Тезисы
Математические понятия и свойства в работе дизайнера
(на примере дизайнера одежды)
Арефина Ксения, ученица 9б класса МАОУ СОШ № 4 го Первоуральск
Удовлетворение, которое мы испытываем,
глядя на прекрасное произведение искусства,
проистекает оттого, что в нём соблюдены правила и мера,
ибо удовольствие в нас вызывают единственно лишь пропорции.
Ф. Блондель (1618-1686), зодчий
«Дизайнер» и «математика»… Что общего между этими словами? Насколько много знаний необходимо дизайнеру из разных разделов математики?
Профессия дизайнера для меня и моей семьи не случайна: я успешно окончила художественную школу, мама много лет занимается дизайном одежды. В целом «дизайнер» - это специалист, занимающийся художественно-технической деятельностью в рамках какой-либо из отраслей дизайна. При этом существуют специализации современного дизайнера: веб-дизайнер, дизайнер рекламной продукции, архитектор, проектировщик, иллюстратор. Помимо этого выделяют несколько главных направлений: промышленный дизайн, дизайн среды, ландшафтный дизайн, графический дизайн, дизайн среды, дизайн одежды, обуви, аксессуаров.
Помимо общего художественного образования, дизайнеру, в зависимости от направления деятельности, необходимо получать специализированные знания в области технологии производства тех или иных продуктов, освоить специализированные компьютерные программы, иметь знания в области экономики, технологии производства дизайн-продуктов в определенной сфере деятельности, рекламы и много другое. А какие знания нужны из математики?
Мне как выпускнице девятого класса, обладающей достаточным запасом знаний по математике, хотелось бы разобраться, что из базы математических знаний пригодиться в работе дизайнера.
Законы чисел, правила построения чертежей, которые веками доказывали многие ученые, легли в основу учебных книг для модельеров и дизайнеров. Ведь не случайно многие великие архитекторы и художники очень много занимались математикой и даже доказательствами математических фактов. Одним из ярких примеров является Леонардо да Винчи.
Так как для меня ближе и проще было рассматривать математические вопросы, связанные с дизайном одежды, то обсудив с мамой вопросы построения моделей одежды, я стала изучать учебники и отбирать необходимый материал из различных разделов математики. В качестве источников литературы в процессе работы были изучены учебники математики 5-6 класса, геометрии 7-9 класса, алгебры 7-9 классов, литература по созданию моделей одежды и правильного построения выкроек, а так же интернет-ресурс с описанием профессии дизайнера.
В первую очередь следует помнить, что дизайнер не имеет под рукой для построения чертежей тетрадь в клеточку – чаще это большие листы бумаги, поэтому ему необходимо знать свойства построения параллельных и перпендикулярных прямых, свойства четырехугольников и треугольников. А еще, как показывает история, важное место при построении моделей одежды играет египетский треугольник.
Во-вторых, первоначальный набросок делается в более мелком масштабе, поэтому необходимо знать теоретические основы таких разделов как «Подобие», «Пропорции» и «Проценты». Для экономических расчетов в работе дизайнера также нужно знать тему «Проценты».
Для эффективной работы очень часто используются принципы симметрии. Поэтому важны знания видов и свойств симметрии.
Таким образом, отобрав нужные разделы математики, которые использует в своей работе дизайнер одежды, составили кластера математических знаний дизайнера одежды.
В работе дизайнера одежды значительное место занимет знание о соотношении возраста человека и его фигуры. Оказывается большую роль в этом играет особенная пропорция – «золотое сечение». В человеке заложены пропорции, отобранные самой природой. Художники, дизайнеры делают свои расчеты или наброски, исходя из соотношения “золотого сечения”. Они используют мерки с тела человека соответствуют «золотому сечению», то внешность или тело человека считается идеально сложенными.
Начало этим мерам дает рост человека. Деление тела точкой пупа – важнейший показатель “золотого сечения”.
В строении черт лица человека и в руке, также есть множество примеров, приближающихся по значению к этой формуле. Мы на практике проверяли присутствие “золотого сечения” в частях человеческого тела. Для этого я проводила необходимые измерения у своих двоюродных сестер (11-12лет), брата (19 лет) и у родителей (35-40 лет).
После всех вычислений я пришла к выводу, что чем старше человек, тем пропорция более приближена к “золотому сечению”, т.к. дети растут, организм их формируется, поэтому размеры тела изменяются. Это тоже очень важный момент для правильного построения эскиза и чертежа моделей одежды.
Стиль нашей одежды – один из способов самовыражения. А если он создан собственноручно – это уже творчество. Но всякое истинное творчество требует мастерства, вот почему при создании одежды недостаточно одной идеи, а необходимо и ее грамотное, профессиональное воплощение. Построение выкройки – самый сложный и ответственный этап. От того, насколько правильно будут сделаны расчеты и вычерчены детали, зависит многое. Правильный крой способен подчеркнуть достоинства фигуры и скрыть ее недостатки. Грамотный раскрой поможет сэкономить ткань. На этом этапе на помощь модельеру приходят математика, черчение и геометрия.
Из опыта работы дизайнера одежды (моей мамы) я уяснила несколько правил создания моделей одежды, которые связаны с такими разделами математики как «симметрия» и «золотое сечение», «проценты», «площади плоских фигур».
Перед построением чертежа дизайнер сначала делает набросок модели и небольшой чертеж, а потом уже переносит все на реальный размер – в этом используем такие разделы как «Подобие» и «Пропорции».
Конечно, при построении выкройки и переносе на ткань необходимых измерений нужно будет правильно построить перпендикуляры и углы с использованием чертежных инструментов, но кроме этого нужно правильно еще сделать дополнительные вычисления. Например, для расчета юбки нужно измерить обхват талии, обхват бедер и длину юбки и сделать дополнительные прибавки на свободное облегание для всех размеров и расчеты на подгиб ткани, швы и т.д.
Я попробовала создать чертеж и сшить собственную модель юбки, опираясь на мои математические знания, и поняла, что современный специалист должен владеть не только необходимой суммой специальных и фундаментальных знаний и умений в профессии, но и определенными знаниями математики.
Таким образом, математическое образование важнейшая составляющая в системе фундаментальной подготовки современного дизайнера.
В перспективе можно продолжить работу по данной теме, расширив ее до создания бизнес-проекта с экономическими расчетами эффективности создания моделей одежды.