Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Ручеек» р.п. Башмаково
Проект
«Моя семья»
Подготовила воспитатель:
Тугушева Л.В.
Группа: первая младшая.
р. п. Башмаково
Проект «Моя семья».
Семья — источник радости и счастья,
Любви неиссякаемый родник.
И в ясную погоду, и в ненастье,
Хранит семья и ценит жизни миг.
Семья — оплот и сила государства,
Хранящая традиции веков.
В семье ребёнок — главное богатство,
Луч света, как маяк для моряков.
Лучи растут, становятся всё ярче,
И люди жадно тянутся на свет.
Душа семьи становится богаче,
Когда царят любовь в ней да совет.
Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы.
Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она
была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи
социальных и культурных ценностей, определяющим фактором
формирования личности ребенка.
Актуальность разработки и реализация педагогического проекта.
Актуальность темы заключается в том, что она помогает детям получить более широкие знания о семье. Формировать осознанное представление о необходимости заботиться о своей семье. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без непосредственной поддержки самой семьи. Родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно. В семье все любят друг друга и заботятся друг о друге.
Цель проекта: формирование у детей первоначальных представлений о семье.
Задачи проекта:
-познакомить детей с понятиями «семья», «имя», «фамилия»;
-учить детей называть членов своей семьи: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка;
-воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;
-способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Вид проекта: творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели).
Участники проекта: воспитатель группы, дети первой младшей группы, родители.
Разработка проекта:
Донести до участников проекта важность этой темы.
Создать развивающую среду: подобрать атрибуты, материалы для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Моя семья», подобрать материал для продуктивной деятельности.
Составить перспективный план мероприятия.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
*Подбор стихотворений о маме, папе, бабушке, дедушке, потешек, русских народных сказок.
*Рассматривание фотографий детей, родных и близких, иллюстраций по теме «Моя семья».
*Беседы с детьми.
*Подбор дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных игр на семейную тематику.
Практический этап:
*Заучивание стихотворения «Моя семья» (пальчиковая игра).
*Беседы «Моя семья», «Моя бабушка», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Правила поведения за столом», «Как я помогаю дома».
*Чтение потешки «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор». Чтение русских народных сказок.
*Подготовка атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Дочки-матери», дидактических – «Чья мама?» и театрализованных игр – «Колобок».
*Лепка «Угощение для бабушки». Рисование «Подарю цветочек маме».
*Папки-передвижки на темы: «Поиграй со мною, мама», «Семейный выходной».
Заключительный этап:
*Фотовыставка «Моя семья».
*Выставка детских работ.
Ожидаемые результаты: дети больше узнают о своей семье: о членах семьи, о жизни бабушек и дедушек; совместная деятельность будет способствовать укреплению детских – родительских отношений.
Перспективный план работы с детьми по ознакомлению с семьей.
Образовательные области | Деятельность | Формы и методы работы |
«Труд» | Трудовая, игровая, коммуникативная, продуктивная | 1.С/р игра: «Помоги кукле Маше навести порядок в уголке «Семья». Цель:- обучать детей соблюдать порядок в уголке «Семья»; -приучать к опрятности не только себя, но и кукол, аккуратно расставлять посуду; - воспитывать эстетичность и красоту. 2.С/р игра: « Оденем куклу Катю на прогулку». Цель: Обучать детей правильному порядку одевания, умение складывать в определенном порядке снятую одежду после прогулки. Приучать к опрятности, привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий, самостоятельности. |
«Безопасность» | Коммуникативная, чтение. | Беседа: «Правила поведения за столом» Цель: Знакомить детей элементарным правилам поведения. |
Познавательное развитие. | Познавательно- исследовательская и продуктивная (конструктивная) | Д/и « Построим красивый дом» Цель: Учить детей сооружать постройки по собственному замыслу, формировать умение обыгрывать постройки, объединять их по сюжету. |
| Познавательно-исследовательская, коммуникативная, чтение, игровая | Беседы на темы: «Моя семья». «Моя бабушка». «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Как я помогаю дома?» Цель: Формировать представление о семье, умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды. |
Речевое развитие. Развитие речи. | Игровая, коммуникативная, познавательная | Цель: Способствовать развитию речи детей, как средство общения. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении. Развивать понимание речи и активизировать словарь. Помогать детям доброжелательно общаться друг с другом. Обогащать словарь детей существительными, обозначающими название игрушек, предметов личной гигиены, одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей. |
«Чтение художественной литературы» | Чтение, коммуни- кативная, познавательная | Чтение потешек «Из-за леса из-за гор, едет дедушка Егор» Заучивание наизусть: «Моя семья» (пальчиковая игра) А. Барто «Козленок», «Зайка», «Идет бычок качается». Цель: Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого. Чтение сказок: «Козлятки и волк», «Теремок», «Три медведя», «Колобок», «Маша и медведь». Цель: Формирование интереса и потребности в чтении (восприятия) книг. Инсценировка сказки «Колобок». Цель: Помогать играть в хорошо знакомую сказку. |
Художественно-эстетическое развитие. | Продуктивная, игровая, чтение, коммуникативная. | 1.Лепка «Едим в гости к бабушке. Угощение для бабушки» 2.Рисование пальчиками «Подарю цветочки маме». Цель: Совершенствовать навыки и умения детей в лепке, рисовании; развитие детского творчества. |
Художественно- эстетическое развитие. «Музыка» | Игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательная | 1.Танец на русскую народную песню. 2.Исполнение песни: «Пирожки для мамочки». Цель: развивать чувство прекрасного через музыку; приобщать детей к искусству исполнения песни и танца; учить передавать красоту песни окружающим; развивать память, внимание, мышление. |
«Физическая культура» | Игровая, коммуникативная, продуктивная | Физкультминутки: «Семейная зарядка». Цель: учить выполнять действия за воспитателем в соответствии с текстом; формировать здоровый образ жизни, желание помогать маме; развивать память, внимание. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Ручеек» р.п. Башмаково
Познание (формирование целостной картины мира).
Тема: «Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки».
(по проекту «Моя семья»).
Подготовила воспитатель:
Тугушева Л.В.
Группа: первая младшая.
р.п. Башмаково
Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Коммуникация», «Социализация», «Чтение», «Здоровье».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цели:
-учить детей называть членов семьи;
- знать, что в семье все заботятся и любят друг друга;
-понимать роль взрослых и детей в семье;
- вызывать у ребенка радость и гордость за то, что у него есть семья.
Материалы: мягкая игрушка зайчик, игрушечный домик, куколка, семейные фотографии детей.
Воспитатель: Дети, сегодня в детский сад пришел любопытный Зайчик. Давайте поздороваемся с ним. (здороваются).
Зайчик увидел дом, удивился и спрашивает:
-Что это? Кто в нем живет? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, давайте Зайке подскажем, как вы думаете, кто в нем живет? (Ответы детей.) Давайте заглянем в окошечко. Ах, Ванечка живет. Скучно, наверное, жить одному. Кто еще в этом доме живет?
Кто вас будит по утрам,
Кто любовью согревает,
Все на свете успевает,
Кто тебя всегда утешит,
И умоет, и причешет,
В мире нет её родней
Справедливей и добрей
Это кто, скажите прямо
-Ну, конечно, это…. мама.
-Молодцы!
- Кто же ещё живет в этом доме?
Может он в футбол играть,
Может книжку вам читать,
Может рыбу он ловить,
Кран на кухне починить
Может прокатить тебя
Вместо быстрого коня
Для тебя всегда герой,
Самый лучший, (папа) твой.
-Молодцы! Конечно, это папа.
-Дети, вы папу любите? (ответы детей)
- За что вы папу любите? (ответы детей)
-Вы папе помогаете? (ответы детей)
Давайте поможем папе накачать насосом колесо.
Физминутка.
- Как одним словом можно назвать маму, папу, сына, дочь? (Семья)
-Как хорошо живется в своем домике этой семье. Как хорошо, что у вас есть семья.
Давайте Зайчику расскажем о своей семье. (Воспитатель показывает семейные фото детей)
-Где мама, где папа, как их зовут?
-Вас любят в семье?
- Как догадались, что вас любят?
- За что вас любят в семье? ( кушаю хорошо, слушаюсь маму, папу, помогаю игрушки убирать…)
- Молодцы. Значит, и вы тоже заботитесь о своей семье: слушаетесь, помогаете, не хотите расстраивать взрослых - всю свою семью.
-У кого в семье живет бабушка, дедушка?
Как хорошо, когда у каждого человека есть дружная семья. И у наших пальчиков, посмотрите, дружная семья! Давайте поиграем с семьей пальчиков.
Пальчиковая игра «Семья».
Итак, ребята, сегодня мы узнали, что у каждого человека есть своя семья. И нужно заботиться о своей семье. Давайте попрощаемся с зайчиком, ведь его тоже ждет его семья.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Ручеек» р.п. Башмаково
Познание (формирование целостной картины мира)
Лепка.
Тема: «Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки».
Подготовила воспитатель:
Тугушева Л.В.
Группа: первая младшая
р.п. Башмаково
Интеграция образовательных областей: Познание (формирование целостной картины мира), «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество» (лепка), «Чтение художественной литературы».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, чтение.
Цели: познакомить с признаками осени; развивать наблюдательность, умение выбирать из названных предметов содержание своей лепки, самостоятельность, творческие способности; упражнять в разнообразных приёмах лепки; закреплять умение передавать в лепке образы знакомых предметов.
Материалы: кукла, фланелеграф, картинки с изображением живой и неживой природы, пластилин, доски для лепки.
Содержание организованной деятельности детей
Организационный момент.
Во время прогулок воспитатель продолжает развивать наблюдательность детей, вместе с ними определяет, какие изменения происходят в природе: стало меньше светить солнце, листва на деревьях желтеет и опадает, начались холодные дожди, птицы готовятся к отлету в теплые края, в огороде убрали овощи, поспели яблоки, груши и т. д.
Сюжетная игра-путешествие «Едем в гости к бабушке».
В группе дети находят картинки с изображением явлений природы, которые они наблюдали во время прогулки, воспитатель помещает их на фланелеграф.
Воспитатель: Дети, мы с вами отправляемся в гости к бабушке. На чем поедем? (Выставляет игрушку автобус, который «проезжает» мимо картинок с изображением осенних явлений природы.) За окном автобуса мы видим очень много интересного (На стол ставится кукла-бабушка.) Вот мы и приехали. Здравствуйте, бабушка. (Дети тоже здороваются.) Ребята, расскажите бабушке, что мы видели во время поездки. (Дети говорят, что наступила осень и рассказывают про известные им осенние явления природы.)
3. Лепка.
Мы сегодня приготовим для бабушек угощение. Какое угощение вы хотели бы слепить для своих бабушек? (Дети называют то, что уже умеют лепить: бублики, печенье, пряники, конфеты, апельсины.) Дети сами определяют, что они будут лепить, сообщают об этом воспитателю и приступают к выполнению задания, педагог помогает по необходимости.
Выполненные изделия дети показывают воспитателю и «бабушке».
4. Рефлексия.
-Какое время года наступило? К кому в гости мы ездили? Что мы лепили?
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида «Ручеек» р.п. Башмаково
НОД по художественно - эстетическому развитию
лепке: «Угощение для бабушки».
(по проекту «Моя семья»).
Подготовила воспитатель:
Тугушева Л.В.
группа: первая младшая
р.п. Башмаково
Воспитатель: Дети, посмотрите, кто к нам пришел (кукла). Давайте поздороваемся. Сегодня к нам в гости пришла кукла Маша. И решила позвать вас на помощь. Поможем Маше? Посмотрите, что это Маша принесла с собой. Это тесто, оно какое? Мягкое, белое, пушистое.
Воспитатель: А как вы, детки, думаете - что можно испечь из теста?
Дети: - пирожки.
Воспитатель: Ой, послушайте, Маша говорит, что тесто она приготовила для пирожков. Для бабушки на праздник в день рождения. Давайте поможем Маше испечь пирожки. Пройдемте за столы.
Пальчиковая гимнастика:
Я пеку пеку, пеку, пеку
деткам всем по пирожку,
а для милой бабушки,
испеку два пряника,
кушай, кушай, бабушка
вкусные два пряника,
я ребяток позову
пирожками угощу.
Воспитатель: - А сейчас давайте поможем Машеньке напечь пирожков. Ведь у бабушки сегодня день рождения. Гостей будет много, а значит и угощения надо много.
Итог: Работы детей раскладываются на тарелочке.
Воспитатель: - Вот какие замечательные пирожки мы испекли бабушке. Получилось их много, всем детишкам теперь хватит. Что мы с вами лепили? Для кого мы их с вами лепили? Из чего мы лепили пирожки для бабушки?
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида «Ручеек» р.п. Башмаково
Конспект
НОД по художественно - эстетическому развитию
рисованию « Подарю цветочек маме».
(по проекту «Моя семья»).
Подготовила воспитатель:
Тугушева Л.В.
группа: первая младшая
р.п. Башмаково
Программное содержание:
Поддерживать интерес к изобразительной деятельности;
Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги;
Закрепить знания красного и зеленого цветов;
Развивать воображение;
Воспитывать аккуратность.
Материал: альбомные листы, пальчиковая краска, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель: - дети, сегодня к нам в гости прилетела пчелка и принесла с собой цветок. Посмотрите на него, какой он красивый. Какого он цвета? (красный) Вот ножка, на которой он стоит. Она называется «стебель». А это листики. Какого цвета стебелек и листики? (зеленые). Подойдите к цветочку и потрогайте пальчиком. А теперь давайте его понюхаем. Ах, как вкусно он пахнет!
А теперь мы немножко поиграем:
«Наши руки как цветочки,
Пальчики как лепесточки.
Солнце просыпается-
Цветочки раскрываются.
В темноте они опять
Будут очень крепко спать.
- Дети, сейчас проходите за столы.
Пчелка очень хочет, чтобы мы нарисовали ей много цветочков. Вы хотите ей помочь? А какие краски нам понадобятся? (красные и зеленые)
Посмотрите внимательно, как я буду рисовать.
Рисовать цветок я буду ладошкой. Для этого я опущу ладошку в красную краску и приложу ее к верхней части листа. А теперь я вытру ладошку салфеткой. Дальше мне понадобится зеленая краска. Я обмакну пальчик в краску и нарисую от цветочка сверху вниз зеленую линию – стебель. Вот и получился цветок. А теперь и вы попробуйте нарисовать на своих листах бумаги цветы. Обмакните ладошку в красную краску…
Воспитатель: - Молодцы, дети! Хорошо постарались. Сейчас пчелка полетит и посмотрит на ваши цветочки. Ей очень понравились ваши работы.
А теперь пойдем мыть наши ручки, чтобы они были чистые.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида «Ручеек» р.п. Башмаково
Беседа: «Моя бабушка»
(по проекту «Моя семья»).
Подготовила воспитатель:
Тугушева Л.В.
группа: первая младшая
р.п. Башмаково
Беседа «Моя семья — радость»
Цель: формировать у детей представление о семье и своём месте в ней.
Задачи:
- учить детей называть членов своей семьи; знать, что в семье все заботятся и любят друг друга;
- понимать роль взрослого и ребёнка в семье;
- вызывать у ребёнка гордость за свою семью.
Воспитатель: - Дети, к нам в гости пришла кукла Катя и что-то принесла с собой (показывает детям трафареты домиков). Дети, как вы думаете, что это такое?
Дети. Домики.
Воспитатель: А вы хотели бы жить в таком домике?
Дети. Да.
Воспитатель. Выберете себе домик, который вам понравился, и нарисуйте в нём себя.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Хорошо вам в вашем домике?
Дети. Да.
Воспитатель. А не скучно в нём жить одному?
Дети. Скучно.
Воспитатель. Ребята, а кто вас утром будит, чтобы в детский сад не опоздать?
Дети называют маму, папу, бабушку и т. д.
А вы маму свою любите?
Дети. Да.
Воспитатель. А за что вы любите маму?
Дети (перечисляют). Покупает игрушки, готовит обед, стирает, читает книги и т. д.
Воспитатель. Значит, мама, у вас какая?
Дети (перечисляют). Добрая, заботливая, любимая, красивая, ласковая.
Воспитатель. А вы хотите, чтобы мама поселилась в вашем домике?
Дети. Да.
Дети «селят» маму в домике. Радуются.
Воспитатель. Ребята, а кто в вашей семье водит машину?
Дети. Папа.
Воспитатель. А вы папу своего любите?
Дети. Да.
Воспитатель. А за что вы папу любите? Что он делает хорошего?
Дети (перечисляют). Покупает конфеты, катает на машине, учит ездить на велосипеде, играет в футбол.
Воспитатель. Значит, папа, у вас какой?
Дети (перечисляют) Хороший, умный, добрый, сильный, спортивный.
Воспитатель. Хотите поселить папу в своём домике?
Дети. Да.
Дети «селят» папу в домик.
Воспитатель. Ребята, а у кого есть братик или сестричка? Вы их любите? Хотите их поселить в свой домик?
Дети «селят» в домик братьев, сестёр, если таковые есть в семье.
Ребята, а у кого в семье живёт бабушка?
Дети отвечают.
А бабушку вы любите?
Дети. Да.
Воспитатель. За что?
Дети (перечисляют). Она добрая, гуляет с нами, забирает из садика, покупает мороженое.
Воспитатель. И бабушку поселите в свой дом?
Дети. Да.
Воспитатель. А дедушку вы тоже любите? Тогда и дедушку давайте поселим в свой домик.
Как хорошо вам теперь живётся в своём домике! Не скучно! Все заботятся друг о друге, играют с детьми, любят друг друга. Хорошо, что у вас есть семья!
Воспитатель. Ребята, а вас любят в семье?
Дети. Да.
Воспитатель. Как вы догадались, что вас любят?
Дети. Нас целуют, ласкают, говорят хорошие слова, жалеют.
Воспитатель. Ребята, а за что вас любят в семье?
Дети. Кушаем хорошо, слушаемся, маму и папу любим, помогаем маме и папе, игрушки убираем.
Воспитатель. Молодцы! Значит, и вы тоже заботитесь о своей семье: слушаетесь, помогаете, убираете свои игрушки. Не хотите расстраивать взрослых: маму, папу, дедушку, бабушку, братиков и сестрёнок – всю свою семью. Как хорошо, когда у человека есть дружная семья!
А если в семье заботятся друг о друге и любят друг друга, то в такой семье всегда живут мир, дружба и любовь.
Семья Антошкиных, Улановых предлагает посмотреть свой семейный альбом, где фотографии Глеба, мамы, папы, и сестренки, а семье Антошкиных фотографии мамы, папы и Артема. (Дети задают вопросы).
Воспитатель. У наших пальчиков, посмотрите, дружная семья. Давайте поиграем с семьёй пальчиков.
Пальчиковая игра «Семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – Я,
Вот и вся моя семья.
Воспитатель: Дети, что мы с вами сейчас делали? Что вам понравилось?
Все свои работы вы можете забрать домой и показать своим родителям.
24