Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное
учреждение «Детский сад №10» комбинированного вида г. Карабаша
Проект по здороьесбережению в старшей группе
"Я познаю себя"
Выполнила: Тряпицына Е.А.
2017 г.
Вид проекта: творческо – информационный.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Образовательные области: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Актуальность темы.
Воспитание здорового ребенка является приоритетной задачей дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Проблема воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем этой личности. А развитие технического прогресса и связанные с этим изменения в экологии ставят под угрозу здоровье человека. Население России находится в опасности. В последние годы практически все показатели здоровья и социального благополучия претерпели резкое ухудшение. Особую тревогу вызывают физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения. По данным Министерства здравоохранения свыше, чем у 60% детей в возрасте 3 – 7 лет выявляются отклонения в состоянии здоровья. Следовательно, именно в области охраны здоровья подрастающего поколения наше общество в целом и дошкольные образовательные учреждения в частности должны сосредоточить основные усилия. Именно в дошкольном возрасте важно сформировать у детей понимание того, что счастливая жизнь человека неразрывно связана с его здоровьем, воспитать потребность в здоровом образе жизни, включающем занятия спортом, правильное питание, отказ от вредных привычек.
Цель проекта – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья.
Задачи проекта:
помочь ребенку создать целостное представление о своем теле;
научить «слушать» и «слышать» свой организм;
развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
развивать охранительное самосознание;
Ожидаемый результат:
Дети должны получить первичные представления о некоторых внутренних органах человека (мозге, желудке, кишечнике, крови, коже, скелете, мышцах), их местонахождении, значении и основных функциях.
Показывать на «анатомическом фартуке» проекции некоторых внутренних органов.
Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья.
Сопутствующая работа:
Рассматривание рисунков и фотографий в детских анатомических атласах и энциклопедиях.
Перечень художественных произведений для чтения детям
Автор | Название произведения |
А. Барто | «Я расту», «Придумываю сны», «Мы с Тамарой санитары». |
Агния и Павел Барто | «Девочка чумазая» |
С. Михалков | « Прививка», «Тридцать шесть и пять», «Не спать», «Грипп», отрывки из произведения «Дядя Степа». |
С. Маршак | «О мальчиках и девочках», «Робин – Бобин», «Великан», «Ванька – Встанька». |
К. Чуковский | «Мойдодыр», «Айболит». |
М.С. Киселева | Рассказы из книги «Веселый третий»: «Близнецы», «Приходи», «Витина победа». |
Г. Сапгир | «Свинка», « Сны». |
В. Катаев | «Цветик – семицветик». |
А. Кардашова | «Наш доктор». |
| Выполнение проекта: | Содержание работы: |
1 | Комплексное занятие по теме «Кто мы? Какие мы?». Развлечение «Чтобы нам не болеть»   | А.А. Вахрушева, Е.Е. Кочемасова «Здравствуй, мир!» – М. «Баласс», 2001.– с.39 Цель: Развивать умения различать и называть части тела, различать понятия «девочка»–«мальчик», формировать эмоциональную сферу ребенка. В игровой форме, используя зрелищные выступления, исполнительские способности детей, проявлять выдумку, находчивость, творческую активность, воспитывать доброе отношение к тем, кто заботится об их здоровье (врачей); формировать сознательное отношение к необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, витаминов.
|
2. | Беседы по темам: – «Вот какой я»; – «Как работает наш организм?» – «Для чего человеку движенье?» – Составление совместно с детьми «Правил Чистюли».   | В ходе бесед вызывать желание у детей следить за своим здоровьем. Подвести к пониманию прямой зависимости чистоты и здоровья. Вызвать желание детей совершенствовать свое физическое развитие, поддерживать интерес к занятиям физическими упражнениями и спортом.  |
3. | Игры: – Дидактическая игра «Валеолог» – Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека», «В спортивном магазине». – Дидактическая игра «Полезные продукты». – Дидактическая игра «Умею – не умею».  | В играх уточнить представления детей о строении, жизнедеятельности, возможностях человеческого организма, помочь детям глубже осознать жизненную ценность каждого организма, зависимость здоровой жизнедеятельности организма от различных объективных и субъективных факторов.  |
4. | Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровом образе жизни. | |
5. | Заучивание пословиц, поговорок о здоровье, отгадывание загадок | |
6. | Чтение художественной литературы. | |
7. | Работа по совместной деятельности родителей и детей: – изготовление брошюр по теме «Что такое хорошо, что такое плохо?»; – фотовыставка по теме: «Моя спортивная семья»; – приобщение родителей к изготовлению оборудования для спортивного уголка; – составление копилки рецептов полезных блюд для детей (к рецептам прилагались фотографии, рисунки детей). |  |
Ежедневная профилактическая работа
Утренняя гимнастика, профилактическая гимнастика (дыхательная, упражнения для укрепления осанки, профилактика плоскостопия);
Гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья»;
Воздушное контрастное закаливание, прогулки.
Результат реализации проекта
В ходе реализации проекта «Я познаю себя» были решены поставленные задачи. Дети проявили высокую активность и заинтересованность. 91% родителей с огромным желанием приняли участие в организованной совместной работе с детьми.
Приложение 1
Загадки.
Для чего нужны предметы?
На стене висит болтается, всяк за него хватается . (полотенце).
Светленькое, чистенькое, посмотреть любенько. (зеркало).
Хвостик из кости, а на спинке щетинка. (зубная щетка).
Ускользает как живое, но я его не выпущу, белой пеной пенится, руки мыть не ленится. (мыло).
Хожу – брожу не по лесам, а по усам, по волосам, и зубы у меня длинней, чем у волков и медведей. (расческа).
Знаешь ли ты себя?
День и ночь стучит оно, словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук. (сердце).
Два соседа – непоседа. День на работе, ночь на отдыхе. (глаза).
Белые овечки глядят из–под печки. (рот, зубы).
Всегда во рту, а не проглотишь. (язык).
Что дороже всего на свете? (здоровье).
Пять братьев, годами равные, ростом разные. (пальцы).
Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут. (ноги).
Один говорит, двое – глядят, два – слушают. (язык, глаза, уши).
Ношу их много лет, а счету им не знаю. (волосы).
Пословицы
Болен – лечись, а здоров – берегись.
Здоров будешь – все добудешь.
Ум, да здоровье – дороже всего.
Живот – не нитки, надорвешь – не подвяжешь.
Чистая вода – для хвори беда.
Не спеши языком – торопись делом.
Была бы охота – заладится всякая работа.
Берись за то, к чему ты годен.
Приложение 2
Развлечение «Чтобы нам не болеть»
Цель: В игровой форме, используя зрелищные выступления, исполнительские способности детей, проявлять выдумку, находчивость, творческую активность, воспитывать доброе отношение к тем, кто заботится об их здоровье (врачей); формировать сознательное отношение к необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, витаминов.
Игровое действие.
Вбегает Петрушка.
Петрушка: Здравствуйте, ребята! Как жаль, что я немного опоздал, но я так спешил, так спешил…. А что, мой друг, Петрушка не приходил сюда?
Дети: Нет!
Петрушка: Он совсем такой же, как я, только у него на груди № 2.
Дети: Нет, не приходил!
Петрушка: Вот хорошо, значит я первый пришел. Мы с ним разными дорогами шли, и я прибежал первым. Пока его нет, я спрячусь. Пусть он подумает, что меня здесь нет. Куда мне спрятаться? (оглядывается).
Дети показывают, куда ему спрятаться. С противоположной стороны показывается другой Петрушка, с чемоданом, с раскрытым зонтиком, вокруг шеи обмотан длинный шарф. Идет он очень медленно. Войдя в центр зала, закрывает зонтик, долго разматывает шарф.
Воспитатель: Петрушка, почему ты такой замотанный?
Петрушка: (чихает) Апчхи! Апчхи! У меня печальный вид, голова моя болит, я чихаю, я охрип.
Воспитатель: Что такое?
Петрушка: (с вздохом) Это – грипп!
Воспитатель: А вот наши ребята не болеют!
Петрушка: (с сомнением) Не болеют?
Воспитатель: Не болеют! Мы и тебя научим не болеть. А пока нужно подлечиться. Без доктора не обойтись!
Подходит к двери, просит пригласить доктора, затем подходит ко второму Петрушке, бережно усаживает его на диванчик, среди подушек, ставит градусник. Входит доктор, здоровается со всеми и спрашивает, где больной? Осматривает Петрушку, слушает, смотрит на градусник.
Доктор: Подышите! Не дышите! Вы уж лучше полежите. И лекарство примите (подает на ложечке лекарство). Витамины и таблетки вместо жвачек и конфет. И покой на много дней вместо лыж, коньков, саней…
Доктор укрывает Петрушку, оставляет рядом пакетики, бутылочки, уходит и обещает вернуться, чтоб проверить, как Петрушка поправляется. Появляется из укрытия первый петрушка.
1 – й Петрушка: Я первый пришел. Хотел вместе с тобой и ребятами повеселиться, а ты заболел. Как бы мне от тебя не заразиться!
Воспитатель: Чтоб нам не болеть и не простудиться, мы зарядкой с тобой будем заниматься!
1 – й Петрушка: Прогоню остатки сна, одеяло в сторону!
Мне гимнастика нужна – помогает здорово!
2 – й Петрушка: С шумом струйка водяная на руках дробится,
Никогда не забываем по утру умыться!
Воспитатель: Начинаем подготовку, выходи на тренировку!
Дети выполняют гимнастические упражнения с кеглями, мячами или обручами. Затем проводятся игры - аттракционы (по выбору детей). Можно использовать велосипеды или самокаты. («Кто скорее доедет до цели?»). Организуется эстафета с препятствиями. Первый Петрушка принимает активное участие во всех играх. Второй Петрушка лечится: пьет лекарство, принимает витамины.
Воспитатель: Ну, ребята, тренировку провели вы очень ловко!
Время доктору прийти и осмотр произвести!
Входит доктор.
Воспитатель: Доктор! Эти вот ребята все в спортсмены кандидаты.
Я прошу вас дать ответ: они здоровы или нет?
Доктор: (Обращается ко 2 Петрушке) Прошу лежащих встать (обращается ко всем) Всем команды выполнять (дети встают произвольно).
Все дышите! Не дышите!
Все в порядке. Вместе руки поднимайте!
Превосходно! Опустите!
Наклонитесь! Разогнитесь!
Встаньте прямо! Улыбнитесь!
Доктор: (Обращается к воспитателю) Да осмотром я доволен –
Из ребят никто не болен, каждый весел и здоров.
И к занятиям готов!
Дети: Чтоб расти и закаляться будем спортом заниматься!
Доктор: Закаляйтесь, детвора! В добрый час!
Дети: Физкульт – ура!
Дети разбирают разноцветные ленты и под музыку выполняют танец – импровизацию с лентами.
Воспитатель: Какая помощь нужна, если ты заболел?
Дети: Нужно вызывать врача, принимать лекарства, витамины.
Воспитатель: Что поможет нам не болеть?
Дети: Закаливание, занятия спортом.
Воспитатель: С кем, ребята, вы дружны? Знать об этом вы должны?
Дети: Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!
Под музыку дети выходят из зала.