© 2025, Шипицына Людмила Ивановна 127 1
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Администрации Кировского района
Муниципальное автономное учреждение
Детский оздоровительный лагерь «Буревестник»
Утверждена
Директор МАУ ДОЛ
«Буревестник»
_____ Васильева Е.А
_________ 2024г
Программа воспитания
Муниципального автономного учреждения
Детского оздоровительного лагеря «Буревестник»
Разработчик:
заместитель директора по воспитательной работе
Шипицына Людмила Ивановна
Заместитель директора по ОМР
Галицына Татьяна Юрьевна
Екатеринбург 2024
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………... | 3 |
Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ……. | 6 |
1.1. Цель и задачи воспитания…………………………………………. | 6 |
1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности……………………………………………………………… | 7 |
1.3. Основные направления воспитания……………………………… | 8 |
1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности…………………………………………………………….. | 9 |
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………… | 11 |
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ…………………………………………... | 11 |
2.1. Модуль «Будущее России. Ключевые мероприятия»……………... | 11 |
2.2. Модуль «Отрядная работа. КТД»…………………………………... | 14 |
2.3. Модуль «Самоуправление»…………………………………………. | 16 |
2.4. Модуль «Дополнительное образование»…………………………... | 17 |
2.5. Модуль «Здоровый образ жизни»………………………………….. | 18 |
2.6. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»…………. | 19 |
2.7. Модуль «Профилактика и безопасность»………………………….. | 20 |
2.8. Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями»…………………….. | 21 |
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ……………………………………………. | 22 |
2.9. Модуль «Профориентация»………………………………………… | 22 |
2.10. Модуль «Детское медиа пространство»…………………………… | 23 |
Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 24 |
3.1. Особенности организации воспитательной деятельности………... | 24 |
3.2. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания…… | 26 |
Список источников………………………………………………………. | 31 |
Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания «Движение Первых на Территории Детства» оздоровительного лагеря «Буревестник» составлена на основе Примерной рабочей программы воспитания для организаций отдыха детей и их оздоровления, подготовленной ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Смена», в соответствии с нормативно- правовыми документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
- Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации».
- Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.)
Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в лагере «Буревестник».
Программа предусматривает приобщение воспитанников лагеря к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности человека, дружбы, семьи, сотрудничества лежат в основе духовно- нравственного и социального направлений воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания. Ценность здоровья лежит в основе направления физического воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания. Ценности культуры и красоты лежат в основе эстетического направления воспитания.
«Ключевые смыслы» системы воспитания, с учетом которых должна реализовываться программа:
«Люблю Родину» Формирование у воспитанников Лагеря чувства патриотизма и готовности к защите интересов Отечества, осознание ими своей гражданской идентичности через чувства гордости за свою Родину и ответственности за будущее России, знание истории, недопустимость фальсификации исторических событий и искажения исторической правды, на основе развития программ воспитания детей, в том числе военно- патриотического воспитания, развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества.
«Мы – одна команда»
Особое внимание в формировании личности ребенка, основ его поведения и жизненных установок отводится социальному окружению, важной частью которого является детский коллектив. Детский коллектив предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации, позволяет сформировать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства. Детский коллектив объединяет детей с разными интересами, потребностями и индивидуальными особенностями. Важно выстраивать работу и коллективные дела так, чтобы они были интересными и значимыми для каждого ребенка.
«Россия – страна возможностей»
Ребенка воспитывает все, что его окружает. Окружающая среда формирует его взгляды, убеждения, привычки. Важно создавать воспитательную среду, доступную, интересную для ребенка. Создание благоприятной и разнообразной воспитательной среды возможно через вовлечение детей в конкурсы, мероприятия и проекты детских общественных объединений, заинтересованных организаций. АНО «Россия – страна возможностей», АНО «Большая Перемена», Российское общество «Знание», Российское историческое общество), где каждый ребенок может найти то, что ему по душе. Необходимо популяризировать все возможности и социально значимые проекты организаций. Принимая участие в мероприятиях движений и организаций, воспитанники Лагеря получают возможность активно участвовать в общественной жизни страны, формировать гражданскую позицию, основываясь на идеалах добра и справедливости, в том числе через систему личностного и социального роста. Программа включает три раздела: целевой; содержательный; организационный.
Раздел I. Ценностно-целевые основы воспитания
Не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря за пределы
Свердловской области, выехать к родственникам. Большой процент детей остается дома. Предоставленные сами себе, дети подвержены влиянию ули-цы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. На основе социального заказа муници -пального образования и создан оздоровительный лагерь.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
- устойчивым спросом родителей на организованный отдых детей;
- работой по укреплению здоровья детей и формированию у них потребности здорового образа жизни;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала педагогов в реализации цели и задач программы.
При составлении программы учитывались традиции и возможности лагеря, уровень подготовки педагогического коллектива, пожелания и интересы детей и родителей, опыт прошлых лет по организации летнего отдыха. Данная программа по своей направленности является комплексной, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях лагеря с учетом особенностей местонахождения лагеря.
Для работы привлекаются вожатые из высших учебных заведений, педагоги школ города Екатеринбурга и специалисты, обладающие знаниями и навыками соответствующими специфике. Спортивный блок сопровождают инструктора по физической культуре. Участников смены объединяют общие интересы, детям предлагаются разные направления деятельности: художественные, музыкальные, спортивные и танцевальные в виде мастер- классов, кружковой и студийной работы, хобби клубов (бардовской песни, игры на гитаре). Аниматорская и художественно-образовательная деятель-ность (танцевальная, прикладного искусства) нацелена на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка и развитие лидерских качеств. На первом месте стоит, конечно, здоровье и безопасность ребенка, поэтому не-малое значение придается мероприятиям по освоению правил безопасности и пропаганде здорового образа жизни.
История существования лагеря «Буревестник» убедительно показывает качество и конкурентоспособность создаваемого нами продукта в сфере дет-ского отдыха. полезными делами, укрепляет здоровье.
Программа «Движение первых на Территории Детства» рассчитана на то, что дети каждый день совершают увлекательные познавательные путешест-вия, расширяющие их кругозор в различных направлениях, и новый день принесёт с собой новое событие, задание, открытие. Программа организации лагерной смены призвана всесторонне удовлетворять потребности детей и подростков, и направлена на обеспечение их полноценного и содержатель-ного отдыха через разнообразные виды деятельности:
- художественно — эстетическое и музыкальное творчество;
- декоративно — прикладное творчество;
- интеллектуальное развитие;
- физическая культуру и спорт;
- досуг;
- социально – психологическая адаптацию;
- экскурсионная работа.
Цель и задачи воспитания
Организация эффективного отдыха детей в период летних каникул, через создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, её индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учётом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи воспитания определены с учетом интеллектуально-когнитивной, эмоционально-оценочной, деятельностно-практической составляющих развития личности.
- создание условий для организованного отдыха детей.
- приобщение ребят к творческим и интеллектуальным видам деятель-ности, стремление к познанию окружающего мира посредством включения в различные виды творческой деятельности:
- формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
- формирование у детей навыков общения и толерантности.
- создать условия для физического оздоровления детей и осмысленного отношения каждого ребёнка к своему здоровью
Методологические основы и принципы воспитательной деятельности
Методологической основой Программы воспитания являются антропологический, культурно-исторический и системно-деятельностный подходы. Воспитательная деятельность в детском лагере основывается на следующих принципах:
- принцип гуманистической направленности. Каждый ребенок имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, защиту его человеческих прав, свободное развитие;
- принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
- принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
- принцип следования нравственному примеру. Пример, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
- принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
- принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
- принцип инклюзивности. Организация воспитательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно- этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Данные принципы реализуются в укладе детского лагеря, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события. Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и детского лагеря, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно- эстетическую среду, деятельности и социокультурный контекст.
Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно- нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность. Воспитывающие общности (сообщества) в детском лагере: - детские (одновозрастные и разновозрастные отряды). Ключевым механизмом воспитания в детском лагере является временный детский коллектив. Чтобы эффективно использовать воспитательный потенциал временного детского коллектива, необходимо учитывать особенности и закономерности развития временного детского коллектива. - детско-взрослые.
Основная цель – содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих ценностей и смыслов у всех участников. Главная детско-взрослая общность в детском лагере – «Дети-Вожатый».
Основные направления воспитания
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы:
- гражданское воспитание, формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
- воспитание патриотизма, любви к своему народу и уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на основе духовно- нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей;
- эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
- экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей;
- трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;
- физическое воспитание и воспитание культуры здорового образа жизни и безопасности: развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, личной и общественной безопасности;
- познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию.
Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности Основные традиции воспитания в детском лагере являются:
совместная деятельность детей и взрослых, как ведущий способ организации воспитательной деятельности;
создание условий, при которых для каждого ребенка предполагается роль в совместных делах (от участника до организатора, лидера того или иного дела);
создание условий для приобретения детьми нового социального опыта и освоения новых социальных ролей;
проведение общих мероприятий детского лагеря с учетом конструктивного межличностного взаимодействия детей, их социальной активности;
включение детей в процесс организации жизнедеятельности временного детского коллектива;
формирование коллективов в рамках отрядов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений
обмен опытом между детьми в формате «дети-детям»;
ключевой фигурой воспитания является ребенок, главную роль в воспитательной деятельности играет педагог, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Уникальность воспитательного процесса в детском лагере заключается в кратковременности, автономности, сборности.
Кратковременность – короткий период лагерной смены, характеризующийся динамикой общения, деятельности, в процессе которой ярче высвечиваются личностные качества.
Автономность – изолированность ребенка от привычного социального окружения, «нет дневника», вызова родителей – все это способствует созданию обстановки доверительности.
Сборность – предполагает объединение детей с разным социальным опытом и разным уровнем знаний, не скованных «оценками» прежнего окружения, каждый ребенок имеет возможность «начать все сначала».
Раздел II. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности
Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех направлений деятельности детского лагеря. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях.
Инвариативные модули
2.1. Модуль «Будущее России». Ключевые мероприятия
Деятельность реализуется по направлениям:
Использование Государственного флага и исполнение Государственного гимна Российской Федерации при проведении церемонии подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации регламентируется Методическими рекомендациями «Об использовании 16 государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06) и «Стандартом Церемонии поднятия (спуска) Государственного флага Российской Федерации» (Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 № АБ-1611/06).
Данный модуль направлен на формирование сопричастности к истории, географии Российской Федерации, ее этнокультурному, географическому разнообразию, формирование национальной идентичности. Деятельность реализуется по направлениям:
Дни единых действий, которые обязательно включаются в календарный план воспитательной работы и проводятся по единым федеральным методическим рекомендациям и материалам:
1 июня – День защиты детей;
6 июня – День русского языка;
12 июня – День России;
22 июня – День памяти и скорби;
27 июня – День молодежи;
8 июля – День семьи, любви и верности;
14 августа – День физкультурника;
22 августа – День Государственного флага Российской Федерации;
27 августа – День российского кино. Перечень
- участие во всероссийских мероприятиях и акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям.
- участие в региональных, муниципальных мероприятиях.
- взаимодействие с общественными организациями муниципалитета.
- формирование межкультурных компетенций.
С целью формирования у обучающихся представления о назначении Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение Первых», о его месте и роли в достижении приоритетных национальных целей Российской Федерации и своем личном вкладе в социально значимую деятельность предусмотрены следующие форматы:
а. День РДДМ «Движение Первых».
В течение дня проходят активности, среди которых игра, проектная сессия, коллективное творческое дело, классная встреча с представителями местных или первичных отделений РДДМ Свердловской области и г. Екатеринбурга и отрядный тематический огонек.
b.Форматы мероприятий, акций от РДДМ в рамках Дней единых действий (указанных в п.1 данного модуля).
«Цивилизационное наследие России: Свердловская область» - важнейший ресурс в воспитании подрастающего поколения, который включает знания о родной природе, достижения культуры и искусства, изобретения и масштабные проекты, реализованные всей страной, это примеры сложных решений, которые принимались людьми в непростых обстоятельствах. Каждый обучающийся должен понимать, что цивилизационное наследие России прежде всего – это подвиги и примеры ратного труда, судьбоносные исторические события, имена тех, кто прославлял Отечество, а также памятники культуры.
Изучение модуля направленно на изучение родного края, населенного пункта как культурного пространства. Знакомство участников смены с историей Свердловской области и города Екатеринбурга, желание изучать историю и культуру; развивать желание вносить личный вклад в сохранение культурного наследия своего региона, страны.
Модуль предполагает проведение просветительской работы среди участников смены, направленной на повышение интереса к истории и культуре Свердловской области и города Екатеринбурга, изучению культур народов, проживающих на данной территории. В ходе реализации модуля проводятся интерактивные лекции «Цивилизационное наследие России в Свердловской области», которые затрагивают следующие направления:
Литература – знакомство с писателями, которые родились, жили или занимались творчеством в Свердловской области (П.П. Бажов, А.П. Гайдар, Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.П. Крапивин, Н.Г. Никонов и др.)
Архитектура – знакомство с архитектурными памятниками, расположенными в Свердловской области (Невьянская наклонная башня, Верхотурский Кремль, Музей-заповедник Нижняя Синячиха, Белая башня, Храм-на-Крови, Дворец пионеров г. Екатеринбурга, памятник Европа-Азия и др.).
Парки и заповедник – знакомство с природными памятниками, заповедниками и охранными парками (природный парк «Оленьи Ручьи», природный парк «Бажовские места», Висимский заповедник, Гора Азов, Заповедник Денежкин Камень, Озеро «Тальков камень», Скалы «Чёртово городище» и др.).
Музыка – знакомство с музыкальными исполнителями, авторами и композиторами (Уральский рок-клуб, оперные певцы, композиторы, эстрадные исполнители, современные исполнители).
Свердловская область в лицах – знакомств с известными людьми из свердловской области и города Екатеринбурга (основатели: Татищев и де Геннин, Петр Первый и Екатерина Первая; ученые, изобретатели, инженеры – Попов А.С., Семихатов Н.А., Ползунов И.И. и др.; космонавты Беляев П.И.; художники – Неизвестный Э.И., Малахин Е.М., Радя Т.В., Денисов-Уральский А. К.; и другие известные люди).
Освоение направлений и отдельных компонентов осуществляется с учетом возрастных особенностей участников смены.
5. Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря»
Ключевые мероприятия – это главные традиционные мероприятия МАУ ДОЛ «Буревестник», в которых принимают участие все отряды – участники смены.
Торжественное открытие и закрытие смены (линейка).
Концерт открытия смены (концерт знакомства), детско-вожатский концерт закрытия смены.
Общелагерная (межотрядная) спартакиада.
Торжественная линейка и шоу-программа «С днем рождения, любимый лагерь» (июнь – ежегодно).
Танцевальный конкурс.
Проведение всероссийских, региональных, городских мероприятий (участие в конкурсах: «Лето в фокусе», «Песня лета», «Лагерь глазами детей» и др.).
Акции, конкурсы, проекты, которые реализуются в течение смены.
Участие во всероссийских мероприятиях и акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям.
2.2. Модуль «Отрядная работа»
Воспитатель и вожатый организует групповую и индивидуальную работу с детьми вверенного ему временного детского коллектива – отряда. Временный детский коллектив или отряд – это группа детей, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря. Для эффективного использования воспитательного потенциала отрядной работы необходимо учитывать особенности временного детского коллектива:
- коллектив функционирует в течение короткого промежутка времени;
- как правило, коллектив объединяет детей из разных классов;
- автономность существования: влияние внешних факторов уменьшается, ослабляется влияние прежнего социума, например, семьи, класса, друзей. В то же время у коллектива появляется новое место жизнедеятельности;
- коллективная деятельность. Участники коллектива вовлечены в совместную деятельность;
- завершенность развития: полный цикл: от формирования до завершения функционирования.
Отрядная работа строится с учетом закономерности развития временного детского коллектива (роста межличностных отношений) и логики развития лагерной смены. Реализация воспитательного потенциала отрядной работы предусматривает:
- планирование и проведение отрядной деятельности;
- поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной среды для общения; доверительное общение и поддержку детей в решении проблем, конфликтных ситуаций;
- организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел, позволяющих вовлекать в них детей с разными потребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения; вовлечение каждого ребенка в отрядные дела и общелагерные мероприятия в разных ролях;
- формирование и сплочение отряда через игры, тренинги на сплочение и командообразование;
- предъявление единых педагогических требований по выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарно-гигиенических требований;
- принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они будут следовать в детском лагере, а также символов, названия, девиза, эмблемы, песни, которые подчеркнут принадлежность именно к этому конкретному коллективу;
- диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление лидеров, аутсайдеров через наблюдение, игры, анкеты;
- аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации, мероприятия, анализ смены, результатов;
- поддержка детских инициатив и детского самоуправления;
- сбор отряда: организационный сбор, утренний информационный сбор отряда и др.
2.3. Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)»
Это форма организации деятельности группы детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой воспитатели действуют как старшие помощники и наставники детей. КТД могут быть отрядными и общелагерными.
Различаются следующие виды КТД по направленности деятельности: трудовые, познавательные, художественные, экологические, досуговые, спортивные.
Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видом общественного ценного опыта.
2.4. Модуль «Самоуправление»
Реализация воспитательного потенциала системы детского самоуправления направлена на формирование детско-взрослой общности, основанной на партнерстве детей и взрослых по организации совместной деятельности, предполагает реализацию детской активности и направлена на развитие коммуникативной культуры детей, инициативности и ответственности, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержку творческой самореализации детей. Самоуправление формируется с первых дней смены, то есть в организационный период. На уровне Лагеря самоуправление в детском лагере может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного по отряду, работа творческих и инициативных групп. Постоянно действующий орган самоуправления - это совет отряда.
2.5. Модуль «Здоровый образ жизни»
Модуль предполагает восстановление физического и психического здоровья в благоприятных природных и социокультурных условиях, освоение способов восстановления и укрепления здоровья, формирование ценностного отношения к собственному здоровью, способов его укрепления и т. п.
Основными составляющими здорового образа жизни является: оптимальный уровень двигательной активности, рациональное питание, соблюдение режима дня, личная гигиена, соблюдение правил поведения, позволяющих избежать травм и других повреждений. Система мероприятий в Лагере, направленных на воспитание ответственного отношения у детей к своему здоровью и здоровью окружающих, включает:
- физкультурно-спортивные мероприятия: зарядка, спортивные соревнования, эстафеты, спортивные часы;
- спортивно – оздоровительные события и мероприятия на свежем воздухе;
- просветительские беседы, направленные на профилактику вредных привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом; - встречи с известными (интересными) людьми - общественными деятелями, деятелями спорта, культуры и искусства и др.
2.6. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда Лагеря обогащает его внутренний мир, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком лагеря. Реализация воспитательного потенциала предметно – эстетической среды предусматривает:
- тематическое оформление интерьера помещений детского лагеря;
- оформление отрядного уголка, позволяющее детям проявить свои фантазию и творческие способности. Отрядный уголок – форма отражения жизнедеятельности отряда, постоянно действующая, информирующая и воспитывающая одновременно, вызывающая интерес и стимулирующая активность детей. В оформлении отрядного уголка принимает участие весь отряд, воспитатель является организатором и идейным вдохновителем.
- событийный дизайн – оформление пространства проведения событий (праздников, церемоний, творческих вечеров, выставок, КТД, отрядных дел и т. п.);
- оформление образовательной, досуговой и спортивной инфраструктуры;
- совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой лагерной и отрядной символики (флаг, гимн, эмблема, логотип, элементы костюма и т. п.);
- акцентирование внимания детей по средствам элементов предметно- эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях детского лагеря, его традициях, правилах;
- «места новостей» - оформление стенда, содержащего в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско – патриотического, духовно – нравственного содержания, поздравления, афиши и т. п.;
- размещение регулярно сменяемого экспозиций творческих работ детей, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга, фотоотчетов об интересных событиях в Лагере.
2.7. Модуль «Профилактика и безопасность»
Профилактика и безопасность - профилактика девиантного поведения, конфликтов, создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различного трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам. Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в детском лагере предусматривает:
- физическую и психологическую безопасность ребенка в новых условиях;
- целенаправленную работу всего педагогического коллектива по созданию в детском лагере эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
- разработка и реализация разных форм профилактических воспитательных мероприятий;
- организацию превентивной работы со сценариями социально одобряемого поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению;
- поддержку инициатив детей, педагогов в сфере укрепления безопасности жизнедеятельности в детском лагере, профилактики правонарушений, девиаций, организация деятельности, альтернативной девиантному поведению.
2.8. Модуль «Экскурсии и походы»
Организация для детей экскурсий, походов и реализация их воспитательного потенциала. Экскурсии, походы помогают ребятам расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных ситуациях. С этой целью для детей организуются туристские походы, экологические тропы, тематические экскурсии: профориентационные экскурсии, экскурсии по памятным местам и местам боевой славы, в музей, картинную галерею, технопарк и др. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у детей самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.
2.9. Модуль «Дополнительное образование»
Дополнительное образование детей в детском лагере является одним из основных видов деятельности и реализуется через:
- программы профильных (специализированных, тематических) смен;
- деятельность кружковых объединений, секций, клубов по интересам, студий, дополняющих программы смен в условиях детского лагеря.
В рамках шести направленностей: социально-гуманитарная; художественная; естественнонаучная; техническая; туристско-краеведческая; физкультурно-спортивная. Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования предполагает:
- приобретение новых знаний, умений, навыков в привлекательной, отличной от учебной деятельности, форме;
- развитие и реализация познавательного интереса;
- вовлечение детей в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование и развитие творческих способностей детей.
Вариативные модули
2.10.Модуль «Профориентация»
Воспитательная деятельность по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб. Задача совместной деятельности педагогических работников и детей – подготовить ребенка к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность ребенка к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:
- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку ребенка к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания детей о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной детям профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия и встречи с гостями
- организация на базе детского лагеря профориентационных смен, в работе которых принимают участие эксперты в области профориентации и где ребята могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в себе соответствующие навыки;
2.11.Модуль «Детское медиапространство»
Цель детского медиапространства (создание и распространение текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации детей. Воспитательный потенциал детского медиапространства реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
- детский редакционный совет и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через детскую газету, детское радио или телевидение) наиболее интересных моментов жизни детского лагеря;
- детский медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение;
- детская интернет-группа, принимающая участие в поддержке интернет-сайт детского лагеря и соответствующей группы в социальных сетях с целью освещения деятельности детского лагеря в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к детскому лагерю, информационного продвижения ценностей детского лагеря и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, педагогическими работниками и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для лагеря вопросы;
- детская киностудия, в рамках которой создаются ролики, клипы, осуществляется монтаж познавательных, документальных, анимационных, художественных фильмов, с акцентом на этическое, эстетическое, патриотическое просвещение аудитории;
- участие детей в региональных или всероссийских конкурсах детских медиа.
2.12. Модуль «Цифровая среда воспитания»
Модуль является вспомогательным, не уменьшает важности и значимости очных воспитательных мероприятий для детей. Цифровая среда воспитания – совокупность условий для реализации воспитательной деятельности с применением дистанционных технологий, электронных информационных ресурсов, цифрового контента и технологических средств.
-формирование культуры информационной безопасности, информационной грамотности, противодействие распространению идеологии терроризма;
- онлайн-мероприятия в официальных группах детского лагеря в социальных сетях;
- освещение деятельности детского лагеря в официальных группах в социальных сетях и на официальном сайте детского лагеря.
Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех направлений деятельности детского лагеря. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях отражаются на каждой смене.
Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Особенности организации воспитательной деятельности Программа воспитания реализуется посредством формирования
социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательных отношений руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные воспитательно- значимые виды совместной деятельности.
Детский лагерь – особое образовательное учреждение, в котором создаются условия для обеспечения воспитывающей, эмоционально привлекательной деятельности детей, удовлетворения потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности. Кратковременный характер пребывания, новое социальное окружение, разрыв прежних связей, позитивная окраска совместной деятельности со сверстниками, постоянное (круглосуточное) сопровождение взрослых и др. позволяют создать оптимальные условия для осуществления воспитательной деятельности и актуализации самовоспитания.
Воспитательный потенциал детского лагеря обладает рядом преимуществ по сравнению с другими образовательными организациями:
добровольность в выборе деятельности и формы ее реализации в детском демократическом сообществе, активность и самостоятельность ребенка в выборе содержания и результативности деятельности;
творческий характер деятельности;
многопрофильность;
отсутствие обязательной оценки результативности деятельности ребенка, официального статуса;
опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с детьми и взрослыми; опыт жизнедеятельности и общения в коллективах высокого уровня развития, где наиболее успешно проходит самоактуализация личности.
Воспитательный потенциал детского лагеря позволяет осуществлять воспитание через изменение, конструирование особой среды проживания в условиях временного детского объединения – социальной микросреды, в которой протекает жизнедеятельность детей в условиях детского лагеря.
На сегодняшний день учреждение подведомственно Администрации Кировского района города Екатеринбурга. Основной контингент отдыхающих – дети, проживающие на территории г. Екатеринбурга и Свердловской области.
Лагерь рассчитан на оздоровление 280 детей в возрасте от 6,5 до 17,5 лет в каждую из смен. ДОЛ «Буревестник» пользуется активным спросом среди спортивных секций, творческих и профильных коллективов.
На территории лагеря есть все необходимые условия для организации полноценного безопасного отдыха детей:
4 благоустроенных комфортабельных жилых корпуса;
медицинский корпус, оснащенный новым высокотехнологичным оборудованием;
столовая на 300 посадочных мест;
открытые спортивные площадки по направлениям (футбольное поле, волейбольная площадка, баскетбольная площадка, зоны для уличных тренировок);
-досуговый центр;
помещения для творческих студий;
летняя эстрада для проведения культурно-досуговых и массовых мероприятий;
Размещение, устройство, содержание и организация режима работы лагеря должны быть определены с учетом требований антитеррористической защищенности, обеспечения правопорядка и общественной безопасности.
Лагерь укомплектовывается кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач и реализации мероприятий программы на каждую смену в полном объеме
Режим работы лагеря отражает все режимные моменты дня, выстроен с соблюдением всех норм, требований и рекомендаций по организации летней оздоровительной компании 2024 года. Главным в работе педагогического коллектива является сфера воспитания, просвещения и индивидуального
развития ребенка. Создание комфортной психологической среды для каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.
Организация творческого пространства дает возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком – либо направлении деятельности.
Концепция основана на следующих идеях:
Идея первичности личности по отношению к обществу.
Идея опоры на базовые потребности ребенка.
Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания.
Идея развития личности в процессе воспитания.
Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания Основным методом анализа воспитательного процесса в детском лагере
является педагогическая диагностика и самоанализ воспитательной работы, который проводится каждую смену с целью выявления основных проблем и последующего их решения, совершенствования воспитательной работы в детском лагере.
Основными принципами, на основе которых осуществляется анализ воспитательной работы в детском лагере, являются:
принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между детьми и взрослыми;
принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности.
1 смена –«Время первых»
Ключевые мероприятия
Праздник «Лето 2024-здравствуй!»
Игровая программа «Дети-цветы жизни»
Журналистское расследование «Расскажи о главном»
Акция «Благо твори»
Праздник «Умей дружить»
Вернисаж «Береги планету»
2 смена «Симфония детства»
Ключевые мероприятия
Концерт «Как по нотам…»
Квест-игра «Найди свою мелодию»
Шоу «Танцы»
Концерт «Зажги свою Звезду»
Игра «100 к одному»
3 смена «По Уралу за 14 дней»
Ключевые мероприятия
Концерт «Россия-матушка»
Викторина «Я знаю свой край»
Бизнес игра «Построим вместе»
Вернисаж на асфальте «Уральские горы»
Театральное путешествие «По Бажовским местам»
Костёр памяти
Шоу «Импровизация по-уральски»
4 смена – «Мы одна семья»
Ключевые мероприятия
Флешмоб «Это у нас семейное»
Акция «Ромашки счастья»
Праздник «Ивана-Купала»
«Семья – это счастье, любовь и удача!»– песенный марафон
-Торжественный концерт ко дню Семьи, любви и верности.
Интеллектуальная игра «Семейные ценности»
Творческий конкурс «Семья смены»
«Мама, папа, я- спортивная семья»
Выпуск журнала «Роль семьи в жизни человека»
Клипомания «На сцене родители»
5 смена- «Лагерь в объективе»
Ключевые мероприятия
Фото-кросс «Красота «Буревестника»
Шоу» Импровизация»
Игра «100 к одному- тайны лагеря»
Танцуй, «Буревестник» (стартинейджер)
Викторина «Самый умный житель лагеря»
Защита проектов «Лагерь через 100 лет»
Тотальная проверка «Умные скамейки «Буревестника»
6 смена – «Хоровод Дружбы»
Ключевые мероприятия
Квест-игра «Весёлый светофор» (международный день светофора)
Шоу «Танцуй планета»
Конкурс «Вожатый лета 2024»
Мисс и Мистер «Буревестник»
Проект «Книга счастья» (к всемирному дню книголюбов)
Концерт «Минута славы»
Фестиваль творчества «Хоровод детства»
7 смена – «Союз детских сердец»
Ключевые мероприятия
Концерт «Молодёжь на стиле»
Флешмоб Российского флага
Ярмарка поделок «Живые вещи»
День российского кино
Битва хоров «Мы вместе»
Стартинейджер «Лето, детство, счастье»
Концерт «Две звезды»
ШОУ «Интуиция»
Модуль «Дополнительное образование» осуществляется через работу творческих мастерских:
Мастерская «Рукоделие»
Мастерская «Бусинка»
Студия хореографии «Dance-мания»
Изостудия «Волшебная кисточка»
Пресс-центр
Мастерская «Народная кукла»
Мягкая игрушка
Спортивные секции (футбол, туризм, пионербол)
Мастерская «Краски лета»
Квиллинг
Арт-декор
Юный турист
Вышивание «Волшебная ленточка»
Перечень педагогических «инструментов» измерения результатов
Анкетирование детей и родителей
Диагностические мероприятия включают:
отбор-тестирование детей и подростков, отдыхающих в оздоровительном лагере (тесты для изучения интеллектуальных, творческих, лидерских способностей детей);
вводная диагностика (анкетирование, опрос) для изучения ожиданий детей от смены в лагере;
вводная диагностика родителей для изучения показателей здоровья и особенностей личности детей – отдыхающих лагеря;
текущая диагностика пребывания в лагере, ощущений от время препровождения, эмоциональных состояний детей, ежедневные педагогические наблюдения;
рефлексивный анализ смены в форме последних разговоров, прощальных посиделок, вечера воспоминаний и т.п. Происходит закрепление позитивных моментов смены (создаются фотоальбомы, книги пожеланий, книги легенд из жизни отряда и лагеря);
заключительная экспресс-диагностика для изучения результативности образовательно-воспитательного процесса в лагере.
Ежедневный мониторинг изменений в среде отряда (экран настроения, экран чистоты, «свечка»)
Рисунки и рассказы детей
Педагогическое наблюдение
Условия реализации программы:
Кадровое обеспечение:
Педагогический коллектив, как команда энтузиастов – единомышленников, специалистов, удерживающих профессиональную позицию в оказании педагогической поддержки, а также – это люди увлеченные, творческие, активные.
На смене лагеря проводятся ежедневные планерки для воспитателей, семинары и консультации для вожатых по подготовке и реализации программы смены.
В реализации программы участвуют:
Директор;
Заместитель директора по воспитательной работе;
Заместитель директора по организационно-массовой работе;
Педагоги дополнительного образования;
Учителя школ, студенты колледжей, ВУЗов;
Инструктор по физическому воспитанию;
Звукооператор;
Медицинские работники.
Методическое обеспечение:
Должностные инструкции всех участников процесса;
Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены;
Подбор методических разработок в соответствии с планом работы;
Проведение ежедневных планерок;
Разработка системы мониторинга физического развития детей;
Разработка системы подведения итогов соревнования отрядов.
Педагогическое обеспечение:
Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей;
Организация различных видов деятельности;
Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря;
Создание ситуации успеха;
Систематическое информирование о результатах прожитого дня;
Организация различных видов стимулирования.
Материально-техническое обеспечение:
Программа финансируется из внебюджетных средств учреждения.
Подготовка площадок для проведения различных мероприятий;
Материалы для оформления и творчества детей;
Наличие канцелярских товаров;
Наличие спортивного инвентаря;
Аудио и видео техника;
Призы и награды для стимулирования детей.
Механизмы реализации программы:
Подготовительный этап
Разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря;
Подготовка методического материала для работников лагеря.
Организационный этап
Встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
Запуск программы;
Формирование органов самоуправления;
Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
Основной этап
Реализация основной идеи программы;
Вовлечение подростков в различные виды коллективно – творческих дел.
Заключительный этап
Подведение итогов смены
Выработка перспектив деятельности организации
Анализ предложений детьми, родителями, педагогами по деятельности оздоровительного летнего лагеря.
Участники программы:
Участниками программы детского оздоровительного лагеря «Буревестник» являются учащиеся школ города Екатеринбурга, педагоги школ города Екатеринбурга, студенты вузов, совершеннолетние выпускники ДОЛ.
Возраст воспитанников оздоровительном лагеря от 6,5-17 лет.
В детский оздоровительный лагерь «Буревестник» приедут дети и подростки г. Екатеринбурга, дети из многодетных, неполных, мало обеспеченных семей, дети-сироты, дети, лишившиеся попечения родителей.
Зачисление детей в лагерь производится в соответствии с заявлениями родителей или лиц, их заменяющих.
Комплектование педагогическими кадрами обслуживающим персоналом осуществляет директор МАУ ДОЛ «Буревестник» совместно с заместителем директора по ВР.
Список литературы
Арсенина Е.Н. «Возьми с собою в лагерь: Игры, викторины, конкурсы, инсценировки, развлекательные мероприятия.» − 2007, 183 с.
Арманд и Беверли Болл. «Основы управления лагерем.» Русское издание. − Издательство НОУД «Учебный центр «КОМПЬЮТЕРиЯ». 2013, - 446 с.
Боровик М.В. Педагогика лета – Минск, 2002 г.
Брагина Т.А. Путешествие в страну игр, Екатеринбург 1998 г.
Григоренко Ю.Н., Пушина М.А. Здравствуй, наш лагерь. М. 2003 г.
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Коллективно – творческие дела.- М. 2000 г.
Григоренко Ю.Н. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере – М. 2003 г.
Гузенко А.П. «Как сделать отдых детей незабываемым праздником.» Материал авторских смен. − 2007, - 282 с.
Доценко И.Г. Активизация информального образования в организациях // АПК: Регионы России, 2012. №12. С. 85–88.
Доценко И.Г. Информальное образование во временных детских объединениях // Педагогика, 2012. №8. С.40–45.
Красичкова А.П. «Копилка вожатого. Проблемы эффективного взаимодействия с детьми.» − 2007., - 153 .
Организация летнего отдыха детей – Екатеринбург 1999 г.
Сысоева М.Е., Ханаева С.С. Основы вожатского мастерства М. 2002 г.
Трушкин А.В., Пивненко П.П. Творчество в детском оздоровительном лагере Ростов на Дону, 2002 г.
Фришман И.И. «Внимание, каникулы!» Методическое пособие для организаторов летнего отдыха детей, социальных педагогов вузов. - М.: «Центр гуманной литературы», 2005
Шорина С.В., Волкова Н.И. Копилка вожатских премудростей М 2004
Режим дня Приложение1
8:00 | Утро. Солнышко встает - спать ребятам не дает. |
8:15 | Надо в порядок все привести, в палате убрать и кровать застелить. |
8:30 | Чтобы быть весь день в порядке, надо сделать нам зарядку. |
09:00 | Каша, чай, кусочек сыра - вкусно, сытно и красиво. |
09:30 | Горн зовет, пора-пора на линейку, детвора. |
| Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы. Ждет нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных. |
11:00 | Сок |
11:10 | И если ты час посвятишь, сей отряду, будет всем весело, будут все рады. Кто-то любит танцевать, кто-то петь и рисовать, только бездельники час этот маются, а все ребята в кружках занимаются. |
13:00 | Нас столовая зовет, суп отличный и компот. |
14:00 | К нам приходит тишина. Отдыхает детвора. |
16:30 | Вот уже в который раз повара встречают нас. |
17:00 | Ели не поленимся сейчас, будет вечер лучше всех у нас. Вместе с отрядом сил не жалей: пой, танцуй, играй веселей. |
19:00 | Ужина время настало и вот - отряд за отрядом к столовой идет |
20:00 | Ну а вечером - дискотека, вот уж действительно всем потеха. |
22:00 | За день мы устали очень, скажем всем: «Спокойной ночи!» |
Законы лагеря Приложение2
Закон территории. Без разрешения не покидай лагерь. Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу.
Закон зелени. Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш лагерь зеленым!
Закон правой руки. Если вожатый поднимает правую руку – все замолкают.
Закон ноль-ноль. Время дорого у нас: берегите каждый час. Чтобы не опаздывать, изволь выполнять закон 00.
Закон мотора. Долой скуку!
Закон выносливости. Будь вынослив.
Закон дружбы. Один за всех и все за одного! За друзей стой горой!
Закон творчества. Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!
Закон доброго отношения друг к другу. По этому закону устанавливаются дружеские, уважительные отношения сверстников, старших и младших. Коллектив осуждает грубость, оскорбления и защищает каждого члена летнего лагеря.
Закон песни. Предполагает уважительное отношение к песне: знаешь — поешь, не знаешь — слушаешь. И никогда не мешаешь песне разговорами, озорством.
No smoking!
Анкеты (1 день) Приложение3
Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
1. Фамилия, имя, отчество_________________________________________
2. Дата рождения: число ____, месяц _____________, год __________.
3. В какой класс перешѐл _________________________________________
4. Ты пришѐл в лагерь для того, чтобы _______________________________
5. Любишь ли ты общаться с людьми?_______________________________
6. Твое самое любимое занятие ____________________________________
7. Твои первые впечатления о лагере _______________________________
8. Каким должен быть житель вашего дома __________________________
9. Как ты относишься к спорту? ___________________________________
10.Есть ли у тебя аллергия (на что)? ________________________________
11.Был ли ты в лагере раньше? (каком) _____________________________
12. В каких мероприятиях ты хотел бы принять участие? __________________________________________________________________
_______________________________________________________________
О себе хочу дополнительно сообщить ______________________________
Приложение 4
Анкеты по изучению удовлетворенности детей организацией
лагерной смены
Анкета (последний день смены):
Близится к концу время нашей встречи. Подводя ее итоги, мы хотим задать
тебе некоторые вопросы. Надеемся на помощь.
Что ты ожидал (а) от лагеря?_________________________________________
Что тебе понравилось в лагере?_______________________________________
Что тебе не понравилось?____________________________________________
Изменился (ась) ли ты как личность за время пребывания в лагере?___________________________________________________________
Если изменился (ась), то, что с тобой произошло?_______________________
С кем из ребят ты подружился?_______________________________________
Какие из мероприятий лагеря оказали наибольшее влияние на тебя?
__________________________________________________________________
Было ли скучно в лагере?___________________________________________
Было ли тебе страшно?_____________________________________________
Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О
чем?______________________________________________________________
Что бы ты хотел (а) пожелать себе?______________________________________________________________
Что бы ты хотел (а) пожелать другим ребятам?___________________________________________________________
Что бы ты хотел (а) пожелать педагогам?_______________________________________________________
Самое важное событие в лагере? Было или оно?_____________________________________________________________
– Закончи предложения: Я рад, что_______________________________________________________________
Мне жаль, что _____________________________________________________
Я надеюсь, что ____________________________________________________
Твое имя, фамилия и автограф на память_______________________________
Приложение 5
Анкета «Чему я научился в лагере» (на выходе):
1. Чему я научился в лагере?
· Играть в новые игры
· Хорошо себя вести.
· Делать зарядку.
· Рисовать, петь, танцевать.
· Дружно жить.
· По-другому относиться к людям, природе.
· Съедать всѐ за столом.
· Находить подход к людям, понимать и уважать людей.
· Защищать природу.
· Понимать окружающий мир.
· Вести здоровый образ жизни.
· Помогать друг другу.
· Слушаться взрослых.
· Жить в коллективе
· Доброте.
· Быть самостоятельным.
2. Моими друзьями по отряду стали:
· Девочки, мальчики, которые окружали меня.
· Вожатые, воспитатели.
· Все жители лагеря
Приложение 6
Анкета по выявлению степени удовлетворенности родителей
организацией лагеря
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в анкетировании, которое проводится с целью выявления степени удовлетворенности Вами организацией отдыха и оздоровления ваших детей
Удовлетворены ли Вы? ДА - Частично - НЕТ - Затрудняюсь
организацией отдыха вашего ребенка
организацией оздоровления вашего ребѐнка
организацией питания в лагере
учетом индивидуальных особенностей вашего ребенка
возможностью проявиться способностям и умениям вашего ребенка
организацией досуговой занятости
перечнем мероприятий
участием ребенка в мероприятиях
организацией работы кружков и секций
взаимодействием всех организаций на территории города по организации
отдыха и оздоровления детей
оснащенностью настольными играми
Ваши пожелания:
Заповеди воспитателя Приложение 7
§ Не ругай детей утром - солнце покажется им серым.
§ Не ругай детей днѐм - небо покажется им хмурым.
§ Не ругай детей на ночь - луна покажется им чѐрной. Вообще не ругай!
§ Критикуй детей не с удовольствием, а с болью. Страдания калечат
психику ребѐнка.
§ Ставь себя на место счастливого и, особенно, несчастного ребѐнка.
§ Добрый воспитатель - это не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не
способен делать зло.
§ Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве, так легче будет их
понять.
§ Ребѐнок в борьбе с несправедливостью чаще получает раны сердца,
чем взрослый, он слабее.
§ Люби ребѐнка таким, каков он есть.
§ Каждый ребѐнок изначально талантлив.
§ Выводи себя и детей на оптимистические рубежи, старайся мыслить
позитивно.
§ Усталость - первый враг педагогического таланта.
§ Достигай успехов в том, что ты любишь, и научи этому своих
воспитанников.
§ Общение с ребѐнком строй на позиции трѐх «П»: «понимание» -
смотрю на окружающий мир глазами ребѐнка; « принятие» - я люблю
тебя такого, какой ты есть; «признание» - ты мой партнѐр, включаю
тебя в свою взрослую жизнь.
Заповеди вожатого
§ Умей выслушивать и услышать каждого ребѐнка.
§ Жалок вожатый, лишенный чувства юмора.
§ Помни: от улыбки хмурый день становится светлей, от улыбки –
солнышко смеѐтся.
§ Говорят, как пройдѐт первый день, так пройдѐт и вся смена. Поэтому
тщательно планируй первую встречу с детьми.
Ожидаемые результаты
Для развития воспитательной системы ДОЛ:
совершенствование методик организации работы в летний период;
пополнение методической копилки;
совершенствование новых методик массовых,групповых,индивидуальных форм работы с детьми.
Для педагогов:
повышение уровня педагогического мастерства;
отработка моделей взаимодействия педагогического отряда с детским коллективом;
приобретение нового педагогического опыта, нестандартного, оригинального.
Для детей:
формирование положительного отношения юного гражданина России к самому себе, окружающему миру, другим людям.
возможность реализации механизмов мотивации у ребенка к личному развитию, проявлению социальной инициативы.
формирование у детей и подростков уважения к символам нашего города, республики, государства.
создание условий для адаптации детей к жизни в современном обществе, развитие коммуникативных способность ребенка, умение работать в коллективе.
приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни;
Для родителей:
чувство уверенности в силах ребенка;
удовлетворенность родителей летним отдыхом детей;
радость за достижения, личностный рост детей.