Проект «Читающая гусеница»
3 КЛАСС
Учитель: Зотова Т.В.
2016 – 2017 уч.год
Целевая группа
учащиеся 3 класса ГБОУ СОШ с. Надеждино
Основание для разработки проекта
Инициативная разработка в рамках реализации программы поддержки чтения
Автор проекта
Зотова Татьяна Викторовна
Основные цели и задачи проекта
Цель проекта:
- повышение качества школьного образования через повышение мотивации школьников младшего возраста к чтению
Задачи проекта:
создание информационно-педагогической поддержки семьи;
составление мониторинга уровня культуры чтения;
организация сотрудничества “ученик-родитель-библиотекарь”;
возрождение традиции и повышение культуры чтения
Ожидаемые результаты
Систематизированная работа по информационно-педагогической поддержке учащихся;
Повышение уровня культуры чтения;
Налаженный механизм сотрудничества “ученик-родитель-библиотекарь”;
Установление традиции семейного чтения;
Период и этапы реализации проекта
1 этап – Подготовительно-моделирующий – 1четверть 2016-17 уч. год
2 этап – Практически-экспериментальный — 2 четверть 2016-17 уч. год
3 этап – Аналитико-обобщающий – 3-4 четверти 2016-17 уч. Год
Предпосылки проекта
Наличие социальной потребности в укреплении позиций книги и чтения в жизни ребенка
Необходимость укрепления взаимодействия в системе “семья- школа - библиотека”
Осознание профессиональной ответственности школьной библиотеки за формирование интеллектуально-нравственных качеств юных читателей
Время проведения – сентябрь 2016-июнь 2017 год.
1 этап
Объявление о начале проекта. Знакомство с условиями проведения.
Участники - все ученики класса.
Что делает учитель
Из цветной бумаги учитель вырезает разноцветные круги диаметром 10 см. Именно из них ученики будут собирать гусеницу.
Цвет кругов определенный: желтый, зеленый, красный, голубой, розовый.
Каждое кружок обозначает прочитанную ребенком книгу. Звенья гусеницы прикрепляются к стене в классе друг за другом таким образом, чтобы получилась длинная гусеница. Она будет расти, извиваясь по стенам класса, по мере того, как дети будут читать книги.
Что делают дети
В течение каждой четверти дети читают художественные книги, после прочтения показывают книгу учителю, учитель на цветном круге пишет название книги и автора. Круг прикрепляется к стене.
Один круг обозначает одну прочитанную книгу.

В конце каждой четверти - подведение итогов.
Выбирается Книжная палата (3 ученика + учитель). Их задача - сосчитать, сколько прочитал каждый, определить 1,2 и 3 место.
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ.
Общее состояние по заявляемой теме проекта
Современный кризис детского чтения – проблема, о которой говорят много. Сейчас для большинства детей чтение – тяжкая повинность, которую они пытаются избежать. Для родителей чтение – родительская мука, неприятная необходимость. Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения, так как происходит изменение семейного уклада, разрушение традиционных нравственных норм во взаимоотношениях людей, в том числе и в семье, приоритет развлекательных предпочтений перед познавательными и т. д.
В обществе нарастает убежденность, что книга сегодня, независимо от формы ее представления (печатной или электронной), по-прежнему остается основой культуры и грамотности. Важность книги и чтения неоспорима, и эта идея особенно поддерживается в последние годы мировым сообществом.
Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Установлено, что интерес к чтению начинает формироваться в детстве — с дошкольного образования и чтения в семье.
Поэтому, без возрождения традиций семейного чтения решить эту проблему невозможно.
Важнейшая роль в воспитании личности принадлежит книге. В.А. Сухомлинский писал: “Школа - это, прежде всего книга. Воспитание – прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения”.
В развитых странах уже поняли, что только общество читающее может быть обществом мыслящим. Обществу, которое хочет использовать новейшие достижения человеческой мысли, нужно, чтобы мыслящих людей было как можно больше
Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи.
1.2. Обоснование проекта
Век новых технологий требует большей гибкости от пользователей информации - визуальная грамотность, равно как и навыки управления электроникой, требуют и большего развития традиционных навыков грамотности. Кроме того, книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают их эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой. Книги дают ребенку:
- интеллектуальное и эмоциональное развитие;
- развитие языка;
- социальное и образовательное развитие;
- влияют на социализацию личности.
Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.
Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия школьной библиотеки и родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.
Главное отличие чтения от других его видов — классного, внеклассного, состоит в том, что дети, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься своим духовным развитием, формированием нравственности. Поэтому чтение — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.
Это одновременно и специфическая форма общения ребенка с автором произведения и миром его идей. Это, наконец, своеобразный монолог ребенка, в котором он размышляет над нравственным содержанием произведения литературы, учится выявлять и выражать его идею.
Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача , которой определяется и ведущая роль в организации чтения. В процессе чтения реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Школьная библиотека может способствовать формированию в семье новых отношений с миром, во многом определяющих жизненный путь ребенка, осознанию семьей своей культурной, социальной значимости в обществе.
Для оказания помощи родителям в освоении этой роли школьной и сельской библиотеке необходимо разрабатывать специальные программы педагогической поддержки, программы детского развивающего чтения, стимулирующие взаимодействие детей и взрослых.
Чтение – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги.
Календарный план реализации проекта
Наименование работ и основные этапы его выполнения
Исполнители
Сроки исполнения
Ожидаемый результат