Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
(МБОУ СОШ № 6)
ПРОВЕРЕНО
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 6 _____________ Е.Г. Трофименко
____ августа 2018 г
Заместитель директора МБОУ СОШ № 6 _____________ И.В. Ефимова
____ августа 2018 г
_____________ И.В. Ефимова
____ декабря 2018 г
Рабочая программа факультативного курса на 2018-2019 учебный год
Название курса Занимательная биология
Класс 7
Учитель Антонова Е.Ю. (высшая квал. категория)
г. Радужный - 2018
Пояснительная записка
Программа факультативного курса «Занимательная биология» для учащихся 7 класса составлена на основе Программы элективных курсов. Биология. 6-9 классы. Предпрофильное обучение. Сборник 1/авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2007. – 176с.
Программа рассчитана на 34 часа – 1 час в неделю.
Содержание программы излагается параллельно изучению тем в курсе биологии 7 класса с целью использования полученных знаний для их дальнейшего расширения и углубления. Программа предусматривает изучение животных на организменном и видовом уровнях. При изучении строения, биологических и экологических особенностей у обучающихся складываются представления о связях организмов с окружающей средой и возникновении морфофизиологических и экологических приспособлений в результате эволюции. Из перечисленных пособий подобраны познавательные задачи согласно логике изложения содержания программы. Изучение материала данного курса способствует целенаправленной подготовке школьников к участию в предметных интеллектуальных конкурсах и олимпиадах.
Разработанная программа факультативного курса будет способствовать формированию у учащихся осознанности своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.
Основной целью данной программы является формирование у обучающихся научного представления о живых организмах как открытых биологических системах, обладающих общими принципами организации и жизнедеятельности.
Задачи:
Сформировать у обучающихся дополнительные знания по зоологии беспозвоночных и позвоночных животных.
Развивать у обучающихся:
умения анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;
информационно-коммуникативные компетентности;
познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения наблюдений за живыми объектами, работы с различными источниками информации.
Воспитывать позитивно-ценностное отношение обучающихся к живой природе; стремление иcпользовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье.
Реализация программы предполагает использование активных методов познания, использование проектного метода обучения, что обеспечивает здоровьесберегающий потенциал программы. Формами контроля могут быть викторины, мини-олимпиады, защита учебных проектов. Привлекательным для обучающихся по данной программе может стать и содержание обучения и формы организации учебных занятий. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности позволит реализовать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Планируемые результаты:
Личностные:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результаты:
1. Осознание исключительной роли жизни на Земле и значение экологии в жизни человека и общества:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. Формирование представления о природе как развивающейся системе:
- рассматривать биологические процессы в развитии;
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение.
3. Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии:
– использовать биологические знания в быту;
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4.Овладение системой биологических знаний:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать основные группы живых организмов;
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов;
5.Овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса биологии и их использованием в практической жизни:
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6. Овладение основами здорового образа жизни:
– оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни;
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые организмы своей местности.
Предметные результаты
Учащийся научится:
-осмыслять доступный для их возраста материал;
-объяснять значение основных понятий;
-вести элементы исследовательской деятельности;
Учащийся получит возможность научиться:
-раскрывать причины и давать оценки сущности современных событий, самостоятельной интерпретации информации;
-использовать знания по биологии в школе и внешкольной жизни;
Контроль за освоением содержания факультативного курса предполагается осуществлять с помощью следующих методов и форм:
Психолого-педагогическое наблюдение
Решение нестандартных и олимпиадных заданий
Работа над проектами
Завершается изучение факультативного курса защитой проекта. По итогам изучения курса выставляются отметки: « зачтено» или «не зачтено». Соответствующая запись делается в журнале факультативных занятий (Положение о факультативных курсах МБОУ СОШ№6)
Цель и задачи профессиональной ориентации.
Профориентационная направленность выделена в содержании учебного материала курсивом.
Принципы, на которых базируется программа: научность, преемственность, наглядность, активность и сознательность обучения, дифференциация опережающая сложность и самоконтроль.
В процессе преподавания курса используются технологии - личностно-ориентированного развивающего обучения в сочетании с традиционным.
Внедрение информационно-коммуникативных технологий содействует комплексному решению задач образования и способствует развитию познавательного интереса, интеллектуальных и специальных умений обучающихся.
Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, в процессе обучения ученик научится относиться к природной среде как к своему дому.
Программа базируется на межпредметных связях с биологией, зоологией.
Виды деятельности в процессе освоения курса:
Объяснение учителя.
Выполнение сообщений, рефератов и творческих работ по темам.
Защита проектных работ.
Содержание программы
Тема 1. Среды жизни и их обитатели (3 ч)
Обитатели водной, наземно–воздушной, почвенной сред. Разнообразие форм животного мира.
Викторина «Знаете ли вы животных?» Практическая работа №1
Тема 2. Гиганты моря и карлики в мире животных (3ч)
Гиганты океана (акулы и киты) и суши (слоны, жирафы, бегемоты, носороги, медведи, страусы, белуга). Коловратки, жук-водолюб, жук-олень, жук-носорог, уссурийский усач, дальневосточные кальмары. Животные –карлики: простейшие, колибри, королек, камышовая мышь, насекомые.
Видеоэкскурсия «Обитатели морей и океанов».
Тема 3. Одетые в броню. Рождающие мел (3 ч)
Перья, иглы и броня. Моллюски, броненосцы, черепахи, рыбы. Защитные покровы животных. Значение разнообразных внешних покровов. Надежность и уязвимость защиты.
Видеоэкскурсия «Защитные покровы животных». Практическая работа №2
Тема 4. Ядовитые животные (3ч)
Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. Медузы, пчелы, осы, пауки, земноводные, змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека. Животные – переносчики опасных заболеваний, меры предосторожности. Видеоэкскурсия «Самые опасные животные на планете».
Практическая работа №3«Опасные и ядовитые животные Ханты-Мансийского округа».
Тема 5. Животные – рекордсмены (2 ч)
Самые сильные и быстрые животные планеты. Сокол, кенгуру, муравей, кузнечик, гепард. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных. Видеоэкскурсия «Животные – рекордсмены»
Тема 6. Животные – строители (3 ч)
Многообразие используемого животными строительного материала. Пауки, пчелы, птицы, бобры.
Практическая работа №4 «Изучение свойств природного строительного материала животных»
Тема 7. Заботливые родители (2 ч)
Забота о потомстве у животных. Типы заботы о потомстве. Взаимосвязь заботы о потомстве и плодовитости. Колюшка, пипа, питон, пеликан, волки. Забота о потомстве у беспозвоночных, некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся, подавляющего большинства птиц и млекопитающих.
Видеоэкскурсия «Забота о потомстве у животных»
Тема 8. Язык животных (2 ч)
Язык и общение животных. Способность животных к символизации. Язык животных и методы его изучения. Танец пчел, ультразвуки летучих мышей, дельфинов, пение птиц, общение млекопитающих. Химический язык, его расшифровка и использование человеком. Видеоэкскурсия «Звуковая сигнализация в жизни животных». Викторина с использованием звукозаписи «Чей голос?». Практическая работа №5
Тема 9. Животные – понятливые ученики (3 ч)
Интеллект животных. Способность к обучению. Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных.
Практическая работа №6 «Исследование поведения у домашних животных. Выработка условного рефлекса». Видеоэкскурсия «Талантливые животные», «Сверхъестественные способности у животных».
Тема 10. Герои песен, сказок и легенд (2 ч)
Животные – герои народных сказок. Животные – герои легенд и русско-народных песен.
Тема 11. Животные – символы (2 ч)
Изображение животных на гербах и флагах стран мира. Конкурс знатоков пословиц и поговорок с упоминанием животных. Презентация «Животные – символы стран». Практическая работа №7
Тема 12. Вымершие и редкие животные планеты (4ч)
Вымершие и редкие животные нашей планеты, причины сокращения численности и вымирания животных. Государственная политики по охране животных. Красная книга МСОП.
Защита проектов 2 часа
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | Формы организации занятий | Предполагаемые сроки прохождения |
Теория | Практика |
1 | Среды жизни и их обитатели | 2 | 1 | Лекция Практическая работа | 1н.09-3н.09.18 |
2 | Гиганты и карлики в мире животных | 3 | | мини-исследование | 4н.09-2н.10 |
3 | Одетые в броню. Рождающие мел | 2 | 1 | Проектная деятельность, практическая работа, мини-исследования | 3н.10-2н.11 |
4 | Ядовитые животные | 2 | 1 | Практическая работа, семинар | 3н.11-1н.12 |
5 | Животные - рекордсмены | 2 | | Лекция | 2н.12-3н.12 |
6 | Животные-строители | 2 | 1 | Практическая работа, мини-исследование | 4н.12-3н.01 |
7 | Заботливые родители | 2 | | Лекция | 4н.01-1н.02 |
8 | Язык животных | 1 | 1 | Практическая работа, мини-исследование | 2н.02-3н.02 |
9 | Животные - понятливые ученики | 2 | 1 | Практическая работа | 4н.02-2н.03 |
10 | Животные - герои песен, сказок и легенд | 2 | | Семинар мини-исследование | 3н.03-1н.04 |
11 | Животные – символы | 2 | | Лекция | 2н.04-3н.04 |
12 | Вымершие и самые редкие животные планеты | 3 | 1 | Лекция Практическая работа | 4н.04-2н.05 |
13 | Защита проектов | 1 | 1 | Проектная деятельность | 3н.05-4н.05 |
| Итого | 26 | 8 | | |
Календарно-тематическое планирование
№ зад | Тема занятия | Содержание | Виды деятельности | Дата проведения |
план | факт |
Тема 1. Среды жизни и их обитатели (3ч) |
1 | Среды жизни и их обитатели | Обитатели водной, наземно–воздушной, почвенной сред. Викторина «Знаете ли вы животных?» | Беседа, познавательная игра | 07.09 | |
2 | Разнообразие форм животного мира | Разнообразие форм животного мира. Приспособленность их к среде обитания. | Работа с доп. литературой, беседа. Мини-исследование | 14.09 | |
3 | Экскурсия «Среды жизни животных Крайнего севера» | Обитатели водной, наземно–воздушной, почвенной сред животных Крайнего севера | Практическая работа №1. Наблюдение за объектами. Отчёт по экскурсии | 21.09 | |
Тема 2. Гиганты и карлики в мире животных (3ч) |
4 | Могучие крылья и плавники. Гиганты в мире животных. | Гиганты суши (слоны, жирафы, бегемоты, носороги, медведи, страусы). Коловратки, жук-водолюб, жук-олень, жук-носорог, уссурийский усач, дальневосточные кальмары. | Беседа, дискуссия, демонстрация | 28.09 | |
5 | Гиганты моря. Акулы и киты. | Гиганты моря. Акулы и киты. Приспособленность их к водной среде обитания. | Видеоэкскурсия «Обитатели морей и океанов». | 05.10 | |
6 | Животные – карлики. Колибри, камышовая мышь, простейшие, насекомые | Животные–карлики: простейшие, колибри, королек, камышовая мышь, насекомые. Приспособленность их к среде обитания. | Беседа, дискуссия, демонстрация | 12.10 | |
Тема 3. Одетые в броню. Рождающие мел (3ч) |
7 | Перья, иглы и броня. Значение разнообразия внешних покровов | Перья, иглы и броня. Моллюски, броненосцы, черепахи, рыбы. | Лекция | 19.10 | |
8 | Защитные покровы животных, относительность их защиты | Защитные покровы животных. Значение разнообразных внешних покровов. Надежность и уязвимость защиты. | Видеоэкскурсия «Защитные покровы животных» | 26.10 | |
9 | Защитные покровы животных | Разнообразие защитных покровов животных и их значение | Практическая работа №2. | 09.11 | |
Тема 4. Ядовитые животные (3ч) |
10 | Ядовитые и опасные животные планеты | Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. Медузы, пчелы, осы, пауки, земноводные, змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека. | Видеоэкскурсия «Самые опасные животные на планете» | 16.11 | |
11 | Животные – переносчики опасных заболеваний, меры предосторожности | Животные – переносчики опасных заболеваний, меры предосторожности | Семинар | 23.11 | |
12 | Опасные и ядовитые животные Ханты-Мансийского округа | Опасные и ядовитые животные Ханты-Мансийского округа. | Практическая работа №3. | 30.11 | |
Тема 5. Животные – рекордсмены (2ч) |
13 | Самые сильные и быстрые животные планеты | Самые сильные и быстрые животные планеты. Сокол, кенгуру, муравей, кузнечик, гепард. | Видеоэкскукрсия «Животные рекордсмены» | 07.12 | |
14 | Спортивные рекорды животных | Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных. | познавательная игра, дискуссия | 14.12 | |
Тема 6. Животные-строители (3ч) |
15 | Животные строители, многообразие используемого материала | Многообразие используемого животными строительного материала. Пауки, пчелы, птицы, бобры. | Беседа, видеометод, демонстрация | 21.12 | |
16 | Изучение свойств природного строительного материала насекомых | Изучение свойств природного строительного материала насекомых (воска, домики ручейников и т.д) | Фильм «Животные строители. Принципы архитектуры животных» | 28.12 | |
17 | Изучение свойств природного строительного материала птиц и млекопитающих | Изучение свойств природного строительного материала птиц и млекопитающих (гнезд птиц, плотины бобров и т. д.) | Практическая работа №4. | | |
Тема 7. Заботливые родители (2ч) |
18 | Забота о потомстве у животных. Типы заботы о потомстве | Забота о потомстве у животных. Типы заботы о потомстве. Взаимосвязь заботы о потомстве и плодовитости. Колюшка, пипа, питон, пеликан, волки. | Видеоэкскурсия «Забота о потомстве у животных» | | |
19 | Забота о потомстве и плодовитость | Забота о потомстве у беспозвоночных, некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся, подавляющего большинства птиц и млекопитающих. | Работа с доп.литературой, иллюстрация | | |
Тема 8. Язык животных (2ч) |
20 | Язык и общение животных. Способность животных к символизации | Язык и общение животных. Способность животных к символизации. Язык животных и методы его изучения. Танец пчел, ультразвуки летучих мышей, дельфинов, общение млекопитающих. Химический язык, его расшифровка и использование человеком. | Видеоэкскурсия «Звуковая сигнализация в жизни животных» | | |
21 | Мир птиц. Чей голос? | Пение птиц, разные способы создания звуков. | Практическая работа №5 с использованием звукозаписи Урок-викторина | | |
Тема 9. Животные - понятливые ученики (3ч) |
22 | Интеллект животных. Способность к обучению | Интеллект животных. Способность к обучению. Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. | Видеоэкскурсия «Сверхъестественные способности животных» | | |
23 | Исследование поведения домашних животных. Выработка условных рефлексов | Исследование поведения домашних животных (кошки, собаки) | Практическая работа №6 | | |
24 | Талантливые животные | Этология. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных. | Фильмы «Познакомьтесь с говорящей гориллой Коко», «Думают ли животные» | | |
Тема 10. Животные - герои песен, сказок и легенд (2ч) | |
25 | Животные – герои народных сказок | Животные – герои народных сказок. | Беседа, работа с доп.литературой | | |
26 | Животные – герои песен и легенд | Животные – герои легенд и русско-народных песен. | Диспут, работа с доп.литературой | | |
Тема 11. Животные – символы (2ч) |
27 | Животные на гербах и флагах стран мира | Изображение животных на гербах и флагах стран мира. | Рассказ, иллюстрация | | |
28 | Конкурс знатоков пословиц и поговорок с упоминанием животных | Конкурс знатоков пословиц и поговорок с упоминанием животных. | Познавательная игра | | |
Тема 12. Вымершие и самые редкие животные планеты (4ч) |
29 | Современное состояние и охрана животных | Вымершие и редкие животные нашей планеты, причины сокращения численности и вымирания животных. | Урок- видеоэкскурсия | | |
30 | Нарушение и сохранение биоразнообразия | Государственная политики по охране животных. Красная книга МСОП. | Урок-викторина Фильм «Самые редкие животные нашей планеты» | | |
31 | Самые редкие животные нашей планеты | Вымершие и редкие животные нашей планеты, причины сокращения численности и вымирания животных. | Видеоэкскурсия Самые редкие животные нашей планеты. Карточки-задания | | |
32 | Как сохранить животный мир? | Создание мини-проекта «Как сохранить животный мир?» | Практическая работа №7. Мини-проект | | |
33-34 | Защита проектов | | | | |
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя:
Гамбург А.Ю. Сборник задач по ботанике, зоологии, анатомии, общей биологии и генетике. Пособие для учащихся средней школы и абитуриентов. Московский лицей 2001.
Дмитров Е.Н Познавательные задачи по зоологии позвоночных. Пособие для учащихся и учителей. Тула «Родничок», 2004.
Биология в вопросах и ответах. М., МИРОС, «Международные отношения», 2004.
Луцкая Л.А., Никишов А.И. Самостоятельные работы учащихся по зоологии. Пособие для учителей. М., Просвещение 2000.
Литература для обучающихся:
Акимушкин И. Причуды природы. М., Приложение к журналу «Юный натуралист», 2000.
Околитенко Н.И. Биология для увлеченных. Библиотека школьника. Издательство «Феникс», Ростов –на – Дону, 2006.
Черкасова М.В. Они должны жить. Амфибии, рептилии, рыбы. М., НТЦ «Университетский», 2005.
Материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Компьютер
Мультимедийный проектор
Электронные образовательные ресурсы