Тренинг межличностного общения.
Цель: Развитие социально-психологической активности личности учащихся, т.е. способности эффективного взаимодействия с окружающими их людьми. Повышение психологической культуры как существенного аспекта всестороннего развития личности. Понимание и принятие себя и окружающих людей.
Задачи:
Развитие навыков невербального общения
Развитие навыков Вербального общения
Развитие социальной адаптивности
Создание новых моделей поведения
Развитие способности адекватного познания себя и других
Основная форма работы: Игровой тренинг. Игровая форма занятий позволяет преодолеть психологические барьеры в общении, снять пелену комплексов: неуверенности, раздражения, устранить негативный барьер защиты, возникающий при попытках воздействия на ребенка с помощью убеждения или нравоучения со стороны взрослого.
Занятие стоится таким образом, чтобы каждый участник смог проявить себя не боясь насмешки над своими слабостями и ошибками.
Ход занятия:
«Знакомство»
Упражнение «Девиз».
Все участники по очереди (по кругу) говорят о том, какую футболку и с какой надписью, девизом они купили бы себе, если бы была такая возможность. Эта надпись должна отражать жизненное кредо человека, его основной жизненный принцип, а цвет соответствовал его характеру.
(10 мин.)
Цель: Более глубокое знакомство участников, познание себя.
Упражнение «Ласковое имя»
Каждый участник называет ласковыми имени по очереди всех участников.
(5 мин.)
Цель: позитивный настрой
2. «Правила группы»
Составление групповых норм и основных принципов тренинга.
Общение по принципу «здесь и теперь», невынесение обсуждаемых проблем за пределы группы.
Принцип персонификации высказываний. Суть его заключается в добровольном отказе от безличных речевых форм, помогающих в повседневном общении скрывать собственную позицию говорящего или же избегать прямого высказывания в нежелательных случаях. Конкретно вместо суждений типа: «обычно считается...», «некоторые полагают, что...» в группе необходимо говорить личными формами: «я считаю, что...», «я полагаю...» и т. д.
Не критиковать других.
Право сказать «стоп».
Обращаться друг к другу только по имени.
Принцип активности. Активность является основной нормой поведения в тренинге, она подразумевает постоянное реальное включение каждого участника в интенсивное групповое взаимодействие.
искренность в общении
активность в группе
право на поддержку, помощь
Разминка
Упражнение «Внимание»
Участники стоят в шеренге, повернувшись лицом в одну сторону.
Ведущий дает инструкцию «Необходимо стремиться выполнить каждое задание как можно точнее. Все задания выполняются молча.
Первое задание – надо расположиться в шеренге так, что бы рядом со мной стоял самый высокий из вас, а в конце шеренги тот, у кого самый небольшой рост». Ведущий проверяет правильность выполнения
Второе задание: «Около меня – участник с самыми темными глазами, в конце шеренги – с самыми светлыми».
Далее: «Начало шеренги – 1 января, конец – 31 декабря – необходимо расположиться по датам (без учета года) рождения». (5 мин.)
Цель: Снятие напряжения, создание дружественной обстановки, более глубокое знакомство участников
Упражнение «Лишний стул»
Группа сидит в круге. Ведущий встает, убирает стул, на котором сидел, и объясняет условия игры: меняются местами все, к кому относится высказанное предположение. Тот, кому не досталось места, становится водящим и получает возможность предложить группе следующее условие.
(5 мин.)
Цель: Настройка группы на непринужденное и откровенное общение.
Упражнение «Созвучно».
Двое членов группы, встав спиной друг к другу, по сигналу руководителя начинают удаляться друг от друга в разные стороны. Они должны одновременно оглянуться, причем без какого-то сигнала со стороны группы или друг друга, т. е. они должны почувствовать тот момент, когда партнер хочет оглянуться, и сделать это.
Обсуждение: Обмениваются своими ощущениями. (10 мин.)
Цель: Проверка умения участников понимать друг друга без слов.
Основное упражнение
Упражнение «Звездочки»
Ведущий заранее готовит для игры наклейки, имеющие различную форму (5-6 форм).
Участники закрывают глаза, ведущий наклеивает звездочки им на спину. Задание – не произнося ни слова, найти тех, у кого такие же «звездочки».
Обсуждение – какими способами устанавливался невербальный контакт, что помогало/мешало установлению контакта, с кем из участников комфортнее было установить контакт. (15 мин.)
Цель: Установление контакта, используя невербальные средства общения.
Упражнение « Тарелка с водой» (играет музыка)
Группа молча с закрытыми глазами передает по кругу тарелку с водой.
Обсуждение – насколько комфортно было выполнять данное упражнение, что помогало, что мешало, в чем причины успешности/неудачи выполнения данного упражнения. (10 мин)
Цель: Развитие способов коммуникации невербального общения.
Упражнение «Что у нас общего?»
Участники делятся на 3 группы (рассчитаться на 1-2-3). Задание для каждой группы: найти у себя наибольшее количество общих признаков в течение 10 минут. Через 10 минут каждая группа по очереди называет по одному общему признаку, повторять признаки других команд нельзя. (15 мин)
Цель: Сплочение группы, установление позитива, принятие мысли, что у людей много общего наряду с индивидуальными различиями.
Упражнение «Достойный ответ»
Каждому участнику предлагается продемонстрировать различные стили ответа в конкретной ситуации. Например: «ваш друг забыл вернуть вам деньги, взятые в долг на 1 месяц, а прошло уже целых три». Потребуйте от него, обращаясь к кому-либо из группы в различных стилях. а) агрессивный, б) неуверенный, в) уверенно достойный. Все члены группы должны пройти через это упражнение, причем обязателен ролевой обмен.
Примерные ситуации для упражнения. Друг занимает вас разговором, а вам нужно уйти. Вы говорите... Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредил вас. Вы заявляете ему... Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним...
Друг приводит вас в смущение, рассказывая в компании истории о вас. Вы заявляете ему... (20 мин.)
Цель: Развитие навыков вербального общения, умения вести себя в конфликтной ситуации.
Правда или ложь
Члены группы садятся по кругу; у каждого должны быть наготове бумага и карандаш.
Ведущий дает задание написать участникам три предложения, относящиеся лично к ним. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна - нет.
Один за другим каждый участник зачитывает свои фразы, все остальные пытаются понять, что и сказанного соответствует действительности, а что - нет. При этом все мнения должны обосновываться.
(15 мин.)
Цель: более глубокое понимание всех участников.
Разминка
Упражнение «Пожелания»
Ведущий предлагает каждому участнику по-очереди высказать свое пожелание группе. (5 мин.)
Цель: позитивный финал
Упражнение «Дракон, Рыцарь. Принцесса».
Группа делится на две подгруппы. Ведущий обращается к участникам: «Скажите, как можно изобразить дракона? А рыцаря? А принцессу?», затем ведущий объясняет правила: «Задача игры – договориться каждой группе, какой персонаж участники вашей группы будут изображать, и одновременно с другой группой изобразить выбранный персонаж. В нашей игре дракон похищает принцессу, принцесса очаровывает рыцаря, рыцарь побеждает дракона. Игра ведется до трех очков». (5 мин.)
Цель: Снятие напряжения и скованности в группе, Развитие навыков умения слушать и слышать.
Упражнение «Посылка»
Участники сидят в кругу, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один из участников отправляет посылку, легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно скорее и вернуться по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов (различное количество или виды движений). (5 мин.)
Цель: снятие напряжения, уменьшение дистанции между участниками
Упражнение разминки «Парафраз по кругу»
Ведущий объясняет условия упражнения: он начинает, делая короткое сообщение (это может быть короткое фактическое сообщение, например из «жизни» тренинговой группы, цитата из СМИ, просто какое-то жизненное наблюдение, может быть с психологическим уклоном). Следующий по кругу участник повторяет за ведущим, начиная слова так: «Оксана сказала, что...» Его задача - пересказать сообщение и немного приврать, то есть пересказать то, что на самом деле не говорилось. Следующий участник повторяет уже слова своего предшественника. Аналогично он должен и повторить, и приврать. Все остальные участники следят за тем, чтобы:
а) не было полной отсебятины, б) было немного вранья, и это враньё должно быть новым, оригинальным, в) пересказывалось только сообщение предшественника, а не предшественников предшественника. Если участник не справился, его просят повторить попытку. (10 мин.)
Цель: Развитие навыков вербального общения, продемонстрировать искажение информации.
Упражнение разминки "Различия, различия"
За дверь тренингового зала выходит два участника. Оставшиеся делятся на две группы. Деление происходит по произвольному основанию, которое придумывают сами участники. Например:
- по полу (как самый легкий вариант),
- по возрасту (кому, например, до 12 лет включительно, а кому больше),
- по дате рождения,
- любящие математику и не любящие.
- умеющие готовить и не умеющие и т.д.
В этом упражнение не помешает и чувство юмора. Например, можно
поделить участников на тех, кто летал в космос и тех, кто не летал. Тогда получится, что одна группа будет нулевая.
Когда участники поделились, входят двое вышедших. Они должны угадать, глядя на две группы, по какому основанию люди поделились. Ведущий следит, чтобы каждый из двух высказал явно свое мнение. Это важно для элемента соревновательности. (10 мин.)
Цель: более глубокое познание друг друга, снятие напряжения, принятие мысли, что у людей много общего наряду с индивидуальными различиями.
Говорящие руки
Инструкция. «Для проведения упражнения нам необходимо образовать два круга, встав лицом друг к другу. Сейчас мы будем общаться в парах, молча, только с помощью рук. Я буду говорить, что нужно передать партнеру, а вы должны будете передать это только руками, не говоря ни слова. Затем я скажу: внешний круг – шаг вправо. И те, кто стоят во внешнем кругу, сделают шаг вправо, так у нас образуются новые пары. Я произнесу новое задание. Итак, поздоровайтесь с помощью рук. Внешний круг – шаг вправо. Перед вами новый партнер, посмотрите недолго друг другу в глаза. Пожалуйста, выразите друг другу поддержку с помощью рук».
Процедура проведения. Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.
Варианты инструкций образующимся парам:
1. Поздороваться с помощью рук.
2. Побороться руками.
3. Помириться руками.
4. Выразить поддержку с помощью рук.
5. Пожалеть руками.
6. Выразить радость.
7. Пожелать удачи.
8. Попрощаться руками.
После разминки участники обмениваются впечатлениями.
Вопросы для обсуждения: Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Когда вы выполняли задания ведущего, обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? (5 минут)
Цель: снятие напряжения, уменьшение дистанции между участниками, развитие навыков невербального общения
Ритуал прощания
Свеча, апладисменты.