Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №12
ст.Михайловской Курганинского района Краснодарского края
Проект по теме:
«Школьный музей.
Возрождение казачества»
Участники: учащиеся 9-х классов
Руководитель:
учитель истории МАОУ СОШ№12
Мещанова Ирина Юрьевна
Содержание.
Введение. | 2 |
1. Довоенные годы. | 3 |
2. Война в жизни Ивана Сидоровича Лазаренко. | 4-5 |
Заключение. | 6 |
Источники и литература. | 7 |
Приложение 1.Материалы из школьного музея. | 8-9 |
| |
Введение
Великая Отечественная война нашего народа с гитлеровской ордой была самой грандиозной из войн, когда - либо потрясавших нашу планету.
Защищая свою отчизну, русский народ показал такую сплоченность, такое мужество, такую отвагу, что мир был поражен. Более шестидесяти шести лет прошло после великой победы. В нашей стране немало сделано для увековечивания подвига героев минувшей войны. «Никто не забыт, и ничто не забыто» - слова глубокого смысла, обращенные не только в прошедшее, но и в будущее. Нам война знакома только по книгам, кинофильмам и рассказам родителей, бабушек, дедушек.
Как –то на уроке истории меня впечатлил рассказ учителя о герое в честь, которого хотели назвать нашу школу и его имя носит одна из улиц ст. Михайловской.
У нас работает краеведческий музей, где усилиями учащихся и педагогов собран материал об участниках войны, живших или живущих в станице. Отсюда я и начала свои поиски.
Мы знаем общенациональных героев, но мало обращаем внимание на тех, кто своими подвигами прославил нашу малую Родину ..
Целью моей работы является изучение подвига участника Великой Отечественной войны Ивана Сидоровича Лазаренко. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
рассказать о предвоенных годах жизни Ивана Платоновича;
проследить военную биографию ветерана;
Для решения поставленной цели были изучены документы музея и проведены беседы со сторожилами станицы. Восстановлению полной картины способствовало изучение монографий, посвященных Великой Отечественной войне.
Источниковая база. В работе использованы неопубликованные источники, хранящиеся в школьном музее(приложение 1). Эти источники относятся к разряду личных. Они помогают воссоздать биографические данные.
Методы исследования. При изучении основных проблем данного исследования автором были использованы общенаучные принципы системности и научной объективности. Принцип объективности опирается, прежде всего, на источниковую базу. Все методы в комплексе позволяют раскрыть поставленные задачи.
Собранные сведения помогли пополнить экспозицию школьного музея. Работа используется учителями истории при проведении уроков и внеклассных мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне.
Довоенные годы.
И. С. Лазоренко родился 26 сентября 1895года на Кубани в ст. Михайловской в бедной семье. Семь лет был пастухом у помещика, а затем работал забойщиком на шахте в Донбассе. В мае 1915г. его призвали в царскую армию и послали на фронт. Тогда шла первая мировая война. За боевые подвиги вахмистр эскадрона 107 Северо- Троицкрго кавалерийского полка И.С. Лазаренко удостоился четырех георгиевских крестов. С первых дней Октябрьской Социалистической Революции И.С. Лазаренко переходит на ее сторону . Красногвардеец, боец 5 Украинской армии К.Е.Ворошилова, командир взвода, эскадрона Первой Конной Армии С.М. Буденного, командир полка 2 Донской дивизии.В годы гражданской войны он участвует в боях под Касторной, при взятии Ростова -на- Дону. Особенно отличился при уничтожении десанта генерала Улагая на Кубани 23-25 августа 1920г., за что был награжден орденом Красного Знамени. В мае 1921г. ликвидирует банду Пакопава в Донбасской области. После окончания гражданской войны командирует эскадроном , отдельным батальоном. С 1937 по 1938г. является помощником командира 70 стрелковой дивизии. В августе 1938г. полковник И.С. Лазаренко добровольно едет в Испанию к командующему армией «Эбро» полковнику Хуану Модесто. После возвращения из Испании на Родину И.С. Лазаренко назначается комендантом Карельского укрепленнго района. В период фашистской компании 1939 -1940год командовал стрелковой дивизией , где был ранен, но продолжал командовать и руководить боем. За образцовое выполнение боевых заданий с финской белогвардейщиной было присвоено войсковое звание генерал майора и был награжден вторым орденом Красного Знамени.
Война в жизни Ивана Сидоровича Лазаренко.
Великая Отечественная война застала генерала майора И.С. Лазаренко в должности командира 42 стрелковое дивизии дислацированной в Брест. Но в первые дни войны дивизия находилась в летних лагерях в 30 км. от границы и занималась боевой подготовкой. Утром 22 июня 1941г. когда германские фашисты вторглись на Советскую землю , дивизия была поднята по тревоги на встречу врагу. Завязался ожесточенный бой. Полки и батальоны не раз переходили в контр- атаку и добивали атаки противника. В этом бою генерал Лазаренко был тяжело ранен и контужен и с поля боя отправлен в госпиталь на излечение. После излечения генерал Лазаренко продолжал сражаться на разных фронтах с германскими фашистами в должности камандиров стрелковых дивизий . В 369 Карачевскую стрелковую дивизию генерал майор Лазаренко вступил в командования 15 ноября 1943г., где дивизия стояла на реке Проня у города Чаусы Могилевской области Белорусской ССР. В течении зимы и весны 1944года дивизия вела ожесточенные непрерывные бои с фашистами , особенно сильные бои шли в районе населенного пункта Кузминичи , который несколько раз переходил из рук в руки , но враг был еще силен и к середине лета 1944года немецко – фашистскому командованию удалось между реками Проня, Бася ,Реста Днепром создать глубоко эшелонированную оборону. Укрепив ее дотами, дзотами проволочными ограждениями в несколько кольев и минными полями. И вот 23 июня 1944г. под утро в густой туман в 9 ч. тысячи орудий открыли огонь по врагу, потом удар перешел в глубину обороны противника и в атаку поднялись полки. С боем форсировали реку Проня овладели первой – второй- третьей траншеей и овладели городом Чаусе Могилевской области. Противник не выдержал стал отходить , а дивизия стала его преследовать. К утру дивизия вышла к реке Бася и противник в вел свежие силы и задержал продвижение дивизии и 25 июня вновь наша артиллерия обрушила весь свой огонь по позициям противника и пехота форсировала р. Бася сломила оборону противника и начали преследование отступающего противника в направление деревень Холмы, Дрочпово, и за эти деревни враг зацепился и завязался жаркий бой и командир дивизии генерал Лазаренко своим личным примером находясь впереди в цепи вместе с солдатам пошел в атаку на противника и противника выбили с этих деревень, но в этом сражении за реку Бася 25июня 1944г. генерал майор Лазаренко смертельно погиб. 26-27 июня преследуя отходящего противника не давали ему закрепиться и 28 июня вышли к реке Днепр. Утром 28 июня 1944г. началась артподготовка и под прикрытием артподготовки полки начали форсировать Днепр, ворвались в его оборону завязались рукопашные схватки, выбили его из траншей и ворвались в г. Могилев , где начались уличные бои, дрались за каждый дом, улицу и 28 июня овладели городом Могилевым. За мужество , отвагу генералу майору Лазаренко от 21 июля 1944г. было присвоено Героя Советского союза. В г. Могилеве был установлен обелиск и в городе носит его имя одна из улиц. В советское время ученики наше школы и ветераны посещали памятник в г. Могилеве.




Источники и литература
Архив краеведческого школьного музея.
Письменные воспоминания одного из его товарищей.
3. Историко-художественная хрестоматия по Великой Отечественной войне. Составитель П.И. Потемкин. М., 1987.
4. Литература:
4.1. Дмитриенко В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А., История Отечества. ХХ век. М., 1995.
4.2. Зуев М.Е. История России. М., 1999.
Заключение
Жизненный путь Ивана Сидоровича был весьма сложным, в некоторой степени этому способствовали и военные действия.
Боевой путь и жизнь Лазаренко Ивана Сидоровича еще раз убеждают, что все великое делается самым простым человеком.
Его жизнь – это отражение непростых событий ХХ века в истории России. Она ярко показывает жизнь большинства советских граждан.
Я хочу сказать спасибо ему и миллионам других людей, которые, несмотря на тяжёлое время войны, боролись за наше счастливое будущее.
Память о нем будет всегда храниться в краеведческом школьном музее.