СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Донецкие писатели - гордость нашего города"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

 

 

 

 

 

 

 

Проект

"Донецкие писатели – гордость

нашего города"

 

 

Научный руководитель проекта:

Кугук Светлана Анатольевна,

учитель русского языка и литературы.

Авторы проекта: учащиеся 8б класса.

 

 

 

 

 

2014-2015 уч.год

г.Донецк Ростовской области

Оглавление

1.Пояснительная записка……………………………………………………….3-6

1.1.Введение……………………………………………………………………3

1.2.Проблема…………………………………………………………………...3

1.3.Актуальность проблемы…………………………………………………..3

1.4.Цель работы………………………………………………………………...4

1.5.Образовательные области…………………………………………………4

1.6.Задачи образовательных областей………………………………………..4

1.7.Задачи, поставленные в процессе выполнения проекта………………...5

1.8.Способы решения поставленных задач………………………………......5

1.9.Ожидаемые результаты…………………………………………………....5

1.10.Этапы проведения проекта…………………………………………….5-6

1.11. Словарь исследователя (понятийный аппарат)………………………..7

2.Информация о реализации проекта……………………………………….....8-9

      2.1.Практическая часть……………………………………………………….8

     2.2.Выводы…………………………………………………………………...8-9

     2.3.Список используемой литературы, электронные адреса……………9-10

     2.4.Приложение…………………………………………………………...11-43

3.Рефлексия деятельности…………………………………………………...44-45

     3.1. Оценивание качества результатов …………………….……………….44

     3.2. Приобретённые знания, умения, навыки ……..…………………...44-45

     3.3. Оценивание степени достижения поставленных целей ………….….45

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Введение.

Донская земля всегда была богата талантливыми людьми, которые прославили свой край и оставили яркий след в истории России. Мы гордимся своими земляками: полководцами, мореплавателями, учёными, художниками. Многие из них обладали литературным даром. За длительную историю наши земляки написали немало замечательных книг. Но знаем ли мы их имена? А именно имена писателей, родившихся и творивших в нашем родном городе Донецке Ростовской области.

Мы провели опрос среди 5-8 классов, в котором приняли участие около 200 учеников нашей школы. Были  заданы вопросы: знаете ли вы писателей города Донецка Ростовской области? Можете ли вы назвать их имена?

Согласно опросу, только 3% процента слышали, что есть такие люди, но никто не смог назвать их.

Таким образом, объект нашего исследования – биография писателей и поэтов родного города.

 

Проблема: жители города Донецка плохо знают писателей и поэтов своего родного города.

Актуальность данной проблемы в том, что жители города мало знакомы с творчеством тех писателей, которые живут и создают произведения рядом c ними. Мы знаем всемирно известных писателей, прозаиков и поэтов донского края, но не интересуемся творчеством наших ближайших земляков. Накануне 60-летнего юбилея города Донецка хотелось бы напомнить жителям города  о произведениях писателей и о самих писателях, живущих рядом с нами, возможно даже на одной улице или в одном доме.

Цель работы: познакомиться самим и познакомить жителей города с писателями города Донецка и их творчеством, чтобы гордиться земляками, прославившими наш город.

Образовательные области:

  • Социализация
  • Коммуникация
  • Познание
  • Труд
  • Художественное творчество

Задачи образовательных областей:

Социализация

- формирование гражданских, патриотических чувств.

Коммуникация

- развивать свободное общение со взрослыми и детьми;

- развивать все компоненты устной речи детей в различных видах деятельности.

Познание

- создать условия для реализации проектной деятельности;

- продолжать обогащать знания детей о родном крае.

Труд

- формировать представление о труде взрослых в нашем городе;

- воспитывать ценностное отношение к собственному труду.

Художественное творчество

- развивать продуктивную деятельность детей;

- приобщать к творчеству.

Задачи:

1.Познакомиться с произведениями  различной тематики и жанров писателей города.

2.Познакомиться с писателями, узнать их поближе.

3.Проследить связь содержания произведений с жизнью города и выявить актуальность творчества писателей города в наши дни.

Способы решения поставленных задач:

1.Провести анкетирование среди учащихся школы «Знаете ли вы писателей нашего города?»

1.Найти в библиотеках произведения писателей нашего города.

2.Поиск в Интернете информации по теме.

3.Беседы с работниками библиотек и типографий по теме.

4.Встречи с авторами произведений, беседы, интервью.

5.Чтение произведений различной тематики и жанров писателей города.

6.Составление красочного буклета или фотоальбома.

7.Информирование жителей города по теме.

 

Ожидаемые результаты: найти материал по теме, грамотно и красочно оформить и познакомить с ним учащихся школы и учителей, а также жителей города Донецка.

Этапы проведения проекта

  1. Подготовительный или вводный (погружение в проект). 1.1.Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта). 1.2.Определение цели, формулирование задач. 1.3.Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей. 1.4.Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.). 1.5.Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы. 1.6.Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.
  2. Поисково-исследовательский этап. 2.1.Определение источников информации. 2.2.Планирование способов сбора и анализа информации. 2.3.Подготовка к исследованию и его планированию. 2.4.Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций. 2.5.Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
  3. Трансляционно-оформительский этап. 3.1.«Предзащита проекта». 3.2.Доработка проекта с учетом замечаний и предложений. 3.3.Подготовка к публичной защите проекта: 3.3.1.определение даты и места; 3.3.2. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.); 3.3.3. стендовая информация о проекте.
  4. Заключительный этап. 4.1.Публичная защита проекта. 4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

 

 

Словарь исследователя (понятийный аппарат)

Актуальность – важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность.

Альманах – разновидность серийного издания, продолжающийся сборник литературно-художественных или научно-популярных произведений, объединённых по какому-либо признаку.

Интервью – разновидность разговора, беседы между двумя или более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.

Монография – научный труд в виде книги с углубленным изучением одной темы или нескольких тесно связанных между собой тем.

Опрос – это выяснение мнения сообщества по тем или иным вопросам.

Редактор – тот, кто занимается редактированием (составляет, проверяет и исправляет содержание) издания (книги, журнала, газеты и т.п.).

      Социальный проект – это программа (комплекс мероприятий),  в соответствии с которой будет осуществляться деятельность Вашей организации (объединения) по решению социально-значимой проблемы с полным её обоснованием и оценкой результатов.

 

 

Информация о реализации проекта.

Практическая часть.

Учащиеся, работающие над проектом, посетили библиотеки и типографии города. У работников данных учреждений они собрали информацию о писателях города Донецка (названия произведений, личные адреса и телефоны), просмотрели номера альманаха «Донские зори», где нашли краткие сведения о писателях и их произведениях. Затем они созвонились и встретились лично с теми из них, кто согласился побеседовать и рассказать о себе и своём творчестве. Собранную информацию они дополнили сведениями из Интернета, в том числе из социальных сетей. Затем отпечатали материал, включив в него фотографии писателей.

Работу выполняла группа учащихся, предварительно распределив обязанности и поручения. Работа велась активно, дети самостоятельно собирали и обрабатывали информацию, а затем печатали и создавали презентацию.

Выводы.

Изучив произведения наших донецких писателей и поэтов, ребята поняли, как они любят свою малую родину.

Знакомство с нашими земляками можно продолжать и дальше, т.к. есть ещё много людей, которые активно заявляют о себе в литературных кругах.  Но сегодня наша задача была - остановиться только на тех людях, которые уже  получили широкое признание.  

Наша работа не закончена. Это только начало работы над циклом «Донецкие писатели и поэты».

Но уже и данный материал можно использовать на  уроках литературы, краеведения. И мы надеемся, что учащиеся нашей школы когда-нибудь прочтут истории, рассказы, повести своих земляков и это будет им советом или уроком.

Друзья, давайте гордиться людьми, которые прославляют наш родной край!

 

Список используемой литературы, электронные адреса

  1. Гусева И.Л. Наш Донецк родился, чтобы жить! Стихи. - Ростов-на-Дону: ООО «Ростиздат», 2005. – 36 с.
  2. Гусева И.Л. Провинциальная прописка. Стихи и проза. -  Ростов-на-Дону: ЗАО «Ростиздат», 2010. - 68 с.
  3. «Донецкие зори» Литературный альманах / Под ред.И.М.Липунова - №2. - Ростовская область, г.Донецк: ООО «Полиграфист», 1992. – 166 с.
  4. «Донецкие зори» Литературный альманах / Под ред.И.М.Липунова - №5. - Ростовская область, г.Донецк: ООО «Полиграфист», 2000. – 216 с.
  5. «Донецкие зори» Литературный альманах / Под ред.И.М.Липунова  - №13. - Ростовская область, г.Донецк: ООО «Полиграфист», 2006. – 190 с.
  6. «Донецкие зори» Литературный альманах / Под ред.И.М.Липунова - №14. - Ростовская область, г.Донецк: ООО «Полиграфист», 2006. – 214 с.
  7. «Донецкие зори» Литературный альманах / Под ред.И.М.Липунова - №16. -                                       Ростовская область, г.Донецк: ООО «Полиграфист», 2007. – 166 с.
  8. «Донецкие зори» Литературный альманах/ Под ред.И.М.Липунова - №18. - Ростовская область, г.Донецк: ООО «Полиграфист», 2009. – 246 с.
  9. «Донецкие зори» Литературный альманах / Под ред.И.М.Липунова - №20. - Ростовская область, г.Донецк: ООО «Полиграфист», 2010. -242 с.
  10. «Донецкие зори» Литературный альманах  / Под ред.И.М.Липунова - №21. - Ростовская область, г.Донецк: ООО «Полиграфист», 2011. – 230 с.
  11. «Донские волны» Литературно-художественный альманах Союза писателей Дона / Под ред. И.И.Снисаренко, А.И.Климовой, Г.В.Бугаёва, Г.А.Ерёминой. - №10. - Ростов-на-Дону: ООО «Альтаир», 2012. – 240 с.
  12. Наумкин Л. Всё повторится…Стихи. – Ростовская область, г.Донецк: ООО «Полиграфист», 2010. – 60 с.
  13. Тимиручива Л. Донская элегия. Сборник стихов и прозы. - Ростов-на-Дону: ООО «Альтаир», 2013. – 144 с.
  14. Тимиручива Л. Твоей Берегиней буду. Сборник стихов и прозы. -Ростов-на-Дону: ООО «Альтаир», 2014. – 120 с.

 

http://stanicasrednyaya.ru/sites/default/files/pictures/srenyaya/O%20kazakakh/Soyuz%20pisateley%20Dona/almanahx10/Almanahx_10.pdf

http://school6-don.narod.ru/history.htm

http://ok.ru/profile/535212153540

http://ok.ru/profile/525076514401

http://www.proza.ru/avtor/spolohsayandex

http://ok.ru/profile/557093656543/about

http://www.proza.ru/2005/09/07-83

 

 

 

 

 

 

                   

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Рефлексия деятельности.

Оценивание качества результатов.

Собрано достаточно много информации по теме проекта.

Приобретённые знания, умения, навыки.

Рефлексивные умения: • Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний • Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? Поисковые (исследовательские) умения: • Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей • Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле • Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста) • Умение находить несколько вариантов решения проблемы • Умение выдвигать гипотезы • Умение устанавливать причинно-следственные связи Умения и навыки работы в сотрудничестве: • Навыки коллективного планирования • Умение взаимодействовать с любым партнером • Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач • Навыки делового партнерского общения • Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы Менеджерские умения и навыки: • Умение проектировать процесс (изделие) • Умение планировать деятельность, время, ресурсы • Умение принимать решения и прогнозировать их последствия • Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов) Коммуникативные умения: • Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д. • Умение вести дискуссию • Умение отстаивать свою точку зрения • Умение находить компромисс • Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д. Презентационные умения и навыки: • Навыки монологической речи • Умение уверенно держать себя во время выступления • Артистические умения • Умение использовать различные средства наглядности при выступлении • Умение отвечать на незапланированные вопросы.

 

Оценивание степени достижения поставленных целей.

Школьники, работающие над проектов, провели большую работу по сбору информации, но проект остаётся открытым, так как поле деятельности очень большое и требует длительного исследования.