СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программы внеурочной деятельности « Спортивный туризм »

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

разхработка

Просмотр содержимого документа
«Программы внеурочной деятельности « Спортивный туризм »»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Большечирклейская средняя школа муниципального образования

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО классных руководителей

_______________

Заместитель директора по ВР

Директор школы


Протокол №

____________Гафарова Г.Р

________________Р.Р.Богапов

от «___ » ____ 201_ г.

«___» ________ 201_ г.

Приказ от __.___._______№___

« Николаевский район» Ульяновской области







Рабочая программа

Наименование внеурочной деятельности « Спортивный туризм »

Класс 8 -10класс

Уровень общего образования: основная школа

Руководитель кружка Махмутов Р.Р.

Срок реализации программы1год, учебный год___2016-2017

Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год;

в неделю 1час

Планирование составлено на основе Программы внеурочной деятельности . под редакцией А.В.Горского Москва «Просвещение» 2014г.

(название, автор, год издания, кем рекомендовано)

Рабочую программу составил (а) _________________ _Бадаев.Р.И

подпись расшифровка подписи






Рабочая программа занятий «Спортивный туризм» в 8-10 классах составлена на основании плана внеурочной деятельности в соответствии с целями и задачами школы, запросами родителей. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем и показывает распределение часов по разделам курса. Согласно плану внеурочной деятельности МБОУ Большечирклейская программа реализуется в рамках спортивно - оздоровительного направления в 5-9 классах классах. Большечирклейскаясш (Протокол № 1 от 29 августа 2016 года. Приказ № 276/1 от 31.08.2015 г. с изменениями, принятыми педагогическим советом МБОУ Большечирклейскаясш Протокол № __ от __.__.2017 года (Приказ № __ от __.__.2017г.)

Федерация спортивного туризма и спортивного ориенти­рования и развитие массового туристского движения молодёжи. Правила соревнований по туристскому многоборью. Разряд­ные (спортивно-технические квалификационные) требования по спортивному туризму (туристскому многоборью). Права и обязанности судей туристских соревнований. Права и обязан­ности участников (спортсменов), капитанов команд. Система проведения соревнований школьников по спортивному туриз­му (туристскому многоборью). Положения о туристских сорев­нованиях, слётах. Условия проведения соревнований. Техни­ческая информация о дистанциях.

Практическая работа: ознакомление с правилами соревнований по туристскому многоборью; ознакомление с условиями проведения туристского слёта учащихся.

Цель программы внеурочной спортивно туристической деятельности - Создание условий для включения в практическую туристическую деятельность школьников и воспитание всесторонне развитой коммуникативной личности.

Основные задачи программы:

1.Оздоровительная задача.

- Формирование понятия «Здоровье»

- Укрепление здоровья.

- Совершенствования физического развития.

2.Образовательная задача.

- Формирование высокого уровня личной физической культуры школьника как элемента здорового, активного образа жизни

- Создание « школы движений» включающей формирование и совершенствование жизненно важных умений и навыков.

- Развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей.

- Приобретение школьниками знаний в области физической культуры и спорта, необходимых для самостоятельных занятий физическими упражнениями, в походах, путешествиях, сознательного использования их в повседневной жизни.

3.Воспитательная задача.

- Формирование у школьников устойчивого интереса к осознанной потребности в каждодневных занятиях физическими упражнениями и активным формам досуга.

- Содействие гармоничному развитию личности школьника, включая формирование духовных, эстетических и волевых качеств.

- Формирование и развитие экологического мышления

Объект:

Учащиеся 5-9 классов

Предмет: программа внеурочной деятельности «Спортивный туризм»

Место курса в учебном плане: Итого: 34 часа за год, 1часа в неделю.

В образовательном процессе используются технологии:

- Исследовательские (проблемное обучение, групповое , индивидуальное, дефференцированное);

- Здоровьесберегающие - ОФП, экскурссии в природную среду, экологическое воспитание личности, лыжные кроссы.

Приемы и методы:

Метод проектов и исследований; игровой; групповая работа, метод индивидуального подхода, дифференцированный метод, метод опережающего задания, анализы и самоанализы, наглядный, ТСО.

Основные формы организации учебных занятий:

- Тренировочные (физические упражнения, подвижные игры);

- Соревновательные ( соревнования, конкурсы, эстафеты);

- Сюжетно – ролевая игра;

- Занятие - путешествие, экскурсия, ПВД, туристический поход


Планируемые результаты реализации программы

Развитие УУД Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни):

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

- положительное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к ежедневным занятиям физической культурой, к ЗОЖ, к природе, как основным ценностям в жизни человека.

к Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям; - интерес к изучению истории и культуры родного края;

- первоначальные туристские умения и навыки.

Учащиеся получат возможность для формирования: - экологического мышления;

- познавательной мотивации к истории возникновения физической культуры и туризма; - умений и навыков, способов ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе;

- понимания значения занятий туризмом для общефизической подготовки и укрепления здоровья человека;

- мотивации к выполнению норм гигиены и закаливающих процедур.

Предметные

Учащиеся научатся:

- выполнять правила поведения на занятиях по общефизической и туристской подготовке;

- рассказывать об истории возникновения физической культуры и туризма;

- понимать значение физических упражнений для здоровья человека;

- рассказывать о месте ОФП в режиме дня школьников, о личной гигиене, о правильной осанке;

- называть правила ведения ЗОЖ;

- называть основные физические качества человека;

- определять подбор одежды и инвентаря для туристических прогулок и походов;

- самостоятельно выполнять первоначальные действия юного туриста в природе, в быту, в необустроенных условиях.

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

- следовать на занятиях инструкциям учителя;

- вносить коррективы в свою работу.

Учащиеся получат возможность научиться:

- понимать цель выполняемых действий;

- адекватно оценивать правильность выполнения задания;

- самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленных на развитие физических качеств;

- первоначальным туристическим умениям и навыкам;

- работать индивидуально и в группе;

- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

- беречь и защищать природу экологическое мышление.


Познавательные

Учащиеся научатся:

- понимать

- «читать» простейшие топографические знаки, данные в географическом атласе;

- изучать «Кодекс туриста»;

- различать понятия «Здоровье человека», «физическая культура и туризм», «физические упражнения», «турист», «туристическая группа»;

- определять влияние занятий физическими упражнениями и туризмом на здоровье человека.

Учащиеся получат возможность научиться:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, ориентируясь в естественной природной среде по природным ориентирам, используя топографические карты, справочную

литературу;

- различать виды туристской деятельности;

- характеризовать основные физические качества;

- устанавливать причины, приводящие к плохой осанке.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

- отвечать на вопросы и задавать вопросы;

- выслушивать друг друга;

- рассказывать о режиме дня младших школьников, об истории возникновения физической культуры и туризма, о личной гигиене;

Учащиеся получат возможность научиться:

- рассказывать о влиянии физических упражнений на организм и здоровье человека;

- рассказывать об истории появления и развития отдельных видов спорта и формирования на их основе различных видов туризма;

- различать виды туризма ( пеший, лыжный, равнинный, горный, самодеятельный, спортивный - договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе, детском коллективе;

- безопасному поведению во время занятий по ОФП в спортивном зале, на спорт. Площадке, в природной среде;- участвовать в ПВД, двухдневных походах, туристских слетах Юных.

Учебно- тематический план

п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

История становления, разви­тия спортивного туризма. Ос­новные понятия, термины в спортивном туризме




2

Нормативно-правовое обес­печение различных видов спортивного туризма




3

Физико-технические основы топо-графии и ориентирова­ния на местности




4

Правила выполнения расчё­тов оптимальных вариантов преодоления препятствий и дистанций на соревнованиях




5

Психологическая, морально- нравственная и физическая подготовка юных туристов- многоборцев




6

Организация питания, трени­ровочный режим и режим от­дыха туристов-многоборцев




7

Организация технологии и экологии туристского быта в полевых условиях




8

Подготовка и проведение ту­ристских слётов и соревнова­ний




9

Техника безопасности в спор­тивном туризме




10

Подготовка и проведение соревнований, похода





Итого

34

24

10






Туристское оборудование и снаряжение

Групповое (бивуачное): палатка (одноместная - для хранения продуктов питания, две четырехместных для мальчиков и девочек), тент, рюкзак туристический;

Костровое: 2 котелка, поварешка, фляжка для питьевой воды;

Комплект для спортивного ориентирования - компас, планшетка, фонарик, часы, топографические карты местности, карандаш, линейка, транспортир, листы ватмана.

Личное: Рюкзак туристический, спальник, одежда, обувь, посуда.



Спортивный инвентарь: мячи волейбольные, баскетбольные, футбольные; скакалки; перекладина, канат гимнастический; секундомер.

Календарно-тематическое планирование


урока

Кол-во часов





Тема



Требования к уровню

подготовленности

обучающихся



План


Факт



Вводное занятие

Техника безопасности. Вводный инструктаж.




Поход - знакомство

Туризм что -это знакомство с туризмом.




Поход - знакомство

Туризм что -это знакомство с туризмом.




Экскурсия в природу

Обучение поведению при походах.




Туризм

Туризм и экстренные ситуации в походах.



Туризм

Поход на природу , работа с палатками .




Быт и кухня юного туриста

Питание и проживание на природе, приготовление блюд.




Быт и кухня юного туриста

Питание и проживание на природе, приготовление блюд.




Быт и кухня юного туриста

Питание и проживание на природе, приготовление блюд.




Быт и кухня юного туриста

Питание и проживание на природе, приготовление блюд.




Быт и кухня юного туриста

Питание и проживание на природе, приготовление блюд.




Топография и ориентирование на местности

Ориентация на местности по компасу и при экстренных случаях.




Топография и ориентирование на местности

Ориентация по компасу и подручными средствами.




Топография и ориентирование на местности

Ориентация на местности по компасу и при экстренных случаях.




Топография и ориентирование на местности

Сборка разборка палатки.




Преодоление препятствий

Преодоление препятствий на скорость и время .




Туристские узлы

Учимся вязать узлы .




Песни юного туриста

Изучение походно-строевых песен.




Песни юного туриста

Изучение походно-строевых песен.




Песни юного туриста

Изучение походно-строевых песен.




Песни юного туриста

Изучение походно-строевых песен.




Безопасность юного туриста

Техника безопасности




Туристская атрибутика

Изучение тему туризм по научной литературе.




Подготовка и выпуск стенгазеты

Выпуск стен газеты "Туризм и мы"




Подготовка и выпуск стенгазеты

Выпуск стен газеты "Туризм и мы"




Походы выходного дня





Походы выходного дня





Походы выходного дня





Отчет о походе

Фото и видео просмотр тур похода




Туристские игры и ОФП юного туриста

Изучение тему туризм по научной литературе




Туристские игры и ОФП юного туриста





Туристские игры и ОФП юного туриста





Туристские игры и ОФП юного туриста

Беседа о туризме




Туристские игры и ОФП юного туриста

Туристические игры



Итого 34часа



Рекомендуемая литература

Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение:

Алёшин В. М. Карта в спортивном ориентировании / В. М. Алёшин. — М., 1983.

Аппенянский А. И. Физическая тренировка в туризме /

  1. И. Аппенянский. — М., 1988.

Воронов Ю. С. Тесты и занимательные задачи для юных ориентировщиков / Ю. С. Воронов. — М., 1998.

Константинов Ю. С. Педагогика школьного туризма / Ю. С. Константинов, В. М. Куликов. — М., 2000.

Обеспечение безопасности туристских походов и соревнований подростков / под ред. С. М. Губаненкова. — СПб., 2007.

Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краевед- ческой деятельности учащихся / А. А. Остапец. — М., 2001.

Сборник нормативно-правовых актов по туристско-крае- ведческой работе, организации отдыха детей и молодёжи / сост. Ю. С. Константинов, С. В. Усков. — М., 2006.

Смирнов Д. В. Спортивный туризм: туристское многоборье / Д. В. Смирнов. — М., 2003. — 4.1. — Вып. 5.

Туристский терминологический словарь / авт.-сост. И. В. Зо­рин, В. А. Квартальнов. — М., 1999.

Усыскин Г. С. В классе, в парке, в лесу: Игры и соревно­вания юных туристов / Г. С. Усыскин. — М., 1996.

Ш имановский В. Ф. Питание в туристском походе /

  1. Ф. Шимановский. — М., 2010

Ш тюрмер Ю. А. Профилактика туристского травматизма / Ю. А. Штюрмер. — М., 2012