Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Большечирклейская средняя школа муниципального образования
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании МО классных руководителей _______________ | Заместитель директора по ВР | Директор школы |
Протокол № | ____________Гафарова Г.Р | ________________Р.Р.Богапов |
от «___ » ____ 201_ г. | «___» ________ 201_ г. | Приказ от __.___._______№___ |
« Николаевский район» Ульяновской области
Рабочая программа Наименование внеурочной деятельности « Спортивный туризм » Класс 8 -10класс Уровень общего образования: основная школа Руководитель кружка Махмутов Р.Р. Срок реализации программы1год, учебный год___2016-2017 Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год; в неделю 1час Планирование составлено на основе Программы внеурочной деятельности . под редакцией А.В.Горского Москва «Просвещение» 2014г. (название, автор, год издания, кем рекомендовано) Рабочую программу составил (а) _________________ _Бадаев.Р.И подпись расшифровка подписи |
Рабочая программа занятий «Спортивный туризм» в 8-10 классах составлена на основании плана внеурочной деятельности в соответствии с целями и задачами школы, запросами родителей. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем и показывает распределение часов по разделам курса. Согласно плану внеурочной деятельности МБОУ Большечирклейская программа реализуется в рамках спортивно - оздоровительного направления в 5-9 классах классах. Большечирклейскаясш (Протокол № 1 от 29 августа 2016 года. Приказ № 276/1 от 31.08.2015 г. с изменениями, принятыми педагогическим советом МБОУ Большечирклейскаясш Протокол № __ от __.__.2017 года (Приказ № __ от __.__.2017г.)
Федерация спортивного туризма и спортивного ориентирования и развитие массового туристского движения молодёжи. Правила соревнований по туристскому многоборью. Разрядные (спортивно-технические квалификационные) требования по спортивному туризму (туристскому многоборью). Права и обязанности судей туристских соревнований. Права и обязанности участников (спортсменов), капитанов команд. Система проведения соревнований школьников по спортивному туризму (туристскому многоборью). Положения о туристских соревнованиях, слётах. Условия проведения соревнований. Техническая информация о дистанциях.
Практическая работа: ознакомление с правилами соревнований по туристскому многоборью; ознакомление с условиями проведения туристского слёта учащихся.
Цель программы внеурочной спортивно туристической деятельности - Создание условий для включения в практическую туристическую деятельность школьников и воспитание всесторонне развитой коммуникативной личности.
Основные задачи программы:
1.Оздоровительная задача.
- Формирование понятия «Здоровье»
- Укрепление здоровья.
- Совершенствования физического развития.
2.Образовательная задача.
- Формирование высокого уровня личной физической культуры школьника как элемента здорового, активного образа жизни
- Создание « школы движений» включающей формирование и совершенствование жизненно важных умений и навыков.
- Развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей.
- Приобретение школьниками знаний в области физической культуры и спорта, необходимых для самостоятельных занятий физическими упражнениями, в походах, путешествиях, сознательного использования их в повседневной жизни.
3.Воспитательная задача.
- Формирование у школьников устойчивого интереса к осознанной потребности в каждодневных занятиях физическими упражнениями и активным формам досуга.
- Содействие гармоничному развитию личности школьника, включая формирование духовных, эстетических и волевых качеств.
- Формирование и развитие экологического мышления
Объект:
Учащиеся 5-9 классов
Предмет: программа внеурочной деятельности «Спортивный туризм»
Место курса в учебном плане: Итого: 34 часа за год, 1часа в неделю.
В образовательном процессе используются технологии:
- Исследовательские (проблемное обучение, групповое , индивидуальное, дефференцированное);
- Здоровьесберегающие - ОФП, экскурссии в природную среду, экологическое воспитание личности, лыжные кроссы.
Приемы и методы:
Метод проектов и исследований; игровой; групповая работа, метод индивидуального подхода, дифференцированный метод, метод опережающего задания, анализы и самоанализы, наглядный, ТСО.
Основные формы организации учебных занятий:
- Тренировочные (физические упражнения, подвижные игры);
- Соревновательные ( соревнования, конкурсы, эстафеты);
- Сюжетно – ролевая игра;
- Занятие - путешествие, экскурсия, ПВД, туристический поход
Планируемые результаты реализации программы
Развитие УУД Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни):
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к ежедневным занятиям физической культурой, к ЗОЖ, к природе, как основным ценностям в жизни человека.
к Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям; - интерес к изучению истории и культуры родного края;
- первоначальные туристские умения и навыки.
Учащиеся получат возможность для формирования: - экологического мышления;
- познавательной мотивации к истории возникновения физической культуры и туризма; - умений и навыков, способов ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе;
- понимания значения занятий туризмом для общефизической подготовки и укрепления здоровья человека;
- мотивации к выполнению норм гигиены и закаливающих процедур.
Предметные
Учащиеся научатся:
- выполнять правила поведения на занятиях по общефизической и туристской подготовке;
- рассказывать об истории возникновения физической культуры и туризма;
- понимать значение физических упражнений для здоровья человека;
- рассказывать о месте ОФП в режиме дня школьников, о личной гигиене, о правильной осанке;
- называть правила ведения ЗОЖ;
- называть основные физические качества человека;
- определять подбор одежды и инвентаря для туристических прогулок и походов;
- самостоятельно выполнять первоначальные действия юного туриста в природе, в быту, в необустроенных условиях.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
- следовать на занятиях инструкциям учителя;
- вносить коррективы в свою работу.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать цель выполняемых действий;
- адекватно оценивать правильность выполнения задания;
- самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленных на развитие физических качеств;
- первоначальным туристическим умениям и навыкам;
- работать индивидуально и в группе;
- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- беречь и защищать природу экологическое мышление.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- понимать
- «читать» простейшие топографические знаки, данные в географическом атласе;
- изучать «Кодекс туриста»;
- различать понятия «Здоровье человека», «физическая культура и туризм», «физические упражнения», «турист», «туристическая группа»;
- определять влияние занятий физическими упражнениями и туризмом на здоровье человека.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, ориентируясь в естественной природной среде по природным ориентирам, используя топографические карты, справочную
литературу;
- различать виды туристской деятельности;
- характеризовать основные физические качества;
- устанавливать причины, приводящие к плохой осанке.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- отвечать на вопросы и задавать вопросы;
- выслушивать друг друга;
- рассказывать о режиме дня младших школьников, об истории возникновения физической культуры и туризма, о личной гигиене;
Учащиеся получат возможность научиться:
- рассказывать о влиянии физических упражнений на организм и здоровье человека;
- рассказывать об истории появления и развития отдельных видов спорта и формирования на их основе различных видов туризма;
- различать виды туризма ( пеший, лыжный, равнинный, горный, самодеятельный, спортивный - договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе, детском коллективе;
- безопасному поведению во время занятий по ОФП в спортивном зале, на спорт. Площадке, в природной среде;- участвовать в ПВД, двухдневных походах, туристских слетах Юных.
Учебно- тематический план
№ п/п | Темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | История становления, развития спортивного туризма. Основные понятия, термины в спортивном туризме | | | |
2 | Нормативно-правовое обеспечение различных видов спортивного туризма | | | |
3 | Физико-технические основы топо-графии и ориентирования на местности | | | |
4 | Правила выполнения расчётов оптимальных вариантов преодоления препятствий и дистанций на соревнованиях | | | |
5 | Психологическая, морально- нравственная и физическая подготовка юных туристов- многоборцев | | | |
6 | Организация питания, тренировочный режим и режим отдыха туристов-многоборцев | | | |
7 | Организация технологии и экологии туристского быта в полевых условиях | | | |
8 | Подготовка и проведение туристских слётов и соревнований | | | |
9 | Техника безопасности в спортивном туризме | | | |
10 | Подготовка и проведение соревнований, похода | | | |
| Итого | 34 | 24 | 10 |
Туристское оборудование и снаряжение
Групповое (бивуачное): палатка (одноместная - для хранения продуктов питания, две четырехместных для мальчиков и девочек), тент, рюкзак туристический;
Костровое: 2 котелка, поварешка, фляжка для питьевой воды;
Комплект для спортивного ориентирования - компас, планшетка, фонарик, часы, топографические карты местности, карандаш, линейка, транспортир, листы ватмана.
Личное: Рюкзак туристический, спальник, одежда, обувь, посуда.
Спортивный инвентарь: мячи волейбольные, баскетбольные, футбольные; скакалки; перекладина, канат гимнастический; секундомер.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Кол-во часов | Тема | Требования к уровню подготовленности обучающихся | План | Факт |
| | Вводное занятие | Техника безопасности. Вводный инструктаж. | | |
| | Поход - знакомство | Туризм что -это знакомство с туризмом. | | |
| | Поход - знакомство | Туризм что -это знакомство с туризмом. | | |
| | Экскурсия в природу | Обучение поведению при походах. | | |
| | Туризм | Туризм и экстренные ситуации в походах. | | |
| | Туризм | Поход на природу , работа с палатками . | | |
| | Быт и кухня юного туриста | Питание и проживание на природе, приготовление блюд. | | |
| | Быт и кухня юного туриста | Питание и проживание на природе, приготовление блюд. | | |
| | Быт и кухня юного туриста | Питание и проживание на природе, приготовление блюд. | | |
| | Быт и кухня юного туриста | Питание и проживание на природе, приготовление блюд. | | |
| | Быт и кухня юного туриста | Питание и проживание на природе, приготовление блюд. | | |
| | Топография и ориентирование на местности | Ориентация на местности по компасу и при экстренных случаях. | | |
| | Топография и ориентирование на местности | Ориентация по компасу и подручными средствами. | | |
| | Топография и ориентирование на местности | Ориентация на местности по компасу и при экстренных случаях. | | |
| | Топография и ориентирование на местности | Сборка разборка палатки. | | |
| | Преодоление препятствий | Преодоление препятствий на скорость и время . | | |
| | Туристские узлы | Учимся вязать узлы . | | |
| | Песни юного туриста | Изучение походно-строевых песен. | | |
| | Песни юного туриста | Изучение походно-строевых песен. | | |
| | Песни юного туриста | Изучение походно-строевых песен. | | |
| | Песни юного туриста | Изучение походно-строевых песен. | | |
| | Безопасность юного туриста | Техника безопасности | | |
| | Туристская атрибутика | Изучение тему туризм по научной литературе. | | |
| | Подготовка и выпуск стенгазеты | Выпуск стен газеты "Туризм и мы" | | |
| | Подготовка и выпуск стенгазеты | Выпуск стен газеты "Туризм и мы" | | |
| | Походы выходного дня | | | |
| | Походы выходного дня | | | |
| | Походы выходного дня | | | |
| | Отчет о походе | Фото и видео просмотр тур похода | | |
| | Туристские игры и ОФП юного туриста | Изучение тему туризм по научной литературе | | |
| | Туристские игры и ОФП юного туриста | | | |
| | Туристские игры и ОФП юного туриста | | | |
| | Туристские игры и ОФП юного туриста | Беседа о туризме | | |
| | Туристские игры и ОФП юного туриста | Туристические игры | | |
Итого 34часа |
Рекомендуемая литература
Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение:
Алёшин В. М. Карта в спортивном ориентировании / В. М. Алёшин. — М., 1983.
Аппенянский А. И. Физическая тренировка в туризме /
И. Аппенянский. — М., 1988.
Воронов Ю. С. Тесты и занимательные задачи для юных ориентировщиков / Ю. С. Воронов. — М., 1998.
Константинов Ю. С. Педагогика школьного туризма / Ю. С. Константинов, В. М. Куликов. — М., 2000.
Обеспечение безопасности туристских походов и соревнований подростков / под ред. С. М. Губаненкова. — СПб., 2007.
Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краевед- ческой деятельности учащихся / А. А. Остапец. — М., 2001.
Сборник нормативно-правовых актов по туристско-крае- ведческой работе, организации отдыха детей и молодёжи / сост. Ю. С. Константинов, С. В. Усков. — М., 2006.
Смирнов Д. В. Спортивный туризм: туристское многоборье / Д. В. Смирнов. — М., 2003. — 4.1. — Вып. 5.
Туристский терминологический словарь / авт.-сост. И. В. Зорин, В. А. Квартальнов. — М., 1999.
Усыскин Г. С. В классе, в парке, в лесу: Игры и соревнования юных туристов / Г. С. Усыскин. — М., 1996.
Ш имановский В. Ф. Питание в туристском походе /
Ф. Шимановский. — М., 2010
Ш тюрмер Ю. А. Профилактика туристского травматизма / Ю. А. Штюрмер. — М., 2012