Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
МБОУ «Открытая (сменная) школа №2» г. Смоленска
Программа
«Выявление и развитие способностей учащихся»
Мазуркина Светлана Александровна
2022 г
I. Актуальность проблемы
Проблема работы со способными учащимися чрезвычайно актуальна для современного образования. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В школе занимаются с учащимся не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Именно поэтому так важно определить цели, основные задачи и направления работы с учащимися.
II. Пояснительная записка
Выявление способных учащихся должно начинаться на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, памяти, логического мышления. Работа со способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.
Способными детьми будем считать тех учащихся, которые:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Выделим три категории способных детей:
1. Учащиеся с высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
2. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Так как способности вырабатываются в деятельности, то развитие способностей зависит от организации деятельности.
При всех существующих трудностях в системе образования сегодня открываются новые возможности для развития личности учащегося. Данная программа предусматривает целенаправленную работу со способными учащимися.
Включение данной программы в процесс обучения позволяет внести в него не только индивидуализацию и дифференциацию обучения, но и быть реальной основой объединения основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ребенка и его способностей.
Сроки реализации: 2017-2018 г.
Диагностики:
1. Методика «Карта одаренности»
(Савенков А.И. «Одаренный ребенок дома и в школе»)
2. Анкета «Уровень воспитанности учащихся (методика для изучения социолизированности личности ребенка М.И. Рожкова)
Педагогические методики:
метод проектов Л.С. Выготский,
метод индивидуального подхода Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская,
личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С. Якиманская.
III. Цели и задачи работы со способными учащимися
Цель № 1: Выявление способных учащихся
Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:
- накопление литературы по данному вопросу;
- знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.
Цель № 2: создание условий для развития и формирования личности.
Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем, через самостоятельную работу.
IV. Принципы педагогической деятельности в работе
со способными учащимися
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
V. Стратегия работы со способными учащимися
I этап — развивающий ( 7 классы)
На этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
На развивающем этапе происходит:
- формирование познавательного интереса
- творческое развитие учащихся
- индивидуальная работа со способными учащимися
На данном этапе происходит постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
На этом этапе работы наиболее целесообразны групповые формы работы: «мозговые штурмы», творческие задания, проектные задания и т.д.
На данном этапе происходит:
- развитие и расширение познавательных интересов учащихся
- формирование исследовательских навыков
- развитие информационной культуры учащихся
II этап – исследовательский ( 8 – 9 классы)
На данном этапе происходит:
- совершенствование исследовательских навыков
- совершенствование информационной культуры учащихся
- самостоятельное применение знаний умений и навыков.
VI. Методическое обеспечение системы работы со способными учащимися
Программное обеспечение (программы кружков, элективных курсов)
Наличие методических материалов (рекомендации, литература, публикации)
Организационно – методическое обеспечение
Повышение квалификации учителя
Разработка программ и проектов по предмету
Изучение обобщения опыта работы других учителей
Мониторинг системы работы со способными учащимися
VII. Условия успешной работы со способными учащимися
- Осознание важности этой работы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- Создание и постоянное совершенствование методической системы работы со способными учащимися.
Основные мероприятия по реализации программы
I. Диагностика:
1. Изучение диагностических методик.
2. Создание тестов для диагностирования обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных способных учащихся.
3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.
4. Изучение работы обучающихся на уроке.
II. Развитие творческих и познавательных способностей:
1. Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.
2. Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и школьный.
3. Использование в практике работы со способными учащимися следующих приемов:
- выполнение творческих заданий;
- выполнение проблемных поисковых работ;
- назначение ответственными за проведение предметных недель;
- приобщение (в различных формах) к работе учителя;
- повышение степени сложности заданий;
VIII. Формы работы со способными учащимися
- Олимпиады;
- Элективные курсы;
- Творческие выставки;
- Групповые занятия с учащимися;
- Исследовательские работы;
- Кружки;
- Конкурсы различного уровня;
- Индивидуальное консультирование учащихся.
IX. Ожидаемые результаты
1. Обнаружение и обучение способных учащихся, раскрытие их природного потенциала;
2. Обновление школьного банка данных по различным направлениям работы со способными учащимися;
3. Увеличение количества обучающихся, принявших участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях;
4. Повышение показателей успешности детей в олимпиадах, конкурсах;
5. Развитие творческих способностей обучающихся, саморазвитие и самосовершенствование;
6. Повышение качества образования;
7. Развитие умений применения знаний в других областях и в нестандартных ситуациях.
Диагностика.
Методика «Карта одаренности»
(Савенков А.И. «Одаренный ребенок дома и в школе»)
Лист вопросов
1 | Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями. |
2 | Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения. |
3 | Учится новым знаниям очень быстро, всё схватывает на лету. |
4 | В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций. |
5 | Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям. |
6 | Любит сочинять (писать) рассказы или стихи. |
7 | Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других. |
8 | Интересуется механизмами и машинами. |
9 | Инициативен в общении со сверстниками. |
10 | Энергичен, производит впечатление ребенка. Нуждающегося в большом объеме движений. |
11 | Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации. |
12 | Не боится пробовать что-то новое, стремится всегда проверить новую идею, делает несколько попыток при неудаче. |
13 | Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на осмысление того, что нужно запомнить. |
14 | Становится задумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь. |
15 | Чутко реагирует на характер и настроение музыки. |
16 | Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта. |
17 | Интересуется актерской игрой. |
18 | Может устранить несложную поломку в бытовом приборе, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов. |
19 | Не теряет уверенности даже в окружении незнакомых людей. |
20 | Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях. |
21 | Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас. |
22 | Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства). |
23 | Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают. |
24 | Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д. |
25 | Хорошо поет. |
26 | Рассказывая о чем -то умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. |
27 | Меняет интонацию голоса и манеру говорить, когда изображает другого человека. |
28 | Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск». |
29 | Легко общается с детьми и взрослыми. |
30 | Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников. |
31 | Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. |
32 | Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие. |
33 | Обгоняет в учебе сверстников на год или два, то есть должен бы учиться в более старшем классе, чем учится реально. |
34 | Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке. |
35 | В игру на музыкальном инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств. |
36 | Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях , всё несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное. |
37 | Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт. |
38 | Любит рисовать чертежи и схемы механизмов. |
39 | Улавливает причины поступков других людей. |
40 | Бегает быстрее всех в детском саду, в классе. |
41 | Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия. |
42 | Способен по- разному подойти к одной и той же проблеме. |
43 | Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность. |
44 | Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.), в свободное время без побуждения взрослых. |
45 | Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку. |
46 | Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства. |
47 | Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения. |
48 | Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов. |
49 | Часто руководит играми и занятиями других детей. |
50 | Двигается легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений. |
51 | Наблюдателен, любит анализировать события и явления. |
52 | Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи. |
53 | Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два. |
54 | Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение. |
55 | Хорошо играет на каком-либо музыкальном инструменте. |
56 | Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники) и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает. |
57 | Стремится вызвать эмоциональную реакцию у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает. |
58 | Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом. |
59 | Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за пределы, характерные для его возраста. |
60 | Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках. |
61 | Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова. |
62 | Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов. |
63 | Умеет делать выводы и обобщения. |
64 | Любит создавать объемные изображения. Работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем. |
65 | В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение. |
66 | Склонен фантазировать, стараясь добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем. |
67 | С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания. |
68 | Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных проектов (моделей летательных аппаратов, автомобилей, кораблей). |
69 | Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям. |
70 | Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх(хоккей, баскетбол, футбол и т.д.). |
71 | Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов. |
72 | Продуктивен, чем бы не занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений. |
73 | В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), читает их с большим интересом, чем художественные книги (сказки, детективы и др.). |
74 | Может высказать собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре. |
75 | Сочиняет собственные оригинальные мелодии. |
76 | Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живо, передает их характер, чувства, настроения. |
77 | Любит игры-драматизации. |
78 | Быстро и легко осваивает компьютер |
79 | Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим. |
80 | Физически выносливее сверстников. |
Лист ответов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 38 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 |
71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 |
Обработка результатов.
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно уничтожаются). Результаты подсчетов запишите внизу под каждым столбиком. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности: