СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитательной работы классного руководителя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приоритетным смысловым стержнем данной программы воспитания  является воспитание духовно-нравственного развития ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной работы классного руководителя.»



Программа воспитательной работы классного руководителя.


(5-9 классы)


«Созвездие».


Классный руководитель: Панина Елена Алексеевна,

МОУ «1-Засеймская средняя общеобразовательная школа».


Пояснительная записка.

Воспитание – великое дело: 
им решается судьба человека. 
В. Белинский

                В 2000-х годах нового 21 века, в условиях полнейшего изменения курса развития государства и появления нового поколения детей, возникла необходимость перестройки всей системы воспитания в классе. Современные дети имеют огромные  возможности сотовой связи и выхода в Интернет.  У  каждого ребенка есть сотовый телефон, компьютер, многие из них свободно владеет всеми приложениями. Соответственно, дети все больше погружаются в мир виртуальности, слабо верят в идеалы и авторитеты. В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности. 
          Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними. 
Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является "живым” системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.

Цель и задачи программы воспитания. 
Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Созвездие» является воспитание духовно-нравственного развития ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. 
Воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией – главная цель воспитательной программы.

 
В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания: 
1. Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся. 
2. Формирование гражданско-патриотических качеств личности. 
3. Воспитание желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию. 
4. Формирование культуры здоровья.

Основные принципы программы воспитания «Созвездие». 
Программа воспитательной работы разработана как целостная система воспитания и включает в себя принципы – наиважнейшие правила, выражающие объективную сущность отношений классного руководителя и воспитанника в процессе их взаимодействия, позволяющие воспитать социально-активную, нравственно и физически здоровую личность. 

Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются:

  • Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Задача о здоровье воспитанника есть крайне важная общественная задача классного руководителя. Это забота о здоровье духа воспитанника. 

  • Принцип воспитания творческой личности ребенка. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей. 

  • Принцип опоры на классное ученическое самоуправление. Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей. 

  • Принцип воспитания умения проявлять самостоятельность в принятии и реализации решений для достижения цели. В гуманистической педагогике главным субъектом воспитания является сам ребенок, поэтому одним из важных условий его развития является самовоспитание, которое подчеркивает целенаправленные действия самого воспитанника. Основой самовоспитания является волевой компонент, который позволяет детям формировать в себе необходимые качества, проявлять самостоятельность в принятии решений для достижения целей и их реализации. 

  • Принцип сотрудничества. Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает».

Рекомендации по реализации программы воспитания «Созвездие». 
Для реализации программы в данном классном коллективе наиболее эффективными будут следующие формы воспитательной работы – развлекательные мероприятия, походы и экскурсии, интерактивные формы интеллектуальной деятельности, спортивные командные игры и соревнования, встречи с интересными людьми. 
Реализация программы необходима с постоянным  взаимодействием  с родителями. 
Программа рассчитана на период 2014-2019 годы. В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые.



Научно-методическое обеспечение программы воспитания «Созвездие»

Для реализации программы воспитания классному руководителю необходимо иметь библиотечку методической, научно-популярной литературы, материалы периодических изданий по всем направлениям воспитательной работы. Необходимо сотрудничество со всеми школьными службами: социально-психологической, медицинской, административно-хозяйственной. Так же необходимо сотрудничество с организациями и учреждениями, расположенными в социуме школы: учреждениями культуры, дополнительного образования, спортивными организациями и т.д. 
  Работать в методическом объединении классных руководителей. 
Направления реализации программы «Созвездие»

1. Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

2. Формирование гражданско-патриотических качеств личности.

4.Формирование культуры здоровья.



Сроки и этапы реализации программы «Созвездие».

Программа «Созвездие» рассчитана на 5 лет.

I этап (5 класс):

1. Развитие творческой активности, создание условий для ее проявления. 
2. Формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям. 
3. Формирование у учащихся начальных навыков самопознания, самовоспитания, самосовершенствования. 
4. Воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни.

II этап (6-7 классы):

1. Формирование стремления к развитию совершенствованию своих творческих способностей. 
2. Создание условий для появления активности в организации жизни класса. 
3. Создание условий для применения навыков самопознания, самосовершенствования. 
4. Формирование позитивных действий в предупреждении вредных привычек. 

III этап (8-9 классы):

1. Формирование умения находить приложение своим творческим умениям и навыкам. 
2. Формирование умения находить возможность для проявления своей позитивной гражданской позиции. 
3. Формирование стремления более глубокого самопознания, поощрение попыток самосовершенствования. 
4. Формирование сознательного выбора здорового образа жизни.

Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, диспуты; образовательные интеллектуальные и игры; соревнования; викторины; экскурсии.

Опирается на следующие виды деятельности:

познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, предпрофильную.

Самоуправление класса 
Принципы жизнедеятельности классного коллектива: 
Познай себя – это интересно! 
Сотвори себя – это необходимо! 
Утверди себя – это возможно! 
Прояви себя – это реально! 

Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов. 
Принципы деятельности органов самоуправления: 
- добровольность; 
- демократизм; 
- гуманизм; 
- социальная направленность; 
- творчество; 
- разновариативность; 
- самостоятельность. 
Для достижения данных принципов необходимо: 
- предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса; 
- формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность; 
- воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.

Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности. 
Структура самоуправления класса. 

Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся.

 Классное собрание избирает:
• классный ученический совет, его председателя и заместителя; 
• избирает представителей на школьную ученическую конференцию; 
• решает вопросы жизни классного коллектива; 
• утверждает общественные поручения; 
• слушает отчеты об их исполнении; 
• решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса; 
• вырабатывает предложения в адрес Совета старшеклассников. 
     

            В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет класса, возглавляемый старостой класса. В него входят руководители секторов ученического самоуправления. 
Староста класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Староста класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений. 
Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях. 
Итак, каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения. Делим класс на следующие сектора: 


Сектор «Образование» - отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин. 

Сектор «Экологии» - отвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинетов (чистота, проветривание, за выпуск листовок о здоровом образе жизни), разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение класса, организовывает сборы макулатуры. 

Сектор «Культуры и досуга» - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе отвечает за организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов вечеров, составление развлекательной программы. 


Сектор «Информация» - контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на классных стендах. 

Сектор «Физкультуры и спорта» - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе. 


Сектор «Труда и заботы». Сектор организует поздравление ветеранов, обеспечивает участие класса в проводимых школою акциях милосердия и прочих акциях. Принимает активное участие в организации трудового воспитания, проведении трудовых десантов, субботников. 


Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности ряд учащихся класса входят в Совет школы и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий. 

«Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель.

Функции родительского комитета: 
- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива; 
- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса; 
- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий; 
- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся. 
Таким образом, по моему мнению, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.

     





Программное содержание воспитательной работы. (Приложение 1)

1. Здоровье

2. Нравственность

3. Интеллект

4. Досуг.


Критерии и способы изучения эффективности программы воспитания. 

Для исследования эффективности программы воспитания «Новое поколение» целесообразно использовать следующие критерии: 
1. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе; 
2. Уровень воспитанности; 
3. Сформированность ценностных отношений учащихся; 
4. Формирование мотивации к обучению; 
5. Умение общаться, сознавать свои поступки. 

Для изучения эффективности программы воспитания используются: 
• различные методики диагностики; 
• беседы с учащимися; 
• наблюдения; 
• интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою 
позицию. 

Ожидаемые результаты. 

В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у учащихся качества, соответствующие определенной модели: 

• Умение и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития. 
• Активная гражданская позиция. 
• Позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. 
• Творческий подход к любому делу. 



Содержание программы (Приложение 2).












Работа с родителями (Приложение 3).


Взаимодействие семьи и школы – важная и сложная проблема в работе каждого педагога. Самое главное, чтобы взаимодействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.

На вопрос, на каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании, - отвечает литовский педагог Вильма Сикорските - Войшнене: «Работая с родителями важно достичь обоюдного откровения, познания и понимания, создать условия родителям познакомиться не только с учителем, но и между собой, со школой, подать как можно больше информации о школе, об обучении, воспитании и других интересующих родителей вопросах. Обязательно нужно дать родителям высказаться».

Цель: содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания; помощь семье в осознании и оформлении своей системы жизненных ценностей; помощь родителям в овладении навыками творческой семейной педагогики.

Задачи:

  1. Повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, формирование у них активного педагогического сознания.

  2. Просвещение родителей в вопросах духовной культуры и духовно – нравственных основ семейного воспитания.

  3. Помощь родителям в изучении и осознании особенностей своего ребенка и своей семьи.

  4. Помощь родителям в овладении навыками совместного проживания с детьми семейных событий: будничных и праздничных.


















Приложение 1

Основные направления воспитательной работы


Направление

Цели и задачи

Формы проведения

Здоровье

Сотрудничество с медицинским работником, учителем физкультуры, психологической службой с  целью изучения состояния физического и психического здоровья школьников. Создание необходимых условий для полноценного физического и психического развития школьников на уроках и во внеурочной деятельности. Воспитание сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, стремления к выполнению режима дня, правильному питанию.

конкурсы, соревнования;

совместные с родителями походы, спортивные соревнования;

классные часы по спортивной тематике 

Нравственность

Формирование у обучающихся нравственной культуры миропонимания, умения  отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора. Воспитание эстетического вкуса, потребности в достойном поведении в повседневной жизни, формирование норм поведения. Воспитание высоких моральных качеств и чувства долга.

тематические классные часы;

цикл бесед «Уроки нравственности»;

экскурсии, поездки

изучение нравственного наследия страны

Интеллект

Изучение и развитие интересов, любознательности и интеллектуальных способностей обучающихся. Создание условий для формирования мотивации учения в урочной и внеклассной деятельности. Развитие учебных интересов и умений обучающихся.

Воспитание уважительного отношения к одноклассникам, достигшим высоких учебных результатов собственным трудом.

участие в конкурсах;

проведение викторин, предметных олимпиад;

проведение интеллектуальных боёв

Досуг

Формирование потребности обучающихся участвовать в коллективных творческих делах класса, школы. Воспитание нетерпимого отношения к вредным привычкам, стремления к интересному  и полезному время провождению. Средствами внеклассных мероприятий демонстрация интересов и достижений учащихся, их таланта и творческих способностей.

празднование памятных дат в жизни обучающихся;

посещение музеев, выставок;

организация классных выставок;

совместные с родителями поездки, походы

Приложение 2

Содержание программы

5 класс


Направление

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

Здоровье

формировать понимание значимости здорового образа жизни

«Час светофорных наук»

«Всем, кто хочет быть здоров»

«Беда человечества- наркотики»

«О вреде алкоголя»

«Пагубное влияние сигареты»

Беседы по ПДД

Конкурсы,

беседы,

классные часы,

спортивные праздники.

Нравственность

показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей, формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего

«Отношения с родителями»

«Учимся быть культурными»

«Закон и необходимость его соблюдения»

«Что значит быть порядочным человеком»

«Школа самоуважения»

Беседа с настоятелем храма

Беседы,

викторины,

диагностика,

классные часы,

тренинги,

диспуты.

Интеллект

формировать любознательность, интерес к знаниям.

«Память – кладовая знаний»

«Познай самого себя»

«Привычки хорошие и плохие»

игра-викторина,

конкурсы,

диагностика,

классные часы.


Досуг

создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности.

«День матери»

Конкурсная программа ко дню защитников отечества

«Наши кумиры»

«Мир моих увлечений»

«Открытый микрофон»

Операция «Весеннее поздравление»

Осенний бал

Новогодний бал-маскарад

Праздник,

концерт,

походы,

экскурсии.








6 класс


Направление

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

Здоровье

Способствовать воспитанию ответственного отношения к своему здоровью, необходимости соблюдения гигиенических требований.

«Пагубное влияние алкоголя»

«Здоровье у того, кто бережёт его»

«Откуда берутся грязнули?»

«Наркотики: свобода или зависимость»

«Курение – коварная ловушка»

«Соблюдай правила дорожного движения»

День здоровья

Беседы по ПДД

Конкурсы,

беседы, дискуссии, диспуты, конференции

классные часы,

спортивные праздники.

Нравственность

создавать условия для творческой самореализации обучающихся,

приобщать к традициям школьного коллектива

«Ваши права»

«Совесть – это нравственная категория»

«Уголовный кодекс нужно знать»

«Нравственная культура общения»

«Привычки хорошие и плохие»

«Будем добрыми и милосердными»

«Дружба – это…»

«Нужно ли уважать себя»,

« А пули ещё прилетают оттуда»

Беседы,

викторины,

диагностика,

классные часы,

тренинги,

диспуты.

Интеллект

знакомить с общественно-политической жизнью страны, приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям

«Сколько нас, столько и мнений»

«Как мы говорим?»

«Умники и умницы»

«Я чувствую, значит существую»


Диспут,

игра-викторина,

интеллектуальные конкурсы,

диагностика,

классные часы.


Досуг

создавать условия для проявления творческой индивидуальности, воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства.

«Всё самое интересное из истории денег»

«День матери»

Конкурсная программа ко дню защитников отечества

Операция «Весеннее поздравление»

Осенний бал

Новогодний бал-маскарад

Праздник,

концерт,

походы,

экскурсии.

7 класс


Направление

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

Здоровье

расширить представление детей о вредном воздействии алкоголя; формировать негативное отношение к алкогольным напиткам, алкоголизму.

«Курить или жить»

«Зелёный нам дорогу открывает»

«Жить здорово»

«Вредные привычки»

«Наркотики: правда и мифы»

«Алкоголь и мозг»

День здоровья

Беседы по ПДД

Конкурсы,

беседы,

классные часы,

круглый стол,

спортивные праздники, диспуты.

Нравственность

правовое просвещение; профилактика правонарушений, создавать условия для творческой самореализации обучающихся

«Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки»

«Конфликты в вашей жизни»

«Как аукнется, так и откликнется»

«Воспитание лояльного отношения к беженцам»

«Как использовать свои права»,

«Далёкому мужеству верность храня»

Беседы,

Ролевые игры,

викторины,

диагностика,

классные часы,

тренинги.

Интеллект

расширить представление детей об интеллектуальных способностях человека, побуждать детей к участию в интеллектуальных играх, конкурсах, олимпиадах; воспитывать уважение к людям умственного труда.

«Интересные факты вокруг нас»

«Какой у меня интеллект»

«У меня есть идеал»

«Толерантность»


Диспут,

мозговой штурм, проектные игры,

игра-викторина,

интеллектуальные конкурсы,

диагностика,

классные часы.


Досуг

создавать условия для проявления творческой индивидуальности, воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства.

«Безопасность школьников в сети интернет», «Твой досуг»

«Моё хобби», «День матери»

Конкурсная программа ко дню защитников отечества

Операция «Весеннее поздравление»

Осенний бал

Новогодний бал-маскарад

Праздник,

вечера,

урок-творчество,

концерт,

походы,

экскурсии.



8 класс


Направление

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

Здоровье

способствовать формированию знаний о вреде наркомании, формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни, побуждать детей к активному сопротивлению вредным привычкам

«Курить или не курить»

«Мой выбор - нет наркотикам»

«На пороге экологической катастрофы»

«Герои российского спорта»

«25000 шагов к здоровью или движение – это жизнь»

«Закон улиц и дорог»

«О вреде алкоголя»

День здоровья

Беседы по ПДД

Конкурсы,

беседы,

классные часы,

круглый стол,

диспуты,спортивные праздники.

Нравственность

правовое просвещение; профилактика правонарушений, создавать условия для творческой самореализации обучающихся,

приобщать к традициям школьного коллектива

«Гражданство и гражданин»

«Человек и его пороки»

«Ещё раз о дружбе»

«Вверх по лестнице, или мои жизненные ценности»

«Моя семья – моё богатство»

«Война вошла в мальчишество моё».

Беседы, «круглые столы»,

ролевые игры,

викторины,

диагностика,

классные часы,

тренинги.

Интеллект

расширить представление детей об интеллектуальных способностях человека, побуждать детей к участию в интеллектуальных играх, конкурсах; воспитывать уважение к людям умственного труда.

«Хочу, могу, надо»

«Никогда не поздно поумнеть»

«Как побороть неуверенность в себе»


Диспут,

мозговой штурм, презентации,

игра-викторина,

интеллектуальные конкурсы,

диагностика,

классные часы.


Досуг

создавать условия для проявления творческой индивидуальности, воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства.

«Сам себе репортёр»

«Тайна имени», «День матери»

Конкурсная программа ко дню защитников отечества

Операция «Весеннее поздравление»

Осенний бал

Новогодний бал-маскарад

Праздник,

вечера,

урок-творчество,

концерт,

походы,

экскурсии.

9 класс


Направление

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

Здоровье

формирование навыков здорового образа жизни; сохранение и укрепление здоровья; способствовать формированию знаний о вреде наркомании, курения, алкоголя

«Личность и наркотики»

«Всего одна рюмка»

«Водители и пешеходы, будьте взаимовежливы»

«Что такое СПИД и как он проявляется»

«Безопасность на льду»

«О вреде курения»

«Как научиться сдавать экзамен. Советы психолога»

День здоровья, беседы по ПДД

Конкурсы,

беседы,

классные часы,

круглый стол,

спортивные праздники.

Нравственность

расширение правовых знаний; профилактика правонарушений, объяснить влияние обиды на отношения, развивать способности коммуникативного общения


«Семья и семейные ценности»

«Мораль и закон»

«Преступление и наказание»

«Прощение или месть»

«Праздник с сединою на висках»

Беседы,

Ролевые игры,

викторины,

диагностика,

классные часы,

тренинги,

диспуты.

Интеллект

расширить представление детей об интеллектуальных способностях человека, побуждать детей к участию в интеллектуальных играх, конкурсах; воспитывать уважение к людям умственного труда.

«Интеллектуальные способности»

«Всё, что вы хотели знать об уверенности в себе»

«Ты и твоя будущая профессия»

«Путь к себе»


Диспут,

мозговой штурм,

игра-викторина,

интеллектуальные конкурсы,

диагностика,

классные часы.


Досуг

воспитание культуры школьников и потребности в организации культурного отдыха; создавать условия для проявления творческой индивидуальности,

«Компьютерная зависимость»

«Праздность и досуг – два совершенно разных понятия»

«День матери», Осенний бал

Конкурсная программа ко дню защитников отечества

Операция «Весеннее поздравление»

Новогодний бал-маскарад

Праздник,

вечера,

урок-творчество,

концерт,

походы,

экскурсии.


Приложение 3

Тематика родительских собраний


5 класс


Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы

Задачи собрания

Форма и дата проведения

«Учебные трудности пятиклассников»

Пополнить арсенал знаний родителей по вопросу учебных трудностей пятиклассников; изучить отношение подростка к учебным занятиям; найти способы преодоления учебных трудностей.


информационно-аналитическая беседа 


октябрь

«Что могут сделать родители для безопасности своего ребёнка»


Создать условия для принятия родителями ответственности за безопасность своего ребёнка.

информационно-аналитическая беседа 



декабрь

«Профилактика вредных привычек школьников»


Пополнить знания родителей о причинах и признаках вредных привычек; определить пути помощи детям, подверженным вредным привычкам.

информационно-аналитическая беседа 


март

«Поощрение и наказание в воспитании детей».


Дать представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и наказаниям; обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы.

информационно-аналитическая беседа 


май












6 класс


Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы

Задачи собрания

Форма и дата проведения

«Роль общения в жизни школьников»

Актуализировать понятие о значении общения в жизни подростка; обозначить роль общения ребёнка в семье; наметить пути преодоления проблем в общении.


информационно-аналитическая беседа 


октябрь

«Мировоззренческая подготовка личности в семье. Что могут сделать родители для безопасности ребёнка»


Создать условия для принятия родителями ответственности за безопасность своего ребёнка.

информационно-аналитическая беседа 



декабрь

«Здоровый образ жизни на примере родителей»


Определить основные аспекты здорового образа жизни; формирование позитивного образа физически и психически здорового человека.

информационно-аналитическая беседа 


март

«Профилактика вредных привычек школьников».


Пополнить знания родителей о причинах и признаках вредных привычек; определить пути помощи детям, подверженным вредным привычкам.

информационно-аналитическая беседа 


май


















7 класс


Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы

Задачи собрания

Форма и дата проведения

«Характер моего ребёнка»

Обсудить с родителями проблемы детей, связанные с особенностями формирования их характера; учить родителей понимать особенности характера собственного ребёнка


информационно-аналитическая беседа 


октябрь

«Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка»


Актуализировать значение влияния семьи на эмоциональное состояние ребёнка; ознакомить родителей с возможными способами психологической поддержки детей.

информационно-аналитическая беседа 



декабрь

«Культурные ценности семьи и их значение для ребёнка»


Обратить внимание родителей на значение культурных ценностей и традиций семьи в развитии познавательной активности ребёнка.

информационно-аналитическая беседа 


март

«Как научить ребёнка планировать свои действия, прогнозируя их последствия».


Актуализировать проблему развития у подростков волевых качеств: целеустремлённости, настойчивости, самостоятельности, организованности.

информационно-аналитическая беседа 


май

















8 класс


Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы

Задачи собрания

Форма и дата проведения

«Нравственное воспитание ребёнка в семье»

Показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье; определить роль родителей в воспитании у детей принципиальности, чувства долга и чести; формировать культуру общения родителей и детей.


информационно-аналитическая беседа 


октябрь

«Жизненные цели подростков. Проблемы ранней преступности»


Показать родителям на примере статистики актуальностьт обсуждаемой проблемы; обсудить с родителями пути выхода из трудных жизненных ситуаций.

информационно-аналитическая беседа 



декабрь

«Как воспитать уверенность ребёнка в своих силах»


Помочь родителям осознать важность и значимость целенаправленного формирования уверенности ребёнка в себе.

информационно-аналитическая беседа 


март

«Об этом с тревогой говорят родители… Наркомания. Что о ней нужно знать?»


Помочь родителям получить достоверную информацию о наркотиках и их влиянии на личность.

информационно-аналитическая беседа 


май
















9 класс


Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы

Задачи собрания

Форма и дата проведения

«Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых»

Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома; формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взглядов, для успешности учебной деятельности в девятом классе.


информационно-аналитическая беседа 


октябрь

«СПИД – реальность или миф?»


Познакомить родителей с информацией о болезни СПИД.

информационно-аналитическая беседа 



декабрь

«Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения»


Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье; способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из неё.

информационно-аналитическая беседа 


март

«Подготовка учащихся 9 класса к экзаменам».


Познакомить родителей с организацией подготовки и проведения экзаменов

информационно-аналитическая беседа 


май














Заповеди класса:


НУЖНО: учиться добросовестно, быть чутким, терпеливым, доброжелательным, трудолюбивым.

МОЖНО: спрашивать, если не знаешь, просить помощи, если не справляешься сам.

НЕЛЬЗЯ: учиться без старания, не бороться со своими недостатками, обижаться и критиковать других без видимой на то причины.

ПОМНИ:

  1. Наша школа самая лучшая потому, что она – наша.

  2. Чтобы в классе дружно жить, дружбой нужно дорожить.

  3. Если тебе хорошо, поделись с товарищем.

  4. Поспешишь – весь класс насмешишь.

  5. Заходя на урок, не думай о секундах свысока.

  6. Дорожи дружбой ребят в классе – это твоё «ежечасное трёхразовое питание»

«Двенадцать ежедневных добрых дел для поддержания хорошего микроклимата в классе»

1. Будь общителен и доброжелателен с одноклассниками.

2. Не груби, не сквернословь, соблюдай правила поведения для учащихся в школе.

3. Помни, что учитель – твой старший наставник, прислушивайся к его просьбам, советам и рекомендациям.

4. Не проявляй грубости, жестокости и несправедливости к своим товарищам или ровесникам.

5. Не совершай сам и постарайся предостеречь ровесников от противоправных действий (мелких краж, хулиганских поступков).

6. Помни – твой одноклассник в любых ситуациях, твой одноклассник и друг.

7. Помогай учителю в организации досуга.

8. Принимай участие в ежедневной уборке класса.

9. Не будь в стороне от интересных дел.

10. Будь ответственным: пообещал – сдержи слово.

11. Ежедневно оказывай посильную помощь одноклассникам в учёбе.

12. Не забывай, что именно в твоём классе учатся самые замечательные ребята! Они хотят дружить с тобой и нуждаются в твоей помощи.









Традиции класса, которые могут творить чудеса

Нация в любые времена, даже самые трудные, сохранит себя, если живут традиции этой нации. То же самое можно сказать и о школе. Она будет жить тогда, когда в ее стенах будут жить красивые традиции. Какие традиции класса могут положительно влиять на формирование мировоззрения и мироощущения ребенка?

1. Традиция, когда в конце каждой рабочей недели, перед тем как учащиеся уходят домой на выходные, классный руководитель спрашивает класс:

а) С каким самочувствием вы прожили эту неделю?
б) Вспомните, в какие дни ваше самочувствие было не очень хорошим? Почему?
в) Каким было ваше настроение на этой неделе? Что нужно сделать, чтобы оно стало лучше?

Конкретно каждому ученику предлагаются такие, например, вопросы:

а) Какой была твоя учеба на этой неделе? Кто и чем может тебе помочь?
б) Кому доставило радость твое присутствие в школе на этой неделе?
в) Посмотри свой дневник и поставь карандашом SOS напротив того предмета, который вызывает у тебя тревогу.

2. Традиция, когда конец учебного года отмечается заполнением в классе “Книги рекордов Гиннеса”, в которую вносятся имена ребят, педагогов, родителей по самым различным номинациям. Например, дети определяют человека, который получил самое большое количество пятерок за год; человека, который прочитал самое большое количество книг в этом году; человека, рядом с которым в этом учебном году было хорошо всем.

3. Традиция, когда в тайне готовится сюрприз для человека, у которого будет день рождения. Это может быть и учитель, и ученик.

4. Традиция, когда ребята вместе с классным руководителем вырабатывают нравственные законы жизни коллектива и пытаются ежедневно руководствоваться ими в жизни. Какие из них можно привести в пример?

а) Учиться честно,  говорить о своих ошибках.
б) Быть объективным к себе и другим.
в) Учиться слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать и делать выводы.
г) Уметь сопереживать.
д) Проявлять терпение и терпимость.





Законы класса

1. Закон Правды.

      Правда нужна не только тебе, но и окружающим. Будь правдив.        

2. Закон Добра.

     Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.

3. Закон Заботы.

      Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим.

4. Закон Любви.

      Любовь – одно из древнейших и уважаемых чувств. Не стесняйтесь ее.

5. Закон Милосердия.

      Тебе сегодня хорошо, а другим, может быть, плохо - не забывай  о них.

6. Закон Памяти.

    Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и  своей истории.

7. Закон Уважения.

     Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай других.

8. Закон Старости.

     Помни: старость уважается у всех народов. Будь цивилизованным.

9. Закон Свободы.

     Будь свободным и отстаивай свою свободу, не забывая о свободе других.

10. Закон Смелости.

     Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас - в коллективе: будь смел.

11. Закон Чести.

     Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни  о  своей духовной силе, долге, достоинстве.


















Литература.


  • Воронова Е.А. Здоровьесберегающие технологии, изд. Феникс,2009 г.

Воспитательная система образовательного учреждения.Методические рекомендации.Архангельск,2004 г.

  • Галкина Г.И.,Котельникова В.В. Классные часы 5-9 классы,изд. Феникс,2007 г.

  • КолесоваЛ.С.,Романова О.Л. УМК Полезные привычки,Москва,2002 г.

  • Кульневич С.В.Педагогика личности. Т, Ц, Учитель,2005г.

  • Формирование здорового образа жизни российских подростков. Для классных руководителей 5-9 классов. Учебно-методическое пособие, изд.Владос, 2003 г.

  • Щуркова Н.Е. Классное руководство:рабочие диагностики.М.:Пед.о-во России,2002 г.

  • “Воспитание школьников” ж-л

  • “Классный руководитель” ж-л

  • “Народное образование” ж-л

  • “Педагогический поиск” ж-л

  • “Педсовет” ж-л

  • “Настольная книга классного руководителя”

  • “Спутник классного руководителя”

  • “Родительские собрания”



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!