СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

!!! ПРОЕКТ 100 лет революции

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендовано Министерством Образования РФ. Исследовательский проект 100 Великой Русской революции. 5-11 класс  

Просмотр содержимого документа
«!!! ПРОЕКТ 100 лет революции»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

школа № 88 г. Уфа












Исследовательский ПРОЕКТ

«100-летие русской революции»









Выполнил: ……….

Руководитель проекта: ……………
















Уфа – 2017


Свержение монархии.

Хроника событий в 1917 году


Начало февраля — введение в Петрограде карточной системы распределения продуктов.

18 февраля — начало забастовки на Путиловском заводе в Петрограде.

23 февраля — массовые демонстрации в Петрограде (требование вернуть с фронта мужчин)

25 февраля — всеобщая политическая забастовка в Петрограде (Долой царизм! Долой войну!)

26 февраля — роспуск Государственной думы

27 февраля — массовый переход солдат Петроградского гарнизона на сторону демонстрантов. Захват Зимнего дворца. Образование Временного комитета Государственной думы под руководством М.В. Родзянко. Образование представителями социалистических партий Петроградского совета рабочих депутатов (Петросовета) под председательством лидера меньшевистской фракции в Думе Н.С. Чхеидзе.

28 февраля — 2 марта — восстание на кораблях Балтийского флота.

2 марта — образование Временного правительства во главе с князем Г.Е. Львовым

2 марта — отречение императора Николая II в пользу брата — князя Михаила.

3 марта — отречение Михаила от власти.

8 марта — арест царской семьи









ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ


НИКОЛАЙ II: 1868-1918 Российский Император 1894-1917 гг.

Основные направления деятельности:

1)продолжил политику отца Александра III, направленную на незыблемость самодержавия и феодально-крепостнических пережитков в России

2)всеобщая перепись населения (1897)

3)денежная реформа, установил "золотой стандарт" рубля (1897)

4)реформы, направленные на поддержку рабочих (ограничение рабочего времени 11,5ч., бесплатная мед.помощь, 1906 - рабочие профсоюзы)

5)строительство ж/д (Транссибирская магистраль, Китайская Восточная железная дорога - КВЖД); разработка и освоение новых угольных и нефтяных месторождений

6)Манифе́ст об усоверше́нствовании госуда́рственного поря́дка (1905); обещал расширить права земствам, страхование рабочих, эмансипацию инородцев и иноверцев, устранение цензуры

7)Указ “Об укреплении начал веротерпимости”(1905)

8)Столыпинская аграрная реформа (1906-1910)

9)укрепление союза с Францией, экспансия на Дальний восток, Русско-японская война (1904-1905), Первая Мировая война – Николай II возглавил русскую армию

Основный итоги деятельности:

1)доброжелательный, неконфликтный и мягкий по характеру, последний Император династии Романовых, заявил, что он ничего не намерен менять в российской политической системе; инициатор созыва Гаагской конференции, впервые в истории рассмотревшей в 1899г. предложения в области военного разоружения

2)в 1885-1913 темпы роста с/х производства составил в среднем 2 %, (1 место в мире), а темпы роста промышленного производства - 4,5-5% в год

3)при Дворе идёт борьба двух течений – консервативного и либерального. Консерватор – В.Плеве, министр внутренних дел. Либерал – С.Витте, министр финансов.

Программа Витте:

• проведение экономической модернизации и постепенные переход к модернизации политической, интеграция России в сообщество европейских стран

• поддержка с/х, особенно хозяйств, ведущихся капиталистическими методами

• экономическая и политическая поддержка русской буржуазии, предоставление буржуазии политических прав

Программа не реализована, революция в стране становится неизбежной

4)чтобы погасить революцию 1905г., ограничил самодержавие, подписал Манифест 17 октября 1905 г., "даровал" народу буржуазно-демократические свободы и законодательную Думу, профсоюзы, кооперацию

5)чтобы закончить Смуту, назначил министром внутренних дел преданного монархиста П.А. Столыпина

6)в начале Первой Мировой войны золотой запас России был самым крупным в мире и составлял 1 миллиард 695 миллионов рублей (1311 тонн золота, более 60 миллиардов долларов по курсу 2000-х годов)

7)Первая Мировая война, заговор элит и царской семьи, алчность людей, стремящихся к власти, изоляция Императора, информационная война, организованная клевета подтолкнули к экономическому, политическому, психологическому кризису – погубили страну, которая их вырастила; военные поражения России подрывали авторитет Николая Александровича, но он уже не мог ничего изменить - монархия всё более утрачивала социальную опору. Присутствие при царском дворе Григория Распутина окончательно скомпрометировало и дискредитировало царскую семью в глазах российского общества. Дни Февральской революции стали роковыми для монархии

8)за 20 лет правления Николая II: экономика выросла в 2 раза, население выросло на 50 млн. – составило 174 млн. человек, денежные вклады-накопления выросли в 7 раз, первая гидростанция, первый самолёт, основан г. Мурманск, телеграфное сообщение с Дальним Востоком, в Самарканде построили оросительный канал…. Николай Романов и Пётр Столыпин сделали Россию крепкой державой

9)капиталистический уклад в экономике, сращивание промышленного и банковского капиталов, феодально-крепостнические пережитки, тормозившие социально-экономическое развитие, нарастание социальных противоречий привело к свержению династии – Николай II отрёкся от престола 4 марта 1917 г. в пользу брата Михаила Александровича; не хватало дальновидности, предвидения событий, политической воли, что для государственного деятеля очень важно

С.Ю. Витте, председатель Совета министров: «Отличительная черта Николая II заключается в том, что он человек очень добрый и чрезвычайно воспитанный»

М. Родзянко, председатель 3 и 4 Госдумы: «Государь, России грозит унижение и позор»

Николай II: «Я принял решение отречься от престола. Мне не жаль себя, мне жаль Родину и народ»

Французский экономист Эдмон Тэри: «Если дела будут идти как с 1900-1912 гг., то Россия в середине текущего века будет господствовать над Европой, как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении»


Задание 2 части:

2 марта 1917 г. император Николай II подписал документ, в котором отрёкся от престола за себя и за сына в пользу старшего брата – Великого князя Михаила Александровича.

Укажите и кратко поясните (не менее 2 причин) отречения императора Николая II от престола 2 марта 1917 года.

Позиции (причины с краткими пояснениями):

1) военные неудачи и кризис снабжения армии (привели в начале 1917 г. к нарастанию протестных настроений в обществе, активизации антимонархических и оппозиционных сил, падению престижа царской власти и лично царя);

2) Император был лишён достоверной информации о ситуации в Петрограде после 23 февраля 1917 г. (он не мог адекватно оценить политический риск и последствия принимаемых им решений в изоляции от центра власти и правительства, а недееспособность оставшихся верными Императору частей и соединений и стремительное распространение забастовки сделали невозможным возвращение Николая II в Петроград);

3) Николай II особенно доверял командующим фронтами, поэтому в критической обстановке он запросил их мнение о положении в стране (командующие фронтами убеждали Императора, что отречение от престола будет единственным способом предотвратить разрастание беспорядков и гражданскую войну в России).


Состав Временного правительства

Должность

Ф.И.О.

Партия

Министр-председатель, министр внутренних дел

князь Г.Е.Львов

кадет

Министр иностранных дел

П.Н.Милюков

кадет

Военный и морской министр

А.И.Гучков

октябрист

Министр юстиции

А.Ф.Керенский

эсер

Министр торговли и промышленности

А.И.Коновалов

прогрессист

Министр путей сообщения

Н.В. Некрасов

кадет

Министр земледелия

А.И.Шингарев

кадет

Министр финансов

М.И.Терещенко

беспартийный

Министр просвещения

А.А.Мануйлов

кадет

Обер-прокурор

князь Львов В.Н.

близкий к кадетам


1-е коалиционное правительство (май-июнь 1917 )

Должность

Ф.И.О.

Партия

Министр-председатель, министр внутренних дел

князь Г.Е.Львов

кадет

Министр иностранных дел

М.И.Терещенко

беспартийный

Военный и морской министр

А.Ф.Керенский

эсер

Министр юстиции

П.Н.Переверзев

трудовик

Министр торговли и промышленности

А.И.Коновалов

прогрессист

Министр путей сообщения

Н.В. Некрасов

кадет

Министр земледелия

В.М.Чернов

эсер

Министр финансов

А.И.Шингарев

кадет

Министр просвещения

А.А.Мануйлов

кадет

Министр труда

М.И.Скобелев

меньшевик

Министр продовольствия

А.В.Пешехонов

народный социалист

Министр почт и телеграфов

И.Г.Церетели

меньшевик

Обер-прокурор

князь Львов В.Н.

близкий к кадетам


2-е коалиционное правительство (июль-август 1917 )

Должность

Ф.И.О.

Партия

Министр-председатель

А.Ф.Керенский

эсер

Министр внутренних дел

Н.Д.Авксентьев

эсер

Министр иностранных дел

М.И.Терещенко

беспартийный

Военный и морской министр

А.Ф.Керенский

эсер

Министр юстиции

А.С.Зарудный

народный социалист

Министр торговли и промышленности

С.Н.Прокопович

беспартийный

Министр путей сообщения

П.П.Юренев

кадет

Министр земледелия

В.М.Чернов

эсер

Министр финансов

Н.В.Некрасов

кадет

Министр просвещения

С.Ф. Ольденбург

кадет

Министр труда

М.И.Скобелев

меньшевик

Министр продовольствия

А.В.Пешехонов

народный социалист

Министр почт и телеграфов

А.М.Никитин

меньшевик

Обер-прокурор

А.В.Карташов

кадет


Кризисы Временного правительства



Даты

Кризисы

Результат

18 апреля

Нота П.Н. Милюкова.

Первый кризис правительства

5 мая создано коалиционное прави­тельство (10 министров-капиталистов и 6 министров- социалистов)

18 июня

Массовые антиправительствен­ные демонстрации.

Кризис пра­вительства

Попытка военного наступления на фронте

3 июля

Кадетские министры подали в отставку под предлогом несогла­сия с недопустимыми уступками, сделанными украинской Цен­тральной Раде.

Кризис прави­тельства

7 июля — приказ об аресте Ленина, отставка князя Львова и назначение Керенского на пост министра-председателя Временного правитель­ства.

24 июля создано второе коалицион­ное правительство

(7 социалистов и 8 кадетов).

12 августа Государственное сове­щание

4 июля

Демонстрации вооружённых сол­дат, матросов и рабочих в Петро­граде. Попытка большевиков со­вершить вооруженный переворот



25-31 августа

Выступление генерала Л.Г. Корнило­ва. Верховный главнокомандующий генерал

Л.Г. Корнилов предпринял попытку предотвратить с помощью военной силы приход к власти левых радикалов, в первую очередь большевиков

Новый кризис правительства

14 сентября создано третье коалици­онное правительство (кадеты, социа­листы и беспартийные)



ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ


КЕРЕНСКИЙ А.Ф.: 1881-1970 – юрист, российский политический и общественный деятель; министр, министр-председатель Временного правительства (1917); адвокат, один из руководителей российского Закрытого клуба (масонства), член Верховного совета масонов России, председатель Фракции трудовиков, председатель IV Государственной думы

Основные направления деятельности:

1)вдохновитель демократических преобразований Февральской революции, автор революционного социалистического бюллетеня "Буревестник"

2)возглавил фракцию "Трудовая группа", член Партии эссеров (1917)

3)во время Февральской революции руководил действиями революционных сил против полиции, выступил перед восставшими солдатами, принимал от них арестованных министров Царского правительства, получал конфискованные денежные средства и секретные бумаги

4)инициатор амнистии политических заключённых, признание независимости Польши, восстановлена Конституция Финляндии

Основные итоги деятельности:

1)1906 г. — присяжный поверенный (адвокат) Петербургской судебной палаты; успешная адвокатская деятельность (не допустил смертных приговоров в деле Туркестанской организации социалистов-революционеров)

2) 1912 г. — прошёл в IV Государственную думу от Саратовской губернии, а вскоре возглавил думскую фракцию трудовиков, главный критик Правительства от левых думских фракций

3)май 1917г. — военный и морской министр во Временном правительстве, после подавления мятежа Корнилова – председатель Правительства и Верховный главнокомандующий

4)отсутствие чётких и необходимых преобразований; Февральская революция смела Царский режим, обернулась трагедией, страна оказалась на краю финансового банкротства, хаос…; недооценил и не справился с восстанием большевиков в октябре 1917г., потерял власть в стране, 25 октября Керенский покинул Зимний дворец

5)скончался в 1970г. в Нью-Йорке, похоронен в Англии


Генерал Алексеев секретному представителю Добровольческой армии в Москве А. Ладыженскому. Июль 1918 г.: «Я считаю, что главным образом А.Ф. Керенскому обязана Россия уничтожением своей государственности, и я почту своим долгом совершенно отказаться от всякой военной и политической деятельности и не допущу своего сотрудничества с разрушителем моей Родины»

Октябрьская революция 1917 года

Сентябрь – после попытки установления военной диктатуры Корнилова формируется III коалиционное правительство. На выборах в Советы Петрограда и Москвы большинство получили большевики. Лозунг "Вся власть Советам!"

10 октября – возвращение Ленина в Петроград, заседание ЦК - вопрос о вооружённом восстании (10 из 12 - "ЗА")

12 октября – создание ВРК (Военно-революционный комитет) – штаб по подготовке восстания

24 октября – после решения Временного правительства об аресте членов ВРК начинается захват большевиками мостов, почты, телеграфа, вокзала. Сопротивления нет!

Утро 25 октября – вся столица (кроме Зимнего дворца) в руках восставших. ВРК объявляет о взятии власти.

Вечер 25 октября – по сигналу крейсера "Аврора" начался захват Зимнего дворца.

В ночь на 26 октября – Зимний взят, Временное правительство арестовано, Керенский бежал.


ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ


ЛЕНИН ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ: 1870-1924 вождь российского и международного пролетариата, основатель КПСС и СССР

Основные направления деятельности:

1)основал Петербургский "Союз борьбы за освобождение рабочего класса" (1895), арестован, в 1897 сослан на 3 года в с. Шушенское Енисейской губернии, в ссылке обвенчался с учительницей Надеждой Константиновной Крупской, 1900г. – выехал за границу; вместе с Г.В. Плехановым начал издавать газету  “Искра”; при помощи газеты создаёт обширню сеть подпольных организаций, пропагандирующих марксизм

2)автор работ, в которых излагает свои идеи устройства России и пути их реализации ("Что делать? " - 1902, "Материализм и эмпирикритицизм" - 1909, "Апрельские тезисы" - 1917)

3)низвергает Временное правительство, устанавливает власть Советов в ходе Октябрьской революции 1917г., создаёт новые органы власти: ВЦИК и СНК (27.11.17), ВЧК (7.12.17), милицию (28.10.17)

4)принимает Декреты: "О мире", "О земле", заключает Брестский мир

5)разгоняет Учредительное собрание, проводит политику "красного террора", "военного коммунизма", НЭП

6)играет важную роль в физическом уничтожении царской семьи

7)верил в мировую революцию. На VIII съезде партии (1919) сказал: «Наш съезд убеждён в том, что недалеко то время, когда во всём мире победит коммунизм...» Политика национализации, конфискация помещечьих земель, вводит продовольственную диктатуру, продразвёрстку

8)запрещает оппозиционные издания, вводит 8-часовой рабочий день, учреждает бесплатное образование, упраздняет церковь

Основные итоги деятельности:

1) переводит на русский язык "Манифест Коммунистической партии", с позиции марксизма критикует народнические идеи; на 2-м съезде РСДРП (1903) возглавил фракцию большевиков; талант Ленина как политика проявился в том, что надежды и чаяния масс он облёк в форму лозунгов, кратких и доступных для понимания народом: "Земля – крестьянам, Заводы – рабочим, Мир – всем народам"

2)с декабря 1907г. в эмиграции. В апреле 1917г., приехав в Петроград, в “Апрельских тезисах” провозгласил курс на социалистическую революцию, объявлена "диктатура пролетариата"

3)руководитель Октябрьского восстания в Петрограде в 1917г. Учение Маркса – государственная доктрина. На 2-м Всероссийском съезде Советов избран председателем Совнаркома, одновременно (с 1918) председатель Совета рабочей и крестьянской обороны (с 1919 – Совет Труда и Обороны), член ВЦИК и ЦИК СССР

4)выход России из Первой мировой войны, утрата территорий

5) объявил о начале советской эпохи, провёл социалистические преобразования; прошёл путь от эмигранта, известного в основном лишь среди партийцев, до лидера, способного оказывать влияние на ход мировой истории: создал Социалистическое государство, Гражданская война, образование СССР – все советские республики заключили двустороннее соглашения о дипломатическом союзе

21 января 1924 г. В.И. Ленин скончался. Страна погрузилась в траур

Л.Д. Троцкий, соратник Ленина, член ЦК партии большевиков в 1917г.: «Не окажись Ленин в октябре 1917г. в Петрограде, революционный переворот не произошёл бы. Вождь в эти дни проявил нечеловеческую энергию и напор: требовал, подталкивал, вдохновлял, угрожал, настаивал, направлял...»



Научная оценка характера, движущих сил и значения Октябрьской революции

Этот вопрос в большей степени, чем другие, носит идеологический характер. Поэтому в российской историографии до настоящего времени события этой эпохи не исследуются в совокупности, а субъективно отбираются сторонниками той или иной позиции для обоснования своей правоты. В общих чертах альтернативные концепции выглядят следующим образом.

«Великая Октябрьская социалистическая революция – первая во всемирной истории победоносная пролетарская революция, совершённая рабочим классом России в союзе с трудящимся крестьянством под руководством Коммунистической партии во главе с В.И. Лениным. В результате революции была свергнута власть буржуазии и помещиков и установлена диктатура пролетариата в форме республики Советов… Великая Октябрьская революция явилась закономерным следствием общественного развития, классовой борьбы в условиях монополистического капитализма.

Октябрьская революция, пролетарская по своему содержанию, была вместе с тем глубоко народной революцией» (Краткий политический словарь, М., 1983).

Приход большевиков к власти представляется как результат безоговорочной поддержки их трудящимся большинством российского народа.

1) в результате событий власть перешла от одной политической группировки (представляющей буржуазные, либеральные силы) к другой (радикальной).

2) была установлена другая по характеру политическая власть - диктатура пролетариата (диктатура партии большевиков)

3) за большевиками шли представители разных слоёв общества: рабочих, крестьян, солдат

Декретами 2 съезда Советов и решениями правительства была установлена новая политическая и экономическая система.


Противники коммунистической идеологии выдвигают другую гипотезу развития октябрьских событий. Переход власти к большевистским Советам произошёл из-за слабости Временного правительства, которое не уничтожило большевизм в зародыше.

Используя нерешительность правительства, большевистские заговорщики на полученные от германского Генерального штаба деньги развернули массовую пропаганду и деструктивную деятельность.

Условную народную поддержку большевики получили, т.к. использовали популистские лозунги, отражавшие чаяния широких слоёв населения, обещали немедленное окончание войны, землю – крестьянам, фабрики и имущество буржуев – рабочим, а национальным меньшинствам – свободу выхода из империи.

При попустительстве Временного правительства большевикам удалось создать многочисленные боевые дружины, которые вооружённым путём, вопреки воле большинства населения свергли, легитимную власть. Октябрьская революция явилась глубоко антипатриотическим актом, т.к. совершалась на немецкие деньги ради воплощения в жизнь идеи мировой революции, в жертву которой были принесены национальные интересы России.

1) в результате выступления большевиков и руководимых ими сил было свергнуто Временное правительство, которое должно было находиться у власти до созыва Учредительного собрания

2) большевики захватили резиденцию правительства (Зимний дворец) и важнейшие объекты города

3) большевики не имели полного влияния в Советах и захватили Зимний и объекты города до очередного заседания 2 съезда Советов, чтобы поставить его перед свершившимся фактом

4) большевики не имели поддержки большинства населения страны и поэтому выбрали путь вооружённого выступления





Две точки зрения

на причины прихода большевиков к власти


  1. Большевики пришли к власти в России только благодаря лозунгу "Долой войну! "


1) в октябре большевиков поддержали солдаты и матросы, не желавшие идти на фронт

2) продолжавшаяся война вела к ухудшению положения населения, готового поддержать любую партию, выступившую против войны

3) именно продолжение войны не позволило приступить Временному правительству к решению аграрного и рабочего вопросов, что подорвало его авторитет


  1. Большевики пришли к власти, потому что их Программа оказалась наиболее понятна и близка населению, благодаря своей лучшей организованности


1) в Партии большевиков была железная дисциплина, что обеспечивало лучшую организованность в условиях революции

2) все лозунги большевиков были понятны и близки малообразованному населению, т.к. обещали простое решение сложных проблем (аграрного вопроса и т. д.)

3) значительная часть населения страны поддерживала социалистические лозунги

4) большевики были единственной крупной Партией, обещавшей немедленный переход к преобразованиям

5) Временное правительство было недееспособным и без большевиков, после августа 1917 военная диктатура была невозможна, а с большевиками единственными ассоциировались представления о твёрдой власти

6) большевики были наиболее популярны в рабочей среде; рабочие составляли большинство населения крупных городов, а именно в них решалась судьба власти



СОЧИНЕНИЕ

«100-летие русской революции»


Нечто фатальное кроется во владении другим человеком, даже если оно принимает благополучные формы, нечто медленно отравляет и господина, и его жертву и, в конечном счёте, разрушает общество, в котором они живут

Владимир Ильич Ленин


Россия — единственная страна в мире, где феодальный строй сменился рабовладельческим. Россия — единственная страна в мире, где официальный рабовладельческий строй существовал четыреста лет, вплоть до второй половины XIX века. Рабство, на мой взгляд, и привело монархическую Россию к страшному революционному взрыву.  Если считать только четыреста лет крепостного права — это почти двадцать поколений, родившихся и выросших в ярме, не знающих в своём воспитании ничего, кроме науки холопского выживания. Вот почему освобождение рабов в 1861 году было уже запоздалым актом.

Да, в стране победила промышленная революция, даже дарованы были политические свободы, П.А. Столыпин выводил мужиков на отруба, на вольное хозяйствование. Но котёл уже перегрелся. Не дети, так внуки крепостных стали так называемыми разночинцами. Т.е. «вышли в господа». Вот они-то и не могли простить власти рабства своих отцов и дедов. Они-то, образованные, и звали Русь к топору. Чаша ненависти переполнилась. И страна двинулась к Семнадцатому году.

Быть может, начинать освобождение крестьян надо было в 1825 году? Это и поняли декабристы. Победив Наполеона, пройдя с оружием в руках через всю Европу, они увидели, как там живут простые крестьяне. Сердца их преисполнились стыдом и болью за своё, родное. И они вышли на Сенатскую площадь. Да, путь выбрали кровавый. Но в ту эпоху общество не знало, не выработало ещё других форм протеста.

Но почему другие дворяне, собравшись и поодиночке, не обратились к Царю, не сказали ему, что декабристы выступали не столько против Царя, сколько против рабства? Дворяне этого не сделали. Они смотрели, как на Кронверкской куртине палач вешает их товарищей. Дворяне знали, на что покусились декабристы. На святое. На право каждого из них быть "царём" и "богом" в своих голодаевках и погореловках, на право казнить и миловать. И дворяне с этими гнусными правами не хотели расставаться ни за что.

Вот почему они молчали. Рабство развращает и рабов, и рабовладельцев. Нация деградирует. Страна разрушается с двух сторон. Что сделал народ, мы знаем. А куда смотрели дворяне? Ведь уже искры летели. Атмосфера России была наэлектризована предчувствием катастрофы. Увы, никто не замечал. Правящие классы не думали или старались не думать, уверенные, что в крайнем случае придут казаки, разгонят взбунтовавшееся быдло, как в 1905 году. Вот почему я считаю, что монархическую Россию привели к краху именно дворяне. Ответственность за революцию лежит на них, как на правящем классе.

И Февральскую, и Октябрьскую революции можно, при желании, назвать переворотом, свержением власти узкой группой лиц. Но потом ведь была Гражданская война. Причём Белую армию, воевавшую за Веру, Царя и Отечество, поддерживали страны Антанты — страны Запада. Вот против какой союзнической силы сражалась Красная армия. И победила! Значит, миллионы и миллионы пошли за большевиками. Если народ сверг монархию, а затем пошёл за большевиками, значит, большевики задели самую чувствительную струну в характере русского человека — жажду справедливости. Даже те, кто сопротивлялся большевикам, сопротивлялись недостаточно активно, потому как чувствовали за ними некую справедливость, а за собой — некую неправедность?

К справедливости взывают, когда нет закона. Или когда законы направлены против большинства населения. Не случаен же крик души русского человека: «Суди нас не по закону, а по справедливости!» Взорвалось прошлое, взорвалась накопленная за века рабства подспудная ненависть и подспудная жажда мести. Иначе не объяснить, почему народ-богоносец поднялся против господ, громил господские усадьбы и разрушал церкви. В таких исторических условиях любой, не признающий власти, становится героем.



СОЧИНЕНИЕ


Уроки истории.

Массовый террор

и политическая нестабильность


«Человеческое всегда и неизбежно

должно восторжествовать...»

М.С. Салтыков-Щедрин


«Усилие есть необходимое

условие нравственного

совершенствования»

Л.Н. Толстой

За всё, что человек берёт, он платит собой, своим умом и силой, сердцем, иногда – жизнью. Будучи молодыми, мы не понимаем, что означает смысл этого глубоко философского высказывания, но когда начинают в волосах мелькать печальные, серебристые пряди (признак увядания человеческой плоти и умудрения разума), то острой потребностью появляется потребность, желание анализировать и критиковать свой, канувший в небытие путь, и признавать ошибки и просчёты, допущенные намеренно или по глупости. Как известно, история циклична и имеет особенность повторяться. Наверное, именно поэтому, для политической истории и в целом истории Отечества весьма интересно искать параллели сравнения или соприкосновения определённых исторических ситуаций.

Вспомним 1917г. Говорили: «Власть плохая, народ живёт плохо». В результате – революция, распад государства: 30% населения (50 млн. граждан оставались на тех территориях, которые отошли немцам в 1918 году), 25% территории страны потеряны.

Опасность политических катаклизмов заключается в том, что они разрушают жизнь простых людей, убивают физиче­ски и морально. Прекрасный поэт Осип Мандельштам дал яркое и точное определение двадцатому веку — "век-волкодав". Озлобленный, жестокий, кровожадный, требую­щий новых и новых жертв. Одной из этих жертв стал и сам поэт, умерший в пересыльной тюрьме под Владивостоком.

В жестокое время чаще всего страдают люди мыслящие, честные, поэтому так много жертв среди учёных, писателей, философов. Трагическую историю России XX века представил в своих книгах Александр Исаевич Солжени­цын. «Архипелаг ГУЛАГ», летопись времени, написанная самими участниками и жертвами событий, она потрясает своей искренностью и жестокой правдой (сотни тысяч растрелянных, шестнадцать миллионов осуждены за трудовые нарушения). В то же время книга является грозным обвинением тоталитаризму. И.В. Сталин считал террор и репрессии принципами социализма.

Звёзды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами чёрных марусь.

………………………………………..

Хотелось бы всех поимённо назвать,

Да отняли список, и негде узнать…

О них вспоминаю всегда и везде,

О них не забуду и в новой беде… А. Ахматова «Реквием»

Вспомним 1990г. Говорили: «Власть плохая, народ живёт плохо». В результате – "перестройка", распад государства: 30% населения, 25% территории страны потеряны. Страна стояла на краю катастрофы.

Спасибо нашему президенту Владимиру Владимировичу Путину, который динамично организовал партию «Единая Россия». С её помощью консолидировал общество, политически стабилизировал государство, объединил страну, максимально сохранил суверенитет, пропагандировал здоровый образ жизни, поднял с колен армию, чтобы мы шаг за шагом, последовательно, наступательно решали совместно по совести проблемы, едино отстаивали интересы России, строили самое лучшее будущее. А это ещё и национальные интересы. На конфликтах, противостоянии, ненависти, злобе, зависти ничего нельзя вырасти. Нам нужны порядок, любовь и сердце.

…Славянский мир, сомкнись тесней...

"Единство,- возвестил оракул наших дней,-

Быть может спаяно железом лишь и кровью..."

Но мы попробуем спаять его любовью,-

А там увидим, что прочней... Фёдор Тютчев

Я восемнадцатого сентября на выборах голосовал с папой за «Единую Россию», чтобы с православием создавать наши национальные ценности, чтобы наши исторические победы продолжались: Бессмертный полк, Олимпиада, возвращение Крыма, эффективная военная операция в Сирии… Если мы едины – мы непобедимы. Макс Вебер, социолог, сказал: «Национальное единство должно быть не только внешнее, но и внутреннее». Владимир Жириновский отметил: «Учите уроки истории! Делайте работу над ошибками! История всегда показывает, на чьей стороне правда». «Давайте будем помнить, что мы единый народ, мы один народ, и Россия у нас одна. Уроки истории нужны нам прежде всего для примирения, укрепления общественного, политического, гражданского согласия, которого нам сегодня удалось достичь. Изучая многовековую историю Отечества, из её многих и трагических, и благотворных уроков попытаемся чётко усвоить один, и, пожалуй, главный: Надежда, Вера, Любовь и Труд каждого из нас и народа в целом способны на многое» — подчеркнул Владимир Владимирович Путин.

Историческая память, уважение истории – прочный фундамент сегодняшней России! Важно сконцентрироваться на решении текущих задач, сохранять спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. Это не трудно. Главное – мирное небо над головой, вооружённые войска несут службу, угрозы жизни и здоровью нет, за нами лидер государства, который нас никогда не подводил. Каждая ошибка сегодня – это пуля, выпущенная в наших детей.






































Александр Керенский ЗАДАЧА УНИЧТОЖЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО РЕЖИМА НЕМЕДЛЕННО

Выдержки из подстрекательской речи в Государственной Думе

15 февраля 1917 года

(по стенограмме заседания)

«...Кризис, в который мы вступаем, а может быть, уже вступили, этот кризис переживается не только Россией. Нет, вся Европа захлёбывается в крови, которая проливается щедро, огромною рекой третий год. Запасы человеческих сил, запасы имущественные, богатство стран европейских расточаются и уже расточились (голос справа: «Умственные запасы расточились»).

Военный кризис вступил в  свою последнюю фазу решительного столкновения, и попытками, которые делает и  будет делать демократия всей Европы, оставшаяся трезвой и не поддавшаяся кровавому урагану, она бессильна остановить этот вихрь, в  который с безумством бросились все правящие классы Европы.

Но, гг., этот кризис, этот последний акт, в который вступает кровавая трагедия, исход этого акта ещё не предрешён. Силы истощаются, но истощаются у всех, и прежде чем быть уверенным в исходе и думать, что мы можем без конца, беспредельно продолжать расточать народную кровь, народное имущество, вы должны, гг., более глубоко и с большим сознанием вашей политической, я бы сказал, человеческой ответственности взглянуть в глубину вашей политической совести.

Вы должны спросить себя, что за  эти три года  вы, беспрестанно провозглашающие с этой кафедры «победу, во что бы то ни стало» и торжество России, во что бы то ни стало, вы, призывавшие всех к  единению и союзу всех живых сил страны, с какими результатами и с чем идёте вы на этот последний суд истории, на эту последнюю, открывающуюся перед нами весеннюю и летнюю кампании, когда новые и небывалые до сих пор ещё потоки крови прольются по всей Европе?!

Можете ли вы, гг., держа в руках судьбы своей страны и отвечая за эту кровь, которая прольется, можете ли вы сказать, что вы сделали всё, что вы напрягли не только энтузиазм и пафос слов, с этой кафедры, но что вы проявили также и всё напряжение политического действия, политической воли? Сумели ли вы, сознавая вашу ответственность, взять на себя личный риск в борьбе с той старой системой, которая губит страну?

...

Если вы забудете, что сидите в этих стенах Таврического дворца, куда чрезвычайно плохо доходят подлинные звуки жизни, куда боль и страдание народа достигают в отраженном и изломанном свете; если вы вспомните подлинную жизнь, если вы посмотрите на то, что окружало вас две недели назад, когда вы еще хотели ехать сюда, вы поймете, гг., что страна находится уже в хаосе, что мы переживаем небывалую в исторические времена, в жизни нашей родины смуту, смуту, перед которой время 1613 года кажется детскими сказками!

Вы вспомните, гг., что этот хаос охватил не только политическое сознание, не только распылил власть, не только распылил партийные организации и силу политического сознания масс, но он превратил в хаос экономическую жизнь страны; он разрушил самые основы социальной и экономической жизни государства, он дошел до того, гг., что не так давно из Петербурга одно из министерств, посылая уголь со своим агентом в соседний губернский город, снабдило этот поезд вооружённой стражей для того, чтобы эта стража не допускала, чтобы другая власть по пути конфисковала этот уголь и захватила в свои руки.

Мы дошли уже до первобытного состояния, когда каждый захваченное им количество экономических, элементарных благ отстаивает всеми доступными ему средствами, вступает в смертный бой со своим соседом. Перед нами, гг., та самая картина, которую переживала Франция во время Великой революции. Повторение истории с  Сенскими продовольственными транспортами, когда продукты, которые высылались в  Париж, охранялись также вооружённой силой от нападения провинциальных властей.

Налицо эта картина полного распада, полного развала всей старой конструкции государства, всей той пирамиды, которая венчалась наверху безответственной властью, которая подпиралась снизу потом и  кровью неорганизованного и  брошенного в  рабство народа и  которая теперь, перед историческими испытаниями, оказалась ничтожной для того, чтобы защитить (не только строить завоевательные великие планы новых Европ) своё старое государство.

Гг., этот хаос налицо перед вами, и я спрашиваю вас: есть ли у нас сознание и чувство политической ответственности в этот исторический момент подчинить свои личные, классовые, социальные интересы единству, единым интересам государства?! Я вам скажу, этого сознания у вас ещё нет.

Но посмотрите, гг., на этот хаос, посмотрите, что делала власть. Нам говорят: «Правительство виновато», правительственные люди, которые, как «тени», приходят и  уходят (указывая на  места правительства) с  этих мест. Но поставили ли вы себе вопрос, наконец, во всю ширь и всю глубину, кто же те, кто приводит сюда эти тени?!

Разве отвечают эти марионетки, которые приходят сюда для того, чтобы уйти? Где эта реальная власть, где эти люди, фактически ведущие нас к гибели? Вы нашли их, вы сказали отсюда открыто и прямо: «Не в вас, маленькие людишки, которые свои личные интересы даже в такой исторический момент жизни предпочитаете интересам государства, ответ не в вас, а в ваших хозяевах!». Хозяина нужно найти! Где он, который приводит сюда этих людей?

И если вы вспомните историю власти за эти три года, вы вспомните, гг., как много здесь говорилось о «темных силах»; и эти разговоры о темных силах создали союз юных, наивных мечтателей с политическими авантюристами, и этой темной силы, этого Распутина, не стало.

Что же, мы вступили в новую эпоху русской жизни?

Что же оказалось? В России было «Распутинское самодержавие», которое исчезло, а исчезла система?

...

Гг., я отнюдь не хочу свести эту деятельность кабинета к злоумышленной воле отдельных людей. Я, гг., думаю, что это была величайшая ошибка — стремление везде и всюду искать изменников, искать каких-то немецких агентов, свергать отдельных Штюрмеров или Распутиных под влиянием легенды о «тёмных силах», легенды об изменниках, о немецком влиянии.

У нас, гг., есть гораздо более опасный враг, чем немецкие влияния, чем предательство и измена отдельных лиц. Это — система (голоса: «Верно»): это система безответственного деспотизма, система средневекового представления о государстве, не как об европейском современном государстве, а как о вотчине, где есть господин и холопы (голоса: «Верно»; рукоплескания слева).

...

И вот я и спрошу вас, гг. члены Государственной Думы (а вместе с вами — и ту общественность, которую вы представляете): что же, наконец, эти три года войны привели вас к тому основному убеждению, которое, и только оно одно, можете вас соединить с нами, представителями демократии?!

Поняли ли вы, что исторической задачей русского народа в настоящий момент является задача уничтожения средневекового режима немедленно, во что бы то ни стало, героическими личными жертвами тех людей, которые это исповедуют и которые этого хотят? Как сочетать это ваше убеждение, если оно есть, с тем, что отсюда подчеркивается, что вы хотите бороться только «законными средствами»?!

Милюков.  Это Дума.

Керенский.  Как можно законными средствами бороться с тем, кто сам закон превратил в орудие издевательства над народом? Как можно прикрывать своё бездействие выполнением закона, когда ваши враги не прикрываются законом, а, открыто насмехаясь над всей страной, издаваясь над нами, каждый день нарушают закон? С нарушителями закона есть только один путь физического их устранения (голоса слева: «Верно»; рукоплескания слева; шум справа).

Председательствующий.  Член Государственной Думы Керенский, я призываю вас к порядку и предупреждаю, что при повторении чего-нибудь подобного я вынужден буду лишить вас слова.

Керенский.  Господа, поэтому, если у вас нет этой воли к действиям, говорю я, то тогда не нужно говорить слишком тяжких по их последствиям слов. Вы, ставя эти диагнозы болезни страны, указывая на источники этой болезни, вы считаете, что ваше дело исполнено, когда вы сказали эти слова отсюда (указывая на кафедру).

Но ведь есть же, гг., наивные массы, которые эти слова о положении государства воспринимают серьёзно и  которые на действия одной стороны хотят ответить солидарным действием другой, которые в своих наивных заблуждениях хотят вам, большинству Государственной Думы, оказать поддержку!

А когда эта поддержка готова вылиться в  грандиозных размерах, в грандиозных движениях этих масс, которые неспособны только говорить, они способны только делать, вы первые вашим «благоразумным» словом уничтожаете этот порыв, этот энтузиазм, этот пафос масс, вы разрушаете эту цельность, эту твердость настроения.

И новый этап разрушительный, новый этап анархии мысли в демобилизации государства с новыми силами захватывает всю Россию. Вы любите всегда теперь быть в союзе, в согласии с нашими союзниками.

А не вспомните ли, наконец, слова одного английского политического деятеля, сказанные ещё до французской революции: «Человеческий род гораздо меньше страдал от духа мятежа, чем от бесконечного терпения, с которыми народы выносили бремя дурного управления!»

Вот если вы установите результаты, которых достигла власть в расстройстве организации снабжения продовольствием, в транспорте и т.д., то я спрошу вас, гг. члены Государственной думы, какая забастовка рабочих, какое движение сегодня, два-три дня продолжающееся, масс может заменить этот длительный, систематический, планомерно по всей стране проводимый план развинчивания всех гаек на шпалах железных дорог, опустошения всех продовольственных магазинов, со дня на день происходящее сокращение подвоза необходимого провианта к армии, что может заменить?! Разве можно сравнить вот эти два явления по их последствиям?

Я вам говорю, что ваши слова о том, что нужно спокойствие до конца, это — наивные слова людей, не продумавших проблему до конца, или это только способ уклониться от действительной борьбы, только способ остаться спокойно на своих теплых креслах, оставляя для себя возможность и в ту и в другую сторону, по мере развития событий, прикрепить свой корабль, но тогда, когда дело будет уже сделано.

Подумайте, господа, подумайте над этой картиной неимоверного разрушения государства, и не придете ли вы со мною к одному выводу, что иногда гангренозного больного, иногда больного, который умрет через две недели, нужно, как меня недавно, вылечить хирургическим лечением немедленно, и тогда он воскреснет! с новыми силами к новой жизни (рукоплескания слева).

Но вы, гг., вы не только не хотите, вы не можете разорвать со старой властью до конца, не можете потому, — о чём я уже говорил, — потому что вы до сих пор не хотите подчинить ваших экономических социальных интересов, интересов одной группы населения интересам всего целого.

...

Посмотрите на эти зарницы, которые начинают полосовать там и здесь небосклон Российской империи!

Посмотрите, ведь это энергия власти, она не остается бесплодной. Она распространяет этот развал, этот распад в массах. Она и там выдвигает интересы частные, интересы личные над интересами государства.

И горе вам, горе всем нам, если мы не сумеем вовремя понять, что не на словах, а на деле нужно попытаться войти в контакт или, по крайней мере, не вооружать против себя демократии.

Я, гг., не возражаю, когда некоторые люди (указывая вправо) отсюда, которые могли бы после некоторых событий особенно молчать, выступают и лягают отсюда рабочее движение.

Но я вам говорю: будьте осторожны с народной душой, не бросайте в неё упрёков в измене, предательстве, в руководительстве иностранными агентами.

Она живёт такой же жизнью, как  вы, она так  же, как  вы, безропотно и  бестрепетно кладёт свою голову там, на  границах Запада и  Востока. Она бестрепетно переносит жесточайшие лишения, которых вы не знаете.

Она хочет сказать своё слово, она хочет сказать своё слово в момент, когда решается её будущее. Она хочет быть гражданином. Она хочет сказать: я так хочу! Вместе с вами она пойдёт, если вы поймёте народную душу.

И дайте нам хотя бы фиктивное право здесь напоминать вам о том, чем страдает, что думает, над чем болеет эта народная масса без ружья и под ружьём.

Оставьте, по крайней мере, нам возможность говорить это, не подвергаясь недостойным инсинуациям и выходкам со стороны тех, которые слишком рано стали делить шкуру еще не убитого медведя!

(Продолжительные рукоплескания слева и в левой части центра.)



КОНТЕКСТ. По  мере затягивания Первой мировой войны, в связи с дороговизной основных продуктов питания и предметов потребления резко выросло недовольство рабочих и служащих. Крестьян­ские хозяйства обескровили не только мобилизация людей и лошадей на войну, но и нехватка орудий труда и промышленных товаров. Росло число забастовок и крестьянских выступлений. Армия была деморализована отсутствием успехов на главных фронтах войны, не­хваткой оружия, боеприпасов и продовольствия, слухами об измене в верхах. В ней росло число дезертиров и военнослужащих отказывающихся в боевой обстановке повиноваться начальству. Россия подошла к порогу великих потрясений.

Как всегда в кризисный момент, нужен был только повод для перехода революционного настроения в ре­волюционное движение масс. Им стали перебои в снабжении столицы. С середины февраля в столице были введены хлебные карточки. Сразу же поползли слухи, что скоро хлеба вообще не будет, его стали закупать на сухари. Возникли «хвосты» — очереди к лавкам, превратившиеся в своеоб­разные дискуссионные собрания. Утром 23 февраля (8 марта н.ст.) мерз­нувшие с ночи в очередях к хлебным лавкам женщины — в основном ра­ботницы и жены рабочих — узнали, что продажи хлеба не будет. Оказалось, что неизвестные лица скупили его у лавочников. Сразу же начались сти­хийные демонстрации под лозунгами «Хлеба!» «Мира!» и «Свободы!»

Вечером 27 февраля царь отдал приказ генералу Н.И. Иванову с надёжными частями (батальоны георгиевских кавалеров из охраны Ставки) эшелонами двинуться на Петроград для наведения порядка. Однако отряд Иванова не был пропущен к вос­ставшему Петрограду. Начальник штаба Ставки генерал М.В. Алексеев и  командующие фронтами полки ему на  помощь не  послали. Тем временем Алексеев разослал всем командующим фронтами и фло­тами телеграммы с предложением высказаться за или против отречения Царя от трона в пользу наследника при регентстве великого князя Михаи­ла Александровича. Почти все они, кроме одного, поддержали отречение. Прибыв в Псков, Царь узнал, что армия от него отвернулась.

Ночью 2 марта в Псков приехали члены Государственной Думы лидер октябристов А.И. Гучков и националистов — В.В. Шульгин с проектом от­речения. Но Царь отказался его подписать. Он сам написал текст отречения, в котором он, в нарушение Указа Павла I о престолонаследии, отказывался и за себя, и за сына в пользу брата Михаила. Наутро, 3 марта, после переговоров в членами Временного комитета Госдумы, Великий князь Михаил выступил с заявлением, в котором говорилось, что он мог бы взять власть только по воле народа, выраженной Учредительным собранием, избранным на основе всеобщего, равного, прямого и  тайного голосования, а  пока призвал всех граждан державы Российской подчиниться Временному правительству.

А.Ф. Керенский (чья приведённая выше речь стала одним из факторов, спровоцировавших февральские события) горячо жал несостоявшемуся императору руку, заявив, что расскажет всем, какой тот благородный человек. Действовал Керенский уже не как депутат, а как член Временного правительства — министр юстиции.

Ознакомившись с текс­том акта, бывший Царь записал в дневнике: «И кто только подсказал Ми­ше такую гадость?» 300-летняя монархия Романовых (со второй половины XVIII в. — Голш­тейн-Готторп-Романовых) пала почти без сопротивления.










































Список использованных источников:

  1. Баранов П.А., Шевченко С.В. История. Полный справочник. М: АСТ,

2016

  1. Валянский С. Калюжный Д. Забытая история русской революции. М.:

Алгоритм, 2001

  1. Кудряшова Т.И. Самые главные исторические портреты. Уфа: БНЦ УО РАН, 2016

  2. Стариков Н. «Кто убил Российскую Империю? Главная тайна XX века». М: Эксмо, 2006





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!