Проект «Любят малыши играть» Ясельная группа.
Автор: Дубровина Зоя Александровна
Вид проекта: долгосрочный, 2016-2017г.
Участники: дети, воспитатели группы, родители.
Сроки реализации проекта: сентябрь- май.
Актуальность:
Классики русской педагогики К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский в своих теоретических работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая ее благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности и указывали на необходимость разработки игр для дошкольников.
Эти высказывания имеют актуальный смысл и для сегодняшнего дня.
Исследования психологов показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему совершенно недоступен в образовательном процессе.
Практика и теоретические исследования по изучению данного вопроса, свидетельствуют о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс.
В соответствии с ФГОС педагог детского сада является сопровождающим семьи в вопросах воспитания, развития и образования ребенка. Основные обязанности по данным направлениям, ложатся на родителей (законных представителей) детей, поэтому необходимо повышать педагогическую грамотность родителей в вопросах возрастного развития детей, подвести их к пониманию сущности основного вида деятельности ребенка – игры. Игры, как средства развития, познания, достижения психологического комфорта ребенка и нового уровня общения.
Проблема:
На основании родительского анкетирования, наблюдения за детьми я выявила несколько проблем:
-Низкий уровень знаний родителей в области возрастных особенностей игровой деятельности их детей.
-Низкий уровень осведомленности о видах игр, их разнообразии и вариантах использования в повседневной совместной с ребенком деятельности.
-Неумение родителей применять игры для развития ребенка в ежедневном их общении. А самое важное, отсутствие стремления у родителей разбираться в данных вопросах самостоятельно.
-Дети нашей группы показали контрастность в плане общего развития. Некоторые отстают от своих сверстников, они не проявляют интерес к новому, неизвестному. Это дети, которым дома уделяется мало внимания со стороны взрослых.
Результаты анкетирования родителей
Вопрос анкеты | Да | Нет | Не знаю |
Какие виды игр знаете вы? | 5 | 6 | 4 |
Знаете ли дидактические игры, есть ли у ребенка дидактические игры? | 6 | 5 | 3 |
Играете ли Вы с ребенком в новые игры? | 5 | 6 | |
Всегда ли соблюдает Ваш ребенок правила игр? | 5 | 2 | 4 |
Доигрываете ли Вы с ребенком в игру, если появились другие важные дела? | 3 | 8 | |
Цель: Сформировать основные игровые умения у детей младшего дошкольного возраста, способствовать развитию игровых умений в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками посредством игры.
Задачи:
-Способствовать обогащению игрового опыта, формированию у детей младшего возраста обобщённого понятия «игрушки», их назначение, существенные признаки (цвет, форма, величина);
-Ввести в словарь и активизировать слова, необходимые для общения ребенка со взрослыми и сверстниками в новом предметном окружении;
-Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий, развивать познавательную активность в игре с игрушкам;
-Воспитывать интерес к игре, навыки бережного отношения к игрушкам, навыки позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
Ожидаемые результаты:
-Сплочение детского коллектива, развитию взаимопонимания между детьми и родителями.
-Желание родителей самостоятельно организовывать совместные, творческие игры с детьми дома и в дошкольном учреждении.
-Расширение игровых приемов, используемых детьми в игре способов использования игрового оборудования и предметов-заместителей;
-Изменение уровня коммуникативных навыков детей, развитие ролевых диалогов, вариативности обыгрываемых персонажей;
Этапы работы:
I этап – организационно- подготовительный:
Изучение литературы по теме;
Диагностика (наблюдение за игровой деятельностью детей) с целью выявления уровня сформированности игровых навыков;
Анкетирование родителей, моделирование ситуации, выявление проблемы.
Постановка проблемы – «Как научить играть малышей?»
Расширение предметно-пространственной среды.
II этап – практический:
Работа с детьми:
-подготовка и проведение сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, пальчиковых, речевых игр.
-активизировать инициативу детей в игровых действиях.
- привлекать в сюжетно-игровую ситуацию;
- вводить в игровую ситуацию.
-игровая форма обучения;
-индивидуальная работа;
-групповая;
-подгрупповая.
Работа с родителями: Рекомендации для родителей «Атрибуты для игр из подручных средств», консультации, беседы, буклеты, родительское собрание, изготовление пособий и атрибутов.
III этап – заключительный:
-Эссе, альбом «Наша любимая игрушка, игра»
-Развлечение с родителями «В гости к бабушке и дедушке»;
-Фильм «Мы играем дома и в детском саду»;
-Презентация проекта на педсовете;
-Анализ проекта.
Перспективное планирование проектной деятельности
I этап – организационно-подготовительный
№ | Мероприятия | Сроки | Цель |
С педагогами |
1
2 | Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов, подбор программно-методического обеспечения, наглядно-демонстрационного, раздаточного материала по данной проблеме. Выявление предполагаемых затруднений | сентябрь | Повышение компетентности педагогов по теме.
Определены предполагаемые трудности. |
| С воспитанниками |
1 | Наблюдение за игровой деятельностью детей. Постановка проблемы «Как играть?» | сентябрь | Определить интерес к предстоящей деятельности. Определен уровень игровых навыков детей |
2 | Разработка содержания проекта: «Любят малыши играть » | сентябрь | Определить основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты |
3 | Подготовка предметно-пространственной среды | В течении учебного года | Изготовление атрибутов, пособий для игр. |
| С родителями |
1
2 | Анкетирование родителей «Мы играем с ребенком»
Знакомство родителей с предстоящим проектом. | сентябрь | Определен уровень компетентности родителей по вопросам организации и проведения игр. Вызвать интерес к предстоящей деятельности. |
II этап – практический
№ | Образовательная область | Мероприятия | Сроки | Цель, результат |
С педагогами |
1 | Консультация «Значение игр для развития детей дошкольного возраста» | ноябрь | Повышена компетентность педагогов по теме. |
С воспитанниками |
1 | Социально-коммуникативное развитие | Ролевая игра «Едем в поезде» и др. | В течении года. | Объединять детей небольшими группами, игровые ситуации в единую сюжетную линию. |
2 | Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница» и др. |
3 | Сюжетно - дидактическая игра «Купаем куклу Катю» и др. |
1 | Познавательное развитие | Игры со строительным материалом: «Мебель для игрушек», «Домики для игрушек», «Скамеечки для игрушек», «Заборчик». | Формирование навыков общения, игровой активности, творческой инициативы. |
2 | Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Разрезное лото», «Подбери по размеру, цвету, величине» и т. д. |
3 | Игры на развитие сенсорики: сматывание шерстяной пряжи в клубки; сминание пальцами комочков из бумаги; нанизывание, раскатывание и т. д. |
1 | Речевое развитие | Составление рассказов о предметах. Рассматривание картин из серии «Дети играют», «Семья»; «На дорогах города». Рассматривание фотографий, альбомов разной тематики. Пальчиковые игры: «Приходите в гости»; «Семья»; «Это пальчик хочет спать…». |
В течении года. | Знакомить с новыми потешками, прибаутками, колыбельными и т.д. использование их в играх, для обогащения сюжета. |
2 | Чтение художественной литературы: Колыбельные; Потешки; Песенки; Загадки; Сказки. |
1 | Художественно-эстетическое развитие | Аппликация «Сумка для врача» и др. | В течении года. | В продуктивной деятельности расширять знания о предметах обихода, их использовании. |
2 | Лепка «Фрукты и овощи» и др. |
3 | Рисование «Угощение для кукол» и др. |
1 | Физическое развитие | Подвижные игры: «Раздувайся пузырь», «Мой веселый звонкий мяч», «Догони мяч»; «Кто быстрее соберет» и др. | Развитие физических качеств детей. |
С родителями |
1 | Консультация: «Как организовать сюжетно-ролевую игру дома» | В течении года. | Повышение компетентности родителей по вопросам развития сюжетно-ролевых игр с детьми в домашних условиях. |
2 | Эссе, альбом «Наша любимая игрушка, игра» |
3 | Рекомендации для родителей «Атрибуты для игр из подручных средств». |
III этап – заключительный.
№ | Мероприятия | Сроки | Цель, результат |
С педагогами |
1 | Презентация проекта на педсовете | апрель | Представление результата проектной деятельности. |
2 | Анализ проекта | апрель | Определение результата проекта. |
С воспитанниками |
1 | Фильм «Мы играем дома и в детском саду» | апрель | Представление результата работы над проектом. |
С родителями |
2 | Развлечение совместно с родителями «В гости к бабушке и дедушке» | апрель | Родители имеют возможность продемонстрировать полученные знания. |
Используемая литература:
А.Н. Давичук «Обучение и игра»8. В.П. Исаенко «Игры наших детей»
Журнал «Дошкольное воспитание №12 2004г., №8 2008г., №11 2009г.
Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2011г., №2 2012г..
Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова «Как играть с ребенком»
Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова «Игры с правилами в детском саду»
А.В. Дронь, О.Л. Данилюк «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников»
7.Т.В. Меркулова, Е.А. Дубинина, Т.А. Котова и др. «Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика»
Приложение.
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СОДЕРЖАНИЕ. ЦЕЛЬ.
Коммуникация.
-развитие речи;
«К нам в гости пришла кукла Маша».
Активизировать словарь детей. Расширять знания у детей о деталях и частях, из которых состоит платье, уточнить знание о том, что одежда бывает разной: теплой, легкой.
-чтение художественной литературы;
-устное народное творчество
Развивать речь детей, посредством малых фольклорных форм. Обогащать словарный запас. Формировать нравственные качества малышей: сострадание, желание прийти на помощь.
Предметное и социальное окружение;
«Мои любимые игрушки» Учить детей бережному отношению к своим и чужим игрушкам, правилам обращения с игрушками.
Ознакомление с природой
«Овощи»
Дать элементарные представления об овощах; цвете овощей;
- закрепить знания о месте произрастания;
- развивать чувство коллективизма;
- закрепить представления детей о заготовке овощей на зиму.
Музыка
«Воробей» Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на образ воробья в музыке.
Закреплять умения детей передавать образ воробья в пении, движении и игре.
Физическая культура
«Веселые воробышки»
Развивать двигательную активность. Учить детей спрыгивать с невысоких предметов, мягко приземляясь на полусогнутые ноги; продолжать учить ходить по кругу, сохраняя ровное построение; воспитывать интерес подвижным играм.
Беседа:
«Спички детям не игрушки».
Познакомить детей с правилами пожарной безопасности. Дать детям представления о пользе и вреде огня. Познакомить со свойствами огня. Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
Прогулка ,наблюдение.
«В гости к зимушке - зиме».
Познакомиться с сезонными изменениями в природе. Развивать наблюдательность, активизировать словарный запас. Воспитывать любовь к природе.
КГН.
«Научим куклу Катю умываться».
Обогащать словарь детей, уточнить название и назначение предметов, находящихся в умывальной комнате: кран, по которому льется вода; мыло – смывает грязь; полотенце – вытирать насухо руки, лицо; зеркало – помогает проверить чисто ли ваше личико. Учить правильно называть предметы, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.
Воспитывать вежливость, умение уступить друг другу, помогать друг другу.
Труд. «Ухаживаем за цветами».
Развивать трудолюбие у детей. Воспитывать бережное отношение к цветам, растениям.
Сюжетно-ролевая игра «Больница» Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре; обучить новым игровым действия. Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия. Способствовать становлению эмоционального контакта с каждым ребенком, вызвать интерес к совместной деятельности со взрослым и сверстниками.
Подвижные игры «Воробушки и кот», «Снегопад».
Развитие у детей слухового внимания, умения двигаться в соответствии со словами, тренировать память, внимание, воображение детей, развивать быстроту движений, развивать ориентировку в пространстве.
Закрепить знание о цвете, величине снежинок; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «снегопад».
Театрализованные игры
«Заюшкина избушка»
Прививать интерес к театрально-игровой деятельности. Развивать у детей умение разыгрывать спектакль по знакомой сказке. Учить изображать характерные особенности поведения персонажей. Вызвать эмоциональный отклик у детей от общения со сказкой, от игры с музыкальным сопровождением и танцевальными движениями. Воспитывать чувство взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.
Дидактические игры
«Кто как кричит»
«Позови свою маму»
«Кто в домике живет? »
Развивать речевое внимание детей. Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность. Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.
Пальчиковые игры
«Лодочка»
«Моя семья»
«Пальчик-мальчик».
Развивать моторики рук, речевую активность, память.
Приложение.
Уважаемые родители!
В нашей группе реализуется проект «Любят малыши играть», цель которого – формирование у детей и родителей заинтересованности и умения играть в игры. В рамках данного проекта просим Вас ответить на вопросы анкеты.
Заранее благодарим!
1. Какими игрушками предпочитает играть Ваш ребенок дома?
а) куклы
б) машины
в) мягкие игрушки
г) строительные (ЛЕГО, кубики, конструктор и пр.)
д) герои фильмов и мультфильмов (какие) ____________________________
е) другие (укажите какие) ___________________________________________
2. Есть ли у ребенка дидактические (развивающие) настольные игры?
ДА НЕТ
3. Какие дидактические (развивающие) настольные игры есть у ребенка дома (перечислить)? _______________________________________________________________
_______________________________________________________________
4. В какую игру предпочитает играть ваш ребенок? _________________________________________________________________
_________________________________________________________________
5. Кто является инициатором дидактических (развивающих) настольных игр в вашей семье? ________________________________________________________________
6. С кем чаще всего ребенок играет в игры?
Мама
Папа
Брат (сестра)
Бабушка
Дедушка
Друзья
Играет самостоятельно
7. Вы купили ребенку новую настольную дидактическую (развивающую) игру. Кто из членов семьи объясняет правила новой игры ребенку?
Мама
Папа
Брат (сестра)
Бабушка
Дедушка
Друзья
Разбирается самостоятельно
8. Какими способами вы определяете очередность ходов, играя в дидактическую (развивающую) настольную игру?
Жребий
Считалка
Старшему уступать
Первый тот, кто младше
Другой способ _______________________________________________
9. Всегда ли ребенок соблюдает правила игры?
ДА НЕТ
10. Доигрываете ли вы с ребенком в игру, даже если пора спать или кушать? ДА НЕТ Почему?__________________________________________________________
11. Как ребенок реагирует на свое поражение
игре?__________________________________________________________
12. Как ребенок реагирует на свою победу в игре?
_________________________________________________________________
13. На какие вопросы, касающиеся игр, Вы хотели бы получить ответы?__________________________________________________________
_________________________________________________________________
14. В какой форме (нужное подчеркнуть)? Устная консультация, на стенде, в виде буклета, посоветовать литературу по вопросу, другое. _________________________________________________________________
Беседа с родителями «Настольные игры»
Настольные игры становятся модным развлечением и частью семейного досуга. Многие кафе сделали настольные игры своим неотъемлемым атрибутом. Настольные игры – карточные, командные, логические, приключение, и игры экономической тематики – не только организовывают семейный досуг, но и развивают интеллект ребенка.
Настольные игры, палы, конструкторы, обычные кубики и пирамидки, способствуют развитию когнитивных способностей ребенка. Специалисты-психологи Rhodes College провели исследование игр с привлечением родителей и выяснили, что настольные игры более других оказывают влияние на пространственное мышление ребенка.
Пространственное мышление является особым типом мозговой деятельности. Восприятие пространства позволяет не только мыть посуду, собирать мебель и передвигаться по улице – как правило, хороший инженер, архитектор, математик или механик имеет хорошее пространственное мышление.
Для анализа были собраны данные 847 детей в возрасте от 4 до 7 лет, которым предлагался стандартный тест на определение интеллекта, пространственного мышления и когнитивных способностей. После этого исследователи сопоставили эти данные с результатами другого теста, связанного с играми взрослых и детей дома.
Дети, которые часто играют с пазлами, кубиками и настольными играми показали лучшие результаты тестирования. При этом исследователи подчеркивают, что на пространственное мышление и когнитивные способности не оказывают влияние игры с шумовыми игрушками, рисование, катание на скейтборде и велосипеде и даже общение с родителями.
По мнению авторов исследования Джейми Джирут и Норы Ньюкомб, настольные игры, несомненно, влияют на качество развития ребенка, как и социально-экономический статус семьи, пол ребенка и интеллектуальное развитие родителей. Авторами исследования замечено, что дети из семей с низким социально-экономическим статусом хуже справлялись с заданием теста, нежели дети из обеспеченных семей, а результаты мальчиков были гораздо лучше результатов девочек.
Не менее важным моментам в настольных играх является выработка концентрации и усидчивости. Как показывает практика, способность сосредоточить внимание и усидчивость обеспечивают хорошую успеваемость ребенка в начальной школе.
Польза настольных игр для развития детей
Сегодня, когда в каждом доме есть компьютер, настольные игры отошли на задний план. Во многих семьях родители не понимают, зачем покупать разнообразные игры, если в сети интернет полно доступных развлекательных и развивающих игр? Кроме того, ритм современной жизни настолько быстрый, что, порой, у взрослых нет времени выделить хотя бы полчаса, чтобы поиграть с детьми. А, иногда, к сожалению, и желания...
Давайте сегодня все-таки остановимся и вспомним, с каким нетерпением в свое время мы ждали папу с работы, чтобы поиграть в «Домино» или «Лото». А помните, с каким удовольствием мы кидали кости, путешествуя фишками по волшебной стране, и с каким ликованием выигрывали в «Поддавки»? Наши дети, хоть и живут в иных реалиях, также любят играть. Им также необходимо наше внимание и любовь. А любовь, кстати, не всегда проявляется покупкой шоколадки или сто двадцать пятой машинки...
Влияние настольных игр на развитие детей
Кроме того, что настольные игры помогают поддерживать общение с близкими людьми, учат лучше понимать друг друга, они оказывают благотворное влияние на умственное и психическое развитие детей. Учтите, что детки учатся, играя. Поэтому они с удовольствием выучат цифры или буквы (или даже научатся читать), если время от времени вы будете играть с ними в соответствующие настольные игры. Играя с ребёнком, можно выявить и вовремя можно не только закрепить определенные знания, но и устранить недостатки в произношении, развить его фантазию, сообразительность, логику, память, целостное и зрительно восприятие, наглядно-образное мышление, самостоятельность. С помощью настольных игр развиваются такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение. Например, ребёнок учится анализировать последовательность своих действий.
Более того, настольные игры дают детям возможность учиться и приобретать на практике навыки, необходимые для успешной учебы в школе. Играя, дети узнают о правилах, соблюдении очереди, честности, испытывают чувство победы и поражения.
На что обратить внимание, покупая настольные игры?
Перед тем, как купить ту или иную игру, ознакомьтесь с ее правилами и убедитесь, что она понравится вашему малышу. Настольная игра должна соответствовать не только интересам, но и возрасту ребенка. Только в таком случае можно рассчитывать на успех. Как правило, возрастной диапазон, на который рассчитана игра, отмечается на коробке. Тем не менее, исходя из описания, вы должны решить, подойдет ли конкретный экземпляр именно вашему малышу. Ведь, к примеру, один малыш в трехлетнем возрасте свободно складывает паззлы, а для другого это непосильная задача. Кроме того, помните: если игра слишком легкая, ваш ребенок быстро потеряет интерес к ней, а если наоборот – слишком трудная – существует вероятность, что ребенок не поймет ее и, следовательно, не заинтересуется.
Удачным решением является покупка игры, которая имеет разные уровни. Это дает игре шансы подольше быть востребованной, увеличивая ее «срок годности». Таким образом, можно сэкономить деньги. Кстати, одним из преимуществ покупки настольных игр является их невысокая цена.
Если вы хотите приобрести что-то новенькое, чего не было в вашем детстве, поищите в интернете обзоры и комментарии к конкретной игре.
Психологи советуют иметь дома как минимум 5 настольных игр. По их утверждению, это позволит максимально занять ребёнка.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
«Как научить ребёнка играть в дидактическую игру и её роль в развитии детей!»
Дидактические игры способствуют:
- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.
- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.
- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.
Проведение дидактических игр включает:
1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).
2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.
3.Показ игровых действий.
4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).
5.Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности.
Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Виды дидактических игр:
1.Игры с предметами (игрушками).
2.Настольно-печатные игры.
3.Словесные игры.
Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя.
Игры с предметами основаны на непосредственном восприятии детей , соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись» , «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.
Настольно - печатные игры это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений,
явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки" С помощью настольно-печатных игр можно
успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.
Словесные игры это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Игры построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.