Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Северо-Енисейский детский сад № 4 «Жарки»
Методическая разработка
практико-ориентированного проекта
по патриотическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста и родителей
«Наследники Победы»
Авторы:
Старший воспитатель: Л.Г.Мехнина
Воспитатели Т.В.Антоневич
Н.Н. Мельникова
2016г
Актуальность
В современных социально-экономических условиях развития России роль и значение патриотического воспитания подрастающего поколения актуализируется, что нашло отражение в «Законе об образовании в РФ», (2013г.), в «Концепции модернизации российского образования до 2020 года» от 23.12.2005 №751; в программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», в решении коллегии Министерства образования Российской Федерации «О проблемах и перспективах реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации». В обозначенных документах патриотическое воспитание рассматривается приоритетным направлением государственной политики и деятельности муниципальных образовательных учреждений. Чрезвычайно важным в связи с этим является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. Именно на данном этапе происходит формирование культурно-ценностных ориентаций и духовно-нравственной основы личности ребенка.
С каждым годом уменьшается социальный фактор в осознании роли Великой Отечественной войны. Уже наши правнуки вряд ли будут воспринимать её как нечто особенное, значимое событие. И уже многие дошкольники воспринимают 9 мая как обычный праздник, а нет у них чувства гордости за своих прадедов и благодарности за подаренный мир.
В.А. Сухомлинский подчеркивал необходимость формирования сознательной, активной личности, обладающей пониманием гражданского долга и ответственности, цельным мировоззрением, основы которой закладываются в семье. Но современная семья переживает сложный этап, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада. Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей семьи.
Цена и память о ВОВ у каждой семьи разная. И жива эта личная память, пока живы свидетели, те люди, которых не обманешь, и которые не позволят забыть. Поэтому и через века не должна ослабевать память о них, не должен умаляться их героизм. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у дошкольника сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. На конкретных фактах из жизни старших членов семей (прадедушек, прабабушек – участников ВОВ, их трудовых и фронтовых подвигах) можно привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг».
Идея проекта
Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей. Одним из основных средств в ДОО является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.
Новизна
Новизна опыта заключается в организации новых форм работы с родителями - вовключении родителей в организацию проекта и его реализацию. Родители являются активными участникамиобразовательно-воспитательный процесса в ДОО.
Цель проекта
Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиги людей, принимавших участие в сражениях за Родину. Создание условий для воспитания у детей дошкольного возраста чувства патриотизма и гражданственности в соответствии с их возрастными возможностями.
Задачи проектируемого процесса на детей:
-расширить знания о государственном празднике иобобщить знания детей о ВОВ, обисторическом наследии нашей страны;
-способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составлении рассказов о ветеранах.
-обогащать активный словарь по теме.
-поощрять пересказы детей, услышанных дома историй о родных иблизких ветеранах и участниках ВОВ.
-развивать познавательные способности детей в процессе практической и исследовательской деятельности.
-формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность, навыки взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
-дать представление о значимости Победы для нашего народа, о том, почему про этот праздник говорят «со слезами на глазах».
-вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.
-воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению.
Задачи проектируемого процесса на родителей:
-повысить компетентность родителей в вопросах патриотического воспитания дошкольников через чтение художественной литературы об участниках ВОВ, через участие в оформлении информационных стендов, выставок в совместной творческой деятельности.
-способствовать активному участию родителей в исследовательской деятельности, мероприятиях, направленных на формирование у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к памяти героев ВОВ, посещение экспозиций музеев и памятных мест, укрепление связи между поколениями.
-обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок.
Задачи проектируемого процесса на предметно-пространственную развивающую среду (ППРС):
-разработать подходы к созданию в ДОО ППРС, способствующейформированию знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о героическом прошлом своих прадедов, участников ВОВ через исследовательскую и творческую деятельность.
-пополнить ППРС групп детей старшего дошкольного возраста макетами на военную тематику, мини-библиотекой и мини-музеем с фотографиями прадедов, с информацией и стихах об их героических подвигах, изготовление атрибутов для участия в демонстрации «Бессмертный полк», для организации сюжетно-ролевых игр (бинокли, пилотки, погоны и прочее).
Предполагаемый результат проекта:
-Осознанное отношение детей к бессмертному подвигу ветеранов Великой Отечественной войны и к празднованию Дня Победы.
-Сформированыпервоначальные познавательные действия в поисково-исследовательской деятельности; представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
-Повышение социальной компетентности дошкольников.
-Сформировано чувство собственной сопричастности к празднику Победы,чувства гордости за свою семью, Родину и подвигу ветеранов ВОВ.
-Родители – активные участники воспитательно-образовательного процесса в ДОО. Продуктивное сотворчество педагогов, родителей, детей.
-Создана в группе ППРС, посвящённая празднованию Дня Победы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Этапы и сроки реализации.
№ | Основные мероприятия | Срок исполнения | Результат мероприятия | Ответственные |
1.Подготовительный(аналитический)– (Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по патриотическому воспитанию детей). | «Круглый стол» (воспитатели, родители, воспитанники, узкие специалисты, старший воспитатель) | 17 апреля | Создание творческой группы | Старший воспитатель |
Заключение согласованных действий с социальными партнерами: музей, ДК «Металлург», библиотека. | 17- 20 апреля | План-график мероприятий с социального взаимодействия | Старший воспитатель |
2.Организационный(информационно-методологический)– создание условий для осуществления деятельности в рамках реализации проекта: постановка целей, разработка организационно-информационного сопровождения деятельности.
| Составление плана деятельности, разработка организационно-информационного сопровождения деятельности.
| 17 - 20 апреля | План мероприятий | Творческая группа |
Составление предварительной сметы | 17-23 апреля | Смета | Творческая группа |
Подбор методической литературы, картин, иллюстраций о ВВО; составление конспектов, сценариев мероприятия | 17-30 апреля | Методическая копилка | Творческая группа |
Практический(реализация намеченных планов) апробация и экспериментальная проверка основных идей проекта (Введение разработок и технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОО) | Мероприятия (НОД, игры, беседы, экскурсии, утренник, выставки, музыкально-театрализованное выступление) | 03 -10 мая | Реализация воспитательно-образовательного процесса | Творческая группа |
3.Обобщающий(подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем) Подведение итогов экспериментальной работы по внедрению и апробации проекта по созданию условий для реализации образовательных области «Социально-коммуникативное развитие» через разнообразные виды детской деятельности дошкольников в среде ДОУ.Трансляция опыта на муниципальном, региональном, федеральном уровнях. | Трансляция проекта | 11 – 19 мая | Ознакомление педагогов ДОУ с новыми дидактическими пособиями, изготовленными по данной теме - создание уголка памяти -интернет участие педагогов в интернет конкурсах | Творческая группа |
Сроки
Проект рассчитан на срок – 1 месяц. (17 апреля по 19 мая).
Ресурсы
Педагоги, воспитанники старшей и подготовительной к школе групп, родители воспитанников, узкие специалисты ДОО, социальные партнеры.
ППРС ДОО, средства ИКТ ДОО, экспозиции музея, библиотеки, СМИ, канцелярские товары.
План реализации проекта
№ | Образовательная область | Мероприятия | Сроки проведения |
1 | Познание . | Ознакомление с окружающим миром«День Победы» Осипова Л.Е., Зеленова Н.Г.стр. 84 Поисково-исследовательская деятельность «Ветки берёзы в вазе» стр. Беседы об улицах поселка Северо-Енисейский, названных в честь героев ВОВ, о подвигах наших героев – североенисейцев. | |
2 | Речевое развитие. | Коммуникация«Аты - баты, шли солдаты» Парамонова Л.А., стр. 931 «Это праздник со слезами на глазах» Парамонова Л.А.,стр. 939. | |
Чтение художественной литературы«Горбушка» Б. Алмазова, Парамонова Л.А., стр. 936. | |
Конкурс чтецов «Славный день Победы» | |
3 | Социально-коммуникативное развитие | - экскурсия детей в музей и к памятнику павшим солдатам - создание уголка памяти в центе патриотического воспитания -с/р игра «Госпиталь» | |
4 | Художественно-эстетическое развитие. | Рисование «Праздничный салют» Парамонова, стр. 942. Аппликация «Голуби на крыше» стр. 926. Конструирование из бумаги «Украшение веточки Победы» стр. 930. Лепка из солёного теста: «Дедушкина кружка» стр.934 Утренник «Спасибо деду за Победу!» Выступление на митинге, поздравление (театрализованное представление) ветеранов ВОВ, в рамках акции «Североенисейцы фронтовикам» | |
5 | Физическое развитие | Военно-патриотическая игра «Зарница» | |
6 | Работа с родителями | Оформление выставки, информационного стенда по патриотическому воспитанию «Родная сторонушка», Подготовка презентации «Нам дороги эти позабыть нельзя», Сопровождение на экскурсиях. Выступления на мероприятиях. Участие в акции «Североенисейцы - фронтовикам» - «Победа и мир глазами детей» (детские рисунки). | |
Смета
Вид оборудования | Количество | Стоимость каждого предмета | Общая стоимость |
Наглядно-дидактические пособия | 2 | 250 | 500 |
Гуашь | 10 | 35 | 350 |
Кисти | 25 | 10 | 250 |
Альбомы | 3 | 40 | 120 |
Цветная бумага | 3 | 25 | 75 |
Ватман | 10 | 20 | 200 |
Самоклеющаяся пленка | 2 | 400 | 800 |
Фломастеры | 10 | 100 | 1000 |
Цветные карандаши | 10 | 100 | 1000 |
Клей | 12 | 40 | 480 |
Непроливайки | 12 | 25 | 300 |
Флажки | 25 | 60 | 1500 |
Шары | 100 | 15 | 1500 |
Костюм военного | 3 | 2300 | 6900 |
Костюм медсестры | 2 | 2300 | 4600 |
Костюм моряка | 3 | 2300 | 6900 |
Пилотка | 8 | 600 | 4800 |
Бескозырка | 8 | 800 | 6400 |
Ноутбук | 1 | 25000 | 25000 |
Итого | | | 51175 |
| | | |
| | | |
| |