СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Здоровье"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В программе представлены основы здоровьесбережения в школе, которые обязывают учителя ответственно относиться к своему здоровью и укреплению здоровья учеников

Просмотр содержимого документа
«Программа "Здоровье"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района «Новоичинская средняя общеобразовательная школа»





Программа

«Здоровье»

Сроки реализации: 2016-2019 г.г.

Составители: Лялин Денис Геннадьевич,

учитель физической культуры,

Мазурова Наталья Николаевна,

учитель биологии















с. Новоичинское

-2016-



Пояснительная записка

Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоровья воспитанников и учителей. Охрана здоровья учителя является важным фактором укрепления здоровья ученика. Учитель обязан ответственно относится к своему здоровью, быть примером для ученика, вести здоровый образ жизни.

Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и педагогов, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.

Нами были выявлены следующие проблемы:

- высокий уровень заболеваемости среди учащихся;

- недостаточная материальная база школы;

- нехватка медицинского обслуживания;

-недостаточная компетентность педагогов по вопросам здоровьесбережения.

2. Цели программы:

- создание в школе организационно - педагогических, материально-технических, санитарно - гигиенических и других условий здоровье сбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья участников образовательного процесса;

- усиление контроля за медицинским обслуживанием участников образовательного процесса;

- создание материально - технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни;

- развитие организационного, программного и материально- технического обеспечения дополнительного образования обучающихся в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга;

- формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни;

- обеспечение системы полноценного сбалансированного питания в школе с учетом особенностей состояния здоровья участников образовательного процесса;

- разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровья педагогических работников школы;

- формирование представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.

3. Задачи программы:

- четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;

- гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;

- освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;

- планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся;

- развитие психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физического состояния учащихся;

- привлечение системы внеурочной деятельности по формированию здорового образа жизни учащихся;

- посещение научно-практических конференций, семинаров, лекций по данной проблеме и применение полученных педагогами знаний на практике.

Направления реализации программы

Предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. «Действии для людей и на людях» спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Формирование культуры здорового и безопасного поведения.

Безопасность учащихся и сотрудников школы – это важная задача образовательного учреждения. Школа имеет тревожную кнопку стационарную и переносную, пожарную сигнализацию, устойчивую телефонную связь. Здание оснащено средствами пожаротушения в соответствии с нормативными документами.

В школе ведется постоянная работа по обеспечению безопасности образовательного учреждения. Здание школы круглосуточно охраняется. Все сотрудники школы и учащиеся регулярно проходят инструктаж по действиям в случае ЧС. Вопросы безопасности изучаются на уроках ОБЖ, классных часах. Оформлены информационные стенды по безопасности.

Важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья учащихся является организация горячего питания. Для этого в школе оборудованы пищеблок и столовая. Пищеблок укомплектован современным технологическим оборудованием. Классные руководители и воспитатели уделяют должное внимание воспитанию культуры поведения в столовой, вопросу улучшения качества дежурства, охвату школьников горячим питанием.

Готовятся разнообразные обеды: мясные, рыбные, овощные блюда. За качеством и калорийностью пищи ведет контроль комиссия по питанию при Совет МКОУ Новоичинской СОШ. Постоянно проводится витаминизация блюд. При составлении меню соблюдаются принципы сбалансированного, щадящего питания: максимальное разнообразие рациона, удовлетворение потребностей детей в пищевых веществах и энергии, в т.ч. сбалансированность рациона по всем пищевым веществам.

В школе созданы условия, ориентированные на сохранение здоровья школьников в соответствии с возрастными и физиологическими потребностями.

Наличие в каждом классе игровой зоны, автономной для каждого класса раздевалки.

Обучение ведется с использованием различных технологий, в том числе игровых технологий, технологий групповой работы.




Условия, способствующие

сохранению здоровья и успешной адаптации учащихся

к школе




Большая площадь учебных классов ( 80кв.метров) позволяет создавать различные функциональные зоны.




В каждом классе работают учителя предметники, классный руководитель








Режим школы максимально адаптирован к потребностям возраста: наличие динамических пауз, прогулок, двухразовое питание.


Оптимально оборудованные предметные кабинеты, в т.ч. кабинеты информатики, спортзал.









Санитарно-гигиенические условия, режим работы школы соответствуют всем требованиям СанПинов. Введен дополнительный час физкультуры, обязательная утренняя гимнастика, функционируют спортивные секции. Для детей первого года обучения введена динамическая пауза. Традиционным стал конкурс «Самый здоровый класс», досуговая деятельность носит оздоровительный характер, к участию привлекаются все члены семьи. Здоровьесберегающая деятельность предполагает функционирование системы формирования, сохранения и укрепления здоровья: диагностическую, систему работы по поддержанию и коррекции здоровья детей, просветительскую работу. Соблюдены требования к освещению классных комнат, отделке помещений, воздушно-тепловому режиму. Комнатные растения очищают воздух в классах, насыщая его кислородом. Школьная мебель соответствует возрасту обучающихся; осуществляется правильное рассаживание учащихся за партами, контроль за посадкой учащихся во время занятий, что является профилактикой возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата.

В профилактических и оздоровительных целях создается благоприятный двигательный режим. Осуществляется профилактика утомления и нарушений нервно-психического здоровья учащихся.

Система мониторинга здоровья и физического развития учащихся включает отслеживание изменений, происходящих в развитии учащихся, и состояния здоровья и физического развития. Из признаков физического развития и состояния постоянному контролю подлежат соответствие веса тела росту, возрасту и полу. Активно применяются социально-психологические и психолого-педагогические методы диагностики здоровья: тесты-анкеты самооценки, динамики состояния здоровья, экспертные оценки. Отслеживается активность и заинтересованность учащихся, оценка степени тревожности эмоциональной комфортности, объем домашних заданий, показатели пропуска уроков по болезни, заболеваемость.

Здоровье обучающихся

Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации. Мероприятия, направленные на укрепление и охрану здоровья всех субъектов учебно-воспитательного процесса, находят свое отражение в плане работы школы.

Для создания здоровьесберегающей среды, формирования культуры здоровья разработаны мероприятия следующей направленности:

1. Формирование культуры здоровья учащихся.

2. Обучение основам безопасного и здорового образа жизни.

3. Организация и проведение просветительской работы по вопросам здоровья.

Медицинское обслуживание учащихся обеспечивает медицинский работник.

На каждого ученика заведены медицинские карты, куда заносятся результаты медосмотра, профилактических прививок. Проводится ежегодный медицинский осмотр всех детей; осмотр всех учащихся стоматологом, ведётся лечение.

Регулярно проводятся недели и дни здоровья.

В школе сложилась определённая система по охране здоровья детей. Объединены усилия педагогического коллектива, врачей и родителей по контролю за сохранением здоровья обучающихся.

Содержание планируемой деятельности по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. Обеспечение безопасности участников образовательного процесса. Воспитание у учащихся культуры здоровья.

Пути реализации:

Развитие здоровьесберегающей инфраструктуры школы.

Модернизация комплексной программы сохранения здоровья детей и формирования навыков здорового образа жизни и ее реализация через учебную и внеурочную деятельность.

Совершенствование системы мониторинга психологического и физического здоровья детей.

Реализация системно-деятельностного подхода к организации здоровьесберегающего образовательного пространства через вовлечение родительской общественности.

Развитие взаимодействия с учреждениями физической культуры и спорта.

4. Нормативно-правовая база:

Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90.

Федеральный закон № 3266-1 от 10.06.92 “Об образовании” (в ред. ФЗ от 13.01.96 №12- ФЗ, от 16.11.1997 № 144-ФЗ, от 20.07.2000 № 102-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ)

Федеральный закон от 24.07.98 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями от 20 июля 2000 г.).

Федеральный закон №38 –ФЗ от 30.03.1995. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека ( ВИЧ – инфекции)».

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, основного общего образования.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2 2821-10), зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993;

СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям  обучения в ОУ»

СанПин 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в ОУ, учреждениях начального и среднего профессионального образования»

5. Функции различных категорий работников школы

5.1. Функции медицинской службы школы:

- проведение диспансеризации учащихся школы;

- медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;

- выявление учащихся специальной медицинской группы.

5.2. Функции администрации:

- общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;

- общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;

- организация и контроль уроков физкультуры;

- обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;

- разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;

- организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения и ее контроль;

- организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;

- организация работы психологической службы в школе.

5.3. Функции классного руководителя:

- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;

- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;

- организация и проведение профилактических работы с родителями;

- организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками, наркологами;

- организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;

- организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

6. Участники программы: учащиеся, педагогическое сообщество, родители, социальные партнеры: КДН, школьная столовая, библиотека, участковая больница, пожарная часть, ГИБДД.

7. Сроки и этапы реализации программы:

1 этап – подготовительный (2016 – 2017гг.):

- анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к вредным привычкам;

- изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение;

- разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.

2 этап – апробационный ( 2017 – 2018гг.):

- внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее эффективных;

- систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ;

- выполнение оздоровительных мероприятий.

3 этап - контрольно-обобщающий (2018 – 2019гг.):

- сбор и анализ результатов выполнения программы;

- коррекции деятельности.

8. Модель личности ученика.

По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам школы необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.

Для этого создана прогнозируемая модель личности ученика.

Таблица 2 - Модель личности ученика

Модель выпускника первой ступени обучения

Модель выпускника второй ступени обучения


Модель выпускника третьей ступени обучения


- знание основ личной

гигиены, выполнение правил гигиены;


- владение основами

личной гигиены и

здорового образа жизни.


- знание основ личной

гигиены, выполнение правил гигиены;


- владение основами

личной гигиены и

здорового образа жизни.


- знание основ строения и

функционирования организма человека;


- знание изменений в организме человека в

пубертатный период;


- умение оценивать свое

физическое и психическое состояние;


- знание влияния алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека;


- поддержание физической формы;


- телесно-мануальные навыки, связанные с

укреплением силы,

выносливости, ловкости;


- гигиена умственного

труда.

- стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и профессиональной

пригодности через физическое совершенствование и

заботу о своем здоровье;


- убеждение в пагубности

для здоровья и дальнейшей жизни вредных привычек;


- знание различных оздоровительных систем;


- умение поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого человека;


- способность вырабатывать

индивидуальный образ

жизни;


- гигиена умственного труда.




9. Ожидаемые конечные результаты программы:

- повышение функциональных возможностей организма учащихся, развитие физического потенциала школьников;

- рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников;

- повышение приоритета здорового образа жизни;

- повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;

- повышение уровня самостоятельности и активности школьников;

- повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении как здоровья школьников, так и своего здоровья.

10. Реализация программы направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:

- культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);

- культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);

- культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);

- культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их).

Базовыми компонентами на всех ступенях являются:

- формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;

- формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;

- формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;

- формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

11. Методы контроля над реализацией программы:

- проведение заседаний Методического совета школы;

- посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по ЗОЖ;

- создание методической копилки опыта;

- мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в школе.

- контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.

12. Основные направления деятельности программы:

12.1. Медицинское направление предполагает:

- создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:

- составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;

- проведение физкультминуток;

- гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;

- четкое отслеживание санитарно – гигиенического состояния школы;

- планомерную организацию питания учащихся;

- реабилитационную работу;

- обязательное медицинское обследование.

12.2. Просветительское направление предполагает:

- организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;

- организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;

- пропаганду здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции,

- познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции;

- совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма;

- пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры).

12.3. Психолого-педагогическое направление предполагает:

- использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;

- предупреждение проблем развития ребенка;

- обеспечение адаптации на разных этапах обучения;

- развитие познавательной и учебной мотивации;

- формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;

- совершенствование деятельности психолого - медико – педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся и совершенствованию здоровье сберегающих технологий обучения;

- организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.

12.4. Спортивно-оздоровительное направление предполагает:

- организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;

- привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;

- широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

12.5. Диагностическое направление предполагает:

- проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются: общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;

текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);

- режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями.

13. Здоровьесберегающие образовательные технологии:

- здоровьесберегающие медицинские технологии;

- здоровьесберегающие технологии административной работы в школе;

- здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;

- здоровьесберегающие экологические технологии, направленные на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой ( обустройство пришкольной территории, зеленые растения в классах, рекреациях, участие в природоохранных мероприятиях);

- здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.

14. Реализация основных направлений программы:

1. Убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.

2. Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.

3. Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.

4. Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.

5. Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.

6. Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.

7. Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой.

8. Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.

9. Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в школе и вне её.

10. В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.

11. Создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.

12. Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.

15. Применение разнообразных форм работы:

15.1.Учет состояния детей:

- анализ медицинских карт;

- определение группы здоровья;

- учет посещаемости занятий;

- контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

15.2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

- организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков физической культуры;

- динамические паузы;

- индивидуальные занятия;

- организация спортивных перемен;

- дни здоровья;

- физкульминутка для учащихся;

- организация летних оздоровительный лагерей при школе с дневным

пребыванием.

15.3.Урочная и внеурочная работа:

- открытые уроки учителей физической культуры, ОБЖ;

- открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности;

- спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол, футбол, пионербол, легкая атлетика, настольный теннис.

16. В таблице 3 представлены направления деятельности по реализации программы

Таблица 3 - План деятельности по реализации программы

мероприятия

Ответственные исполнители

сроки

Планируемый результат и выполнение

1

Медицинское направление.




1.1.

Медико-педагогическая экспертиза:

- анализ основных характеристик состояния здоровья детей в школе;

-выявление учащихся специальной медицинской группы;

-ведение строгого учета детей по группам здоровья.

медицинский работник

ежегодно

медицинские карты, листы здоровья в классных журналах

1.2.

Проведение диспансеризации учащимся школы.

медицинский работник

ежегодно


1.3.

Проведение медицинского осмотра учащихся 9-х,11-х классов

медицинский работник

ежегодно

План

медосмотров

1.4.

Медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья.

медицинский работник

ежегодно

План

медосмотров

1.5.

Обеспечение и организация профилактических прививок учащихся.

медицинский работник

ежегодно

План прививок

1.6.

Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах

медицинский работник

ежегодно

классные журналы

1.7.

Анализ случаев травматизма в школе.

медицинский работник, инженер ОТ и ТБ

ежегодно

Материалы отчетов

1.8.

Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни.

медицинский работник

ежегодно

Материалы отчетов

1.9.

Контроль за качеством питания и питьевым режимом.

медицинский работник

ежедневно


1.10.

Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям; проветривание; освещение; отопление вентиляция уборка

медицинский работник, учителя

ежедневно


1.11.

Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиН)

заместитель директора

ежегодно

справка по оценке расписания

1.12.

Постоянный контроль за школьной столовой.

медицинский работник, директор, члены родительского комитета

ежедневно


2.

Просветительское направление




2.1.

Организация просветительской работы с родителями по ЗОЖ (лекторий).

учителя, заместитель директора

ежегодно

график проведения и тематика лектория

2.2.

Разработка системы обучения родителей и учителей по проблемам охраны, укрепления и сохранения здоровья детей.

администрация школы

ежегодно

план работы

2.3.

Вовлечение родителей и учителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей.

администрация школы

ежегодно

план работы

2.4.

Подготовка и проведение педагогического совета по теме "Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых"


заместители директора

2017- 2018гг.

протокол педсовета

2.5.

Организация просветительской работы с учащимися

учителя, классные руководители, медицинский работник

ежегодно

план работы

2.6.

Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма.

заместитель директора

ежегодно

план работы

2.7.

Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры.

учителя - предметники

в течение года

планы уроков

3.

Психолого-педагогическое направление.




3.1.

Организация психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

администрация школы , педагог - психолог

ежегодно

план работы

3.2.

Отслеживание работоспособности, тревожности и других психических показателей учащихся:

- определение влияния учебной нагрузки на психическое здоровье детей;

- изучение психологических

возможностей и готовности детей к школе.

педагог – психолог, классные руководители

ежегодно

диагностические исследования

3.3.

Организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.

педагог – психолог, учителя, члены ПМПк

ежегодно

план работы

3.4.

Районный семинар по теме «Здоровьесберегающие технологии обучения»

Администрация школы

-2016-2019

материалы конференции

3.5.

Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности.

учителя-предметники

ежегодно

планы уроков

3.6.

Выявление группы риска по социальной дезадаптации, устранения негативного влияния.

Классный руководитель, педагог - психолог

ежегодно

план работы

4

Спортивно-оздоровительное направление.




4.1.

Организацию спортивных мероприятий.

учителя физической культуры

ежегодно

план работы

4.2.

Разработка системы дополнительного образования, внеурочной деятельности, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся

заместитель директора

ежегодно

план работы кружков и секций

4.3.

Привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

заместитель директора

ежегодно

план работы

4.4.

Организация урока физической культуры с учётом мониторинга уровня физического здоровья и индивидуальных особенностей учащихся

заместитель директора, учитель физической культуры

ежегодно

планы уроков

5

Диагностическое направление




5.1.

Мониторинг состояния здоровья детей.

председатель МС

ежегодно

результаты мониторинга


17. Здоровьесберегающая деятельность реализуется органами управления запланированными мероприятиями. Сроки выполнения в таблице 4.

Таблица 4 - Здоровьесберегающая деятельность педагогического коллектива МКОУ «Новоичинской СОШ»

Органы управления

Мероприятия программы

Сроки выполнения

2016– 2017гг.

2017 – 1018гг.

2018 – 2019гг.

 Административный Совет

1.  Создание временной творческой группы по разработке Программы здоровьесбережения.

Май 2016




2.  Анализ результатов медицинского осмотра участников образовательного процесса.

После прохождения осмотра




3.  Анализ влияния состояния здоровья учащихся на уровень обученности.

Май

Май

май


4.  Анализ дозировки учебной нагрузки: учебные планы; график контрольных работ.

Сентябрь

сентябрь

сентябрь


5.  Анализ эффективности уроков физкультуры.

январь

март

апрель


6.  Итоговый анализ состояния здоровья учащихся.

май

май

май

 Педагогический Совет

1.Обсуждение и принятие Программы здоровьесбережения.

август




2.Использование здоровьесберегающих технологий.


январь

апрель

 Методический Совет

1.Обсуждение Программы здоровьесбережения.

сентябрь




2.Составление плана работы с учетом внедрения здоровьесберегающих технологий.

август

август

август


3.Разработка критериев уровня здоровья участников образовательного процесса для мониторинга оценки качества образования.

октябрь




4.Мониторинг влияния состояния здоровья учащихся на качество знаний по предметам.

апрель

апрель

апрель


5.Разработка анкет и проведение анкетирования по определению самочувствия учащихся в школе

декабрь

декабрь

декабрь


Ожидаемые результаты:

- Отсутствие отрицательной динамики здоровья младших школьников.

- Высокая степень комфортности всех участников образовательного процесса.

- Владение выпускниками знаниями о здоровом образе жизни и осознании ответственности за свое здоровье.

- Расширение возможностей оказания психологической помощи.

- Рост числа учащихся, вовлеченных в физкультурно-оздоровительную деятельность.

- Повышение степени удовлетворенности обучающихся и родителей комплексностью и системностью работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

- Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к орга­низации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).

К основным направлениям педагогической деятельности МКОУ Новоичинской СОШ в формировании здоровья учащихся относятся:

- формирование ценностного отношения к здоровью всех участников педагогического процесса;

- внедрение традиций, пропагандирующих и способствующих ЗОЖ;

- формирование валеологической культуры педагогов, обучающихся и родителей;

Управление деятельностью здоровьесберегающей среды осуществляется по следующим направлениям:

1. Совет образовательного учреждения осуществляет общее планирование и определяет основные пути реализации здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности.

2. Педагогический совет рассматривает целесообразность применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

3. Работа классных руководителей. В масштабе школы она координируется посредством систематических совещаний и семинаров классных руководителей.

Социальная защита учащихся, укрепление их здоровья и профилактическая оздоровительная работа школы становится актуальной проблемой общества, государства, семьи и школы.

Основные приоритеты в формировании духовного и физического здоровья обучающихся:

1. образование и воспитание учащихся в области здоровья – неотъемлемая часть педагогического процесса;

2. образование и воспитание в области здоровья – важный составной компонент психофизического развития и саморазвития личности;

3. образование и воспитание в области здоровья выступают как условие, средство и результат формирования здоровой личности.

В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные осо­бенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности.

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:

- полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

- рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

- организацию занятий по лечебной физкультуре;

- организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;

- организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

- организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

- регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Сложившаяся система работы с родителями по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:

- проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;

- привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;

- создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей и т.п.

Таблица 5 - Мероприятия по выполнению программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни


I. Подготовка педагогических кадров

1.

Участие в обучающих семинарах по вопросам здоровьесбережения.

2.

Проведение семинаров с приглашением соответствующих специалистов по ознакомлению педагогов с здоровьесберегающими и здоровьеформирующими технологиями.

3.

Обучение классных руководителей и воспитателей проведению социально-ролевых игр и тренингов в классных коллективах.

4.

Оказание методической помощи при составлении программ клубных занятий, классных часов, связанных с пропагандой ЗОЖ.

5.


Педсоветы, касающиеся вопросов развития здоровьесберегающей среды в щколе.

6.


Психопрофилактическая работа с учащимися и педагогами, направленная на повышение степени устойчивости при стрессовых ситуациях.

III Повышение качества образования. Предупреждение перегрузки обучающихся в учебном процессе

1.

Проведение и отслеживание эффективности работы по скрининг-диагностике обучающихся.

2.

Разработка методических рекомендаций по организации и проведению уроков фи­зической культуры с учётом состояния здоровья обучающихся и возрастных групп.

3.

Отслеживание и предупреждение негативных факторов в образовательном процессе влияющих на снижение здоровья обучающихся.

5.

Разработка методрекомендаций по увеличению двигательной активности обучающихся на переменах.

6.

Анализ содержания и режима дополнительного образования.

7.

Внедрение в практику системы совместной работы всех участников образовательного процесса по предупреждению травматизма обучающихся в образовательном процессе.

8.

Проведение мониторинга сохранения и укрепления здоровья обучающихся по индивидуальной карте развития на весь период обучения.

9.

Совершенствование работы по реализации оздоровительной направленности физического воспитания, сочетание обучения, воспитания, лечебно-профилактических мероприятий и отдыха.

10.

Соблюдение санитарных норм и правил объёма максимально допустимой нагруз­ки, в т.ч. по нормам домашних заданий.

III. Воспитание культуры здоровья участников образовательного процесса

1.

Разработка программы клубных занятий и серии классных часов по проблемам формирования развития и укрепления здоровья.

2.

Интеграция вопросов, связанных с воспитанием культуры здоровья, в преподава­нии учебных предметов и внеурочной деятельности.

3.

Работа родительской конференции по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

4.


Развитие проектной деятельности учащихся: ориентация на создание проектов по вопросам здоровья.

5


Конкурсы классных газет видеороликов, буклетов; устные журналы выступление агитбригады по здоровому образу жизни.

6.


Организация и проведение олимпиад, спартакиад, спортивных праздников, и состязаний для школьников с участием педагогов и родителей, Дней здоровья.

7.


Организация школьного оздоровительного лагеря в каникулярное время.

8.


Информирование через сменные информационные стенды по направлениям: здоровьесбережение, безопасность.

9.

Разработка памяток по различным вопросам обеспечения здоровья для младших школьников и их родителей.

IV. Развитие физической и двигательной активности младших школьников

1.

Разработка критериев оценки утомления обучающихся (по внешним признакам)и в соответствии с ними создание системы профилактики утомляемости на уроке (оптимальное использование физкультми­нуток, физкультпауз, переключения внимания и др.).

2.

Проведение динамических пауз для предупреждения преждевременного умственного утомления и профилактики нарушений зрения, осанки и возникновения застойных явлений в кровообращении и дыхании (ежедневно на 3-м уроке с использованием локальной сети).

3.

Мониторинг уровня и состояния здоровья для выявления учащихся групп риска и про­гноза заболеваемости.

4.

Расширение охвата занятиями в спортивных секциях, в том числе на базе школы в соответствии с потребностями обучающихся в физической активности.

V. Использование воспитательного потенциала урочной и внеурочной деятельности

1.

Ориентация внеурочной деятельности на приоритетное решение вопросов сохранения здоровья, формирования здорового образа жизни через организованную и свободную внеурочную деятельность

2.

Разработка методических рекомендаций в помощь классным руководителям и воспитателям при проведении профилактических мероприятий.

3.

Включение в планы воспитательной работы классных руководителей и воспитателей как отдельное направление работу по формированию культуры здоровья.

4.

Ведение пропаганды через систему общешкольных мероприятий.

5.

Организация проведения регулярных Дней Здоровья.

6.

Проведение школьного конкурса на лучшую организацию работы по формированию здоровьесберегающей среды в классных коллективах.

VI. Использование возможностей научно-исследовательской деятельности обучающихся и педагогов

1.

Включение в годовое планирование работы методического объединения направления по пропаганде ЗОЖ

2.

Подготовка и публикация опыт педагогов школы по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

4.

Использование возможностей Интернет-сайта школы для ведения профилактической и пропагандистской работы

XI. Организация совместной деятельности с внешней социокультурной средой

1.

Разработка и утверждение планов и договоров о совместной деятельности с различными учреждениями внешней социокультурной среды, заинтересованными в пропаганде ЗОЖ.


















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абаскалова Н.П. Основы подготовки педагога к реализации программ по культуре здоровья и безопасного образа жизни// Международная научно-практическая конференция «Здоровьесбережение как приоритет национальной безопасности России в третьем тысячелетии». – Стерлитамак, (10 апреля) 2013. – С.85-87

  2. Абаскалова Н.П. Формирование компетенции «Быть здоровым» в соответствии с концепцией трех «Т» новых ФГОС//Сб. Всероссийской научной школы здоровья с международным участием «Здоровье и образование». – Стерлитамак (19-21 марта), 2013. – С. 7-10

  3. Абаскалова Н.П., Зверкова А.Ю. Здоровьеориентированные педагогические технологии в системе непрерывного образования (на примере метода проектов): монография по проблеме сохранения здоровья. – Новосибирск: ООО агентство «Сибпринт», 2013.– 160с.

  4. Абаскалова Н.П., Ирхин В.Н., Маджуга А.Г. Педагогика здоровья: новый этап: коллективная монография. – Стерлитамак- Москва, 2013. – 221с.

  5. Абаскалова, Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-вуз»: монография / Н. П. Абаскалова. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2001. — 316 с.

  6. Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1981. -186 с.

  7. Айзман, Р. И. Валеология: учеб. программа для общеобразовательных школ / Р. И. Айзман. Новосибирск: НГПУ, 1996. – 19 с.

  8. Айзман Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования / Р.И. Айзман. Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 1996. – 27 с.

  9. Айзман Р.И. Индивидуальная норма как критерий адаптации и здоровья / Р.И. Айзман, Л.К. Великанова. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1997. -20 с.

  10. Айзман Р.И. Морфофункциональное и психофизиологическое развитие детей, проживающих в Республике Тыва / Р.И. Айзман, В.А. Красильни-кова, Л.К. Будук-оол // Материалы 13 Междунар. конгресса по Приполярной медицине. Новосибирск, 2006. – С. 22-23.

  11. Айзман, Р.И. Возрастные особенности гемодинамики человека на стимуляцию осморегулирующей системы Текст. / Р.И. Айзман, О.Н. Петрова, И.О. Тупицин // Физиология человека. -1988.-Т. 14.-№4.-С.647-651.

  12. Айзман, Р.И. Подготовка ребенка к школе Текст. / Р.И. Айзман, Г.Н. Жарова, Л.K. Айзман, А.И. Савенков, С.Д. Забрамная, И.Е Ядрихинская // М.: НГПУ, 1991.-С.28.

Айзман, Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования Текст. / Р.И Айзман -Новосибирск СО РАМН, 1996

  1. Виленский, М. Я. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности / М. Я. Виленский, Г. М. Соловьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2001. № 3. – С. 2 – 7.

  2. Десятов, С. М. Педагогические условия создания здоровьесберегающей системы образовательного процесса в массовой школе: автореф. дис. канд. пед. наук / С. М. Десятов. — Омск, 1999.– 22 с.

  3. Зайцев, Г.К Валеологический анализ и обеспечение здоровья педагогическими средствами в системе образования // Валеология. 1997. №4. С. 16-21.