МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№31 г. УЛАН_УДЭ»
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________/_____________ Протокол № ____ от «____» ________ 20___ г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ___________/____________ | «Утверждаю» Директор МАОУ «СОШ № 41 г. Улан-Удэ» ____________ Э.Л.Тимина Приказ №______от__________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
музыка
2019 – 2020 учебный год
Учитель Алексеева А.А.
Класс 2 «б»
Всего часов в год 34 ч.
Всего часов в неделю 1
г. Улан-Удэ,
2019
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне | Автор/Авторский коллектив | Название учебника | Класс | Издатель учебника | Нормативный документ |
1.1.6.2.2.1 | Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. | Музыка | 2 | АО "Издательство "Просвещение" | (п. 1.1.6.2.1.4 в ред. Приказа Минпросвещения России от 08.05.2019 N 233) |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учётом возможностей учебно-методической системы «Школа России» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Критская, Е. Д. Музыка. 2 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2019.
Критская, Е. Д. Музыка. 2 класс : рабочая тетрадь / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2019.
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 2 класс : пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2019.
Музыка. Фонохрестоматия. 2 класс / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2019. – 2 электрон. опт. диск (CD-Rom).
Сергеева, Г. П. Музыка. 1–4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2019.
Критская, Е. Д. Уроки музыки : 1–4 классы : поурочные разработки / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2019.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели и задачи
Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности1.
Структура курса
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры – «от родного порога», по выражению народного художника России Б. М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций из устных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского – это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность2.
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Структура курса
Россия – Родина моя (3 ч).
Мелодия. «Здравствуй, Родина моя! Моя Россия». Гимн России.
День, полный событий (6 ч).
Музыкальные инструменты (фортепиано). Природа и музыка. Прогулка. Танцы, танцы, танцы… Эти разные марши. Звучащие картины. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.
О России петь – что стремиться в храм (5 ч).
Великий колокольный звон. Звучащие картины. Святые земли Рус-ской. Александр Невский. Сергий Радонежский. Молитва. С Рождеством Христовым! Музыка на Новогоднем празднике.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч).
Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Русские народные праздники: проводы зимы. Встреча весны.
В музыкальном театре (5 ч).
Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера. Балет. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижёра. Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал.
В концертном зале (5 ч).
Симфоническая сказка (С. С. Прокофьев «Петя и Волк»). Картинки с выставки (М. П. Мусоргский). Музыкальное впечатление. «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония № 40. Увертюра.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (6 ч).
Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И всё это Бах. Всё в движении. Попутная песня. «Музыка учит людей понимать друг друга». Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла. Первый. Мир композитора (П. И. Чайковский. С. С. Прокофьев). Могут ли иссякнуть мелодии?
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ, на изучение музыки во 2 классе начальной школы выделяется 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров
в содержании учебного предмета
Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине, к семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.
Личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач3.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА4
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
– чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умения эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной, понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:
– воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
– ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
– соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
– общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
– исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
– определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
– оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
1. Сборники песен и хоров.
2. Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству.
3. Портреты композиторов.
4. Альбомы с демонстрационным материалом.
5. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
6. Видеофильмы с записью фрагментов из оперных и балетных спектаклей.
7. Фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
8. Электронные музыкальные инструменты (синтезаторы).
9. DVD-проигрыватели.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема, тип урока | Решаемые проблемы; цель деятельности учителя | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
понятия | предметные результаты | универсальные учебные действия (УУД) | личностные результаты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Россия – Родина моя |
1 | | Мелодия (У.*, с. 8–9) (вводный урок; урок-экскурсия) | Какому народу близка эта музыка? Цель: учить определять, на что похожа мелодия (песня), кем она написана (написал композитор или народная), какие интонации помогают узнать время суток, изображённое в музыке | Композитор, мелодия, аккомпанемент, песня, ноты, слушатель | Узнают: что такое мелодия и аккомпанемент, назовут, кто сочиняет музыку. Научатся: размышлять о музыке, какую она рисует картину (на примере музыки М. П. Мусоргского), слушать музыку, проводить интонационно-образный анализ музыки, исполнять хоровое произведение (петь хором) | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя; планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: использовать общие приёмы решения познавательной задачи. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; вести диалог; слушать и пониматьсобеседника | Показывает наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир |
2 | | Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. (У., с. 10–13) (изучение и закрепление новых знаний; | Что объединяет песни о Родине? Цель: учить подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций), воплощать ха- | Запев, припев, хор, солист, ис-полнитель. Россия – Родина моя. Музыка о род- | Узнают: смысл понятий: запев, припев, хор, солист, исполнитель, Родина, песня, танец, марш, мелодия. Научатся: петь хором и с солистом на примере песен Ю. Чичкова «Здравствуй, Родина моя!» | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соотвтествии с поставленной задачей. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов | Проявляет чувство гордости за культурное наследие своего народа; оценивает |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | урок-путешествие в концертный зал) | рактер и настроение песен о Родине в своём исполнении; по-знакомить с музыкальными образцами родного края | ном крае. Композиторская и народная музыка | и Г. Струве «Моя Россия», воплощая характер и настроение песен о Родине, слушать музыку, устно отвечать на вопросы по содержанию музыкальных произведений | решения учебно-практических и познавательных задач; участвовать в обсуждении проблемных вопросов; предлагать творческие варианты решения поставленной задачи; использовать полученные знания в самостоятельной работе. Коммуникативные: формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию | и сознательно выстраивает эстетические от-ношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом |
3 | | Гимн России. (У., с. 14–15) (расширение и углубление знаний; урок- историческое путешествие) | Что такое гимн? Цель: познакомить с Гимном России и его авторами; обратить внимание учащихся на особенности исполнения Гимна, | Гимн, символы России (флаг, герб), памятники архитектуры. Столица. Гимн России – главная песня нашей Родины | Узнают: символы России (флаг, герб, гимн), особенности исполнения гимна, значение понятий: гимн, символы, памятники архитектуры. Научатся: слушать и ис- полнять гимн, исполнять музыальное произведение в хоре, выполнять интонационно-образный анализ музыки | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; адекватно ис-пользовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; вести диалог; слушать и понимать собеседника | Осознает гражданскую идентичность в соответствии с традициями семьи и народа |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
День, полный событий |
4 | | Музыкальные инструменты (фортепиано) (У., с. 18–19) (расширение и углубление знаний; урок-путешествие в концертный зал) | Что роднит и что от-личает два цикла детской музыки – П. И. Чайковского («Детский альбом») и С. С. Прокофьева («Детская музыка»)? Цель: научить определять жизненную основу музыкальных произведений, понимать выразительныевозможности фортепиано в создании различных образов | Форте, пиано, фортепиано, рояль, пианино, пианист | Узнают: понятия: форте, пиано, фортепиано, рояль, пианино, музыкальный язык, музыкальный аль-бом, интонации. Научатся: называть имена композиторов (Петр Ильич Чайковский,Сергей Сергеевич Прокофьев), музыкальные инструменты, определять, как они связаны между собой (на при-мере пьес из «Детского альбома» П. И. Чайковского и «Детской музыки» С. С. Прокофьева) | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в по-знавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять поиск информации об истории и уст-ройстве фортепиано. Коммуникативные: задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Проявляет эмоционально-ценностное отношение к музыке; расширяет свою ценностную сферу в процессе общения с музыкой |
5 | | Природа и музыка. Прогулка. (У., с. 20–23) (изучение нового материала; урок-путешествие) | Какое время суток определяется в каждой из пьес? Цели: познакомить с пьесами «Утро» и «Вечер» С. Прокофьева, «Прогулка» М. Мусоргского и С. Прокофьева; на-учить применять | Песенность, танцевальность, маршевость, мелодия, регистр | Научатся: определять, какая из пьес С. Прокофьева изображает утро, а какая – вечер, характеризовать их выразительные возможности на примере пьес «Прогулка» М. Мусоргского и С. Прокофьева. Узнают: понятия песенности, танцевальности и | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: ставить вопросы; формулировать проблемы; осуществлять сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источни- | Проявляет наличие стремления к красоте и гармонии; приобретает эстетический взгляд на мир; |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | | знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения, сравнивать контрастные пьесы одного композитора, композиторские стили и произведения с одинаковыми названиями | | маршевости, мелодия, регистр, изобразительность в музыке, что такое регистр, о песенности, танцевальности и маршевости в музыке русских композиторов, об изобразительности в музыке | ков); применять и представлять информацию. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; вести диалог; слушать собеседника; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной | оценивает и сознательно выстраивает эстетические от-ношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом |
6 | | Танцы, танцы, танцы… (У., с. 24–25) (расширение и углубление знаний; урок-танц-класс) | Как различать многообразие танцевальной музыки? Цели: познакомить с танцами «Детского альбома» П. И. Чайковского и «Детской музыки» С. С. Прокофьева; научить определять ритмическую основу музыки, её танцевальные ритмы, характерные движения | Танцевальные жанры (народный, классический бальный танец, современный эстрадный). Танцевальные ритмы. Пластика движений | Узнают: названия танцев: полька, вальс, тарантелла, камаринская, понятия: танцевальные ритмы, пластика движений, танцевальные жанры. Научатся: различать народный и классический танец, определять ритмы танцев; выполнять музыкально-ритмические движения; слушать музыку | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебных, познавательных и творческих задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно работать в паре, группе | Демонстрирует наличие навыков продуктивного сотрудничества, об-щения; реализует творческий потенциал в процессе коллективного танца |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
7 | | Эти разные марши. Звучащие картины. (У., с. 26–29) (закрепление нового материала; урок-путешествие в картинную галерею) | Кому из композиторов принадлежат марши? Как звучит музыка, которую исполняют пианисты, изображённые на картинах? Цель: расширить и углубить знания о жанре марша и разнообразии маршевой музыки; помочь накопить музыкально-слуховой опыт как опыт интонационно-стилевой | Интонация шага, поступь. Ритм марша | Узнают: отличительные черты маршевой музыки: поступь, интонация шага. Научатся: определять на слух маршевую музыку, выделять среди произведений пьесы маршевого характера, сравнивать музыкальные ритмы движений деревянных солдатиков и мальчика, кузнечиков и месяца на примере пьес П. И. Чайковского и С. С. Прокофьева | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результат действия с требованиями конкретной задачи. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач. Коммуникативные: обсуждать совместно вопросы с партнером по учебному взаимодействию перед принятием решения | Проявляет наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его художественном разнообразии |
8 | | Расскажи сказку. (У., с. 30–31) (решение частных задач; урок-сказка) | О чём рассказали в своих музыкальных сказках П. И. Чайковский и С. С. Прокофьев? Цель: сравнить и сопоставить музыкальное развитие и содержание пьес «Нянина сказка» П. И. Чайков- | Мелодия, аккомпанемент, вступление. Сказочные об-разы в музыке | Узнают: значение музыкальных терминов: мелодия, аккомпанемент, вступление, о сказочных образах в музыке. Научатся: находить сход-ство и различие музыкальных сказок («Нянина сказка» П. И. Чайковского и «Сказочка» С. С. Проко- | Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу; использовать речь для регуляции своего действия; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения поставленных задач; рисовать услышанное. | Стремится к формированию ассоциативно-образного мышления; имеет позитивную самооценку своих |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | | ского и «Сказочка» С. С. Прокофьева из двух фортепианных альбомов для детей | | фьева), рисовать то, что услышали, и сочинять сказку к своему рисунку | Коммуникативные: ставить вопросы; учитывать настроения других людей, их эмоциональное восприятие музыки | музыкально-творческих способностей |
9 | | Колыбельные. Мама. (У., с. 32–35) (обобщение и систематизация знаний, урок-игра) | О чём говорит музыка? Что нужно для того, чтобы выразительно исполнить колыбельные песни? Цель: помочь учащимся определить интонацию колыбельной в музыкальных произведениях; развивать умения выделять отличительные черты колыбельной песни, подбирать слова к мелодии, играть на музыкальных ин-струментах, выразительно исполнять колыбельные песни | Темп, динамика, выразительность ис-полнения, интонация колыбельной, фраза. Колыбельные – самые древние песни | Узнают: значение музыкальных терминов: темп, динамика, построение музыки, музыкальная форма. Научатся: слушать и выразительно исполнять колыбельные песни на примере пьесы из «Детского аль-бома» П. И. Чайковского «Мама» и песен композиторов Е. Крылатова, А. Ос-тровского, Р. Паулса, различать особенности построения музыки (двухчастная, трёхчастная форма) и его элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев) | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий. Познавательные: ставить и формулировать проблему; осуществлять запись, фиксацию информации о музыкальном мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. Коммуникативные: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; принимать участие в групповом исполнении песен | Проявляет духовно-нравственные и этические чувства, уважительное отношение к матери |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
«О России петь – что стремиться в храм» |
10 | | Великий колокольный звон. Звучащие картины.(У., с. 38–41) (вводный урок; урок-путешествие в художественную галерею) | Как звучит «Великий колокольный звон»? Цели: познакомить с голосами-тембрами колоколов, с разнообразием колокольных звонов, с композиторами, включавшими звоны колоколов в свои произведения; помочь учащимся определить, какая музыка звучит на картинах художников | Голоса-тембры колоколов. Колокольные звоны: благовест, трезвон, перезвон, всполошный, набат, метельный звон. Музыкальный пейзаж | Узнают: названия колокольных звонов, что такое музыкальный пейзаж, звучащие картины, голоса-тембры. Научатся: определять голоса-тембры колоколов, сравнивать их на примере музыки М. П. Мусоргского, С. С. Прокофьева «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский», «Праздничного трезвона», передавать в пластике движений и в игре на музыкальных инструментах разный характер колокольных звонов, сопоставлять средства музыкальной выразительности музыки и живописи | Регулятивные: выражать в словесной форме образный смысл и общий замысел произведений; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: выделять необходимую для решения познавательной задачи информацию; рассматривать живописные полотна и определять, какая музыка звучит на картинах, какими средствами живописи художник выразил музыкальное звучание; объяснять, почему некоторые картины называют звучащими. Коммуникативные: задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Сохраняет внутреннюю позицию школьника на ос-нове положительного отношения к школе; воспринимает музыкальное произведение на ос-нове эмоционально-чувственного развития, сопереживания, чувства со-причастности к истории своей Родины и народа |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
11–12 | | Святые земли русской. Александр Невский. (У., с. 42–43) Святые земли русской. Сергий Радонежский. (У., с. 44–45) (изучение и закрепление нового материала; урок-путешествие в историю) | Что такое кантата? Чем дорога народу память подвигов Александра Невского и Сергия Радонежского? Цели: познакомить с именами святых земли русской; объяснить, что они сделали для Руси, какие подвиги прославили их имена; помочь осмыслить понятия: кантата, народные песни, церковные песнопения | Народные песнопения, церковные песнопения, житие. Кантата. Хор | Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: хор, кантата, триптих, народные песнопения, церковные песнопения, житие. Научатся: называть име- на святых, исполнять темы «Песни об Александре Невском» и «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский» С. С. Прокофьева, рассказывать о национальных героях, аргументируя, почему их любят, чтят и помнят потомки, обсуждать, какая музыка должна звучать в честь национальных героев | Регулятивные: соотносить свои действия с поставленной целью и результатами. Познавательные: осуществлять поиск необходимой для реализации учебных задач информации. Коммуникативные: выслуши- вать мнения и идеи одноклассников и использовать их в дальнейшей деятельности; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Проявляет этические чувства, чувство со-причастности к истории своей Родины и народа; оценивает и сознательно выстраивает эстетические от-ношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом |
13–14 | | Молитва (У., с. 46–47) С Рождеством Христовым! Музыка на Новогоднем празднике. | Что такое молитва? Цели: дать понятие молитвы через пьесы из «Детского аль-бома» П. И. Чайковского; развивать умение проводить интонационно-образный | Икона. Молитва. Мелодия. Композитор. Народные славянские песнопения. | Узнают: значение понятий: молитва, икона. Научатся: проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки на примере пьес из «Детского альбома» И. Чайковского «Утренняя молитва», | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: узнавать, называть и определять явления окружающей действительности. Коммуникативные: договариваться о распределении функ- | Укрепляет культурную, этническую и гражданскую идентичность в соответ- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | (У., с. 48–51) (Закрепление нового материала, обобщение и систематизация. Урок-концерт) | анализ прослушанного музыкального произведения | Народные церковные праздники, Евангелие, сочельник, колядки | «В церкви». Узнают: значение понятий: народные церковные праздники, сочельник, колядки. Научатся: выразительно исполнять рождественские песнопения | ций и ролей в совместной деятельности; конструктивно работать в паре, группе | ствии с духовными традициями семьи и народа |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» |
15 | | Русские народные ин-струменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. (У., с. 54–59) (повторение и закрепление изученного материала. Урок-игра) | Какие русские народные инструменты вы знаете? Цель: продолжить знакомить учащихся с музыкальными ин-струментами, с составом оркестра рус-ских народных ин-струментов; помочь учащимся создать инструментальные импровизации; объяснить значение музыкальных понятий: плясовые наигрыши, вариации | Оркестр русских народных инструментов. Пляска. Наигрыш. Вариации. Песня-игра. Песня-диалог. Рус-ские народные песни. Хоровод. Фольклор | Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: оркестр русских народных инструментов, вариации, наигрыш, пляска, фольклор, песня-игра, песня-диалог. Научатся: называть народные инструменты, на которых играют музыканты, определять на слух рус-ские народные инструменты, импровизировать в иг-ре на народных инструментах, разыгрывать песни «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли», выразительно | Регулятивные: обдумывать замысел и реализовывать его в исполнении; определять об-щую цель и пути её достижения; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих Познавательные: использовать общие приёмы решения исполнительской задачи; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения их существенных признаков. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; задавать вопросы, необходимые | Демонстрирует наличие навыков продуктивного сотрудничества, об-щения; реализует творческий потенциал в процессе коллективного танца, игры, музицирования |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | | | | исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши | для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия | |
16 | | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. (У., с. 62–65) (изучение и закрепле- ние изученного; урок-путешествие) | Какая из предложенных мелодий звучит в «Детском альбоме» П. И. Чайковского? Цель: развивать умение сопоставлять мелодии произведений из «Детского альбома» П. И. Чайковского и «Детской музыки» С. С. Прокофьева, находить черты, роднящие их с народными напевами и наигрышами | Авторская музыка в народном стиле. Напев, наигрыш. Регистр. Мотив. Выразительность | Узнают: значение понятий: авторская музыка в народном стиле. Научатся: сочинять мелодию на заданный текст, импровизировать в игре на народных инструмен- тах, понимать и слышать характерные народные ин-тонации, ритмы, тембры, приёмы развития на примере пьес из «Детского альбома» П. И. Чайковского («Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская») и «Детской музыки» С. С. Прокофьева («Ходит месяц над лугами», «Вечер») | Регулятивные: самостоятельно ставить цель в предстоящей творческой работе. Познавательные: осуществлять поиск необходимой для решения поставленной учебной задачи информации. Коммуникативные: договари-ваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно работать в паре, группе; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Проявляет эмоционально-ценностное отношение к искусству; реали- зует творческий потенциал в процессе сочинения |
17–18 | | Русские народные праздники: Проводы | Почему в народных песнях часто повторяются и мелодия и слова? | Русский народный праздник. Песенка- | Узнают: значение понятий: русский народный праздник, фольклор, песенка-закличка, выразитель- | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: использовать | Укрепляет культурную, этническую |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | зимы. (У., с. 66–67) Встреча весны.(У., с. 68–69) (повторение и закрепление изученного материала; урок-игра) | Цель: познакомить с чертами и приёмами народных праздников; разучить масленичные песни, весенние заклички, детские игры, соответствующие данному празднику | закличка. Выразительность | ность, историю и содержание народных праздников. Научатся: выразительно исполнять обрядовые песни, работать с учебником и дополнительной литературой; выполнять игровые и театрализованные действия | общие приёмы решения исполнительской задачи. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о рас-пределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию | и гражданскую идентичность в соответствии с духовными традициями семьи и народа |
В музыкальном театре |
19–20 | | Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера. Балет. (У., с. 72–77) (изучение и закрепление нового материала; урок-путе- | Как вы думаете, кто в опере исполняет эти темы? Что такое балет? Цель: привлечь внимание учащихся к произведениям крупных музыкальных форм; заинтересовать жанрами оперы и балета; помочь учащимся раскрыть для себя удивитель- | Музыкальный диалог. Музыкальный театр. Опера. Хор. Солист. Балет. Балерина. Танцор. Примадонна. Дуэт. Трио | Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: опера, музыкальный театр, музыкальный диалог, хор, солист, балет, балерина. Научатся: называть имена композиторов, названия произведений (опера М. Коваля «Волк и семеро козлят», балет С. Прокофьева «Золушка»), выразительно исполнять темы героев | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: осуществлять поиск необходимой для решения поставленных учебно-практических и познавательных задач информации. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; вести диалог; слушать собеседника; уметь участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, | Проявляет наличие эмоционального отношения к искусству; имеет позитивную самооценку своих музыкально-творчес- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | шествие в мир музыкального театра) | ный мир театра; научить выразительно исполнять главные темы оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят» | | оперы, сопоставлять и сравнивать характеры действующих лиц, передавать настроение музыки, подмечать контрасты музыкальных тем, воплощающих образы добра и зла | обсуждать и анализировать соб-ственную музыкальную (певческую, исполнительскую, слушательскую) деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач, с точки зрения музыкального содержания и средств его выражения | ких возможностей |
21 | | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижёра. (У., с. 78–81) (изучение нового материала; урок-путешествие в концертный зал) | Какие оперы и балеты вы видели в театре? Цели: научить ис-пользовать приём свободного дирижирования, передачи характера звучания музыки пластичными движениями; развивать умения слушать музыкальные произведения и узнавать знакомые мелодии в них | Симфонический ор-кестр. Дирижёр – руководитель оркестра. Дири- жёрские жесты | Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: симфонический ор-кестр, дирижёр, дирижёрские жесты. Научатся: представлять себя в роли дирижёра и ди- рижировать разными маршами из опер и балетов, участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля | Регулятивные: контролировать и оценивать свою учебную деятельность. Познавательные: обдумывать замысел и реализовывать его в исполнении: драматизации и пластическом интонировании. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; учитывать эмоциональное восприятие музыки других учащихся; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания | Реализует творческий потенциал в процессе коллективного и инди- видуального музицирования |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
22–23 | | Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал. (У., с. 82–87) (изучение и обобщение полученных знаний; урок-путешествие в музыкальный театр) | В чём сходство и различие сцен в поэтической сказке (поэме) «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина и оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки? Цель: научить разбираться в музыкальной драматургии произведений на основе освоения принципов музыкально-симфонического развития, проводить сравнительный анализ музыки | Действие. Солист. Хор. Контраст. Сцена из оперы. Увертюра. Финал | Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: опера, солист, хор, контраст, увертюра, финал. Научатся: проводить сравнительный анализ стихотворного и музыкального текстов, понимать смысл терминов «партитура», «увертюра» на примере музыки М. И. Глинки, слушать и понимать музыку | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; применять установленные правила в планировании способа решения; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию во взаимодействии | Проявляет наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи, театра |
В концертном зале |
24–25 | | Симфоническая сказка. (С. С. Прокофьев «Петя и волк») (У., с. 90–93) | Каким персонажам сказки принадлежат музыкальные темы? Какие инструменты их исполняют? Цели: объяснить | Концертный зал. Сюжет. Тема. Тембр. Партитура. Симфони- | Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: концертный зал, сюжет, тема, тембр, партитура, инструменты симфонического оркестра. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя; концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений; стабилизировать эмоциональное состояние | Стремится к развитию эмоционального восприятия музы- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | (изучение и закрепление новых знаний, урок-путешествие в симфоническую сказку) | значение понятий: симфоническая сказка, партитура; научить следить по партитуре появление действующих лиц, их разговор между собой, помочь учащимся услышать различное звучание музыкальных инструментов, характеризующих действующих лиц сказки | ческая сказка. Инструменты симфонического оркестра | Научатся: различать на слух инструменты симфонического оркестра, сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки, следить по партитуре за развитием музыки, выделять изобразительность и выразительность в музыке | для решения поставленных учебных задач. Познавательные: осуществлять поиск необходимой для реализации учебно-познавательной задачи информации. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью; контролировать свои действия в коллективной работе | кальных произведений; проявляет интерес к от-дельным видам музыкально-практической деятельности |
26 | | Сюита М. П. Мусоргского «Картинки с выставки». Музыкальное впечатление. (У., с. 94 –97) (изучение | Отличаются ли образы рисунков художника В. Гартмана от музыкальных образов М. Мусоргского? Цели: познакомить учащихся с пьесами из фортепианного цикла (сюиты) «Картинки с выставки» | Музыкальный портрет. Сюита. Фортепианные пьесы. Музыкальные впечатления. Музыкальные | Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: сюита, музыкальный портрет, о музыкальном творчестве М. П. Мусоргского для детей. Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыки, выделять выразительность и изобрази- | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения поставленных задач. Коммуникативные: задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию; | Проявляет наличие эмоционального отношения к искусству; стремится к развитию ассоциативно-об- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | и закрепление нового материала;урок-экскурсия на выставку художника) | М. П. Мусоргского; научить выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии | портреты и образы в сюите М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» | тельность в музыке на примере фортепианных пьес М. П. Мусоргского «Картинки с выставки»; определять музыкальные портреты и образы на основе анализа пьес-картинок М. П. Мусоргского | прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | разного мышления |
27–28 | | «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония № 40. Увертюра. (У., с. 98– 103) (закрепление и обобщение знаний; урок- путешествие в концертный зал) | Почему современный поэт В. Боков назвал композитора В. А. Моцарта «нестареющим»? В чём секрет современности музыки Моцарта? Цель: познакомить учащихся с западноевропейской музыкой, с автобиографией и музыкальными произведениями великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта | Опера. Симфония. Рондо. Симфоническая партитура. Контраст. Увертюра | Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: опера, симфония, рондо, симфоническая партитура, контраст, увертюра,о жизни и творчестве В. А. Моцарта. Научатся: анализировать и сравнивать музыкальные произведения на примере симфонии № 40, оперы «Свадьба Фигаро», «Рондо в турецком стиле» В. А. Моцарта и произведений М. И. Глинки | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель; выполнять учебно-практические действия в соответствии с правилами ролевой игры «Играем в дирижёра». Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; конструктивно вести диалог; слушать и понимать собеседника; управлять коммуникацией: определять общую цель и пути её достижения; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Проявляет уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» |
29 | | Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). «И всё это – И.-С. Бах». (У., с. 106– 111) (изучение и закрепление новых знаний; урок-путешествие) | Почему другой немецкий композитор – Людвиг ван Бетховен – сказал о Бахе: «Не ручей – море ему имя!»? Цели: продолжить знакомить учащихся с западноевропейской музыкой, с музыкальными произведениями И.-С. Баха; объяснить значение понятий: органная музыка, орган, менуэт, старинный народный танец мюзет, волынка | Интонация. Мелодия. Динамика. Лад. Тембр. Музыкальный инструмент. Музыкальная речь – интонация. Музыкальный язык. Регистр. Ор-ган. Ритм. Органная музыка. Менуэт | Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: интонация, темп, тембр, мелодия, динамика, лад, регистр, ритм, орган, органная музыка, менуэт, аккомпанемент. Научатся: слушать и отличать на слух тембр органа, анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства на примере музыки И.-С. Баха («Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах») | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Проявляет интерес к отдельным видам музыкально- практической дея-тельности, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов |
30 | | Всё в движении. Попутная песня. (У., с. 112– 115) (повторение изучен- | Какое чувство выражает музыка? Что помогает услышать характер движения в музыке? Цель: дать понятие: выразительность, | Выразительность и изобразительность музыки, темп, контраст. Срав- | Узнают: значение понятий: изобразительность и выразительность музыки, темп, контраст, о характере движения в музыке и способах его выражения композиторамию | Регулятивные: ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для реализации поставлен- | Демонстрирует наличие навыков родуктивного сотрудничества, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | ного материала, урок-путешествие) | изобразительность, темп, контраст | нительный анализ произведений Г. В. Свиридова и М. И. Глинки | Научатся: анализировать и сопоставлять музыкальные произведения разных композиторов, осознавать взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях на примере «Тройки» Г. В. Свиридова, «Попутной песни» М. И. Глинки | ных учебно-практических и по-знавательных задач. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью к учителю, партнеру по сотрудничеству; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | общения, взаимодействия со сверстниками при решении различных творческих (музыкальных) задач |
31 | | «Музыка учит людей понимать друг друга». (У., с. 116– 117) (повторение изученного материала, урок-путешествие) | Как музыка учит людей понимать друг друга? Цели: помочь учащимся ощутить свои возможности в качестве слушателей и исполнителей, осо-знать значение средств музыкальной выразительности; познакомить с творчеством отечественного композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского | Песня, танец, марш. Композитор, исполнитель, слушатель. Творчество Д. Б. Кабалевского | Узнают: значение понятий: песня, танец, марш, композитор, исполнитель, слушатель. Научатся: понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя на примере музыкальных произведений Д. Б. Кабалевского («Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель» и др.); выполнять интонационно-образный сравнительный анализ произведений | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя в соответствии с поставленной учебной задачей; Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов (музыкальные пьесы Д. Б. Кабалевского) с целью решения конкретных задач). Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Проявляет этические чувства, уважительное отношение к окружающим людям, положительное отношение к музыкальным занятиям |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
32 | | Два лада. Легенда. Природа и музыка. (У., с. 118– 121) (изучение и закрепление полученных знаний; урок-путешествие в картинную галерею) | Какие чувства и настроения близки картине М. Нестерова «Два лада»? Как вы думаете, можно ли при помощи лада создать контрастные музыкальные образы? Цель: вызвать у учащихся чувства сопереживания и одухотворённости, любви к жизни, к другому человеку, родственное отношение к миру и природе, возникающие на основе слушания музыкалных произведений в процессе музыкальной урочной и внеурочной деятельности | Музыкальный лад. Мажор, минор, краска, тембр. Рисунок. Цвет. Мелодия. Легенда. «Волшебный цветик-семицветик» | Узнают: значение понятий (музыкальных терминов): музыкальный лад, тембр, краска, мелодия. Научатся: на слух определять мажор и минор, называть и давать характеристику средствам музыкальной выразительности на примере картины М. Нестерова «Два лада», картин В. Борисова-Мусатова «Цветущие вишни» и «Осенняя песнь», музыкальных произведений «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского, «Весна» и «Осень» Г. В. Свиридова; выполнять интонационно-образный сравнителный анализ музыки, слушать музыку, исполнять хором песни | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата. Познавательные: ставить и формулировать проблему; ориентироваться в информационном материале учебника; осуществлять поиск необходимой для решения учебной и познавательной задач информации; использовать общие приёмы решения по-ставленных задач. Коммуникативные: задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию | Стремится к развитию навыков художественного восприятия произведений искусства; проявляет эмоциональную отзывчивость, духовно-нравственные и этические чувства |
33 | | Печаль моя светла. (У., с. 122– 125) (повторе- | Как выразили своё отношение к природе композиторы М. И. Глинка и В.-А. Моцарт? | Лад. Выразительность. Сопоставле-ние. Ми- | Узнают: значение понятия (музыкального термина) музыкальный лад, особенности звучания музы-кальных произведений | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учи-телем и одноклассниками или | Проявляет наличие эмоционального отношения |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | ние и обобщение полученных знаний, урок-путешествие) | Цели: закрепить понятия мажор и минор; помочь учащимся почувствовать на-строение песен, написанных композиторами на основе минорного лада; дать представление о знаках альтерации – способах повышения и понижения звуков в нотной записи | нор. Мажор. Крас- ка. Тембр. Выразительность | и отдельных мелодий, написанных композиторами в минорном ладе, о знаках альтерации в нотной записи и их назначении. Научатся: понимать ос-новные музыкальные термины и понятия музыкального искусства, рассуждать о выразительных средствах, использованных композиторами для выражения своего отношения к природе в музыкальных произведениях | самостоятельно; оценивать процесс и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Познавательные: формулировать познавательную цель; узнавать, называть и определять объ-екты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Коммуникативные: задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию | к искусству, уважение к чувствам и настроениям другого человека, положительное отношение к музыкальным занятиям |
34 | | Первый. Мир композитора (П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев). Могут ли иссякнуть мелодии? (У., с. 126– 128) (обоб- | Какие сочинения композиторов вы вспоминаете, рассматривая рисунки? Могут ли иссякнуть мелодии? Какие международные музыкальные конкурсы вам известны? Кого из отечественных ис-полнителей-виртуозов вы знаете? | Консерватория. Конкурс. Международные музыкальные конкурсы, фестивали. Мир композитора. Ин-тонация, музыкаль- | Узнают: могут ли иссякнуть мелодии в результате обсуждения проблемного вопроса; (вспомнят) изученные на уроках музыкальные сочинения (ориентируясь на рисунки, характерные мелодии известных произведений) и назовут их авторов, исполнителей и исполнительские коллективы (симфонический ор- | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий; осуществлять констатирующий | Сохраняет внутреннюю позицию школьника на ос-нове положительного отношения к школе; воспринимает му-зыкальное |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | щение изученного материала. Заключительный урок-концерт) | В чем состоит мир композитора? Цели: закрепить понятия, полученные на уроках; помочь учащимся вспомнить произведения различных музыкальных жанров и обоб-щить особенности музыкального «почерка» выдающихся рус-ских композиторов – П. И. Чайковского и С. С. Прокофьева | ная речь, народная и композиторская музыка, театр, опера, балет, ор-кестр, дирижёр, концертный зал, изобразительность и выразительность музыки, партитура, лад (мажорный лад, минорный лад) | кестр, оркестр народных инструментов, дуэт, трио, квартет, ансамбль, квинтет); услышат отзывы о предпочтительных музыкальных направлениях и любимых музыкальных произведениях своих од-ноклассников, послушают эти произведения. Научатся проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, к музыкальным конкурсам и фестивалям, составлять афишу и программу заключительного урока-концерта | и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результат действия с требованиями конкретной задачи. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: предлагать помощь и договариваться о распределении функций в совместной деятельности; конструктивно и плодотворно работать в группе | произведение на ос-нове эмоционально-чувственного развития, сопереживания, чувства со-причастности к истории своей Родины и народа: осуществляет оценку результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности |