СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 05.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Мой читательский дневник"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Читать или не читать? Каждый должен честно ответить на этот вопрос прежде всего себе. Интерес к художественной классической литературе снижается год от года. И это объяснимо: чтение требует уединения и безмолвия, а жизнь современного школьника сопровождают бешеные скорости, информационные потоки. Не хватает времени на «погружение» в текст, на обдумывание прочитанного. Цель проекта – составить читательский дневник, развивающий мышление и речь школьников.

Просмотр содержимого документа
«буклет»

МБОУ

«Северодвинская городская гимназия»







Советы начинающему дневниковеду



Буклет к проекту

«Мой читательский дневник

Автор- составитель:

Румянцева Ангелина,

ученица 5 класса «А»



г.Северодвинск

2014-2015 учебный год

1. Кто тебе посоветовал прочесть эту книгу (рассказ, сказку и т.п.)? Если выбрал сам, то почему именно ее? (Объясни выбор так, как есть)

2. Ты начал читать (а может, тебе читают). Тебе интересно? Почему? Опиши свои мысли.

3. Нарисуй иллюстрацию в самом начале чтения, когда еще мало узнал. Она может быть любой, по твоему желанию. Напиши несколько слов к нарисованному.

4. Наверняка, у тебя появился любимый герой. Пора создать его личную страничку! Вот вопросы тебе в помощь:

• Опиши внешность героя,

• Назови черты его характера

• Каковы его любимые занятия

• Что он любит есть, его любимые слова, его привычки и т.д.

• Кто его друзья? Какие они?

• Хотел ли бы ты быть похожим на этого героя? Чем?

• Есть ли такое, что тебе в нем не нравится? Почему?

• Нарисуй портрет любимого героя
5. Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным? Напиши несколько слов об этом. Нарисуй к отрывку иллюстрацию.

6. Представь себя героем книги. Как бы тебя звали? Придумай себе имя, внешность. Опиши свой характер. Укажи, с кем бы ты дружил, где жил и т.д. Если хочешь, нарисуй свой портрет или сюжет со своим участием.

7. Вот ты и перелистнул последнюю страничку. Понравилась тебе книга? Чем? Напиши свое впечатление или мнение о прочитанном.

8. Что ты расскажешь об этой книге своему другу, чтоб он непременно захотел ее прочитать? Подбери и напиши такие волшебные слова.




Что может быть в читательском дневнике и как его заполнять?

  • ФИО автора произведения.

  • Название произведения.

  • Число страниц.

  • Жанр произведения (поэма, роман, рассказ и т.д.).

  • В каком году было написано произведение. Чем известен этот год в истории? Какова была обстановка в стране, где жил автор?

  • Основные герои. Можно указать просто их имена, но можно привести и краткую характеристику: возраст, связи с другими героями (старший брат, отец, друг и т.д.), внешность, любимые занятия, привычки, можно привести номера страниц, на которых автор дает характеристику герою. Хочется ли быть похожим на героя? Почему?

  • Сюжет, то есть о чем рассказывается в книге.

  • Отзыв о книге.

  • Список ключевых эпизодов в книге с номерами страниц.

  • Эпоха, в которую происходит действие произведения, или конкретные годы. Кто тогда был у власти? В какой стране или городе происходит действие?

  • Старшеклассники могут также привести дополнительные сведения:

  • Список критической литературы по произведению или автору.

  • Выписки понравившихся фраз, выражений.

  • Краткая биография писателя.

  • Кроме обычных сведений, можно рисовать в читательском дневнике, делать кроссворды, сканворды, задачки, также написать письмо автору книги или героям.


Количество слов и их сочетание находятся в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть и поводов к обогащению языка.

Чехов А.П.


Желаем успехов!!!




Просмотр содержимого документа
«проект»

ВВЕДЕНИЕ

Количество слов и их сочетание находятся в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть и поводов к обогащению языка.

(Чехов А.П.)

Читать или не читать? Каждый должен честно ответить на этот вопрос прежде всего себе.

Интерес к художественной классической литературе снижается год от года. И это объяснимо: чтение требует уединения и безмолвия, а жизнь современного школьника сопровождают бешеные скорости, информационные потоки. Не хватает времени на «погружение» в текст, на обдумывание прочитанного.

Другой вопрос, который волнует каждого любителя чтения – что читать: русскую литературу (и сохранить свою национальную, веками сложившуюся традицию) или развлекательное чтиво.

Третий вопрос: как не забыть те мудрые мысли, которые нам откроются со страниц книг. Все эти вопросы так или иначе возникают у пытливого читателя.

Цель проекта – составить читательский дневник, развивающий мышление и речь школьников.

Объект исследования – читательский дневник.

Предмет исследования – история происхождения дневников, их особенности и структура.

Гипотеза - я думаю, что читательский дневник помогает развивать критическое мышление и кругозор школьников, тем самым является разновидностью литературного дневника.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

1) изучить значение и происхождение дневника как жанра литературы;

2) определить цели ведения читательского дневника, его виды и особенности;

3) проанализировать особенности читательских дневников для младших школьников и пятиклассников;

4) составить памятки – советы по созданию читательского дневника.

Методы исследования: анализ и обобщение литературы по вопросу проекта, опрос, анкетирование. Главным методом проекта является индуктивный: в процессе анализа отдельных дневников делаются обобщения на уровне типологии, жанрового содержания, стиля, композиции и других структурных элементов читательского дневника.

ГЛАВА 1. ДНЕВНИК КАК ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ.

Литературный дневник имеет большую и богатую историю. Его истоки восходят к поздней античности. Прообразом дневника были «Размышления» Марка Аврелия. Последующие эпохи внесли значительные изменения в структуру жанра, но не изменили его сущность. Дневник остался разговором с самим собой, монологом, обращенным не к слушателю или читателю, а к себе, в расчете на чтение в будущем [7].

Во все времена сохранялся устойчивый интерес к дневнику, но пик интереса к этому жанру приходится на конец XVIII века - XIX век. В дневнике нашло отражение стремление личности описать свои чувства и мысли при столкновении с нормами и правилами жизни государства[2].

Дневник был распространен как среди писателей, так и среди простых людей. Дневники вели художники, музыканты, политические деятели, путешественники, актеры и даже грамотные крестьяне.

Жанр дневника близок мемуарам.

Мемуары - записки, литературные воспоминания о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий [4]. С исторической точки зрения мемуары уступают дневнику. Дневниковый жанр более оперативен, достоверно передаёт мысли и чувства создателя.

Дневник занимает промежуточное место между рукописной и печатной литературой. Оставаясь по своей природе «камерным» жанром, дневник тяготел к чтению в узком — семейном или дружеском - кругу, что не предполагало тиражирования. В то же время у друзей, близких и литературных поклонников дневниковеда нередко возникало желание сделать документ личной жизни автора достоянием общественности. Но в XIX веке число прижизненных публикаций дневников ничтожно мало.

Дневник в рукописной форме остается литературным жанром и участвует с другими на равных в литературном процессе. В моду вошло чтение дневников в дружеском кружке с целью проверки нравственных понятий, философских мыслей, жизненных правил, над которыми автор работал и размышлял в своей летописи.

Рост популярности дневника нашел отражение и в «большой» литературе». В жанре дневника написаны как целые произведения («Дневник лишнего человека» И.С. Тургенева, «Дневник семинариста» И.С. Никитина, «Дневник Павлика Дольского» А.Н. Апухтина), так и отдельные части и главы («Журнал Печорина» в романеи Лермонтова, «Дневник Левицкого» в «Прологе» Н.Г. Чернышевского, «Демикотоновая книга» в «Соборянах» Н.С. Лескова). Эти произведения нам еще только предстоит узнать [3].

В XIX веке определились четыре формы бытования дневника. Наиболее продуктивной формой был собственно дневник. Три другие в той или иной степени были связаны с двумя популярнейшими (наряду с дневником) жанрами нехудожественной прозы - письмом и воспоминаниями. Взаимодействие жанров открывало новые перспективы, прежде всего в плане литературного общения. Последней жанровой формой был дневник, встроенный в мемуары. Причем, он выполнял не функцию материала для более поздних воспоминаний, а воспринимался как оригинальное произведение. Дневниковая часть в таком своеобразном сочетании и соотносилась и противопоставлялась основному тексту по принципу синхронии-диахронии, что создавало исключительный эстетический эффект[7].

В XX веке традиции написания дневников сохраняется. Во второй половине XX века наметился поворот в сторону изучения некоторых аспектов дневниковой прозы. Главным событием в этом направлении было признание дневника литературным памятником фактом его публикации в серии «Литературные памятники». Дневник перестал восприниматься только как вспомогательный, служебный материал для научных исследований в области литературы, истории и других общественных наук. Литературоведческая мысль вплотную подошла к осмыслению дневника как научной проблемы[7].

История изучения дневника существенно отличается от исследования других литературных жанров. На протяжении полутора веков среди критиков и литературоведов господствовало упрощенное представление о дневнике. Лаконично и прямолинейно его выразил В.Я. Лакшин в работе о дневниках Л.Н. Толстого: « письмо, дневник - самые повседневные и доступные любому жанры творчества» [1].




ГЛАВА 2. ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК

2.1. Трактовка понятия «дневник».

Прежде чем говорить о читательском дневнике, обратимся к толкованию самого слова «дневник».

В большом энциклопедическом интернет словаре мы нашли следующую запись: «Дневник - записи личного, научного, общественного характера, ведущиеся день за днем. Как литературная форма открывает специфические возможности для изображения внутреннего мира персонажа ("Записки сумасшедшего" Н. В. Гоголя) или автора ("Ни дня без строчки" Ю. К. Олеши); распространен с конца 18 века (литература предромантизма).

Таким образом, дается толкование слова как литературного жанра.

В «Новом словаре русского языка» Т.Ф.Ефремовой мы обнаружили следующее определение: «1) а) Записи личного характера, ведущиеся изо дня в день; тетрадь для таких записей. б) Записи наблюдений, событий и т.п., ведущиеся изо дня в день во время работы, путешествия и т.п. 2) Тетрадь для записи заданных ученику на дом уроков и выставления оценок» [5]. Автор определяет это слово как многозначное.

В «Толковом словаре русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова» четыре значения: «1. Записки личного характера, ведущиеся изо дня в день (книжный) .2. Ежедневные записи научных наблюдений, производимых во время экспедиций и исследований. 3. Книга, в которую записываются служебные операции, производимые в течение дня; журнал (канц.). 4. Ученическая тетрадь для записи задаваемых уроков и для отметок об успехах[6].

Как видим, в словарях создатели склоняются к двум сторонам толкования слова: записки личного характера и тетрадь для специальных записей.

2.2. Цели читательского дневника.

Что такое читательский дневник? Каковы его цели и задачи?

Мы понимаем, что ведение читательского дневника - не цель, а средство! Чтобы полученные при чтении книг знания не потерялись, и нужен читательский дневник.

Ведение читательского дневника позволит:

1)полюбить книгу и процесс чтения;

2)повысить качество чтения;

3)расширить кругозор читателя;

4)развить его творческие способности.

Многие читающие ведут дневник: записывают, когда и какие книги прочитали, а также несколько слов о сюжете, основных героях и идеях книги. Возможно, они сами пришли к необходимости вести дневник, а, возможно, у них осталась привычка с детства. Во многих школах учителя просят вести читательские дневники с первого класса, постепенно усложняя форму отчета о прочитанном. В этом проекте мы рассмотрим, как лучше оформить дневник читателя и дадим несколько красочных и деловых шаблонов оформления.

Смысл читательского дневника в том, чтобы человек смог вспомнить, когда и какие книги он читал, каков их сюжет. Для ребенка это может быть своего рода шпаргалкой: например, придя в школу после летних каникул на уроках внеклассного чтения с помощью дневника можно вспомнить, какие книги он читал, кто герои книги и в чем суть сюжета.

Никаких четких требований, как вести и оформлять читательский дневник, нет.

2.3. Виды читательских дневников.

В зависимости от цели, которую преследует человек, можно выделить несколько видов дневников:

дневник-отчет о количестве прочитанных про себя или вслух страницах.. Здесь могут быть следующие столбцы: номер, название произведения и ФИО автора, число прочитанных страниц, тип чтения (вслух и про себя), подпись родителей. Используется в начальных классах.

• дневник-отчет о прочитанных книгах. Учитываются только названия книг, имена авторов, даты чтения (июнь 2014, август 2014 и т.д.). Могут быть также "заметки на полях", то есть краткие замечания о книге.

дневник-шпаргалка с мини-анализом произведений. О нем поговорим подробнее[8].

2.4. Сравнительный анализ читательских дневников.

Читательские дневники дети ведут и в начальных классах по советам учителей и родителей, он отличается по оформлению. В дневник чаще всего вписывается: дата прочтения, количество страниц, автор и название произведения. Так же ставиться подпись родителя, что означает, что ребенок действительно прочел это произведение. Когда мы учились в начальной школе, за читательский дневник ставилась оценка, в зависимости от количества прочтения страниц. Такой вид работы был неинтересный, так как в нем не отражались впечатления от героев, эпизодов. В 5-ом класс ведение дневника стало как дополнительное занятие. Появились возможности для творчества и разнообразия вариантов оформления. Так как можно было проявить себя.

Структура читательского дневника может быть разная. Проанализировав сайты Интернета, пожелания учеников нашего класса, мы подготовили рекомендации по ведению и оформлению дневника. В результате работы мы составили буклет «Советы начинающему дневниковеду». (Приложение 1).

Мы считаем, что с каждым годом читатель должен приобретать новые навыки работы с текстами, поэтому структура читательского дневника будет меняться. Нам кажется, что схематичность дневника должна быть заменена развернутыми размышлениями о роли героев, их характеристиками, анализами эпизодов. А в идеале приближенно к дневнику как литературному жанру.

Что может быть в читательском дневнике и как его заполнять? Это вы найдете в нашем буклете «Советы начинающему дневниковеду». (Приложение 2)

Кроме обычных сведений, можно рисовать в читательском дневнике, делать кроссворды, сканворды, задачки, также написать письмо автору книги или героям.








ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В начале работы над проектом мы поставили цель – составить читательский дневник для 5 класса, в котором будут основные пункты ведения.

Мы узнали, что дневник может быть литературным жанром, который известен нам еще со времен античности. Узнали много нового о том, что у этого жанра есть разные формы бытования.

Изучив литературу по теме, мы дали советы и рекомендации начинающему дневниковеду. И пришли к варианту оформления читательского дневника, то есть нам удалось составить читательский дневник для 5-ого класса.

Так же мы и сами попробовала себя в роли дневниковеда. Вести читательский дневник было интересным и новым для нас занятием. Благодаря полученным знаниям мы смогли более точно и красочно описать прочитанные произведения.

Свои наблюдения мы осветили в буклете «Советы начинающему дневниковеду».

Так как новая работа отличалась от того, что мы вели в начальной школе, это занятие порадовало нас разнообразием вариантов выражения мыслей и впечатлений. Было интересно и увлекательно.

Однако, как нам кажется, схематичность дневника должна быть заменена развернутыми размышлениями о роли героев, их характеристиками, анализами эпизодов. А в идеале эти записи должны быть приближены к дневнику как литературному жанру, поэтому следует включить в него отзывы о произведениях, рецензии и аннотации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лакшин В.Я. К «духовному солнцу» (Дневник Льва Толстого) /Лакшин В.Я. Пять великих имен-М.,1988,с.313.

  2. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

  3. Новая школьная энциклопедия: Словесность. М.: РОСМЭН; ООО «Мир книги», 2004.

  4. Новейший большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов.-СПб.: «Норинт», М.: «РИПОЛ классик», 2008.-1536с.

  5. Новый словарь русского языка / Под ред. Т.Ф.Ефремовой. - Издат.: Дрофа, Русский язык, 2000. — 1233 с

  6. Толковый словарь русского языка. Том I. Под редакцией Д.Н. Ушакова. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000. – 848 с.

  7. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1997.

  8. http://pedsovet.su/publ/179-1-0-5390.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Советы начинающему дневниковеду.

1. Кто тебе посоветовал прочесть эту книгу (рассказ, сказку и т.п.)? Если выбрал сам, то почему именно ее? (Объясни выбор так, как есть)

2. Ты начал читать (а может, тебе читают). Тебе интересно? Почему? Опиши свои мысли.

3. Нарисуй иллюстрацию в самом начале чтения, когда еще мало узнал. Она может быть любой, по твоему желанию. Напиши несколько слов к нарисованному.

4. Наверняка, у тебя появился любимый герой. Пора создать его личную страничку! Вот вопросы тебе в помощь:

• Опиши внешность героя,

• Назови черты его характера

• Каковы его любимые занятия

• Что он любит есть, его любимые слова, его привычки и т.д.

• Кто его друзья? Какие они?

• Хотел ли бы ты быть похожим на этого героя? Чем?

• Есть ли такое, что тебе в нем не нравится? Почему?

• Нарисуй портрет любимого героя
5. Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным? Напиши несколько слов об этом. Нарисуй к отрывку иллюстрацию.

6. Представь себя героем книги. Как бы тебя звали? Придумай себе имя, внешность. Опиши свой характер. Укажи, с кем бы ты дружил, где жил и т.д. Если хочешь, нарисуй свой портрет или сюжет со своим участием.

7. Вот ты и перелистнул последнюю страничку. Понравилась тебе книга? Чем? Напиши свое впечатление или мнение о прочитанном.

8. Что ты расскажешь об этой книге своему другу, чтоб он непременно захотел ее прочитать? Подбери и напиши такие волшебные слова.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

  1. ФИО автора произведения.

  2. Название произведения.

  3. Число страниц.

  4. Жанр произведения (поэма, роман, рассказ и т.д.).

  5. В каком году было написано произведение. Чем известен этот год в истории? Какова была обстановка в стране, где жил автор?

  6. Основные герои. Можно указать просто их имена, но можно привести и краткую характеристику: возраст, связи с другими героями (старший брат, отец, друг и т.д.), внешность, любимые занятия, привычки, можно привести номера страниц, на которых автор дает характеристику герою. Хочется ли быть похожим на героя? Почему?

  7. Сюжет, то есть о чем рассказывается в книге.

  8. Отзыв о книге.

  9. Список ключевых эпизодов в книге с номерами страниц.

  10. Эпоха, в которую происходит действие произведения, или конкретные годы. Кто тогда был у власти? В какой стране или городе происходит действие?

Старшеклассники могут также привести дополнительные сведения:

  1. Список критической литературы по произведению или автору.

  2. Выписки понравившихся фраз, выражений.

  3. Краткая биография писателя.



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

См. «Читательский дневник»




11


Просмотр содержимого документа
«титульник»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Северодвинская городская гимназия»






Тема проекта:

МОЙ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК







Румянцева Ангелина,

ученица 5 класса «А»

МБОУ «СГГ»


Руководитель:

Стифорова Юлия Николаевна,

учитель русского языка и литературы








г.Северодвинск

2015 год


ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение

3


Глава 1. Дневник как жанр литературы.

5


Глава 2. Мой читательский дневник


2.1

Трактовка понятия «дневник».

7

2.2.

Цели читательского дневника.

7

2.3.

Виды дневников.

8

2.4.

Сравнительный анализ читательских дневников.

8


Заключение.

10


Список литературы.

11


Приложение

12








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!