Розовская общеобразовательная школа I- IIIступеней
администрации Новоазовского района
ПОЧЕМУ НУЖНО ЛЮБИТЬ ЧТЕНИЕ?
Выполнила
ученица 4 класса
Левченко Анна
Руководитель:
учитель начальных классов
Жирнова Е.С.
с. Розы Люксембург, 2017г.
1.Паспорт проекта.
1.1 Образовательное учреждение: Розовская общеобразовательная школа
I- III ступеней.
1.2 Тема проекта: Почему нужно любить чтение.
1.3 Директор школы – Прокофьева Татьяна Владимировна.
1.4 Автор проекта – Левченко Анна , ученица 4 класса
1.5 Руководитель проекта – Жирнова Елена Сергеевна, учитель начальных
классов.
1.6Адрес: Новоазовский р-он. ,с.Розы Люксембург, ул. Школьная, д.8
1.7 Тел/факс 3-34-50
1.8 Е-mail: [email protected]
2.Характеристика проекта:
2.1Тема проекта: Почему нужно любить чтение.
2.2 Цель исследования: Развивать у детей интерес к художественной литературе, повышать интерес к стремлению получать знания через книгу, вызвать желание больше общаться с книгами, отдавать им предпочтение наряду с современными ТСО
Задачи:
- пронаблюдать какую роль играют книги в жизни моих ровесников;
- проанализировать роль книги для ребят нашего класса;
- найти мнения известных людей о книге, о чтении;
- показать одноклассникам через памятники архитектуры, что существование большого количества памятников книге говорит о её значимости.
2.4 Актуальность проекта:
Книга – незаменимый источник знаний для взрослых и детей. Ребенок, беря в руки книгу, непроизвольно ее открывает. Загадочный и неизведанный мир предстает перед ним: сказки, волшебные страны, незнакомые предметы, удивительная природа - все так и манит заглянуть вглубь книги, проникнуть в ее тайны, разгадать загадки и отправиться вместе с ее героями в путешествие за знаниями.
Беря с полки бесценный источник знаний, взрослый, зачастую, не задумывается о его происхождении и забывает рассказать ребенку о самом главном: об истории создания книги, о нелегком пути, который был пройден книгой перед тем, как попасть на полки. Это самая большая ошибка родителей, которые не стремятся донести до юных книголюбов историю создания книги и правила общения с ней. В современном обществе на смену
1
книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые
носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Современному родителю проще нажать кнопку дистанционного пульта, чем достать и прочитать своему ребенку книгу. А только при живом общении происходит становление и развитие ребенка. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, развитие коммуникативных функций и т.д. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как личности. Таким образом, актуальность нашего проекта обусловлена недостаточной востребованностью книг подрастающим поколением как основного источника знаний для развития и воспитания.
Этапы проекта:
Подготовительный
-ознакомление с задачами проекта
- обсуждение темы
Основной:
-сбор и изучение информации, связанной с книгой.
-проведение исследовании
-оформление проекта
Реализации:
- составление проекта и его защита
-рефлексия
-оценка результата работы
2.6. Моя деятельность:
- Поиск информации, интервью.
-Составление анкет и анкетирование ребят
2.7.Методы исследования:
- Подбор и изучение материала по теме, анкетирование
-опрос
2.8.Гипотеза: нужно ли тратить время на чтение книги, если можно посмотреть фильм и получить информацию из Интернета.
2
Введение
Книга, книжка – сшитые в один переплет листы бумаги или пергамента. (В. Даль, Толковый словарь). Какое простое короткое объяснение, а как много стоит за этим словом – КНИГА!
Работа над темой моего исследования началась с того, что в нашем классе прошел классный час на тему: «Книги, спасибо за то, что вы есть». Мы долго разговаривали о роли книги в нашей жизни с нашим руководителем, а после занятий и дома с родителями. Я решила изучить эту тему, поставила перед собой цель и ряд задач.
![]()
3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
История создания книги
История книги своими корнями уходит в далекое прошлое. Разные народы по-разному пришли к письменности, используя для письма разный материал: камень, кость, дерево, металл, шелк, кожу, кукурузные стебли. В древности материалом для письма служил КАМЕНЬ. Первые рисунки первобытных художников найдены на стенах пещер. ГЛИНЯНЫЕ КНИГИ–самые древние. На еще мягкой и влажной глине выдавливали острой палочкой слова-значки. Потом дощечку сушили и обжигали в печах, как горшки. По размеру глиняные плитки были похожи на настоящий плоский кирпич. Из десятка, а иногда из сотни таких страниц создавалась книга. Такие книги писались в древних государствах Месопотамии и Ассирии. А в соседнем Египетском государстве книги делали из ПАПИРУСА–речного тростника с высоким и толстым стволом, разрезанным на полосы и высушенным. На них писали палочками, обмакивая их в чернила или цветные краски. Потом листы склеивали ,и получалась книга в виде длинного свитка. Обычно длиной около 6 метров. После чтения свиток сворачивали в трубку и хранили в особом футляре. Великое изобретение египтян –папирус –сохранилось как слово во многих языках. Например, бумага по-английски –paper, по-русски –папиросная бумага. На смену папирусу пришел новый писчий материал –ПЕРГАМЕНТ.
В древнем Пергамском государстве его выделывали из шкур животных. На нем можно было писать с обеих сторон. Лист пергамента сгибали пополам, и получались четыре страницы. Четвертинка по-гречески называлась «тетрадос», а все вместе они составляли тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивались и получалась книга, в которой можно было писать и рисовать, и называлась она кодексом. По внешнему виду кодекс напоминает современную книгу. На написание одной книги уходило целое стадо баранов. Книга писалась от руки несколько лет. Пергаментные книги делали очень тщательно и украшали. Переплёт такой книги был деревянный, обшитый кожей. Книги украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. В Древней Руси писали на березовой коре –БЕРЕСТЕ. Знаки на кору наносили костяным стерженьком вверху, сквозь которую продергивалась тесемка. Такой стерженёк называли писало. Его подвешивали к поясу. Во II веке н.э. в Китае изобрели БУМАГУ. Это был более дешевый материал. Бумагу изобрел Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Китайцы 800 лет хранили тайну производства бумаги. Ни один писчий материал не получил такого признания, как бумага. В разных странах стали создавать целые мастерские по изданию книг. Работа эта считалась очень важной и почетной.
4
Первыми создателями рукописных книг были монахи. Букву за буквой выводил писец, строку за строкой. А художники заполняли страницы рисунками. Причудливым штрихом писали заголовок. Затем книгу «одевали» в переплет, украшали серебром и драгоценными камнями. Книги были подлинными произведениями искусства. Иоганн Гутенберг, немецкий мастер, изобретя первый печатный станок, открыл новую эру в книжном деле.
Двадцатый век подарил нам новую разновидность книги –электронную. Такая книга хранится в памяти компьютера. В нее можно поместить не тысячи, а десятки тысяч и даже миллионы произведений. Кстати, электронная книга и традиционная не соревнуются между собой, а мирно соседствуют. И это не удивительно. Ведь многотомная энциклопедия может поместиться на маленьком компакт –диске, вместо того чтобы занять целую полку книжного шкафа. Однако большинство нужных нам книг лучше иметь напечатанными –им в отличие от компьютера не требуется электричество
![]()
![]()
![]()
Памятники книг
У людей есть замечательная особенность, отличающая их от других живых существ: возможность и желание испытывать добродетельные чувства. И такие чувства, как, например, благодарность и признательность, порождают у людей желание созидать монументальные памятники различным людям и вещам, чтобы сохранить память о них для себя и потомков. Разумеется, только самые достойные и удивительные вещи становятся объектами для творений из камня, металлов и других материалов. И, конечно же, книги, равно, как и связанные с ними исторические моменты и личности, не стали исключением.
5
![]()
![]()
![]()
![]()
Интересные факты
Самой большой книгой в мире считается книга, выпущенная издательством «Ин» (Россия) в 2004 году. Книга называется «Самая большая книга для малышей». Высота этой книги 6 метров, а ширина 3 метра. Несмотря на то, что в этой книге всего 4 страницы - весит «Самая большая книга для малышей» 492 килограмма. В книге собраны 12 стихов известных авторов: С.Михалкова, В.Степанова, С.Еремеева и А.Тюняева. Книга занесена в «Книгу рекордов Гиннеса».
![]()
6
Самая маленькая в мире книга - Размеры этой миниатюрной книжечки составляют всего 0,07х0,1 мм. Книга "Маленький Тэд из города Репа" состоит из 30 страниц, которые являются микротабличками, вырезанными на гладком куске кремния. Для того, чтобы прочитать что-нибудь в этой книге, необходимо воспользоваться микроскопом. Создавалась эта книга путем применения пучка ионов галлия и электронного микроскопа. Пучок, обладающий минимальным диаметром в 7 нанометров и запрограммированный для вырезания пространства вокруг каждой буквы
![]()
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1.Анкетирование ребят
Чтобы выяснить, действительно ли современные дети стали меньше читать, меньше любить книгу, мыпровели анкетирование среди одноклассников.
. В анкете на вопрос «Чем я люблю заниматься в свободное время?»
гулять с друзьями;
читать;
смотреть телевизор;
играть в компьютер;
заниматься спортом.
Надо выбрать и отметить один вариант проведения свободного времени. 7
В результате при подсчете голосов оказалось, что читать в свободное время любят только пять человек.

Результаты опроса показали:
Гулять с друзьями - 42%
Читать- 14%
Смотреть телевизор – 4%
Играть в компьютер - 38%
2. Анкетирование родителей.
Результаты анкетирования показали: родители не интересуются, что читают дети, не обсуждают прочитанный текст с ребёнком. Дети чаще смотрят мультфильмы, играют в компьютер.
Результаты нас очень расстроили. Это что же получается? Очень мало детей с удовольствием читают в свободное время, читают не по собственному желанию, а по заданию учителя и требованиям родителей! С этим надо что – то делать!
Проведение беседы «О важности чтения».
О важности чтения
О важности чтения говорят многие, однако далеко не все понимают, на сколько чтение обогащает духовный мир человека.
Важность книг и чтения доносят до нас даже старые русские пословицы,
8
такие как: “Кто много читает, тот много знает” или, например, “Книга
мала, а ума придала”. И уж если о важности чтения задумывались древние жители нашей земли, то как можем мы не понимать, насколько важен этот невзрачный, на первый взгляд, предмет, под названием книга?
Книги открывают человеку новые миры, новые горизонты, глубокие впечатления и переживания. Один неглупый человек в своё время написал: “…чем больше вариантов выбора у человека в каждой конкретной ситуации, тем больше его духовный мир”. Само собой, книги не дадут вам всех ответов, и всех вариантов на все случаи жизни. Однако, читая книги, вы обогатите свой разум ответами, до которых уже добрались люди, их написавшие. Ваш разум наполнится идеями и мыслями, которые расширят ваше мировоззрение, упрочнят позитивное отношение к жизни и окружающему миру, обогатят вас новыми идеями и целями. А не это ли остановиться, вдуматься, перечитать ее. Пересказ учит анализировать текст, относиться к нему критически. Чтение развивает воображение: ребенок сам представляет героев, а не принимает созданный другими образ.
Что же мешает чтению детей? Просто сейчас детских развлечений стало гораздо больше.
Бесконечное сидение перед телевизором и столько же бесконечное щелканье пультом. Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. Дети не могут четко определить, где – правда, а где – ложь. Они слепо доверяют всему тому, что видят на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11-12 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что есть на экране.
А ведь есть более интересное занятие – чтение книг.
«Всем хорошим я обязан книге», - так говорил Максим Горький. Я с ним полностью согласна. Я считаю, что книги играют очень важную роль в жизни человека. И сейчас я попытаюсь это доказать.
Во - первых, как вы вообще представляете жизнь без книг? Это же скучно и неинтересно! Как иногда противно смотреть на лежебок, которые целыми днями сидят за компьютерами и телевизорами. Какой от них толк? А книга – это ключ к знаниям. Читая, её ты узнаешь много нового и полезного для себя. Даже древние люди говорили: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Во – вторых, книга развивает кругозор. Ведь это так интересно заглянуть в неё и увидеть прошлое: сражения, царей, рыцарские турниры, походы, войны, географические и научные исследования, узнать об истории своей Родины и познать культуру и религию других народов.
В – третьих, книга развивает мышление и фантазию. Как здорово иногда бывает представить себя греческим героем или ученым, который вот – вот откроет новый закон физики, фараоном или царицей Египта! Мысленно побывать в других странах и городах, представить и очутиться в
9
католическом храме, в протестантской церкви или в православном соборе.
В – четвёртых, книги помогают нам принимать правильные решения. Иногда, смотря на героев книги, мы узнаём самих себя или своих друзей, мы учимся на чужих ошибках и стараемся их не допускать.
В – пятых, читая любое произведение, мы становимся грамотнее, как в устной, так и в письменной речи. Мы пополняем свой словарный запас, тем самым делаем себя более интересным человеком.
Но нельзя забывать о том, что книги нужно читать предназначенные для своего возраста. Согласитесь глупо, если в шестнадцать лет человек читает сказки «Колобок» и «Курочка ряба», а пятилетнему малышу мама на ночь читает «Войну и мир» Толстого.
Ребенок, «вскормленный» чтением вырастает наиболее чутким к проявлениям социальной среды. К тому же, человек с раннего детства держащий книгу в руках, приобретает очень важную полезную привычку –
привычку читать! В подростковом возрасте сложно переоценить значение чтения полезной литературы – поскольку все основные ценности формируются именно в этом сложном возрасте. Подростки склонны идеализировать любимых героев, стремятся подражать им в своих поступках, они начинают мечтать о своём собственном будущем, тем самым изучая основы планирования жизни.
Один раз, начав читать, остановиться уже невозможно! Это воистину пример правильной траты времени. Все тревоги отступают перед интересной книгой, человек отрешается от проблем – таким образом, книги служат отличным средством для релаксации. Читая, уже никто не сможет сказать, что ему скучно. Все страхи и заботы остаются вне страниц, испещренных буквами, которые складываются в слова и фразы, а ведь из них и состоит наша жизнь!
духовный мир человека?
Ни для кого ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Приобщение детей к чтению потребует времени и усилий. Никто за родителей этого не сделает. Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие.
Опыт показывает: надо как можно раньше приобщить ребенка к чтению и книге – кладезю знаний, идей, мудрости и опыта.
Сейчас много идет разговоров о том, что традиционная система оценок успеваемости школьников, т.е. пятибалльная система – изживает себя. На смену ей идет другая, основанная на накоплении учеником достижений в той или иной области знаний, которая может быть выражена в участии детей в олимпиадах, конкурсах, турнирах и т.д., как в рамках школьной программы, так и вне ее. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления, а
10
значит – начитанности.
Есть дети, для которых книга – органическая часть их жизни. К сожалению, таких детей, кто не мыслит жизнь без чтения, с каждым годом становится все меньше. Зато возрастает процент тех, для кого чтение – тяжкая повинность. Они не осознают его не только как средство общекультурного развития, но и как средство, гарантирующее учебные успехи по всем предметам. Ведь чтение является основой для изучения всех дисциплин, даже математики. И большую помощь в этом вопросе могут и должны оказать родители, те, кто более всего заинтересован в качестве образования своих детей.
Большое влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения.
Принудительное чтение, как правило, неплодотворное. Плодотворным оно становится тогда, когда ребенок читает в силу интереса. Интерес – это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включенном режиме, т.е. обеспечивает влияние книги на читателя. Чтение, мотивированное любознательностью, интересом, особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным.
Для нас, как и для предыдущих поколений, книга была единственным источником знаний. Но времена изменились: современные технологии – от аудиоплееров до компьютеров – стремительно шагнули вперед, а дети – что удивительно! – быстро их освоили. Возникает вопрос: нужны ли ребенку книги?
Способность тщательно «переваривать» в мозгу информацию и анализировать ее можно развить только благодаря чтению книг. Прочитанные сведения лучше запоминаются.
4.Интервью со школьным библиотекарем. ( Приложение №3)
5.Литературная викторина « Книжка заболела» ( Приложение№4)
6.Составление сборника афоризмов и высказываний о книге.(Приложение№5)
7. Сбор пословиц о книге, их обсуждение. (Приложение№6)
Заключение
Результаты проекта:
В процессе реализации проекта:
- Повысился интереса детей к чтению и художественной литературе.
11
- Обогатился словарь, повысился уровень развития речи детей, развился лексико-грамматического строй. Активное участие родителей в жизни школы,положительное отношение и настрой к совместной деятельности с учителем.
- Возродилось чтение художественной литературы в кругу семьи.
- Учащиеся стали чаще посещать школьную библиотеку.
- Определили 10 причин, почему нужно читать.
1. Улучшение воображения и повышение креативности. Читая книги, мы сами рисуем себе картину всего происходящего по сюжету. Слова обретают новую жизнь, преображаясь в нашей фантазии. В нашей голове «рисуются» звуки, образы, запахи читаемой истории. Такие упражнения чудесным образом тренируют мозг, а именно его «творческую мускулатуру».
2. Хорошее психическое здоровье. При чтении мозг постоянно находится в тонусе, он активен, то есть, по сути, это для него та же зарядка, что для тела – физическая тренировка.
3. Уверенность в себе и своих силах Начитанный человек обычно эрудирован.
4. Увеличение словарного запаса и повышение общего уровня грамотности. . Читая произведения различных жанров, человек нередко сталкивается с незнакомыми словами, терминологией, обычно не использующейся в повседневном общении.
5. Хороший сон. Чтение перед сном приятной литературы способно улучшить сон.
6. Улучшение внимания и способности к концентрации.. При чтении мы концентрируем внимание на содержании книги, не отвлекаясь на все остальное.
7. Развитие памяти и мышления. Люди, регулярно читающие книги, хотя бы в течение одного часа в день, тренируют и улучшают свою память
8. Развитие общительности и сопереживания. Чтение книг улучшает также и наши речевые навыки, появляется способность красиво, четко и ясно выражать свои мысли словами. Он становится способным лучше чувствовать других и сопереживать им.
9. Расширение кругозора. Книги способны дать человеку огромное количество новых знаний! Чтение книг открывает человеку все величие мира, такого, каким он есть на самом деле.
12
10. Самосовершенствование. Помимо всего прочего, чтение книг способно помочь человеку разобраться в себе самом, узнать о себе много нового. Он может найти неожиданные решения, по-новому взглянуть на свою жизнь. Ставя себя на место героя произведения, и задав себе вопрос: «А что бы я сделал на месте этого персонажа?», можно получить неожиданный ответ. И нередко даже получить подсказку по практическим моментам в поведении.
Читая книги, человек со временем формирует свое собственное мировоззрение, его взгляд на мир углубляется и расширяется, пересматриваются и формируются ценности, убеждения и принципы. Многие книги способны мотивировать и вдохновить на самореализацию, улучшение себя, повышение своих результатов. Кроме того, читающий человек надолго остается молодым – ведь старость начинается со старения мозга, а увлеченному читателю это не грозит!
![]()
13
Приложение 1
Анкета для учащихся
Ф.И. учащегося_____________________________________________
1. Чем я люблю заниматься в свободное время? (подчеркни)
гулять с друзьями;
читать;
смотреть телевизор;
играть в компьютер;
заниматься спортом.
1. Есть ли у тебя дома детские книги? __________________________
2. Читаешь ли ты их ? _______________________________________
3. Посещаешь ли ты библиотеку? _____________________________
4. Как часто ты читаешь книги? ______________________________
5. О чем ты любишь читать?________________________________
6. Назови свою любимую книгу(книги) _________________________
_________________________________________________________
7. Фамилии каких писателей ты знаешь?________________________
__________________________________________________________
Приложение 2.
1. Ф.И. родителя ______________________________________________
2. Есть ли в вашем доме детские книги? Сколько их?
_________________________________________________________
3. Читает ли ваш ребенок эти книги? Как часто?
__________________________________________________________
4. О чем он любит читать? __________________________________________________________________________________________________________________________
5. Есть ли у него любимая книга? Какая? ______________ _________
_____________________________________________________________
6. Когда и как вы покупаете ребенку книги? Вместе с ним или сами? __________________________________________________________
7. Обсуждаете ли вы с ребёнком прочитанные тексты?
____________________________________________________________________________
Приложение 3
![]()
Книга - лучший друг.
Интервью с библиотекарем .
. – Здавствуйте, Светлана Васильевна.
Здравствуйте.
Можно я задам вам пару вопросов?
Да, можно.
Спасибо.
Скажите пожалуйста, а работа библиотекаря сложная?
Конечно. Нужно обеспечивать всех учащихся учебниками, разными книгами, нужно чтоб все книги были чистыми, аккуратными. Но и конечно заинтересовать учащихся, чтобы дети приходили в библиотеку. Очень трудная, но и очень интересная работа.
– Много учеников посещают библиотеку?
Почти все учащиеся ходят, но частые посетители это учащиеся младших классов, среднее звено, 9-11 – когда им нужна дополнительная литература по литературе, истории.
– Как можно заинтересовать учащихся?
Часто их приглашать, ходить в классы. Провести беседу, делать выставки, чтоб они видели эти книги и читали.
-Какие книги читают дети?
Младшие классы читают сказки, интересные рассказы, среднее звено -повести, рассказы, старшие классы- литературу, справочники.
Приложение 4
![]()
Литературная викторина
« Книжка заболела»
- Ребята вы верите в чудеса?
- Да.
- Сегодня утром произошло настоящее чудо. Когда я пришла в класс и увидела на столе Королеву - Книгу со сказочными картинками. Посмотрите на неё, какая она красивая. Давайте откроем и заглянем на первую страницу.
- Что такое случилось? Все картинки пропали. Что же нам делать? Ответы детей
-Давайте поможем собрать все картинки и вернём их обратно в книгу.
Игра « Собери картинку».
Дети собирают картинки и называют сказки по произведениям К. Чуковского.
- Спасибо вам, ребята, помогли вернуть картинки в книгу. Сегодня Королева - книга приглашает нас в гости к вашему любимому писателю Корнею Ивановичу Чуковскому.
В гости дедушка Корней приглашает всех детей!
Но особенно он рад, пригласить таких ребят,
Кто умеет слушать сказки
Или любит их читать.
- Ребята, а Вы любите сказки? А сейчас я приглашаю Вас на литературную викторину по сказкам К. Чуковского. Вы, ребята, будьте внимательны, старайтесь отвечать чётко, быстро.
Игра « Кто есть кто?»
- Каким персонажам сказок принадлежат сказочные имена.
Айболит - доктор. Федора - бабушка. Великан - таракан.
Мойдодыр - умывальник. Цокотуха - муха. Каракула - акула.
1
Бармалей - разбойник. Тотоша и Кокоша - крокодильчики.
- Вспомним, кто так сказал:
- Не кричи и не рычи мы и сами усачи, можем мы и сами шевелить усами. /Раки.
- Надоело нам мяукать! Мы хотим, как поросята хрюкать./ Котята.
Следующее задание.
- Закончи строчки, которые я прочту.
Добрый доктор… ( Айболит)
Он под деревом…(сидит)
Приходи к нам лечиться и корова… и (волчица)
И Жучок… и (червячок)
И медведица!
Всех излечит исцелит
Добрый …(доктор Айболит)
Входит доктор Айболит.
Доктор Айболит. Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Вас полечить?
Воспитатель. Нет дорогой доктор. Наши дети здоровы, их лечить не нужно.
Д.А. Ну тогда встаньте и покажите, какие вы крепкие и сильные.
Физкультминутка.
Нас не надо вам лечить Добрый доктор Айболит.
Будем бегать и шагать, будем силы набирать.
Не болят у нас животики, как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем, а потом к траве присядем.
Как орлы летим, парим, во все стороны глядим.
Где же Африка страна? Может помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем, как весёлый звонкий мячик.
Скок - поскок, скок- поскок, не цепляйся за сучок.
Дружно к бедным страусятам по траве пойдут ребята.
Ноги будут поднимать, по густой траве шагать.
Всем мы помощь оказали, сами сильными мы стали.
Д.А. Я вижу, какие вы сильные и крепкие. Я вам дарю книжкину больницу, лечите свои «больные» книги.
- Спасибо Вам, Доктор - Айболит, приходите к нам ещё.
- Ребята, подойдите к нашей выставке и посмотрите книги в нашей библиотеке.
На выставке представлены обложки любимых сказок, назовите сказки К.И.Чуковского.
( перечисляют)
-Ребята, К. Чуковский очень любил детей, часто приходил в сады и школы, чтобы почитать свои весёлые стихи и сказки.
2
- Потому что они добрые, весёлые, интересные, поучительные.
- Чему нас учит та или иная сказка?
- Мойдодыр - аккуратности и опрятности.
- Федорино горе - быть аккуратными, чистоплотными, беречь посуду, мыть её, прибираться дома.
- Айболит - быть добрыми, заботиться о других.
-Тараканище - быть смелыми.
-Муха - цокотуха – смелости, уметь помогать другим.
- Все сказки учат быть добрыми, аккуратными, вежливыми.
Королева - книга хочет познакомить вас с правилами обращения с книгами.
1.Никогда не рассматривайте книги в тёмной комнате – можете испортить себе глаза.
2.Нельзя оставлять книгу на солнце, чтобы не пожелтели страницы и не испортилась обложка.
3.Книги брать чистыми руками.
4. Книги нельзя рвать.
5.Нельзя рисовать на книгах.
Но есть ещё одно золотое правило, которое надо запомнить «Книги любят тишину», поэтому нельзя громко разговаривать, шуметь, баловаться, надо быть внимательными.
Давайте поиграем в игру. « Что бывает в библиотеке».
В библиотеке что бывает?
Это каждый из вас знает!
Если есть в ней тишина.
То ответить нужно – «Да!»
А если там такого нет-
Дай отрицательный ответ.
Учитель спрашивает, а дети отвечают.
- Книжка друг твой и советчик.
Развлекатель в грустный час.
Береги, люби её ты
Пригодиться ведь подчас.
(Проверка учебников)
-Саша, что случилось с твоей книгой?
Читает стихотворение «Книжкины жалобы».
Заболела эта книжка
Изорвал её братишка.
Если книжка заболела
Не пойду я к докторам.
Сама прошью её, подклею.
Книгу вылечу сама.
Снова станет книга «новой» 3
И красивой и здоровой.
-Сейчас мы твою книжку полечим в книжной больнице.
Дети подклеивают книгу.
- Я надеюсь, что с книжками вы будете обращаться бережно и аккуратно
и мы тогда не услышим от них таких жалоб.
- Ребята, посмотрите, сколько сказок нам написал Корней Иванович. Вам нравятся сказки?
- Я вас всех благодарю за участие и приглашаю вас в нашу библиотеку «МУДРАЯ СОВА». Находясь в библиотеке, вы станете умнее, сильнее, добрее.
Запомните: Книга – твой лучший друг.
4
Приложение 5
СБОРНИК ВЫСКАЗЫВАНИЙ И АФОРИЗМОВ
О КНИГАХ.
Сколько дней труда, сколько ночей без сна, сколько усилий ума, сколько надежд и страхов, сколько долгих жизней усердного изучения вылиты здесь в мелких типографских шрифтах и стиснуты в тесном пространстве окружающих нас полок. (СмитА.)
1
Книга всегда была для меня советницей, утешительницей, красноречивой и спокойной, и я не хотела исчерпать ее благ, храня их для наиболее важных случаев. (ЖоржСанд)
Книги изречений... не только не подавляют самостоятельной деятельности ума, но, напротив, вызывают ее. (ТолстойЛ. Н.)
Творец книги — автор, творец ее судьбы — общество. Чтобы воспитывать, тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение. (ЧеховА.П.)
2
Все, чего я достиг в жизни, стало возможным благодаря книге. (РичардБах)
Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда..(Сухомлинский В.А.)
«Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась». (А.И. Герцен)
«Большая часть человеческого знания во всех отраслях существует лишь на бумаге, в книгах, - этой бумажной памяти человечества. Поэтому лишь собрание книг, библиотека является единственной надеждой и неуничтожаемой памятью человеческого рода». (А. Шопенгауэр)
«Что может быть драгоценнее, чем ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира». (Л.Н. Толстой)
«Книги рождают мечту, вызывают ее к жизни, заставляют размышлять, воспитывают самостоятельность суждений». (С.Г. Струмилин)
3
«Книга – это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли. Мир без книги – мир дикарей». (Н.А.Морозов)
«Что за наслаждение находится в хорошей библиотеке. Смотреть на книги – и то уже счастье». (ЧарльзЛэм)
«Причина того, что люди так мало запоминают из того, что они читают, заключается в том, что они слишком мало думают сами». (Георг Кристоф Лихтенберг)
«Занятия с книгами – юность питают, старость увеселяют, счастье украшают, в несчастии доставляют убежище и утешение, дома радуют, вне дома не мешают...» (Марк Тулий Цицерон)
«Книга жизнеспособна лишь в том случае, если дух ее устремлен в будущее».(Оноре де Бальзак)
4
«Книга, которая не стоит того, чтобы ее читать дважды, не стоит и того, чтобы ее читать и один раз». (Карл Юлиус Вебер)
«С книгами у нас обстоит дело также, как и с людьми. Хотя мы со многими знакомимся, но лишь некоторых избираем себе в друзья, в сердечные спутники жизни». (
«Все хорошие книги сходны в одном, - когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно навсегда при вас и останется». (Хемингуэй.)
5
Приложение 6
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О КНИГАХ.