Организует работу по анализу поэтического произведения. Прочитайте стихотворение шепотом, проговаривая каждое слово. Сколько отдельных картин вы видите? Прочитайте первую картину. О чем она? Для чего автор дважды повторяет одно и то же слово? Чтобы передать состояние героя с первых строк. Какой приём использует Пушкин в этом четверостишии? Образ живого человека, его качества переносят на неживой предмет. Приём олицетворения «печальные поляны». Могут ли поляны быть печальными? Найдите ещё одно олицетворение? «луна льёт свет». Какие туманы видит писатель? Можно сказать, что он их сравнивает с морской волной? Прочитайте строчки быстро, громко. А теперь эти же строки медленно, спокойно. Как надо читать эти строки? Где сделать паузу? Прочитаем второе четверостишие. Расскажите, какую картину представили? Куда обращает свой взгляд поэт? Какие звуки он слышит? Какие слова передают грустное, тоскливое настроение героя? (скучной, однозвучный, утомительно) Как вы понимаете однозвучный? Подберите синоним этому слову. (однообразный, монотонный) Передайте переживание поэта, читая эти строки. Прочитайте следующее четверостишие. В этих строчках Пушкин сопоставляет настроения лирического героя и ямщика. То веселье, то тоска. Как только он затянет о «разгулье удалом», автор вспоминает свои веселые прошлые деньки. То зазвучит в песне ямщика «сердечная тоска» и сразу все самое больное всплывает в памяти, и от этого сердце рвется на части. Почему автор применил многоточие? (оставил недоговоренной скрытую грусть). Какие слова нужно выделить голосом в этих строчках? Кто покажет, как выделить голосом смену настроения героя. Прочитайте последние строчки стихотворения. Какую картину вы видите? (черная хата, глушь, снег — во всем холод и одиночество) Но верстовые столбики хоть и выглядят уныло, в то же время говорят о том, что путь сокращается. С какой целью автор дважды использует многоточие? (многоточие выражает чувства бесконечного одиночества, зловещей тоски). |