Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
г. Вязьмы Смоленской области
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ №3
___________Т.М. Агеева ___________Н.А. Венедиктова
«____»______________20 __ г. «____»______________20 __ г.
Рабочая программа
факультативного курса «Занимательная биология»
для 5-6 классов
Учитель биологии – химии МБОУ СОШ №3 г.
Селиванова В. Н.
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № ___ от «___»___________ 20__г. Руководитель ШМО____________ (подпись) _______________________________ (расшифровка) | Принято на заседании педагогического совета. Протокол №______________
От «30 »___________ 20__г |
20_ - 20_ учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Занимательная биология» для 5-6 классов направлена на развитие общебиологических знаний, которые необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Программа состоит из 4 частей, каждая часть является самостоятельным разделов. Предполагается изучение в 5 кл. – часть 1 – 17 часов (1 час в неделю в течение полугодия). В 6 классе – часть 1-2 – 17 часов (1 час в неделю в течение полугодия) или части 1-3 -34 часа(1 час в неделю в течение года)
Среди отличительных особенностей программы факультатива можно назвать следующие:
Охватывает большой круг естественнонаучных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
Добавлен раздел изучения особенностей природы родного края – Смоленской области (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Занятие позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися класса, так как предполагается организация конференций и защит своих работ.
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью факультатива, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.
Цель программы:
Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.
Основные задачи программы:
Образовательные
Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
Ознакомление с ООПТ Смоленской области.
Развивающие
Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
Развитие навыков общение и коммуникации.
Развитие творческих способностей ребенка.
Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательные
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
Формы и методы, используемые в работе по программе:
1 Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
2 Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
3 Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
4 Исследовательские методы(при работе с микроскопом).
Наглядность: просмотр видео-, кино-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Тематический план
5 класс
Тема | Всего часов | Теория | Практика |
Ботаника | 11 | 6 | 5 |
Зоология | 6 | 3 | 3 |
итого | 17 | 9 | 8 |
6 класс
Тема | Всего часов | Теория | Практика |
Удивительные животные | 7 | 6 | 1 |
Микробиологические занятия 1 | 6 | 2 | 4 |
ОПТ Смоленщины | 4 | 2 | 2 |
Итого | 17 | 10 | 7 |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Организационное занятие. На первом ознакомительном занятии обучающиеся продемонстрируют свои знания о живой природе, основных царствах органического мира, выскажут свои замечания и пожелания, распределят между собой основные темы лекционных выступлений.
2. Ботанические занятия (лекции, викторины, просмотр видеоматериалов, практические занятия). Ботанические занятия предполагают знакомство с удивительными особенностями растений нашей планеты ( в том числе просмотр видеофильма «Чудеса ботанического мира», работу с комнатными растениями, находящимися в коллекции кабинета биологии.
3. Зоологические занятия (лекции, викторина, просмотр видеофильмов, составление и просмотр компьютерных презентаций). На зоологических занятиях обучающиеся познакомятся с многообразием профессий, связанных с миром животных (ученые – энтомологи, орнитологи, ихтиологи, зоогеографы и т.п., ветеринары, режиссеры, операторы фильмов о животных и т.д.), узнают, как можно изучать животных и где могут пригодиться эти знания
4. Микробиологические занятия (доклады учащихся, лабораторные работы, составление и просмотр компьютерных презентаций). Микробиологические занятия помогут лучше узнать загадочный мир бактерий, растений, животных, усовершенствовать свои навыки в работе с микроскопом и приготовлении микропрепаратов.
5. Творческие занятия. Занимательные занятия: шарады, биологические омонимы, викторины и др.
6. ОПТ Смоленщины. (лекции, викторина, просмотр видеофильмов, составление и просмотр компьютерных презентаций , доклады учащихся). Узнают, как можно изучать родной край и где могут пригодиться эти знания.
Ожидаемый результат:
положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
повышение коммуникативности;
появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;
ведение здорового образа жизни.
Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как:
1. Тестирование.
2. Занятие контроля знаний.
3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).
4. Дискуссия.
5. Проектно-исследовательская работа.
6. Конференция.
7. Творческий отчет о экскурсии , о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.
8. Отчетная выставка.