Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 1-4 классов (образовательная программа «Школа России») разработана на основе авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2018г.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и учебным планом муниципального автономного общеобразовательного учреждения "СОШ № 40".
Цель программы: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи:
- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству; художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения школьниками музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего.
На учебный предмет «Музыка» отводится 132 часа из расчета 1 час в неделю в каждом классе, а именно: в 1 классе – 30 часов, во 2-4 классах – по 34 часа в каждом.
Проведение контрольных работ за год:
в 1 классах – два: 1 тест и творческое задание;
во 2 классах – три: 2 теста, урок-концерт;
в 3 классах – три: 2 теста, урок-концерт;
в 4 классах – три: 2 теста, урок-концерт.
В соответствии с положением о внутришкольном контроле предусмотрено 3 вида контроля: входной, промежуточный, итоговый.
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом::
для I класса:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1 кл.нач.шк. – М.: Просвещение, 2016
Рабочая тетрадь для 1 класс, М.: Просвещение, 2016
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1 кл.
Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2015;
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».1 класс. (СD)
для II класса:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2 кл.нач.шк. – М.: Просвещение, 2016
Рабочая тетрадь для 2 класс, М.: Просвещение, 2016
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 кл.
Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2016;
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка». 2 класс. (СD)
для III класса:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 3 кл.нач.шк. – М.: Просвещение, 2016
Рабочая тетрадь для 3 класс, М.: Просвещение, 2016
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 кл.
Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2016;
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка». 3 класс. (СD)
для IV класса:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 4 кл.нач.шк. – М.: Просвещение, 2016
Рабочая тетрадь для 4 класс, М.: Просвещение, 2016
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 кл.
Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2016;
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка». 4 класс. (СD).
Планируемые результаты изучения учебного курса
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
- осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
- поиск средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях;
- развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
В основе лежат следующие ценности музыки:
1 класс:
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
2 класс:
Внимание на уроках музыки акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства.
3 класс:
Обучающиеся продуктивно сотрудничают со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.
4 класс:
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
Изучение курса «Музыка» на уровне начального общего образования направлено на формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной культуры мира; развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения; развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация и др.).
В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Содержание учебной программы полностью соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, поэтому в рабочую программу не внесено никаких изменений.
Формы организации учебного процесса: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей. Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроках являются: урок-игра, урок – путешествие.
Содержание учебного курса «Музыка» 1-4 классы
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
1 класс. Музыка в жизни человека. (30ч)
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
2 класс. Основные закономерности музыкального искусства. (34ч)
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
3 класс. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. (34ч)
Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
4 класс. Музыкальная картина мира. (34ч)
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Тематическое планирование
1 класс (30 ч)
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени |
1 | «Музыка вокруг нас» | 16 |
1. «И Муза вечная со мной!» (Урок – путешествие) | 1 |
2 | 2.Хоровод муз. (Урок – экскурсия) | 1 |
3 | 3.Повсюду музыка слышна. | 1 |
4 | 4.Душа музыки - мелодия. | 1 |
5 6 | 5. Музыка осени. 6. | 2 |
7 | 7. «Азбука, азбука каждому нужна…» Сочини мелодию. Творческое задание №1 | 1 |
8 | 8. «Музыкальная азбука». | 1 |
9 | 9. Музыкальные инструменты. «Садко». Из русского былинного сказа. | 1 |
11 | 10. «Музыкальные инструменты. 11. Звучащие картины». | 2 |
12 | 12. Разыграй песню. | 1 |
13 | 13. Пришло Рождество, начинай торжество. | 1 |
14 15 | 14. Родной обычай старины. 15.Добрый праздник среди зимы. | 2 |
16 | 16. Обобщающий урок. «Музыка вокруг нас». | 1 |
17 | Раздел 2. «Музыка и ты» | 14 |
1.Край, в котором ты живешь. | 1 |
18 | 2. Художник, поэт, композитор. | 1 |
19 | 3. Музыка утра. Музыка вечера. | 1 |
20 | 4. «Музы не молчали». Музыкальные портреты. | 1 |
21 | 5. У каждого свой музыкальный инструмент. | 1 |
22 | 6. Мамин праздник. | 1 |
23 | 7. Музыкальные портреты. | 1 |
24 | 8. Разыграй сказку. Звучащие картины. Творческое задание №2 | 1 |
25 | 9. Музыкальные инструменты «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). | 1 |
26 | 10. Музыка в цирке. | 1 |
27 | 11. «Ничего на свете лучше нету» | 1 |
28 | 12. Музыка цирка. | 1 |
29 | 13. Опера-сказка. | 1 |
30 | 14. Урок-концерт. | 1 |
| Итого: | 30 |
2 класс (34 ч)
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени |
| | |
Раздел 1. Россия – Родина моя! | 3 |
1 | 1. Мелодия. | 1 |
2 | 2. Здравствуй, Родина моя!. | 1 |
3 | 3. Моя Россия. Гимн России. | 1 |
| Раздел 2. День, полный событий. | 6 |
4 | 1. Музыкальные инструменты. | 1 |
5 | 2. Природа и музыка. | 1 |
6 | 3. Танцы, танцы, танцы. | |
7 | 4. Эти разные марши. | 1 |
8 | 5. Звучащие картины. | 1 |
9 | 6. Колыбельные. Мама. | 1 |
| Раздел 3. О России петь - что стремиться в храм! | 5 |
10 | 1. Великий колокольный звон. | 1 |
11 | 2. Александр Невский. | 1 |
12 | 3. Святые земли русской. | 1 |
13 | 4. Сергий Радонежский. Тест № 1 | 1 |
14 | 5. Святые земли русской. Обобщение. | 1 |
| Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 4 |
15 | 1. Оркестр русских народных инструментов. | 1 |
16 | 2. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. | 1 |
17 | 3. Музыка в народном стиле. | 1 |
18 | 4. Проводы зимы. Встреча весны. Творческое задание №1 | 1 |
| Раздел 5. В музыкальном театре. | 6 |
19 | 1. Детский музыкальный театр. | 1 |
20 | 2. Балет на сказочный сюжет. | 1 |
21 | 3. Театр оперы и балета. | 1 |
22 | 4. Опера “Руслан и Людмила”. | 1 |
23 | 5. Какое чудное мгновенье! | 1 |
24 | 6. Увертюра. Финал. | 1 |
| Раздел 6. В концертном зале. | 5 |
25 | 1. Жанр симфонической сказки. | 1 |
26 27 28 29 | 2. Симфоническая сказка «Петя и волк» Творческое задание №2 | 4 |
| Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… | 5 |
30 | 1. Волшебный цветик-семицветик. | 1 |
31 | 2. Музыкальные инструменты. И всё это – Бах! Тест № 2 | 1 |
32 | 3. Всё в движении. Тройка. Попутная песня | 1 |
33 34 | 4. Музыка учит людей понимать друг друга. 5. Два лада. Легенда. | 2 |
| Итого: | 34 |
3 класс (34 ч)
| № п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени |
|
1 | Раздел 1. Россия – Родина моя Мелодия – душа музыки. | 5 (ч.) |
2 | Природа и музыка. Лирические образы русских романсов | 1 |
3 | Виват, Россия! Наша слава – русская держава. | 1 |
4 | Кантата «Александр Невский». | 1 |
5 | Опера «Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля… | 1 |
6 | Раздел 2. День, полный событий Образы утренней природы в музыке. | (4ч.) 1 |
7 | Портрет в музыке. «В каждой интонации спрятан человек».Тест №1 | 1 |
8 | В детской! Игра и игрушки. На прогулке. | 1 |
9 | Раздел 3. О России петь - что стремиться в храм Радуйся, Мария! Богородице Дево радуйся! | 4 (ч) 1 |
10 | Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, живописи. | 1 |
11 | Праздники православной церкви. Вербное воскресение. | 1 |
12 | Святые земли Русской. Княгиня Ольга, Князь Владимир. | 1 |
13 | Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Настрою гусли на старинный лад. Былина о Садко и Морском царе. | (4 ч.) 1 |
14 | Певцы русской старины (Баян, Садко, Лель) Творческое задание | 1 |
15 | Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщение материала 2-й четверти. | 1 |
16 | Былина как древний жанр русского песенного фольклора | 1 |
17 | Раздел 5. В музыкальном театре Опера «Руслан и Людмила». Увертюра М.И. Глинки. | (6ч.) 1 |
18 | Опера «Орфей и Эвридика» К. Глюка | 1 |
19 | Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. | 1 |
20 | Океан – море синее | 1 |
21 | «Спящая красавица» П.И. Чайковского Сцена на балу. | 1 |
22 | В современных ритмах. | 1 |
23 | Раздел 6. В концертном зале. Музыкальное состязание. Тест №2 | (6 ч) 1 |
24 | Музыкальные инструменты. Звучащие картины. | 1 |
25 | Сюита Э. Грига «Пер Гюнт». Странствия Пер Гюнта. Обобщение материала 3-й четверти. | 1 |
26 | «Героическая». Призыв к мужеству. Симфония №2. | 1 |
27 | Мир Л.в. Бетховена. Интонация | 1 |
28 | Мир Л.в. Бетховена. Симфония, форма. | 1 |
29 | Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. Чудо-музыка. Острый ритм-джаза. | (5 ч.) 1 |
30 | Люблю я грусть твоих просторов. | 1 |
31 | Мир С.С.Прокофьева. | 1 |
32 | Певцы родной природы | 1 |
33 | Прославим радость на Земле. Радость к солнцу нас зовет. Музыкальная викторина | 1 |
34 | Обобщение материала 4-й четверти. | 1 |
Итого: | 34 |
4 класс (34 ч)
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени |
1 | Россия — Родина моя! | 3 |
1. Мелодия. Ты запой мне ту песню... «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...» | 1 |
2. Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» | 1 |
3. Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь! | 1 |
2 | «О России петь — что стремиться в храм» | 4 |
1. Святые земли Русской. Илья Муромец. | 1 |
2. Кирилл и Мефодий. | 1 |
3. Праздников праздник, торжество из торжеств. | 1 |
4. Родной обычай старины. Светлый праздник. | |
3 | День, полный событий. | 6 |
| 1.«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...» | 1 |
2. «Что за прелесть эти сказки!» Три чуда. Творческое задание №1 | 1 |
3. Зимнее утро. Зимний вечер. | 1 |
4. Ярмарочное гулянье. | 1 |
5. Святогорский монастырь. | 1 |
6. «Приют, сияньем муз одетый...» | 1 |
4 5 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 3 |
1. Композитор — имя ему народ. Музыкальные инструменты России. | 1 |
2. Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант-чародей». Тест № 1 | 1 |
3. Народные праздники. Троица. | 1 |
В концертном зале. | 5 |
1. Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо. | 1 |
2. Старый замок. Счастье в сирени живет... | 1 |
3. Не молкнет сердце чуткое Шопена... Творческое задание №2 Исследовательский проект. | 1 |
4. Патетическая соната. Годы странствий. | 1 |
5. Царит гармония оркестра. | 1 |
6 7 | В музыкальном театре. | 6 |
1. Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим... | 1 |
2. Сцена в лесу. | 1 |
3. Русский Восток. Сезам, откройся! | 1 |
4. Восточные мотивы. | 1 |
5. Балет «Петрушка». | 1 |
6. Театр музыкальной комедии. | 1 |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | 7 |
1. Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. | 1 |
2. Мастерство исполнителя. | 1 |
3. В интонации спрятан человек. | 1 |
4. Рассвет на Москве-реке. Тест № 2 | 1 |
5. Музыкальный сказочник. Обобщение тем. | 1 |
Итого: | 34 |
16