Проект по русскому языку
Тип работы: проект практической направленности.
Авторы работы: Лобова Екатерина, Беляева Мария, Критский Андрей, Беляев Алексей(6 класс)
Руководитель: Малова С.А., учитель русского языка и литературы
Тема: Cоздание электронного пособия об языковых средствах выразительности «Изобразительно-выразительные средства языка»
Образовательное учреждение: МОУ СШ №10
Используемые медиаресурсы: текстовый редактор WORD, ресурсы сети Интернет, авторская презентация, созданная в среде Power Point.
Цель проекта: создать совместно с учителем на уроках словесности электронное пособие обобщающего характера о языковых средствах выразительности.
1. Актуальности исследования (Почему данная тема взята автором для исследования?)
Как показывает практика, задания речеведческого характера, связанные с такими понятиями, как стиль, тип речи, средство связи между предложениями в тексте, средства художественной выразительности вызывают у нас, учащихся, наибольшие затруднения. Для более полного, глубокого представления о языковых выразительных средствах и для прочности знаний мы решили создать совместно с учителем на уроках словесности электронное пособие обобщающего характера о языковых средствах выразительности.
2. Определение предмета исследования (Что подлежит изучению?)
Основной метод проектирования
-сбор информации, обобщение сведений о языковых средствах выразительности на уроках словесности;
-подготовка материала (текстов, заданий) для создания электронного пособия в среде POWER POINT;
3. Формулировка проблемы (В чём заключается проблема? На какие вопросы предстоит ответить?)
Решить, с помощью каких программных средств, редактирования можно лучше всего реализовать данную тему проекта. С помощью каких заданий можно будет научиться и закрепить полученные знания о языковых средствах выразительности.
4. Выдвижение гипотезы (Каким может быть предположительный ответ?)
Думаем, что электронное пособие, которое мы получим в ходе работы над проектом, будет иметь существенные преимущества перед бумажными предшественниками: таблицами, статьями. Электронное пособие будет наглядно, т.к. оно выполняется в формате, допускающем гиперссылки, графику, анимацию, интерактивные задания, мультимедийные эффекты. Выполнив свою работу, мы сможем поместить материал на веб-сайте для одновременного доступа к нему всех учеников нашей школы. Пособие будет полезно для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе как для учеников, так и для учителей. И последнее, электронные учебники или пособия практически вечны, они не боятся износа и старения, занимают мало места, мобильны. Они очень вариативны в исполнении: им можно придать любую удобную для чтения форму, цвет фона, текста, размер шрифта; при необходимости с помощью принтера можно распечатать часть учебника или конспекта. Электронное пособие представляет возможность внесения в него изменений, учитель может быстро добавить в учебник свежие данные или те материалы, которые он нашел в других электронных библиотеках, книгах или в сети.
5. Проверка гипотезы (Выбор методов исследования).
Задачи, которые нам предстояло решить:
1. Сбор информации.
2. Определиться с темами и содержанием страниц пособия.
3. Обработка материала. Процесс был длительным, но увлекательным, мы старались выстроить пособие без грамматических и стилистических недочётов. Это заставило нас обратить особое внимание на бережное отношение к ценностям русского языка.
4.Пособие было создано и издано в электронном виде операционной среде MS POWER POINT;
6. Интерпретация (объяснение результатов).
Главным результатом стало создание электронного пособия по теме «Языковые средства выразительности». Это проект практической направленности, т.к. был рекомендован для подготовки к ЕГЭ при групповой и индивидуальной работе в нашей школе. ЦОР доступен и лёгок в использовании как для обучающихся, так и для педагогов русского языка и литературы.
Проанализировав отзывы, мы поняли, что достигли поставленной цели:
- работа была положительно оценена одноклассниками и учителями;
- учащиеся школы проявили интерес к электронному пособию, было принято решение продолжить работу над проектом, расширить и дополнить его новым теоретическим и практическим материалами. В перспективе решено было создать тестирующую программу по данной теме.
7. Подготовка к презентации исследовательского материала. Написание отчета.
Для написания отчета были использованы возможности текстового редактора MS WORD.
Макет электронного учебного пособия был подготовлен в операционной среде MS POWER POINT.
Научно-популярный учебно-методический журнал «Русский язык в школе и дома» за 2004-2005 г.г.
Аксенова Л.А. Обобщающие сведения о языковых средствах выразительности //Русский язык, 2008, №13.
Учебник «Русская словесность. От слова к словесности. 6 класс»
Ресурсы сети Интернет: сайты по русскому языку.
Библиотека «Единого окна доступа к образовательным ресурсам» (Медиаобразование) Library of Unit Window to the Education Sources (Media Education) http://window.edu.ru
Справочная служба русского языка http://spravka.gramota.ru;
Культура письменной речи http://www.gramma.ru/SPR/?id=1.0
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»