СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке описывается организация проектной деятельности с учащимися на примере проекта "Оригинальные подарки"

Просмотр содержимого документа
«Проект на уроках технологии»

Тема проекта «Оригинальные подарки»


Описание содержания проекта


Тема:

Оригинальные подарки и

сувениры

Содержательный центр проекта

Осмысление целостности дизайн-процесса. Развитие навыков проектирования. Закрепление базовых навыков при работе с тканью на швейной машине. Формирование навыков лоскутного шитья «техника соединения квадрат в квадрате», «колодец» и др.

Количество часов - 26

Класс 8-й

Запуск проекта

Выставка изделий в лоскутной технике для реального использования и театрализованных представлений. Каждый учащийся или группа учащихся имеет набор лоскута и решает проблему: что можно изготовить из конкретного набора остатков ткани, учитывая цвет, размеры, свойства, структуру этих тканей

Межпредметные связи

Химия и физика - свойства материалов;

математика - расчеты при построении чертежей изделия и его стоимости;

искусство - узор, стиль, дизайн на основе эксперимента с формами и цветом

Новая терминология

Язык проектирования: краткая формулировка задачи, дизайн-критерии (дизайн-спецификация), первоначальные идеи, потребитель, проработка идеи, обработка исследований, испытание и самооценка. Эстетические концепции: цвет, гармония и структура, нюанс и контраст; термины по обработке ткани – окантовывание, простегивание; стоимость

Материалы и оборудование

Проект должен быть адаптирован к имеющимся в наличии материалам и оборудованию (машины 97А класса и 51класса, окантовыватель, утюги, гладильная доска, ножницы, иглы, портновский мел и др.); наглядные пособия, которые указаны в планировании деятельности по осуществлению проекта. Чем больше будут использоваться отходы материалов, тем лучше






Сущность проекта

В рамках проекта девочки начинают с одной и той же задачи: «Придумать, разработать и изготовить что-либо полезное и красивое из остатков ткани». В процессе выполнения проекта они могут конкретизировать свою задачу, опираясь на исследование потребностей своих близких, знакомых, друзей. Ученицы могут работать не только с тканью, но и с другими материалами, применяя различные техники изготовления и декора

Потребность



Представьте себе, что вы дизайнер в компании, которая специализируется на разработке оригинальных, но недорогих подарков (сувениров), так как сырьем для них являются остатки тканей. Кроме ткани, могут быть использованы другие материалы.

Вы выбираете заказчика, выясняете его предпочтения, а затем разрабатываете подарок или сувенир. Вашими заказчиками могут быть родные, друзья, знакомые. Вы можете изготовить сувенир и для продажи

Потребители


Члены семьи, друзья, знакомые, реальные покупатели


Возможные результаты проекта:


Грелка на чайник, прихватка, нарядный фартук, кухонный комплект из различных изделий, сумка, комнатные тапочки, папка, панно, мягкие игрушки, декоративная подушка, косметичка и др.


Постановка цели


Разработать и изготовить из остатков ткани оригинальную вещь, которая может быть подарком. Вещь может быть выполнена в лоскутной технике, в технике аппликации, с применением вышивки. Разработанная Вами вещь должна удовлетворять потребности конкретных людей, быть оригинальной и качественно выполненной





Организация процесса обучения


Формирование знаний и навыков

Знания

Термины

Проектирование


Изготовление


Виды лоскутного шитья, свойства тканей (физико-механи­ческие, термические, технологические, гигиенические), окраски тканей; знания о вятских народных промыслах (вышивки, цветовые сочетания); знания о профессиях: дизайнер, художник дымковс­кой игрушки; знание принципов работы машин 97А и 51 класса, окантовывателя, ограничительной линейки, и безопасных приемов работы с оборудованием и инструментами

Контраст, нюанс; термины проектирования: первоначальные идеи, дизайн-крите­рии, обработка исследований, испытание и самооценка; специальные термины по обработке тканей:

обтачивание, окантовывание, простегивание, настрачивание (строчка-зиг­заг), московс­кий шов, стоимость

Учащиеся будут включены во все компоненты проекта, в том числе определение и исследование потребностей, выработку идей, выбор луч­шей идеи, написание цели (краткой формулировки задачи), разработку дизайн-критериев к изделиям; проработку выбранного варианта, изготовление, испытание и самооценку изделия


Выполнение в натуральную величину в цвете эскиза изделий в лоскутной технике и заготовка шаблонов для раскроя; изготовление выкройки изделия, деталей кроя, стачивание с высокой точностью частей орнамента, отделка вышивкой или аппликацией; соединение частей изделия с деталями из поролона, ватина, картона и других материалов различными способами (машинные швы, склеивание и др.)

Соответствие минимуму содержания основного общего образования по образовательной области «Технология»

См. Временные требования к обязательному минимуму содержания образовательной области «Технология»:

3.1; 5.1; 8.1; 10.6; 10.14; 11.2; 11.3; 12.5; 13.1; 13.2; 13.3; 13.4; 13.5; 13.6

Организация практической деятельности учащихся


Исследовательская деятельность

Упражнения, предшествующие выполнению проекта

Упражнения, сопровождающие выполнения проекта

  1. Исследование предпочтений потребителя (заказчика)


  1. Исследование рынка: что предлагается, что пользуется спросом


  1. Изучение и анализ аналогов


  1. Исследование свойств материалов


  1. Знакомство с народными промыслами


Выполнялись все соединительные швы (стачной, настрочной, расстрочной, двойной, запошивочный и др.) и большая часть краевых швов (шов вподгибку с открытым и закрытым срезом, окантовочные швы и др.) на швейной машине 97А класса

Выполнение упражнений, которые будут необходимы для выполнения конкретного проекта


Упражнения в выполнении лоскутных техник (квадрат в квадрате, колодец, витражи), окантовывание с помощью окантовывателя

Упражнение в выполнении вышивальных швов, иммитирующих отделку одежды «дымковских барышень» и др.



Планирование деятельности по осуществлению проекта


недели

Процесс выполнения проекта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Материальное обеспечение

на уроке

дома

наглядность

материалы и оборудование

1-я

нед.

1час

Определение потребности

Организует работу учащихся по определению потребностей конкретных людей, создает проблемную ситуацию для осмысления учащимися понятий «нужды», «потребности».


Предлагает иллюстрации с различными жизненными ситуациями для определения различных потребностей людей. Напоминает требования к краткой формулировке задачи

Выводят понятия «нужды» и «потребности», классифицируют потребности, выполняют задание «Определение потребностей»

Кратко формулируют задачу на основе установленных потребностей


Иллюстрации: «На кухне», «В гостинице», «На субботнике». На доске задача – разработать и изготовить

что?

для кого? какие функции будет выполнять?


Таблицы «Потребности»

(физические, эмоциональные, интеллектуальные)

2час.

Запуск проекта

Организует выставку изделий в лоскутной технике и анализ изделий, выполненных из остатков ткани. Предлагает объединиться в группы по 3 человека и подумать, что можно полезного и оригинального изготовить из лоскутков в подарок или в качестве сувенира

Предлагает исследовать мнение людей по поводу предложенных идей; по результатам исследования сформулировать краткую задачу


Объединяются в группы. Исследуют конкретный набор лоскута. На листах формата А 4 зарисовывают свои идеи, учитывая размер, цвет и структуру ткани

Проводят исследования мнения учителей и учащихся, выясняя наиболее предпочтительные идеи. Обрабатывают исследования в виде диаграмм. Исходя из результатов, формулируют задачу


Выставка изделий в лоскутной технике для театрализованных представлений



Изделия для использования в быту, в качестве сувениров


Диаграммы столбчатые и круговые


Продолжение таблицы



Предлагает группам проекты, выполненные в разной последовательности (дизайн-папка +изделие) с целью дать определение проекта. Использует индуктивный метод работы над понятиями

Рассматривают изделия и папки, отмечают существенное и интересное, предлагают свои варианты определения проекта

Думают над темой проекта парного, индивидуального или группового

На доске представлены компоненты проекта, выделенные учащимися в результате работы в группах

Дизайн-папки и соответствующие им изделия, выполненные учащимися 8-10 класса в прошлом учебном году



На основе предположений учащихся делает выводы





Предлагает подумать, кому из учащихся есть смысл объединиться в пары или группы для разработки и изготовления

подарочного комплекта или более сложного и оригинального изделия в оптимальные сроки

Объясняет, как можно представить результаты исследований рынка, аналогов, жилой зоны (кухни, комнаты)

Анализируют лучшие идеи, отвечающие потребностям




Объединяются в пары или группы


Намечают план дополнительных исследований

Окончательно определяют потребителя, уточня­ют его предпочтения. Исследуют рынок и существующие аналоги. Исследуют жилую зону, в которой будет размещаться и использоваться разрабатываемое изделие, обрабатывают исследования

Таблицы «Планирование исследований»


2-я

нед.

1час

Окончательный выбор темы индивидуального или группового проекта

Предлагает представить результаты проведенных исследований; объединиться в группы или пары (при желании). Ставит условия: 1) При парном или групповом выполнении проекта дизайн-папка на группу разрабатывается одна




2) Изделий изготавливается столько, сколько человек в группе;

3) Разрабатываемые изделия должны иметь стилевое единство, в совокупности лучше выполнять функции, представлять комплект

Предлагает окончательно определиться с темой проекта, откорректировать задачу для группового проекта; выбрать наиболее рациональную последовательность выполнения проекта

Желающие объединяются в группы в результате обсуждения проведенных исследований. Оценивают банк первоначальных идей друг друга




Предлагают идеи для достижения стилевого и композиционного единства предметов, если они будут составлять комплект; уточняют цель.

Обсуждают и планируют свою деятельность в группах


Различные варианты дизайн-листов по выработке первоначальных идей и их оценке

Листы формата А4, карандаши, набор лоскута

2час.

Требования, предъявляемые к изделию

Предлагает фронтально провести мозговую атаку для выработки требований к изделию на примере комплекта для кухни (грелка на чайник и прихватка), записывает требования на доске

Участвуют в мозговой атаке, предъявляют требования к комплекту, ставя себя на место автора изделия






Ставит задачу перед учащимися разработать требования к своим изделиям, опираясь на полученные результаты исследований;

предлагает проанализировать дизайн-листы


«Требования к изделию», оформленные в виде схем, таблицы, произвольной формы


Предлагает спланировать работу индивидуально и в группах по исследованию специальной литературы и оформлению дизайн-листов

Разрабатывают требования и пишут дизайн-спецификацию, выбирая одну из форм ее написания


Распределяют в группе, какие дизайн-листы и кем должны быть выполнены, какие комментарии долж­ны быть в них внесены в соответствии с уточненной задачей

Оформляют дизайн-листы: «Определение потребности и КФЗ»


Оформляют на листах исследования и требования к изделию, думают об идеях групповых проектов, следуя поставленным условиям

Схема «Моз-говая атака», дизайн-листы «Требования к изделию» в разных вариантах

Это может быть схема, таблица, произвольная форма

Журналы, специальная литература с примерами отдельных изделий и комплектов

Набор лоскута тканей






Комплекты изделий, объединенные композиционной целостностью и стилевым единством

3-я

нед.

1час

Выработка первоначальных идей, их оценка и выбор лучшей

Предлагает выполнить задание на тренировку воображения «Дорисуй», «Поиск новых зрительных образов»

Выполняют задание. Получают новые образы, которые могут использовать при выполнении своего проекта


Предметы, объекты, которые могут натолкнуть на получение нового образа при выполнении задания «Дорисуй»


Иллюстрации, картонные квадраты 2х2 с прорезями различной конфигурации; листы с изображением линий для получения новых образов



Предлагает задание (в группах и индивидуально) выработать первоначальные идеи, если тема проекта изменена или уточнить идеи, если эта работа была выполнена раньше и задача не изменилась. Объясняет учащимся, что они должны иметь в виду при написании комментариев к идеям. Поясняет варианты оценки идей, показывает примеры количественной и качественной оценки

Работают индивидуально или в группах, представляя идеи на листах формата А 4; если проект групповой обсуждают идеи. Дают письменные комментарии к идеям по форме, материалам, назначению, способу изготовления, стоимости. Выбирают лучшие идеи

Представить лучшие идеи заказчикам и учесть их мнения для окончательного выбора какого-либо варианта

Обработать исследования и представить на дизайн-листах

Примеры дизайн-листов с

идеями, варианты их оценки

Листы формата А4, простые карандаши, ручки с пастой разного цвета

2час.

Детальное рассмотрение лучшей идеи

Объясняет, в чем состоит проработка лучшей идеи. Предлагает в группах проанализировать дизайн-листы, отображающие проработку лучшей идеи (различные варианты)

Предлагает поработать с цветом, поэкспериментировать с лоскутом ткани для выявления наилучших цветовых сочетаний


Предлагает сопоставить полученные результаты с просмотренными иллюстрациями в специальных журналах и изделиями, представленными на выставке; оценить, насколько эти результаты удачны; подумать, что можно улучшить

В группах анализируют дизайн-листы «Проработка идеи»

Выполняют упражнения «Цвет», находят изделия, выполненные в контрасте и нюансе, экспериментируют



Обмениваются лоскутом для получения более удачного цветового сочетания в изделии; рисуют лучшие идеи с указанием цвета, могут выполнить макет изделия или его фрагменты (орнамент, аппликацию)




Исследуют интерьер жилой зоны, где будет размещаться изделие (комплект изделий) Продумывают окончательное цветовое решение изделий, могут продолжить эксперимент с цветом,

фиксируют свои решения

Изделия, выполненные в лоскутной технике, с применением вышивки, аппликации в контрасте и нюансе

Каталоги, журналы с цветными иллюстрациями, таблицы для занесения результатов выполнения упражнения



Геометрические фигуры, контрастные и тональные варианты цветового фона

Продолжение таблицы

Продолжение таблицы 4

4-я

нед.

2час.


Консультирует индивидуально и в группах по вопросу выполнения конструкции изделия (чертежа, технического рисунка); предлагает в качестве домашнего задания до конца проработать выбранную идею


Заканчивают проработку идей, выполняют чертеж изделия в натуральную величину

Дизайн-листы проработанных идей

Бумага, чертежные инструменты для выполнения технического рисунка или чертежа

4-я

5-я

6-я

7-я

нед.


11

час.

Изготовление

Организует деятельность учащихся по обсуждению чертежа изделия, консультирует учащихся по вопросам корректировки чертежей


Организует работу по разработке технологической документации; предлагает специальную литературу, оказывает помощь в организации эксперимента с материалами

Проводит инструктаж по подготовке выкроек и шаблонов для орнаментов в лоскутной технике к раскрою

Демонстрирует варианты раскладки выкройки и шаблонов на ткани

Знакомит с требованиями раскроя деталей для лоскутных изделий, демонстрирует приемы раскроя

Предлагает продумать в зависимости от предстоящей работы организацию рабочих мест с целью обеспечения безопасности и эффективности работы


Организует работу по выполнению учащимися пробных упражнений по вышивке

и соединению лоскутных орнаментов и фрагментов аппликации; поощряет поиск оптимальных методов изготовления

Обращает внимание учащихся на важность планирования групповой и индивидуальной работы по изготовлению изделий

По ходу работы организует ее обсуждение в группах, проводит групповые инструктажи и индивидуальные консультации по вопросам изготовления

Осуществляет анализ работы, текущий контроль за деятельностью учащихся


Организует работу по формированию у учащихся умений давать экологическую оценку изделия (с точки зрения производства, использования и утилизации).

Предлагает задачи на определение стоимости изделия





Предлагает испытать изделие, узнать отношение других людей к изделию


При необходимости корректируют чертеж. Разрабатывают технологические карты


Пользуются необходимой технической литературой, экспериментируя с материалами


Подготавливают выкройки и шаблоны


Раскраивают, складывают орнаменты, оценивают их, при необходимости вносят изменения



Продумывают организацию рабочего места, планируют свою деятельность


Выполняют пробные упражнения, экспериментируют

Выбирают наиболее оптимальные методы изготовления изделия в соответствии с имеющимся оборудованием

Намечают план изготовления, распределяют обязанности в группе; фиксируют принятые решения на дизайн-листах

Изготавливают изделие, при необходимости вносят изменения в изделие

В группах выполняют упражнение «Экологично ли изделие?»

Решают задачи на определение коммунальных расходов

Подсчитывают расходы на амортизацию, трудовые затраты и др.

Заканчивают изготавливать изделие

Отображают на листах графически и с помощью комментариев то,

что они делали в классе; фиксируют на дизайн-листах причины всех решений по изменению, улучшению внешнего вида и функций изделия













Вносят уточнения в технологическую документацию, оформляют ее





Оформляют

дизайн-лис­ты, отражающие процесс изготовления изделий по мере выполнения работы


Подсчитывают стоимость изделия

Испытывают изделие,

узнают мнение людей об изделии

Изделие в лоскутной технике, с орнаментом из вышивки


Примеры дизайн-листов, отображающих процесс изготовления различных изделий






Варианты раскладки лекал на ткани


Лекала готовые к раскрою, демонстрационный материал по выполнению выбранных методов обработки

Образцы вышивки, аппликации, лоскутной пластики














Примеры дизайн-листов, отображающих, экологическую

и экономическую оценку изделия

Листы самооценки изделий

















Раскройные столы, ножницы различных номеров, линейки, лекала, портновские мелки, иглы швейные, нитки, наперстки, портновские булавки, пяльцы, копировальная бумага



Швейные машины 97А класса


Универсальные швейные машины

«Чайка»


Машины

51 класса


Окантовыватель

8-я

нед.

2час.

Презентация (защита) проектов

Предлагает обсудить результаты испытания, просмотреть свои дизайн-папки, дать окончательную оценку своим изделиям, соотнося их с краткой формулировкой задачи и разработанными к изделию требованиями; наметить пути улучшения изделий

Организует обсуждение процесса разработки и изготовления изделий; настраивает учащихся на рефлексию собственной деятельности с целью дать оценку процессу учения; знакомит с требованиями к презентации проектов; предлагает организовать выставку и защиту проектов

Индивидуально и в группах анализируют результаты испытания, дают окон­чательную оценку изделию и организации деятельности каждого члена команды в процессе работы над проектом. Намечают варианты улучшения своих проектов, заканчивают оформление дизайн-листа «Самооценка»; защищают свои проекты


Примеры дизайн-листов с самооценкой готовых проектов, оценкой внешних экспертов


Готовые изделия и дизайн-папки учащихся


Видеозапись презентации

проектов школьниками









Переносные планшеты или стенды для расположения изделий и необходимой для защиты документации