СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа «Выявление и развитие способностей учащихся»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа со способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности учителя.

Просмотр содержимого документа
«Программа «Выявление и развитие способностей учащихся»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МБОУ «Открытая (сменная) школа №2» г. Смоленска













Программа

«Выявление и развитие способностей учащихся»


Мазуркина Светлана Александровна



























2022 г

I. Актуальность проблемы

Проблема работы со способными учащимися чрезвычайно актуальна для современного образования. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В школе занимаются с учащимся не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Именно поэтому так важно определить цели, основные задачи и направления работы с учащимися.

II. Пояснительная записка

Выявление способных учащихся должно начинаться на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, памяти, логического мышления. Работа со способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.

Способными детьми будем считать тех учащихся, которые:

- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

- имеют доминирующую активную познавательную потребность;

- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Выделим три категории способных детей:

1. Учащиеся с высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
2. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Так как способности вырабатываются в деятельности, то развитие способностей зависит от организации деятельности.

При всех существующих трудностях в системе образования сегодня открываются новые возможности для развития личности учащегося. Данная программа предусматривает целенаправленную работу со способными учащимися.

Включение данной программы в процесс обучения позволяет внести в него не только индивидуализацию и дифференциацию обучения, но и быть реальной основой объединения основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ребенка и его способностей.

Сроки реализации: 2017-2018 г.

Диагностики:

1. Методика «Карта одаренности»

(Савенков А.И. «Одаренный ребенок дома и в школе»)



2. Анкета «Уровень воспитанности учащихся (методика для изучения социолизированности личности ребенка М.И. Рожкова)

Педагогические методики:

  • метод проектов Л.С. Выготский,

  • метод индивидуального подхода Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская,

  • личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С. Якиманская.

III. Цели и задачи работы со способными учащимися

Цель № 1Выявление способных учащихся

Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:

- накопление литературы по данному вопросу;

- знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики; 
- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.

Цель № 2: создание условий для развития и формирования личности.

Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи: 
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества; 
- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем, через самостоятельную работу.



IV. Принципы педагогической деятельности в работе 

со способными учащимися

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.











V. Стратегия работы со способными учащимися

I этап — развивающий ( 7 классы)

На этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

На развивающем этапе происходит:

- формирование познавательного интереса

- творческое развитие учащихся

- индивидуальная работа со способными учащимися

На данном этапе происходит постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

На этом этапе работы наиболее целесообразны групповые формы работы: «мозговые штурмы», творческие задания, проектные задания и т.д.

На данном этапе происходит:

- развитие и расширение познавательных интересов учащихся

- формирование исследовательских навыков

- развитие информационной культуры учащихся

II этап – исследовательский ( 8 – 9 классы)

На данном этапе происходит:

- совершенствование исследовательских навыков

- совершенствование информационной культуры учащихся

- самостоятельное применение знаний умений и навыков.

VIМетодическое обеспечение системы работы со способными учащимися

Программное обеспечение (программы кружков, элективных курсов)

Наличие методических материалов (рекомендации, литература, публикации)

Организационно – методическое обеспечение

  1. Повышение квалификации учителя

  2. Разработка программ и проектов по предмету

  3. Изучение обобщения опыта работы других учителей

  4. Мониторинг системы работы со способными учащимися





VII. Условия успешной работы со способными учащимися

- Осознание важности этой работы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

- Создание и постоянное совершенствование методической системы работы со способными учащимися.

Основные мероприятия по реализации программы
I. Диагностика: 
1. Изучение диагностических методик.

2. Создание тестов для диагностирования  обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных способных учащихся. 
3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования. 
4. Изучение работы обучающихся на уроке. 

II. Развитие творческих и познавательных  способностей: 
1. Доступность и широкое привлечение  обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов. 
2. Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и школьный. 
3. Использование в практике работы со способными учащимися следующих приемов:
- выполнение творческих заданий;
- выполнение проблемных поисковых работ;
- назначение ответственными за проведение предметных недель;
- приобщение (в различных формах) к работе учителя;
- повышение степени сложности заданий;

VIII. Формы работы со способными учащимися

- Олимпиады;

- Элективные курсы;

- Творческие выставки;

- Групповые занятия с учащимися;

- Исследовательские работы;

- Кружки;

- Конкурсы различного уровня;

- Индивидуальное консультирование учащихся.









IX. Ожидаемые результаты



1. Обнаружение и обучение способных учащихся, раскрытие их природного потенциала;

2. Обновление школьного банка данных по различным направлениям работы со способными учащимися;

3. Увеличение количества обучающихся, принявших участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях;

4. Повышение показателей успешности детей в олимпиадах, конкурсах;

5. Развитие творческих способностей обучающихся, саморазвитие и самосовершенствование;

6. Повышение качества образования;

7. Развитие умений применения знаний в других областях и в нестандартных ситуациях.


Диагностика.

Методика «Карта одаренности»

(Савенков А.И. «Одаренный ребенок дома и в школе»)

Лист вопросов

1

Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

2

Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3

Учится новым знаниям очень быстро, всё схватывает на лету.

4

В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

5

Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6

Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7

Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.

8

Интересуется механизмами и машинами.

9

Инициативен в общении со сверстниками.

10

Энергичен, производит впечатление ребенка. Нуждающегося в большом объеме движений.

11

Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

12

Не боится пробовать что-то новое, стремится всегда проверить новую идею, делает несколько попыток при неудаче.

13

Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на осмысление того, что нужно запомнить.

14

Становится задумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

15

Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16

Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

17

Интересуется актерской игрой.

18

Может устранить несложную поломку в бытовом приборе, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

19

Не теряет уверенности даже в окружении незнакомых людей.

20

Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21

Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22

Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

23

Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

24

Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

25

Хорошо поет.

26

Рассказывая о чем -то умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

27

Меняет интонацию голоса и манеру говорить, когда изображает другого человека.

28

Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».

29

Легко общается с детьми и взрослыми.

30

Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

31

Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32

Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие.

33

Обгоняет в учебе сверстников на год или два, то есть должен бы учиться в более старшем классе, чем учится реально.

34

Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

35

В игру на музыкальном инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

36

Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях , всё несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37

Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

38

Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

39

Улавливает причины поступков других людей.

40

Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

41

Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42

Способен по- разному подойти к одной и той же проблеме.

43

Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

44

Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.), в свободное время без побуждения взрослых.

45

Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

46

Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

47

Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48

Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

49

Часто руководит играми и занятиями других детей.

50

Двигается легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51

Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52

Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

53

Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.

54

Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

55

Хорошо играет на каком-либо музыкальном инструменте.

56

Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники) и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

57

Стремится вызвать эмоциональную реакцию у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

58

Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

59

Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за пределы, характерные для его возраста.

60

Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61

Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62

Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

63

Умеет делать выводы и обобщения.

64

Любит создавать объемные изображения. Работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

65

В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66

Склонен фантазировать, стараясь добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67

С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

68

Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных проектов (моделей летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

69

Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

70

Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх(хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

71

Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

72

Продуктивен, чем бы не занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

73

В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), читает их с большим интересом, чем художественные книги (сказки, детективы и др.).

74

Может высказать собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

75

Сочиняет собственные оригинальные мелодии.

76

Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живо, передает их характер, чувства, настроения.

77

Любит игры-драматизации.

78

Быстро и легко осваивает компьютер

79

Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80

Физически выносливее сверстников.

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

38

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80



Обработка результатов.

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно уничтожаются). Результаты подсчетов запишите внизу под каждым столбиком. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

  • интеллектуальная;

  • творческая;

  • академическая (научная);

  • художественно-изобразительная;

  • музыкальная;

  • литературная;

  • артистическая;

  • техническая;

  • лидерская;

  • спортивная.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!