1-я нед. 1час | Определение потребности | Организует работу учащихся по определению потребностей конкретных людей, создает проблемную ситуацию для осмысления учащимися понятий «нужды», «потребности». Предлагает иллюстрации с различными жизненными ситуациями для определения различных потребностей людей. Напоминает требования к краткой формулировке задачи | Выводят понятия «нужды» и «потребности», классифицируют потребности, выполняют задание «Определение потребностей» Кратко формулируют задачу на основе установленных потребностей | | Иллюстрации: «На кухне», «В гостинице», «На субботнике». На доске задача – разработать и изготовить что? для кого? какие функции будет выполнять? | Таблицы «Потребности» (физические, эмоциональные, интеллектуальные) |
2час. | Запуск проекта | Организует выставку изделий в лоскутной технике и анализ изделий, выполненных из остатков ткани. Предлагает объединиться в группы по 3 человека и подумать, что можно полезного и оригинального изготовить из лоскутков в подарок или в качестве сувенира Предлагает исследовать мнение людей по поводу предложенных идей; по результатам исследования сформулировать краткую задачу | Объединяются в группы. Исследуют конкретный набор лоскута. На листах формата А 4 зарисовывают свои идеи, учитывая размер, цвет и структуру ткани Проводят исследования мнения учителей и учащихся, выясняя наиболее предпочтительные идеи. Обрабатывают исследования в виде диаграмм. Исходя из результатов, формулируют задачу | | Выставка изделий в лоскутной технике для театрализованных представлений Изделия для использования в быту, в качестве сувениров Диаграммы столбчатые и круговые | |
Продолжение таблицы | | Предлагает группам проекты, выполненные в разной последовательности (дизайн-папка +изделие) с целью дать определение проекта. Использует индуктивный метод работы над понятиями | Рассматривают изделия и папки, отмечают существенное и интересное, предлагают свои варианты определения проекта | Думают над темой проекта парного, индивидуального или группового | На доске представлены компоненты проекта, выделенные учащимися в результате работы в группах | Дизайн-папки и соответствующие им изделия, выполненные учащимися 8-10 класса в прошлом учебном году |
| | На основе предположений учащихся делает выводы Предлагает подумать, кому из учащихся есть смысл объединиться в пары или группы для разработки и изготовления подарочного комплекта или более сложного и оригинального изделия в оптимальные сроки Объясняет, как можно представить результаты исследований рынка, аналогов, жилой зоны (кухни, комнаты) | Анализируют лучшие идеи, отвечающие потребностям Объединяются в пары или группы Намечают план дополнительных исследований | Окончательно определяют потребителя, уточняют его предпочтения. Исследуют рынок и существующие аналоги. Исследуют жилую зону, в которой будет размещаться и использоваться разрабатываемое изделие, обрабатывают исследования | Таблицы «Планирование исследований» | |
2-я нед. 1час | Окончательный выбор темы индивидуального или группового проекта | Предлагает представить результаты проведенных исследований; объединиться в группы или пары (при желании). Ставит условия: 1) При парном или групповом выполнении проекта дизайн-папка на группу разрабатывается одна 2) Изделий изготавливается столько, сколько человек в группе; 3) Разрабатываемые изделия должны иметь стилевое единство, в совокупности лучше выполнять функции, представлять комплект Предлагает окончательно определиться с темой проекта, откорректировать задачу для группового проекта; выбрать наиболее рациональную последовательность выполнения проекта | Желающие объединяются в группы в результате обсуждения проведенных исследований. Оценивают банк первоначальных идей друг друга Предлагают идеи для достижения стилевого и композиционного единства предметов, если они будут составлять комплект; уточняют цель. Обсуждают и планируют свою деятельность в группах | | Различные варианты дизайн-листов по выработке первоначальных идей и их оценке | Листы формата А4, карандаши, набор лоскута |
2час. | Требования, предъявляемые к изделию | Предлагает фронтально провести мозговую атаку для выработки требований к изделию на примере комплекта для кухни (грелка на чайник и прихватка), записывает требования на доске | Участвуют в мозговой атаке, предъявляют требования к комплекту, ставя себя на место автора изделия | | | |
| | Ставит задачу перед учащимися разработать требования к своим изделиям, опираясь на полученные результаты исследований; предлагает проанализировать дизайн-листы «Требования к изделию», оформленные в виде схем, таблицы, произвольной формы Предлагает спланировать работу индивидуально и в группах по исследованию специальной литературы и оформлению дизайн-листов | Разрабатывают требования и пишут дизайн-спецификацию, выбирая одну из форм ее написания Распределяют в группе, какие дизайн-листы и кем должны быть выполнены, какие комментарии должны быть в них внесены в соответствии с уточненной задачей | Оформляют дизайн-листы: «Определение потребности и КФЗ» Оформляют на листах исследования и требования к изделию, думают об идеях групповых проектов, следуя поставленным условиям | Схема «Моз-говая атака», дизайн-листы «Требования к изделию» в разных вариантах Это может быть схема, таблица, произвольная форма Журналы, специальная литература с примерами отдельных изделий и комплектов | Набор лоскута тканей Комплекты изделий, объединенные композиционной целостностью и стилевым единством |
3-я нед. 1час | Выработка первоначальных идей, их оценка и выбор лучшей | Предлагает выполнить задание на тренировку воображения «Дорисуй», «Поиск новых зрительных образов» | Выполняют задание. Получают новые образы, которые могут использовать при выполнении своего проекта | | Предметы, объекты, которые могут натолкнуть на получение нового образа при выполнении задания «Дорисуй» | Иллюстрации, картонные квадраты 2х2 с прорезями различной конфигурации; листы с изображением линий для получения новых образов |
| | Предлагает задание (в группах и индивидуально) выработать первоначальные идеи, если тема проекта изменена или уточнить идеи, если эта работа была выполнена раньше и задача не изменилась. Объясняет учащимся, что они должны иметь в виду при написании комментариев к идеям. Поясняет варианты оценки идей, показывает примеры количественной и качественной оценки | Работают индивидуально или в группах, представляя идеи на листах формата А 4; если проект групповой обсуждают идеи. Дают письменные комментарии к идеям по форме, материалам, назначению, способу изготовления, стоимости. Выбирают лучшие идеи | Представить лучшие идеи заказчикам и учесть их мнения для окончательного выбора какого-либо варианта Обработать исследования и представить на дизайн-листах | Примеры дизайн-листов с идеями, варианты их оценки | Листы формата А4, простые карандаши, ручки с пастой разного цвета |
2час. | Детальное рассмотрение лучшей идеи | Объясняет, в чем состоит проработка лучшей идеи. Предлагает в группах проанализировать дизайн-листы, отображающие проработку лучшей идеи (различные варианты) Предлагает поработать с цветом, поэкспериментировать с лоскутом ткани для выявления наилучших цветовых сочетаний Предлагает сопоставить полученные результаты с просмотренными иллюстрациями в специальных журналах и изделиями, представленными на выставке; оценить, насколько эти результаты удачны; подумать, что можно улучшить | В группах анализируют дизайн-листы «Проработка идеи» Выполняют упражнения «Цвет», находят изделия, выполненные в контрасте и нюансе, экспериментируют Обмениваются лоскутом для получения более удачного цветового сочетания в изделии; рисуют лучшие идеи с указанием цвета, могут выполнить макет изделия или его фрагменты (орнамент, аппликацию) | Исследуют интерьер жилой зоны, где будет размещаться изделие (комплект изделий) Продумывают окончательное цветовое решение изделий, могут продолжить эксперимент с цветом, фиксируют свои решения | Изделия, выполненные в лоскутной технике, с применением вышивки, аппликации в контрасте и нюансе | Каталоги, журналы с цветными иллюстрациями, таблицы для занесения результатов выполнения упражнения Геометрические фигуры, контрастные и тональные варианты цветового фона |
Продолжение таблицы Продолжение таблицы 4 4-я нед. 2час. | | Консультирует индивидуально и в группах по вопросу выполнения конструкции изделия (чертежа, технического рисунка); предлагает в качестве домашнего задания до конца проработать выбранную идею | | Заканчивают проработку идей, выполняют чертеж изделия в натуральную величину | Дизайн-листы проработанных идей | Бумага, чертежные инструменты для выполнения технического рисунка или чертежа |
4-я 5-я 6-я 7-я нед. 11 час. | Изготовление | Организует деятельность учащихся по обсуждению чертежа изделия, консультирует учащихся по вопросам корректировки чертежей Организует работу по разработке технологической документации; предлагает специальную литературу, оказывает помощь в организации эксперимента с материалами Проводит инструктаж по подготовке выкроек и шаблонов для орнаментов в лоскутной технике к раскрою Демонстрирует варианты раскладки выкройки и шаблонов на ткани Знакомит с требованиями раскроя деталей для лоскутных изделий, демонстрирует приемы раскроя Предлагает продумать в зависимости от предстоящей работы организацию рабочих мест с целью обеспечения безопасности и эффективности работы Организует работу по выполнению учащимися пробных упражнений по вышивке и соединению лоскутных орнаментов и фрагментов аппликации; поощряет поиск оптимальных методов изготовления Обращает внимание учащихся на важность планирования групповой и индивидуальной работы по изготовлению изделий По ходу работы организует ее обсуждение в группах, проводит групповые инструктажи и индивидуальные консультации по вопросам изготовления Осуществляет анализ работы, текущий контроль за деятельностью учащихся Организует работу по формированию у учащихся умений давать экологическую оценку изделия (с точки зрения производства, использования и утилизации). Предлагает задачи на определение стоимости изделия Предлагает испытать изделие, узнать отношение других людей к изделию | При необходимости корректируют чертеж. Разрабатывают технологические карты Пользуются необходимой технической литературой, экспериментируя с материалами Подготавливают выкройки и шаблоны Раскраивают, складывают орнаменты, оценивают их, при необходимости вносят изменения Продумывают организацию рабочего места, планируют свою деятельность Выполняют пробные упражнения, экспериментируют Выбирают наиболее оптимальные методы изготовления изделия в соответствии с имеющимся оборудованием Намечают план изготовления, распределяют обязанности в группе; фиксируют принятые решения на дизайн-листах Изготавливают изделие, при необходимости вносят изменения в изделие В группах выполняют упражнение «Экологично ли изделие?» Решают задачи на определение коммунальных расходов Подсчитывают расходы на амортизацию, трудовые затраты и др. Заканчивают изготавливать изделие | Отображают на листах графически и с помощью комментариев то, что они делали в классе; фиксируют на дизайн-листах причины всех решений по изменению, улучшению внешнего вида и функций изделия Вносят уточнения в технологическую документацию, оформляют ее Оформляют дизайн-листы, отражающие процесс изготовления изделий по мере выполнения работы Подсчитывают стоимость изделия Испытывают изделие, узнают мнение людей об изделии | Изделие в лоскутной технике, с орнаментом из вышивки Примеры дизайн-листов, отображающих процесс изготовления различных изделий Варианты раскладки лекал на ткани Лекала готовые к раскрою, демонстрационный материал по выполнению выбранных методов обработки Образцы вышивки, аппликации, лоскутной пластики Примеры дизайн-листов, отображающих, экологическую и экономическую оценку изделия Листы самооценки изделий | Раскройные столы, ножницы различных номеров, линейки, лекала, портновские мелки, иглы швейные, нитки, наперстки, портновские булавки, пяльцы, копировальная бумага Швейные машины 97А класса Универсальные швейные машины «Чайка» Машины 51 класса Окантовыватель |
8-я нед. 2час. | Презентация (защита) проектов | Предлагает обсудить результаты испытания, просмотреть свои дизайн-папки, дать окончательную оценку своим изделиям, соотнося их с краткой формулировкой задачи и разработанными к изделию требованиями; наметить пути улучшения изделий Организует обсуждение процесса разработки и изготовления изделий; настраивает учащихся на рефлексию собственной деятельности с целью дать оценку процессу учения; знакомит с требованиями к презентации проектов; предлагает организовать выставку и защиту проектов | Индивидуально и в группах анализируют результаты испытания, дают окончательную оценку изделию и организации деятельности каждого члена команды в процессе работы над проектом. Намечают варианты улучшения своих проектов, заканчивают оформление дизайн-листа «Самооценка»; защищают свои проекты | | Примеры дизайн-листов с самооценкой готовых проектов, оценкой внешних экспертов Готовые изделия и дизайн-папки учащихся Видеозапись презентации проектов школьниками | Переносные планшеты или стенды для расположения изделий и необходимой для защиты документации |