СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа учителя начальных классов «Выявление и развитие у обучающихся начальной школы интеллектуальных и творческих способностей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Программа учителя начальных классов «Выявление и развитие у обучающихся начальной школы интеллектуальных и творческих способностей»»





Программа

учителя начальных классов

МБОУ гимназия г. Сафоново Смоленской области

Тимофеевой Марины Николаевны


«Выявление и развитие у обучающихся начальной школы

интеллектуальных и творческих способностей»





Сроки реализации программы: 2016-2020 гг.



































Нельзя кого-либо изменить,

передавая ему готовый опыт.

Можно лишь создать атмосферу,

способствующую развитию человека.

К.Роджерс





Актуальность проблемы.

Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми. Проблема выявления и развития у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей чрезвычайно актуальна для современного образования. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Именно поэтому так важно определить цели, основные задачи и направления работы детьми в системе начального общего образования.

Пояснительная записка

Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя начальных классов.

Одаренными детьми будем считать тех учащихся, которые:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности,

  • восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

  • имеют доминирующую активную познавательную потребность;

испытывают радость от добывания знаний, умственного труда

Так как способности вырабатываются в деятельности, то развитие способностей зависит от организации деятельности.

При всех существующих трудностях в системе образования сегодня открываются новые возможности для развития личности обучающегося, и одаренной личности в частности.

Данная программа предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы.

Включение данной программы в процесс обучения позволяет внести в него не только индивидуализацию и дифференциацию обучения, но и быть реальной основой объединения основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ребенка и его способностей.


Диагностики:

1. «Адаптация ребенка к обучению» (методика Науменко)

2. Диагностика «Тип темперамента», «Тип мышления» (Л.А. Сиротюк)

3. Диагностика уровня развития познавательных способностей (методика Т.Е. Рыбакова)

4. Анкета «Уровень воспитанности учащихся» (методика для изучения

социолизированности личности ребенка М.И. Рожкова)

5. Методика обследования связной речи (В.П. Глухов)

6. Проверка зрительной памяти при помощи карты Сперлинга.

7. Методика диагностики одаренности младших школьников Автор – А.И.Савенков

8. Методики для выявления уровня интеллектуального развития.

9. Листы наблюдений за формированием УУД, модификация методики Дембо-Рубенштейн.

10. Диагностика отношения ребенка к здоровью и здоровому образу жизни.

11. Диагностика (по Л.А. Сиротюк), «Тип темперамента и диагностика» и «Типы мышления».

12. Диагностика здоровья по почерку. Оценка социального благополучия и личностной устойчивости  (тест А. Антоновского).

13. Методика «Изучение переключения внимания». Диагностика «Кем я хочу стать. Почему?».

14. Тест-тренинг «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни».

15. Анкетирование «Отношение к здоровью».

16. Метод Д. Векслера, матрицы Дж. Равенна, Зак А.З.


Педагогические методики:

  • Метод проектов Л.С. Выготский,

  • метод индивидуального подхода Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская,

  • личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С. Якиманская.



Портрет одаренного ребенка:

Одаренный ребенок:

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4. Склонен к рискованным действиям.

5. Обладает богатой фантазией, воображением.

6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

8. Не конфликтен, не боится отличиться от других.

9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

Цели и задачи работы с одаренными детьми

Цели: выявление одаренных детей, создание условий для развития и формирования одаренной личности.

Для реализации целей необходимо решить следующие задачи:

  • знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;

  • накопление литературы по данному вопросу;

  • знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;

  • проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.

  • отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

  • предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем, через самостоятельную работу.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и способными детьми

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Работа с одаренными и способными детьми в начальной школе (1-4 классы) считается подготовительным этапом.

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. При выявлении одаренных детейучитываются их успехи в изучении предметов (математика, русский язык, окружающиймир, литературное чтение). Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваиваютнавыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапеурочная и внеурочная деятельность организуются как единый процесс, направленный наразвитие творческих, познавательных способностей учащихся. При проведении предметныхнедель, конкурсов, олимпиад необходимо постоянно вовлекать обучающихся из начальных классов.

На подготовительном этапе происходит:

- формирование навыков научной организации труда

- вовлечение в активные формы познавательной деятельности

- формирование познавательного интереса

- выявление способных учащихся

Урочная и внеурочная деятельность строиться таким образом, что обучающиеся проявляют свои возможности в самых разных сферах деятельности.

Условия успешной работы с одаренными обучающимися:

- сознание важности этой работы учителем и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

- создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

- признание учителем того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Основные мероприятия по реализации программы

Диагностика:

Изучение диагностических методик, создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей, изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путеманкетирования, изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.

Развитие творческих и познавательных способностей:

Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных олимпиад иконкурсов, проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный,использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов (творческиеответы, выполнение творческих тематических заданий, выполнение проблемных поисковыхработ; повышение степени сложности заданий).

Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:

Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся, отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговыхшкольных линейках.

Формы работы с одаренными и способными детьми:

  • олимпиады;

  • творческие выставки;

  • групповые занятия с сильными обучающимися;

  • проектная деятельность;

  • предметный кружок;

  • творческие мастерские;

  • конкурсы различного уровня;

  • внеурочная деятельность;


Работа с родителями

Важным моментом работы с одаренными детьми следует признать комплекс мероприятий, направленных не только на школьников, но и на их родителей.

Совершенствование уровня психолого–педагогической грамотности и компетентности родителей. Укрепление сотрудничества родителей с учителем.

Формы работы с родителями:

- творческие и проблемные родительские собрания;

- групповые и индивидуальные консультации;

- привлечение родителей к проведению мероприятий;

- выполнение рекомендаций литературы.


Ожидаемые результаты:

1. Формирование системы работы с одаренными и способными обучающимися;

2. Формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;

3. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развитияспособных и одаренных детей школы;

4. Увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях;

5. Повышение показателей успешности детей на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;

6. Повышение качества образования.

План работы по выявлению способностей

обучающихся 1а класса на 2016-2017г

1.Диагностика уровня развития познавательных способностей, методика Т.Е.Рыбакова. Методика «Отношение ребенка к обучению» - октябрь, ноябрь.

2.Метод Д.Векслера,матрицы Дж. Равенна, Зак А.З. – январь.

3.Диагностика здоровья по почерку. Оценка социального благополучия и личностной устойчивости  (тест А. Антоновского) – февраль.

3.Методика «Изучение переключения внимания». Диагностика «Кем я хочу стать. Почему?» - март.

4.Тест-тренинг «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни» - март.

5.Анкеты «Уровень воспитанности учащихся», методика для изучения социализированности личности ребенка (М.И.Рожкова) – апрель.

6. Анкетирование «Отношение к здоровью» - май.

План работы по развитию способностей

обучающихся 2а, 3а, 4а классов

на 2017-2018, 2018-2019, 2019-2020гг

Родительские собрания, Дни Здоровья, кружковая работа

В течение года

Походы, конкурсы, экскурсии

май

Весёлые старты, конкурсы рисунков, проект «Здоровье»

В течение года

Диагностика, тестирование

Сентябрь, май



Результаты стартовой и итоговой диагностики:

1 класс 2016 год

4 класс 2020 год

Способности

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Познавательные

36,3%

45,4%

18,3%

40,9%

50%

9,1%

Интеллектуальные

16,5%

50%

33,5%

26,5%

63,6%

9,9%

Творческие

31,8%

54,5%

13,7%

36,3%

54,5%

9,2%













































Литература:

  1. Абатурова В.В. Олимпиадное движение как средство выявления и развития интеллектуальной одаренности школьников / В. В. Абатурова// Вестн. Всерос. олимпиады школьников. - 2011. - № 4. - С. 2-9.

  2. Антонова И.Г.Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними / И. Г. Антонова// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 46-51.

  3. Афанасьева В.Н.Дидактика для одаренных детей / В. Н. Афанасьева, Ж. П. Карамбаев// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 50-55. - Библиогр.: с. 55.

  4. НурахметоваК.С.Вспомогательные средства воздействия в развитии одаренных детей / К.С. Нурахметова// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 122-127.

  5. Омарова В.К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 22-28. - Библиогр.: с. 28.

  6. Сатынская А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей / А. К. Сатынская// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 29-33. - Библиогр.: с. 33.