
Педагогический проект
тема:
«Книжка в гости
к нам идет, книжка сказку
нам ведет»
Исполнители:
воспитатели
12 группы «Смешарики»
Авагян Е.С. Свистельникова А.В.
Паспорт проекта
Проект «Книжка в гости к нам идет, книжка сказку к нам ведет!»
МБДОУ «Детский сад № 7 «Теремок»
Адрес: ул. Пионерская улица, 411А
Руководители проекта:
Авагян Е.С.
Свистельникова А. В.
Члены рабочей группы:
Воспитатели, дети старшей группы, родители воспитанников
Тип проекта: творческий, краткосрочный ( с 10.01 -09.02 2018 г), групповой, с привлечением родителей.
«Наша задача научить ребенка читать правильно, понимать смысл прочитанного. Если до десяти лет не сделать это профессионально, то ребенок не будет креативной творческой личностью!»
Жукова Т. Д.
ВВЕДЕНИЕ.
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.
Книга — источник знаний и размышлений детей на разнообразные темы; материал для бесед, пересказов, игр-драматизаций. Книга - источник обогащения всех сторон речи ребенка.
Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений становятся сюжетами детских игр. Проживая в игре жизнь героев, дети приобретают их духовный и нравственный опыт. Таким образом, путем правильного отбора книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребенка, формирование его духовных ценностей!
Изучив современную практику организации работы по данному направлению в образовательных учреждениях, соотнеся полученные данные с собственным опытом работы, пришла идея разработать проект, основанный на развитие творческих способностей и интереса к чтению художественной литературы через театрализацию произведений В. Сутеева.
Актуальность:
Сейчас дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10−15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и переживают, у них отсутствует интерес к книге. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, приобщая их к чтению, вовлекая их в различные виды театрализованной деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей.
Тем временем значение приобщения детей к художественной литературе через театрализацию художественных произведений трудно переоценить. Дело в том, что сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 10-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы. Дети даже не подозревает, что в сказках ему внушаются все эти педагогические запреты, табу, советы. А сказки Сутеева легко и ненавязчиво преподают малышам первые уроки любви к природе, доброты, борьбы со злом и прежде всего в себе.
Владимир Сутеев был необыкновенно талантливым человеком. За свою жизнь он успел подарить маленьким читателям множество своих произведений, иллюстраций, мультфильмов. До сих пор книги с его иллюстрациями особенно любимы детьми и взрослыми.
Знакомство с творчеством Владимира Сутеева – один из путей формирования у детей дошкольного возраста навыков, необходимых для правильного общения с книгой. Это возможность познакомить детей с историей детской книги и воспитать эстетическое восприятие произведений искусства.
Данный проект «Книжка в гости к нам идет, книжка сказку к нам ведет» разработан для повышения интереса к книге, любви к чтению и развитию творческих способностей через театрализованную деятельность.
Воспитание современно ребенка, его интереса к художественной литературе и творческих способностей приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку нашей стране нужна такая личность, которая может думать не стандартно, может моделировать различные ситуации, будет чувствовать себя уверенно и гармонично в любом обществе.
Цель: Приобщение к чтению художественной литературы и развитие творческих способностей через театрализацию произведений В.Сутеева.
Задачи:
Образовательные:
Вызвать интерес к творчеству художника-иллюстратора В. Сутеева, обратить внимание на средства выразительности, которые он использует, познакомить с его изобразительной манерой.
Познакомить детей с теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театрального искусства.
Расширять словарный запас детей, воспроизводить сказки В. Сутеева, через театрализованную деятельность.
Развивающие:
Развивать умение понимать содержание произведений, внимательно слушать.
Развивать интерес с театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.
Развивать творческие и актерские навыки у детей через совершенствование речевой культуры и овладение приёмами пластической выразительности.
Развивать творческое воображение, мышление, мелкую моторику рук, речь детей.
Воспитательные:
Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания к слабым и беззащитным через произведения В. Сутеева.
Воспитывать умение преодолевать застенчивость и включаться в театрализованную игру.
Взаимодействие с родителями:
Родители понимают значимость чтения литературы для развития детей.
Развить у родителей устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности детей и желание участвовать в развитии предметно-пространственной среды.
Ожидаемые результаты:
Дети познакомятся с творчеством В. Г. Сутеева, научаться слушать и понимать художественный текст,
• У детей сформируется устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в спектакле по сюжету знакомой сказки;
улучшится объяснительная речь, станут внимательнее относиться друг к другу, проявлять заботу о тех, кто рядом, оказывать поддержку.
• дети научатся пользоваться настольным, пальчиковым театром, театром би-ба-бо;
• сформируется умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;
• Разовьется умение свободно держаться на сцене;
• Дети станут дружнее, зародится чувство партнерства.
• Пополнится предметно-развивающая среда
• повысится интерес родителей к жизни детей в ДОУ и компетенция родителей по вопросам значения чтения и театрализованной деятельности на развитие детей.
Аннотация проекта.
Работа осуществлялась в три этапа – подготовительный, основной и заключительный, и по трем направлениям: организация развивающей среды, работа с детьми и работа с родителями.
Реализация проекта- (1 этап – подготовительный) началась с организации театрально - игровой среды в группе. Подобрали игрушки, атрибуты, литературные произведения, театральные куклы и костюмы. Для музыкального оформления спектакля в группе есть магнитофон, кассеты, диски. Оформлена выставка книг В.Сутеева.
Родителей познакомили с темой проекта и его задачами. Провели опрос о роли чтения для развития ребенка в целом и для развития речи. Этот опрос показал то, что большинство родителей не придают должного значения чтению художественной литературы для развития ребенка, а те кто понимает его роль для дальнейшего обучения в школе не знают как заинтересовать ребенка.
Детей ввели в игровую ситуацию. Утром дети «находят» книгу со сказкой В.Сутеева «Под грибом». Начинают ее рассматривать. Воспитатель предлагает познакомиться и с другими сказками писателя. Потом воспитатель предлагает показать героев сказок и «прожить» с ними сказки.
На 2 этапе – основном - для обогащения предметной среды были дополнены атрибуты для театрализованных игр, подобраны картотеки на развитие речевого дыхания, картотека скороговорок, чистоговорок, пальчиковых игр. Велась активная работа по созданию лэпбука «Мир театра».
Второе направление – это работа с детьми:
НОД «Волшебный мир В.Сутеева»;
НОД по речевому развитию «Составление рассказа по сказке «Три котенка»;
НОД по рисованию «Петух и краски»
Просмотр мультфильмов;
Чтение сказок и просмотр иллюстраций к ним;
Этюды и мимические упражнения;
Музыкально-ритмические движения;
Подвижные игры;
Артикуляционная гимнастика, проговаривание чистоговорок и скороговорок;
Речевая и дыхательная гимнастика;
Раскраски по сказкам.
Рассказывание сказки «Кто сказал мяу?» с имитацией движения;
Подготовка к драматизации сказки «Кто сказал мяу?»
Третье направление – взрослые:
Работа с родителями, она включает в себя:
Консультации «Воспитание сказкой», «Влияние театрализованных игр на развитие творческих способностей детей».
Организация работы по изготовлению атрибутов и пособий;
Изготовление книжек-малышек
Мастер-класс «Сказка спешит на помощь».
На 3-ем заключительном этапе был представлен продукт проекта лэпбук «Мир театра», картотеки «Чистоговорки и скороговорки».
Дети показали театрализованное представление «Кто сказал мяу?» детям младшей группы.
Организованна выставка книжек-малышек изготовленных родителями вместе с детьми «Сказки В. Сутеева».
Тематическое планирование проектной деятельности.
1-й этап подготовительный.
№ | Мероприятия | Срок | Цель |
С воспитанниками |
| Введение детей в игровую ситуацию. | 10 января | Вызвать интерес к предстоящей деятельности. |
| |
Предметная среда |
| Подготовка атрибутов для театрализованных игр | 10-11 января | Подготовить предметно-развивающую среду |
| Подготовить выставку книг В. Сутеева | | |
С родителями |
| Устный опрос «Что вы знаете о роли чтения для развития ребенка?» | 10-11 января | Выявить уровень знаний родителей о роли чтения для развития речи ребенка |
2-й этап практический
С воспитанниками |
| НОД «Волшебный мир В.Сутеева» | 12 января | Познакомить детей с творчеством писателя. |
| НОД - речевое развитие – «Составление рассказа по сказке «Три котенка» В. Сутеева. | 12-18 января | Вызвать интерес к произведениям В. Сутеева, желание изобразить героев сказки. |
| Просмотр мультфильмов по произведениям В. Сутеева | | Вызвать интерес к произведениям писателя. Знакомить с выразительными средствами передачи образа в мультфильмах. |
| Чтение сказок В. Сутеева |
| Психогимнастика | В ходе реализации проекта | Способствовать развитию актерских навыкови двигательных умений. Умение согласовывать движения с музыкой. |
| Упражнение «Изобрази героя», имитационные упражнения. |
| Эдюды на выражение эмоций. |
| Танцевальные движения |
| Рассказывание сказки «Кто сказал мяу?» детьми с имитацией действий. | 17 января | Учить детей проявлять словотворчество. Вызвать желание участвовать в подготовке спектакля, распределении ролей. |
| Подвижные игры: «Лохматый пес», «Волк во рву», «Лиса в курятнике» | В ходе реализации проекта | Учить детей изображать характерные особенности героев. |
| Дидактическая игра «Мои любимые сказки». | Учить детей узнавать и называть сказки В. Сутеева. |
| НОД рисование «Петух и краски» | 19 января | Учить детей выражать свои впечатления в продуктивной деятельности от чтения сказок. |
| Разучивание пальчиковой игры «Репка», «Колобок», «Месим тесто» и др. | В ходе реализации проекта. | Развивать речь детей, мелкую моторику. |
| Проговаривание скороговорок, чистоговорок, артикуляционная гимнастика | Развивать речедвигательный аппарат, выразительную интонационность речи. |
Предметная среда |
| Изготовление теневого театра, ширмы для кукольного театра, изготовление теневого театра «Под грибом», «Утенок и цыпленок» | В ходе реализации проекта. | Пополнять предметно-пространственную среду. |
С родителями |
| Консультация «Воспитание сказкой » | Январь | Знакомить родителей с ролью сказки в воспитании детей. |
| Изготовление книжек-малышек по произведениям В. Сутеева. | Январь | Повышать компетенцию родителей в вопросах творческого развития с помощью театра и книг. |
| Консультация «Влияние театрализованных игр на творческое развитие детей» |
| Мастер-класс для родителей «Сказка спешит на помощь» | Январь | На практике показать значение сказки для воспитания и развития детей. |
3-й этап – заключительный
№ | мероприятия | срок | Цель |
Предметно-пространственная среда |
| Лэпбук «Мир театра» | Февраль | Систематизировать знания детей о театре |
| Картотека скороговорок и чистоговорок. | Февраль | Систематизировать данные для речевого развития, для развития воображения. |
С воспитанниками |
| Драматизация сказки «Кто сказал мяу?» для детей младшей группы | Февраль | Предоставить возможность детям проявить свои актерские способности. Учить выступать на сцене. |
| Выставка работ «Петух и сказки» | Февраль | Учить детей представлять свои произведения на выставке. Оценивать работы товарищей. |
С родителями |
| Выставка совместных работ родителей с детьми «Книжки-малышки В. Сутеева» | Февраль | Предоставить родителям возможность продемонстрировать свои работы по изготовлению книжек-малышек |
| Фотоотчет о проекте. | Февраль | Познакомить родителей с этапами реализации проекта |
Ресурсы
Нормативно-правовые ресурсы
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года
Постановление Правительства РФ « Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» от 05.07.2001года
УСТАВ ДОУ
СанПиНы 2.4.1.2660-10
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Кадровые ресурсы
Для работы в проекте привлекаются воспитатели, дети группы, родители воспитанников.
Выводы
Проект стал мощным импульсом к развитию творческой инициативы педагогов, занимающимся проблемами детства и развития творческих способностей детей. У детей вызван интерес к чтению. Познакомившись с творчеством Владимира Сутеева, имея возможность «проиграть» его сказки в театре, дети захотели познакомиться с творчеством и других детских писателей. Они получили возможность познакомиться с разными видами театра и развить свои личностные качества и актерское мастерство.
Значительно улучшилась объяснительная речь детей, умение строить диалоги. Сформировалось умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами. Застенчивые дети стали более уверенными в своих силах, они стали более уверенно выступать на сцене.
В самостоятельной деятельности дети импровизируют с персонажами пальчикового, настольного театра, в связи с чем, наблюдается ослабление внутренней напряженности у детей, что способствует развитию у них положительных эмоций и умению управлять своим поведением.
Значительно пополнилась предметно-пространственная среда. Появились новые виды театра, родители помогли дополнить театрализованный уголок новыми атрибутами. Также предметно пространственная среда в группе пополнилась художественной литературой, иллюстрированными картинками, играми, и дисками с мультфильмами по сказкам В. Сутеева.
У родителей повысился интерес к жизни детского сада. Они поняли значение чтения для развития ребенка и узнали о том, что через театрализованные игры можно вызвать интерес к чтению.
Литература:
1. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
3.Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.
4.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.
5.Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
6. Сказки Владимира Сутеева.
7.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2004.
8.Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985.