СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа «Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей в начальных классах».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа «Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей в начальных классах».»














Программа «Выявление и развитие у обучающихся

интеллектуальных и творческих способностей

в начальных классах».






















Разработала

Архипова Е.Е.,

учитель начальных классов








Нельзя кого-либо изменить,

передавая ему готовый опыт.

Можно лишь создать атмосферу,

способствующую развитию человека.

К.Роджерс


Актуальность проблемы

Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми. Проблема выявления и развития у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей чрезвычайно актуальна для современного образования. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Именно поэтому так важно определить цели, основные задачи и направления работы детьми в системе начального общего образования.

Пояснительная записка

Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя начальных классов.

Одаренными детьми будем считать тех учащихся, которые:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

  • имеют доминирующую активную познавательную потребность;

  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Так как способности вырабатываются в деятельности, то развитие способностей зависит от организации деятельности.

При всех существующих трудностях в системе образования сегодня открываются новые возможности для развития личности обучающегося, и одаренной личности, в частности. Данная программа предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы.

Включение данной программы в процесс обучения позволяет внести в него не только индивидуализацию и дифференциацию обучения, но и быть реальной основой объединения основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ребенка и его способностей.

Диагностики:

1) Методика «Карта одаренности младших школьников» автор – А.И. Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета

2) Диагностика умственных способностей детей Э. Ф. Замбацявичене (Методика предназначена для возрастной категории от 6 до 12 лет. В ее основе лежит тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра)


Педагогические методики:

  • Метод проектов Л.С. Выготский,

  • метод индивидуального подхода Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская,

  • личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С. Якиманская.

Портрет одаренного ребенка:

  1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

  2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

  3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

  4. Склонен к рискованным действиям.

  5. Обладает богатой фантазией, воображением.

  6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

  7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

  8. Не конфликтен, не боится отличиться от других.

  9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

  10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

Цели и задачи работы с одаренными детьми

Цели: выявление одаренных детей, создание условий для развития и формирования одаренной личности.

Для реализации целей необходимо решить следующие задачи:

  • знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;

  • накопление литературы по данному вопросу;

  • знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;

  • проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.

  • отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

  • предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем, через самостоятельную работу.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и способными детьми

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Работа с одаренными и способными детьми в начальной школе (1-4 классы) считается подготовительным этапом.

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в изучении предметов (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение). Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе урочная и внеурочная деятельность организуются как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. При проведении предметных недель, конкурсов, олимпиад необходимо постоянно вовлекать учащихся из начальных классов.

На подготовительном этапе происходит:

    • формирование навыков научной организации труда

    • вовлечение в активные формы познавательной деятельности

    • формирование познавательного интереса

    • выявление способных учащихся

Урочная и внеурочная деятельность строиться таким образом, что обучающиеся проявляют свои возможности в самых разных сферах деятельности.

Условия успешной работы с одаренными учащимися:

    • осознание важности этой работы учителем и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению;

    • создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми;

    • признание учителем того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Основные мероприятия по реализации программы Диагностика:

Изучение диагностических методик, создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей, изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования, изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.

Развитие творческих и познавательных способностей:

Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов, проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный, использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов (творческие ответы, выполнение творческих тематических заданий, выполнение проблемных поисковых работ; повышение степени сложности заданий).

Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:

Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся, отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных линейках.

Формы работы с одаренными и способными детьми

  • Олимпиады;

  • Творческие выставки;

  • Групповые занятия с сильными обучающимися;

  • Проектная деятельность;

  • Предметный кружок;

  • Творческие мастерские;

  • Конкурсы различного уровня;

  • внеурочная деятельность;


Работа с родителями

Важным моментом работы с одаренными детьми следует признать комплекс мероприятий, направленных не только на школьников, но и на их родителей. Совершенствование уровня психолого–педагогической грамотности и компетентности родителей. Укрепление сотрудничества родителей с учителем.


Формы работы с родителями:

  • Творческие и проблемные родительские собрания;

  • Групповые и индивидуальные консультации;

  • Привлечение родителей к проведению мероприятий;

  • Выполнение рекомендаций литературы.

Ожидаемые результаты

  1. Формирование системы работы с одаренными и способными обучающимися;

  2. Формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;

  3. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы;

  4. Увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях;

  5. Повышение показателей успешности детей на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; 6. Повышение качества образования.

План работы по выявлению и развитию у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей младших школьников

п/п

Мероприятие

Сроки

Ожидаемый результат

1

Работа кружков

В течении года раз в неделю

Развитие интеллектуального творчества обучающихся, привлечение их к исследовательской и творческой деятельности

2

Предметные недели

февраль

Расширение познавательной активности

3

Олимпиады (школьные, муниципальные, региональные, всероссийские, международные)

В течение года

Увеличение числа участников и призовых мест в олимпиадах

4

Участие в конкурсах и выставках различного уровня

В течение года

Создание образовательной среды, способствующей познавательной активности обучающихся

5

Родительские собрания, консультации

В течение года

Способствование формированию интеллектуальной культуры родителей

6

Проведение диагностических работ, анкет, мониторингов, предусмотренных программой

В течение года

Выявление способностей

7

Изучение опыта работы учителей школы с одарёнными детьми

В течение года

Расширение опыта работы с одарёнными и способными детьми

8

Активное участие во внеклассных мероприятиях

В течение года

Создание условий, способствующих творческой активности обучающихся



Литература

1. Омарова В.К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 22-28. - Библиогр.: с. 28.

2. Сатынская А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей / А. К. Сатынская// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 29-33. - Библиогр.: с. 33.

3. Афанасьева В.Н.Дидактика для одаренных детей / В. Н. Афанасьева, Ж. П. Карамбаев// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 50-55. - Библиогр.: с. 55.

4. НурахметоваК.С.Вспомогательные средства воздействия в развитии одаренных детей / К.С. Нурахметова// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 122-127.

5. Антонова И.Г.Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними / И. Г. Антонова// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 46-51.

6. Абатурова В.В. Олимпиадное движение как средство выявления и развития интеллектуальной одаренности школьников / В. В. Абатурова// Вестн. Всерос. олимпиады школьников. - 2011. - № 4. - С