«Прогулка в весенний лес»
(Занятие в подготовительной группе)
Цель: Привлечь внимание детей к красоте весенних звуков природы. Развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление. Приобщать к слушанию и восприятию классической музыки, произведений изобразительного искусства.
Задачи: Формировать представления детей об изменениях в природе, воспитывать любовь и чувство ответственности за сохранение природы.
Продолжать учить детей выразительно петь песни на тему «Весенняя природа»,
прививать любовь к природе, воспитывать чувство ответственности за сохранение и защиту зелёного наряда планеты и пернатых друзей. Развивать творческое воображение с помощью игры на музыкальных инструментах, учить передавать свои ощущения, возникающие при прослушивании классической музыки, давать словесную характеристику прослушанным произведениям и произведениям искусства, познакомить с творчеством П. И. Чайковского. Обогащать зрительные, слуховые, двигательные ощущения, развивать умение передавать характер музыки через выразительное пение и музыкально – ритмические движения; совершенствовать ритмический слух; формировать у детей чувство эмоционального удовлетворения от творческой деятельности. Воспитывать любовь к окружающей природе; формировать интерес к музыкальному классическому искусству.
Предварительная работа:
разучивание песен, игр, танцев, беседа с детьми о признаках весны, знакомство с весенними цветами, предварительное рассматривание картины И. Левитана «Весна. Большая вода» .
Оборудование: Фортепиано, компьютер, ширма, игрушка Веснушка – Лиса, Волк – Зубок, муляжи деревьев.
Вид занятия: развлечение.
Ход занятия:
Дети входят в зал под музыку «Как природа хороша», стают полукругом около стульчиков.
Музыкальный рук: Здравствуйте, ребята! Я очень рада сегодня видеть вас в нашем музыкальном зале.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе утро!» -
«Здравствуйте и добрый день!» -
Говорить нам всем не лень.
(дети садятся)
Сегодня у нас необычное занятие.
И вот, что вам хочу сказать.
Сегодня, здесь, сейчас -
Я сказочным волшебником
Хочу быть для вас!
(музыкальный руководитель надевает «волшебную мантию», цилиндр, берет «волшебную» палочку)
Музыкальный руководитель:
Я - сказочный волшебник,
Я - добрый чародей
И радую я чудесами
Маленьких детей!
Я предлагаю вам отправиться на прогулку в сказочно - музыкальный весенний лес. Хотите? (Да!) Стоит мне только взмахнуть руками, хлопнуть в ладоши, как мы с вами очутимся в сказочно – музыкальном весеннем лесу. Закройте глаза, внимание! (Звучит волшебная музыка, воспитатель выносит бутафорские деревья: дуб, береза, ель. 3 хлопка) Открывайте глаза. Ну, вот мы с вами оказались в сказочно – музыкальном весеннем лесу. Давайте погуляем и все рассмотрим.
Музыка «Как природа хороша» (дети идут «змейкой» по залу и рассматривают деревья, птичку в гнезде, цветы и т. д. садятся на стульчики)
Музыкальный рук: А сейчас давайте послушаем звуки весеннего леса.
Видео «Весенний лес»
Что вы услышали, расскажите, ребята? (ответы детей). Не правда ли, звуки леса кажутся волшебными, таинственными, музыкальными? Весна – это начало жизни, пробуждение природы.
Демонстрация картины И. Левитана « Весна. Большая вода»
Ребята, посмотрите, какая весна изображена на картине русского художника Исаака Левитана «Весна. Большая вода»? (ответы детей - ранняя) Какие приметы ранней весны изображены на картине? (ответы детей)
Эта знаменитая картина относится к величайшим шедеврам русской весенней лирики. Звонкое, голубое небо, струящиеся ввысь белые березы и деревца, плывущие вдали избы, утлая лодка, сливаются в ней в настолько мелодичное, чистое, прозрачное целое, что, всматриваясь в это пространство, как бы растворяешься в голубой лагуне солнечного весеннего дня, а взгляд теряется в охваченном разливом просторе.
Музыкальный рук: А вот как изобразил весеннее утро норвежский композитор Эдвард Григ. Он создал картину «Утро» музыкальными звуками. Послушайте!
Слушание пьесы «Утро» Э. Грига
Музыкальный рук: Ребята, какую картину вы себе представили, слушая музыку Грига, о чем она вам рассказала? (Дети: картину весенней природы, солнышко проснулось и поднималось все выше и выше, стало пригревать землю и потекли ручейки, расцвели первые весенние цветы).
Давайте мы с вами поиграем и вашими голосами изобразим картину весенней природы «Утро в лесу». Представьте, что ваши голоса - это музыкальные инструменты оркестра. Мы разделимся на группы, как в оркестре: «солнышко», «ручеек», «птички», «козявки», «жучки», «ежики». А теперь начнем: наступило утро в весеннем лесу, встало солнышко и позолотило своими лучиками лес, зазвенел ручеек, проснулись птички и стали напевать свои мелодии, из-под коры деревьев вылезли козявки и запели, их песню подхватили жуки. Из кучи хвороста вылезли ежики и отправились по своим делам. Лес наполнился весенними голосами (все вместе) Молодцы, получилась забавная картина, изображающая звуки весеннего леса.
Музыкальный руководитель: Правда, в лесу чудесно? Так легко дышится, а настроение поднимается так, что просто хочется петь! А теперь представьте, что вы певцы. Исполните песню о весенней природе. (дети выходят на полукруг)
Песня «По улице идет весна, поющая девченка» (дети садятся)
Музыкальный руководитель: Ребята, наше путешествие продолжается и я приглашаю вас на занятие в «Лесную школу». Присаживайтесь, пожалуйста, на лужок.
Звучит заставка «Лесная школа»
Начнем занятие. Я познакомлю вас с творчеством великого русского композитора Петра Ильича Чайковского (ПОРТРЕТ)
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР (появляются Волк-Зубок и Лиса-Веснушка).
Лиса: Да точно я тебе говорю - не бывает!
Волк: А я тебе говорю - бывает!
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, юные любители музыки, Веснушка и Зубок! Почему вы ссоритесь?
Звери: Здравствуйте, Светлана Николаевна и ребята! У нас музыкальный спор.
Лиса: Я говорю Зубку, что никто из великих композиторов не сочинял детские пьесы и концерты.
Волк: А я говорю, Веснушка, что такие композиторы наверняка есть!
Лиса: Ну, хорошо, тогда приведи хоть один пример.
Волк: Ну, так это…
Лиса: Вот видишь, таких композиторов нет!
Музыкальный руководитель: А вот тут, Веснушка, ты не права. Ребята, назовите имена композиторов, которые сочиняли музыку для детей. ( С. Рахманинов, В. Моцарт, Н.А. Римский – Корсаков, М. Глинка). Назовите пьесы, которые вы слушали. (Ответы детей: «Итальянская полька» С. Рахманинова, «Белка», «Пляска птиц» из оперы «Снегурочка» Н. А. Римского – Корсакова, «Турецкий марш» В. Моцарт)
Сегодня я вас всех познакомлю с творчеством великого русского композитора П.И. Чайковского. Он жил много-много лет назад. У композитора было несколько племянников, а один из них никак не мог научиться играть на фортепиано. Вот композитор и написал для него цикл детских легких пьес для ф-но, который так и называется «Детский альбом». Там 24 пьесы. Чайковский постарался изобразить мелодиями мир детских игр и сказочных персонажей.
Волк: Что-то я не понял, как можно мелодиями изобразить сказочные персонажи?
Музыкальный руководитель: Мы послушаем одну пьесу из «Детского альбома», которая называется «Баба Яга» и вы сами все поймете.
СЛУШАНИЕ ПЬЕСЫ «БАБА ЯГА»
Ребята, расскажите о музыке, как прозвучала мелодия? (ответы), какая динамика? (сначала громко, а потом затихая, казалось, что Баба Яга улетела в ступе)
Ну что, Зубок, теперь ты убедился в том, что мелодиями можно красочно изображать даже сказочные персонажи?
Волк: Да! Я понял, что Петр Ильич Чайковский, как настоящий художник изобразил мелодией Бабу Ягу, летающую на метле, я даже представил себе, как она пролетела мимо нас и умчалась далеко-далеко.
Лиса: А какие еще знаменитые мелодии есть у Чайковского?
Музыкальный руководитель: Их очень много, например, балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», концерты для фортепиано и симфонического оркестра, цикл «Времена года» и т.д., но сегодня мы не сможем все послушать.
Веснушка, теперь ты знаешь имена великих композиторов, которые сочиняли музыку для детей?
Лиса: Да, знаю - это П.И. Чайковский, Н.А. Римский – Корсаков, В.А. Моцарт, С.В. Рахманинов, М. Глинка. Спасибо, Светлана Николаевна, что рассказали нам и ребятам о великом русском композиторе П. И. Чайковском и его замечательных пьесах из « Детского альбома».
Музыкальный руководитель: Наше занятие в « Лесной школе» закончилось. До свидания, Зубок и Веснушка!
Лиса и Волк: До свидания, ребята, до свидания, Светлана Николаевна!
Музыкальный руководитель: Приглашаю ребят поиграть на полянке! Согласно тексту выполняйте движения пальчиками.
Пальчиковая игра «Два паучка»
Паучок бежит, бежит.
Ну куда он так спешит?
(Пальчики «бегут» по разным частям тела.)
А за ним бежит другой:
- Поиграть хочу с тобой!
(Двигаем пальчиками обеих рук.)
Раз, два, три, четыре, пять –
Тебя буду догонять.
- Я быстрей!
- Нет, я быстрей!
- Догони меня скорей!
Быстро паучок бежал,
Друга своего догнал!
(Обхватываем одной рукой пальчики другой.)
Игра «Грач»
Ребята, выходите на лужок, становитесь все в кружок, выполняйте движения по тексту:
Грач к нам с юга прилетел.
(Машем руками.)
Сразу он на пашню сел.
(Приседаем.)
Ищет грач в земле жучков,
Гусениц и червячков.
(Стучим указательным пальцем одной руки по ладошке другой.)
Грач усталости не знает,
Всё он по полю шагает.
(Идём на месте.)
Новый день уж начался.
Вить гнездо он принялся.
(Крутим руками перед собой.)
Грач под деревом летает,
(Машем руками.)
Клювом ветки собирает.
(Наклоняемся.)
Сделал грач гнездо из веток.
Скоро будет много деток.
(Разводим руки в стороны.)
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поиграем в подвижную игру «Гори, гори ясно».
Давайте выберем водящего. Алеша, расскажи считалочку:
Начинается считалка,
На берегу сидела галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
Игра: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
(Дети стоят в кругу, держась за руки. Водящий в центре круга с платочком в руке. Звучит мелодия «Пойду ль, я выйду ль я да» 1 ч. - дети идут по кругу, а водящий машет платочком. 2ч.: Дети останавливаются и хлопают в ладоши, водящий движется подскоками внутри круга. С окончанием музыки останавливается и поворачивается лицом к двум стоящим в кругу детям. Дети поют: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло…Раз, два, три!» На слова «Раз, два, три!» все хлопают в ладоши, водящий взмахивает платочком, а дети, возле которых остановился водящий поворачиваются друг к другу спиной и оббегают круг, чтобы прибежать первым и взять у водящего платочек.
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, весело играли. Раз, два, три – стульчик свой займи!
Как прекрасно весной, с дальних стран возвращаются птицы, ласково светит солнышко, распускаются цветы. Послушайте стихи: (ребенок)
Вот уж снег последний в поле тает
Теплый пар восходит от земли
И кувшинчик синий расцветает
И зовут друг друга журавли
Юный лес в зеленый дым одетый
Теплых гроз нетерпеливо ждет
Все весны дыханием согрето
Все кругом и любит, и поет!
Ребята, о каком весеннем цветке идет речь в стихотворении? Правильно, о подснежнике. Девочки порадуют нас исполнением танца «Цветочная фантазия».
Танец «Цветочная фантазия»
Музыкальный руководитель: Ой, ребята, да здесь кто – то оставил музыкальные инструменты. Давайте мы на них сыграем. Какую пьесу мы можем исполнить?
(Ответ детей «Турецкий марш В. Моцарта»)
Оркестр «Турецкий марш»
Неожиданно появляется Медведь рычит на детей.
Медведь: Это кто здесь играет? Спать мне мешает?
Музыкальный руководитель: Медведюшка – батюшка, прости нас за то, что тебя потревожили. Нам стало так радостно оттого, что вокруг такая дивная, чудная природа, что мы и не заметили как увлеклись игройой. Но дети знают, как надо вести себя в лесу, они любят и уважают лес.
Медведь: Это правда?
Музыкальный руководитель: Конечно! Вот послушай.
Дети: Лес богатство и краса, береги свои леса.
Растение – земли украшение!
Рощи да леса – всему краю краса.
Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади!
Враг природы тот, кто леса не бережет.
Люби лес, люби природу – будешь вечно мил народу.
Песня «Мы весну – красну зовем, здравствуй!»
Музыкальный руководитель: Ну как, Мишенька, теперь ты убедился, что дети берегут лес?
Медведь: Ну, раз так, я спокоен за свой лес. С ним будет все в порядке.
Музыкальный руководитель: Мишенька, иди к нам в хоровод, повесели детей.
Хоровод «На горе – то калина»
Медведь: Спасибо вам ребята за танцы и пословицы. Молодцы! Пойду я дальше… (Уходит)
Музыкальный руководитель: Ребята, в лесу прекрасно не только весной. Мы с вами еще не раз будем приходить сюда и жарким солнечным летом, и золотой осенью, и снежной зимой. А пока пожелаем лесу всего хорошего на прощанье.
Будь здоров, зеленый лес!
Стой в торжественном наряде.
Парты, книги и тетради
Ты нам дал, зеленый лес.
Чтобы в мире не исчез
Зверь лесной и птица тоже,
Процветай, наш друг хороший,
Будь здоров, зеленый лес!
А нам пора возвращаться домой. Запевайте веселую песенку.
«Становится весною тепло, тепло»
Музыка превращений: Закройте глаза, я считаю: раз – два – три (воспитатели убирают бутафорские деревья). Откройте глаза. Вы снова в детском саду. Понравилась вам прогулка в весенний сказочно – музыкальный весенний лес? С кем вы встретились в лесной школе? С каким композитором вы познакомились, назовите пьесу, которую мы слушали. Молодцы!
Я прощаюсь с вами: «До свидания!»
Пусть ваше настроение будет таким же радостным, как это замечательное утро.
9