СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа Занимательная биология

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа факультативного курса «Занимательная биология» для 5-6 классов направлена на развитие общебиологических знаний, которые необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Программа состоит из 4 частей, каждая часть является самостоятельным разделов. Предполагается изучение в 5 кл. – часть 1 – 17 часов (1 час в неделю в течение полугодия). В 6 классе – часть 1-2 – 17 часов (1 час в неделю в течение полугодия) или части 1-3 -34 часа(1 час в неделю в течение года)

Просмотр содержимого документа
«Программа Занимательная биология»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

г. Вязьмы Смоленской области

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ №3

___________Т.М. Агеева ___________Н.А. Венедиктова

«____»______________20 __ г. «____»______________20 __ г.




Рабочая программа


факультативного курса «Занимательная биология»

для 5-6 классов


Учитель биологии – химии МБОУ СОШ №3 г.


Селиванова В. Н.











Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол № ___

от «___»___________ 20__г.

Руководитель ШМО____________

(подпись)

_______________________________

(расшифровка)


Принято на заседании

педагогического совета.

Протокол №______________



От «30 »___________ 20__г



20_ - 20_ учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса «Занимательная биология» для 5-6 классов направлена на развитие общебиологических знаний, которые необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Программа состоит из 4 частей, каждая часть является самостоятельным разделов. Предполагается изучение в 5 кл. – часть 1 – 17 часов (1 час в неделю в течение полугодия). В 6 классе – часть 1-2 – 17 часов (1 час в неделю в течение полугодия) или части 1-3 -34 часа(1 час в неделю в течение года)

Среди отличительных особенностей программы факультатива можно назвать следующие:

  • Охватывает большой круг естественнонаучных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;

  • Добавлен раздел изучения особенностей природы родного края – Смоленской области (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Занятие позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися класса, так как предполагается организация конференций и защит своих работ.

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью факультатива, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

Цель программы:

Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.

Основные задачи программы:

Образовательные

  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.

  • Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.

  • Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;

  • Ознакомление с ООПТ Смоленской области.

Развивающие

  • Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.

  • Развитие навыков общение и коммуникации.

  • Развитие творческих способностей ребенка.

  • Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.

  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

  • Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к миру живых существ.

  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая

  • Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе:

1 Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

2 Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

3 Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

4 Исследовательские методы(при работе с микроскопом).

Наглядность: просмотр видео-, кино-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.





Тематический план


5 класс




Тема

Всего часов

Теория

Практика

Ботаника

11

6

5

Зоология

6

3

3

итого

17

9

8



6 класс


Тема

Всего часов

Теория

Практика

Удивительные животные

7

6

1

Микробиологические занятия

1

6

2

4

ОПТ Смоленщины

4

2

2

Итого

17

10

7





СОДЕРЖАНИЕ

1. Организационное занятие. На первом ознакомительном занятии обучающиеся продемонстрируют свои знания о живой природе, основных царствах органического мира, выскажут свои замечания и пожелания, распределят между собой основные темы лекционных выступлений.


2. Ботанические занятия (лекции, викторины, просмотр видеоматериалов, практические занятия). Ботанические занятия предполагают знакомство с удивительными особенностями растений нашей планеты ( в том числе просмотр видеофильма «Чудеса ботанического мира», работу с комнатными растениями, находящимися в коллекции кабинета биологии.


3. Зоологические занятия (лекции, викторина, просмотр видеофильмов, составление и просмотр компьютерных презентаций). На зоологических занятиях обучающиеся познакомятся с многообразием профессий, связанных с миром животных (ученые – энтомологи, орнитологи, ихтиологи, зоогеографы и т.п., ветеринары, режиссеры, операторы фильмов о животных и т.д.), узнают, как можно изучать животных и где могут пригодиться эти знания


4. Микробиологические занятия (доклады учащихся, лабораторные работы, составление и просмотр компьютерных презентаций). Микробиологические занятия помогут лучше узнать загадочный мир бактерий, растений, животных, усовершенствовать свои навыки в работе с микроскопом и приготовлении микропрепаратов.


5. Творческие занятия. Занимательные занятия: шарады, биологические омонимы, викторины и др.


6. ОПТ Смоленщины. (лекции, викторина, просмотр видеофильмов, составление и просмотр компьютерных презентаций , доклады учащихся). Узнают, как можно изучать родной край и где могут пригодиться эти знания.


Ожидаемый результат:


  • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.

  • повышение коммуникативности;

  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;

  • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;

  • сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;

  • ведение здорового образа жизни.

Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как:

1. Тестирование.

2. Занятие контроля знаний.

3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).

4. Дискуссия.

5. Проектно-исследовательская работа.

6. Конференция.

7. Творческий отчет о экскурсии , о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.

8. Отчетная выставка.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!