Практическое занятие
«Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов».
1. Цель работы: изучить среду программирования и структуру программы Turbo Pascal, научиться составлять несложные программы в этой среде программирования, производить тестирование программы.
2. Оборудование, приборы, аппаратура, материалы: персональный компьютер, среда программирования Turbo Pascal.
3. Краткие теоретические сведения.
Паскаль - язык профессионального программирования, который назван в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623-1662) и разработан в 1968-1971 гг. Никлаусом Виртом. Первоначально был разработан для обучения, но вскоре стал использоваться для разработки программных средств в профессиональном программировании.
Паскаль популярен среди программистов по следующим причинам:
-
Прост для обучения.
-
Отражает фундаментальные идеи алгоритмов в легко воспринимаемой форме, что предоставляет программисту средства, помогающие проектировать программы.
-
Позволяет четко реализовать идеи структурного программирования и структурной организации данных.
-
Использование простых и гибких структур управления: ветвлений, циклов.
-
Надежность разрабатываемых программ.
Турбо Паскаль - это система программирования, созданная для повышения качества и скорости разработки программ (80-е гг.). Слово Турбо в названии системы программирования - это отражение торговой марки фирмы-разработчика Borland International (США).
Систему программирования Турбо Паскаль называют интегрированной (integration - объединение отдельных элементов в единое целое) средой программирования, т.к. она включает в себя редактор, компилятор, отладчик, имеет сервисные возможности.
Основные файлы Турбо Паскаля:
-
Turbo.exe - исполняемый файл интегрированной среды программирования;
-
urbo.hlp - файл, содержащий данные для помощи;
-
Turbo.tp - файл конфигурации системы;
-
Turbo.tpl - библиотека стандартных модулей, в которых содержатся встроенные процедуры и функции (SYSTEM, CRT, DOS, PRINTER, GRAPH, TURBO3, GRAPH3).
Для запуска интегрированной среды программирования нужно установить текущим каталог с Турбо Паскалем (TP7\BIN) и ввести команду: turbo.exe.
Окно программы содержит полосу меню, область окна и строку статуса.
Для входа в меню можно воспользоваться одним из способ:
Интегрированная среда программирования Турбо Паскаль позволяет иметь любое количество открытых окон, но в любой момент времени активным может быть только одно.
Активное окно - это окно с которым вы в настоящий момент работаете.
Общие горячие клавиши:
-
F1 - выводит окно подсказки;
-
F2 - сохраняет файл активного окна;
-
F3 - появление диалогового окна и возможность открыть файл;
-
F4 - запускает программу до строки, на которой стоит курсор;
-
F5 - масштабирует диалоговое окно;
-
F6 - переходит к следующему открытому окну;
-
F7 - запускает программу в режиме отладки с заходом внутрь процедур;
-
F8 - запускает программу в режиме отладки, минуя вызов процедур;
-
F9 - компилирование программы в текущем окне;
-
F10 - возвращение в меню.
Команды меню File:
-
Open-F3 - открыть существующий файл (при активизации этой опции появляется окно со списком файлов, где можно выбрать необходимый),
-
New - создать новый файл (очищает память редактора и переводит в режим создания нового файла, которому присваивается имя Noname.pas; имя можно изменить при записи файла на диск),
-
Save-F2 - сохранить файл (переписывает файл из памяти редактора на диск),
-
Save as - сохранить с новым именем,
-
Save all - сохранить все в окнах (записывает содержимое всех окон редактора в соответствующие файлы),
-
Change dir - смена каталога (позволяет изменить установленный по умолчанию диск или каталог),
-
Print - печать файла,
-
Get info - выдача информации о текущем состоянии программы и используемой памяти,
-
DOS Shell - выход в DOS без выгрузки из памяти (для возврата ввести команду exit),
-
Exit - выход и выгрузка из памяти.
Программы на языке Паскаль имеют блочную структуру:
-
Блок типа PROGRAM - имеет имя, состоящее только из латинских букв и цифр. Его присутствие не обязательно, но рекомендуется записывать для быстрого распознавания нужной программы среди других листингов.
-
Программный блок, состоящий в общем случае из 7 разделов:
-
раздел описания модулей (uses);
-
раздел описания меток (label);
-
раздел описания констант (const);
-
раздел описания типов данных (type);
-
раздел описания переменных (var);
-
раздел описания процедур и функций;
-
раздел описания операторов.
Общая структура программы на языке Паскаль:
Рrogram ИМЯ..; {заголовок программы} Uses ...; {раздел описания модулей} Var ..; {раздел объявления переменных} ... Begin {начало исполнительной части программы} ... {последовательность ... операторов} End. {конец программы} |
Пример программы, которая осуществляет сложение двух чисел и выводит сумму на экран:
Program Summa; Uses Crt;{Подключаем модуль Crt} Var number1, {переменная, в которой будет содержаться первое число} number2, {переменная, в которой будет содержаться второе число} rezult {переменная, в которой будет содержаться результат} :integer; {указывает тип целых чисел} Begin ClrScr;{Используем процедуру очистки экрана из модуля Crt} Write ('Введите первое число '); {Выводим на экран символы, записанные между апострофами} Readln (number1); {Введенное пользователем число считываем в переменную number1} Write ('Введите второе число '); {Выводим на экран символы, записанные между апострофами} Readln (number2); {Введенное пользователем число считываем в переменную number2} rezult := number1 + number2; {Находим сумму введенных чисел и присваиваем переменной rezult} Write ('Сумма чисел ', number1, ' и ', number2, ' равно ', rezult); {Выводим на экран строчку, содержащую ответ задачи} Readln;{Процедура задержки экрана} End. |
4. Задание
Задание 1. Изучите внешний вид системы программирования Турбо Паскаль.
Задание 2. Откройте файл, в который Вы запишите программу, выполняющую сложение двух чисел. Для этого нажмите клавишу F10, чтобы выйти в главное меню, затем клавишами перемещения курсора выберите опцию File, а в выпавшем меню команду New.
Найдите в этой программе заголовок, раздел описания переменных, признак начала программы, признак конца программы, тело программы, комментарий. Ответьте на вопросы:
-
Какое назначение переменных number1, number2, rezult?
-
Что обозначает строка: number1, number2, rezult : integer; ?
-
Если присвоить переменным number1 и number2 соответственно значение 5 и 7, то какую строчку выдаст компьютер при исполнении последней процедуры Write? Запишите ее в отчет.
-
Переведите с английского языка слова: Write, Read. Как вы думаете, что должен делать операторы с таким названием?
-
Как вы понимаете запись: readln(number1); ?
-
Чему равно значение переменной rezult после выполнения оператора: rezult := number1 + number2; ?
-
Что делает оператор присваивания в этой программе?
Задание 3. Измените программу, выполненную в задании 2 так, чтобы она находила произведение двух чисел. Сохраните текстом программы в файлеProizv.pas. Результат покажите преподавателю.
Задание 4. Измените программу, выполненную в задании 3 так, чтобы она выполняла расчет площади прямоугольника по его длине и ширине. Заполните по результатам работы программы таблицу:
№ п/п | Параметры прямоугольника |
Длина | Ширина | Площадь |
1. | 1 | 10 | |
2. | 7 | 14 | |
3. | 5 | 7 | |
4. | 8 | 8 | |
5. | 4 | 12 | |
5. Содержание отчета
Отчет должен содержать:
-
Название работы.
-
Цель работы.
-
Задание и его решение.
-
Вывод по работе.
6. Контрольные вопросы
Что такое среда программирования?
-
Опишите среду программирования Тurbo Pascal.
-
Как сохранить текст программы в Тurbo Pascal?
-
Какова структура программы на языке Pascal?
-
Как осуществить запуск программы?