СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Функциональные стили русского литературного языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данной темы заключается в том, что современный молодой человек должен стремиться стать культурным, образованным, успешным и коммуникабельным.Цель данного проекта:  научить учащихся различать функциональные стили русского литературного языка и помочь в формировании культурно-образованной успешной личности.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Функциональные стили русского литературного языка"»

Функциональные разновидности русского литературного языка

Функциональные разновидности русского литературного языка

Актуальность данного проекта Актуальность данной темы заключается в том, что современный молодой человек должен стремиться стать культурным, образованным, успешным и коммуникабельным

Актуальность данного проекта

Актуальность данной темы заключается в том, что современный молодой человек должен стремиться стать культурным, образованным, успешным и коммуникабельным

цель данного проекта Научить учащихся  различать функциональные стили русского литературного языка и помочь в формировании культурно-образованной успешной личности

цель данного проекта

Научить учащихся различать функциональные стили русского литературного языка и помочь в формировании культурно-образованной успешной личности

критерии Предоставить теорию по данной теме Привести примеры Дать задания по каждой теме

критерии

  • Предоставить теорию по данной теме
  • Привести примеры
  • Дать задания по каждой теме
введение Современный национальный русский язык существует в нескольких формах. Ведущую роль играет литературный язык — образцовый, нормированный (соответствующий обязательным нормам).

введение

Современный национальный русский язык существует в нескольких формах. Ведущую роль играет литературный язык — образцовый, нормированный (соответствующий обязательным нормам).

Функциональные стили русского литературного языка Научный стиль Публицистический стиль Официально-деловой стиль Язык художественной литературы Разговорная речь

Функциональные стили русского литературного языка

  • Научный стиль
  • Публицистический стиль
  • Официально-деловой стиль
  • Язык художественной литературы
  • Разговорная речь

научный стиль

научный стиль

История происхождения

История происхождения

Особенности научного стиля Логичность  Последовательность  Ясность

Особенности научного стиля

  • Логичность 
  • Последовательность 
  • Ясность
 Лексика научного стиля речи Термин – это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности.  Пример термина: К тому времени физики уже знали, что эманация — это радиоактивный химический элемент нулевой группы периодической системы, то есть — инертный газ; порядковый номер его — 86, а массовое число наиболее долгоживущего изотопа — 222.

Лексика научного стиля речи

Термин – это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности.

Пример термина:

К тому времени физики уже знали, что эманация — это радиоактивный химический элемент нулевой группы периодической системы, то есть — инертный газ; порядковый номер его — 86, а массовое число наиболее долгоживущего изотопа — 222.

Морфологические особенности научного стиля речи Для научной речи характерно использование глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа, что подтверждается синонимией структур предложения: перегонку производят — перегонка производится; можно вывести заключение — выводится заключение и пр. Немногие глаголы совершенного вида используются в устойчивых оборотах в форме будущего времени, которое синонимично настоящему вневременному: «рассмотрим…», «уравнение примет вид» .

Морфологические особенности научного стиля речи

Для научной речи характерно использование глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа, что подтверждается синонимией структур предложения: перегонку производят — перегонка производится; можно вывести заключение — выводится заключение и пр.

Немногие глаголы совершенного вида используются в устойчивых оборотах в форме будущего времени, которое синонимично настоящему вневременному: «рассмотрим…», «уравнение примет вид» .

задание В данном предложении найдите глагол несовершенного вида  Наиболее важными хозяйственно-биологическими признаками сортов являются: стойкость к условиям произрастания (к климату, почве, вредителям и болезням), долговечность, транспортабельность и длительность хранения.   Ответ: являются

задание

В данном предложении найдите глагол несовершенного вида

Наиболее важными хозяйственно-биологическими признаками сортов являются: стойкость к условиям произрастания (к климату, почве, вредителям и болезням), долговечность, транспортабельность и длительность хранения.

Ответ: являются

Синтаксические особенности научного стиля речи Обобщенно-абстрактный характер научной речи, вневременной план изложения материала обусловливают употребление определённых типов синтаксических конструкций: неопределённо-личных, обобщенно-личных и безличных предложений. Примеры: Неопределённо-личные: линзу помещают. Определённо-личные:  не столь типичны (рассмотрим, обратимся). Используются для побуждения к активизации внимания в местах ввода новой информации. Безличные: следует оговорить случайность.

Синтаксические особенности научного стиля речи

Обобщенно-абстрактный характер научной речи, вневременной план изложения материала обусловливают употребление определённых типов синтаксических конструкций: неопределённо-личных, обобщенно-личных и безличных предложений.

Примеры:

Неопределённо-личные: линзу помещают.

Определённо-личные:  не столь типичны (рассмотрим, обратимся). Используются для побуждения к активизации внимания в местах ввода новой информации.

Безличные: следует оговорить случайность.

задание Прочитайте отрывок из статьи Д. С. Лихачева. Можно ли на основании этого текста сделать вывод об особенности научного стиля речи?  

задание

Прочитайте отрывок из статьи Д. С. Лихачева. Можно ли на основании этого текста сделать вывод об особенности научного стиля речи?

 

БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ СО СЛОВАМИ

1.   Требования к языку научной работы резко отличаются от требований к языку художественной литературы.

2.    Метафоры и разные образы в языке научной работы допу­стимы только в случаях необходимости поставить логический ак­цент на какой-нибудь мысли. В научной работе образность — только педагогический прием привлечения внимания читателя к основной мысли работы.

3.    Хороший язык научной работы не замечается читателем. Читатель должен замечать только мысль, но не язык, каким мысль выражена.

4.    Главное достоинство научного языка — ясность.

5.    Другое достоинство научного языка — легкость, краткость, свобода переходов от предложения к предложению, простота.

6.   Придаточных предложений должно быть мало. Фразы дол­жны быть краткие, переход от одной фразы к другой — логиче­ским и естественным, «незамечаемым».

7.   Каждую написанную фразу следует проверять на слух; на­до прочитывать написанное вслух для себя.

8.   Следует поменьше употреблять местоимения, заставляю­щие думать, к чему они относятся, что они «заменили».

9. Не следует бояться повторений, механически от них избавляться. То или иное понятие должно называться одним словом (слово в научном языке всегда термин). Избегайте только тех повторений, которые приходят от бедности языка.

10. Избегайте слов-паразитов, слов мусорных, ничего не до­бавляющих к мысли. Однако важная мысль должна быть выражена не «походя», а с некоторой остановкой на ней. Важная мысль достойна того, чтобы на ней автор и читатель взаимно помедлили. Она должна варьироваться под пером автора.

 

Обращайте внимание на «качество» слов. Сказать напро­тив  лучше, чем  наоборот, различие  лучше, чем разница.  Не упо­требляйте слова  впечатляющий.  Вообще будьте осторожны со словами, которые сами лезут под перо,— словами-новоделами.

Главные стилевые черты в данном отрывке  таковы: употребление терминов и их последующая интерпретация, безликость авторского «я», монологичность, однозначность слов, доказательное изложение, наличие важной информации, официальность, точность, четкость изложения .

задание

Выделите главные стилевые черты в данном отрывке

Отрывок из статьи:

Среди феноменологических моделей наибольшее распространение получили модели основанные на лучевых представлениях полей рассеяния и модели базирующиеся на принципе Гюйгенса-Френеля, согласно которому каждая точка волнового фронта рассеянного поля рассматривается как источник вторичных волн. К этому типу моделей относится модель локальных источников рассеяния. Несмотря на то, что все эти модели имеют одни и те же методологические основы, они имеют особенности, которые проявляются при дополнительных упрощениях и допущениях математического и физического характера. Аналоговой моделью принято называть стохастическую модель «блестящих» точек, получившую широкое распространение при анализе рассеянных полей от объектов, которые представлены в виде совокупности локальных отражателей.

Публицистический стиль речи

Публицистический стиль речи

История происхождения   Задачей публицистического стиля, название которого происходит от слова «публичный, общественный», является освещение актуальных общественно-политических вопросов в целях непосредственного воздействия на общество. Таким образом, он сочетает в себе как информативную, так и экспрессивную функции. К экстралингвистическим характеристикам стиля относятся общественно-политическая сфера общения, его направленность на широкие массы, а также воздействие и агитация как основные цели общения. Эти характеристики определяют и лингвистические параметры стиля.

История происхождения

Задачей публицистического стиля, название которого происходит от слова «публичный, общественный», является освещение актуальных общественно-политических вопросов в целях непосредственного воздействия на общество. Таким образом, он сочетает в себе как информативную, так и экспрессивную функции. К экстралингвистическим характеристикам стиля

относятся общественно-политическая сфера общения, его направленность на широкие массы, а также воздействие и агитация как основные цели общения. Эти характеристики определяют и лингвистические параметры стиля.

Цель публицистического стиля речи Информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Цель публицистического стиля речи

Информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Сфера употребления публицистического стиля речи обще­ственно-экономические политические культурные отношения

Сфера употребления публицистического стиля речи

  • обще­ственно-экономические
  • политические
  • культурные отношения
Жанры публицистики Статья в газете Очерк Репортаж Интервью Ораторская речь Судебная речь Выступление по радио Телевидению Доклад.

Жанры публицистики

Статья в газете

Очерк

Репортаж

Интервью

Ораторская речь

Судебная речь

Выступление по радио

Телевидению

Доклад.

Для публицистического стиля речи характерны: логичность,  образность,  эмоциональность,  оценочность,  призывность

Для публицистического стиля речи характерны:

логичность,

образность,

эмоциональность,

оценочность,

призывность

Лексические особенности публицистического стиля Для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека, и др .

Лексические особенности публицистического стиля

Для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека, и др .

Синтаксические особенности публицистического стиля речи  В публицистическом стиле речи, как и в научном, часто используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения типа голос мира, страны ближнего зарубежья. В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения, возвратные глаголы.

Синтаксические особенности публицистического стиля речи

В публицистическом стиле речи, как и в научном, часто используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения типа голос мира, страны ближнего зарубежья. В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения, возвратные глаголы.

Морфологические особенности  публицистического стиля  (признаки текста) существительное в единственном числе, используемое вместо необходимого множественного (Учитель всегда знает ученика); императивные глагольные формы (Будьте на ТВ с нами); глаголы настоящего времени (1 мая продолжается); причастия, заканчивающиеся на -омый (ведомый); существительное в родительном падеже (выход из ситуации); производные предлоги (на основе).

Морфологические особенности публицистического стиля (признаки текста)

  • существительное в единственном числе, используемое вместо необходимого множественного (Учитель всегда знает ученика);
  • императивные глагольные формы (Будьте на ТВ с нами);
  • глаголы настоящего времени (1 мая продолжается);
  • причастия, заканчивающиеся на -омый (ведомый);
  • существительное в родительном падеже (выход из ситуации);
  • производные предлоги (на основе).

Лексические значения В публицистическом стиле часто используются слова: с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз(с), с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх-. Сложные и сложносокращенные слова, устойчивые обороты речи широко используются в жанрах публицистики.

Лексические значения

В публицистическом стиле часто используются слова: с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз(с), с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх-. Сложные и сложносокращенные слова, устойчивые обороты речи широко используются в жанрах публицистики.

Эмоциональные средства выразительности Средства эмоционального воздействия, употребляемые в этом стиле речи, многообразны. Эпитеты Сравнения Метафоры Риторические вопросы Обращение Лексические повторы

Эмоциональные средства выразительности

Средства эмоционального воздействия, употребляемые в этом стиле речи, многообразны.

Эпитеты

Сравнения

Метафоры

Риторические вопросы

Обращение

Лексические повторы

Широко известные публицистические стили

Широко известные публицистические стили

К публицистике также обращались

К публицистике также обращались

Официально-деловой  стиль речи

Официально-деловой стиль речи

 Официально-деловой стиль — функциональный стиль речи, средство общения (чаще письменного), в сфере деловых отношений: в сфере правовых отношений и управления. 

Официально-деловой стиль — функциональный стиль речи, средство общения (чаще письменного), в сфере деловых отношений: в сфере правовых отношений и управления. 

Подстили:   законодательный   (используется в сфере управления государством, проявляется волентативность функции);  административно-канцелярский  (ведение личных деловых бумаг, документов учреждения, подчеркивает характер административных отношений - кредиты, авансы);  дипломатический (на международном уровне, отношения между правительством и дипломатами).

Подстили: 

  • законодательный

  (используется в сфере управления государством, проявляется волентативность функции);

  • административно-канцелярский

(ведение личных деловых бумаг, документов учреждения, подчеркивает характер административных отношений - кредиты, авансы);

  • дипломатический

(на международном уровне, отношения между правительством и дипломатами).

Характерной чертой официально-делового стиля является  наличие в нём многочисленных речевых стандартов — клише. Примеры речевых клише и шаблонов деловой речи Цель клише (шаблона) Для выражения признания Пример клише (шаблона) Для выражения просьбы Приносим наши извинения за... Мы очень рассчитываем на вашу помощь в... Для выражения одобрения и согласия Для завершения разговора Я полностью согласен с вашим мнением... Я полагаю, что сегодня мы обсудили все наши вопросы...

Характерной чертой официально-делового стиля является  наличие в нём многочисленных речевых стандартов — клише.

Примеры речевых клише и шаблонов деловой речи

Цель клише (шаблона)

Для выражения признания

Пример клише (шаблона)

Для выражения просьбы

Приносим наши извинения за...

Мы очень рассчитываем на вашу помощь в...

Для выражения одобрения и согласия

Для завершения разговора

Я полностью согласен с вашим мнением...

Я полагаю, что сегодня мы обсудили все наши вопросы...

Основные стилевые черты: точность, не допускающая иного толкования  неличный характер  стандартизованность , стереотипность построения текста  долженствующе-предписывающий характер

Основные стилевые черты:

  • точность, не допускающая иного толкования
  • неличный характер
  • стандартизованность , стереотипность построения текста
  • долженствующе-предписывающий характер
Лексические особенности широкое использование профессиональной терминологии:  употребление устойчивых словосочетаний, стандартных оборотов: иск, кодекс, дееспособность.   подлежит удовлетворению  во избежание, налагать взыскание, прийти к соглашению; уголовное дело,  прокурорский надзор, следственные органы.

Лексические особенности

широкое использование профессиональной терминологии: 

употребление устойчивых словосочетаний, стандартных оборотов:

  • иск,
  • кодекс,
  • дееспособность.
  •   подлежит удовлетворению
  • во избежание,
  • налагать взыскание,
  • прийти к соглашению;
  • уголовное дело,
  • прокурорский надзор,
  • следственные органы.
  широкое употребление отглагольных существительных ( несоблюдение, Существительные, обозначающие должности, в      деловом  стиле,  употребляются  только  в  мужском роде ( следователь Иванова, свидетель Петрова, директор, бухгалтер ) выполнение ) Морфологические особенности использование существительных, обозначающих названия людей по признаку, связанному с каким-либо действием или состоянием  ( свидетель, покупатель, обвиняемый, потерпевший и т.д) употребление сложных предлогов:  в силу, в части, в целях, в отношении.

  широкое употребление отглагольных существительных ( несоблюдение,

Существительные, обозначающие должности, в      деловом  стиле,  употребляются  только  в  мужском роде ( следователь Иванова, свидетель Петрова, директор, бухгалтер )

выполнение )

Морфологические особенности

использование существительных, обозначающих названия людей по признаку, связанному с каким-либо действием или состоянием 

( свидетель, покупатель, обвиняемый, потерпевший и т.д)

употребление сложных предлогов:  в силу, в части, в целях, в отношении.

Синтаксические особенности   преобладание сложных предложений: простое предложение не может отразить последовательность фактов, подлежащих рассмотрению в официально-деловом плане.  причастные и деепричастные обороты, конструкции с отглагольными существительными

Синтаксические особенности

  преобладание сложных предложений: простое предложение не может отразить последовательность фактов, подлежащих рассмотрению в официально-деловом плане. 

причастные и деепричастные обороты, конструкции с отглагольными существительными

Разновидности:   Официально-деловой стиль официально-документальный стиль обиходно-деловой стиль

Разновидности:

Официально-деловой стиль

официально-документальный стиль

обиходно-деловой стиль

Примеры:   Официально-документальный стиль   Положение о выборах в Верховный Совет СССР Статья 33.  Депутатом Верховного Совета СССР может быть избран каждый гражданин СССР, достигший 23 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности.

Примеры:

Официально-документальный стиль

Положение о выборах в Верховный Совет СССР

Статья 33.

Депутатом Верховного Совета СССР может быть избран каждый гражданин СССР, достигший 23 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности.

обиходно-деловой стиль. Заявление  Прошу Вас предоставить мне недельный отпуск для поездки домой по семейным обстоятельствам. Прилагаю письмо с сообщением о болезни моей матери. 10 января 1974 г.  (подпись)

обиходно-деловой стиль.

Заявление

Прошу Вас предоставить мне недельный отпуск для поездки домой по семейным обстоятельствам. Прилагаю письмо с сообщением о болезни моей матери. 10 января 1974 г.

(подпись)

Жанры официально-делового стиля  Юридические отношения:  Конституция  Договор  Указы  акты         Сфера деловых отношений : Распоряжение Приказ Деловые бумаги          Дипломатическая сфера:  Договор Конвенция Соглашение

Жанры официально-делового стиля

Юридические отношения:

  • Конституция
  • Договор
  • Указы
  • акты  

Сфера деловых отношений :

  • Распоряжение
  • Приказ
  • Деловые бумаги

Дипломатическая сфера:

  • Договор
  • Конвенция
  • Соглашение
Задание. Какое предложение можно отнести к официально-деловому стилю? а) После болезни у меня разыгрался ЗВЕРИНЫЙ аппетит. б) Дома меня ждет СЫТЫЙ обед. в) Опубликованная в газете статья по содержанию достаточно ИНФОРМАТИВНА . г) На столе лежало КОМАНДИРОВАННОЕ удостоверение. Правильный ответ: Предложение (г), поскольку речь идет о служебных отношениях – командировке.

Задание.

Какое предложение можно отнести к официально-деловому стилю?

а) После болезни у меня разыгрался ЗВЕРИНЫЙ аппетит.

б) Дома меня ждет СЫТЫЙ обед.

в) Опубликованная в газете статья по содержанию достаточно ИНФОРМАТИВНА .

г) На столе лежало КОМАНДИРОВАННОЕ удостоверение.

Правильный ответ:

Предложение (г), поскольку речь идет о служебных отношениях – командировке.

Язык художественной литературы

Язык художественной

литературы

Понятия Художественный стиль речи – это язык литературы и искусства. Он используется для передачи эмоций и чувств.  Художественный стиль – это способ самовыражения писателей , поэтому, как правило, он используется в письменной речи. (Устно зачитываются в заранее приготовленные тексты).

Понятия

Художественный стиль речи – это язык литературы и искусства. Он используется для передачи эмоций и чувств.

Художественный стиль – это способ самовыражения писателей , поэтому, как правило, он используется в письменной речи. (Устно зачитываются в заранее приготовленные тексты).

Исторически художественный стиль функционирует в трех родах литературы Лирика  Эпосе Драма

Исторически художественный стиль функционирует в трех родах литературы

Лирика

Эпосе

Драма

Черты художественного стиля: Совпадение автора и рассказчика, яркое и свободное выражение авторского «я». Языковые средства являются способом передачи художественного образа, эмоционального состояния и настроения рассказчика. Использование стилистических фигур – метафор, сравнений, метонимий и др., эмоционально – экспрессивной лексики, фразеологизмов. Много стильность. Применение языковых средств иных стилей( разговорного, публицистического) подчинено выполнению творческого замысла. Из этих сочетаний постепенно складывается то, что называют авторским стилем. Использование речевой многозначности – слова побираются так, чтобы с их помощью не только «рисовать» образы ,но и вкладывать в них скрытый смысл. Функция передачи информации часто скрыта. Цель художественного стиля – передать эмоции автора, создать у учителя настроение, эмоциональный настрой.

Черты художественного стиля:

  • Совпадение автора и рассказчика, яркое и свободное выражение авторского «я».
  • Языковые средства являются способом передачи художественного образа, эмоционального состояния и настроения рассказчика.
  • Использование стилистических фигур – метафор, сравнений, метонимий и др., эмоционально – экспрессивной лексики, фразеологизмов.
  • Много стильность. Применение языковых средств иных стилей( разговорного, публицистического) подчинено выполнению творческого замысла. Из этих сочетаний постепенно складывается то, что называют авторским стилем.
  • Использование речевой многозначности – слова побираются так, чтобы с их помощью не только «рисовать» образы ,но и вкладывать в них скрытый смысл.
  • Функция передачи информации часто скрыта. Цель художественного стиля – передать эмоции автора, создать у учителя настроение, эмоциональный настрой.

Пример

Война изуродовала Боровое. Вперемежку с уцелевшими избами стояли, как памятники народного героя, обуглившиеся печи. Торчали столбы от ворот. Сарай зиял огромной дырой – от него отломили половину унесли.

Были сады, а теперь пни – как гнилые зубы. Лишь кое – где приютились по две-три яблоньки-подростка.

Село обезлюдело.

Когда однорукий Федор вернулся домой, мать была в живых. Состарилась, отощала, седины прибавилось. Усадила за стол, а угощать-то нечем. Было у Федора свое, солдатское. За столом мать рассказала: всех пообирали, шкуродеры окаянные! Прятали мы свиночек да курочек, кто куда горазд. Да неужно убережешь? Он шумит-грозит, подавай ему курицу, будь хоть распоследняя. С перепуга и распоследнюю отдавали. Вот и у меня ничего не осталось. Ой, худо было! Разрозил село фашист проклятый! Сам видишь, что осталось… больше половины дворов спалил. Народ кто куда разбежался: кто в тыл, кто в партизаны. Девчонок сколько поугоняли! Вот и нашу Фросю увели…

За день-два огляделся Федор. Стали возвращаться свои, боровские. Повесили на пустой избе фанерку, а по ней кривобокими буквами сажей на масле – не было краски – « Правление колхоза «Красная заря»»- и пошло, и пошло! Лиха беда – начало.

Его черты в этом тексте: Заимствование и применение лексики и фразеологии иных стилей . Применение изобразительных и выразительных средств . Эмоциональность и экспрессивность изображения . Уделение особого внимания частным и вроде бы случайным обстоятельствам и ситуациям, за которыми можно увидеть типичное и общее. Синтаксические структуры художественного текста отражают, в первую очередь, поток авторских впечатлений, образных и эмоциональных. Характерное использование многочисленных и разнообразных стилистических фигур и тропов русского языка. Применение, в первую очередь , лексики, составляющей основу и создающий образность разбираемого стиля: например, образных приемов и средств русского литературного языка, а также слов, которые реализуют свое значение в контексте, и слов широкой сферы употребления.

Его черты в этом тексте:

  • Заимствование и применение лексики и фразеологии иных стилей .
  • Применение изобразительных и выразительных средств .
  • Эмоциональность и экспрессивность изображения .
  • Уделение особого внимания частным и вроде бы случайным обстоятельствам и ситуациям, за которыми можно увидеть типичное и общее.
  • Синтаксические структуры художественного текста отражают, в первую очередь, поток авторских впечатлений, образных и эмоциональных.
  • Характерное использование многочисленных и разнообразных стилистических фигур и тропов русского языка.
  • Применение, в первую очередь , лексики, составляющей основу и создающий образность разбираемого стиля: например, образных приемов и средств русского литературного языка, а также слов, которые реализуют свое значение в контексте, и слов широкой сферы употребления.

Таким образом, художественный стиль не столько рассказывает, сколько показывает – помогает ощутить обстановку, побывать в тех местах, о которых повествует рассказчик. Конечно, имеет место быть и определенное «навязывание» авторских переживаний, однако оно и создает настроение, предлагает ощущения.

Таким образом, художественный стиль не столько рассказывает, сколько показывает – помогает ощутить обстановку, побывать в тех местах, о которых повествует рассказчик. Конечно, имеет место быть и определенное «навязывание» авторских переживаний, однако оно и создает настроение, предлагает ощущения.

Разговорная речь

Разговорная речь

Разговорная речь – это употребление литературного языка в обиходно-бытовой сфере общения, а не отступление от его норм.

Разговорная речь – это употребление литературного языка в обиходно-бытовой сфере общения, а не отступление от его норм.

Диалог Форма реализации разговорного стиля — диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. Диалог – это литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями между двумя и более людьми Пример: — Здравствуйте! А в продаже есть печенье «Ореховое»? — Этого печенья нет, оно закончилось. — Где?... Ах, это! Эта пачка не настоящая муляж. — Ах! Ну ладно, до свидания. — Прощайте.  Важно для экзаменов

Диалог

Форма реализации разговорного стиля — диалог, этот стиль чаще используется в устной речи.

Диалог – это литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями между двумя и более людьми

Пример:

Здравствуйте! А в продаже есть печенье «Ореховое»?

Этого печенья нет, оно закончилось.

Где?... Ах, это! Эта пачка не настоящая муляж.

Ах! Ну ладно, до свидания.

Прощайте.

Важно для экзаменов

Монолог Монолог – это речь действующего лица, выключенная из разговорного общения и непредполагающая непосредственного отклика, в отличии от диалога; речь, обращенная к слушателям или к самому себе. Пример: Не образумлюсь… Виноват, И слушаю, не понимаю, Как будто все еще мне объяснить хотят Растерян мыслями… Чего-то ожидаю   Чацкий «Горе от ума»  Важно для экзаменов

Монолог

Монолог – это речь действующего лица, выключенная из разговорного общения и непредполагающая непосредственного отклика, в отличии от диалога; речь, обращенная к слушателям или к самому себе.

Пример:

Не образумлюсь… Виноват,

И слушаю, не понимаю,

Как будто все еще мне объяснить хотят

Растерян мыслями… Чего-то ожидаю

Чацкий

«Горе от ума»

Важно для экзаменов

Внеязыковые факторы разговорного стиля Мимика Жесты Окружающая обстановка.

Внеязыковые факторы разговорного стиля

  • Мимика
  • Жесты
  • Окружающая обстановка.

Характерные черты разговорного стиля Эмоциональность Образность Конкретность Простота речи.

Характерные черты разговорного стиля

  • Эмоциональность
  • Образность
  • Конкретность
  • Простота речи.

Непринуждённая обстановка общения обусловливает большую свободу в выборе эмоциональных слов и выражений  Примеры: Слова разговорные: г лупить, ротозей, говорильня, хихикать, гоготать . Просторечные: заржать, рохля, аховый, растрёпа .  Жаргонные: родители — предки, железно, мирово.

Непринуждённая обстановка общения обусловливает большую свободу в выборе эмоциональных слов и выражений

Примеры:

  • Слова разговорные: г лупить, ротозей, говорильня, хихикать, гоготать .
  • Просторечные: заржать, рохля, аховый, растрёпа
  • Жаргонные: родители — предки, железно, мирово.

Используемые лексические средства Разговорные слова и фразеологизмы Лексика с эмоционально-экспрессивной окраской Уменьшительно-ласкательные суффиксы

Используемые лексические средства

  • Разговорные слова и фразеологизмы
  • Лексика с эмоционально-экспрессивной окраской
  • Уменьшительно-ласкательные суффиксы

Задание В данном высказывании выделите черты разговорного стиля — Отворите же, черт возьми! Долго ли ещё мне придётся коченеть на этом сквозном ветру? Если б вы знали, что в вашем коридоре двадцать градусов мороза, вы не заставили бы меня ждать так долго! Или, быть может, у вас нет сердца? Ответ: вопросительные и восклицательные предложения; междометие разговорного стиля «черт возьми»; личные местоимения 1 и 2 лица, глаголы в этой же форме

Задание

В данном высказывании выделите черты разговорного стиля

Отворите же, черт возьми! Долго ли ещё мне придётся коченеть на этом сквозном ветру? Если б вы знали, что в вашем коридоре двадцать градусов мороза, вы не заставили бы меня ждать так долго! Или, быть может, у вас нет сердца?

Ответ:

вопросительные и восклицательные предложения;

междометие разговорного стиля «черт возьми»;

личные местоимения 1 и 2 лица, глаголы в этой же форме

заключение После усвоения данного материала вы будете более подготовлены к предстоящей государственной аттестации, а в дальнейшем станете культурнообразованной успешной личностью

заключение

После усвоения данного материала вы будете более подготовлены к предстоящей государственной аттестации, а в дальнейшем станете культурнообразованной успешной личностью

Над проектом работали  Донченко Александр Захаров Дмитрий Назаров Владимир Майрина Дарья Шуманский Алексей Голобоков Алексей

Над проектом работали

Донченко Александр

Захаров Дмитрий

Назаров Владимир

Майрина Дарья

Шуманский Алексей

Голобоков Алексей

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Информационные источники http://school-of-inspiration.ru/nauchnyj-stil-ponyatie-priznaki-i-primery https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8C http://edufuture.biz/index.php?title=%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B_%D1%81%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0 http://shpori-vsem.ru/journal/84-stilistica.html?start=1 http://videotutor-rusyaz.ru/ https://ru.wikipedia.org/ http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/90 http://www.studfiles.ru/preview/4518538/

Информационные источники

http://school-of-inspiration.ru/nauchnyj-stil-ponyatie-priznaki-i-primery

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8C

http://edufuture.biz/index.php?title=%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B_%D1%81%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0

http://shpori-vsem.ru/journal/84-stilistica.html?start=1

http://videotutor-rusyaz.ru/

https://ru.wikipedia.org/

http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/90

http://www.studfiles.ru/preview/4518538/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!