Всего -34 часа; в неделю – 1час.
Составитель-НИИ дефектологии. Москва – 1983
Рабочая программа по предмету «Ручной труд» разработана на основе примерной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2013 г. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года) на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей с ОВЗ.
- получение элементарных знаний по видам труда.
- формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционном образовательном учреждении VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
Настоящая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю) и в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
- названия материалов.
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведения |
План. | Факт. |
I четверть 9 ч. |
| Работа с пластилином | 6 | | | |
-
| Правила работы на уроках ручного труда. | 1 | Знать свойства пластилина, приёмы лепки «колбаской»; Уметь лепить палочки различной длины, толщины | 05.09 | |
-
| Лепка тарелки. | 1 | Уметь лепить предметы способом примазывания деталей; ориентироваться в задании | 12.09 | |
-
| Лепка колец бубликов, кренделей. | 1 | Уметь лепить предметы шаровидной и овальной формы; ориентироваться в задании | 19.09 | |
-
| Лепка блюдца. Составление композиции. | 1 | Уметь лепить палочки различной длины, толщины; пользоваться стекой; ориентироваться в задании | 26.09 | |
-
| Лепка тарелки. Составление композиции «Вишня на тарелке». | 1 | Уметь лепить предметы шаровидной и овальной формы; ориентироваться в задании | 03.10 | |
-
| Лепка матрёшки. | 1 | Уметь лепить предметы шаровидной и овальной формы; ориентироваться в задании | 10.10 | |
| Работа с природным материалом | 3 | | | |
-
| Изготовление по образцу ежа из пластилина с иглами из обломанных крылаток вяза | 1 | Знать технологию изготовления ежа из пластилина с иглами из обломанных крылаток вяза. Уметь ориентироваться в задании | 17.10 | |
-
| Изготовление по образцу лебедя из еловой шишки и пластилина | 1 | Знать технологию изготовления лебедя из еловой шишки и пластилина; развитие умения ориентироваться в задании | 24.10 | |
-
| Изготовление по образцу цветка. Цветоложе – из пластилина, лепестки – крылатки вяза, цветоножка - проволока | 1 | Знать технологию изготовления цветка из пластилина, крылаток вяза и проволоки. Уметь ориентироваться в задании | 07.11 | |
| Работа с бумагой | 5 | | | |
-
| Свойства бумаги. Сгибание, разрывание, разглаживание бумаги. | 1 | Знать свойства бумаги. Уметь сгибать, разрывать и разглаживать бумагу | 14.11 | |
-
| Изготовление изделия: «тетрадь» из 3-4 листов бумаги с обложкой | 1 | Знать технологию изготовления тетради. Уметь складывать лист бумаги с угла на угол и по средней линии | 21.11 | |
| II четверть-7 ч. |
-
| Изготовление по образцу наборной линейки | 1 | Знать технологию изготовления наборной линейки. Уметь складывать лист бумаги с угла на угол и по средней линии | 28.11 | |
-
| Складывание и наклеивание фигур, состоящих из двух частей. Гриб | 1 | Уметь наклеивать бумагу; пользоваться кисточкой | 05.12 | |
-
| Складывание и наклеивание фигур, состоящих из двух частей. Дом с крышей. | 1 | Уметь наклеивать бумагу; пользоваться кисточкой | 12.12 | |
| Работа с текстильным материалом | 2 | | | |
-
| Плетение косичек из толстых цветных шнуров. Завязывание узелков на концах. Завязывание бантом | 1 | Знать технологию изготовления косичек из толстых цветных шнуров. Уметь выполнять узелки; завязывать бантик | 19.12 | |
-
| Изготовление стилизованных фигурок из связанных пучков нитей. Мальчик, девочка | 1 | Знать технологию изготовления фигурок из связанных пучков нитей. Уметь выполнять узелки; завязывать бантик | 26.12 | |
| Работа с бумагой | 2 | | | |
-
| Выполнение изделий из бумаги с применением клеящего карандаша: изготовление елочных украшений. Флажки из цветной бумаги | 1 | Знать технологию изготовления ёлочных украшений на основе изготовления флажков из цветной бумаги. Уметь пользоваться клеящим карандашом; в сгибании бумаги | 16.01 | |
-
| Выполнение изделий из бумаги с применением клеящего карандаша: изготовление елочных украшений. Цепочка из двух разноцветных полос | 1 | Знать технология изготовления ёлочных украшений на основе изготовления цепочки из двух разноцветных полос. Уметь пользоваться клеящим карандашом; сгибать бумагу | 23.01 | |
| -
| Конструирование | 6 | | | |
-
| Постройки из детских наборов строительного материала по показу: стол на 4-х ножках (кубиках), диван, кресло | 1 | Уметь подбирать и выкладывать из объемных плоскостных форм разного цвета и величины различных комбинаций: стол, диван, кресло | 30.01 | |
-
| Постройки из детских наборов строительного материала по образцу: дом с воротами, забором и дорожкой | 1 | Уметь подбирать и выкладывать из объемных плоскостных форм разного цвета и величины различных комбинаций: дом с воротами, забором и дорожкой | 06.02 | |
-
| Постройки из детских наборов строительного материала по словесной инструкции: поезд | 1 | Уметь выкладывать из объемных плоскостных форм по словесной инструкции: поезд, учитывая форму, цвет и величину фигур | 13.02 | |
-
| Знакомство с пластмассовым конструктором. Сборка по образцу треугольника | 1 | Уметь собирать треугольник из пластмассового конструктора по образцу | 20.02 | |
-
| Работа с ключом и отверткой. Сборка по образцу квадрата | 1 | Уметь работать ключом и отверткой; собирать квадрат из пластмассового конструктора | 27.02 | |
-
| Работа с конструктором. Сборка по словесной инструкции домика | 1 | Уметь пользоваться ключом и отверткой; собирать домик по словесной инструкции | 06.03 | |
| Работа с бумагой | 4 | | | |
-
| Выполнение изделий из цветной бумаги с применением клеящего карандаша. Цветок на стебле | 1 | Знать геом. фигур; основные цвета. Уметь выполнять аппликацию по показу учителя из геом. фигур; пользоваться клеем | 13.03 | |
-
| Выполнение изделий из цветной бумаги с применением клеящего карандаша. Букет (два-три цветка разного цвета на стеблях) | 1 | Знать геом. фигур; основные цвета. Уметь выполнять аппликацию по показу учителя из геом. фигур | 20.03 | |
-
| Изготовление закладки из тонкого картона. Обклеивание картона с двух сторон | 1 | Знать технологию изготовления закладки из тонкого картона способом обклеивания с двух сторон | 03.04 | |
-
| Выполнение изделий из цветной бумаги с применением клеящего карандаша. Дождик | 1 | Знать геом. фигур; основные цвета. Уметь выполнять аппликацию по показу учителя | 10.04 | |
| IV четверть- 9ч. |
| Работа с пластилином | 3 | | | |
-
| Лепка по показу и образцу стилизованных животных: заяц, лиса, медведь | 1 | Знать свойства пластилина; приёмы вытягивания и примазывания при изготовлении животных: зайца, лисы, медведя. Уметь ориентироваться в задании | 17.04 | |
-
| Лепка плоскостных фигур на дощечках. Овощи | 1 | Знать технологию выполнения плоскостных фигур на дощечках, с использованием стека. Уметь ориентироваться в задании. | 24.04 | |
-
| Лепка плоскостных фигур на дощечках. Фрукты | 1 | Знать технологию выполнения плоскостных фигур на дощечках, с использованием стека. Уметь ориентироваться в задании | 08.05 | |
| Работа с природным материалом | 2 | | | |
-
| Изготовление по образцу бабочки из пластилина и крылаток ясеня | 1 | Обучить изготовлению бабочки из крылаток ясеня и пластилина; развитие умения ориентироваться в задании; воспитание аккуратности при работе | 15.05 | |
-
| Изготовление по образцу рыбки из еловой шишки | 1 | Обучить изготовлению рыбки из еловой шишки и пластилина; развитие умения ориентироваться в задании; воспитание аккуратности при работе | 22.05 | |