Министерство образования и науки РТ
ГАПОУ «Арский педагогический колледж им. Г. Тукая»
Проектная работа
в рамках курсов повышения квалификации для учителей начальных классов по теме «Совершенствование личностного и профессионального
развития учителя в условиях реализация ФГОС НОО» на тему: «_Активизация познавательной деятельности
и исследовательской культуры на уроках математики по ФГОС НОО»
Выполнили слушатели курсов
_____________(Иванова Е.Д.)
_____________ (Гайнуллина Г.Р.)
_____________ (Муллагалиева Ф.А.)
_____________ (Шайхутдиннова М.Г.)
Проверил _____________ (Мусина Л.Н.)
Дата__________________________________
Оценка:____________________________
Арск, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА1Активизация познавательной деятельности
и исследовательской культуры на уроках математики по ФГОС НОО
1.1. Реализация проекта
1.2 Особенности методической системы ................................................................... 4
1.3 Этапы проекта
1.4 Ожидаемые результаты……………………………………………………………5
1.5 Проектная работа по теме «Меры длины»……………………...…………….6-11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….13
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: Проблема формирования и активизации учебно-познавательной деятельности особенно актуальна для начальной школы, т.к. именно в младшем школьном возрасте формируется и становится ведущей учебно-познавательная деятельность. От того, насколько успешно будет проходить ее формирование, зависит успешность процесса обучения, развитие личности в целом. В процессе познавательной деятельности, проводя небольшие исследования, а также в проектной деятельности у учащихся формируется логическое мышление, исследовательская культура. В результате собственных исследований, наблюдений и исканий, можно утверждать, что внедрение инновационных педагогических технологий, системный подход к организации работы с информацией позволяет решить множество проблем, а творческий подход определяется научным выбором лучшего из возможного. Цель проекта: Выявить, научно обосновать педагогические условия активизации познавательной деятельности и исследовательской культуры младших школьников в процессе обучения математике.
Задачи: - выявить психолого-педагогические предпосылки осуществления развития познавательной активности исследовательской культуры младших школьников на уроках математики; - изучить психофизиологические условия развития младших школьников; - определить содержание, которое способствует активизации познавательной деятельности в учебной работе младших школьников по математике.
1.1 Реализация проекта:
«Урок , первая искра, зажигающая факел любознательности»- писал В.А.Сухомлинский. Преимущество современного урока в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела, и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией, а главным критерием эффективности учительского выбора по-прежнему остается качество образовательного процесса и знаний учащихся. Достижению качества знаний помогают компьютеры, с помощью которых ученики осваивают создание своих презентаций при проектно-исследовательской деятельности.
1.2Особенности методической системы
Оборудование урока и использование наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах урока; соответствие методов и приемов образовательным и развивающим задачам урока, их оптимальное сочетание; использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности; анализировать способы работы других учеников , выбирать и осваивать наиболее рациональные; включение учащихся с первых уроков в познавательную деятельность.
1.3Этапы проекта:
1 этап – сентябрь, октябрь выяснительно-организационный | Выявление уровня познавательной активности и самостоятельности обучающихся; |
|
2 этап – октябрь, ноябрь Методический | Моделирование системы уроков. Выбор и адаптация педагогических приёмов и методов | |
3 этап – декабрь-апрель Тренировочно-технологический | Проведение и организация учебно-познавательной деятельности учащихся и |
|
4 этап - май Итогово-диагностический | Анализ уровня сформированности познавательной активности и самостоятельности обучающихся |
|
1.4Ожидаемые результаты:
*Повышение мотивации к учебному процессу, получению знаний;
*учащиеся научатся работать самостоятельно;
*получат опыт самоанализа, исследовательской работы;
* научатся выражать и отстаивать своё мнение.
1.5 Проектная работа по математике на тему «Меры длины»
Цель: выяснить, какие меры длины существовали на Руси в старинные времена и почему не используются в настоящее время.
Задачи: уточнить, какими мерами длины пользуются в настоящее время; выяснить, какие меры длины существовали в старинные времена на Руси; выяснить, в каких литературных источниках встречаются названия старинных мер длины; выяснить, что означают пословицы, поговорки, шутки, фразеологизмы, в которых встречаются названия старинных мер длины; познакомиться с задачами, в которых встречаются старинные меры длины; провести эксперимент с измерением длины; сделать выводы; предположить возможные пути дальнейшего исследования.
Методы исследования:
-подумать самостоятельно, что мы знаем о современных и старинных мерах длины; -изучить специальную литературу; -найти ответы на вопросы с помощью к сети Internet; -провести опрос одноклассников, родителей, учителей; -понаблюдать за тем, с помощью чего люди измеряют длину в настоящее время; -провести эксперимент: попробовать измерить длину предметов, используя старинные и современные единицы измерения.
Материалы:
| Гр. «Старинные русские меры длины» | Гр. «Измерительные инструменты» | Гр. «Меры длины в литературе» | Гр. «Решаем… Думаем…Смека ем…» |
1 неделя | Подготовительная работа для выбора направлений работы: «О чем я хочу узнать». Составление матрицы в каждой группе |
2 неделя | 1. Отбор материала «Старинные русские меры длины» 2. Оформление книги. 3. Изготовление дидактического пособия. | 1. Изучение измерительных инструментов. 2. Изготовление книги. 3. изготовление коллекции . | 1.Подборка материала о мерах длины в литературе. 2. Оформление книги пословиц. 3. Сценка. | 1. Подборка и придумывание загадок, ребусов, кроссвордов. 2.Оформление книги |
П Р Е З Е Н Т А Ц И Я |
Матрица темы Название: «Меры длины» |
Возможные проекты | Возможные источники информации |
Учебная информация (уроки по базовым дисциплинам как источники сведений по теме) | Другие источники информации |
1. Старинные русские меры длины. | Уроки математики. Уроки чтения. Уроки художественного труда. | Научно-популярная литература Журналы. Интернет. |
2. Измерительные инструменты. | Уроки математики. Уроки труда. | Научно-популярная литература Журналы Интернет. |
3. Меры длины в литературе. | Уроки чтения. | Художественная литература Интернет. Журналы. |
4.Решай…Смекай… Угадывай… | Уроки математики | Научно-популярная литература Художественная литература Телевидение |
«Старинные русские меры длины»
Название: проект по теме: «Меры длины» |
Этапы и их сроки | Конечный продукт | Действия | Роли | Необходимые материалы | Источники информации | Привлечение других взрослых |
В школе | Вне школы |
1 неделя | Книга «Старинные русские меры длины» Компьютерная презентация | Посещение школьной библиотеки | Посещение детской библиотеки. Беседы с родителями. Интернет. | Оформители. | Бумага. | художественная литература; детские журналы; научно-популярная литература | Родители библиотекари |
2 неделя | Изготовление дидактического пособия из лент с мерами длины | Изготовление основы | Заготовка лент и надписей | Художники оформители | Бумага, ленты, самоклеющая плёнка | | Родители |
«Измерительные инструменты»
Название: проект по теме: «Меры длины» |
Этапы и их сроки | Конечный продукт | Действия | Роли | Необходимые материалы | Источники информации | Привлечение других взрослых |
В школе | Вне школы |
1 неделя | Книга «Учитель: - | Изготовление книги | Подборка материала | Художники-оформители | Бумага, карандаш, краски, кисточки | Книжки «Сделай сам», Интернет | Родители |
2 неделя | Коллекция измерительных инструментов | Изготовление коллекции | Подборка измерительных инструментов | Художники-оформители | Плёнка самоклеющая, ножницы, коробка | | Родители |
«Меры длины в литературе»
Название: проект по теме: «Меры длины» |
Этапы и их сроки | Конечный продукт | Действия | Роли | Необходимые материалы | Источники информации | Привлечение других взрослых |
В школе | Вне школы |
1 неделя | Книга пословиц и поговорок | Оформление книги | Подборка материала | Художники-оформители | Бумага, карандаш, краски, кисточки | художественная литература; детские журналы | Родители, учителя |
2 неделя | Подборка художественных произведений. Сценка. | | Чтение худ. литературы | Читатели, артисты | Костюмы | художественная литература; детские журналы | Родители, библиотекари, учителя |
Проблемное обучение на уроках по разным темам. На всех уроках математики с помощью проблемных вопросов мы активизируем познавательную деятельность учащихся на уроке. К примеру при изучении цифр и чисел, составлении таблиц сложения и вычитания в первом классе, во втором классе – таблица сложения и вычитания с переходом через десяток и т.д.
Выводы:
Интерес ребёнка – важнейший источник его активности в познавательном процессе, один из наиболее эффективных побудителей внимания.
Наличие познавательного интереса к предмету способствует повышению активности учеников, повышению успеваемости, самостоятельности.
Литература
Под ред.М.П.Осиповой , Н.И.Кончаловской.















