СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитательной работы классного руководителя "Мы - это много Я"

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Программа «МЫ – ЭТО МНОГО Я» рассчитана на работу классного руководителя в течение пяти лет, начиная с пятого по девятый класс.  Название программы отражает основное содержание работы:  необходимость сплочения классного сообщества в «МЫ» через раскрытие индивидуальности каждого «Я» ( «Я+ Я +…= МЫ») и осознания собственной значимости для классного коллектива.

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной работы классного руководителя "Мы - это много Я"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №69»
















ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

«МЫ – ЭТО МНОГО Я»


Срок реализации программы 2019-2024г. (5 лет)


СОСТАВЛЕНА КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ

МБОУ «Школа № 69»

Проницыной Натальей Николаевной











ПРОКОПЬЕВСК, 2019


Пояснительная записка

Программа «МЫ – ЭТО МНОГО Я» рассчитана на работу классного руководителя в течение пяти лет, начиная с пятого по девятый класс. Название программы отражает основное содержание работы: необходимость сплочения классного сообщества в «МЫ» через раскрытие индивидуальности каждого «Я» ( «Я+ Я +…= МЫ») и осознания собственной значимости для классного коллектива.

Система воспитания в школе предполагает единство цели, работу на конечный результат, преемственность, свободу развития личности. Создавая программу воспитания учащихся 5 класса, мы совместно с родителями, опираясь на модель выпускника начальной школы, разработали модель выпускника 9 –ых классов, учитывающую планируемые результаты воспитания. ( Модели выпускника 4-ых и 9-ых классов смотри

ниже Рис. 1, 2)

На схеме модели выпускника начальных классов мы видим, что всё исходит от понимания и осознания ребёнком, что он сам – личность (Я уважаю себя и уважаю других). Важным аспектом развития личности является здоровье.

Ребёнок должен обладать:

- определёнными физическими стандартами;

- психологическим здоровьем;

- потребностью в здоровом образе жизни.

Следующим аспектом воспитания личности ребёнка является развитие самостоятельности: он должен иметь навыки самостоятельной работы с учебником, дополнительной литературой, быть организованным, ответственным за возложенное на него поручение или дело, быть честным по отношению к себе и другим членам детского коллектива, научиться контролировать своё поведение.

Третьим аспектом формирования личности является умение правильно и красиво говорить на родном языке, умение слушать собеседника.


Модель выпускника начальной школы (4 класс) Рис. 1


Здоровье Самостоятельность

- соответствие физическим стандартам - умения добывать знания

- психологическое здоровье - организованность

- потребность в здоровом образе жизни - ответственность

- честность

- творческий потенциал

- самоконтроль



Коммуникативная культура

- культура речи

- культура общения

- осознание себя как часть природы



Проблемы

  1. Здоровье

- перегрузка

- наполняемость.

2. Личность: творческий

потенциал.

  1. Культура речи не

только на уроках.


Нравственный аспект

- гуманизм: отзывчивость, сострадание, доброта,

любовь к окружающим, товарищество

- патриотизм (школа, родной край)

- культура поведения

- сознательное отношение к учёбе, труду

- экологическая культура


Модель выпускника основной школы (9 класс) Рис. 2




Цель

Преобразование знаний в умения,

Способности ими воспользоваться



Задачи


1. Создание условий для формирования душевных

и этических качеств личности.

2. Развитие творческих способностей личности.

3. Гуманизация межличностных отношений.


Согласно модели выпускника начальной школы, ученики в среднем звене испытывают ряд затруднений. Одной из проблем является состояние здоровья: перегрузка во время дня. Это вызывает трудности в реализации творческого потенциала личности ребёнка, в раскрытии его индивидуальности. Актуальной задачей для класса, так же, как и для общества является развитие культуры речи в урочное и внеурочное время.

По представлениям родителей и классного руководителя выпускник девятого класса основной школы должен преобразовывать знания в умения и уметь ими пользоваться. Для этого родители и классный руководитель должны создавать условия для формирования духовных и этических качеств личности, развивать творческие способности ребёнка, содействовать гуманизации межличностных отношений.

Реализуя программу воспитания «Мы это много Я» учащихся и модель выпускника (См. рис. 2) используем рекомендации, в которых говорится, что школа призвана воспитывать учащихся – будущих выпускников так, чтобы:

- научить их учиться;

- научить жить;

- научить жить вместе;

- научить работать и зарабатывать.

Научить учиться - значит, научить ребенка грамотно ориентироваться

в потоке разнообразной информации и самостоятельно добывать необ­ходимую информацию, сформировать у ребенка стремление к продол­жению образования и пониманию его необходимости и значимости для собственного становления, идти в ногу со временем и использовать на­учно-технический прогресс для саморазвития и самосовершенствования.

Научить жить - значит, формировать у ребенка привычку к здоро­вому образу жизни, умение в равной мере адаптироваться в обществе и противостоять злу и насилию. Такой выпускник умеет самозащищаться, обладает зрелостью суждений, помыслов и поступков, высокими нрав­ственными качествами. Он способен проявлять индивидуальность и со­циальную зрелость; готовность к жизни в семье и обществе, способность брать ответственность на себя вне зависимости от обстоятельств.

Научить жить вместе - значит, сформировать у будущего взрослого такие качества характера, как умение сопереживать другому человеку, терпимость, способность к пониманию и принятию ИНОЙ ТОЧКИ зрения и мнения, демократичность и гуманизм. При этом необходимо помнить, что гражданином мира может быть только тот человек, который научил­ся быть гражданином своей страны и своего народа, который является патриотом не на словах, а на деле, умеет везде и всегда достойно пред­ставлять свою страну и свой народ, его достижения и культуру.

Н аучиться работать и зарабатывать - значит, развить в будущем выпускнике стремление к труду и привычку работать, быть успешным и конкурентно способным. Будущий выпускник должен не только опре­делиться с выбором профессии, но и четко представлять себе «за» и «про­тив» будущей профессии, добиваться поставленной цели, проявлять при этом предприимчивость и инициативу, не бояться трудностей, которые придется преодолеть на пути к профессиональному становлению.

Данная программа создавалась для работы в новом классном коллективе – 5 классе МБОУ «Школа № 69» города Прокопьевска и была реализована с 2019 по 2024 г.

Программа «Мы - это много Я» состоит из следующих подпрограмм:





  • «Я + Я +…= МЫ» (См. Приложение 2 );


  • «Я и другие»;


  • « Я и моё будущее»;


  • «Я и взрослые».




Работа с ученическим коллективом будет реализована в V этапов.


Подготовительный этап: предполагает согласование с обучающимися и их родителями цели и способов реализации программы. За это время проходит эмоциональная «настройка» ребёнка и взрослого на предстоящую работу, определяются ожидания, разрабатывается программа.


I этап: 5 – 6 классы «Я + Я +…= МЫ»


II этап: 7 – 8 классы «Я и другие»


III этап: 9 класс « Я и моё будущее»


Заключительный этап: предполагает подведение итогов совместной работы классного руководителя, учащихся и их родителей. Данный этап предполагается реализовать в форме театрализованного представления (праздника). (См. рис. 3)








«МЫ – это много Я» Рис. 3








III этап: 9 класс «Я и моё будущее»









II этап: 7 – 8 классы «Я и другие»








I этап: 5 – 6 классы « Я + Я + …= МЫ»



















Для организации работы с родителями создана подпрограмма

«Я и взрослые», которая будет реализовываться в IV этапа. (См. рис. 4)

I этап: адаптационный. Предполагает знакомство с семьёй, с требованиями, которые предъявляет новый классный руководитель, знакомство с программой «Мы – это много Я»


II этап: диагностический. Выявление запросов, потребности семьи, их ожидания, выявление воспитательного потенциала семьи.


III этап: деятельностный. Предполагает организацию совместной с педагогическим коллективом деятельности: организация родительского самоуправления, выявление активных родителей, планирование воспитательной работы, включение родителей в дела, подведение итогов деятельности.


IV этап: заключительный.

Работа с родителями предполагает коллективную, групповую, индивидуальную деятельность, согласуются подходы педагогов и семьи к воспитанию детей. Воспитательная работа в классе строится с учётом активного участия родителей в деятельности коллектива.








«Я и взрослые» Рис. 4










III этап: деятельностный









II этап: диагностический










I этап: адаптационный Школа №69











Цель программы «МЫ – это много я»:


формирование социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру.



I этап: 5 – 6 классы « Я+Я + …= МЫ»


Цель подпрограммы:

создание психолого-педагогических условий для адаптации обучающихся, удовлетворяющих потребности в самоутверждении и активности.


Задачи:

  • изучение классного коллектива и индивидуальных особенностей и способностей каждого ученика;

  • сплочение классного коллектива через организацию его жизнедеятельности в соответствии с нормами нравственности и творчества;

  • формирование первичного опыта социальной активности при организации и проведении мероприятий в классе;

  • формирование установки на восприятие каждого члена коллектива, толерантности;

  • создание комфортных условий пребывания учащихся в пятом, шестом классе через использование здоровьесберегающих технологий.



II этап: 7 – 8 классы «Я и другие»


Цель подпрограммы:

формирование опыта самопознания на основе нравственных ценностей.


Задачи:

  • развитие толерантности как основы культурного поведения и взаимоотношения подростков со старшими, сверстниками, младшими в процессе учебной, неучебной самоуправленческой деятельности;

  • реализация личностного потенциала в процессе самоуправления;

  • создание условий для самопознания, реализация творческого и учебного потенциала;

  • освоение норм правового поведения как основы самооценки.




III этап: 9 класс. «Я и моё будущее»


Цель подпрограммы:

создание условий для жизненного самоопределения, путём осознания личностно значимых ценностных ориентаций.


Задача:

формирование потребности в жизненно – профессиональном самоопределении.




Подпрограмма «Я и взрослые»




Цель подпрограммы:

создание атмосферы сотрудничества взрослых и детей в процессе их совместной деятельности.


Задачи:

  • организация психолого-педагогического просвещения родителей;

  • выявление воспитательных возможностей семьи;

  • формирование мотивации родителей к участию в жизни класса;

  • обеспечение помощи родителям в решении проблем воспитания.



Цели и задачи, поставленные в программе «Мы – это много Я» способствуют формированию наиболее актуальных, на наш взгляд, ценностей. Среди них мы выделяем нравственность, ответственность за свои поступки, толерантность, стремление к сосуществованию, сотрудничеству, сотворчество.

Сформированность именно этих ценностей позволяет школе воспитывать выпускника высоко нравственного, легко адаптирующегося в постоянно развивающемся обществе, занимающего активную гражданскую позицию.


Пути формирования этих ценностей мы схематично изобразили ниже.




Формирование нравственной личности


Сфера Сфера

познания практической

деятельности








Нравственная личность


- гуманная личность;

- толерантная

личность;

- ответственная за

свои поступки личность;

- физически развитая

личность;

- практическая личность;

- творческая личность;

- свободная личность.



Сфера

ф изического Сфера

р азвития общения






















Сфера

игры



Нравственность




Обычаи, Обязанности

нравы перед

обществом



Реальные Регулятор

взаимоотношения общественной

между людьми жизни





Нравственная

с вобода личности





внутренние самодеятельность сознательность,

мотивы и творчество воля

человека










Сосуществование,

сотрудничество,

сотворчество

Механизм реализации подпрограммы «Я + Я + …= МЫ»

5 – 6 классы


Задачи

Средства

Предполагаемый результат

Диагностика



1. Изучение классного коллектива и индивидуальных особенностей и способностей каждого ученика.



2. Сплочение классного коллектива через организацию его жизнедеятельности в соответствии с нормами нравственности и творчества.



3. Формирование первичного опыта социальной активности при организации и проведении мероприятий в классе.









4. Формирование установки на восприятие каждого члена коллектива, толерантности.







5. Создание комфортных условий пребывания учащихся в пятом, шестом классе через использование здоровьесберегающих технологий.



Цикл классных часов

«Я +Я+…=МЫ»

(См. Приложение 2)

Мастер – класс

Пресс-конференция


Экскурсии, походы

Персональные выставки поделок и рисунков

Праздник-выставка «Вот чему мы научились»


Подготовка общешкольных и классных дел


Работа малых инициативных групп






Совместное планирование и анализ дел класса

Индивидуальные беседы


Совместные дела с подшефным 1 А классом.



Посещение классным руководителем семей своих учеников




Огоньки «Расскажи мне о себе», «Расскажи мне обо мне»


Творческие мастерские


Сочинения и творческие работы


1. Осознание себя как личности, открытие собственного Я, овладение наиболее простыми способами самооценки, самоанализа.

2. Снижение социальной тревожности.


3. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.



4. Умение соревноваться с другими, объективно сравнивать свои результаты с успехами других.







5. Проявление интереса к другому человеку как к личности, проявление толерантности.








6. Активизация приобретённых коммуникативных умений.






1.Исследование самооценки по методике Дембо – Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан. (5 кл.)

2. Тест школьной тревожности Филлипса

(5,6 кл.)

3. Социометрия, методика А. Н. Лутошкина «Самооценка коллектива через эмоционально- символические аналогии»

(5, 6 кл)








4. Опросник В. С. Магуна (5, 6 кл.)





5. Метод педагогического наблюдения. (5,6 кл.)






6. КТД «Поэма о классе»

(6 кл.)




7. Методика получения обратной связи В. Кореневской. (5 кл.)




Механизм реализации подпрограммы. 7-8 классы « Я и другие»

Задачи

Средства

Предполагаемый результат

Диагностика



1. Развитие толерантности как основы культурного поведения и взаимоотношения подростков со старшими, сверстниками, младшими в процессе учебной, неучебной самоуправленческой деятельности.


2. Реализация личностного потенциала в процессе самоуправления.


3.Создание условий для самопознания, реализация творческого и учебного потенциала.


4. Освоение норм правового поведения как основы самооценки.



Цикл классных часов по толерантности «Я и другие»

Тренинги

Сюжетные и ролевые игры

Оказание посильной помощи пожилым людям.

Участие в городских акциях:

«Неделя добра», «Рука к руке», в декаднике добровольчества

Коллективные творческие дела в классе и школе

Посещение театра, музеев, выставок

Спортивные и интеллектуальные игры

Огоньки , конкурсы

Совместная работа с Домом Творчества и ДК «Ясная Поляна»

Круглые столы

Встречи с интересными людьми

Творческие мастерские, персональные выставки.

Сочинения и творческие работы

1. Владение приёмами, позволяющими развить у себя качества толерантной личности, способность к эмпатии, сопереживанию и сочувствию.


2. Проявление инициативы, самостоятельности, творчества высокий уровень самоуправления.


3. Осознание себя как личности, открытие собственного Я, овладение способами самооценки, самоанализа.


4. Сознательное отношение учащегося к своему здоровью.

Отсутствие ухудшения состояния здоровья учащихся.



1. Опросник В. С. Магуна (8 кл.)


2. Методика М. И. Рожкова «Определение уровня развития ученического самоуправления». (7 кл.)

3. Метод педагогического наблюдения. (7,8 кл.)

Исследование самооценки по методике Дембо – Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан. (8 кл.)

4. Статистический медицинский анализ состояния здоровья учащихся. Опросники по определению степени вовлечённостив ПАВ.

(7,8 кл.)

Механизм реализации подпрограммы « Я и моё будущее»

9-е классы

Задача

Средства

Предполагаемый результат

Диагностика




Формирование потребности в жизненно – профессиональном самоопределении.









Цикл классных часов по профориентации «Я и моё будущее»

Тренинги

Сюжетные и ролевые игры

Коллективные творческие дела в классе и школе

Посещение театра, музеев, выставок

Спортивные и интеллектуальные игры

Огоньки, конкурсы

Круглые столы

Встречи с интересными людьми

Творческие мастерские

Сочинения и творческие работы

Сотрудничество со службой занятости, с представителями разных профессий

Экскурсии в техникумы, колледжи, институты


1. Осознание выпускниками индивидуальной целостности и уникальности, стремления к самопознанию.





2.Построение партнёрских отношений в общении со сверстниками и взрослыми.





3.Самостоятельное жизненное самоопределение, формирование жизненных целей и планов.




1. Психологические тесты Айзенка и др.






2.Методика «Наши отношения» Л. М. Фридман.






3. Профориентационные тесты «ОПГ», «ДДО», «Карта интересов» и др.; карточно-бланковая игра «Комплимент»




Механизм реализации подпрограммы

«Я и взрослые» 5 - 9 -е классы

Формы работы

Задачи работы

Способы работы



Коллективная




Групповая






Индивидуальная








1. Организация психолого-педагогического просвещения родителей.



2. Выявление воспитательных возможностей семьи.



3. Обеспечивать помощь родителям в решении возникающих проблем.


4. Формирование мотивации родителей к участию в жизни класса.

5. Обеспечение помощи родителям в решении проблем воспитания.





Составление портрета – модели будущего выпускника.

Родительский лекторий по различным психолого-педагогическим темам.

Согласование подходов педагогов и семьи в воспитании детей.

Организация бесед родителей с учителями-предметниками.

Работа родительского комитета.

Родительские конференции, круглые столы.

Работа малых инициативных групп родителей.

Работа проблемных групп родителей.

Помощь в организации и проведении классных мероприятий.

Совместные профориентационные мероприятия (рассказ родителей о своих профессиях, экскурсии на свои предприятия, в свои учреждения, организации).