1. Паспорт проекта
Наименование | «Любите книгу - источник знаний» (экскурсия в библиотеку) |
Заказчик | Совет детского дома |
Цель | Цель проекта: привлечь внимание школьников к значимости чтения и его роли в нашей жизни. Воспитать интерес к знаниям, стремление их пополнять, формировать самообразовательные потребности у читателей, развивать навыки самостоятельного учения. |
Задачи | -Разработать и внедрить проект по пробуждению интереса к посещению библиотек и чтению литературы. - развить у ребят творческие способности, навыки исследования, умения работать с предлагаемой литературой; - воспитать у детей дух сотрудничества и взаимопонимания; - учить применять знания, умения и навыки по предмету в реализации проекта. |
Сроки реализации | 1.03.2012- 30.03.2012 год. |
Ответственный за реализацию | Воспитатель Базулина Н.Н. |
Автор проекта | Базулина Н.Н. |
Источники финансирования | Бюджет. Попечительский совет,волонтеры. |
Ожидаемые результаты реализации проекта | Ожидаемые результаты -Формирование духовно-нравственной культуры и гражданской позиции молодого поколения. -Духовное освоение основ национальной культуры Пробуждение интереса к чтению литературы. -Актуализация важности работы библиотеки в духовно- нравственном просвещении. Дальнейшая заинтересованность читателей в библиотечных услугах. |
II. Сведения о проекте
1.Название проекта : «Любите книгу- источник знаний!»
2. Автор : Базулина Н.Н., воспитатель ГБОУ Петровский детский дом.
3. Тип проекта : информационный.
4. Целевая группа : воспитанники старшего школьного возраста :
Подгорная А.
Фиргалиева Ф.
Байдавлетов Р.
Балденко М.
III. Актуальность проблемы
Одна из важных и с каждым годом все труднее разрешимых задач нашего общества – воспитание подрастающего поколения. То пагубное, что несет с собой отрицательная сторона нынешней цивилизации: рекламное телевидение, триллеры, боевики, транзисторы, синтезаторы, компьютерные игры, наркотики и многое другое, отнимает у ребенка детство и ведет к бездуховности и безнравственности части нашей молодежи.
В связи с этим, в настоящее время особо актуальна организация воспитательного досуга детей, способствующего развитию их духовной культуры, самостоятельного мышления, художественного вкуса, высоких моральных качеств, а также исходя из актуальных проблем современного мира (сохранение окружающей среды и становление демократичного общества): формирование экологического сознания и гражданских качеств. В этом плане богатейшие возможности у Детских библиотек. Развернув в своих стенах по настоящему интересную и увлекательную деятельность с детьми, они могут оказать большую помощь обществу. Повседневное, систематическое целенаправленное воспитание читателей библиотеки, формирование их как образованных, культурных, нравственных, творчески активных и социально зрелых личностей означает, что через определенное время существенно изменится обстановка в нашем обществе. Работа библиотеки в таком направлении противостоит бездуховности определенных групп молодежи, неверию и отчужденности по отношению к взрослым, увлечению низкопробной массовой культурой, росту детской и подростковой преступности, наркомании, проституции. Все эти негативные явления в нашей повседневной жизни можно рассматривать как следствие общей обстановки в стране, когда мысли и чувства людей сосредоточены на экономических и политических проблемах. Не следует игнорировать пробелы в воспитании, недостатки в деятельности школы, культурно-просветительных учреждений. Еще не утвердились новые подходы и методы воспитательной деятельности библиотек, новые формы организации общественного книжного пользования, когда у людей поднимается престиж и самообразования, растет потребность в познании. Нерасторжима связь образования и воспитания, культуры и этики.
1.Цель проекта
Цель проекта: привлечь внимание воспитанников к значимости чтения и его роли в нашей жизни. Воспитать интерес к знаниям, стремление их пополнять, формировать самообразовательные потребности у читателей, развивать навыки самостоятельного учения.
2. Задачи проекта.
-разработать и внедрить проект по пробуждению интереса к посещению библиотек и чтению.
- развить у ребят творческие способности, навыки исследования, умения работать с предлагаемой литературой;- воспитать у воспитанников дух сотрудничества и взаимопонимания;- учить применять знания, умения и навыки по предмету в реализации проекта.
3.Участники проекта
Воспитанники 5 группы:
Хабибулин М.
Балденко М.
Подгорная А.
Подгорная К.
Подгорная Д.
Фиргалиева Ф.
Артамонов С.
Маслич Е.
Байдавлетов Р.
Сотрудники библиотек: Леманова Л.Ф., Ахмерова Р.Б., Салихова Л.Б.
Воспитатель Базулина Н.Н.
4. Сроки реализации проекта
1.03.2012 – 30 .03.2012 год
Сроки | Задачи | Мероприятия | Результат |
1.03.2012-10.03.2012 г. | Определить круг участников проекта. Выбрать тему работы. Подготовить учащихся к участию в проекте, узнать, интересуются ли учащиеся чтением, какие книги чаще всего читают . Определить целевую группу. | Сбор группы. Обсуждение темы. На данном этапе учащиеся выбрали тему работы. Выбор темы производился самими учащимися с учетом их склонностей и интересов. Роль воспитателя на данном этапе - направляющая на основе мотивации. Формирование группы. Погружение в проблему. | Создана группа участников проекта. Определена тема «Любите книгу-источник знаний». Способом погружения в проблему выявлена её актуальность. Сформирована целевая группа. Выражено общее мнение о согласии участвовать в проекте, общая заинтересованность ребят. |
11.03.2012- 17.03.2012 г. | Провести исследование «Что мы читаем. Жанры произведений». Приготовить сообщение «Моя любимая книга». Сообщение «Мой любимый писатель». | Проведение исследования среди воспитанников детского дома. Подготовка сообщений ребятами . Проведение исследования воспитанниками (целевой группой) совместно с воспитателем Базулиной Н.Н. | Оглашение результатов исследования. В устной форме и в форме тематически оформленного стенда. Демонстрация и обсуждение результатов исследования в кругу участников проекта. Сообщения .оформленные и выполненные индивидуально. |
18.03.2012 – 22.03.2012г. | Провести экскурсии 1. В районную библиотеку с. Петровское. 2. В библиотеку МБОУ средней общеобразовательной школы с. Петровское. | Сбор проектной группы. Беседа о правилах поведения на улице и в общественных местах, о нормах этикета. Совместный поход в библиотеку. | Встреча с сотрудниками библиотеки, диалог- обсуждение важности библиотек в жизни людей. Демонстрация ребятам правильного оформления читательских формуляров, порядка размещения печатных изданий на стеллажах. |
23.03.2012- 27.03.2012г. | Обсудить с учащимися формы представления результатов проектной деятельности. Провести работу по созданию презентации, разработке акции. Оформить фотографии ребят во время работы по проекту Сделать выводы о проделанной работе, провести сбор проектной группы на тему: «Как изменилась жизненная позиция учащихся после посещения библиотеки»? | Сбор проектной группы. Обсуждение формы представления проектной деятельности. Индивидуальный опрос участников проекта о личной мотивации посещения библиотеки, о взглядах на актуальность посещения их. | Создание презентации. Оформление фотовыставки. Собрание –обсуждение с выдачей результатов. Зафиксированная устно и письменно важность библиотечного просвещения по мнению воспитанников детского дома. |
28.03.12- 30.03.12г. | Оформить информационный стенд «Любите книгу-источник знаний» (использовать фотографии, сделанные во время посещения библиотек. | В форме наглядной агитации преподнесена важная для духовного развития и просвещения информация о проделанной работе | Наглядно оформленный стенд ,который несет роль нравственного и духовного просвещения. Воспитанники заинтересованы и считают важность посещения библиотек очень высокой и неотьемлемой частью нравственного развития подрастающего поколения, для расширения общего кругозора и ликвидации безграмотности. |
V. Этапы и механизмы реализации проекта
№ | Мероприятия | Срок реализа ции | Ответствен ный | Ресурсы | Ожидаемый результат |
Подготовительный этап |
1 | Беседа в группе с целью выявления желающих участвовать в проекте | 1.03.2012 | Воспитатель Базулина Н.Н. | Кадровые : воспитатель. Информационные: литература, брошюры с примерами из жизни.наглядная агитация. Материально-технические: канцтовары | Заинтересованность детей. Сформирована группа участников проекта. |
2 | Изучение общественного мнения по теме проекта | 2.03.12- 5.03.12 | Базулина Н.Н. | Демонстрационный материал, оформительские материалы | Зафиксировано общее мнение о желании участвовать в проекте «Любите книгу-источник знаний» |
3 | Сбор по определению проектной и целевой групп. Постановка проблемы. | 6.03.12-10.03.12 | Воспитатель Базулина Н.Н. | Канцтовары, карточки для голосования. | Определена проектная и целевая группа. Путем погружения в проблему выявление её актуальности. |
4 | Исследование «Что мы читаем. Жанры произведений» | 11.03.12-13.03.12 | Воспитатель и целевая группа | Материально- технические : канцтовары. Демонстрационный материал,оформительские материалы | Выяснено .что большую часть воспитанников привлекают такие жанры,как : детективы, приключенческая литература, фантастические повести и рассказы. |
5 | Подготовка сообщений «Моя любимая книга» и «Мой любимый писатель» | 14.03.12-17.03.12 | Воспитатель Базулина Н.Н и целевая группа. | Материально-технические:канцтовары,компьютер | Выяснено, какую литературу предпочитают читать ребята |
Задачи подготовительного этапа: Выявить проблемы в духовно-нравственном развитии воспитанников детского дома; определить необходимость посещения библиотеки. Зафиксировать результаты индивидуальной работы-исследования и сообщения ребят.  Погружение в проблему. Предложение ребят провести экскурсию в библиотеку.  Совет воспитателя всегда кстати  Подготовка сообщения «Мой любимый книжный герой»  Заинтересованность детей чтением высока  Из множества хороших книг состоялся выбор любимой |
Основной этап |
1 | Экскурсии 1.В райнную библиотеку с.Петровское 2.В школьную библиотеку с. Петровское | 18.03.12-22.03.12 | Воспитатель Базулина Н.Н.,целевая группа. Сотрудники Районной и школьной библиотек: Леманова Л.Ф, Ахмерова Р.Б, Салихова Л.Б. | Кадровые: сотрудники библиотек, участники проекта. Материально-технические: канцматериалы, цифровой фотоаппарат. Информационные : различные жанры литературы,нагляд ная агитация.демонстрационный материал | Расширение кругозора воспитанников: знакомство с правилами оформления читательских формуляров и правилами посещения библиотек, знакомство с новинками издательских домов и прессы. Пробуждение интереса к чтению. Формирование воспитанников как образованных,культурных,нравственных личностей. |
Задачи: Развить интерес к чтению, самообразованию, расширить связь с социумом,путем непосредственного общения с сотрудниками библиотек. Дать установку к нравственному совершенствованию.  Экскурсия в районную библиотеку с. Петровское  Новые впечатления всегда дарят положительные эмоции  Ознакомление с правилами оформления формуляров  Экскурсия проведена результативно  Открытие Мира библиотеки  Библиотекарь Салихова Л.Б. вводит ребят в Мир знаний  Правила приема в ряды читателей  Знакомство с правилами оформления читательских формуляров  Каждый ребенок может найти для себя интересную книгу  Обзор новинок художественной литературы |
Заключительный этап |
1 | Беседа-обсуждение с детьми,участниками проекта, формы представления проектной деятельности. Создание презентации. Сбор отзывов «Жизненная позиция после посещения библиотек» | 23.03.12-27.03.12 | Воспитатель Базулина Н.Н. | Кадровые: участники проекта. Компьютер, Канцелярские материалы, методическая литература | Решение о создании презентации, как формы представления проектной деятельности. Выяснено из отзывов изменение жизненной позиции, как противостояние бездуховности увлечению низкопробной массовой культурой |
2 | Оформление информационного стенда «Любите книгу-источник знаний» | 28.03.12-30.03.12 | Воспитатель Базулина Н.Н. и участники проектной деятельности. | Кадровые: участники проекта, воспитатель. Материально-технические: компьютер, цифровой фотоаппарат, оформительские материалы, канцелярские материалы. Информационные: наглядный материал, фотографии. Сообщения. Финансовые : бюджет д/дома | Просветительно-массовая работа среди воспитанников д/дома, повышение мотивации к личностному росту и посещению библиотек, заинтересованность в чтении и саморазвитии. |
Задачи Актуализация важности работы библиотек в духовно-нравственном просвещении. Дальнейшая заинтересованность ребят в библиотечных услугах |

Информационный стенд оформлен соответственно теме экскурсии «Любите книгу- источник знаний»


Экскурсия в библиотеку приносит свои плоды – появляется интерес к чтению
VI. Ресурсы
1.Кадровые : воспитатель Базулина Н.Н.
Участники проекта: Подгорная А., Фиргалиева Ф., Байдавлетов Р., Артамонов С., Подгорная К., Маслич Е., Подгорная Д., Балденко М., Хабибулин М.
Сотрудники библиотек : Леманова Л.Ф, Ахмерова Р.Б, Салихова Л.Б.
2.Материально-технические: компьютер, цифровой фотоаппарат, оформительские материалы, канцелярские материалы, выход в интернет.
3. Информационные : разножанровая литература, наглядные материалы библиотечного просвещения, документация библиотек.
4. Финансовые : бюджет д/дома, попечительский совет, волонтеры.
VII. Результативность проекта
Работа над проектом «Любите книгу-источник знаний» должна способствовать :
- Воспитанию интереса к знаниям, стремления их пополнять.
Пояснение :
Библиотека формирует самообразовательные потребности у читателей, развивает навыки самостоятельного учения. Одновременно воспитываются любовь к чтению, умение анализировать прочитанное, кратко и емко конспектировать читаемый текст. Вырабатываются система самостоятельного усвоения знаний, постоянная потребность в интеллектуальной деятельности. Это гарантирует качественное усвоение не только школьного курса или ПТУ, специального среднего учебного заведения, вуза, но в дальнейшем продуктивное самообразование на протяжении всей жизни, непрерывное повышение профессиональной квалификации, общекультурного уровня. Самостоятельное чтение, организуемое библиотекой, активизирует мышление, способствует созданию собственных взглядов и мнений. Специалист, не научившийся работать самостоятельно, не воплотит возникшие у него идеи в проекты и концепции. Человек по-настоящему владеет лишь тем, что он добывает собственным трудом. Библиотека формирует подлинного читателя, вдумчиво относящегося к литературному произведению. Необходимо, чтобы дети постигали литературу не понаслышке, а от самих авторов и их произведений.
-воспитанию толерантности, нравственного отношения к действительности;
-формированию духовности детей и юношества через отношение к литературе, чтению;
-сотрудничеству детского дома и библиотеки;
-обращению к духовно – нравственным традициям и ценностям русского народа.
VII. Пути развития проекта
Развитие проекта видится в реализации ряда мероприятий ,направленных на духовно-нравственное воспитание, следующими способами:
-изучение ситуации среди воспитанников детского дома , особенностей духовно-нравственного просвещения в современных условиях;
-организация системы информационной поддержки непрерывного духовно- нравственного просвещения и массового распространения знаний в помощь духовному развитию личности;
-развитие потребности у ребят в чтении литературы и восприятия информации по духовно-нравственному просвещению;
-сохранение имиджа библиотек – центров духовно-нравственного воспитания и просвещения подрастающего поколения.