МДОУ «Детский сад» с. Добровольское Новоорского района Оренбургской области
Итоговая открытая организационно образовательная деятельность
По теме проекта « Герб моей семьи»
Старшая группа (5-6лет)
Автор:
Тихонова О.Н.
воспитатель старшей группы
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие (формирование целостного представления о символике и геральдике нашей страны, социально-коммуникативное развитие (диалог с педагогом и общение между сверстниками, художественно-эстетическое развитие (вырезание ножницами из бумаги,).
Виды детской деятельности:
Коммуникативная, познавательно-исследовательская, конструирование, изобразительная, музыкальная, двигательная.
Цель:
Формировать у детей элементарные представления о гербе, как эмблеме духовной общности семьи. Продолжать формировать семейную и гражданскую принадлежность. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.
Задачи:
Образовательные:
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о геральдике России, Оренбургской области и Новоорского района;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;
Развивающие:
- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе; - закреплять знания о родственных связях слов;
- развивать понимание логико-грамматических конструкций;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;
Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.
- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких , развивать чувство гордости за свою семью.
Предварительная работа педагога с детьми : беседы «Главные символы страны» знакомство с гербом Оренбургской области и Новоорского района, продуктивная деятельность «Герб группы».
Работа с родителями: совместно с детьми изготовить герб семьи.
Материал: презентация проекта «Герб моей семьи», плакаты с изображением гербов России и Оренбургской области, Новоорского района, стенд с выставкой семейных гербов.
Ход занятия:
Организационный момент.
"Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся .
(Поздоровались с гостями и сели на стульчики)
-Ребята послушайте внимательно загадку, она вам поможет узнать тему нашего собрания:
Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй. (ГЕРБ)
- Давайте вспомним , что такое герб? (это эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба)
- Где изначально, изображался герб (на щитах рыцарей);
- Какую форму имеет герб (форму щита);
- Что может быть изображено на гербе? (ответы детей)
-С каким государственным гербом мы с вами уже познакомились? (с гербом России). (внимание детей акцентируется на плакате с изображением герба России.)
В. : Теперь давайте рассмотрим герб РФ. На гербе Российского государства изображен золотой двуглавый орёл. Крылья орла подняты вверх и расправлены. Головы увенчаны коронами. В центре над ними – большая корона. Короны соединены лентами. В правой лапе орла – скипетр (или жезл, похож на посох пастуха, а в левой – держава («яблоко» – это шар, увенчанный крестом, символом христианского владычества над миром). На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Под ногами коня – опрокинутый на спину чёрный дракон. В руке всадника – серебряное копьё, которым он поражает дракона (добро побеждает зло).
В. :А почему орёл двуглавый, может, вы знаете (выслушивает ответы детей.)
Да, ребята, такой птицы в природе не существует. Но существует такая версия этого изображения. Люди с глубокой древности изображали двуглавого орла. Может быть, хотели удвоить могущество орла? Или видели в нём зоркого стража, изгоняющего нечистую силу и с правой, и с левой стороны. Еще такая версия- в нашей стране живут люди разных национальностей, но всех нас связывает одна Родина.
- Ребята, с какими ещё гербами мы с вами познакомились? (герб Оренбургской области, и Новоорского района).
Воспитатель: - Ребята нашей группы «Колокольчики», тоже создали свой герб. Ребята, давайте расскажем как мы его создавали?
Воспитатель: - Какую форму мы с вами выбрали?
Дети: (Наш герб изображаться на щите в форме колокольчика.)
Воспитатель –Затем мы с вами определили какого цвета будет наш герб?
- Мы выбрали с вами голубой. Почему?
(Голубой цвет – это цвет неба, колокольчика. Этот цвет в геральдике символизирует красоту, верность, честность, доверие и движение вперед, надежду и мечту.)
- Щит и цвет мы с вами уже выбрали. А что еще должно быть на гербе? (разнообразные предметы, животные, птицы, растения, небесные светила и т.д.)
- А где эти разнообразные предметы можно изобразить? (внутри герба)
- А что мы с вами изобразили на нашем гербе? (солнце сверху по центру, под ним дети возят хоровод вокруг книг и игрушек) .)
Каждый поучаствовал в создании герба группы, приклеил свой лучик к диску солнца, вырезал и приклеил человечка в общий хоровод.
Составили девиз: «В группе дружно мы играем, никого не обижаем!»
И теперь наш герб украшает группу.
Раньше, на Руси практически у каждого фамильного рода был свой герб, который был для человека символом семьи, дома, Родины. Он передавался по наследству из поколения в поколение и за него человек в бою отдавал свою жизнь.
Герб – это отличие вашего рода. Например, фамилия – это тоже отличие вашего рода, только в буквенном значении, а герб – в графическом.
В. - Ребята, а как можно назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка?
Дети : Семья.
В. - Правильно, семья!
Семья - это дом, мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья - это самое дорогое, что есть у каждого человека. Ведь каждый ребенок в нашей стране имеет право и должен жить в семье, знать своих родителей.
- Ребята, а сейчас мы проверим, знаете ли вы, как зовут ваших родителей.
Дидактическая игра «Как зовут твоих родителей?»
В. - А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу?
Давайте проверим.
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто?
Моему папе она жена, а мне …
Моей маме он муж, а мне … (Ответы детей).
Мамы старшая сестра –
С виду вовсе не стара.
С улыбкой спросит: «Как живёте?»
Кто в гости к нам приехал? (тётя)
Кто же с маминой сестрой,
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя?
«Здравствуй!»- говорит мне… (дядя).
В. - Какие вы молодцы, ребята!
В. - Я вам и вашим родителям предложила попробовать придумать свой собственный герб. И вы все справились с домашним заданием.
- Ребята, а кто из вас хочет рассказать о своем семейном гербе? ( 2-3 презентации герба)
В. - Ребята, сегодня вы рассказывали про свою семью, о гербе своей семьи, на котором вы изобразили характерные особенности каждого из членов семьи. У вас получилось все замечательно.
«Пословицы о семье».
В.: А теперь закончи пословицу:
Я начинаю, а вы заканчиваете.
Яблоко от яблоньки (недалеко падает)
В гостях хорошо, (а дома лучше)
Где любовь и совет там( и горя нет)
На что клад, коли (в семье лад.)
Вся семья вместе, так и (душа на месте.)
«Пальчиковый тренинг».
В.: Наши пальчики покажут, что такое семья!
Пальчиковый тренинг «Моя семья».
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я – вот и вся моя семья!!!
А сейчас я вам предлагаю вместе нарисовать вашу семью
«Рисовалочка».
В.: Нарисуйте «Семью» на кисти обведенной руки (на пальчиках рисуют членов семьи).
В.: В заключение хочу сказать:
«Попрошу вас встать взяться за руки образовать круг.
За то время что вы ходим в д/с мы друг другу стали близки как семья одна большая дружная. Пока в семье дружба, все держатся друг за друга получается круг, внутри которого царит любовь уважение, доброта. Пусть этот круг будет в вашей семье неразрывным и в ваших семьях царит любовь, доброта, взаимность и всегда горит семейный очаг.
Давайте с вами повторим такие слова
Семья – это важно,
Семья – это сложно,
Но счастливо жить – одному невозможно.
На этом наше занятие заканчивается, и всем семьям за участие в проекте «Герб моей семьи», вручаются магнитики с изображением герба России.
Список литературы:
Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: Элизе Трейдинг, ЦГЛ, 2004-246с. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Система работы в старшей группе детского сада. – Мозаика-Синтез, 2012-63с. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей. - Мозаика-Синтез, 2008-136с. |