СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Несмотря на то, что ежедневно, ежеминутно человек встречается с физическими явлениями, законами природы, физика не является легко понимаемым предметом для учащихся, т.к. не все способны видеть в окружающем мире её законы. Физика является одним из труднейших предметов школьного курса и не каждый ребенок может освоить программу школьного курса физики на "отлично". Поэтому, учитель обязан не только работать над усвоением материала базового курса всеми учащимися, но и работать по выявлению развитию способностей учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Работа по выявлению и развитию способностей учащихся»

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Несмотря на то, что ежедневно, ежеминутно человек встречается с физическими явлениями, законами природы, физика не является легко понимаемым предметом для учащихся, т.к. не все способны видеть в окружающем мире её законы. Физика является одним из труднейших предметов школьного курса и не каждый ребенок может освоить программу школьного курса физики на "отлично". Поэтому, учитель обязан не только работать над усвоением материала базового курса всеми учащимися, но и работать по выявлению развитию способностей учащихся.

Одной из первых ступеней, к выявлению и развитию способностей у детей на уроках физики, является появление интереса к изучению предмета.

Задания должны быть посильны для основной массы учащихся, чтобы воспитывать в них уверенность в своих возможностях. Очень важно, чтобы каждый ученик на уроке работал активно и увлеченно.

Для выявления способностей учащихся, я поставила перед собой ряд задач:

  • поддерживать и развивать интерес к предмету через небольшие фронтальные и демонстрационные опыты;

  • формировать приемы продуктивной деятельности;

  • прививать навыки исследовательской и проектной работы;

  • показывать практическую направленность знаний, получаемых на уроках физики;

  • видеть роль и место физики в общечеловеческой культуре, ее связь с другими науками.

Решение этих задач позволяет сделать процесс обучения интересным для ребенка, открывая в нём желание узнавать больше. При этом используются следующие методы обучения:

  • словесные, которые дают возможность задать высокий уровень теоретических знаний;

  • наглядные (демонстрации, иллюстрации, просмотр видеоматериалов), позволяющие активизировать ребят с наглядно-образным мышлением;

  • практические (лабораторные работы,  исследовательские задачи), которые формируют практические навыки, создавая одновременно широкий простор для творчества.

Этим же задачам подчинены и различные формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная, групповая.

Практическую деятельность рассматриваю как деятельность, способствующую развитию целого комплекса качеств, присущих талантливой личности: умственной активности, смекалки и изобретательности, стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельность в выборе и решении задачи, трудолюбие, способность видеть главное.

Вовлечь детей в изучение физики помогает технология проектирования. Использование метода проектов даёт возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать их творческие способности, инициативу. Работая над проектом, школьники учатся самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться различными литературными источниками, ресурсами Интернета. На таких уроках учитель становится равноправным партнёром и консультантом. Совместная работа сплачивает коллектив: растёт взаимопонимание, взаимодействие, ответственность. Во время работы над проектом дети создают рисунки, презентации, собирают стихи, рассказы, сказки, игры, загадки и пословицы, в которых описаны физические явления, процессы и законы, приборы; стараются сами сочинять рассказы, загадки, кроссворды, составляют условия задач. Защита проекта организуется в форме дискуссии, где задаются вопросы по теме, идет обмен идеями, мнениями. Наибольшие возможности для раскрытия и развития способностей учащихся дают учебный эксперимент и домашние экспериментальные задания. Учащимся предлагаются следующие виды экспериментальных заданий, учитывая особенности их способностей.

Для учеников практико-ориентированного типа мышления.

1. «Физическое» осмысление личного опыта учащихся, приобретенного при обращении с техническими игрушками, бытовой техникой, с домашними инструментами и приспособлениями. Пример. Продемонстрируйте насадку топора на топорище. На каком явлении основаны приемы насаждения металлической части молотка или топора на деревянное основание? Рассмотрите устройство бытового термометра, определите и запишите цену деления, верхний и нижний пределы его шкалы. Опишите физическое явление, на котором основано действие термометра.

2. Осознание учащимися возможности управления физическими процессами, происходящими в объектах бытовой техники, с помощью приобретенных физических знаний. Пример. Определите функциональное назначение реостата в электрической швейной машине, потенциометра в телевизоре, или магнитофоне, радиоприемнике.

3. Изучение объектов техники, у которых функциональные зависимости проявляются при изменении как «внешних», так и «внутренних» параметров. Пример. Наблюдая за работой счетчика электрической энергии, можно обнаружить увеличение скорости вращения диска, уменьшение ее и даже остановку диска. Выясните, какие изменения нагрузки в электрической цепи имеют место при каждом изменении скорости вращения диска.

4. Актуализация физических, технических и технологических знаний, важных для повседневной трудовой практики. Пример. В сосуде с водой, покрытой масляной пленкой, картофель варится быстрее, чем при отсутствии пленки. Проверьте это на практике и объясните, почему так происходит.  Для учащихся абстрактно-логического типа мышления.

1. Раскрытие функциональных зависимостей, выраженных физическими законами и закономерностями, путем измерения физических величин.

Пример. Экспериментально изучите зависимость силы трения от веса тела. В качестве тела возьмите кастрюлю, в которую последовательно доливайте определенное количество воды с помощью мерной кружки или другой посуды с градуированной шкалой. Равномерное движение кастрюли по поверхности кухонного стола обеспечивайте с помощью бытовых пружинных весов. Составьте таблицу зависимости силы трения скольжения от веса тела и определите средний коэффициент трения скольжения.

  1. Экспериментальное изучение функциональных зависимостей между физическими величинами, так как для понимания различных процессов (физических, технологических и др.) важно знать их динамику, взаимосвязь и взаимообусловленность.

  2. Для детей со специальными творческими способностями:

для развития воображения:

  1. Измерение параметров бытовой техники и выполнение расчетов на основе их значений.

Пример. Определите мощность электрического прибора (утюга, электроплиты) с помощью счетчика электрической энергии и часов с секундной стрелкой и сравните ее с паспортными данными этого прибора. Объясните причины несовпадения, если оно имеется.

  1. Самостоятельное нахождение физических величин, характеризующих определенный объект, с целью составления задач, требующих соответствующих расчетов.

Пример. По параметрам, написанным на баллоне электрической лампы, определите номинальное сопротивление ее спирали.

для развития внимания:

1. Осознание и понимание физических явлений и законов, которые лежат в основе действия технических устройств. Пример. Объясните, как зависит выдержка от диаметра диафрагмы объектива фотоаппарата и от его фокусного расстояния.

2. Формирование элементов технического мышления при изучении бытовой техники или профилактическом уходе за ней, ремонте. Пример. Рассмотрите запасные плавкие предохранители к телевизору и другим электроприборам. Запишите предельные значения силы тока для плавких вставок. Почему нельзя заменять калиброванные предохранители «жучками»?

Делая акцент на развитии специальных творческих способностей учащихся в процессе обучения, целенаправленно организованная педагогическая деятельность способствует развитию психических свойств и качеств личности, формированию адекватной самооценки и целостности образа «Я». А это в свою очередь влечет за собой повышение мотивации учащихся к изучению предмета физики, тем самым расширяя границы целостного мировоззрения ребенка и его желание познать мир.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!