Личностно – ориентированный подход – учет личностных качеств, характеристик и возможностей каждого ребёнка; видение, принятие личности школьника; создание условий для разностороннего развития и индивидуальности учащегося.
Деятельностный подход — с помощью игровой, трудовой, творческой и досуговой деятельности дети овладевают определёнными способами и моделями поведения в процессе общения и взаимодействия, соответствующего общечеловеческим ценностям и нормам.
Компетентностный подход - формировании у учащихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации; учащиеся должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности, что обуславливают формирование компетентной личности в современном мире.
Комплексный подход - необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной и вариативной, что предполагает воспитание и развитие актуальных качеств личности ребёнка в различных направлениях.
Одним из основополагающих аспектов реализации программы «В поисках себя» является изучение творческого наследия академика Д.С. Лихачёва. Бесценный опыт российского философа и общественного деятеля, героический пример его жизни и замечательные произведения с глубокомысленными рассуждениями о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о нравственном и эстетическом воспитании являются руководством для воспитания молодого поколения. Это не просто кодекс законов или свод рекомендаций, помогающий поступить правильно в той или иной ситуации, а своеобразный «учебник жизни», позволяющий найти и реализовать себя каждому.
Основные направления воспитательной деятельности
Гражданско-патриотическое - «Я и Родина».
Человек без Родины - это песчинка,
отданная случайностям времени и пространства
Жан Лакордер
- воспитание человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг;
- воспитание уважения к Государственному флагу и гербу России, её героическому и историческому прошлому,
- воспитание чувства гордости за свою страну и веры в Россию;
- формирование чувства единения с гражданами своей страны вне зависимости от национальной принадлежности, политических либо религиозных убеждений;
- разъяснение Конституции РФ, создающей условия для демократии и гражданского согласия, свободного и достойного развития личности;
- изучение национальных традиций, культуры своего народа, любви к родному языку и краю;
- изучение гражданских, политических, экономических и социальных прав и обязанностей человека.
-создание условий для развития самостоятельности, инициативы учащихся, их профессионального самоопределения.
Прогнозируемые результаты :
-знает символику, историю и героическое прошлое страны и родного города;
-уважительно относится к традициям, культурным ценностям и наследию своей Родины;
-знает свои права и обязанности;
-чувствует гражданскую ответственности за сложившуюся ситуацию, и готов изменить ее;
-способен осуществить самостоятельный выбор, адекватно действовать в этой ситуации и нести ответственность за полученный результат;
-осознание возможности, достоинства и недостатков собственной личности;
- определяет свои профессиональные интересы.
Духовно - нравственное - «Я и окружающие люди».
В чем самая большая цель жизни?
Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас.
А добро— это прежде всего счастье всех людей.
Д.С. Лихачёв
- формирование качеств личности, отвечающих представлениям об истинной человечности, доброте, сострадании, милосердии;
- изучение культурных, духовно-нравственных ценностей своего народа, накопленных предыдущими поколениями;
- формирование у детей умения строить свои взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающимися на основе сотрудничества, взаимопонимания, готовности принять других людей, иные взгляды, иные традиции и обычаи, иную культуру;
- развитие нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
- привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения; - изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям.
Прогнозируемые результаты :
-понимает значение таких общечеловеческих ценностей, как «мир», «любовь», «доброта», «милосердие», «сострадание», «порядочность», «терпение», «доверие», «забота», «мораль», «вера», «истина», «справедливость», «долг», «честь», «достоинство», «ответственность», «гуманизм»;
-уважительно относится к себе и ко всем окружающим людям;
-умеет понимать других людей и готов помочь любому человеку, если он в этом нуждается;
-готов к состраданию и гуманному отношению ко всему живому
-знает основы коммуникативной культуры личности;
-владеет навыками неконфликтного общения, способность строить и вести общение в различных ситуациях;
- ценит чувство товарищества и взаимовыручки;
-участвует в акциях милосердия;
-коммуникабелен, умеет работать в коллективе.
Интеллектуально-познавательное - «Я и мир знаний»
Тот, кто мало знает, малому может и учить.
Коменский Ян Амос
- формировать эмоционально – положительное отношение к учебному труду, знаниям, науке;
- целенаправленное формирование познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических ценностей;
-создание условий для развитие творческой активности и повышению мотивации к процессу познания;
- развитие в ребёнке способности критического мышления, умения проявлять свои интеллектуально-познавательные умения в жизни;
- формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать кругозор и любознательность.
Прогнозируемые результаты :
-умеет развивать свои интеллектуальные способности;
-умеет самостоятельно планировать, организовывать, проводить, анализировать порученное дело и обобщить результаты;
-владеет основными приёмами успешного изучения учебного материала; -умеет находить, перерабатывать и использовать информацию из различных источников, в том числе электронных;
- владеет приемами и методами самообразования и самовоспитания;
-наблюдателен,умеет логически мыслить;
-владеет богатым словарным запасом;
- испытывает интерес к познавательной деятельности;
способен критически мыслить, находить нетрадиционные решения и выход из сложившейся ситуации;
-использует приобретенные предметные, интеллектуальные и общие умения и навыки в повседневной жизни.
Экологическое и трудовое - «Я и моя планета»
«Отношение природы и человека—
это отношение двух культур,
и человеку в этом диалоге нужно быть чутким,
внимательным и очень осторожным собственником»
Д.С. Лихачёв
- привитие навыков экологического воспитания и бережного отношения к природе;
- изучение и охрана природы своей местности;
- воспитание любви к родному краю, умения и желания любоваться природой, охранять её и защищать;
- знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и человеком;
- формирование ответственного отношения к окружающей среде;
- подготовка детей к труду, жизненному и профессиональному самоопределению;
- формирование культуры учебной и трудовой деятельности, жизненно-необходимых трудовых и бытовых навыков;
- развитие навыков коллективного труда в процессе классной коллективной деятельности.
Прогнозируемые результаты :
-знает экологические проблемы, причины, их порождающие и готов к их решению;
-умеет видеть красоту окружающего мира и бережно к нему относиться;
-ведёт экологически грамотно в природе и в быту;
- умеет прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; -предпринимает определенные действия по сохранению и улучшению экологической ситуации в месте проживания;
-выполняет полезные и значимые для общества и коллектива дела;
-трудолюбив, дисциплинирован, добросовестно относится к своим обязанностям;
-имеет знания о производстве, трудовых умениях;
-готов к выбору профессии.
Физическое воспитание и здоровый образ жизни - «Я и здоровье»
«Чтобы сохранить свое здоровье,
думай о здоровье других»
Д.С. Лихачёв
- сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни;
-демонстрация учащимся значимости физического и психического здоровья человека;
- знакомство учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья воспитание понимания важности здоровья для будущего;
- воспитание в детях ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих;
- формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- профилактика вредных привычек и правонарушений;
Прогнозируемые результаты :
-работает над формированием физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости;
-принимает здоровый образ жизни как основы своей жизнедеятельности;
-понимает опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики;
-знает основные правила поведения на дороге, в общественных местах, умеет правильно действовать в чрезвычайных ситуациях;
-умение управлять своим здоровьем;
-соблюдает нормы личной гигиены;
-владеет простыми туристическими навыками;
-систематически занимается физическими упражнениями, играми, спортом, физически самосовершенствуется.
Эстетическое - «Я и красота вокруг»
Все прекрасное и великое в этом мире создано
единственной мыслью или чувством человека.
Д.Джебран
- знакомство с культурным наследием прошлого, духовным богатством родного народа, с помощью живописи, литературы, истории и архитектуры;
- развитие чувства прекрасного, чувства истинной красоты, эстетического чувства восприятия окружающего мира на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры;
- формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности;
-формирование навыков совместного общения, умения правильно использовать свободное время.
Прогнозируемые результаты :
-умеет оформлять портфолио, альбомы, стенды, электронные фотоотчёты по итогам мероприятий и экскурсий;
-имеет сформированные эстетические вкусы и взглядов;
-умеет оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов;
-пробует себя в музыке, литературе, в сценическом и изобразительном искусстве;
-готов развивать свои задатки и творческие способности в различных областях искусства.
Этапы реализации программы.
Сроки реализации | Этап | Содержание деятельности |
Май 2017- сентябрь 2017 | Подготовительный | - изучение личных дел, индивидуально-педагогических карт, социального паспорта класса; -выявление проблем, которые должны быть решены в ходе реализации программы; -составление плана деятельности; -проведение анализа педагогической, психологической и методической литературы; -изучение диагностических методик; -изучение и анализ нормативно - программных документов |
Сентябрь 2017- октябрь 2017 | Организационный | - знакомство с классным коллективом; - диагностическое выявление интересов, потребностей, склонностей учащихся, их индивидуальных особенностей и творческого потенциала; -постановка целей и задач программы; -привлечение родителей к сотрудничеству; -консультации со школьной психолого-педагогической службой; -планирование основных мероприятий по воспитательным направлениям; -разработка индивидуальных программ развития учащихся |
Октябрь 2017-апрель 2022 | Деятельностный | - работа по основным направлениям воспитательной программы; - сотрудничество с педагогическим коллективом, школьной психолого-педагогической службой и родительской общественностью; - необходимая корректировка запланированных мероприятий; -промежуточный мониторинг успешности реализации программы; -отслеживание результатов индивидуального развития учащихся и классного коллектива в целом |
Апрель 2022-июнь 2022 | Рефлексия | -соотношение результатов с поставленными в начале целями и задачами; -сравнительный анализ и самоанализ изменений, произошедших с детьми в ходе реализации программы; -подведение итогов; -оформление и описание хода реализации и результатов проекта в форме отчета. |
Для реализации воспитательной программы, в соответствии с поставленными по каждому направлению целями, рекомендуется провести следующие мероприятия.
5 класс
«Я и Родина»
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | Классный час «Великие победы Россиян». Минута памяти. «Дети Беслана». Выбор актива класса «Мы выбираем, нас выбирают». |
октябрь | Посвящение в пятиклассники. «Кодекс пятиклассника» |
ноябрь | Классный час «Государственные символы России» |
декабрь | Классный час «Юбилей тюменской области». |
январь | Классный час совместно с родителями «Дело человеком славится» Профессии моих родителей. |
февраль | Дискуссия «Что значит любить свою Родину и быть её патриотом?» День защитника Отечества. |
март | Экскурсия в ВМЦ- Дети войны |
апрель | Классный час «Покорители космоса». |
май | Литературно-музыкальная композиция к годовщине победы в ВОВ |
«Я и окружающие люди»
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | Самопрезентация «Знакомьтесь. Это Я!» Диагностика взаимоотношений в коллективе. Социометрия. |
октябрь | Обсуждение писем Д. С. Лихачёв «Воспитанный человек – тот, кто считается с другими» Диагностика уровня воспитанности. |
ноябрь | Международный день толерантности. Классный час «Толерантность – мост во взаимоотношениях людей» |
декабрь | Участие в акции милосердия для детей из Украины. |
январь | Культура общения при разговоре. Диагностика способностей ребёнка. |
февраль | Занятие-тренинг «Если ты обидел…» |
март | Беседа-обсуждение «Настоящий друг. Какой он?» |
апрель | Классный час «Культура внешняя и культура внутренняя» |
май | Классный час Д.С. Лихачёв «Делайте людям добро» |
«Я и мир знаний»
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | Диагностика способностей учащихся. Анкетирование родителей. «Что читать? Как читать, чтобы очень умным стать? ». Посещение районной библиотеки. |
октябрь | Тренинг «Как развивать своё внимание» |
ноябрь | «Дерзайте отчизну мужеством прославить!» |
декабрь | Информационный час «Что такое нано технологии?» |
январь | «Писатели и их произведения». – экскурсия в библиотеку |
февраль | Научно-познавательная игра «Юный Эрудит» |
март | « История книгопечатания на Руси» |
апрель | «Они покорили космос!» Презентация |
май | Викторина ко Дню Славянской Письменности «Откуда пришли Буквы?» |
«Я и моя планета»
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | Участие в озеленение школьной территории. |
октябрь | Беседа «Береги книгу». Рейд «Мои учебники» |
ноябрь | Беседа «Значение природы для здоровья и отдыха человека» |
декабрь | Классный час «Эта живая вода!» |
январь | Информационный час «Что такое экология?» |
февраль | Обсуждение заповедей Д.С. Лихачёва «Чти природу как матерь свою и помощницу» |
март | Участие в акции «Помоги птицам»-, мастер класс- Кормушки своими руками |
апрель | Участие в уборке школьной территории. |
май | Экскурсия в парк |
«Я и здоровье»
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | Вводный инструктаж по ТБ. Беседа «О режиме дня пятиклассника». |
октябрь | Беседы: «Правила, цена которым жизнь». Викторина о знании ПДД. |
ноябрь | Беседа о личной гигиене. |
декабрь | Проведение инструктажа по ТБ в зимнее время, профилактика травматизма. |
январь | Беседа «Осторожно ГРИПП!» |
февраль | Беседа «Зимние виды спорта» |
март | Классный час «В гостях у господина Витамина» |
апрель | День Здоровья. Классный час «В здоровом теле здоровый дух». |
май | Беседа «Если с другом вышел в путь. Как вести себя в походе» Беседы о правилах поведения вблизи водоёмов. Инструктаж по ТБ во время летних каникул. |
«Я и красота вокруг»
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | День знаний. Клубный час совместно с родителями «Первый раз в 5 класс» (адаптация к старшей школе). Классный час «О нашем досуге» (выбор кружков) Классный огонек «Именинники лета!» |
октябрь | Подготовка к празднованию Дня учителя. Участие в фотоконкурсе «Учитель-ученик». |
ноябрь | Правила поведения в кинотеатре. Посещение кинотеатра. |
декабрь | Праздничное оформление класса и школы к новому году. Изготовление новогодних украшений |
январь | Конкурс снежных фигур «Через тернии к звёздам» |
февраль | Репетиционные занятия к театральной постановки |
март | Театральная постановка – Каплик . |
апрель | Фотоконкурс «Звёздное небо» |
май | Танцевальный конкурс «Ритмы планеты» |
6 класс
«Я и моя Родина»
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | День знаний «70 лет тюменской области» |
октябрь | Акция «Скажем терроризму нет». |
ноябрь | Информационный час «День народного единства. История празднования». |
декабрь | Героические страницы истории- битва под Москвой. |
январь | Экскурсия МВЦ |
февраль | Возвращение к истокам. Традиции моей страны. Традиционные масленичные гуляния- чаепитие в классе |
март | Мой край- Югра |
апрель | Литературно-музыкальная композиция ко Дню Космонавтики. «А знаешь, каким он парнем был?» |
май | Юбилейные празднования со Дня Победы |
«Я и окружающие люди»
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | Беседа «Мир моих увлечений» Методика «Изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А. А. Андреева. |
октябрь | Семейный этикет. Уважение к родителям. |
ноябрь | Международный день толерантности. Классный час «Сила слова». |
декабрь | Участие в акции доброй воли. |
январь | Обсуждение писем Д.С. Лихачёва «Что объединяет людей?» |
февраль | Дискуссия «Кто больше счастлив: кто отдаёт или кто получает?» |
март | Беседа «По велению совести» Обсуждение писем Д.С. Лихачёва «Самое ценное в человеке – безотчётная душевная потребность поступать хорошо» |
апрель | Классный час «Как правильно говорить? Экология слова» |
май | Беседа «Ты, я, он, она, а вместе мы…» Диагностика уровня сформированности классного коллектива. |
«Я и мир знаний»
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | Классный час. «Виды памяти. Тренировка памяти» |
октябрь | «Великие дети севера» |
ноябрь | Информационный час «В мире энциклопедий». |
декабрь | Анкетирование «Мотивы учебной деятельности» |
январь | Диспут «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» |
февраль | День Российской науки. Клубный час. «Великие открытия Российских учёных». |
март | Обсуждение писем Д.С. Лихачёва «Учитесь учиться!» |
апрель | Международный день памятников и исторических мест. Классные час «Памятники Москвы» |
май | Марафон знаний |
«Я и моя планета»
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | Участие в экологической акции «Посади дерево» |
октябрь | Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном». «Родная природа – выражение души народа». |
ноябрь | Беседа «Я и спорт» |
декабрь | Беседа «Гигиена внешней среды» |
январь | Конкурс рисунков «Мой дом – Земля» |
февраль | конкурс фотографий- Мой город |
март | Клубный час. «День Земли. Как уберечь планету от разрушений» |
апрель | Участие в уборке школьной территории. Операция «Клумба» |
май | Генеральная уборка класса |
«Я и здоровье»
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | Вводный инструктаж по ТБ. Беседа о режиме дня. «Правила Здорового образа жизни на каждый день». |
октябрь | Подготовка видеоролика «Утренняя зарядка» |
ноябрь | Классный час: «Привычки – хорошие и плохие». |
декабрь | Анкетирование «Спорт и я» |
январь | Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья» |
февраль | Беседа-обсуждение «Настоящий спортсмен. Какой он?» |
март | Участие в конкурсе «Дорожное колесо» |
апрель | День здоровья. Классный час «Здоровое питание. Что рекомендуют специалисты детям?» |
май | Инструктаж по ТБ во время летних каникул. |
«Я и красота вокруг»
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | Экскурсия осенний лес |
октябрь | Музыкальный вечер. «Не смейте забывать учителей!» |
ноябрь | Конкурс поэтических эскизов «Спасибо деду за победу» |
декабрь | Конкурс новогодних плакатов |
январь | Обсуждение писем Д.С. Лихачёва «Понимать искусство» |
февраль | Встреча с зимним лесом. |
март | Посещение кинотеатра |
апрель | Экскурсия в библиотеку |
май | Музыкальный вечер «Вот и стали мы на год взрослей» |
7 класс
«Я и моя Родина»
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | Юбилей моего города. Когалыму 30 лет |
октябрь | Закон государства «Об Образовании.» Что нужно знать школьнику? |
ноябрь | Классный час «Героические личности истории. Минин и Пожарский» |
декабрь | Беседа «Конституция — главный документ РФ» |
январь | Классный час «День Российской печати. Роль прессы в нашей жизни» |
февраль | Клубный час «Героические страницы истории.» |
март | «Что такое производство?» Экскурсия на завод/промышленное предприятие. |
апрель | Информационный час «Покорители космоса» |
май | Концерт «Этих дней не смолкнет слава!» |
«Я и окружающие люди»
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | Анкетирование. Методика выявления коммуникативно-организаторских способностей. |
октябрь | Обсуждение писем Д.С. Лихачёва «Берегите друзей» |
ноябрь | Международный день толерантности. День матери. Семейный праздник «Самый дорогой человек» |
декабрь | Диспут «Всякое дело человеком ставится, человеком славится» |
январь | Беседа «Береги честь смолоду» Обсуждение писем Д.С. Лихачёва «Честь истинная и честь ложная» |
февраль | Классный час «Сквернословие – привычка или болезнь?» |
март | Обсуждение писем Д.С. Лихачёва «Интеллигентность – нравственное здоровье» |
апрель | Беседа «Люди, которым трудно общаться. Дети инвалиды» |
май | Классный час «Как заслужить доверие?» |
«Я и мир знаний»
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | Викторина «Памятники героям 1812 года» |
октябрь | Классный час «Начало космической эры» |
ноябрь | Классный час «Образование дорого, а невежество ещё дороже» |
декабрь | Анкетирование. Определение психологического климата в коллективе. |
январь | Экскурсия в музей. |
февраль | «Стресс . Способы и приёмы снятия стресса» Психотренинг. |
март | Игра «Что? Где? Когда?» |
апрель | Семинар «Как работать с научным текстом. План. Тезисы. Конспект. |
май | Экскурсия на туристическую базу- Рыболов -профи |
«Я и моя планета»
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | Виды ЧС. Пожары и поджоги. Встреча с работниками МЧС. |
октябрь | Беседа «Счастье быть с природой, видеть её, говорить с ней» |
ноябрь | Беседа «Опасности большого города» |
декабрь | Классный час «Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок» |
январь | Беседа «Землетрясения. Как себя вести» |
февраль | Диспут «Безграничны ли природные ресурсы?» |
март | Акция «Помоги лесу» «Без бумажек ,бутылок, жестянок было бы больше красивых полянок» |
апрель | Участие в уборке школьной территории. Операция «Клумба» |
май | Генеральная уборка кабинета, школы |
«Я и здоровье»
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | Вводный инструктаж по ТБ. |
октябрь | Классный час «Здоровье и вредные привычки». |
ноябрь | Беседа «Предупреждение травматизма во время занятий спортом» |
декабрь | Акция «Откажись от курения» |
январь | Беседа «Способы закаливания организма» |
февраль | Классный час «Опасен ли компьютер для здоровья?» |
март | Беседа «Красивая осанка. Как помочь позвоночнику?» |
апрель | День здоровья. Клубный час «Спорт в цифрах и фактах» |
май | Инструктаж по ТБ во время летних каникул. |
«Я и красота вокруг»
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | Классный час «Можно ли жить без искусства?» |
октябрь | Конкурс художественного рисунка «Все краски осени в одном букете» |
ноябрь | Информационный час «История появления кинематографа» |
декабрь | Фестиваль новогодних песен. |
январь | Экскурсия в Третьяковскую галерею. |
февраль | Конкурс «Джентльмен-шоу» |
март | Всемирный день поэзии «Поговорим о прекрасном» |
апрель | Классный час «Семь чудес света» |
май | Посещение театра. |
8 класс
«Я и моя Родина»
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | Классный час «Россия в борьбе за мир» |
октябрь | Информационный час «Всемирная Декларация Прав Человека» |
ноябрь | Викторина «О чём говорят улицы моего города?» |
декабрь | Экскурсия в музей |
январь | Интерактивная игра «Выборы» |
февраль | Клубный час «Ты тоже родился в России» |
март | Информационный час «Что такое Холокост?» |
апрель | Диспут «Патриотизм и национализм. Что выбираешь ты?» |
май | Клубный час «И помнит мир спасённый» |
«Я и окружающие люди»
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | Беседа «В чём цель жизни?» Диагностика определения ценностных ориентаций. |
октябрь | Классный час «Терпение – это дерево с горькими корнями, но с отличными плодами» |
ноябрь | Диагностика уровня толерантности В. Бойко. Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном». «Нравственные качества человека» |
декабрь | Беседа «Слагаемые профессионального успеха» |
январь | Беседа «Хорошее и дурное влияние» Анкетирование «Легко ли ты поддаёшься влиянию?» |
февраль | Клубный час «Исторические корни этикета» Своя Игра. |
март | Семейные ценности. Классный час совместно с родителями. |
апрель | Методика изучения социализированности личности учащегося (М. И. Рожков). |
май | Д.С. Лихачёв «10 заповедей человечности». |
«Я и мир знаний»
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | Международный день грамотности. |
октябрь | Читательская конференция «Герои нашего времени» |
ноябрь | Турнир Эрудитов. |
декабрь | Классный час «Лучшие университеты мира. История их появления» |
январь | Клубный час «Открытия, которые потрясли мир» |
февраль | Классный час «Библиотеки мира» |
март | Интеллектуальная игра «Физические явления вокруг нас» |
апрель | Диспут «Учёный. Кто он? Какой он?» |
май | Викторина «Занимательная информатика» |
«Я и моя планета»
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | Беседа «Наши природные лекари» |
октябрь | Диспут «Имеют ли бездомные животные право на жизнь?» |
ноябрь | Практическое занятие «Профилактика травм и способы оказания первой помощи» |
декабрь | Информационный час «Как уберечься от радиации?» |
январь | «Мы в ответе за тех, кого приручили» - акция |
февраль | Проект «Что делать с мусором?» |
март | Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном». «Родная природа – выражение души народа». |
апрель | Участие в уборке школьной территории. Операция «Клумба» |
май | Прохождение школьной трудовой практики. |
«Я и здоровье»
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | Вводный инструктаж по ТБ. Всемирный день туризма. Семейный поход. |
октябрь | Беседа. «Гигиена полости рта. Уход за зубами» |
ноябрь | Практическое занятие «Гигиена зрения» |
декабрь | Беседа «История Олимпийского движения» |
январь | Классный час «Сочи 2014» |
февраль | Участие в губернаторских соревнованиях. |
март | Беседа «Сотовый телефон и здоровье» |
апрель | День здоровья. Беседа «Опасности ультрафиолета» |
май | Инструктаж по ТБ во время летних каникул. |
«Я и красота вокруг»
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | Экскурсия в ГМИИ им. Пушкина |
октябрь | Международный день музыки. Беседа «Мелодия – это мысль и душа произведения» |
ноябрь | Конкурс презентаций «Изменим мир к лучшему» |
декабрь | Театральный фестиваль «Рождественская сказка» |
январь | Фотоконкурс «Удивительное рядом» |
февраль | Конкурс патриотической песни «С чего начинается Родина?» |
март | Художественная выставка «Мамина улыбка» |
апрель | Посещение театра. |
май | Экскурсия в рябиновый бульвар |
9 класс
«Я и моя Родина»
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | Диспут. Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном». «В чём самая большая цель жизни». |
октябрь | Беседа «Ответственность за преступления и правонарушения, совершаемые несовершеннолетними» Встреча с инспектором ПДН. |
ноябрь | Встреча с представителями учебно-профессиональных заведений. Пути получения профессии. |
декабрь | Экскурсия в Холдинг ЛУКОЙЛ. |
январь | Информационный час «Закон о защите прав потребителей. |
февраль | Классный час «Чем опасен карьеризм?» |
март | Диспут «Страна, в которой мне хотелось бы жить» |
апрель | Информационный час «Современный рынок труда» |
май | «Слава Победе!» -презентация |
«Я и окружающие люди»
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | «Коллективный автопортрет 9а». Самопрезентация классного коллектива. |
октябрь | Психологический тренинг. Правила поведения в конфликтных ситуациях. |
ноябрь | Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном». «Понимание культуры прошлого и культуры других народов сближает времена и страны» |
декабрь | Классный час «Человек идеальный. Человек реальный» |
январь | Клубный час «Горькая правда или сладкая ложь?» |
февраль | Диспут «Что такое счастье?» |
март | Обсуждение писем Д.С. Лихачёва «Самая большая ценность – жизнь» |
апрель | Диспут «В чём смысл жизни?» |
май | Беседа «В гармонии с собой и окружающими» |
«Я и мир знаний»
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | Интеллектуальная игра «Путешествие по карте мира» |
октябрь | Анкетирование. Методика выявления профессиональных интересов и склонностей. |
ноябрь | Информационный час «Что такое IQ?» Методики определения IQ. |
декабрь | Диспут «Книги печатные. Книги электронные. За чем будущее?» |
январь | Диагностика уровня социальной адаптации выпускников. |
февраль | Практическое занятие «Химия и я» |
март | Читательская конференция «Судьба человека» |
апрель | Тренинг «Учимся сдавать экзамены» |
май | Конференция «Учиться нужно для того, чтобы достойно жить» |
«Я и моя планета»
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | Участие в акции «Чистая набережная» |
октябрь | Классный час «Экология моего дома» |
ноябрь | Проект «Как улучшить экологию Когалыма?» |
декабрь | Классный час «Природные катаклизмы и деятельность человека» |
январь | Экологическая игра ««Мир заповедной природы» |
февраль | Экологический концерт «Спасём Земную красоту» |
март | День Гражданской Обороны. «Как защитить себя и своих близких» |
апрель | Участие в уборке школьной территории. Операция «Клумба» |
май | Информационный час «Что такое ландшафтный дизайн?» |
«Я и здоровье»
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | Вводный инструктаж по ТБ. |
октябрь | Информационный час «Бодибилдинг. Что это?» |
ноябрь | Диспут «Пирсинг: за и против» |
декабрь | Информационный час «Энергетические напитки» |
январь | Беседа «Влияние курения на организм человека» |
февраль | Классный час «Активный отдых моей семьи» |
март | «Смерть в белом порошке». Встреча с врачом-наркологом. |
апрель | День здоровья. Клубный час «Профессия и здоровье» |
май | Инструктаж по ТБ во время летних каникул. |
«Я и красота вокруг»
Сроки проведения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | Классный час «Музыка для души» |
октябрь | Беседа «О русской пейзажной живописи» |
ноябрь | Классный час «Виды драматических произведений» Посещение театра. |
декабрь | Обсуждение писем Д.С. Лихачёва «Память культуры» |
январь | Конкурс авторской песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» |
февраль | Литературно-музыкальная композиция «Я помню чудное мгновение» |
март | Экскурсия в МВЦ. |
апрель | Обсуждение писем Д.С. Лихачёва «Памятники прошлого» |
май | Подготовка к последнему звонку. |
Планирование работы с родителями.
Формы взаимодействия классного руководителя и родителей учащихся класса
Формы работы:
– родительские собрания;
– общешкольные конференции;
– индивидуальные консультации педагога;
– посещения на дому.
Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются индивидуальные и групповые формы работы.
План работы с родителями.
Цель: создание условий для активного участия семьи в воспитательной системе классного коллектива, формирование коллектива единомышленников из числа родителей.
Задачи:
Довести до сознания родителей педагогические советы и рекомендации, выработать положительное отношение к ним.
Создать эмоциональный настрой на совместную работу родителей с детьми и учителями-предметниками.
№ п/п | Содержание | Сроки | Ответственные |
1 | Участие родителей в управлении: 1. Участие в работе общешкольного родительского комитета. 2. Работа классного родительского комитета | В течение года | Классный руководитель, председатель родительского комитета, члены родительского комитета |
2 | 1. Родительские собрания.
| Раз в четверть | 1. Классный руководитель, члены родительского комитета. 2. Классный руководитель, учителя-предметники, члены родительского комитета. 3. Классный руководитель, ученический актив класса, члены родительского комитета |
2. Консультации для родителей по вопросам воспитания детей.
| Ежемесячно | 1. Классный руководитель, учителя-предметники, члены родительского комитета. | |
3 | Участие родителей во внеклассной работе: 1. Турпоходы (выезды на природу). 2. Спортивные игры, соревнования, праздники: – игра «Веселые старты»; – День здоровья. 3. Внеклассные мероприятия с участием родителей: – День знаний; 4. Поездки с детьми в музеи, на выставки и др. | В течение года | 1. Родительский комитет класса. 2. Классный руководитель, спортивный сектор, родительский комитет класса. 3. Классный руководитель, ученический актив класса, родительский комитет. 4. Классный руководитель, ученический актив класса, родительский комитет |
Темы родительских собраний.
5 класс.
1. Организация нового учебного года. ФГОС ООО. От действия к мысли. Что такое УУД.
2. Период адаптации пятиклассника. Система оценки.
3. Что такое портфолио?
4. Итоговое собрание. Творчество в жизни ребенка.
6 класс.
1. Организация нового учебного года. Психологические особенности подростка.
2. Как помогать детям в учебе?
3. Кто кого воспитывает?
4. Итоговое собрание. Об успеваемости и интересах.
7 класс.
1. Организация нового учебного года. Как развивать у ребенка работоспособность?
2. Почему подростки лгут?
3. Взаимоотношения в семье, поговорим о взаимоуважении.
4. Итоговое собрание. Вредные привычки. Как им противостоять?
8 класс.
1. Организация нового учебного года. Учебная дисциплина и ее значение в жизни восьмиклассника.
2. Компьютер и Интернет в жизни подростка
3. Сверхответственность и безответственность. Как с этим бороться?
4. Итоговое собрание. Ваш ребенок в школе и после школы.
9 класс.
1. Организация нового учебного года. Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам.
2. Эмоции и чувства в разговоре с подростком.
3. Как научить ребенка говорить «нет».
4. Итоговое собрание. Выбор дальнейшего пути: «за» и «против».
Планирование работы с учителями-предметниками.
Содержание работы классного руководителя с учителями-предметниками.
Классный руководитель организует изучение личностных особенностей учащихся, их образовательных возможностей, обучаемости, воспитанности. Вместе с учителями он может составлять и оформлять различные диагностические карты. Оценка ряда учебных способностей детей осуществляется родителями, детьми, учителями. В этом случае важно сопоставить, проанализировать различные данные, ознакомить педагогов с результатами. С одной стороны, классный руководитель использует различную информацию, которую получает о детях от учителей, в своей деятельности, учитывает ее при организации воспитательной работы; с другой – обогащает представления учителей о ребенке, предлагая им неизвестные данные, которые могут отрегулировать действия педагога, его методы работы с учеником. Целесообразно привлечь учителей к отбору методик для изучения детей и коллектива, эффективности воспитательного процесса, так как учителя могут дополнить их содержание, имея свои проблемы в работе с классом. Было бы правильным согласовывать с учителями весь процесс педагогической диагностики, тем более что некоторые вопросы могут и должны касаться учебного процесса, повышения его эффективности, деятельности учителей и их отношений с детьми, преподавания отдельных предметов.
Классный руководитель знакомит учителей с результатами изучения личности детей и классного коллектива, привлекая и классный коллектив, и учителей, работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помощи ребенку и его семье. Он организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность ребенка в учебной деятельности, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.
Классный руководитель систематически информирует учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, связанных с обучением, стремится привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогает педагогам скорректировать их действия. Необходимо познакомить учителей с особенностями психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными способами педагогического влияния на них.
Классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей ребенка. Он информирует педагогов о состоянии воспитанника, особенностях семьи, организует встречи родителей с учителями-предметниками с целью обмена информацией, оказания помощи родителям в организации домашней работы с учащимися.
Формы организации взаимодействия классного руководителя с учителями-предметниками.
1. Совещание классного руководителя с учителями-предметниками, работающими в классе.
2. Посещение классным руководителем уроков.
3. Приглашение учителей-предметников на родительские собрания.
4. Групповые встречи классного руководителя, учителей-предметников и родителей.
5. Индивидуальные беседы классного руководителя с учителями-предметниками.
6. Совместное рассмотрение адаптационных проблем учащихся (в начале учебного года), итогов учебных четвертей.
План работы классного руководителя с учителями-предметниками.
Месяц | Деятельность классного руководителя |
Сентябрь | Представление учителей-предметников классу |
Обсуждение с учителями-предметниками впечатлений от первых встреч с классом | |
Обсуждение с учителями-предметниками успеваемости и поведения на уроках новых учащихся, пришедших в класс | |
Посещение уроков, наблюдение за поведением учащихся на уроке, выполнением домашних заданий | |
Совместное составление индивидуальных планов и образовательных маршрутов для одаренных детей и слабоуспевающих | |
Приглашение учителей, работающих в классе, на родительские собрания | |
Октябрь | Организация индивидуальных консультаций учителей-предметников с родителями учащихся |
Посещение уроков, наблюдение за поведением учащихся на уроке, выполнением домашних заданий | |
Собеседование с учителями-предметниками о способностях и о возможностях слабоуспевающих учащихся | |
Совещание с учителями-предметниками по итогам первой четверти | |
Ноябрь | Собеседование с учителями-предметниками о способностях сильных в учебе детей и слабоуспевающих, корректировка плана работы со слабоуспевающими учащимися |
Посещение уроков, наблюдение за поведением учащихся на уроке, выполнением домашних заданий | |
Декабрь | Собеседование с учителями-предметниками об успеваемости и поведении учащихся |
Посещение уроков, наблюдение за поведением учащихся на уроке, выполнением домашних заданий | |
Совещание с учителями-предметниками по итогам второй четверти | |
Приглашение учителей, работающих в классе, на родительские собрания | |
Январь | Посещение уроков, наблюдение за поведением учащихся на уроке, выполнением домашних заданий |
Собеседование с учителями-предметниками о способностях и возможностях одаренных учащихся, корректировка индивидуального плана работы и образовательного маршрута | |
Февраль | Организация индивидуальных консультаций учителей-предметников с родителями |
Посещение уроков, наблюдение за поведением учащихся на уроке, выполнением домашних заданий | |
Март | Собеседование с учителями-предметниками об успеваемости и поведении учащихся |
Собеседование с учителями-предметниками по итогам третьей четверти | |
Апрель | Посещение уроков, наблюдение за поведением учащихся на уроке, выполнением домашних заданий |
Собеседование с учителями-предметниками об успеваемости и поведении учащихся (предварительные итоги года) | |
Организация индивидуальных консультаций учителей-предметников с родителями | |
Май | Посещение уроков, наблюдение за поведением учащихся на уроке, выполнением домашних заданий |
Организация совместно с учителями физической культуры малого туристического слета | |
Совещание по итогам учебного года |
Профилактика правонарушений, безнадзорности, бродяжничества среди обучающихся:
Организационная работа.
№ п/п | Содержание | Сроки | Ответственные, привлекаемые к работе |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Сверка списка обучающихся, неблагополучных семей, состоящих на ВШУ, ПДН. | Сентябрь | Классный руководитель Инспектор ПДН, зам. директора по ВР |
2 | Сбор информации о детях и семьях, состоящих на разных формах учета, формирование банка данных. Оформление карточек учащихся, поставленных на учет | В течение года | Классный руководитель, инспектор ПДН |
3 | Выявление и учет обучающихся, воспитанников, требующих повышенного педагогического внимания (группа риска) | В течение года |
Классный руководитель, Зам директора по ВР
|
4 | Изучение потребностей детей в дополнительном образовании на территории единого образовательного пространства | Сентябрь-октябрь, апрель-май | Классный руководитель. Педагоги дополнительного образования |
5 | Сбор информации о занятости обучающихся в кружках и секциях учреждений дополнительного образования (в том числе о состоящих на разных формах учета) | Сентябрь-октябрь, январь-февраль. |
Классный руководитель, зам. директора по ВР |
6 | Рейды по неблагополучным семьям, семьям учащихся труппы риска. Обследование условий жизни опекаемых детей (в соответствии с планом, по необходимости) | В течение года | Зам. директора по ВР Классный руководитель, Инспектор ПДН,
|
7 | Проведение месячников, дней профилактики | Октябрь, ноябрь, апрель | Классный руководитель |
8 | Организация работы по правовому просвещению в школе. Дни правовой культуры (согласно плану) | В течение года | Зам. директора по ВР Классный руководитель |
9 | Организация диагностической работы. | В течение года | Классный руководитель |
10 | Формирование банка данных детей и семей, находящихся в социально опасном положении | В течение года | Классный руководитель |
Профилактическая работа с классами.
№ п/п | Содержание | Сроки | Ответственные, привлекаемые к работе |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Проведение тематических профилактических классных часов | Один раз в четверть, во время месячников профилактики | Классный руководитель |
2 | Классные часы по формированию правовой культуры, толерантного поведения | Один раз в четверть, во время месячников профилактики | Классный руководитель Зам. директора по ВР
|
3 | Кинолектории по профилактике детской преступности, правонарушений, бродяжничества | Во время месячников, дней профилактики | Зам. директора по ВР Классный руководитель |
4 | Организация встреч с инспектором , специалистами служб и ведомств системы профилактики | В ходе месячников, дней профилактики | Классный руководитель Инспектор ПДН |
5 | Социализация детей и подростков. Работа по программам «Образование и здоровье», «Я гражданин России» | В течение года | Зам. директора по ВР Классный руководитель |
6 | Месячники по профилактике: - правонарушений среди учащихся; - «XXI век - век без наркотиков» (Планы по мере проведения.) | Октябрь, ноябрь, апрель | Классный руководитель Зам. директора по ВР 6 |
7 | День Здоровья (план по мере проведения) | По плану | Классный руководитель |
8 | Диагностическая и коррекционная работа в соответствии с планом деятельности социально-психолого-педагогической службы | В течение года | Классный руководитель
|
9 | Развитие детского самоуправления в классах | В течение года | Классный руководитель |
10 | Организация системы спортивных мероприятий (в соответствии с планом спор- тивных массовых мероприятий школы и города) | В течение года | Классный руководитель Зам. директора по ВР
|
11 | Реализация проектов «Школа - правовое пространство». «Детский правозащитный университет» | В течение года | Классный руководитель Зам. директора по ВР
|
Индивидуальная профилактическая работа с учащимися, состоящими на разных формах учета.
№ п/п | Содержание | Сроки | Ответственные, привлекаемые к работе |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Изучение личности и составление социально-психологических карт на учащихся, состоящих на ВШУ, | Сентябрь | Классный руководитель, Зам. директор по ВР |
2 | Индивидуальные профилактические беседы с подростками | В течение года | Классный руководитель |
3 | Организация встреч с инспектором ПДН и специалистами служб и ведомств системы профилактики | В течение года | Классный руководитель Зам. директора по ВР
|
4 | Работа классного руководителя по изучению личностных особенностей обучающихся и выявлению причин: - неадекватного поведения, - дезадаптации, конфликтности, слабой успеваемости и неуспеваемости. Изучение семейных взаимоотношений; социального окружения учащихся | В течение года | Классный руководитель
|
5 | Выполнение ФЗ РФ «Об образовании», контроль над посещением и успеваемостью. | В течение года | Классный руководитель |
6 | Вовлечение обучающихся, состоящих на разных формах учета, в кружки, секции | В течение года | Классный руководитель |
7 | Занятия по адаптации, коррекции поведения с обучающимися склонными к девиантному и аддиктивному поведению. | В течение года (по запросам) | Классный руководитель Зам. директора по ВР
|
8 | Вовлечение обучающихся в социально-значимую деятельность через реализацию программ и программных мероприятий | В течение года | Классный руководитель
|
9 | Организация каникулярного времени, в том числе летнего отдыха обучающихся. | Март-апрель | Классный руководитель |
10 | Проведение заседаний Совета по профилактике | В течение года | Классный руководитель Зам. директора по ВР
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Профилактическая работа с родителями. Ранняя профилактика семейного неблагополучия.
№ п/п | Содержание | Сроки | Ответственные, привлекаемые к работе |
1 | Посещение обучающихся на дому целью обследования социально -бытовых условий проживания, контроля за семьей и ребенком (согласно ФЗ РФ №120), оказания помощи семье | В течение года | Классный руководитель |
2 | Проведение цикла профилактических бесед об ответственности родителей за воспитание детей: «Права и обязанности семьи», «Бескон-трольность свободного времени - основная причина совершения правонарушений и преступлений», «Пути решения конфликтных ситуаций» | Во время дней про-филактики, родительских собраний | Классный руководитель |
3 | Выявление семей, находящихся в социально опасном положении. Формирование банка данных по семьям. Работа с семьями (согласно ФЗ РФ №120) | В течение года | Классный руководитель |
4 | Психолого - педагогическое консультирование для родителей «Адаптация детей к классному коллективу, взаимоотношения в коллективе» | Сентябрь, апрель | Классный руководитель |
5 | Диагностика семейного воспитания (анкетирование, тест - опросник) | В течение года (по запросам) | Классный руководитель
|
6 | Дни открытых дверей для родителей | в течение года | Зам. директора по УВР, ВР Классный руководитель
|
7 | Индивидуальные семейные консультации | В течение года | Классный руководитель |
8 | Проведение заседания Круглого стола для родителей «Ваш ребенок подросток». «Чтобы не было беды» | 2 раза в год | Зам. директора по ВР Классный руководитель |
9 | Анкетирование семей « Группы риска» «Толерантность в семье» | В течение года ( по запросам) | Классный руководитель |
10 | Организация психолого-педагогического просвещения родителей через родительский всеобуч (согласно плану работы) | В течение года | Классный руководитель |
11 | Привлечение родителей к проведению общественно-значимых мероприятий, экскурсий, походов и поездок детей, участию в Управлении школой. | В течение года | Классный руководитель Зам. директора по ВР
|
12 | Привлечение родительской общественности к управлению школой через работу родительских комитетов, деятельности Совета школы. | В течение года | Директор школы Зам. директора по ВР Классный руководитель |
Работа с педагогическими кадрами.
№ п/п | Содержание | Сроки | Ответственные, привлекаемые к работе |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Индивидуальное консультирование педагогов | В течение учебного года | Зам. директора по ВР Классный руководитель |
2 | Работа психолого-педагогического консилиума | В течение года | Зам. директора по УВР Зам директора по В.Р. Классный руководитель |
3 | Тренинг общения и ролевого поведения (4 занятия для педагогов школы) | 2 раза в год |
Председатель МО классных руководителей |
4 | Заседание МО классных руководителей «Ранняя профилактика семейного неблагополучия» | Февраль | Зам. директора по ВР Классный руководитель Руководитель МО классных руководителей |
Социальная работа. Охрана прав детства | |||||
1 | Выявление и учет детей оставшихся без попечения родителей | Сентябрь ( в течение года) | Классный руководитель | ||
2 | Обследование бытовых условий опекаемых детей. Составление актов по итогам обследования | 1 раз в четверть | Классный руководитель
| ||
3 | Осуществление контроля за успеваемостью и поведением опекаемых детей, оказание социально-психологической поддержки | В течение года | Зам. директора по ВР Классный руководитель | ||
4 | Индивидуальная работа с опекунами по оказанию консультативной помощи в воспитании детей | В течение года | Классный руководитель | ||
5 | Работа с личными делами обучающихся 5-9 классов по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей | сентябрь | Классный руководитель | ||
6 | Организация летнего оздоровительного отдыха опекаемых детей | май | Зам. директора по ВР Классный руководитель | ||
Работа в школьном коллективе
| |||||
1 | Изучение интересов потребностей, трудностей в классных коллективах | В течение года | Классный руководитель | ||
2 | Оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций в классных коллективах | В течение года и по мере необходимости | Классный руководитель | ||
3 | Оказание индивидуальной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, связанной с проблемами в общении | В течение года и по мере необходимости | Классный руководитель | ||
4 | Проведение профориентационной деятельности обучающихся 8-11 классов | В течение года | Классный руководитель | ||
5 | Проведение бесед по правам и обязанностям обучающихся | В течение года | Классный руководитель | ||
6 | Ознакомление обучающихся с Конвенцией правам ребенка и Уставом школы. Правилами школьной жизни | В течение года | Классный руководитель | ||
7 | Оказание индивидуальной консультативной и практической помощи классным руководителям в разрешении конфликтных ситуаций в общении с детьми | В течение года | Классный руководитель | ||
8. | Организация работы по правовой информированности детей и педагогов | В течение года | Классный руководитель
| ||
Предупредительная профилактическая деятельность
| |||||
1 | Организация работы по профилактике правонарушений, беспризорности, безнадзорности | В течение года | Классный руководитель | ||
2 | Организация работы по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма. Использования ПАВ | В течение года | Классный руководитель | ||
3 | Организация работы по профилактике СПИДа. | В течение года | Классный руководитель | ||
4 | Организация деятельности по профилактике здорового образа жизни | В течение года | Классный руководитель | ||
5 | Организация профилактических мероприятий с обучающимися «Группы риска», имеющими отклонения в нормах поведения | В течение года | Классный руководитель | ||
6 | Организация межведомственного взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики правонарушений | В течение года | Классный руководитель | ||
Работа с семьями, родителями
| |||||
1 | Изучение интересов, потребностей, материального положения семей обучающихся | В течение года | Классный руководитель | ||
2 | Выявление, учет и посещение семей и детей, нуждающихся в оказании помощи на ранней стадии их социального неблагополучия | В течение года | Классный руководитель | ||
3 | Выявление, учет и посещение неблагополучных семей | В течение года | Классный руководитель | ||
4 | Оказание консультативной социально-педагогической поддержки в преодолении негативных явлений в семье | В течение года | Классный руководитель | ||
5 | Участие в работе родительского комитета, Совета школы | Октябрь, март | Классный руководитель | ||
6 | Проведение совместно с родительской общественностью рейдов «всеобуча», обследование условий жизни детей, находящихся в социально опасном положении, обследование материальных условий жизни детей малообеспеченных семей. | В течение года | Классный руководитель Родительский комитет
| ||
7 | Проведение родительского всеобуча по вопросам: - профилактика правонарушений; -профилактика вредных привычек; -пропаганда ЗОЖ, личной гигиены, личной безопасности; -профилактика ДДТТ, детского травматизма.
| Сентябрь, март, май – общешкольные родительские собрания | Классный руководитель | ||
8. | Участие в работе родительских классных собраний по вопросам -разрешение конфликтной ситуации; -поведение обучающихся; -поведение профилактических бесед по социальным вопросам; | В течение года | Классный руководитель | ||
9 | Привлечение родительской общественности к проведению Советов по профилактике | В течение года | Зам. директора по ВР Классный руководитель | ||
10 | Привлечение родительской общественности к участию в общественной жизни школы с целью положительного влияния на подростков | В течение года | Классный руководитель |
Литература
1. Амонашвили Ш.А. «Личностно-гуманная основа педагогического
Процесса». - М., -1990г.
2. Дереклеева Н.И. «Азбука классного руководителя». - М.: 5 за знания, 2009. - 432с.
3. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. «Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий». - Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.
4. Резапкина Г.В. «Классные часы. Беседы о самоопределении» : Книга для классных руководителей 5-9 классов. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»: ОАО «Московские учебники», 2011. – 192с.
5. Селиванова Н. «Эффективные способы решения современных проблем воспитания» // Учитель, № 6 – 2005. – С. 39-43
6. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей./ Под редакцией П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое сообщество России, 1998г.- 640с.
7. «Журнал классного руководителя»/ сост. Л.В. Голубева. - Волгоград: Учитель, 2007. - 109с.