СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Что такое деньги?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель. Изучить историю денег.

    Задачи. Дать ответ на вопросы: «Для чего нужны деньги? Как они появились? Как в древние времена расплачивались за товар? Что изображают и рисуют на монетах? Что такое нумизматика? Что скрывают тайны старинных названий? Что такое электронные деньги?»

    Ожидаемые результаты.

Я изучу информацию по теме «Старинные деньги», подробно узнаю всё об истории денег, расскажу всё о чём узнала   своим одноклассникам и другим ребятам из школы.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Что такое деньги?"»

8


Небет Валерия Игоревна

Краснодарский край, Тимашевский район, станица Новокорсунская

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 класс

Проект «Что такое деньги?»

Научный руководитель: Фомина Марина Васильевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 3



Проблема

У нас дома есть мамина шкатулка. Однажды я попросила маму показать мне всё, что там хранится. Среди разной бижутерии я нашла две старинные монетки, которые я раньше никогда не видела. Они совсем не похожи на современные. Мне стало очень интересно, откуда они у мамы. Мама рассказала, что когда она была такой как я, они всей семьёй копали картошку на огороде у прабабушки. Вот там и нашли эти монеты. Меня это заинтересовало, и я решила подробно узнать о старинных монетах.

II.Планирование

Цель. Изучить историю денег.

Задачи. Дать ответ на вопросы: «Для чего нужны деньги? Как они появились? Как в древние времена расплачивались за товар? Что изображают и рисуют на монетах? Что такое нумизматика? Что скрывают тайны старинных названий? Что такое электронные деньги?»

Ожидаемые результаты.

Я изучу информацию по теме «Старинные деньги», подробно узнаю всё об истории денег, расскажу всё о чём узнала своим одноклассникам и другим ребятам из школы.

Этапы проекта

1.Сбор информации.

2.Исследование.

3. Создание доклада,презентации.

4..Защита проекта

Методы. Изучение научно- познавательной литературы, интернет-источников, опрос родственников, знакомых, консультация учителя.

Вопросы, на которые я искала ответы

1.Чем люди в древности расплачивались за товар?

2.Что скрывают тайны старинных названий?

3.Что изображают и рисуют на монетах?

4.Как называется обратная, лицевая часть и ребро монеты?

5.Какие пословицы и поговорки о деньгах существуют у разных народов?

6.Как называют людей, которые коллекционируют деньги?

7. Что такое электронные деньги?

8. Решают ли деньги все в жизни людей?

III Практическая деятельность.

  • Первый шаг

Моё исследование началось со школьной библиотеки. Я решила выяснить, что такое деньги?

С.И.Ожегов даёт такое определение: деньги - металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накоплений.[2,с.156]

В википедии я нашла происхождение слова «деньги»

По самой распространённой версии, русское слово «деньги» (ед. ч., уст. «деньга») произошло от тюркского «теңге». В свою очередь в тюркские языки слово пришло, по всей видимости, из Персии.

Тенге-первоначально мелкая серебряная, а затем медная монета в странах Востока.[3]


Деньги – величайшее человеческое изобретение.

Происхождение денег связано с 7 - 8 тыс. до н.э., когда у первобытных племен появились излишки каких-то продуктов, которые можно было обменять на другие нужные продукты.

  • Второй шаг

История денег: с древности до наших дней интересна. Первые деньги возникли в древние времена, и дошли до наших дней, но уже совершенно в другом виде. Из-за денег происходили войны, революции, смена правительств и свержения королей.

Древние времена

История денег берет начало от времени существования древних племен. Но деньги тех времен существенно отличались от денег современных. Это были скорее не деньги, а средства обмена. Так, например, в скотоводческих племенах деньгами был скот, в поморских поселениях деньгами была рыба, которую обменивали на столь необходимые для племени хлеб и мясо. Известно, что у разных народов были свои предметы, служившие им в качестве денег:

в Мексике деньгами были какао-бобы;

в Канаде, Аляске и на Руси древние предки использовали в качестве денег шкурки ценных зверей;

у некоторых племен Южной Америки и на островах Океании, деньгами были морские ракушки или жемчужины;

племена Новой Зеландии вместо денег использовали камни, имеющие в середине отверстие.

Кое-где деньгами служили зерно или соль.

В Древней Греции в качестве средств платежа использовали крупный и мелкий скот: баранов, лошадей, быков. В Древней Индии, Китае, на восточном побережье Африки и Филиппинских островах - ракушки, собранные на нитку. Во времена Юлия Цезаря для этой цели использовали рабов. У жителей Бразилии валютой были перья фламинго. В Меланезии применялись свиные хвостики, а в Спаре – каменные булыжники. В некоторых странах средством платежа являлись человеческие черепа. [1]

У древних славян роль денег играли лён и изготовленное из него полотно (отсюда-платить) [4] См. Приложение 1

Я проверила, обладают ли «товарные» деньги этими свойствами:

свойства товаров, используемых в качестве денег


Товары

Можно ли долго хранить

Легко перемещать

Делится на мелкие части

Нельзя подделать

1.Шкуры животных

да

нет

нет

да

2.Скот

нет

нет

нет

да

3.Зерно

нет

нет

да

да

4.Птичьи перья

да

да

нет

да

5.Акульи зубы

да

да

нет

да

Ракушки каури

да

да

да

да

Вывод: использование товаро-денег позволяло обмениваться ими с другими племенами или использовать по назначению в своем хозяйстве. Но они были крайне неудобными в использовании. Поэтому возникла потребность в другой, более практичной форме платежа.

Деньги из металла

Как видим, люди перепробовали немало «денег», пока пришли к деньгам металлическим…Но и эти деньги мы бы с вами не узнали. Они были в виде брусков, колец, полуколец, прутиков, слитков.

Какие же были преимущества металлических денег перед другими? Они не портились, не занимали много места. А при сделках легко делились на части. Но самое главное – ими можно было расплачиваться за любой товар.

Изготавливали их из серебра, золота, меди и только в Египте и Ассирии в качестве денег использовалось золото еще за два тысячелетия до нашей эры.

Долгое время монеты были самой разной формы. Разнообразны были и изображения на них – в основном изображения богов.

Модницы стали делать из них ожерелье:

-и красиво;

-и «кошелёк» всегда под рукой;

-и видно какая ты богатая невеста

А первые русские монеты появились в конце X века. Их изготовляли на кружках, вырубленных из металлических листов.

Во времена монгольского нашествия выпуск монет на Руси прекратился. Роль денег выполняли серебряные слитки-гривны (отсюда –гривенник)

Чтобы уплатить часть гривны, её нужно было разрубить. Так появилось слово «рубль».

Чтобы не испытывать неудобств, деньги, то есть гривны , решили изготовлять одного веса. Новгородский рубль весил 200 граммов.

Я подсчитала сколько будет весить 10 рублей? (2000 г=2кг;

а100 рублей = 20000г=20кг)

Вывод: нелегко было ходить на рынок с кошельком, который весит

20 килограммов.

А ещё я узнала, что сестрорецкий рубль 1771г., отчеканенный при Екатерине II,можно назвать царь-монетой. Он весит больше килограмма.[5]

Гривны были слишком тяжелы, поэтому их заменили копейками.

При Иване Грозном (в XVI веке) на русских монетах изображали всадника с копьём. Их быстро прозвали в народе «копейными деньгами», или копейками.[4]

Копейка весила 1 грамм и чеканилась из серебряной проволоки.

Постепенно на Руси стали появляться другие металлические деньги.

Название денег

=

Достоинство

Рубль

=

100 копеек

Полтина

=

50 копеек

Гривенник

=

10 копеек

Пятак

=

5 копеек

Алтын

=

3 копейки

Грош

=

2 копейки

Денежка

=

0,5 копейки

Полушка

=

0,25 копейки



Нумизматика

После того как я узнала, когда появились монеты, я посмотрела на них с точки зрения нумизматики. Нумизматика ( от латинского слова numisma – монета), она изучает монеты как памятники истории, культуры, искусства, техники. Нумизматы собирают большие коллекции монет, дают их описания, рассказывают о денежном обращении в разные эпохи.

Вот как нумизматы называют части монеты:

Сторона, на которой изображён герб, - лицевая, или аверс; оборотная сторона – реверс.

Мы говорим об этих сторонах «орёл» и «решка» . Ясно: орёл, потому что это наш герб, а решка образовалась от «решётки» - вензеля- сочетания царских инициалов в виде вязи.

Надпись на монете называется легендой. Она сообщает на аверсе имя и титул императора.

Номинал – это достоинство монеты. Ещё я узнала одно название – гурт. Это ребро монеты. По гурту часто делают надписи и уж обязательно насечки, чтобы не появилось у нечестных людей соблазна опиливать монету, как это делалось до насечек.

Во всём мире монеты- «путеводитель» по истории государств, т.к. на них изображались великие личности, легендарные здания, героические эпизоды.[1]

Третий шаг

Моё исследование.

Я внимательно рассмотрела свои монеты и узнала:

Монета 1815года царской Руси (АлександрI)

Номинал: 2 копейки

Год выпуска 1815

Металл: медь

Масса:13,65г

Монетный двор ЕМ (Екатеринбург. Мундт)

Диаметр: 29мм

Гурт: гладкий

Медные 2 копейки 1815 года производились на Екатеринбургском и Сузунском монетных дворах. Этот денежный знак чеканился только в двух местах. На аверсе изображен двуглавый орёл, в лапах которого держава и скипетр. Над головами символа Российской империи корона. Под лапами выбиты инициалы минцмейстера, отвечавшего за производство этих монет, и год чеканки. Денежные знаки, произведенные в Екатеринбурге, отличались изображением символов Н.М. – первых букв имени и фамилии начальника монетного передела Николая Мундта.

Монета 1910года царской Руси(НиколаяII)

Номинал: 2 копейки

Год выпуска 1910

Металл: медь

Масса:6,56

Монетный двор СПБ(Санкт-Петербургский)

Диаметр: 24,2

Гурт: рубчатый

На аверсе монеты в центральной части помещено изображение Малого Государственного Герба Российской империи. Вокруг герба имеется широкий обод, состоящий из двух частей, соединённых вместе ромбовидным узором. В верхней части обода выпуклая надпись: "МЕДНАЯ РОССIЙСКАЯ МОНЕТА", в нижней вдавленная надпись - "ДВЕ КОПЕЙКИ".

На реверсе монеты центральная часть отделена бусовым ободком, внутри которой помещён номинал в две строки: "2 КОПЕЙКИ". По бокам цифры "2" имеется две звёздочки. Под номиналом - растительный орнамент с кругом в центре, ещё ниже - буквы "С.П.Б.", что означает "Санкт-Петербург". На внешней части монеты вверху полукругом указан год чеканки - "1910" и слово "ГОДА", остальное пространство заполнено двумя ветвями - дуба и лавра, перевязанными лентой. (СМ. приложение 3)

Я сравнила старинные монеты с современными.

Вывод: монеты имеют значительное отличие: по цвету, весу. металлу, надписи С XV века металлические деньги начинают терять свою товарную основу. Металлические деньги начинают делиться на полноценные (номинальная стоимость которых соответствует стоимости содержащегося в них металла) и неполноценные (номинальная стоимость выше стоимости содержащегося металла).

При Иване III Русь стала единым государством. Теперь уже каждый князь не мог самостоятельно чеканить свои монеты. Во главе государства стоял монарх, только он имел на это право.

В 1534 году в правление Елены Глинской, матери Ивана Грозного, была создана единая для всего государства денежная система. Были установлены строгие правила чеканки монет, созданы образцы.

Возникновение бумажных денег

История денег получила новый виток развития с появлением бумажных денег. Они появились в 910 году в Китае.

А в России первые бумажные деньги были введены при Екатерине II в 1769 году. Это были банкноты достоинством 100рублей, на них был изображён портрет Екатерины.

В середине 1917 года появились новые деньги. Это были керенки, сделанные на плохой бумаге, без номеров и подписей, достоинством в 20 и 40 рублей. Их выпускали неразрезанными листами, величиной с газету.

С появлением банков, именно они стали хранителями денег и основных ценностей. При сдаче денег на хранение, человек получал от банка сертификат. В нем было указано, какая сумма находится у банкира на хранении и предъявитель этого сертификата должен был получить от банка определенную сумму денег. Это давало возможность расплачиваться не монетами, а этими сертификатами. Прошло немного времени, и сами сертификаты стали приравниваться к реальным деньгам. Такова история появления бумажных денег. А само слова «банкнота» берет начало от английских слов “bank note” и в переводе означает «банковская запись».[7]

В 1922 году советское правительство выпустило особые банковские билеты - "червонцы". Они исчислялись не в рублях, а в другой денежной единице - червонце. Один червонец приравнивался к десяти дореволюционным золотым рублям.



Таким образом, из всего сказанного можно определить функции денег:

  • Деньги - это мера стоимости

  • Деньги - это средство обмена

  • Деньги - это средство накопления

  • Деньги – это средство платежа

  • Функция мировых денег

В нашем современном мире появился новый вид денег – электронные.

Электронные деньги — это деньги или государственные облигации, обмениваемые только электронно. Как правило, это включает в себя использование компьютерных сетей, Интернета и платёжных карт.

Электронные деньги разделяют на два типа:

  • на базе смарт-карт (примеры: Visa Cash, Proton, Mondex, CLIP )

  • на базе сетей (примеры: WebMoney, Яndex.Деньги, Единый кошелёк, PayPal, e-gold, Rupay, Rapida. )[8]

Вывод: деньги – особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.

Итог исследования: цели достигнуты, поставленные задачи решены.

IV.Защита проекта.

Мы пригласили всех ребят на классный час, где был представлен проект «Что такое деньги?» Моей целью было поделиться находками и личными исследованиями по данной теме с одноклассниками. Ведь именно тема проекта связана с историей наших предков. Тому свидетельство и станичный музей, где в одной из экспозиций представлены банкноты и монеты прошлых столетий.

В заключение своего выступления хотелось бы отметить, что хотя богатый человек и может себе многое позволить, но ни деньги, ни любое другое имущество не может сделать людей счастливыми. Подтверждением этому служат слова знаменитых людей.

Арнольда Шварценеггер:

«Деньги не приносят счастья.

У меня сейчас 50 миллионов, а счастлив я ровно также,

как и тогда, когда у меня было 48 миллионов»

Демокрит Абдерский

Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость.

Антуан де Сент-Экзепюри

Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму. И запираемся в одиночестве, и все наши богатства - прах и пепел, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить





Список литературы:

1.Федоренко П.К., Хайлов Л.М. «История денег» - Тверь: «Малыш» 1995.

2.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка - М., «АЗЪ» 1994

3.Деньги-Википедияhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B8

4.Детская энциклопедия «Я познаю мир» - Назрань «АСТ» 1998 с 298-299

5.Энциклопедия «История открытий» - М., «РОСМЭН» 1997 с.5

6.Журнал «Начальная школа»/№ 5-6 –М.,1september.ru 2015

7. История денег: с древности до наших дней http://investtalk.ru/den-gi/istoriya-deneg-s-drevnosti-do-nashih-dnej

8.Деньги - История денег http://mypurse.3dn.ru/index/istorija_deneg/0-9