СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 1-4 классов (образовательная программа «Школа России»)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая   программа по  учебному предмету «Музыка» для  1-4 классов (образовательная программа «Школа России») разработана на основе  авторской программы по музыке -  «Музыка. Начальная школа», авторов:  Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2018. Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и учебным планом муниципального автономного общеобразовательного учреждения "СОШ № 40".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 1-4 классов (образовательная программа «Школа России»)»





















































Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 1-4 классов (образовательная программа «Школа России») разработана на основе авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2018г.

Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и учебным планом муниципального автономного общеобразовательного учреждения "СОШ № 40".

Цель программы: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Задачи:

- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству; художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения школьниками музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего.

На учебный предмет «Музыка» отводится 132 часа из расчета 1 час в неделю в каждом классе, а именно: в 1 классе – 30 часов, во 2-4 классах – по 34 часа в каждом.

Проведение контрольных работ за год:


в 1 классах – два: 1 тест и творческое задание;

во 2 классах – три: 2 теста, урок-концерт;

в 3 классах – три: 2 теста, урок-концерт;

в 4 классах – три: 2 теста, урок-концерт.

В соответствии с положением о внутришкольном контроле предусмотрено 3 вида контроля: входной, промежуточный, итоговый.

Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом::

для I класса:

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1 кл.нач.шк. – М.: Просвещение, 2016

  • Рабочая тетрадь для 1 класс, М.: Просвещение, 2016

  • Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1 кл.

  • Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2015;

  • Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».1 класс. (СD)

для II класса:

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2 кл.нач.шк. – М.: Просвещение, 2016

  • Рабочая тетрадь для 2 класс, М.: Просвещение, 2016

  • Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 кл.

  • Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2016;

  • Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка». 2 класс. (СD)

для III класса:

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 3 кл.нач.шк. – М.: Просвещение, 2016

  • Рабочая тетрадь для 3 класс, М.: Просвещение, 2016

  • Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 кл.

  • Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2016;

  • Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка». 3 класс. (СD)

для IV класса:

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 4 кл.нач.шк. – М.: Просвещение, 2016

  • Рабочая тетрадь для 4 класс, М.: Просвещение, 2016

  • Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 кл.

  • Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2016;

  • Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка». 4 класс. (СD).


Планируемые результаты изучения учебного курса


В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны при­обрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,

- осознание своей этнической и националь­ной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских компо­зиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, националь­ных стилей;

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляю­щего себя в эмоционально-ценностном отношении к искус­ству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащих­ся, проявляющихся в познавательной и практической дея­тельности:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,

- поиск средств ее осуществле­ния в разных формах и видах музыкальной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-твор­ческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешколь­ной музыкально-эстетической деятельности

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

- формирование общего представления о музыкальной картине мира;

- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях;

- разви­тие художественного вкуса и интереса к музыкальному искус­ству и музыкальной деятельности.

В основе лежат следующие ценности музыки:

1 класс:

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодо­творной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музы­кально-творческой деятельности, приобретение знаний и уме­ний, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

2 класс:

Внимание на уроках музыки акцентируется на лич­ностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьни­ков через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстети­ческий отклик на музыку. Уже на начальном этапе постиже­ния музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного станов­ления, развивает способность сопереживать, встать на пози­цию другого человека, вести диалог, участвовать в обсужде­нии значимых для человека явлений жизни и искусства.

3 класс:

Обучающиеся про­дуктивно сотрудничают со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальней­шему овладению различными видами музыкальной деятель­ности и организации своего культурно-познавательного досуга.

4 класс:

Содержание обучения ориентировано на целенаправлен­ную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, ком­муникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную кар­тину мира.


Изучение курса «Музыка» на уровне начального общего образования направлено на формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной культуры мира; развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения; развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация и др.).

В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.


Содержание учебной программы полностью соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, поэтому в рабочую программу не внесено никаких изменений.

Формы организации учебного процесса: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей. Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроках являются: урок-игра, урок – путешествие.


Содержание учебного курса «Музыка» 1-4 классы

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музы­кальная картина мира».

1 класс. Музыка в жизни человека. (30ч)

Истоки возникновения му­зыки. Рождение музыки как естественное проявление челове­ческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, на­строений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно-эмоцио­нальных сферах музыки и о многообразии музыкальных жан­ров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфо­ния, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народ­ное творчество России. Музыкальный и поэтический фольк­лор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.


2 класс. Основные закономерности музыкального искусства. (34ч)

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные сред­ства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, ди­намика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слу­шатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях компо­зиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.


3 класс. Народное и профессиональное музыкальное творчество раз­ных стран мира. (34ч)

Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. Отечественные народные музыкальные традиции. Народ­ное творчество России. Музыкальный и поэтический фольк­лор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.


4 класс. Музыкальная картина мира. (34ч)

Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллек­тивы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, сме­шанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфоничес­кий, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество раз­ных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.


Тематическое планирование


1 класс (30 ч)


п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени



1



«Музыка вокруг нас»



16

1. «И Муза вечная со мной!» (Урок – путешествие)

1

2

2.Хоровод муз. (Урок – экскурсия)


1

3

3.Повсюду музыка слышна.


1

4

4.Душа музыки - мелодия.


1

5

6

5. Музыка осени.

6.

2

7

7. «Азбука, азбука каждому нужна…» Сочини мелодию.

Творческое задание №1


1

8

8. «Музыкальная азбука».


1

9

9. Музыкальные инструменты.

«Садко». Из русского былинного сказа.

1

11

10. «Музыкальные инструменты.

11. Звучащие картины».


2

12

12. Разыграй песню.


1

13

13. Пришло Рождество, начинай торжество.


1

14

15

14. Родной обычай старины.

15.Добрый праздник среди зимы.


2

16

16. Обобщающий урок.

«Музыка вокруг нас».

1

17

Раздел 2. «Музыка и ты»

14

1.Край, в котором ты живешь.


1

18

2. Художник, поэт, композитор.


1

19

3. Музыка утра. Музыка вечера.

1

20

4. «Музы не молчали». Музыкальные портреты.

1

21

5. У каждого свой музыкальный инструмент.


1

22

6. Мамин праздник.


1

23

7. Музыкальные портреты.


1

24

8. Разыграй сказку. Звучащие картины.

Творческое задание №2

1

25

9. Музыкальные инструменты «Чудесная лютня» (по алжирской сказке).

1

26

10. Музыка в цирке.


1

27

11. «Ничего на свете лучше нету»

1

28

12. Музыка цирка.

1

29

13. Опера-сказка.


1

30

14. Урок-концерт.


1


Итого:


30


2 класс (34 ч)


п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени




Раздел 1. Россия – Родина моя!

3

1

1. Мелодия.

1

2

2. Здравствуй, Родина моя!.

1

3

3. Моя Россия. Гимн России.

1


Раздел 2. День, полный событий.

6

4


1. Музыкальные инструменты.

1

5

2. Природа и музыка.

1

6

3. Танцы, танцы, танцы.


7

4. Эти разные марши.

1

8

5. Звучащие картины.

1

9

6. Колыбельные. Мама.

1


Раздел 3. О России петь - что стремиться в храм!

5

10

1. Великий колокольный звон.

1

11

2. Александр Невский.

1

12


3. Святые земли русской.

1

13

4. Сергий Радонежский. Тест № 1

1

14

5. Святые земли русской.

Обобщение.


1


Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло!


4

15


1. Оркестр русских народных инструментов.

1

16

2. Плясовые наигрыши. Разыграй песню.

1

17

3. Музыка в народном стиле.

1

18


4. Проводы зимы. Встреча весны.

Творческое задание №1

1


Раздел 5. В музыкальном театре.

6

19

1. Детский музыкальный театр.

1

20

2. Балет на сказочный сюжет.

1

21

3. Театр оперы и балета.

1

22

4. Опера “Руслан и Людмила”.

1

23

5. Какое чудное мгновенье!

1

24

6. Увертюра. Финал.


1


Раздел 6. В концертном зале.

5

25


1. Жанр симфонической сказки.

1

26

27

28

29

2. Симфоническая сказка «Петя и волк»

Творческое задание №2

4


Раздел 7. Чтоб музыкантом быть,

так надобно уменье…

5

30

1. Волшебный цветик-семицветик.

1

31

2. Музыкальные инструменты. И всё это – Бах!

Тест № 2

1

32

3. Всё в движении. Тройка. Попутная песня

1

33

34


4. Музыка учит людей понимать друг друга.

5. Два лада. Легенда.

2


Итого:

34



3 класс (34 ч)


п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени


1

Раздел 1. Россия – Родина моя Мелодия – душа музыки.

5 (ч.)

2

Природа и музыка. Лирические образы русских романсов

1

3

Виват, Россия! Наша слава – русская держава.

1

4

Кантата «Александр Невский».

1

5

Опера «Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля…

1

6

Раздел 2. День, полный событий Образы утренней природы в музыке.

(4ч.)

1

7

Портрет в музыке. «В каждой интонации спрятан человек».Тест №1

1

8

В детской! Игра и игрушки. На прогулке.

1

9

Раздел 3. О России петь - что стремиться в храм

Радуйся, Мария! Богородице Дево радуйся!

4 (ч)

1

10

Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, живописи.

1

11

Праздники православной церкви. Вербное воскресение.

1

12

Святые земли Русской. Княгиня Ольга, Князь Владимир.

1

13

Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Настрою гусли на старинный лад. Былина о Садко и Морском царе.

(4 ч.)

1

14

Певцы русской старины (Баян, Садко, Лель) Творческое задание

1

15

Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщение материала 2-й четверти.

1

16

Былина как древний жанр русского песенного фольклора

1

17

Раздел 5. В музыкальном театре Опера «Руслан и Людмила». Увертюра М.И. Глинки.

(6ч.)

1

18

Опера «Орфей и Эвридика» К. Глюка

1

19

Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.

1

20

Океан – море синее

1

21

«Спящая красавица»

П.И. Чайковского Сцена на балу.

1

22

В современных ритмах.

1



23

Раздел 6. В концертном зале. Музыкальное состязание.

Тест №2

(6 ч)

1

24

Музыкальные инструменты. Звучащие картины.

1

25

Сюита Э. Грига «Пер Гюнт». Странствия Пер Гюнта. Обобщение материала 3-й четверти.

1

26

«Героическая». Призыв к мужеству. Симфония №2.

1

27

Мир Л.в. Бетховена. Интонация

1

28

Мир Л.в. Бетховена. Симфония, форма.

1

29

Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

Чудо-музыка. Острый ритм-джаза.

(5 ч.)


1

30

Люблю я грусть твоих просторов.

1

31

Мир С.С.Прокофьева.

1

32

Певцы родной природы

1

33

Прославим радость на Земле. Радость к солнцу нас зовет. Музыкальная викторина

1

34

Обобщение материала 4-й четверти.

1

Итого:

34














4 класс (34 ч)

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

1

Россия — Родина моя!

3

1. Мелодия. Ты запой мне ту песню... «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...»

1

2. Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?»

1

3. Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь!

1

2














«О России петь — что стремиться в храм»

4

1. Святые земли Русской. Илья Муромец.

1

2. Кирилл и Мефодий.

1

3. Праздников праздник, торжество из торжеств.

1

4. Родной обычай старины. Светлый праздник.


3

День, полный событий.

6


1.«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...»

1

2. «Что за прелесть эти сказки!» Три чуда.

Творческое задание №1

1

3. Зимнее утро. Зимний вечер.

1

4. Ярмарочное гулянье.

1

5. Святогорский монастырь.

1

6. «Приют, сияньем муз одетый...»

1

4
























5

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

3

1. Композитор — имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

1

2. Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант-чародей».

Тест № 1

1

3. Народные праздники. Троица.

1

В концертном зале.

5

1. Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо.

1

2. Старый замок. Счастье в сирени живет...

1

3. Не молкнет сердце чуткое Шопена...

Творческое задание №2 Исследовательский проект.

1

4. Патетическая соната. Годы странствий.

1

5. Царит гармония оркестра.

1

6























7

В музыкальном театре.

6

1. Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим...

1

2. Сцена в лесу.

1

3. Русский Восток. Сезам, откройся!

1

4. Восточные мотивы.

1

5. Балет «Петрушка».

1

6. Театр музыкальной комедии.

1

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

7

1. Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

1

2. Мастерство исполнителя.

1

3. В интонации спрятан человек.

1

4. Рассвет на Москве-реке. Тест № 2

1

5. Музыкальный сказочник. Обобщение тем.

1

Итого:

34





























 




















16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!