Проект на тему:
«Гильоширование как вид декоративной обработки ткани» Руководитель проекта: Ю.А. Костина
1 Автор проекта
2 Описание проекта
3 Основа проекта
4 Список источников
Аннотация проекта:
Время неумолимо несется вперед. С каждым годом творческий потенциал рукодельниц развивается с неумолимой скоростью, принося с собой новые идеи и возможности.
Наш проект призван раскрыть и показать новые грани и возможности на взгляд простого декоративно-прикладного искусства – гильоширование. Оно не открывает новинок рукоделия, но имеет огромный потенциал своего развития. Выжигание по ткани - один из самых новых и интереснейших видов прикладного творчества. В искусстве гильоширования нет предела фантазии и совершенству. Гильоширование возникло в Германии в 70-х гг. 19 в. Сохранилось это искусство и до нашего времени. Но если ранее основными изделиями являлись самые элементарные предметы, то с годами сложность работ возраста в разы и с уверенностью можно сказать стали настоящим произведением искусства. Освоение данного творчества особенно подойдет для тех, кто владеет навыками рисования или какого-либо рукоделия. Искусство гильоширования требует аккуратности, точности выполнения рисунка и сделанного по нему изделия, определенного художественного вкуса. Каждая законченная композиция должна быть выполнена в единой для данного изделия цветовой гамме.
Продолжительность обучения:
Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Каждый год имеет свой план работ и автономный блок завершения. Определенных результатов (навыков) можно достичь уже по истечению первого года обучения. На следующем этапе (второй год) занятия будут направлены на совершенствование и усложнение работ группы.
За первый год обучения учащиеся должны овладеть следующими навыками:
изготовление простейших шаблонов;
освоение несложных приемов выжигания:
обколка, нарезные точки, «капельки», «бусинки»;
Должны уметь:
Результат работы первого года обучения:
платочков, салфеток, воротников, миниатюрных панно;
участие в выставках внутри МОУ СОШ№8
участие на выставках городского, муниципального и других уровней.
второго года обучения должны владеть навыками первого года обучения и освоить дополнительные навыки. Должны уметь:
выполнять многослойное изделие с применением различных тонов ткани;
уметь самостоятельно составлять композицию;
выполнять миниатюрные панно, сувениры, рушники;
овладеть приемами выжигания: «фестоны», «зубчики», «кант».
Результат работы второго года обучения:
изготовление монограмм, многослойных изделий;
выполнение миниатюрных панно, сувениров, рушников;
участие в районных, городских выставках декоративно-прикладного творчества.
Учащиеся третьего года обучения овладевают дополнительными навыками и приемами выжигания – роспись и мережка.
Должны уметь:
выполнять декоративные цветы,
монограммы,
многослойное изделие с гипюровыми вставками,
небольшие скатерти.
План по формированию общественного мнения.
Целевая группа | Задача | Действия |
Учащиеся МОУСОШ№8 | Провести опрос желающих посещать кружок по гильошированию | Известить классных руководителей, также отработать с подходящей возрастной категорией детей. |
Учащиеся 8-11 классов школ города | Подготовить и разместить объявление в школе. | Разработать яркие, красочные объявления с информацией о кружке по гильошированию, дате и месте занятий. |
8 -10 подростков от 10 до 18 лет | Составить презентацию для привлечения школьников. | Презентация даст возможность учащимся более подробно ознакомиться с |
80 подростков от 14 до 18 лет | Прием заявок на участие в соревнованиях "Снежный бой" по электронной почте, рассылка пригласительных. | Именные пригласительные рассылаются в электронном варианте первым 20 подросткам, приславшим заявки. Подростки распечатывают их самостоятельно. |
Родители участников мероприятия игра "Снежный бой" | Получение согласия от родителей несовершеннолетних подростков на участие их в соревнованиях "Снежный бой" | Игра "Снежный бой" проходит с 12.00 дня до 07:00 утра, поэтому необходимо согласие родителей. Для них разрабатывается письмо, содержащее следующую информацию: дата, время, место проведения, программа мероприятия. Предупреждение о том, что требуется теплая одежда. Каждый подросток, получивший приглашение предоставляет организаторам согласие родителей за неделю до мероприятия. После этого он вносится в список участников. |
Состав учащихся:
Заниматься в кружке могут учащиеся МОУ СОШ№8 в возрасте от 10 до 18 лет. Так же в дальнейшем планируется открыть группу и для родителей. Что будет положительно сказываться на социальной динамики семьи. Ведь работая вместе, мама и ребенок будут совершенствовать не только свою поделку, но и укреплять общение родитель-ребенок. Так же даст возможность проводить больше времени друг с другом. Что в наше время крайне редко можно увидеть.
Основные условия реализации целей
Реализация поставленных целей возможна при организации учебного процесса в виде уроков, индивидуальных занятий.
Норма наполнения учебной группы:
Занятия проводятся группой 2 раза в неделю по 2 учебных часа с перерывом в 15 мин после первого часа, соответственно возрасту учащихся при активном включении их в творческую деятельность. Педагог направляет их деятельность, помогает погрузиться в творческий процесс. Возраст детей не менее 10–12 лет, так как к этому времени они уже имеют начальные знания о композиции, цветоведении, овладели некоторыми приемами работы с ножницами, бумагой. Данная программа рассчитана на педагогов дополнительного образования, преподавателей трудового обучения общеобразовательных школ.
По окончанию каждого года обучения будут подводиться итоги обучения. Каждому из учащихся представится возможность выбрать любую свою работу. Составить презентацию и на специально выделенном уроке презентовать ее.
Цели и задачи проекта:
Основная цель обучения в кружке – достижение определенного уровня мастерства. Занимаясь в этом кружке, учащиеся могут достичь определенного уровня образованности, достаточного для подготовки к самостоятельной непрофессиональной и творческой деятельности. Основным показателем этого уровня является результат обучения – развитие определенных навыков и умений. Это умение творчески мыслить, планировать и правильно организовывать свою работу. Бережно относиться к материалам и инструментам. Соблюдать технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и электроприборами.
Основные задачи
1.Образовательные:
привить интерес и любовь к искусству;
привить практические навыки;
формировать чувство цвета, художественного вкуса;
дополнить имеющиеся знания о пропорции, композиции;
2.Развивающие:
развитие фантазии, творческого воображения;
развитие навыков и умений работы с тканью;
с использованием трафаретов и шаблонов;
развитие мелкой (малой) мускулатуры рук;
развитие творческой активности;
3.Воспитательные:
формирование трудолюбия;
побуждение к самостоятельному выбору решения;
формирование упорства в достижении желаемого результата;
совершенствование исполнения и завершения работы;
корректное отношение к работе товарищей;
самостоятельное выражение своего мнения о своей и чужой работе.
Содержание проекта:
Программа построена таким образом, что учащиеся на протяжении трех лет обучения совершенствуются не только в мастерстве технологии изготовления изделий, но еще параллельно получают информацию, расширяющую кругозор, систематические знания. Основа – взаимодействие технологии исполнения изделий и смыслового содержания программы. При внимательном ознакомлении с программой видно, как на протяжении учебного процесса усложняются приемы выжигания и тематический материал по содержанию. Программа каждого года обучения имеет повторяющиеся темы: аппликация, композиция, изготовление одно-двух и многослойных изделий, изготовление панно, украшающий элемент, обработка края изделия, изготовление сувениров, монограммы и т.д. Отличие программ в том, что каждый год технология изготовления тех или иных изделий усложняется. Если учащиеся первого года обучения работают над простыми по форме и содержанию изделиями, например, однослойные салфетки, платочки, наряд для куклы, миниатюрные панно в народном стиле, то для учащихся последующих лет обучения они постепенно усложняются, а именно: двухслойные и многослойные салфетки, рушники, воротники,скатерти, занавески, сложные панно и композиции, изготовление искусст- венных цветов, украшающих элементов одежды. Практически каждое изделие выполняется в технике аппликации с той только разницей, что учащиеся первого года обучения работают над плоскостной аппликацией с простыми накладными элементами, далее технология исполнения усложняется до многослойной и объемной аппликации c использованием сложных элементов. При обработке изделия используются различные приемы выжигания: от простой обколки, обработки края изделия «точками», «капельками», «зубчиками», «фестонами», «бусинками» до обработки «мережкой», «росписью». Большое внимание при изучении композиции уделяется темам народных промыслов. Здесь «Дымка», «Хохлома», «Гжель», «Семеновская деревянная игрушка», «Жостово». Дается информация о многообразии и многоцветье орнаментальных мотивов, своеобразии народных промыслов, традиций. Учащимся дается возможность познакомиться с техническими приемами росписи тех или иных изделий, а также даются консультации по применению этих приемов к технике «гильоширование». Еще одна интересная тема: «Градостроение». Учащиеся не только узнают интересную информацию об архитектуре, памятниках культуры, но и изучают свой край. Более того, на протяжении всего цикла обучения учащиеся работают с различными по фактуре и составу материалами, что дает им возможность понять, как «ведет» себя та или иная ткань при изготовлении различных изделий. Цветные лоскуты ткани используются в качестве палитры. На протяжении всего цикла обучения учащиеся знакомятся с основными приемами нетрадиционной обработки синтетической ткани; обретают навыки художественно-эстетического оформления изделия. Большое внимание на занятиях уделяется развитию художественного вкуса.
Практическая работа по выжиганию включает:
знакомство с элементами основ изобразительного творчества;
изготовление рисунков и эскизов изделий;
изготовление шаблонов, трафаретов;
изготовление декоративных изделий с применением различных приемов выжигания.
Процесс изготовления изделия:
выбор темы, просмотр и отбор иллюстраций по заданной теме;
изготовление эскиза, разметка будущего изделия на листе бумаги;
разбивка композиции на трафареты, изготовление трафаретов;
изготовление отдельных частей изделия из ткани по шаблонам, трафаретам;
сборка и компоновка отдельных заготовок из ткани на основе;
сварка деталей, оформление готового изделия.
Учебно-методическая база:
Оборудование:
столы, стулья, подвесная ученическая доска;
соответствующее освещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям;
дополнительное освещение – настольная лампа на каждый рабочий стол;
стекло – размером не менее 30х40 см на каждое рабочее место; световой стол;
гладильная доска, утюг: вентилятор, вытяжка или др. способ проветривания кабинета.
Материалы и инструменты:
ножницы,
простой карандаш,
картон для изготовления трафаретов,
бумага чертежная для изготовления эскиза,
бумага эскизная белая для изготовления рисунка изделия;
копировальная бумага;
акварельные краски или гуашь, кисть;
фломастеры;
ткань шелковая или синтетическая различных цветов;
выжигательный аппарат;
металлическая линейка.
Оформление:
плакаты по цветоведению (цветовой круг, контрастные цвета, сближенные цвета);
репродукции и иллюстрации панно, картин художников;
панно, выполненные в технике гильоширования;
рисунки на кальке, эскизы изделий, шаблоны;
наглядные пособия, дидактический материал;
правила техники безопасности.
Большое значение придается художественному оформлению помещения для занятий кружка. Оно должно помогать в учебном процессе. Украшением помещения могут служить наиболее удачные работы кружковцев, образцы готовых изделий. При размещении рабочих столов необходимо учитывать направление дневного света и вечернего освещения, чтобы рабочие места были освещены с левой стороны и сверху. На каждом рабочем столе необходимо установить настольную лампу. В кабинете также необходимо иметь гладильную доску и утюг. Подвесная доска используется для показа наглядных пособий, чертежей. Для постоянного очищения воздуха необходимо иметь вытяжку, периодически производить проветривание помещения. Изделия из ткани или его детали выжигают концом иглы по контуру рисунка, выполненного на кальке тонким черным фломастером, отсекая лишнюю ткань. Сквозь тонкую прозрачную ткань рисунок виден хорошо, но если ткань темная и плотная, необходимо использовать световой столик – рабочее место – с нижней подсветкой рисунка. Самый простой световой стол – стекло толщиной 4–5 мм и размером не менее 30х40 см. В случае невозможности изготовления светового стола можно использовать самый простой способ: работа по лекалам, трафаретам и шаблонам. Для этого рисунок на кальке разбивается на отдельные детали (шаблоны), переводится через копировальную бумагу на картон, затем вырезаются нужные трафареты или шаблоны. После этого шаблоны укладываются на ткань нужного цвета и обводятся горячей иглой аппарата по контуру шаблона, таким образом, вырезается нужная деталь.
На первом же занятии необходимо познакомить учеников с техникой безопасности.
Правила техники безопасности
с электроутюгом и электровыжигателем.
1. Тщательно приготовить свое рабочее место. На рабочем месте не
должно быть ничего лишнего.
2. Работать с электроутюгом и электровыжигателем необходимо в
отведенном месте.
3. Выжигать можно на стекле или керамической плитке.
4. При включении и выключении электроутюга и электровыжигателя
берись за вилку, а не за шнур.
5. Диск терморегулятора должен быть правильно установлен по от-
ношению к виду ткани.
6. Если утюг или выжигатель без терморегулятора, то не допускать
их перегрева.
7. Не отвлекайтесь во время работы с утюгом и выжигателем.
8. Не оставляйте их включенными в сеть без присмотра.
9. Утюг ставьте на жаростойкую подставку с ограничителем, иначе
он может упасть на пол. При падении может возникнуть короткое замыка-
ние.
10. При неисправности немедленно сообщите преподавателю и отклю-
чите прибор от сети.
11. Не допускайте соприкосновения горячей иглы эл. выжигателя с эл.
проводом во избежание короткого замыкания.
12. После работы утюг и эл. выжигатель сразу же выключайте из сети.
13. Утюг и эл. выжигатель можно убрать только после того, как они
полностью остынут.
Приспособления и оборудование
1. Приборы для выжигания по дереву «Узор» или «Вязь». Игла снаб-
жается острым концом, а уровень температуры на игле не должен превышать 250–300 °С. Иглу с концом нужной формы сделайте из нихромовой
или вольфрамовой проволоки диаметром 0,8–1 мм. Правильно нагретая
игла легко режет капроновую ткань, но не обугливает ее, на линии среза,
на белой ткани не остается желтизны.
2. Cтекло или керамическая плитка, на которой выполняется работа.
3. Металлическая фольга, картон для выполнения трафаретов.
4. Кусочек наждачной бумаги и хлопчатобумажной ткани для снятия
нагара с иголки.
5. Ножницы, металлическая линейка, карандаш, фломастеры, калька,
копировальная бумага.
6. Синтетическая ткань: капрон, искусственный шелк, нейлон, крим-
плен, ацетат, трикотин, синтетическая парча, бархат.
7. Наглядные пособия: образцы выжигания на различных видах тка-
ни, готовые изделия, шаблоны, лекала и трафареты, чертежи изделий, ра-
бочие рисунки, эскизы.
124
8. Учебные пособия при обучении декоративному рисованию,
составлению композиций, узоров, цветовых сочетаний.
9. Узоры для художественной вышивки и ришелье, рисунки из дет-
ских книжек-раскрасок.
7. Список литературы для педагога
1. Буриков В. Г., Власов В. Н. Домовая резьба. Библиотека домоводство
для всех, Москва, 1997.
2. Веселова В. Вышивка. Английская гладь. «Вышивка. Английская
гладь» № 4, 1993, СПб.
3. Гибсон Рэй. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы. «Росмэн», Мо-
сква, 1996.
4. Евстратова Л. М. Цветы из ткани, бумаги, шерсти, бисера, перьев, ра-
ковин. Москва, Культура и традиции. 1997.
5. Жукова О. Г. Кожа – в умелых руках. Сборник. Москва, Знание. 1996.
6. Казак А. А., Казак Н. В. Цветы на платке. Москва, ВЛАДОС, 1995.
7. Кочанова Н. П. Фантазия и ваших рук творение. Петрозаводск. Каре-
лия. 1997.
8. Нагибина М. И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль. Акаде-
мия развития. 1997.
9. Немтинов В. А. Ришелье. Вышивка. Монограммы. «Домашняя кол-
лекция» № 1, 1993, СПб.
10. Орлова Л. В. Хохломская роспись. Издательство «Мозаика-Синтез»,
Москва. 1998.
11. Постнова М.В. Гильоширование: Искусство выжигания по ткани.
СПб, Лениздат, 1997.
12. Ростик Г. Антология вышивки. Выпуск 7, Мережки. «Домашняя кол-
лекция» № 19, 1996, СПб.
13. Cубочева Е. «Жостово». Книжка-раскраска. Москва, ООО ИПФ
«Околица», серия «Народные промыслы», 1997.
14. Субочева Е. «Деревянная игрушка». Книжка-раскраска. Москва,
ООО ИПФ «Околица», серия «Народные промыслы», 1998.
15. Субочева Е. «Гжель». Книжка-раскраска. Москва, ООО ИПФ «Околи-
ца», серия «Народные промыслы», 1997.
16. Субочева Е. «Дымка». Книжка-раскраска. Москва, ООО ИПФ «Око-
лица», серия Народные промыслы», 1997.
17. Субочева Е. «Хохлома». Книжка-раскраска. Москва, ООО ИПФ
«Околица», серия «Народные промыслы», 1997.
18. Федотов Г. Основы художественного ремесла. Послушная глина.
«Аст – пресс». 1997.
19. Федючек Н. Вышивка. Английская гладь.
20. Хазенбак В. Bastelspas Volkseiqener Verlaq. Berlin. 1988.