Проект
«Адаптация детей к условиям ДОУ»
во 2 группе раннего возраста
Составила воспитатель:
Евтеева Светлана Владимировна
Вид проекта: информационно- творческий
Сроки реализации: краткосрочный (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Участники проекта: вновь поступающие воспитанники и их родители, воспитатели, медсестра
Актуальность проекта
Под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Цель проекта: создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.
Задачи:
Создавать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.
Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.
Основные педагогические принципы:
Методы убеждения, учебных и практических заданий, моделирования, стимулирования
Ожидаемые результаты :
Успешное прохождение детьми адаптационного периода с высокой вероятностью легкой и средней степени адаптации.
Повышение компетентности родителей в воспитании и обучении детей.
Возрастание активности родителей и включенности их в образовательный процесс.
Тесный эмоциональный контакт между воспитателями и детьми.
Конечный результат :
анализ проведенной работы;
диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
презентация проекта для педагогов и родителей;
публикация проекта на интернет-сайте
Этапы работы над проектом:
1 этап – подготовительный
подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста;
разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги»;
разработка анкет для родителей;
составление перспективного плана мероприятий проекта.
11 этап – основной (этап наблюдений)
1. В основе практической работы лежит взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которое создаёт основу для благоприятной адаптации детей раннего возраста.
Наблюдение проводится в течении 1 месяца и более в соответствии с 4-х ступенчатой последовательностью адаптации.
Наблюдение осуществляют воспитатели, медсестра, педагог-психолог и старший воспитатель. Каждый выполняет свои функции.
2. Воспитатель:
Понаблюдать за поведением ребенка;
Выявить особенности семейного воспитания;
Дать возможность родителям проговорить свои опасения, связанные с помещением ребенка в детский сад;
Дать индивидуальные рекомендации по подготовке ребенка к посещению детского сада.
Обращаем внимание на развитие социальных навыков ребенка: уверенность и активность в исследовании окружающего мира, самостоятельность, сотрудничество
3. Медсестра
совместно с воспитателем проводит прием вновь пришедших детей;
- осуществляет наблюдение за состоянием детей в течении дня;
- еженедельно делает заключение о результатах адаптации и рекомендует о переходе (или не переходе) на следующую ступень адаптации;
- по истечении 1 месяца делает заключение о результатах адаптации;
- в начале и по окончании адаптационного периода взвешивает ребенка.
4. реализация проекта в соответствии с планом.
111этап – заключительный
анализ проведенной работы;
диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
презентация проекта для педагогов и родителей;
публикация проекта на интернет-сайте.
По окончании адаптации всех детей медсестра совместно с воспитателями , проводят обработку адаптационных листов, карт нервно-психического развития и на основании критериев степени адаптации определяют уровень адаптации в группе.
По результатам адаптации проводится медико-педагогическое совещание, на котором воспитатели и медсестра рассказывают о проделанной работе и проводят анализ адаптации.
Формы работы с родителями:
1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
2. Семинары-практикумы – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.
3. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
4 Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
План проекта
период | Содержание |
сентябрь | - Заключение договора с родителями; - Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями; - Организационное родительское собрание; - Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»; - Анкета для родителей (социальная); - Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»; - Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»; - «Минутки вхождения в день» как один из условий успешной адаптации к ДОУ; -Консультация «Адаптация ребёнка 2-3 лет в детском саду». |
| - Развивающая среда для детей раннего и младшего дошкольного возраста ; - Игровая деятельность: «Ласковое имя»; «Сороконожка»: «Грибной дождь»; |
октябрь | - Консультация «Растим малыша здоровым»; - Мини-лекция «Детская истерика»; - Совместное занятие с родителями «Дом дружбы»; - Игра «Топ-топ» - Игра «Дождик и солнышко» - Потешка «по ровненькой дорожке» - Стихотворение «Мой веселый звонкий мяч». - Игра «Прятки с мячом» - Потешка «Друг веселый, мячик мой» - Игра «Наш мячик» - Игровая деятельность: «Зайка серенький сидит», «Солнце и дождик»; массаж БАТ «Считалка для мышки»; пальчиковая игра «Пальчики» |
ноябрь | - Консультация «Воспитание ребёнка »; - Потешка «Зайка серенький сидит» - Игровая деятельность: «Ладонь на ладонь»; «Пропавший малыш»; «Мишка» «Солнышко», «Колокольчик»; |
сентябрь 
октябрь
ноябрь