ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
«СТУПЕНЬКИ ПОЗНАНИЯ» 4 КЛАСС
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Я попыталась разработать программу воспитательной работы «Ступеньки познания» в начальной школе. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 класс «Вместе мы сила» - на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.
4 класс «Вместе мы сила»
Направление | Мероприятие |
Сентябрь |
Гражданско – патриотическое и правовое воспитание. | 1. Беседа «Я - гражданин России» 2.Линейка «День Знаний». 3.Классный час «Урок России» 4.Классный час «Наше право» 5.Беседа «Чем живёт мой город?» 6.Неделя безопасности. 7. Классный час «Безопасная улица» |
Краеведение, экологическое воспитание. | 1.Экскурсия в осенний лес 2.Викторина «Растительный мир земного шара». |
Формирование здорового образа жизни и спорт. | 1.Проведение инструктажей по технике безопасности в школе, на прогулке, дома; по пожарной безопасности и правилам дорожного движения. 2. Классный час «Правила поведения в школе, общественных местах, в транспорте…» 3. Классный час «Мои сильные и слабые стороны». |
Нравственно-эстетическое воспитание. | 1.Беседа «Содержи в порядке книжки и тетрадки» |
Работа с семьей. | 1.Обновление базы данных о семьях учащихся «Общие сведения об учащихся» 2.Родительское собрание в классе 20.09.2019г. «Итоги 2018-2019 учебного года. Планирование работы на год» 3.Консультации родителей по текущим вопросам. |
Развитие школьного самоуправления | 1.Выборы ответственных дежурных в группах. 2. Выборы актива класса. |
Профилактика правонарушений. | 1. Классный час «Что значит быть ответственным на улицах и дорогах» 2. Составление социального паспорта. |
Организация внеурочной деятельности. | 1.Классный час «Мир моих увлечений» 2.Вовлечение ребят в кружки по интересам |
Направление | Мероприятие |
Октябрь |
Гражданско – патриотическое и правовое воспитание. | 1.Классный час «Я человек и гражданин». 2.Единая неделя профилактики. 4.Классный час «Государство – это мы». |
Краеведение, экологическое воспитание. | 1. Беседа «Растения – синоптики». 2.Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения «Вместе ярче» 16.10.2019 3.Классный час «С.Г.Писахов – северный писатель-сказочник»(25.10 – 140 лет) |
Формирование здорового образа жизни и спорт. | 1.Кл.час «Запасайся витаминами». 2.Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет.(28-31 октября) 3.Классный час «Режим дня – здоровый образ жизни». 4.Разговор о вредных привычках. |
Нравственно-эстетическое воспитание. | 1.Классный час «Встречают по одёжке, провожают по уму». 2.Конкурс рисунков «Подари улыбку» |
Работа с семьей. | 1. Консультация родителей по вопросу «Как выполнять домашнее задание». |
Развитие школьного самоуправления | 1. Конкурс «Лучший дежурный по классу» |
Профилактика правонарушений. | 1.Творческая игра «Секреты волшебницы речи!» 2. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. Будрин Тимур. |
Организация внеурочной деятельности. | 1.Классный час «Домашнее задание и как мы его выполняем». 2.Участие в игре-конкурсе «Человек и природа» 23.10. 3.Участие в школьных олимпиадах по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру. |
Направление | Мероприятие |
Ноябрь |
Гражданско – патриотическое и правовое воспитание. | 1. Разрешение ситуаций «Кто то попал в беду». 2. Права и обязанности школьника. Беседа. 3.Неделя «В мире права». Игра по праву. Поликина В.В. 4.Совет профилактики. 5.Классный час «Как защитить свои права» |
Краеведение, экологическое воспитание. | 1.Просмотр фильма «Семь чудес Архангельской области» |
Формирование здорового образа жизни и спорт. | 1.Кл.час «Невидимые враги человека, которые мешают жить». 2. Прогулки в природу. 3.Классный час «Путь к доброму здоровью». |
Нравственно-эстетическое воспитание. | 1. Классный час «Благодарность это…» 2. Классный час «Толерантность – путь к миру» 16.11.19 3. Беседа «День матери».(26.11) |
Работа с семьей. | 1.Конкурс рисунков «Моя семья». 2.Праздник для мам. |
Развитие школьного самоуправления | 1.Конкурс «Мой портфель» |
Профилактика правонарушений. | 1. Классный час «Соблюдаем этикет». 2. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. Кудреватый Никита. |
Организация внеурочной деятельности. | 1. Участие в интеллектуальной игре «Русский медвежонок». 14.11 |
Направление | Мероприятие |
Декабрь |
Гражданско – патриотическое и правовое воспитание. | 1.Классный час «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит». 2.Беседа «Дети – детям».(3декабря - Международный день инвалидов) 3.Классный час-презентация «День неизвестного солдата» 03.12 4.Классный час «День Конституции РФ». 12.12 5.Классный час «Что такое ответственность?» |
Краеведение, экологическое воспитание. | 1. Классный час «Это интересно…» 2.Классный час «Моя малая родина - мой дом» |
Формирование здорового образа жизни и спорт. | 1. Классный час «Курение - вредит здоровью». 2. «Хорошо зимой на лыжах». Лыжная прогулка. 3. Беседа «Бенгальские свечи, фейерверки, хлопушки – опасные игрушки». 4.Новогодний праздник в лесу. |
Нравственно-эстетическое воспитание. | 1. Классный час «Как празднуют Новый год в разных странах мира». 2. Праздник «Новогодний карнавал» 3.Новогодняя игротека. КТД «Мы встречаем новый год». 4.Конкурс «Новогодний арт-объект»( в классе) |
Работа с семьей. | 1. Праздник «Новогодний карнавал» 2.«Хорошо зимой на лыжах». Лыжная прогулка. 3.Новогодний праздник в лесу. 4.Участие родителей в подготовке и проведении новогодних праздников. 5.Родительское собрание «О безопасности детского досуга» 6.Консультации психолога по запросам родителей. |
Развитие школьного самоуправления | 1.Конкурс «Содержи в порядке книжки и тетрадки». |
Профилактика правонарушений. | 1. Беседа «Азбука безопасного поведения». 2. Диспут «Хорошие и плохие люди». 3.Классный час «А можно ли это детям?» Обыгрывание ситуаций. 4.Инструктаж о соблюдении техники безопасности на новогоднем утреннике, во время зимних каникул; правил дорожного движения 5.Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. Дианов Сева. |
Организация внеурочной деятельности. | 1.Посещение кружков и секций. 2. Классный час «Где живёт Дед Мороз?» 3.Новогодняя игротека. |
Направление | Мероприятие |
Январь |
Гражданско – патриотическое и правовое воспитание. | 1.Классный час «Пойми меня правильно». 2.Беседа «Добру путь откроет сердце. 3.Классный час «Умеем ли мы обижаться?» 4.Классный час «Мой дом» 5.Тематический урок «Блокада Ленинграда. Как это было»(27.01) |
Краеведение, экологическое воспитание. | 1.Конкурс знатоков природы. 2.Беседа-игра «Как составить путешествие по Архангельской области» |
Формирование здорового образа жизни и спорт. | 1.День здоровья «Снежные забавы». 2. Беседа «Вредные привычки и как от них избавиться». 3.Беседа «Как правильно пользоваться электроприборами, газом, водой». 4.Беседа «Первая помощь при обморожении». |
Нравственно-эстетическое воспитание. | 1.Беседа «Рождественские встречи» 2.Беседа «Рождество – семейный праздник» |
Работа с семьей. | 1.Конкурс снежных фигур «В гостях у Снежной королевы». 2.Индивидуальное консультирование родителей. |
Развитие школьного самоуправления | 1.Беседа «Ученическое самоуправление в классе. Что получается, а что нет?» |
Профилактика правонарушений. | 1. Совместная работа с социальным педагогом по реализации комплекса профилактических мер. 2. Беседа «Дал слово, держи его». 3. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. Шукшин Данил. |
Организация внеурочной деятельности. | 1.Изготовление подарков родителям к Рождеству. 2.Интеллектуальная игра по правилам хорошего тона «Молодцы и хитрецы». 3. Беседа о славянской письменности. 4. Декада музыки. |
Направление | Мероприятие |
Февраль |
Гражданско – патриотическое и правовое воспитание. | 1.Классный час «В память о юных героях». 2.Классный час «Душевность и бездушность». 3. Беседа «Герой Коробов В.К.» 4.Классный час « Урок безопасности» 5.Классный час «Право на тайну» |
Краеведение, экологическое воспитание. | 1.Лыжный поход с родителями на р.Пянда. Экскурсия «Достопримечательности родного края». «Самое короткое путешествие» 2.Беседа «Ф.А.Абрамов – русский писатель, уроженец Пинежского района» (29.02.2020 – 100 лет) |
Формирование здорового образа жизни и спорт. | 1.Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества, «Зарничка». 2. Беседа «Азбука безопасного поведения». 3.Беседа «Осторожно, грипп!» |
Нравственно-эстетическое воспитание. | 1.Классный час «Кому нужна моя помощь?» 2.Конкурс рисунков, посвящённый 23 февраля. 3.Экскурсия в краеведческий музей. Зал боевой славы. |
Работа с семьей. | 1.Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества, «Зарничка». 2. Индивидуальные беседы с родителями. 3.Конкурсная программа для мальчиков и пап. |
Развитие школьного самоуправления | 1. Конкурс «Лучший дежурный в столовой» |
Профилактика правонарушений. | 1.Беседа «Как не стать жертвой преступления» 2.Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. Дубакова Саша. |
Организация внеурочной деятельности. | 1.Игра – викторина «Что? Где? Когда?» 2. Почта Святого Валентина |
Направление | Мероприятие |
Март |
Гражданско – патриотическое и правовое воспитание. | 1.Классный час «Какое оно, наше общество?» 2.Беседа по правилам пожарной безопасности. 3. Классный час «Наша школа». 4.Неделя инклюзивного образования. 5.Беседа «Крым и Россия едины» (18 марта – День воссоединения) |
Краеведение, экологическое воспитание. | 1.Беседа «Чем богат наш край». 2.Урок-экскурсия в районный исторический музей. |
Формирование здорового образа жизни и спорт. | 1.Лыжные гонки «Все на старт!» 2.Экскурсия в природу «Весна! Весна! И все ей рады!» |
Нравственно-эстетическое воспитание. | 1.Праздник «Я песню милой маме пою» 2. Выставка весенних букетов. (Техника выполнения букета любая) |
Работа с семьей. | 1.Родительское собрание «О детской дружбе». 2. Праздник «Я песню милой маме пою». 3.Выставка творческих работ учащихся и родителей. 4.Консультирование родителей.. |
Развитие школьного самоуправления | |
Профилактика правонарушений. | 1. Беседа о службах экстренной помощи. 2.Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. Туфанов Вадим. |
Организация внеурочной деятельности. | 1.Участие в межпредметном тестировании «Политоринг» 04.03. 2.Участие в игре-конкурсе по математике «Кенгуру».19.03. 3.Посещение кружков и секций. |
Направление | Мероприятие |
Апрель |
Гражданско – патриотическое и правовое воспитание. | 1.День космонавтики. Игра – викторина «Космический рейс». 2.Гагаринский урок «Космос – это мы». Конкурс рисунков.12.04 3.Единая неделя профилактики. 4.Классный час «Правонарушение .Виды ответственности» |
Краеведение, экологическое воспитание. | 1.Классный час «Путешествие по родному краю». |
Формирование здорового образа жизни и спорт. | 1. Классный час «Почему важно не забыть о гигиене». 2. День здоровья «Весёлые старты». (7 апреля – Всемирный день здоровья) 3.Беседа о всемирном Дне здоровья (7 апреля). 4.Беседа «Пожарная охрана» (30 апреля – День пожарной охраны) |
Нравственно-эстетическое воспитание. | 1.Классный час «Готов ли я к обучению в 5 классе?» 2.Путешествие по Красной книге. 3.Беседа о международном дне книги.(23 апреля) |
Работа с семьей. | 1.Родительское собрание по теме «Проблемы преемственности обучения в начальном и среднем звене, пути и способы решения». 2. Индивидуальное консультирование. |
Развитие школьного самоуправления | 1. Конкурс «Дневник - мой документ». |
Профилактика правонарушений. | 1.Встреча с представителем правоохранительных органов. 2.Круглый стол «Должен ли я знать и соблюдать законы страны?» |
Организация внеурочной деятельности. | 1.Экологическая беседа «Экология – это наука о том, как сберечь дом» 2. «Космический» КВН |
Направление | Мероприятие |
Май |
Гражданско – патриотическое и правовое воспитание. | 1.Конкурс чтецов ко дню Победы. 2.Читательская конференция «Будь человеком» (по произведениям С. Михалкова) 3.Урок мужества «Звучи, памяти набат!» 4.Митинг у памятника воинам-землякам. 5.Акция «Бессмертный полк». 6.Классный час «Дети планеты Земля» 7.Классный час «День защиты детей» (1 июня - Международный день защиты детей) |
Краеведение, экологическое воспитание. | 1.Урок-экскурсия «Путешествуем по родному краю». 2.КВН «Природные зоны» 3.Турпоход на Чёрную речку. |
Формирование здорового образа жизни и спорт. | 1.Классный час «Волшебные стёкла»(разговор о зрении) 2. Игра – путешествие «Станции здоровья» 3.«Будем плавать, загорать! Правила поведения на воде и возле водоёмов. 4.Легкоатлетическое многоборье «Дружба». 5. Турпоход. |
Нравственно-эстетическое воспитание. | 1.Беседа – диспут «За что уважают человека в семье и обществе». 2. Классный час «Международный день птиц». |
Работа с семьей. | 1.Родительское собрание «Прощай, начальная школа. Итоги обучения». 2.Консультирование родителей. 3.Турпоход. |
Развитие школьного самоуправления | 1.Подведение итогов работы актива класса за год. Награждение лучших. |
Профилактика правонарушений. | 1.Беседа «Основные правила пожарной безопасности на природе». 2.Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания. 3.Проведение анкетирования родителей по теме «Летние каникулы». |
Организация внеурочной деятельности. | 1.Посещение кружков и секций. 2. Прочти и расскажи! Задание на лето. |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
I Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом;
2) Знание истории города и края;
3) Ощущение себя равноправным членом коллектива лицея;
II.
1) Мотивация учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков;
2) Интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам;
III.
Раскрытие собственной индивидуальности через:
а) навыки группового взаимодействия;
б) работу творческого коллектива “Класс!”;
IV.
Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях.
V.
Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя по всем вопросам.
Методические рекомендации.
На первом году воспитания учителю необходимо обратить внимание на вовлечение ребёнка в школьную деятельность, формирование доверительных отношений между учеником и учителем. Поэтому важно большее внимание уделить общению в малых группах, индивидуальных беседах, посещению на дому. Большая работа в этот год проводиться школьным психологом. Тренинги «Мимика и жесты», «Приветствия», классные часы «Настроение», «мальчики и девочки». «Мы школьниками стали». Итогом первого года воспитания должно стать осознания себя как ученика.
Мероприятия, проводимые во второй год воспитания, нацелены на пресечение детской эгоистичности, созидание положительных черт характера. Большую помощь в этом могут оказать родители. Поэтому учителю надо более ответственно подойти к проведению родительских собраний и лекториев. Это родительские собрания «Трудовое воспитание в семье», «Воспитание созидательной дисциплины», семейный праздник « Род, родные, Родина». Итогом второго года должно стать формирование устойчивых дружеских отношений.
Итогом третьего года является осознание детьми, что их класс – дружный коллектив. Этому способствуют игры на свежем воздухе, выездные экскурсии, беседы «Я чувствую себя счастливым, когда…»
Четвёртый год воспитания является наиболее ответственным. Дети должны самостоятельно принимать решения, анализировать свою деятельность, поступки. Наиболее актуальны здесь беседы «Встречают по одёжке, провожают по уму», «Моё хочу и моё надо», диспут «За что уважают в семье и в обществе», «Мои мечты, мои желания», «Что значит быть счастливым в своей стране». Итогом данного года и всей воспитательной программы является овладение детьми системой общечеловеческих ценностей, установление гуманистического типа отношений между людьми.
4. МОНИТОРИНГ
Мониторинг результатов осуществляется по направлениям ежегодно, проводится анализ и в случае необходимости коррекция. В конце обучения данная работа позволит проследить динамику формирования знаний, умений, навыков, степень развития отношений к предмету по направлениям программы.
Отслеживание (выявление) уровня интеллектуального развития и тревожности школьников, мотивации, готовности их к обучению и мотивации успешности обучения;
Изучение межличностных отношений;
Наблюдение и составление карты здорового образа жизни;
Изучение стиля семейного воспитания и разработка практических рекомендаций для родителей.
Диагностический блок.
Основные формы изучения
Наблюдения.
Беседы с учениками, родителями.
Изучение высказываний на уроке, классных часах, внеклассных мероприятиях.
Изучение отношения к проводимым мероприятиям, урокам.
Анкетирование и тестовый опрос учащихся и родителей.
Аспекты изучения и показатели учебно-воспитательной работы
|
Аспекты изучения | Показатели |
1 | 2 |
1. Создание условий для развития личности воспитанника | Уровень подготовки дошкольника к обучению в школе Образовательный статус родителей и уровень их воспитательной активности Характеристика семьи учащегося Уровень адаптации учащихся Состояние отдельных направлений учебно-воспитательной работы в школе Эффективность учебно-воспитательного мероприятия (урока) Удовлетворенность обучающихся школьной жизнью Удовлетворенность родителей результатами воспитания и обучения своего ребенка |
2. Сформированность познавательного и творческого потенциалов личности | Количество учащихся, занятых в системе дополнительного образования Уровень познавательной мотивации школьников Обученность и качество знаний воспитанников Профориентационные склонности учащихся Результативность участия школьников в конкурсах, конференциях, фестивалях научно-исследовательских и реферативных работ учащихся Результативность участия школьников в предметных олимпиадах Креативные способности учащихся Результативность участия школьников в творческих конкурсах, смотрах и фестивалях Готовность учащихся к переходу в среднее звено |