СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа взаимодействия с родителями «Семья и школа»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Семья и школа» носит долгосрочный характер. В начальной школе она реализуется за четыре года. План мероприятий планируется на четыре года, корректируется ежегодно.

Просмотр содержимого документа
«Программа взаимодействия с родителями «Семья и школа»»



















Программа

взаимодействия с родителями

«Семья и школа»

на 2014-2018 г.









Информационная

Задачи программы:

  1. Установление единства стремлений и взглядов между школой и семьей в воспитательном процессе.

  2. Выработка общих целей и воспитательных задач, пути достижения намеченных результатов.

  3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.

  4. Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.

  5. Оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социально- средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребёнком.

  6. Воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью.

  7. Организация и проведение совместного досуга и творчества родителей и детей.

  8. Формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Механизм реализации программы

Осуществляется через:

  • мониторинговые исследования и определение перспектив;

  • установления партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства;

  • психолого-педагогическое сопровождение, психологическое просвещение родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование;

  • внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ;

  • привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению национальных духовных традиций;

  • организацию совместной деятельности детей и взрослых: интеллектуальное, творческое, гражданско–правовое, нравственно – этическое воспитание, здоровый образ жизни.

Участники программы.

Основным звеном программы является коллектив родителей и детей, а также педагоги, психолог и социальный педагог.

Сроки реализации

Программа «Семья и школа» носит долгосрочный характер. В начальной школе она реализуется за четыре года. План мероприятий планируется на четыре года, корректируется ежегодно.

Ожидаемые результаты работы, их социальная эффективность

  • Вовлечение родителей в воспитательный процесс школы.

  • Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.

  • Улучшение микроклимата в семье.

  • Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с ребёнком.

  • Оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций.

  • Создание дружного коллектива родителей и учащихся класса.

  • Раскрытие творческого потенциала учащихся и родителей посредством проведения совместных праздников, походов, коллективно-творческих дел.


Основные принципы взаимодействия классного руководителя

при работе с родителями:


  1. Принцип взаимного уважения и доверия;

  2. Принцип взаимной поддержки и помощи;

  3. Принцип терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Организационная структура участия родителей в воспитательной системе школы.

Инициативная группа

РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ





ВСЕ РОДИТЕЛИ

Спонсоры

Судьи

Консультанты

Организаторы

Гости

Болельщики

Видеооператоры

Оформители

Ассистенты



Содержание и формы традиционной деятельности


Выполнение творческих домашних заданий (костюмы, оформление, работы…)

Проведение совместных праздников (чаепитие, игры)

Организа-

ция экскурсий (сопровож-дение, транспорт)

Взаимо-

действие в социуме (библиотека, сельский дом культуры…)

Организация соревнований

Участие в обществен-

ных делах





Содержание работы

Направления работы:

  1. Диагностико – коррекционное.

  2. Психолого–педагогическое просвещение родителей.

  3. Совместная деятельность.


Диагностико – коррекционное

Цель: изучение семей учащихся, положения детей в семье и условий их жизни, выявление положительного и отрицательного опыта воспитания детей в семьях, с целью распространения передового и коррекции отрицательного опыта.

Работа проводится совместно с социологом, психологом школы.

Формы работы:

  • анкетирование;

  • тестирование;

  • наблюдение;

  • исследование;

  • посещение семей учащихся;

  • выпуск памяток для родителей;


При посещении семьи необходимо соблюдать следующие условия:

  • не приходить в семью без предупреждения;

  • не планировать свой визит более чем на 5-10 минут (чтобы не быть обременительным);

  • не вести беседу, стоя у входа и в верхней одежде;

  • нельзя вести беседу в агрессивных тонах;

  • не поучать родителей, а советовать;

  • желательно вести беседу при ребенке.


Психолого–педагогическое просвещение родителей.

Цель: повышение педагогической культуры родителей, их психолого–педагогической компетенции в семейном воспитании.


Формы работы:


  • родительские собрания;

  • родительские конференции;

  • индивидуальные консультации педагога;

  • тематические консультации;

  • родительские чтения;

  • родительские вечера.



Классные родительские собрания (Р. С.) проводятся не реже одного раза в четверть.



Требования к проведению родительских собраний:

  • Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

  • Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

  • Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

  • Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.


Общешкольные родительские собрания (О/ш р. с.) проводятся два раза в год.


Родительские конференции (Р. К.) обсуждают насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети. Готовятся они с участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. Конференция принимает определённые решения и намечает мероприятия по заявленной проблеме.


Индивидуальные консультации (И. к.) необходимы при наборе класса и в первый год обучения ребенка в школе. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:

  • особенности здоровья ребёнка;

  • его увлечения, интересы;

  • предпочтения в общении в семье;

  • поведенческие реакции;

  • особенности характера;

  • мотивация учения;

  • моральные ценности семьи.

Тематические консультации (Т. к.) дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их, возможно решить лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет. Примерные темы:

  1. Ребёнок не хочет учиться.

  2. Как развить плохую память ребёнка.

  3. Единственный ребёнок в семье.

  4. К чему может привести тревожность детей.

  5. Талантливый ребёнок в семье.

Родительские чтения (Р. ч.) дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении. Этапы проведения родительских чтений следующие:

  • на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;

  • учитель собирает и анализирует информацию;

  • определяется список литературы по данному вопросу;

  • изучение литературы родителями;

  • изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.


Родительские вечера (Р. в.) направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Примерная тематика:

  1. Первый год ребёнка, каким он был.

  2. Каким я вижу будущее своего ребёнка.

  3. Друзья моего ребёнка.

  4. Праздники нашей семьи.


Совместная деятельность.

Цель: организация совместной деятельности родителей, детей и классного руководителя с целью создания единого коллектива детей и родителей.

  • В совместной деятельности педагогов, детей и их родителей устанавливаются дружественные отношения сотрудничества, передаётся опыт творческой деятельности;

  • От старших младшим передаются навыки и умения в разнообразных видах деятельности: интеллектуальной, общественно-полезной, художественно-творческой, физкультурной, игровой, свободного общения;

  • Нормализуются семейные отношения детей и родителей (на виду у других!) за счёт совместного позитивного переживания;

  • Формируется отношение к материальным и духовным ценностям;

  • Родители лучше узнают своих детей (именно в сфере общественной деятельности), а педагоги – родителей;

  • Происходит повышение профессионализма родителей в разных сферах;

  • Достигается больший охват воспитанников различными формами воспитательной работы, влиянием различных личностей.



Особое внимание в совместной деятельности уделяется возрождению семейных традиций. В классе проходят традиционные праздники для родителей и учащихся «Осенний праздник», «Новогодний праздник», «Масленица», «Дни именинника», и др., на которых дети и родители являются и участниками, и организаторами, и зрителями.

Многообразен спектр проводимых мероприятий – это совместные праздники, творческие семейные выставки, конкурсы, дни здоровья, деловые игры, конкурсные программы, посещение театров, организация экскурсий, выполнение семейных творческих заданий и т.д.

Традиционно в конце каждого учебного года должно проходить награждение наиболее активных родителей почетными грамотами, призами и подарками.

Перечень дел, систематически проводимых

с родителями в течение года:

  1. Систематическая работа с родительским комитетом.

Привлечение членов родительского комитета

  • к планированию воспитательной работы класса;

  • к подготовке и проведению родительских собраний и совместных дел с детьми;

  • к работе с проблемными семьями.

  1. Рейды в семьи учащихся:

  • В первом классе в каждую семью.

  • Регулярное посещение проблемных семей и семей опекаемых детей.

  • Посещение остальных семей по необходимости.

  1. Индивидуальные собеседования с родителями по вопросам учебы и поведения детей.

  2. Приглашение родителей в школу (по необходимости).

  3. Связь с родителями через дневники учащихся.

  4. Привлечение учащихся к занятиям в учреждения дополнительного образования. Постоянный контроль за посещением.

  5. Взаимодействие с центром социального обслуживания населения по оказании помощи малообеспеченным семьям.




План - сетка работы с родителями


1класс

Цели:

  1. изучение семей учащихся, положения детей в семье и условий их жизни;

  2. оказание практической помощи родителям в вопросах воспитания.

1 класс.


Диагностико – коррекционное

Психолого–педагогическое просвещение родителей

Совместная

деятельность

сентябрь

Посещение семей учащихся с целью изучения

  • условий проживания

ребенка;

  • стиля семейного

воспитания;

Анкеты для родителей: 1.«Первые шаги ребёнка в школе»;

2.Сбор информации для составления социального паспорта класса. Индивидуальные консуль-тации. Заполнение анкеты «Мой ребенок»

Р.с. 1.Трудности адапта-

ции первоклассников.

2.О задачах на учебный

год (утверждение плана работы на год).

3.Выборы родительского комитета класса.


Памятка для родителей первоклассников


1.Совместный праздник детей и родителей «День знаний».

Заседание родительского комитета:

1.Об организации праздника «Мы школьниками стали».

Ходатайство перед центром социального обслуживания населения

Помощь малообеспеченным родителям в сборе документов на освобождение детей от платы за питание.

октябрь

Посещение семей учащихся.


Организация коррекционной работы с психологом.


Индивидуальные консультации. Цель: выявление проблем во взаимоотношениях между родителями и детьми.

Р.с-мастерская «Планирование воспитательной работы в классе»

2.Оценка результатов

обучения и развития личности ребёнка в первом классе. 3.Ознакомление с листком достижений учащегося.


Т.к.1.Особенности леворуких детей.

2. Как правильно научить ребенка читать


Праздник «Мы школьниками стали»


Выпуск первого номера классной газеты.


Заседание родительского комитета:

1.Утепление окон в классе.

2.Подготовка к родитель- скому собранию – мастерской.

3.Подготовка

празднику «Моя семья»

День открытых дверей для родителей (посещение уроков).

ноябрь

Посещение семей учащихся.

Индивидуальные консультации. Цель: выявление проблем во взаимоотношениях между родителями и детьми.

О/Ш Р. с. «Гармония общения – залог психического здоровья ребенка»

Памятка «Советы взрослым от ребенка».

Праздник «Моя семья»


Заседание родительского комитета «Подготовка к Новому году»

декабрь


И. к. (по необходимости) по результатам учебы и поведения некоторых учащихся.

Изготовление игрушек на районную елку.


Новогодний праздник «Новогодняя сказка».

январь

Каникулы:

Посещение семей учащихся, требующих особого контроля со стороны классного руководителя и родителей.


Анкетирование детей перед родительским собранием «Давайте играть»

Р.С.

1.«Давайте играть».

2.Итоги первого полугодия.


Памятка для родителей

«Как играть с ребенком».

Заседание родительского комитета

1.Подготовка к празднику «Мама, папа, я – спортивная семья».


Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья».

февраль

Посещение семей детей.

Т.к. «Непослушные дети»

Заседания родительского комитета

1. Проведение праздника «Прощание с Азбукой».

2. Подготовка с празднова-нию 8 марта.

День открытых дверей для родителей (посещение уроков).


Праздник «Прощание с Азбукой».


март

Анкета для родителей «Здоровье моего ребенка».


О/ш р.с. Здоровый ребенок – здоровое общество.

«Мамин праздник», посвящённый Международному дню 8 марта.

апрель

Опросник «Как вы планируете организовать летний отдых ребенка?»

Р. с. Организация летнего отдыха детей.


май

Анкета для родителей «Удовлетворены ли вы школой?»

Диагностика уровня воспитанности детей.

Р.в. Первый год учебы ребенка. Каким он был?




Смотр знаний. Мини - уроки для родителей.

Экскурсия в г. Галич.

Помощь в организации летнего отдыха детям из малообеспеченных семей и семей опекаемых детей.


2 класс

Цель: Создание условий для формирования единого детского и родительского коллектива.


Диагностико - коррекционное

Психолого – педагогическое просвещение родителей

Совместная

деятельность

сентябрь

Опросник для родителей перед собранием.



Памятка для родителей «Садимся за уроки»

Р. с. 1.«Ребенок стал второклассником»

2. Помощь в подготовке домашних заданий.

3. Критерии оценивания знаний детей.


Т. к. «Как развивать память у детей»

Праздник первой оценки.


Заседание родительского

комитета:

  • Планирование

работы на год.

  • О проведении

праздника «Золотая Волшебница Осень».

Помощь малообеспеченным родителям в сборе документов на освобождение детей от платы за питание.

октябрь

Анкетирование детей и взрослых перед планированием воспита-тельной работы в классе.


Индивидуальная работа с родителями проблемных детей.


Посещение семей детей.

Р. с. - (мастерская) 1.Планирование воспитательного процесса в классе.

Памятка для родителей

« Как помочь ребенку при работе над проектом».


Праздник «Золотая волшебница Осень»


Выпуск классной газеты.




ноябрь

Анкетирование родителей и детей «Чтение в вашей семье»

Индивидуальная работа с родителями или опекаемых детей.

Памятки для родителей и детей «Как развить у ребенка любовь к чтению книг»

Р. с. – (конкурс)

1.«Мама, папа, я – читающая семья».

2.Итоги 1 четверти.

Заседание родительского комитета

1.Подготовка к собранию – конкурсу.

2. Утепление окон.


День открытых дверей.

декабрь

Опросник для родителей «Семейные традиции».


Р. с.(практикум)

«Счастлив тот, кто счастлив дома» (О семейных традициях)


Т. к. «Ребенок не хочет учиться»

Заседание родительского комитета.

1.Подготовка к Новому году.

- подарки;

-сценарий.


Выпуск классной газеты.


Праздник «В гости к Деду Морозу и Снегурочке».

январь

Посещение семей детей.

Р. с. Итоги 2 четверти

День здоровья. Игры на улице «Все на лыжи и санки»

февраль

Анкетирование детей перед родительским собранием.


Памятка для родителей «Золотые правила воспитания.

Р.-с. (круглый стол)

«Детская агрессия»



Заседание родительского комитета:

1.Организация и проведение «Рыцарского турнира».

2.Подготовка к проведению родительского собрания.


День открытых дверей для родителей.

март

Анкетирование детей и родителей перед родительским собранием.


Памятка строгим родителям.

Р с. – диспут «Поощрение и наказание в семье»


И. К. (по необходимости)

Заседание родительского комитета

1.Организация и проведение КВН к 8 марта «А ну–ка, дочки, матери».

2.Подготовка к проведению родительского собрания.


КВН к 8 марта «А ну –ка, дочки, матери».


Выпуск классной газеты.

апрель

Исследование отношения ребенка к урокам физкультуры.


Посещение семей детей.

Р. с.

1.«Физическое развитие ребенка».

2.Итоги 3 четверти.


И. к. (по необходимости).

Заседание родительского комитета

1.Подготовка к утреннику.


Утренник «Откуда берутся грязнули?»

май

Диагностика уровня воспитанности детей.

Р. в. Итоги года.

Организация летнего отдыха.

День открытых дверей для родителей.

Подведение итогов года.

Награждение активных и ответственных родителей.

Выпуск классной газеты.

Поход.

Помощь в организации летнего отдыха детям из малообеспеченных семей и семей опекаемых детей.


3 - 4 классы

Цель: формирование единого коллектива учащихся и родителей.

3 класс


Диагностико - коррекционное

Психолого – педагогическое просвещение

Совместная

деятельность

сентябрь

Советы родителям «Как заинтересовать детей чтением книг».

Посещение семей детей.

Р. с.

1. «Ребенок стал третьеклассником».

2. Планирование работы в классе.

Заседание родительского комитета

1.Планирование работы на год

Помощь малообеспеченным родителям в сборе документов на освобождение от платы за питание детей. Выпуск классной газеты.

октябрь


Р. п. «Учим детей мыслить»

Выпуск классной газеты.

День открытых дверей для родителей.

ноябрь

Анкетирование детей и родителей «Участие ребенка в трудовых делах дома».


Полезные советы родителям «Как воспитать трудолюбие в детях»

Посещение семей детей.

Р. с.

1.«О роли семьи в трудовом воспитании ребенка»

2.Итоги 1 четверти.

Поездка в цирк (в каникулы).

Заседание родительского комитета

1.О подготовке к родительскому собранию.

2. Подготовка к утреннику «Дари добро людям»

Выпуск классной газеты.


Утренник «Дари добро людям»

декабрь


И. к.

«Проблемы успеваемости и как их преодолеть»

Выпуск классной газеты.

Заседание родительского комитета

1.О подготовке к Новому году.

Участие в конкурсе новогодних игрушек.

Новогодний праздник.


январь

Посещение семей опекаемых детей.

Анкетирование детей «Телевизор в твоей жизни».

Р. с. – диспут «Телевизор в жизни ребенка»

2. Итоги 2 четверти.

День здоровья.

Выпуск классной газеты.


февраль

Анкетирование детей и родителей о навыках здорового образа жизни ребенка.

Р. с. «Воспитание здорового образа жизни ребенка».

Выпуск классной газеты.

День открытых дверей для родителей.

Утренник для пап к 23 февраля.

март

Диагностика уровня воспитанности детей. Посещение семей детей.


Т. к. «В семье растет девочка».

Р. в. «Умелые руки не знают скуки». Презентация творческих работ родителей и детей.

Выпуск классной газеты.

Заседание родительского комитета

1.Подготовка к 8 марта.

2.Проведение праздника Масленицы.


Конкурс для девочек «Мисс совершенство»


Праздник Масленицы.


апрель

Тест: «Какой Вы родитель»

Анкетирование детей «Твои отношения с родителями».

Памятка для родителей «Будь хорошим родителем». Посещение семей детей.


Р. С. – диспут

1. «Значение общения в развитии ребенка».

2. Итоги 3 четверти.

Конкурс творческих работ, посвященных Дню смеха.


День открытых дверей для родителей.

Выпуск классной газеты.


май

Диагностика степени заботы о ребенке со стороны родителей.


Анкета для родителей «Удовлетворенность обучением ребенка в школе».

Р. с. – круглый стол «Семейный досуг»



Заседание родительского комитета

1.О проведении родительского собрания «Семейный досуг»

2.О подготовке к празднику


Выпуск классной газеты.


Праздник «До свидания, 3 класс»

Поездка в г. Кострому.

Поход.

Помощь в организации летнего отдыха детям из малообеспеченных семей и семей опекаемых детей.


4 класс



Диагностико - коррекционное

Психолого – педагогическое просвещение

Совместная

деятельность

сентябрь

Посещение семей детей.

Р. с.

1.Мы стали четвероклассниками.

2.Планирование работы на год.

Выпуск классной газеты.

1.Планирование работы на год

Помощь родителям в сборе документов на освобождение от платы за питание детей из малообеспеченных семей

октябрь

Анкетирование взрослых и детей о детской дружбе.

Памятка «Правила товарищества».

Р. с. «О детской дружбе».

Поздравление бабушкам ко дню пожилого человека «Бабушки и внуки».

Заседание родительского комитета

1..Подготовка к родительскому собранию

«О детской дружбе».


День открытых дверей для родителей.

ноябрь

Анкетирование детей.

Тест для родителей «Я – родитель, я – приятель».

Памятка для родителей «Чтобы ребенок не стал трудным»

Посещение семей детей.

Р. с.

1.«Наши трудные дети».

2. Итоги 1 четверти.

Выпуск классной газеты.

Заседание родительского комитета

1.Подготовка к родительскому собранию «Наши трудные дети»


декабрь

Посещение семей детей.


День открытых дверей для родителей. Заседание родительского комитета

1.Проведение новогодней елки в классе.

Участие в конкурсе новогодних открыток.

Новогодний вечер.

январь

Памятка для родителей «Как любить своего ребенка»

Р. с. 1.«Воспитание сознательной дисциплины у детей»

2. Итоги 2 четверти.

День открытых дверей для родителей.

День здоровья.

февраль

Посещение семей детей.

Р. к. «Профилактика вредных привычек у детей».

Выпуск классной газеты Заседание родительского комитета

1. О проведении родительского собрания.

2.Подготовка к конкурсным программам.

Конкурсная программа «Папа и я – дружная семья»

март


Р.с.-круглый стол

«Дети и компьютер»

Заседание родительского комитета

1.О подготовке ко Дню 8 марта.

Концерт для мам и бабушек.

апрель

Посещение семей детей.

Р. с.-диспут

1.«Дети и деньги».

2. Итоги 3 четверти.

Заседание родительского комитета

1.О проведении родительского собрания «Дети и деньги».

2.О подготовке к празднику семьи.

Праздник семьи.

Создание проекта «Моя родословная»

май

Анкета для родителей «Удовлетворенность обучением ребенка в школе».

Диагностика уровня воспитанности детей

Пихолого – педагогический консилиум.

Заседание родительского комитета

1.О проведении выпускного бала.

День открытых дверей для родителей.

Выпускной вечер «Прощай начальная школа». Награждение активных родителей.

Выпуск классной газеты.

Поход.

Помощь в организации летнего отдыха детям из малообеспеченных семей и семей опекаемых детей.





Список литературы.

  1. Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1 – 11 классы. Москва, 2002

  2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. Москва, 2003

  3. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. Москва, 2003

  4. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. Москва,1991

  5. Лютов Е.К., Монин Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Санкт-Петербург,2000

  6. Макеева А.Г. Как уберечь ребёнка от курения и знакомства с алкоголем. Москва, 2003

  7. Панкратов В.Н. Психология успешного взаимодействия. Практические рекомендации. Москва,1999

  8. Рожков М.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. Москва, 2001

  9. Степанова Е.Н. Планирование воспитательной работы в классе. Москва. 2000

  10. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. Москва, 2005

  11. Щуркова Н.Е., Шнырева В.Н. Новое в воспитательной работе школы. Москва , 1991

  12. Щуркова Н.Е. Собрание пёстрых дел. Методический материал для работы с детьми. Москва, 1994

  13. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. Москва, 1986

  14. Шилова М.И. Учителю о воспитании школьников. Москва, 1990

  15. Степанова Е. Н. Калейдоскоп родительских собраний. Творческий центр «Сфера». Москва, 2002 год

14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!