Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Мезенский педагогический колледж»
ПРОЕКТ НА ТЕМУ: Требования к современному уроку в условиях реализации ФГОС
Цель : выделить требования К СОВЕМЕННОМУ УРОКУ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ фгоС.
Задачи :
- ОПРЕДЕЛИТЬ ВАЖНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС;
- ВЫДЕЛИТЬ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС;
- ОСВЕТИТЬ ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ К УЧИТЕЛЮ В СВЕТЕ ФГОС;
- ОСВЕТИТЬ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УЧЕНИКАМ В СВЕТЕ ФГОС;
- ВЫЯСНИТЬ, ЧТО ЗНАЧИТ «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК».
Содержание
- Введение.
- Современный урок- это:
- Структура урока по ФГОС.
- Создание учебной ситуации должно строится по:
- Характеристика деятельности педагога работающего по ФГОС.
- Основные трудности при подготовке урока по ФГОС
- Структура урока в рамках деятельностного подхода.
- Современный урок- это…
- Сравнение ФГОС с старой программой.
Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой культуры. Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке.
Введение
.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатом понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. На данный момент современному обществу нужны нравственные, образованные, предприимчивые люди, которые способны: анализировать свои поступки, действия; самостоятельно принимать решения, понимая их возможные последствия; отличаться мобильность; быть способным к сотрудничеству; иметь чувство ответственности за судьбу страны; ее социально- экономическое процветание.
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Современный урок- это:
- У рок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска…..);
- Урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;
- Урок, содержащий разные виды деятельности;
- Урок, на котором ученику должно быть комфортно;
- Урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности у ученика;
- Современный урок развивает у детей креативное мышление;
- Современный урок воспитывает думающего ученика- интеллектуала;
- Урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Структура урока по ФГОС:
- Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный этап 1- 2минуты).
- Актуализация знаний и фиксирования индивидуального затруднения в пробной учебном действии 4- 5 минут.
- Выявление места и причины затруднения, постановка цели затруднения, постановка цели деятельности 4- 5 минут.
- Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7- 8 минут.
- Реализация построенного проекта 4- 5 минут.
- Первичное закрепление 4- 5 минут.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(образцу) 4- 5 минут
- Включение в систему знаний и повторений 7- 8 минут.
- Рефлексия учебной деятельности (итог урока)- 2- 3 минуты.
Создание учебной ситуации должно строится с учетом:
возраста ребенка; специфики учебного предмета; меры сформированности универсальных учебных действий учащихся ;
Характеристика деятельности педагога, работающего по ФГОС:
Предмет изменений
Традиционная деятельность учителя
Подготовка уроку
Учитель пользуется жестко структурным конспектом урока.
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Основные этапы урока
Объяснение и закрепление учебного материала.
Учитель пользуется сценарным планом урока .
Большое количество времени занимает речь учителя.
Главная цель учителя на уроке
Самостоятельная деятельность обучающихся.
Организовать деятельность детей:
Успеть выполнить все, что запланировано
- по поиску и обработке информации;
- обобщению способов действия;
- постановке учебной задачи;
Предмет изменений
Традиционная деятельность учителя
Формулировка заданий для обучающихся
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите и т.д.
Формулировки: проанализируйте, докажите, выразите символом, создайте схему или модель, измените, придумайте.
Форма урока
Преимущественно фронтальная
Взаимодействие с родителями обучающихся
Преимущественно групповая и /или индивидуальная
Родители не включены в образовательный процесс.
Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе.
Предмет изменений
Традиционная деятельность учителя
Образовательная среда
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Создается учителем.
Выставки работ обучающихся.
Создается обучающимися.
Дети изготавливают учебный материал, проводят презентации.
- не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные;
- нет портфолио обучающегося;
Результаты обучения
- основная оценка- оценка учителя;
- ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки;
- важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ
- Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения;
ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УРОКА В УСЛОВИЯХ Фгос:
- Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока.
- Необходимость дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать ее.
- Необходимость создавать учебные ситуации как особое структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
- Традиционный подход к анализу урока и стремление придерживайтесь старых подходов к деятельности учителя.
- Замена известных планов- конспектов технологическими картами урока.
- Контрольно- сценочная деятельность .
Структура урока в рамках деятельностного подхода.
1.Организационный момент. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
II. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
III. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений ( «Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Этап изучения новых знаний и способов действий.
V. Первичное закрепление . Этап закрепления знаний и способов действий Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. VI. Самоанализ и самоконтроль Этап применения знаний и способов действий Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет .
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. VIII. Рефлексия. Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками: - главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания; - на уроке реализуется личностно – ориентированный подход к обучению; - на уроке реализуется деятельностный подход; - организация урока динамична и вариативна; - на уроке используются современные педагогические технологии;
Сравнение ФГОС с старой программой.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко, Читать, считать, писать учили: «Дает корова молоко». Век ХХ1 – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны.
ЛИТЕРАТУРА:
- Педагогика школы: новый стандарт. Учебное пособие для студентов – педагогов и учителей. – М.: Педагогическое общество России, 2012. – 288с.
- http:// nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/01/16/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-nachalnoy-shkole-v
- http:// ped-kopilka.ru/blogs/lyubov-anatolevna-shrainer/sovremenyi-urok-v-uslovijah-realizaci-trebovanii-fgos.html
- Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В. А. Сластенина: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Ч. 1. – 288с.