3.3. Оценивание степени достижения поставленных целей ………….….45
Пояснительная записка.
Введение.
Донская земля всегда была богата талантливыми людьми, которые прославили свой край и оставили яркий след в истории России. Мы гордимся своими земляками: полководцами, мореплавателями, учёными, художниками. Многие из них обладали литературным даром. За длительную историю наши земляки написали немало замечательных книг. Но знаем ли мы их имена? А именно имена писателей, родившихся и творивших в нашем родном городе Донецке Ростовской области.
Мы провели опрос среди 5-8 классов, в котором приняли участие около 200 учеников нашей школы. Были заданы вопросы: знаете ли вы писателей города Донецка Ростовской области? Можете ли вы назвать их имена?
Согласно опросу, только 3% процента слышали, что есть такие люди, но никто не смог назвать их.
Таким образом, объект нашего исследования – биография писателей и поэтов родного города.
Проблема: жители города Донецка плохо знают писателей и поэтов своего родного города.
Актуальность данной проблемы в том, что жители города мало знакомы с творчеством тех писателей, которые живут и создают произведения рядом c ними. Мы знаем всемирно известных писателей, прозаиков и поэтов донского края, но не интересуемся творчеством наших ближайших земляков. Накануне 60-летнего юбилея города Донецка хотелось бы напомнить жителям города о произведениях писателей и о самих писателях, живущих рядом с нами, возможно даже на одной улице или в одном доме.
Цель работы: познакомиться самим и познакомить жителей города с писателями города Донецка и их творчеством, чтобы гордиться земляками, прославившими наш город.
Образовательные области:
Социализация
Коммуникация
Познание
Труд
Художественное творчество
Задачи образовательных областей:
Социализация
- формирование гражданских, патриотических чувств.
Коммуникация
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
- развивать все компоненты устной речи детей в различных видах деятельности.
Познание
- создать условия для реализации проектной деятельности;
- продолжать обогащать знания детей о родном крае.
Труд
- формировать представление о труде взрослых в нашем городе;
- воспитывать ценностное отношение к собственному труду.
Художественное творчество
- развивать продуктивную деятельность детей;
- приобщать к творчеству.
Задачи:
1.Познакомиться с произведениями различной тематики и жанров писателей города.
2.Познакомиться с писателями, узнать их поближе.
3.Проследить связь содержания произведений с жизнью города и выявить актуальность творчества писателей города в наши дни.
Способы решения поставленных задач:
1.Провести анкетирование среди учащихся школы «Знаете ли вы писателей нашего города?»
1.Найти в библиотеках произведения писателей нашего города.
2.Поиск в Интернете информации по теме.
3.Беседы с работниками библиотек и типографий по теме.
4.Встречи с авторами произведений, беседы, интервью.
5.Чтение произведений различной тематики и жанров писателей города.
6.Составление красочного буклета или фотоальбома.
7.Информирование жителей города по теме.
Ожидаемые результаты: найти материал по теме, грамотно и красочно оформить и познакомить с ним учащихся школы и учителей, а также жителей города Донецка.
Этапы проведения проекта
Подготовительный или вводный (погружение в проект).
1.1.Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
1.2.Определение цели, формулирование задач.
1.3.Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
1.4.Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).
1.5.Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
1.6.Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.
Поисково-исследовательский этап.
2.1.Определение источников информации.
2.2.Планирование способов сбора и анализа информации.
2.3.Подготовка к исследованию и его планированию.
2.4.Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.
2.5.Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
Трансляционно-оформительский этап.
3.1.«Предзащита проекта».
3.2.Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
3.3.Подготовка к публичной защите проекта:
3.3.1.определение даты и места;
3.3.2. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.);
3.3.3. стендовая информация о проекте.
Заключительный этап.
4.1.Публичная защита проекта.
4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
Словарь исследователя (понятийный аппарат)
Актуальность – важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность.
Альманах – разновидность серийного издания, продолжающийся сборник литературно-художественных или научно-популярных произведений, объединённых по какому-либо признаку.
Интервью – разновидность разговора, беседы между двумя или более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.
Монография – научный труд в виде книги с углубленным изучением одной темы или нескольких тесно связанных между собой тем.
Опрос – это выяснение мнения сообщества по тем или иным вопросам.
Редактор – тот, кто занимается редактированием (составляет, проверяет и исправляет содержание) издания (книги, журнала, газеты и т.п.).
Социальный проект – это программа (комплекс мероприятий), в соответствии с которой будет осуществляться деятельность Вашей организации (объединения) по решению социально-значимой проблемы с полным её обоснованием и оценкой результатов.
Информация о реализации проекта.
Практическая часть.
Учащиеся, работающие над проектом, посетили библиотеки и типографии города. У работников данных учреждений они собрали информацию о писателях города Донецка (названия произведений, личные адреса и телефоны), просмотрели номера альманаха «Донские зори», где нашли краткие сведения о писателях и их произведениях. Затем они созвонились и встретились лично с теми из них, кто согласился побеседовать и рассказать о себе и своём творчестве. Собранную информацию они дополнили сведениями из Интернета, в том числе из социальных сетей. Затем отпечатали материал, включив в него фотографии писателей.
Работу выполняла группа учащихся, предварительно распределив обязанности и поручения. Работа велась активно, дети самостоятельно собирали и обрабатывали информацию, а затем печатали и создавали презентацию.
Выводы.
Изучив произведения наших донецких писателей и поэтов, ребята поняли, как они любят свою малую родину.
Знакомство с нашими земляками можно продолжать и дальше, т.к. есть ещё много людей, которые активно заявляют о себе в литературных кругах. Но сегодня наша задача была - остановиться только на тех людях, которые уже получили широкое признание.
Наша работа не закончена. Это только начало работы над циклом «Донецкие писатели и поэты».
Но уже и данный материал можно использовать на уроках литературы, краеведения. И мы надеемся, что учащиеся нашей школы когда-нибудь прочтут истории, рассказы, повести своих земляков и это будет им советом или уроком.
Друзья, давайте гордиться людьми, которые прославляют наш родной край!
Список используемой литературы, электронные адреса
Гусева И.Л. Наш Донецк родился, чтобы жить! Стихи. - Ростов-на-Дону: ООО «Ростиздат», 2005. – 36 с.
Гусева И.Л. Провинциальная прописка. Стихи и проза. - Ростов-на-Дону: ЗАО «Ростиздат», 2010. - 68 с.
«Донецкие зори» Литературный альманах / Под ред.И.М.Липунова - №2. - Ростовская область, г.Донецк: ООО «Полиграфист», 1992. – 166 с.
«Донецкие зори» Литературный альманах / Под ред.И.М.Липунова - №5. - Ростовская область, г.Донецк: ООО «Полиграфист», 2000. – 216 с.
«Донецкие зори» Литературный альманах / Под ред.И.М.Липунова - №13. - Ростовская область, г.Донецк: ООО «Полиграфист», 2006. – 190 с.
«Донецкие зори» Литературный альманах / Под ред.И.М.Липунова - №14. - Ростовская область, г.Донецк: ООО «Полиграфист», 2006. – 214 с.
«Донецкие зори» Литературный альманах / Под ред.И.М.Липунова - №16. - Ростовская область, г.Донецк: ООО «Полиграфист», 2007. – 166 с.
«Донецкие зори» Литературный альманах/ Под ред.И.М.Липунова - №18. - Ростовская область, г.Донецк: ООО «Полиграфист», 2009. – 246 с.
«Донецкие зори» Литературный альманах / Под ред.И.М.Липунова - №20. - Ростовская область, г.Донецк: ООО «Полиграфист», 2010. -242 с.
«Донецкие зори» Литературный альманах / Под ред.И.М.Липунова - №21. - Ростовская область, г.Донецк: ООО «Полиграфист», 2011. – 230 с.
«Донские волны» Литературно-художественный альманах Союза писателей Дона / Под ред. И.И.Снисаренко, А.И.Климовой, Г.В.Бугаёва, Г.А.Ерёминой. - №10. - Ростов-на-Дону: ООО «Альтаир», 2012. – 240 с.
Наумкин Л. Всё повторится…Стихи. – Ростовская область, г.Донецк: ООО «Полиграфист», 2010. – 60 с.
Тимиручива Л. Донская элегия. Сборник стихов и прозы. - Ростов-на-Дону: ООО «Альтаир», 2013. – 144 с.
Тимиручива Л. Твоей Берегиней буду. Сборник стихов и прозы. -Ростов-на-Дону: ООО «Альтаир», 2014. – 120 с.
Собрано достаточно много информации по теме проекта.
Приобретённые знания, умения, навыки.
Рефлексивные умения:
• Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
• Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Поисковые (исследовательские) умения:
• Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
• Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
• Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)
• Умение находить несколько вариантов решения проблемы
• Умение выдвигать гипотезы
• Умение устанавливать причинно-следственные связи
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
• Навыки коллективного планирования
• Умение взаимодействовать с любым партнером
• Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
• Навыки делового партнерского общения
• Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
Менеджерские умения и навыки:
• Умение проектировать процесс (изделие)
• Умение планировать деятельность, время, ресурсы
• Умение принимать решения и прогнозировать их последствия
• Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)
Коммуникативные умения:
• Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
• Умение вести дискуссию
• Умение отстаивать свою точку зрения
• Умение находить компромисс
• Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
Презентационные умения и навыки:
• Навыки монологической речи
• Умение уверенно держать себя во время выступления
• Артистические умения
• Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
• Умение отвечать на незапланированные вопросы.
Оценивание степени достижения поставленных целей.
Школьники, работающие над проектов, провели большую работу по сбору информации, но проект остаётся открытым, так как поле деятельности очень большое и требует длительного исследования.