МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧПЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ-САД) №10 “АЛЕНУШКА”
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Проект
по адаптации детей второй группы раннего возраста
«Будем знакомы»

Подготовила:
Воспитатель Пришляк Т.В
Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста «Будем знакомы»
Воспитатель Пришляк Т.В
1 младшая группа «
Проект "Будем знакомы" МДОУ детский сад
«Аленушка»
Вид проекта: краткосрочный.
Разработчик: воспитатель первой младшей группы участники проекта: дети 1 младшей группы, возраст: 2- 3 года; родители детей, посещающих 1 младшую группу; воспитатели; медицинская сестра.
Время реализации проекта: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Для того чтобы облегчить период адаптации мною был разработан проект «Будем Знакомы».
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходят множество изменений:
строгий режим дня;
отсутствие родителей в течение 9 и более часов;
новые требования к поведению;
постоянный контакт со сверстниками;
новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;
другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него СТРЕССОВУЮ СИТУАЦИЮ, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д.
Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, АДАПТИРОВАТЬСЯ.
Общая задача нас, воспитателей и родителей, - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
Значимость выше указанных проблем предопределили следующие цели и задачи проекта.
Цель и задачи проекта
Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
.
Цели и задачи, решавшиеся мною в ходе педагогического проекта, потребовали применения соответствующих методов:
Анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации);
Анкетирование (родителей);
Наблюдения;
Беседа;
Продукты совместной деятельности детей и родителей.
Процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособление к ее условиям приведет к позитивным результатам в том случае, если создаются следующие педагогические условия:
процесс привыкания будет постепенным для каждого ребенка индивидуально;
создание доверительного и тесного сотрудничества между родителями, воспитателями и детьми. Повышение интереса родителей к педагогическому процессу и интереса к жизни группы;
оказание положительной эмоциональной поддержки ребенку в период его пребывания в детском саду;
выработка единых требований, правил, системы работы в адаптационный период коллектива работающего в группе (воспитатели, помощник воспитателя, медицинская сестра, родители).
Основные направления проекта
Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей.
Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами творческую деятельность.
Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;
позитивное развитие отношений в детском коллективе;
повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;
снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период;
вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей.
.
Использую следующие формы и способы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям:
элементы телесной терапии (обнять, погладить);
исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;
релаксационные игры (песок, вода);
сказкотерапия - это процесс воспитания ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий. Приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы;
игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;
культура общения, тактичность и взаимопонимание.
Определила принципы работы по адаптации детей к ДОУ:
предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
постепенное заполнение группы;
гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
сохранение в первые недели имеющихся у малышей отрицательных привычек;
информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;
осуществление систематического контроля за ребенком в группе (медицинская сестра)(термометрия, кожные покровы, зев, стул);
наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье)(медицинская сестра);
протекание адаптации (медицинская сестра).
Считаю, что реализацию проекта можно условно разделить на несколько этапов:
1 этап. Подготовительный (организационный):
2этап. Основной (адаптационно-исследовательский):
знакомство с семьей;
ознакомление родителей с системой работы ДОУ;
информационная деятельность:
организованные тематические встречи;
беседы с родителями.
практическая деятельность:
совместные праздники, развлечения;
работа с детьми;
итог проекта. Совместный праздник с детьми и родителями «День Знакомства».
3этап. Заключительный (результативность).
. Адаптация на этом этапе включает в себя 7 шагов:
приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;
приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;
ребенок остается без родителей на 1-2 часа во время прогулки, либо во время свободной игровой деятельности;
ребенок завтракает в присутствии родителей и остается на 2-3 часа (без родителей);
ребенок остается без родителей с завтрака до обеда;
ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;
ребенок остается на целый день. На данном этапе ребенка постепенно приучаем к режимным моментам детского сада. Этот этап – самый важный, для облегчения адаптации добиваемся, чтобы родители и дома поддерживали такой же режим, как и в детском саду.
ребенок включается в непосредственно образовательную деятельность в группе.
…Основной формой работы с детьми младшего возраста и ведущим видом деятельности является игра.
Сентябрь
1 этап
Организационный 1. Оформление «Полочки для любимых игрушек».
2. Ведение адаптационных карт.
3. Организация мини игровой зоны.
4. Игры с песком и водой.
5. Игры в сухом бассейне.
6. «Познание». Конструктивная деятельность- игры с крупными деталями конструктора.
7. Слушание спокойной музыки, веселых детских песен.
8. Сенсорные игры.
9. Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.
Диагностика вновь прибывших детей.
«Социализация».
Адаптационные игры с воспитателями («Загляни ко мне в окошко» и др).
«Художественное творчество»
-рисование крупой, песком, манкой.
«Физическая культура»
-подвижные игры,
-хороводные игры,
-пальчиковые игры.
«Художественная литература»
-песенки, потешки, прибаутки, скороговорки.
Сбор информации о семьях воспитанников ДОУ:
-личные дела воспитанников.
Организация выставки с материалами об адаптационном периоде.
Родительская встреча «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению»
Диагностическое обследование.
Анкетирование. Консультации:
а) «Готовим малыша в детский сад»
б) «Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям»
в) «Значение режима в сохранении здоровья детей»
г) «Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка»
д) «Нужен ли ребенку дневной сон»
е) «Сон как важная составляющая режима дня дошкольника»
Информационные листы-памятки с кратким материалом.
Октябрь
2 этап
Основной Моторные игры для детей (двигательные)
«Социализация»,
«Коммуникация»
Игры на формирование общения с взрослыми и детьми:
«Давайте познакомимся», «Игра в гости». Утреннее приветствие.
Беседы, рассматривание предметных картинок.
«Утро радостных встреч».
Засыпание (колыбельная).
Гимнастика пробуждения.
Закаливающие процедуры (ходьба по дорожке здоровья, следам, ходьба по мешочкам с разными наполнителями, ребристая доска)
Музыкальные игры.
Преобразование среды к сюжетно-ролевым играм: «Отведем дочку в садик», «Больница»
Внесение нетрадиционного оборудования в «Уголок Здоровья».
Проведение групповых и индивидуальных встреч и бесед с родителями (исходя из диагностики и наблюдений за детьми)
Ноябрь
3этап Заключительный Организация работ с детьми по всем видам деятельности в интеграции образовательных областей: «Физическая культура»,
«Здоровье»
«Социализация», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Труд», «Познание»,
«Музыка», «Чтение художественной литературы»
Показ настольного театра.
Показ кукольного театра.
«Познание»
Проведение дидактических и развивающих игр на сближение малышей друг с другом и воспитателем («Куклы пляшут», «Спектакль игрушек» и т. д.) Расширение центра развивающих и дидактических игр (игры на цвет, форму, величину).
Переоборудование всех зон деятельности в группе по возрастным особенностям.
Итог проектной деятельности: праздник с детьми и родителями «Праздник Знакомства».
Анализ деятельности.
Анкета для родителей (повторная, со всей группой)
Просим отметить ответ, с которым вы согласны или дописать свой вариант
1 Что больше всего на сегодняшний день беспокоит и волнует вас (по поводу ребенка)
а) здоровье ребенка; (8%)
б) его своевременное развитие и вопросы воспитания;( 42%)
в) самочувствие и перепады настроения; (6%)
г) капризы, непослушание, истерики, плохой аппетит, беспокойный сон; (4%)
д) ничего, все хорошо;(40%)
е) другое___
2 Что вы знаете по организации успешной адаптации ребенка к условиям детского сада:
А)Не знаю (5%)
Б)Знаю (85%)
В) Другое (10%)
3 В чем вы видите причину более длительно вхождения ребенка в детский сад, чем ожидали?
А) ребенок был не готов по ряду показателей (навыки самостоятельности- режим-вредные привычки-еда) (37%)
Б) у ребенка слабое здоровье, понижен иммунитет;(20%)
В) ребенок был не готов к общению с чужими людьми, боялся;(43%)
Г) другое (0%)___
адаптации
организовывала систему оздоровительно-развивающей работы, включающую комплекс мероприятий: медицинских, педагогических и психологических.
Выводы
Таким образом, можно отметить, что период адаптации у детей группы » прошел успешно. В течение последних лет не было ни одного ребёнка с тяжёлой степенью адаптации. Степень адаптации в основном лёгкая и средняя. Это позволяет нам судить о правильной организации и проведении адаптации детей к условиям детского сада педагогическим коллективом. Итоги повторного анкетирования показали, что значительно повысилась компетентность родителей по вопросам адаптации, воспитания и обучения детей. Установлен с ними тесный контакт и сотрудничество. У детей бодрое и эмоциональное настроение, проявляют интерес и желание играть, общаться с друг другом.
Именно сотрудники детского сада, родители объединили совместные усилия и обеспечили малышу эмоциональный комфорт.
Многоплановая и кропотливая работа в период адаптации детей к дошкольному учреждению дала свои устойчивые положительные результаты.
Цели и задачи проекта нами достигнуты и реализованы.