Описание проекта «Нет сквернословию»
Название проекта | Социальный проект «Нет сквернословию!» |
| |
Краткое описание инициативы | В 2013 году по инициативе 10 класса совместно с учителем русского языка был разработан и реализован социальный проект «Нет сквернословию!»Результатом работы стало исследование проблемы на селе и выпуск ученического журнала «Паутинка», куда вошли: листовки, заметки, статьи, рефераты, стихи, сочинения учащихся, как образец правильной речи и призыв отказа от скверной речи. работа по проекту длилась до 2016 года. |
| |
4.1 Цель проекта/инициативы :Выяснить отношение окружающих к употреблению бранных слов; выяснить , что мешает говорить на чистом русском языке; выяснить , что может заставить нас не употреблять бранных слов; выяснить , как употребление бранных слов отражается на человеке. Борьба со сквернословием. Привлечение общественности села, района, привлечение учащихся нашей школы к работе по проекту; изучение и овладение богатствами русского языка, формирование речевой культуры. |
| 4.3. Что будет сделано? | |
Сколько человек будет привлечено в этот проект?
В работе по данному проекту участвовала вся наша школа (125 учеников и 20 учителей), жители села Сабинка. Через районную газету мы неоднократно обращались к жителям района с призывом поддержать наш проект и не употреблять в своей речи бранных слов, следить за своей речью и речью своих детей, задуматься о проблеме сквернословия, обеднения и загрязнения русской речи. Основная работа по реализации проекта была проделана учениками 10 и 11 классов(20 человек).
Что вы планируете достичь этим проектом?
Работа по проекту дает возможность школьникам проявить себя в полезном и интересном деле. Благодаря работе по проекту школьники научатся составлять анкеты, проводить опрос граждан на селе, обрабатывать анкеты, писать заметки и листовки в газету, составлять тексты выступления агитбригад, выступать перед школьниками и односельчанами; много полезного и интересного узнают о русском языке при написании рефератов и докладов, научатся выступать перед аудиторией слушателей. Социальный проект вырабатывает в детях чувство ответственности: призывая других отказаться от скверных слов, они прежде всего должны сами не употреблять их в своей речи. Работая по проекту учениками был собран большой материал (анкеты, статьи в газету, рефераты о русском языке, доклады для выступления перед школьниками, родителями, листовки с призывом отказаться от бранных слов, сочинения, написанные для участия в различных конкурсах, как образец правильной речи…..) Для того, чтобы обобщить собранный материал, был выпущен ученический журнал « Паутинка» и проведена презентация журнала на сцене Дома культуры, куда были приглашены жители нашего села, ученики и учителя школ района.
В рамках проекта в течение года ученики нашей школы участвовали во всех известных нам конкурсах сочинений, в нескольких – победили: Золотухина Надежда, ученица 10 класса, заняла 1 место в республиканском конкурсе с сочинением-эссе «Мама»; Куликов Иван, ученик 4 класса занял 1 место в российском конкурсе письма в номинации «Письма моей семьи». Еще несколько сочинений заняли призовые места в районных конкурсах. Все эти сочинения были включены в ученический журнал «Паутинка».
На презентации журнала данные сочинения читались со сцены. Ниже мы приводим тексты данных ученических работ:
Эссе «Мама»
Автор ученица 10 класса сабинской
школы Золотухина Надежда.
Мама – первое слово.
Мама – главное слово в нашей судьбе.
Мама мир подарила, жизнь подарила
Мне и тебе.
Сквозь сон слышу сопение, покряхтывание. Открываю глаза и , о, чудо, рядом с собой на своей кровати вижу миленькую крошечную девчушку. Рука ее неумело тянется вверх, цепляет себя за ухо, за нос. Маленький носик морщится, губки растягиваются, личико становится красным, и раздается обиженный плач. Я протираю глаза. Нет. Это не сон. Неужели это моя сестренка? Значит ,маму уже привезли из роддома. Да, это моя сестренка Наташа, ей всего лишь 5 дней отроду. Неужели и я когда-то была такая же маленькая?!. Наблюдаю за мамиными руками, смотрю в ее наполненные нежностью глаза и думаю:»Когда-то и я вот так же лежала возле маминой груди, так же заливалась плачем, когда не находила ее рядом»
И даже сейчас, когда мне 15 лет, я чувствую неразрывные нити, связывающие меня и маму. Это она захотела ребенка, это она дала мне жизнь, это она день за днем кормила, поила и взрастила меня, это она научила меня говорить, читать, писать, отличать добро от зла.
Помню….
Возле нашего дома стояли качели. Когда я была маленькой, я любила качаться на них. Однажды я упала. А когда очнулась, я увидела над собой склонившуюся маму, ее слезы капали мне на лицо, она мне что-то говорила, поглаживая рукой по голове. Я почувствовала тепло ее рук, ее ласку и мне стало намного легче. И тут я подумала, что всегда буду слушаться маму, чтобы не огорчать ее.
Помню…
Первый мой день в школе. Мне страшно. Все незнакомые, чужие вокруг. Ищу глазами маму. Вижу улыбающиеся добрые глаза, и мне легче. Она здесь, она рядом.
Помню…
Поехали в город, я отошла от мамы на несколько шагов, а она в другую сторону. Гляжу по сторонам и не вижу ее. От ужаса онемели ноги, не могу даже закричать. Мне опять страшно. Так страшно, что слезы льются из глаз рекой.
- Надя, дочка, где ты? – слышу мамин взволнованный голос. Самый родной, самый красивый, самый желанный голос. Слышу и понимаю вдруг, что никому в этом мире я не нужна, кроме мамы, что никто в мире мне так не дорог, так не необходим, как мама.
Помню…
Я влюбилась. Первый раз. Не знаю, что делать, как себя вести, что можно, что нельзя. Никак не могу унять томления души, тревогу, грусть. То впадаю в отчаяние, то смеюсь, то плачу.
- Надя, ты что влюбилась? – спрашивает мама.
- Как ты догадалась? – удивляюсь я.
Мамам долго рассказывает мне как была влюблена когда-то, как мучилась, как складывались ее отношения с тем мальчиком. Слушаю и понимаю, что с мамой можно поговорить как с подругой, с мамой можно поделиться самым сокровенным. Слушаю и удивляюсь: мама была такой же девочкой как и я , так же переживала, отчаивалась и снова надеялась, она такая же была как и я сейчас, неопытная , неискушенная. А теперь мама взрослая женщина, многое может объяснить, посоветовать, разгадать…С интересам прислушиваюсь к маминым словам, стараюсь следовать ее советам, делать как учит мама. И больше всего в жизни боюсь огорчить маму.
Помню….
Мама плачет. Горько, долго, надрывно. Без причитаний. Ничего не объясняя. Не знаю, что сказать, чем утешить. Маленькая Наташка забралась на колени к маме и плачет вместе с ней. Из моих глаз тоже покатились слезы отчаяния, беспомощности. Потом узнаю причину маминых слез – брат Коля. Сержусь на него:
- Как ты мог! Мама так плакала…
Помню…
Свадьба. Женится мой старший брат Иван. Нарядная, красивая, сияющая мама суетится, хлопочет. Она счастлива, ведь счастлив ее сын.
Нас пятеро детей у мамы. И за всех, за каждого болит ее душа. На всех и на каждого хватает ее тепла, нежности, любви…
Нас пятеро. Все мы когда-то были крошечными малютками, потом первоклашками, потом… И всегда рядом с нами была наша мама. Шаг за шагом, день за днем мама помогает нам выжить в этом мире, учит добру, вытирает наши слезы, смазывает наши ссадины, покупает обновки, радует сладостями. Мама живет ради нас, для нас.
- А счастлива ли наша мама?!
Много , много думаю… Не знаю. Ведь моя мама не только мама, она еще женщина, учитель… Не знаю, счастлива ли она, но очень хочу , чтобы она была счастлива. Очень хочу, чтобы мы , ее дети, не давали повода для слез нашей маме. Хочу, чтобы она радовалась за нас, гордилась нами.
- Будь счастлива, мамочка!
Творческая работа ученика 4 класса
Сабинской школы Куликова Ивана.
Письма моей семьи.
Все «драгоценности» бабушки Марины хранились в огромном деревянном сундуке, которому более ста лет. С трепетом поднимаю тяжелую крышку сундука, разглядываю наклеенные на ней старые фотографии: сидящий мужчина в военной форме, с торчащими вверх усами, с шашкой на 6оку, молоденькая девушка в подвенечном платье оперлась о его согнутую в локте руку; иллюстрации из журналов; картинки .с коробок конфет; обертки от шоколадок...
Из ящика напахнуло старым незнакомым, запахом плесени, давно не ношеной одежды, духов…
Осторожно перебираю вещи одну за другой: бабушкино подвенечное платье, яркая цветастая огромная шаль, плюшевая шубейка, плиссированная юбка, блестящие боты, резная .деревянная шкатулка. Эту шкатулку бабушка берегла особенно трепетно, доставала часто-часто, почти ежедневно. В ней хранятся две бумажки, пожелтевшие, истрепанные, слежавшиеся от времени. ' Сложенный треугольником лист- это .'дедушкино письмо, с фронта, а лист с печатью - это
извещение, о том, что Куклин Федор Иванович в1941 году в боях под Москвой пропал без вести. Бабушка, достав треугольник, смахивала с него что-то невидимое, осторожными поглаживаниями раскладывала на стол, покрытый белой домотканой скатертью, долго-долго разглаживала листик, вздыхала и начинала «читать». Закрыв глаза, покачиваясь из стороны в сторону, медленно шевеля губами, она шептала давно заученные слова: « Кланяюсь вам жена моя марина и дети: Константин, Григорий, Мария и Ефросиньюшка. Уже два месяца как я на фронте, а написать никак не соберусь. Жив и здоров , чего и вам желаю. К жизни своей новой привыкаю помаленьку, все у меня хорошо. Пишите , как дела дома. Отелилась ли корова, сколько вывезли сена? Хватит ли корове до весны? К лету вернусь, надо накосить поболе…- крупные прозрачные слезы катились по бабушкиным морщинистым щекам.- До свидания, родные мои, кланяйтесь от меня родителям моим и соседям.
Ваш Федор. 21 декабря 1941 года.»
Дочитав последнюю строку , бабушка открывала глаза, будто спохватившись вытирала краем платка, завязанного у подбородка, глаза и доставала из шкатулки вторую бумажку. Долго глядела на нее с недоумением и болью одновременно.
- Бабушка, а почему ты не плачешь, когда читаешь вторую бумажку?- однажды в сотый раз наблюдая эту картину, спросил я .
- выплакала уже все…. Получив это извещение в 42, несколько часов голосила, несколько месяцев плакала, несколько лет без слез на нее распроклятую смотреть не могла, а потом научилась… Выплакала уже все…
- А письмо-то читаешь, плачешь?
- Это ж я с Федей разговариваю.
Бабушка Марина умерла еще до моего рождения, теперь моя мама, ее внучка, открывает сундук и рассказывает мне, десятилетнему Ивану правнуку Куклина Федора, о прадедушке, о письме. Я разглядываю почерневшую, тяжёлую шкатулку, 'достаю пожелтевший треугольник и чувствую, что прикасаюсь к чему-то дорогому и страшному, трепетному и пугающему. Моя мама, я., Ксюша и Алеша ( мои старшие сестра и брат) никогда не видели дедушку, но читая его письмо, я слышу его голос, вижу его бегущим по заснеженному полю навстречу снаряду, который вот-вот взорвется. Я слышу дедушкино слово, его душу: « До свидания, жена моя Марина...». Он обращается не ко мне, а вроде и ко мне тоже, ведь я его слышу, я его люблю…
На презентации журнала выступала и агитбригада. Далее мы приводим в сокращении тексты некоторых листовок( не всех , чтобы не утомлять читающих, но все же дать представление о сути проблемы)
Русский язык болен. Болен многими болезными. Неправильным произношением, неверным употреблением слов, невыразительностью речи, засильем иностранных слов, обилием скверных , ругательных жаргонных слов. Для многих русский язык давно уже превратился в сплав жаргона и мата. Жаргон нужен . чтобы отличить в толпе «своего». А мы не задумываясь используем эти слова: «бадла, моргалы, балдеть…» Неужели для нас зеки, уголовники свои?!
Не знаем, как вам , а нам неприятно, что слова , заимствованные из речи уголовников часто встречаются в речи, произносятся с телеэкрана и даже с трибун депутатов.
Подумайте, прежде чем сделать эти слова своими, прежде чем включить эти слова в словарный багаж, в свою душу.
С использованием плохих слов становится примитивнее не только язык, но и душа. От плохих слов человек приходит к скверным делам… Все начинается со слов.!
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Сколько прекрасных песен сложено о женщине, сколько хвалебных речей сказано…
Но в последнее время в наш язык из горе-языка уголовников пришли слова, злые . пренебрежительные. В зависимости от степени вызываемых эмоций и их окраски женщину называют то телка, то крыса, то коза, то кошка драная…., но ведь у нас у всех есть мама, бабушка, сестра, любимая. Мы их любим. И поверьте, женщине гораздо приятнее слышать: милая, любимая, единственная, родная, солнышко, чем телка и крыса.
Говорите ласковые добрые , говорите , и в ответ услышите нежные слова, навстречу вам устремится сияющий , женский взгляд любящих глаз.
Задумывались ли вы что такое мат?
Ругаться последними словами сейчас у молодых считается чуть ли не хорошим тоном, а у старшего поколения настолько вошло в привычку, что без матов они не могут выразить свою мысль, слов им не хватает. Это в нашем-то самом богатом языке мира слов подобрать не могут! Значит и речь, и мысли у них обеднели. Макаренко А. С. Писал : « Матерные слова – есть непри крашенная мелкая гадость, признак дикой, самой первобытной культуры.»
Да, даже самое невинное увлечение жаргоном и матом быстро входит в привычку , обедняя нашу речь и душу.
Если вы хотите, чтобы ваш словарный запас сокращался не по дням , а по часам, употребляйте гадкие слова. Эти паразиты проглотят десятки ярких литературных слов, они отучат вас думать, они сделают вас грубыми, некультурными и от вас будут бежать сломя голову образованные , вежливые люди.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Каковы корешки – таковы и ветки,
Каковы родители – таковы и детки.
Ребенок учится говорить в семье. В семье дети находят образцы речи, которым следуют потом всю жизнь. А если в семье постоянно слышится бранная, грубая речь? Всю жизнь на матах, если в семье маты?!
Нет! Давайте говорить друг другу больше добрых слов. От добрых слов перейдем к добрым делам. Если мы научимся видеть светлое, доброе среди хаоса, нам удастся нашим детям . внукам оставить в наследство свет, доброту, любовь и красивое русское слово, богатую русскую речь.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ученики 10 класса писали рефераты, защищали их перед аудиторией школьников и родителей( читая как доклады), затем сократили их до статьи в журнал и некоторые из них были зачитаны со сцены во время презентации журнала.
Темы рефератов:
Речевой этикет семьи.
Образ русского народа через язык.
Эпистолярная культура России.
Развитие личности как носителя языка.
Бережное отношение к языку.
Словарь современного грамотного человека.
Ораторское искусство
Говори правильно
Почему мы так говорим.
Школьный анекдот.
Поэты о слове и русском языке.
Культура телефонного общения.
Русские поговорки и пословицы о языке и речи.
Русский язык велик и могуч.
речь и этикет.
Сквернословие и система общекультурных ценностей.
Реферат по последней теме вызвал у слушателей самый большой интерес и жаркие споры. Автор реферата Хохлов Николай, сократив работу до размеров газетной статьи ,выступил с ней на презентации. Далее мы приводим текст статьи.
Размышления о….
На сайте « Хакасия, ру» появилась информация о том, что в городе Красноярске издан словарь «крылатых» фраз бывшего губернатора края Александра Лебедя.
Книга называется «Словарь выразительных средств языка политика: на материале текстов губернатора Красноярского края Александра Лебедя ».
Как утверждают авторы издания, покойный генерал-губернатор по словарному запасу обогнал поэта Александра Сергеевича Пушкина. Словарный запас (или активный словарь) Александра Лебедя составлял 22 тысячи слов, а «словарь языка Пушкина» - 21 тысячу.
Кроме общеизвестных лебедевских афоризмов вроде: « Упал-отжался» или «Хорошо смеется тот, кто стреляет первым», словарь содержит оригинальные словообразования, которые никто, кроме Лебедя, не употреблял. Например, «налоговый пылесос», «оседать на рельсах», «шкура и пятки носорога».
Вот самые известные фразы генерала, которые вошли в сборник:
«Кому суждено быть повешенным, тот не умрет», «Это была не война, а наведение конституционного порядка», «В стране война, а у президента носовая перегородка», «Да отсохнет рука делящего, обделившая себя», «Мы, русские, матом не ругаемся, мы матом говорим», «Не спеши, а то успеешь», «Тише едешь - шире морда», «Глупость - это не отсутствие ума, это такой ум», «Если кто сомневается, что у России свой путь, пусть поездит по нашим дорогам».
«Словарь выразительных средств языка политика» немедленно стал бестселлером. Купить его просто невозможно. Дело в том, что издание вышло мизерным тиражом - всего лишь 150 экземпляров.
Автор словаря Любовь Самотик, заведующая кафедрой русского языка в Красноярском педагогическом университете уже получила предложения от частных предпринимателей переиздать «словарь Лебедя».
Данный словарь не убедил нас, учеников Сабинской школы, в том, что Лебедь по словарному запасу обогнал Пушкина, а доказывает что жаргонизация, обеднение языка, отход от языковой культуры захватил все слои общества. Если уже заведующая кафедрой русского языка Красноярского педагогического университета Любовь Самотик считает выразительным и богатым грубый, жаргонный язык Лебедя. Хорошо, что авторы словаря не убеждают нас в том что язык А. Лебедя богаче и красивее, чем язык Пушкина, а только что слов в запасе словаря Лебедя на тысячу больше. На тысячу слов-жаргонов?
Неужели Любовь Самотик ратует за то, чтобы мы школьники приобщались к языку Лебедя, а не Пушкина? Нам никак не хочется язык Лебедя считать образцовым. Пушкин нам ближе и дороже.
Почему мы решили сделать именно этот проект?
Идея создать проект пришла неожиданно ученикам 10 класса на тренинге, который проводила социальный педагог Куликова Ирина Михайловна. Проведя опрос учеников, Ирина Михайловна тут же озвучила ( с согласия учащихся) результаты и оказалось, что все(!) ученики 10 класса, их родители и знакомые употребляют бранные слова. Обсуждая данную проблему, Ирина Михайловна привела фразу губернатора Красноярского края Лебедя А. : »Русские матом не ругаются, русские матом разговаривают». В классе разгорелась жаркая дискуссия, было немного обидно за русский народ и русский язык, ведь он «… великий и могучий».
Дискутируя мы, ученики 10 класса, определили ряд проблем: низкий уровень культуры населения, непонимание взрослыми важности речевой культуры (мы , дети, с раннего возраста слышим маты от взрослых), и решили вдруг, что мы , старшеклассники., должны заявить всем окружающим, что не желаем слушать ежедневно бранные слова, что мы хотим быть культурными, вежливыми, воспитанными. Для того, чтобы сказать об этом всем, для того, чтобы бороться со сквернословием мы и разработали проект»Нет сквернословию!». А для того, чтобы научиться говорить правильно, чтобы не стесняясь употреблять в своей речи вежливые слова ( на тренинге также выяснилось, что мы стесняемся делать друг другу комплименты и называть друг друга ласковыми словами) мы попросили Ирину Михайловну провести для нас ряд тренингов по выработке навыков правильной и вежливой речи. Эти тренинги были проведены не только для нашего класса, но и для других классов. Оказалось, что научиться называть друг друга Сашенька, Танечка, Кристиночка не так- то просто, но интересно и полезно. После таких тренингов наш класс стал дружнее, мы внимательнее стали относиться друг к другу и к словам, сказанными нами. Работали мы по проекту 13 месяцев, итогом нашей работы стал журнал, напечатанный нами на компьютере; победа в нескольких конкурсах сочинений; презентация журнала…, а самое важное – мы поняли, что никто не может заставить нас не употреблять бранных слов, только мы сами.
Чем полезен и интересен ваш проект для тех, кому он предназначен?
Точка зрения руководителя проекта Куликовой Ирины Михайловны: Наступивший век можно назвать по разному: веком информационных технологий, веком экономической глобализации, веком переосмысления… Но какие бы названия ему не давали, одно остается неизменным – старшее поколение по-прежнему будет заниматься воспитанием подрастающего, стремясь подготовить его для вступления в самостоятельную жизнь. Современная жизнь изменилась настолько, что старые методы воспитания оказываются недейственными. Прежде всего это увлечение беседами, «внушением», словесными формами и методами воздействия на ребенка. Одни только разговоры о том, что можно, а чего нельзя, не дают серьезного воспитательного эффекта. Это аксиома, проверенная века.ми. Детей нужно воспитывать не только словом ,но и делом. Нужно дать детям возможность в реальном деле попробовать свои силы. Такую возможность проявить себя в полезном и интересном деле школьникам дает новая педагогическая технология социального проектирования. Поэтому, когда у учеников 10 класса возникла мысль бороться со сквернословием, я предложила им разработать социальный проект. Дети оказались достаточно активными, увлеченными, работоспособными, ответственными , объем работы, проделанный нами, огромен, и далее мы подробно его опишем.
Социальный проект позволил детям почувствовать себя значимыми, дал возможность попрактиковаться в разнообразных видах деятельности. Мне как социальному педагогу и одновременно учителю русского языка и литературы проект предоставил возможность обратить внимание детей на необходимость изучения и сбережения русского языка, ведь сегодня речевая культура испытывает сильный натиск жаргона и заимствования иностранных слов.
Чем больше дети будут изучать свой язык, тем лучше будут знать его. Чем больше красивых образных слов они будут употреблять в своей речи, тем богаче будет их душа и мысли. Чем культурнее, образованнее будут наши ученики, тем меньше они будут употреблять бранных , гадких, скверных слов. Культурный человек не ругается матом! Это некультурному не хватает слов без матов, чтобы выразить свои мысли. Это в нашем-то самом богатом языке слов не хватает?! Нет, не потому. Из-за низкой культуры, из-за незнания правил речевого этикета, из-за безответственного отношения к слову, к душе, к окружающим…
Бедной речью в современной России страдают не только дети, но и взрослые, и даже работники телевидения, культуры, политики…»Попробуем пристрастно вслушаться в случайный разговор на улице, в магазине, в автобусе. Ощущение такое, что людям катастрофически не хватает слов. Они бьются как рыбы без воды, пытаясь выразить свои мысли, размахивают руками, восклицают и мычат, а в итоге выходит странный компот из слов-паразитов:»Ну, ваще! А она грит типа того…. А он грит:ну, ни фига себе! Полный влет в натуре!» Это если выбросить из диалога матерную лексику.
Некоторые ученые склоняются к тому, что мат неотъемлемая часть русского языка, без которой он просто мертв. Об этом пишут книги и диссертации, и нет , наверное , человека, который не знал бы несколько нецензурных выражений. Я ничего не имею против филологических исследований этой темы, но в повседневной жизни прекрасно обхожусь без матерщины - просто знаю много других, гораздо более точных и образных слов. А мат, звучащий на каждом шагу, вызывает у меня чувство неловкости, стыда, жалости к человеку его произносящего, бессмысленному и злому, с бедной речью и скудными мыслями в голове. Поэтому, желая повысить речевую культуру своих учеников, предложила им для проекта именно эту проблему – проблему сквернословия. И очень важно , что дети решили бороться с привычкой ( дети уже привыкли !) материться, обзываться, грубить. Чем чаще они будут следить за своей речью, тем быстрее станет привычкой разговаривать на чистом русском языке.
Как социальному педагогу проект позволил выработать у учащихся ряд социально значимых умений. Далее я приведу две заметки из нашего журнала «Паутинка» о проведенных тренингах, они были напечатаны и в местной районной газете « Саянская заря»
« Что в имени тебе моем?
- Задумывались ли вы о том, почему люди называют друг друга той или иной формой имени? Почему об одном человеке скажут Слава, о другом Славик, о третьем Славка, а о четвертом Вячеслав Иванович? Только ли в возрасте тут дело?
- Есть такая русская пословица:»Хоть горшком назови, только в печку не ставь» Действительно ли безразлично, как называть того или иного человека?
-Есть в русском языке и такие пословицы:» Крестил поп Иваном, да прозвал болваном», «Богатого по отчеству, убогого по прозвищу», » По шерсти собаке и кличка»
- А как вам больше нравится, когда вас называют Коленька, Колян, Колька или Колун?
Эти и другие вопросы мы обсуждаем на тренингах с учениками. Оказывается грубые обращения, клички, обзывательства никому не доставляют радости, но почти все , обращаясь к другим, их употребляют. Грубое обращение друг к другу стало почти нормой, обычным явлением среди учеников. А вот назвать друг друга ласково получилось не у всех на первом занятии. Преодолеть стеснительность, высказать друг другу уважение, нежность через ласковую форму имени оказалось делом очень трудным, но все же возможным.
- Колечка, Танюша, Олечка….., называют дети друг друга, бросая мяч,- и каким лучезарным светом засветились глаза, какими добрыми стали лица, какими родными и близкими стали одноклассники1!1
А на следующий день после тренинга как-то неловко называть Таню Танькой….У кого-то по привычке вылетело Ленка – в ответ сухой тон и ручку не дала.
- Не так попросил? Не так обратился, - решил про себя.
- Леночка, дай , пожалуйста , ручку.
-Пожалуйста, Димочка(хотя и с иронией в голосе)
- Какие воспитанные, вежливые у меня дети, - восклицаю я , заходя в класс, и чувствую в классе что-то изменилось.
Действительно, осваивая речевой этикет, мы стали ближе, дороже, понятнее друг другу. Мы стали мудрее и культурнее.
Как хочется, чтобы этот росточек тепла и добра укоренился, вырос и стал нормой общения моих учеников.»
«Тренинг « Комплимент»
Целью тренингов является подготовка личности каждого ребенка к творческому самораскрытию, обучение групповым формам работы, сплочение класса, что способствует укреплению характера школьника и , следовательно, формирует устойчивость к негативным воздействиям социальной среды.
Очень важно на тренингах вывести детей на осознание необходимости введения правил в свое поведение , познакомить с этими правилами, рассмотреть их целесообразность и научиться применять эти правила.
Многие дети ведут себя неправильно , лишь потому что им не объяснили, что это неправильно. К тому же на тренингах дети, работая сообща, учатся слушать друг друга, помогать друг другу, высказывать свое мнение и познавать самих себя.
На тренингах дети не просто запоминают тот или иной материал, но , проигрывая его в различных ситуациях, анализируя на его основе свои поступки, участвуя в дискуссиях и совместной работе, постепенно приходят к более внутреннему усвоению правил, к изменению своего поведения.
В феврале в сабинской школе во всех классах поочередно состоялся тренинг «Комплимент», результаты оказались показательными, т.к. показали полное отсутствие у детей умения и даже желания говорить комплимент.
Выслушав теоретический материал, (слушать наши школьники умеют) детям было предложено сказать комплимент друг другу… Тишина.
-Похвалите хотя бы одежду, прическу…
- Скажите кому хотите..
- Никому не хочу.
-Никого не уважаешь, не любишь из одноклассников!?- восклицаю я.
-Уважаю..
-Повторяйте за мной! Марина, ты связала прекрасную кофточку, она так тебе к лицу.
Повторяют, старательно, преодолевая смущение. Минута, другая- заговорили самые смелые.
- Алена, ты классная девчонка, всегда поможешь, поддержишь…
- Да, ну, я…
-Стоп,- останавливаю я,- существует искусство говорения комплимента и принятия его. Не оправдывайся- поблагодари и улыбнись.
- Спасибо , Леночка. Ты тоже замечательная одноклассница, добрая, честная.
- Браво, - радуюсь я, - умница, это было так искренне, так душевно.
- Да, - вступает в разговор застенчивая Дина, - не нужно стесняться говорить друг другу добрые слова, мы уже одиннадцатиклассники, скоро закончим школу, разъедемся кто куда…
- Ой, как не хочется расставаться друг с другом, со школой, с учителями.
И полились комплименты потоком школе, каждому учителю, однокласснику.
Добрые лица, сияющие глаза, искренний тон. И так из класса в класс. Замечательные у меня ученики.
Сказанные комплименты учителям, родителям, продавцам, работникам сельского клуба, библиотеки мы записали, красочно оформили и отправили в редакцию районной газеты, и очень радовались, когда их напечатали. А синквейны, сочиненные всеми классами, поместили на стенах актового зала. На тренинге мы освоили не только искусство делания и принятия комплимента, но и технику написания синквейнов( четверостиший) и статей в газету.»
Точка зрения учеников:
Работа по проекту была для нас очень интересной и, конечно же, полезной.
- Я научилась не только писать реферат ( это я делала и раньше), но и сворачивать его до небольшой статьи, чтобы поместить в ученический журнал, к тому же нам всем разрешили набрать его на компьютере. А потом я много раз с гордостью разглядывала страницу журнала, где была моя( курсивом напечатана моя фамилия) статья о современной лексике русского языка.
- А мне понравилось, как мы придумывали вопросы для анкеты, ходили из класса в класс и проводили анкетирование,
- А мы опрашивали взрослых и ходили по всему селу, а потом несколько дней обрабатывали анкеты.
-Мне понравилось выступать с лекциями для учеников нашей школы, рассказывать им об истории ораторского искусства, о культуре общения…
- А мне понравилось, как мы писали листовки, расклеивали их по селу, читали их на родительском собрании, на сельских сходах
-А потом взрослые, сматерившись в магазине, начинали перед нами извиняться.
- А мне понравилась презентация нашего журнала. Приехали делегации из многих школ района: учителя, ученики. Они такими глазами на нас смотрели!
- Да, а потом решили поддержать нас проект и работать по нему в своей школе.
- Жаль, что не всех мы успели привлечь к проекту, что подрастающие дети матерятся по прежнему, а их родители не слышали всего того, что мы говорили. Значит, работу нужно подолжить.
Наш проект был тщательно спланирован в самом начале и осуществлялся согласно плану:
Исследование и изучение социальной среды. ( Формулирование целей и задач исследования; составление вопросов для опроса учеников, родителей, жителей села; формирование группы старшеклассников для проведения анкетирования; анкетирование и обработка анкет, анализ данных, оформление выводов)
Формулирование социальной проблемы
Определение причин существования данной проблемы
Наметить пути преодоления проблемы , т. е. реализации проблемы.
Привлечение общественности к данной проблеме( статьи в газету, обращение к жителям села через листовки, выступление агитбригад учеников, выступление с лекциями на родительских собраниях, беседы, лекции, тренинги по классам.)
Создание агитбригады, группы лекторов.
Создание пресс-центра и группы юнкоров.
Написание докладов, статей, рефератов, листовок, их компьютерное оформление.
Разработка и проведение тренингов по выработке сознательных навыков, по формированию умений по данной проблеме.
Обобщение полученных знаний о проблеме, собранной информации в ученическом журнале.
Создание редакционного совета, выпуск журнала.
Презентация журнала.
Проект предназначен для учеников, учителей, родителей учеников, жителей села.
Ученики получили возможность попробовать свои силы в социально значимом деле; учителя- активизировать работу школы по формированию важных навыков у детей не на словах , а в конкретном деле, при этом не уговаривая детей принять участие в деле, поскольку это была идея самих учеников; родители задумались о воспитании в детях речевой культуры и почувствовали ответственность, некоторые- испытали стыд перед своими детьми и общественностью, когда им во всеуслышание дети заявили: »Это вы, родители, научили нас этим словам».
12