Социальный проект «Масленица»
Автор проекта:
Педро Валентина Александровна
учитель швейного дела
Проект осуществлён учащимися 7-9 классов
МКОУ «Школа №56»
Цель:
1.. Знакомить детей с Масленичными традициями и обрядами.
2.Учить выбирать наглядный материал о кукле Масленице, создавать свой образ.
3. Планировать предстоящую работу:
- готовить материал для изготовления;
- изготавливать детали куклы и собирать их в запланированный образ.
4. Развивать эстетический вкус.
Адресная направленность:
проект рассчитан на учеников старших классов, которые могут реализовать данную идею за первые две недели февраля.
Проект предполагает:
Проведение учащимися 8-9 класса совместной работы по изготовлению куклы-Зимы.
Социальные партнеры проекта.
В ходе подготовки и реализации проекта необходимы партнеры, в качестве которых выступают учителя, повара школы, библиотекарь школы.
План проекта:
1. Познакомиться с традициями русского праздника Масленица, основными предметами и персонажами праздника.
2. Рассмотреть варианты изготовления куклы Масленицы в различных источниках.
3. Зарисовать несколько вариантов изготовления куклы и выбрать оптимальный вариант. 1 неделя
4.Распределить работу между группой мальчиков 8кл. (учитель Ботин П.В.) и
девочками 9 кл. ( учитель Педро В.А..)
- мальчики изготавливают крестовину и готовят материал для набивки куклы, набивают готовые детали.
- девочки готовят материал, уточняют размеры, делают выкройки деталей куклы.
Выкраивают детали, оформляют и сшивают готовые детали, в единую конструкцию, одевают куклу в готовые изделия (рубаха, сарафан) 2 неделя
Программа проведения:
1. Беседа «Масленичные традиции»
2.Изготовление куклы Масленицы для праздника.
3 Проведение праздника Масленица.
Беседа: «Знакомство с Масленичными традициями»
Масленичные традиции очень необычны и интересны, так как они сочетают в себе:
- завершение периода зимних праздников
- открытие нового, весеннего периода праздников, обрядов, которые должны были способствовать получению богатого урожая
Масленицу открывали ребятишки. Всех встречных или приезжавших из города они спрашивали: «Везешь ли Масленицу?»
Если ответ был отрицательный, то они колотили встречного лаптями.
Также сооружали снежные горы, катались с них на санях.
Ходили по дворам с песнями и присказками.

Катание на лошадях
Лошадей для масленичного катания запрягали в специальные выездные сани, сбрую и дугу украшали лентами, разноцветными тряпочками, бантами, обязательно подвешивали колокольчики.
Масленичные игры и забавы:
Снежные городки, заря-заряница, петушки, бой мешками, снежный тир, ледяная карусель.

Сожжение чучела Зимы
В последний день «хлам" и дрова собирали по деревне на костёр. Участники обряда: дети, женщины, старухи. Жгли на поле солому, веники, корзины, бочки, колеса.

"ЧУЧЕЛО» - пучок соломы в платке и кофте - ставили на дрова, сложенные "колодцем," и внутри зажигали огонь.
С заранее подготовленным чучелом озоровали на неделе, подводя под окна и пугая, и лишь затем сжигали.
К костру подходили старухи и угощали блинами; через костер прыгали; вокруг него ходили и пели долгие песни, плясали.
У костра кричали: "Прощай, Маслена!», «Куды дым, туды блин, туды Масленка!» и прощались друг с другом.

Праздничное русское угощение
Повсеместно пеклись блины, лепешки, ватрушки, жарились яичницы, варились кисели (клюквенный и овсяный). Готовилась и специальная обрядовая еда - сырница (творог с маслом, переложенные слоями).
Со стола не убирали на ночь - оставляли "родителям поесть".
С трапезой было связано и ритуальное угощение молодых - "зять к теще на блины" приезжал.

2.Изготовление куклы Масленицы.
Варианты куклы Масленицы
Символ Масленицы — большая соломенная кукла (или она сделана из тряпья), ее сжигали, топили в реке, кидали в нее снежками. Возле нее, или вокруг, водили хороводы. Смысл сжигания: Масленица носит имя забавной языческой богини Мажаны (Маржаны), олицетворяющей мрак. Следовательно, ее надо сжигать, чтобы под теплыми лучами солнца вырастить богатый урожай.


2.Зарисовки кукол детьми:

3.Выбор эскиза куклы

4.Работа группы мальчиков
- мальчики изготавливают крестовину;
- готовят материал для набивки куклы;

- набивают готовые детали
5 .Работа группы девочек
- готовят материал, уточняют размеры, делают выкройки деталей куклы.
- выкраивают детали, оформляют и сшивают готовые детали, в единую конструкцию, одевают куклу в готовые изделия (рубаха, сарафан).


3.Проведение праздника Масленица.

Результаты проекта
В процессе работы ребята сплотились в дружный коллектив, реализовав свои творческие способности. В процессе реализации проекта были достигнуты такие результаты, как активизация творческого потенциала, проведение агитационной работы среди учащихся начальной школы, развитие ребенка через приобщение детей к чтению, усвоение ценности чтения и книги, формирование информационной культуры личности.